7


  • Учителю
  • Рабочая программа по литературе 8 класс Черкезова М. В.

Рабочая программа по литературе 8 класс Черкезова М. В.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:  РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо  русской литературе для  общеобразовательных учреждений 8 класс, 102 часаБазовый уровень Образовательная программа составлена  на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Программы по литературе для 5-11 клас
предварительный просмотр материала







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русской литературе для общеобразовательных учреждений

8 класс, 102 часа

Базовый уровень


Образовательная программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы Черкезова М.В. и др.) «Русская литература: Программа для национальных общеобразовательных учреждений. 5 - 11 классы для школ с русским (неродным) языком обучения» и по учебнику :Черкезова М.В. и др. Русская литература 8 классы.- Дрофа. Москва 2007 «Литература. Учебник-хрестоматия для 8 класса национальных школ».















2014 год


Пояснительная записка

Цели обучения

Изучение литературы в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе решения следующих задач:

  • развитие способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя;

  • постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.

Общая характеристика учебного предмета.

Своеобразие литературы как базовой учебной дисциплины определяется спецификой литературы как словесного искусства. Образная природа литературы позволяет оказывать непосредственное эмоциональное воздействие на читателя и таким образом активно формировать его мировоззренческие установки, духовно-нравственные идеалы, эстетический вкус. Сложность учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения). Наряду с русской литературой в школе с родным (нерусским) языком обучения изучается родная литература, т. е. литературное образование осуществляется на бикультурной основе; русская литература изучается в нерусской языковой и культурно-исторической среде, отражающей своеобразие социально-исторического развития нации, национального предметного мира (природа, быт), национальных традиций развития культуры. Национальная специфика опосредованно влияет на восприятие русской литературы нерусскими учащимися, поэтому в процессе ее изучения в школе с родным (нерусским) языком обучения необходимо учитывать национальные особенности родной для учащихся литературы.

Рабочая программа по русской литературе 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы Черкезова М.В. и др.) «Русская литература: Программа для национальных общеобразовательных учреждений. 5 - 11 классы для школ с русским (неродным) языком обучения» и по учебнику :Черкезова М.В. и др. Русская литература 8 классы.- Дрофа.- Москва, 2010, «Литература. Учебник-хрестоматия для 8 класса национальных школ».

Рабочая программа продолжает начатую в 5-7 классах работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, воспитанию интереса к чтению и книге. В рабочей программе выделено необходимое количество часов на развитие речи, в том числе и на написание классных сочинений.

Специфику усвоения русской литературы нерус­скими определяют такие факторы, как неодинаковый уровень языковой подготовки учащихся разных на­циональных регионов, своеобразие социальных, эт­нографических, историко-культурных особенностей, национально-художественная специфика родной для жителей данного региона литературы и устного на­родного творчества, своеобразие восприятия русской литературы учащимися разных национальностей.

Учет названных факторов находит отражение прежде всего в отборе программных литературных произведений, в расширении межпредметных связей с дисциплинами гуманитарного цикла, прежде всего с родной литературой, в условиях «диалога культур».

При отборе произведений одним из важнейших можно назвать также принцип доступности художе­ственного текста по таким критериям, как содержа­ние, язык, объем.

В программу внесены изменения. По данной программе класс учится с 5 класса, но в учебнике для 8 класса под редакцией Черкезовой М.В. , 2010 года издания, повторно помещён материал по следующим темам: «И.С.Тургенев «Стихотворения в прозе», «В.Распутин «Уроки французского», изученные учащимися в 6 и 7 классах. Вместо них включены темы: «Н.А.Некрасов. «Железная дорога». «Тройка», Л.Н.Толстой Повесть «После бала» (фрагменты).

Литературный материал организован на историко-хронологической основе.

Цель изучения литературы - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Учащиеся 8 класса должны владеть техникой чтения, и поэтому в программе по литературе больше времени отводится на истолкование прочитанного. Основные формы работы на уроке - это активное чтение вслух и углубление толкования художественных произведений.

