7


  • Учителю
  • Конспект вне классного чтения 'Трансформация образа матери в детской литературе'

Конспект вне классного чтения 'Трансформация образа матери в детской литературе'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала


«Трансформация образа матери в произведениях для детей».



Будущее нации - в руках матерей.

О. Бальзак


Введение

Изначально природой заложено: мать - самое дорогое для каждого. Светлый образ матери доносят до нас сказки и легенды, стихи и песни, рассказы и повести, романы и мемуары, спектакли и кинофильмы. Они сопровождают нас с раннего детства и всю жизнь. Серьёзно или шутливо, прямо или намёком на примере литературного героя показывают ребёнку, как нужно относиться к матери.

Но в последнее время ситуация резко изменилась. Культура на глазах становится всё более деструктивной, табу отменяются, святого становится всё меньше и меньше. К образу матери это имеет прямое отношение. К чему это приведёт? Без образов, базовых для русской культуры, таких как образ матери, никакая культура существовать не может. А это неизбежно влечёт за собой распад общества и нарушение человеческой психики.

В своей работе мы постараемся выявить основные причины, которые повлияли на изменения отношений к материнскому образу. На первом этапе мы провели анкетирование, затем разработаем план мероприятий, позволяющих возвысить образ матери, вернуть ему достойное место в современной культуре.

Цель исследования: проанализировать изменения, которые происходят с образом матери в произведениях детской литературы.

Задачи:

  • выявить характерные особенности идеальной матери;

  • проанализировать детскую литературу и обозначить основные характеристики материнского образа XIX, XX, XXI веков;

  • обозначить основные причины изменения образа матери;

  • провести анкетирование среди учащихся с целью выявления качеств, при-сущих современным матерям.

Объект исследования: образ матери в детской литературе.

Предмет исследования: произведения для детей: Л. Толстой «Детство», Ф. Бернетт «Маленький лорд Фаунтлерой», С. Георгиевская «Галина мама», Е. Шварц «Два клена», Р. Фраерман «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви», Г. Му «Детская книга для девочек», Ж. Уилсон «Разрисованная мама».

В нашем исследовании мы применяли следующие методы:анализ литературы,анкетирование,моделирование, анализ и синтез материалов сайтов сети Интернет.

Новизной нашей исследовательской работы является то, что в последнее время мало внимания уделяется такой женской характеристике, как материнство. По словам О. Бальзака, будущее нации находится в материнских руках. Какое будущее будет у нашего поколения, если в современной культуре образ матери часто бывает отрицательным? Поэтому нужно постоянно работать над тем, чтобы образ матери вернулся на своё достойное место.



Глава 1. Образ матери в детской литературе

Образ матери - первый человеческий образ, возникающий у маленького ребенка. Её лицо он начинает узнавать прежде всех остальных лиц. Прикосновение рук отличает даже во сне.Ребёнок растет, и образ мамы тоже обрастает подробностями. Ещё толком не умея говорить и тем более связно выражать мысли, малыш знает о маме поразительно много. О её характере, нраве, вкусах, привычках.

Прежде всего, нам бы хотелось узнать, каков идеальный образ матери? Историки, литературоведы, культурологи, социологи, исследующие этот вопрос, отмечают его удивительную устойчивость. «Основные характеристики и эталонные черты социокультурного образа женщины-матери со времен античности фактически не изменились, - пишет, со ссылкой на многочисленные исследования других авторов, в своей монографии «Женский образ в социокультурной рефлексии» Т.Г. Киселева. - Это женщина, обладающая неординарным жизненным опытом и даром интуитивного предвидения наиболее вероятных путей развития событий (особенно связанных с её детьми); отличающаяся редкой добротой, чувством сострадания и умением понять своих детей и их решения; женщина, одаренная от природы неординарными способностями к воспитанию и убеждению; человек по природе необыкновенно стойкий, верный интересам своих детей и безоговорочно принимающий во имя их (или вместо них) любые испытания судьбы и т.п. Разумеется, в соответствии с культурными традициями разных народов, этот набор характеристик мог в большей или меньшей степени варьироваться, но в целом он остается относительно типовым в культурах большинства цивилизованных сообществ»[8].