Главной идеей программы является системная направленность, т.е. изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX и XX веков. Эта идея и концентрический подход помогают учителю подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом.

Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Место предмета «Литература » в базисном учебном плане МБОУ «Конарская СОШ»

Программа рассчитана на 102 часа, 3 часа в неделю. Программой предусмотрено проведение уроков:

-внеклассного чтения - 11 ч.

- уроков развития речи - 15 ч


Результаты изучения предмета:

Цель изучения литературы - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры

Личностными результатами выпускников средней школы с русским (неродным) и родным (нерусским) язы­ком обучения, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

-осознание себя и представителями своего народа, и гражданами многонационального

Российского государства;

-совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства

любви к многонациональ­ному Отечеству, уважительного отношения к русской ли­тературе

(культуре), культурам других народов;

-использование для решения познавательных и ком­муникативных задач различных

источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и другие базы данных).

Метапредметные проявляются в:

-умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал,

подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причин­но-

следственные связи в устных и письменных высказы­ваниях, формулировать выводы;

-овладении умениями самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать

ее, определять сфе­ру своих интересов;

-использовании в самостоятельной деятельности при­емов сопоставления и сравнения;

-умении работать с разными источниками информа­ции, находить ее, анализировать,

использовать в самосто­ятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников состоят:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведе­ний русского фольклора и фольклора

других народов Рос­сии, произведений древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., произведений литературы народов России и зарубежной литературы; способность грамотно формулировать эти проблемы;

• понимание связи литературных произведений с эпо­хой их написания, выявление заложенных в них вневре­менных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение определять его принадлежность к одному из литератур­ных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений, а также произведений русской и родной литературы;

• определение в произведении элементов сюжета, ком­позиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терми­нологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями своего народа;

• формулирование собственного отношения к произве­дениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях)изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и умение выразить свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

  • восприятие на слух литературных произведений раз­ных жанров на русском языке, осмысленное чтение их и адекватное восприятие;

  • умения пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств рус­ского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;

  • создавать на русском языке устные монологические речевые высказы­вания разного типа; вести диалог на русском языке при соблюдении норм русского речевого этикета;

  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой и проблематикой изученных произведений, классных и домашних творческих работ, рефератов на литературные и общекультурные темы;

  1. в эстетической сфере:

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений русской литературы, выраженных в образной системе иной национальной культуры; формирование эстетического вкуса на основе освоения русских художественных текстов;

  • умение при сопоставлении произведений русской и родной литературы выявлять их сходство и национальное своеобразие, обусловленное особенностями образных систем русской и родной литературы, структурными особенностями русского и родного языка.


Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Уроки литературы призваны обеспечить:

- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;

- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы;

- формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

- воспитание речевой культуры учащихся.

Основой литературы как учебной дисциплины является чтение и изучение художественной литературы. Надо уделить выработке навыков беглого, выразительного чтения большое внимание.


Содержание тем учебного курса

Введение. Художественная литература и научная литература. Художественная литература и другие виды искусства.

Ι.Из древнерусской литературы.

Жанры древнерусской литературы: поучение, житие. Общая характеристика жанров.

«Поучение Владимира Мономаха». Жанр и композиция "Поучения". Основы христианской морали в "Поучении". Слава и честь родной земли, духовная преемственность поколений как главные темы "Поучения".

« Сказание о Борисе и Глебе». Христианские мотивы жертвенности, смирения.

Безропотное принятие насилия, смерти.

"Житие Сергия Радонежского". Жанр жития. Отражение в житии представления о нравственном эталоне. Иерархия ценностей православного человека в "Житии…". Способы создания характера в "Житии".

Характер Сергия: трудолюбие, жертвенность, кротость, беззаветное служение родине, крепкая вера.

Б.В.Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский ». Исторический смысл дела великого «созерцателя» и «деятеля». Историческая судьба России и судьба Сергия Радонежского.

Сочинение адаптированного текста поучения

Урок внеклассного чтения А.И.Солженицын «Матрёнин двор»

ΙΙ.Из русской литературы 19 века.

А.С.Пушкин. «К Чаадаеву», «К морю», «Во глубине сибирских руд». Дружба поэта с декабристами, восхищение их мужеством, призыв к стойкости и надежде на торжество идеалов гуманизма и свободы.

«Анчар». Своеобразие авторского понимания проблемы рабства и тирании как проявления общемирового зла. Символический образ «древа яда». Роль пейзажа. Торжественный приподнятый стиль изложения.

Любовная лирика. «Не пой, красавица, при мне» Грустно-лирическая интонация воспоминаний о «далёкой бедной деве». История создания стихотворения и его музыкальные интерпретации в романсах русских композиторов.

«19 октября», поэма «И.И. Пущину» (отрывок).

Повесть «Капитанская дочка». Обращение Пушкина в 30-е годы 19 века к теме пугачёвского восстания. Особенности композиции. Историческая правда и художественный вымысел Использование фольклорных средств для создания образа народного вождя. Отношение к Пугачёву и народному восстанию автора и рассказчика. Роль Пугачёва и Екатерины ΙΙ в судьбе Маши и Гринёва, смысл сопоставления. Гринёв: его роль в произведении, формирование характера и взглядов. Маша Миронова: её душевная стойкость, нравственная красота. Проблемы чести и долга, человеческого достоинства. Точность и лаконизм пушкинской прозы.

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина

Сопоставительный анализ произведений А.С.Пушкина.

Урок внеклассного чтения. А. С. Пушкин «19 октября», «И. И. Пущину».

М.Ю.Лермонтов «Молитва», «Мой демон», «Ангел», «И скучно, и грустно..», «Нет, не тебя так пылко я люблю». Поэма «Мцыри».

Демонический мотив в творчестве Лермонтова. Образ Демона в стихотворении «Мой Демон» как воплощение отрицания и протеста против существующего миропорядка. Поэтическое противопоставление демонического и божественного начал.

«Ангел». Трагический разрыв человеческой связи с небом и тоска по утерянной гармонии.

«Мцыри». Воплощение в образе Мцыри основных черт романтического героя. Стремление к свободе, жажда борьбы, протест сильной, цельной личности против смирения и покорности - основные темы поэмы. Особенности проявления свободолюбия героя через естественное стремление попасть в страну отцов, бежать из «доброго плена». Противопоставление монастыря-тюрьмы и родины Мцыри. Трагическая разъединённость Мцыри с миром людей как отличительная особенность романтического героя. Форма монолога-исповеди, способствующая наиболее глубокому раскрытию истории душевных поисков героя. Сцена сражения Мцыри с барсом. Фольклорная основа. Переводы поэмы на родной язык. Отражение образа Мцыри в русском изобразительном искусстве (М.А.Врубель, Л.О.Пастернак, Д.В.Шмаринов и др.)

Классное сочинение по поэме «Мцыри».

Н.В.Гоголь

«Ревизор» (фрагменты). История создания комедии. Основной конфликт комедии.

Страх перед ревизором как основа развития комедийного сюжета. Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества.

Смех- единственно «честное, благородное лицо комедии»-. Речевые характеристики персонажей. Монолог и диалог. Гипербола. Толкование Гоголем своей пьесы.

«Хлестаковщина» как социально-психологическое явление. «Ревизор» в театре и кино. Значение драматургии Гоголя для становления и развития драматургии в родной литературе. Повесть «Шинель» (фрагменты). Тема «маленького человека», бедного, мелкого чиновника. Акакий Акакиевич Башмачкин -страдающий человек, достойный сочувствия и сожаления. «Значительное лицо» - обобщённый тип чиновника высшего ранга. Реалистическая фантазия.

Классное сочинение по пьесе «Ревизор»

Урок внеклассного чтения. Н.В.Гоголь «Коляска».

А.Н. Островский. Пьеса «Свои люди- сочтёмся». Купеческая среда в изображении Островского. Проблема «отцов» и «детей» в пьесе. Образ Большова и Подхалюзина., тема самодурства в пьесе. Нравственная проблематика пьесы.