Ну, а что касается прообраза идеальной матери, то для христианского мира, как нетрудно догадаться, его являет Собой Богородица. Жертвенная любовь, чистота и нежность, кротость и в то же время нравственная стойкость - эти ассоциации возникают при упоминании о Пресвятой Деве даже у людей, далеких от Церкви.

Не сосчитать светлых образов матерей, которые донесли до нас сказки и легенды, стихи и песни, рассказы и повести, романы и мемуары, спектакли и кинофильмы. Они обступали реб`нка с раннего детства и сопровождали всю жизнь.

Конечно, особенно - что неудивительно - образ матери встречается в произведениях для детей. Где-то она- эпизодический персонаж. Где-то (например, в пьесе «Два клена») оказывается в центре сюжета. А где-то речь вообще идёт о зимнем вечере, но как бы невзначай мелькнет сравнение месяца с мамиными серёжками, и мама незримо появится на странице, и сразу станет теплей и уютней. Свет маминых глаз, тепло маминых рук, ласковый голос, нежная улыбка - эти выражения не приедаются, не кажутся избитыми, потому что они подлинны, органичны, в них нет жеманства. Душа - с радостью или с тоской - но всегда откликается на них.Серьёзно или шутливо, прямо или прозрачным намёком ребёнку на примере литературного героя показывают, как нужно относиться к матери.

Далее мы рассмотрим,как в разные века авторы литературных произведений описывали образ матери. Нами были проанализированы произведения для детей, написанные в XIX, XX, XXI веках.


  1. Образ матери в детской литературе XIX века

Рассмотрим образ матери в повести «Детство». Повесть Льва Николаевича Толстого «Детство» принадлежит к лучшим страницам не только русской, но и мировой классики.

В этом произведении находим такое описание матери:«Так много возникает воспоминаний прошедшего, когда стараешься воскресить в воображении черты любимого существа, что сквозь эти воспоминания, как сквозь слезы, смутно видишь их. Это слёзы воображения. Когда я стараюсь вспомнить матушку такою, какою она была в это время, мне представляются только её карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый белый воротничок, нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала и которую я так часто целовал; но общее выражение ускользает от меня» [4].

Обратимся к зарубежным произведениям XIX века. Для примера мы выбрали книгу «Маленький лорд Фаунтлерой».ФрэнсисЭлизаХоджсонБернетт - английская писательница и драматург. В 1886 году выходит один из наиболее известных романов ФрэнсисБернетт- «Маленький лорд Фаунтлерой».

В этом произведении автор так описал маму: «Её прелестное юное лицо было грустно, в больших карих глазах светилась нежность и доверчивость; после смерти мужа печаль никогда не покидала её». Слова мальчика о своей маме: «Дорога была длинная, но со мной была Дорогая - это моя мама, и мне не было грустно. Разве можно грустить, когда мама с тобой?».

Такое описание мальчика приводит автор: "В сущности, всё было очень просто: он стал таким только потому, что жил близ доброго, кроткого сердца, научился добрым мыслям и понял, как необходимо заботиться о других. Может быть, это и немного, но, по сути, такое отношение к людям важнее всего на свете».

В XIX веке господствовала традиционная (патриархальная) культура. Она и формировала основные ценности женщин: семья, материнство, религия, любовь и т.д. В это время активно начала развиваться женская благотворительность. Это занятие наиболее соответствовало религиозной традиции и позволяло женщине выйти за пределы семьи и дома. В религиозных воззрениях благотворительность поощрялась и считалась близкой природе женщины. Традиционная культура XIX века отразилась и на формировании образа матери. Мать выступала образцом доброты, самопожертвования, нежности и сострадания.


  1. Образ матери в детской литературе XX века

Век XIX плавно перешёл в XX с его революциями, мировыми войнами, репрессиями. Эти события не могли не отразиться на образе матери. Советская власть, сделавшая огромный рывок на пути женской эмансипации, усиленно прославляла женщин-борцов за народное счастье: революционерок, участниц войны и тружениц. Например, в пьесе «Два клёна» Е. Шварца главная героиня Василиса-работница ради спасения сыновей соглашается на самую тяжелую работу у Бабы-Яги. «Работа меня от всех бед спасала» - ключевые слава, характеризующие Василису-работницу.