Н.А.Некрасов. «Железная дорога». «Тройка». «Песня Ерёмушке»

«Железная дорога». Фактическая основа стихотворения. Сочетание реальности и фантастики как способ раскрытия идейного содержания произведения. Образ «царя-голода» и картины тяжкого, губительного труда рабочих. Представление о народе как о создателе всех материальных и духовных ценностей. Осмысление благородной привычки к труду как залога будущего возрождения народа и страны.

«Песня Ерёмушке», «Тройка». Любование красотой и юностью крестьянской девушки и горькие раздумья о её безрадостной доле. Ритмико-интонационные особенности стихотворения, сближающие его с народной песней. Широкое бытование в народе песен на стихи Некрасова. Особенности восприятия таких песен с учётом национальных традиций учащихся.

Л.Н.Толстой Повесть «После бала». (фрагменты)

Страницы биографии. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика Контрастное построение рассказа как способ выражения идеи произведения. Мысль автора о моральной ответственности человека за происходящее в общественной жизни. Образ рассказчика в произведении.

Сочинение по рассказу «Утро после бала»

Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Н.Толстого «Люцерн»

А.П.Чехов «Крыжовник» (фрагменты).Столкновение мечты и действительности. Три мнения-впечатления (Ивана Ивановича, Алёхина и Буркина) о герое рассказа и объективность авторской позиции. Значение пейзажа.

Урок внеклассного чтения по рассказу А.П.Чехова «Смерть чиновника».

Обобщающий урок по литературе 19 века.

Из русской литературы XX века.

В.Г.Короленко «Последний луч» (фрагменты).

Произведение из цикла сибирских рассказов писателя, посвященных жизни жителей Сибири. Поиски писателем ответа на загадку характера русского человека. Поэтизация красот якутской природы. Русские ссыльные в Якутии. Нераскрытые тайны Чернышевых. Неразгаданные легенды Сибири. Тема второй родины.


М.А.Булгаков. Повесть «Собачье сердце» (фрагменты). Сочетание в повести реалистической и фантастической образности. Тема интеллигенции: сохранение традиций культуры и духовности (образ профессора Преображенского). Непредсказуемость научных опытов, ответственность учёных за свои открытия. Роль наследственного и социального в человеке, попытки перевоспитания Шарикова. Зловещая роль Швондера и подобных ему в формировании характера и поведения Шарикова. Сочетание в повести драматизма и сатиры. Экранизация повести.

Сочинение по повести М.Булгакова «Собачье сердце»

А.Т.Твардовский «Василий Тёркин» (главы по выбору).

Замысел, история создания и особенности композиции поэмы. Художественное восприятие широкой панорамы Вов и осмысление роли русского народа в достижении победы. Воплощение в образе Василия Тёркина лучших качеств воина и типичных черт русского национального характера: мужество и душевная стойкость, жизнерадостность и веселая удаль, смекалка и талантливость. Фольклорная основа образа Тёркина. Тема единства поколений. Народность языка. Юмор в поэме. Образ автора.

Письменная работа по поэме А.Т.Твардовского «Василий Тёркин»

Р.р. Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М. Исаковского, Б.Окуджавы, А.Фатьянова, Л.Ошанина

М.Цветаева «Красною кистью рябина зажглась», «Моим стихам…» «Отец и его музей в Москве». Россия, творчество в поэзии Цветаевой.

Трагичность мировосприятия. Своеобразие поэтического стиля.

С.А.Есенин «Песнь о собаке», «Шёл Господь пытать людей в любови»…, «Не ветры осыпают пущи»…, «Не бродить, не мять в кустах багряных»…, «Низкий дом с голубыми ставнями». Деревенская проза в стихах поэта.

Б.Л.Пастернак «Снег идёт», «Заморозки», «Быть знаменитым некрасиво».

«Снег идёт» Простота и точность в создании поэтической картины снегопада. Осознание естественного хода человеческой жизни и её включенности в ход всего мироздания. Роль повторов в создании спокойной интонации раздумья. Оригинальность метафор. Особая мелодика стиха и выражение её в песне, созданной на слова стихотворения.