Отразились на материнском образе и войны, произошедшие в первой половине XX века. В годы войны на женские плечи легла непомерная тяжесть. Вот как описаны материнские руки в рассказе Сусанны Георгиевской «Галина мама»: «Мамины руки лежали в чёрных перевязках. Они были в рубцах и лилово-красных пятнах, похожих на ожоги. Они защищали Родину, эти руки. На них остался багровый след её холодов и вражеского огня»[2].

Во многих произведениях XX века ставился акцент на профессиональной деятельности матери. В знаменитой повестиРувимаФраермана «Дикая собака Динго»находим такое описание мамы: «Близко за плечами Тани стояла мать. В дождевом плаще, в белом докторском халате, она показалась Тане совсем другой, чем была месяц назад. Так предмет, поднесенный близко к глазам, теряет вдруг свою знакомую форму. И Таня, ещё не опомнившись, секунду-две неподвижно смотрела на мать. Она увидела две еле заметные морщинки, расходившиеся от уголков её носа, и худые ноги в туфлях, слишком просторных для неё - мать никогда не умела заботиться о себе, - и худые, слабые руки, столь искусно врачевавшие больных. Только взгляд её остался неизменным. Таким всегда носила его в памяти Таня. Мать смотрела на неё своими серыми глазами. И в них, как щепотка соли, брошенная в море, растворились мгновенно все обиды Тани. Она поцеловала мать осторожно, избегая притронуться к глазам, словно боялась своим движением погасить их взгляд» [6].

С началомXX века привычный ритм патриархальной жизни был нарушен развитием промышленности, внедрением машинного производства. Интенсивно шёл процесс привлечения женщин в общественное производство. В советское время морально одобряема была женщина-мать, добродетельная жена, занятая на производстве. Главное в образе матери XX века осталось традиционным: самоотверженность и нравственная высота. В этом смысле преемственность с прошлыми веками не прерывалась.


  1. Образ матери в детской литературе 21 века

Рассмотрим, как в современных произведениях для подростков описан образ матери. В недавно вышедшем произведении Глории Мупо сценарию Б. Акунина «Детская книга для девочек» встречаем такое описание мамы: «Нет, вот мама всегда всё замечала, но теперь из-за новой работы у неё едва хватало времени приготовить обед. Мама жила в режиме адской молнии, чтобы всё успеть». Словарный запас мамы заставляет задуматься. Узнав, что дети прогуляли уроки, решила поехать сама в школу и поговорить с учителями: «Дети заткнитесь, - устало сказала мама. Я лучше сама. Сперва отвезу Гелю, потом поеду, вставлю пистон этим недоумкам из школы Эраста. Уроды! Нет, я ещё и школьного психолога порву до кучи!» [3]. Мама близнецов Ангелины и Эраста конечно же любит своих детей, но у неё часто нет времени побыть с ними, особенно с дочерью. Мама Алтын Фархатовна описана как волевая, активная женщина, которая за словом в карман не полезет, она зарабатывает больше своего супруга, а в гневе страшнее «разъяренной гюрзы».

Совсем другой образ матери находим в зарубежном произведении. В повести Жаклин Уилсон «Разрисованная мама», предназначенной для девочек от 9 до 14 лет и в 2000 году признанной лучшей детской книгой Англии, в образе матери присутствуют едва ли не все столь «ценимые» современным искусством качества. Мама Мэриголд и алкоголичка, и тунеядка, и ворует чужие кредитные карточки. Основной способ самовыражения Мэриголд - через моду.Она с ног до головы покрыта татуировками, сделанным по её собственным эскизам. Как она признается дочерям, татуировки «заставляют её чувствовать себя необыкновенной». «Рыжеволосая женщина в коротеньком топике и в узеньких шортах, с очень белой кожей, сплошь покрытой яркими татуировками. Они покрывали её плечи, руки, бёдра, даже лодыжки и те были в татуировках. Увидев меня, она принялась прыгать и размахивать руками как сумасшедшая». К дочерям она относится наплевательски. Получив пособие, единственный источник существования для семьи, Мэриголд может потратить деньги на какую-нибудь свою прихоть, нисколько не задумываясь, будет ли детям завтра что поесть.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что литература отражает тот образ матери, каким его формирует общественное мнение. В современных произведениях для детей нашли своё отражение такие современные проблемы: кризис института семьи (увеличение числа разводов и неполных семей, ухудшение семейного климата и т.д.), социально-экономические проблемы (спад производства, рост безработицы, низкий доход многих семей).