«Быть знаменитым некрасиво…» Мысль о необходимости прожить жизнь достойно, творя её как произведение искусства, честно и красиво.

«Заморозки». Средства художественной выразительности, создающие картину осеннего утра.

Обучение анализу лирического стихотворения.

В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям», «Прозаседавшиеся». Особенности стихосложения Маяковского.

В.М.Шукшин «Обида»(фрагменты).

Обличение грубости, казённого отношения к человеку - всего, что ранит и калечит человеческую душу. Психологически точное изображение тончайших движений человеческой души.

Урок внеклассного чтения по рассказам В.М.Шукшина.

Работа над художественным переводом отрывка из рассказа В.М.Шукшина.

А.И. Приставкин «Ночевала тучка золотая…»

"Изнанка" войны. Война глазами детей. Два брата Кузьмёныши..Равнодушная жестокость взрослых , детский протест Породнившиеся кровью Тема интернационализма . Подлинное и мнимое чувство братства.

Призыв к Правде, Добру, Справедливости. "Моя повесть, - дополняет автор, - есть факт сопротивления безжалостности, бесчеловечности". Смысл названия повести.

Р.р. Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века» (произведение по выбору учащегося)

Вн. чт. Тема войны в современной прозе. Г.Я. Бакланов «Навеки девятнадцатилетние».

К.Г.Паустовский. Зарубки на сердце. Одиночество как вечная проблема человечества.

Обобщающий урок по литературе 20 века.

В.Г.Распутин «Уроки французского». Тема милосердия в художественном произведении.

ΙV Литература народов России.

Г.Тукай. «Родной земле», «Родной язык». Патриотический лиризм стихотворений. Воспевание дружбы между народами, гуманистический пафос стихотворений, их афористичность, глубокий лиризм, отражение в них народной мудрости

V. Из зарубежной литературы.

У.Шекспир. «Ромео и Джульетта»

Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. Судьба влюблённых в мире несправедливости и злобы. Смысл финала трагедии

Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии Мысль и чувство в сонетах Шекспира. Художественное своеобразие его лирики.

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера» (фрагменты).

Сатирическое изображение пороков и слабостей современного Свифту общества.

Вн. чт. Э. По. Рассказы. Жанр фантастической новеллы в зарубежной литературе.

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе.

Подведение итогов года. Рекомендации по летнему чтению.


Произведения для заучивания наизусть.

А.С.Пушкин «Во глубине сибирских руд»

«Капитанская дочка», отрывок «Буран»

М.Ю.Лермонтов «И скучно, и грустно»,отрывок из поэмы «Мцыри» на выбор (строф)

Н.А.Некрасов отрывок из стихотворения «Железная дорога»(по выбору)

М.Цветаева (одно по выбору)

Б.Л.Пастернак (по выбору)

А.Т.Твардовский, отрывок из поэмы «Василий Тёркин»(по выбору)

У.Шекспир, сонет (по выбору).

Основные теоретико-литературные понятия

Понятие о художественном образе.

  • Литературные роды и жанры: эпос (рассказ, новелла, повесть, роман), лирика (лирическое сти­хотворение, стихотворение в прозе, поэма). Поня­тие о драме как о литературном роде. Комедия, драма, трагедия. Баллада как лироэпический
    жанр.

  • Основные литературные направления: роман­тизм, реализм.

  • Сатира и юмор. Развитие понятия о комиче­ском.

  • Жизненная правда и художественный вымы­сел. Фантастика.

Углубление понятия о форме и содержании литературного произведения: тема, идея, пробле­ма; углубление понятия о сюжете и композиции, стадиях развития действия (экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог); понятие об эпи­графе; конфликт, образ автора, автор-повествова­тель, литературный герой, прототип, лирический герой.

  • Углубление понятия о языке художественно­го произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: разви­тие понятий об эпитете, метафоре, сравнении, олицетворении. Гипербола, гротеск, аллегория.

  • Проза и поэзия. Основы