Как видно из приведенных примеров, современная культура становится всё более деструктивной. Образ матери претерпел значительные изменения. Осуждение родителей становится не только допустимым, оно возводится в ранг художественного приёма. Впрочем, и материнская любовь, понятие казалось бы, однозначно высокое, положительное, в современном искусстве подаётся с обратным знаком.

В следующей главе мы рассмотрим мнение школьников, принявших участие в анкетировании.



Глава 2. Современная мама глазами школьников

Для того чтобы узнать мнение школьников об объекте нашего исследования, нами было проведено анкетирование. Всего в анкетировании приняло участие 56 учащихся 6, 8 классов школы №16.

Респондентам было предложено ответить на пять вопросов. Первые два вопроса анкеты касались взаимоотношений с мамой. На вопрос: «Является ли мама вашим другом?» большинство опрошенных (51 чел.) ответили утвердительно. Многие из них так пояснили свой ответ: «Маме можно всё рассказать, она всегда поддержит», «Мама всегда помогает мне, советует», «Она помогает мне справляться с трудностями».

Среди тех, кто не считает маму своим другом, были такие ответы: «Нет, потому что я её даже не вижу дома», «Нет, потому что она не такая как мои друзья, она добрая», «В некоторых ситуациях она не может меня понять».

В следующем вопросе анкеты мы просили описать свою маму. Вот такими эпитетами описали свою маму школьники: добрая, жизнерадостная, заботливая, красивая, любящая, мастерица, понимающая, мама-мечта, справедливая, как лучик солнца освещает мою жизнь, с чувством юмора, честная и т.д.

Следующим вопросом нашего анкетирования мы пытались выяснить, какими качествами должна обладать идеальная мать. Больше половины респондентов (34 чел.) ответили, что их мамы и есть идеальные («Моя мама идеальна, лучше её нет», «Все мамы идеальны, ведь родителей не выбирают», «Идеальная мама та, которая есть у ребёнка, т.е. моя».

Остальные школьники на этот вопрос перечислили качества, которыми, по их мнению, должна обладать идеальная мать: добрая, ласковая, умная, морально сильная и т.п. Один из учащихся назвал такую характеристику идеальной матери как богатство. Один респондент затруднился с ответом.

Далее мы просили привести примеры матерей из литературных произведений. Многие школьники (27 чел.) не смогли ответить на этот вопрос. Те, которые ответили на вопрос, привели следующие примеры произведений : «Трое из Простоквашино», «Красная шапочка», «Золушка», «Волк и семеро козлят», «Молодая гвардия». Четверо респондентов в качестве примера привели стихотворение А. С. Пушкина «Няне». Это не случайно, ведь известно, с какой любовью и нежностью относился Пушкин к своей няне.Немало стихотворений посвятил он ей. Арина Родионовна для Пушкина всегда была символом доброты и бескорыстной любви.

Последним вопросом мы хотели выяснить, каких «известных мам» современные школьники считают идеальными. Многие респонденты не смогли ответить на этот вопрос. Другие привели следующие примеры: Яна Рудковская (3 чел.), Анжелина Джоли (5 чел), Алла Пугачева (2 чел.), Вера Брежнева (2 чел.), Принцесса Диана, мама Юлии Липницкой (по 1 чел.). Трое респондентов на этот вопрос ответили: «Мать Тереза». Хотя у этой женщины не было своих детей, она свою жизнь посвятила ближним. Имя матери Терезы стало всемирно известным как символ деятельного служения людям, девизом которого могут считаться её слова: «...Все мы связаны друг с другом, принадлежим друг другу и обязаны друг другу помогать».

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

  1. многие современные школьники считают, что мама может быть ещё и другом. С ней можно поделиться сокровенным, попросить совета. Школьники уверены, что в трудную минуту мама всегда сможет помочь;

  2. дети ценят в своих матерях настоящие человеческие качества: доброту, отзывчивость, справедливость, честность, заботу и понимание;

  3. большинство детей считают своих мам идеальными;

  4. некоторым школьникам сложно привести примеры матерей из литературных произведений. Возможно, это потому что среди школьников не слишком популярно чтение. А те, кто смог ответить на этот вопрос, в основном называли сказки, которые они читали ещё в начальной школе;

  5. современная идеальная мама, по мнению опрошенных, должна быть активной, творческой, воспитывать не менее двух детей, которым уделяется достаточно времени. Например, Анжелина Джоли, набравшая наибольшее число голосов, известна своей гуманитарной деятельностью и активной гражданской позицией. Она создала ряд благотворительных организаций. Также она воспитывает шестерых детей, трое из которых были усыновлены.

Как видно из ответов, дети любят и ценят своих матерей, но часто ли они говорят об этом? Мы считаем, что теме материнства нужно больше уделять внимания. В школе, в библиотеке, школе искусств нужно больше проводить мероприятий, посвященных матерям. На данный момент такие мероприятия проводятся, как правило, ко Дню матери и к 8 Марта. Но ведь мама всегда рядом, ей приятно будет услышать теплые слова. В средних и старших классах редко проводятся праздники с участием родителей.

Учителям нужно больше приводить ярких примеров материнства. На уроках истории, литературы, музыки, изобразительного искусства, даже обществознания можно разбирать, обсуждать, анализировать образы матерей.

Нужно прислушаться к мнению учёных: «Любая устойчивая культурная модель базируется на позитивном образе человека и его устойчивых связях с миром. Основа такой модели - представление о достойном человеке, чья ценность постоянно демонстрируется и доказывается». И «обязательный образ, на котором держится любая культура, - это положительная женщина-мать».

Заключение

Проанализировав детскую литературу XIX, XX и XXI веков, мы пришли к выводу: ценности, являющиеся приоритетными в разные века, влияли на внутреннее наполнение человека и, следовательно, формировали и образ матери.

У Высоцкого есть слова: «Если путь прорубая отцовским мечом, ты соленые слёзы на ус намотал, если в жарком бою испытал, что почём, значит, нужные книги ты в детстве читал». Давайте ответим на вопрос, читают ли сегодня дети и подростки?Много ли стихов о маме знают современные дети? А песен? А рассказов и сказок? А исторических примеров? Как показало наше исследование - не очень много.

Без базовых для русской культуры образов, таких как положительный образ матери, никакая культура существовать не может. А обрушение культуры неизбежно влечёт за собой распад общества и человеческой психики. Будем надеяться, что придет понимание «материнского вопроса». И, конечно, надо самим активнее заполнять культурное пространство. Необходимо проводить больше мероприятий, посвященных теме материнства. Сейчас такие мероприятия проводятся, как правило, на День матери и на 8 Марта.

Тема материнства неисчерпаема и прекрасна, потому что это сама жизнь.

Список литературы


  1. Бернетт Ф. Маленький лорд Фаунтлерой. - М.: «Тримаг», 2012. - 168с.

  2. Георгиевская С.М. Галина мама. - М.: «Детская литература», 1984. - 12с.

  3. Му Г. Детская книга для девочек - [роман]. - М.: «Астрель», 2012. - 412с.

  4. Толстой Л.Н. Детство. - М.: «Махаон», 2011. - 144с.

  5. Уилсон Ж. Разрисованная мама. - М.: «Росмэн», 2006. - 384с.

  6. Фраерман Р. Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви. - М.: «Астрель», 2009. - 192с.

  7. Шварц Е.Л. Два клена. - М.: «Оникс», 2012. - 74с.

  8. Шишова Т.Л. Образ матери и новый эталон // Виноград. - 2010. - №1. - С.40-47.



Приложение

АНКЕТА

Уважаемые учащиеся! Просим Вас принять участие в исследовании на тему: «Трансформация образа матери в произведениях для детей». Исследование анонимно, его результаты будут обработаны и использованы в обобщённом виде.

Заранее благодарим за участие в исследовании.


  1. Является ли мама Вашим другом? (поясните ответ)

  2. Какими словами Вы опишите свою маму?

  3. Какой, по Вашему мнению, должна быть идеальная мама?

  4. Приведите примеры матерей из литературных произведений (стихов, рассказов, повестей и т.д.), которые Вы когда-либо читали?

  5. Назовите «известных мам», которые обладают всеми качествами идеальной матери?

11




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал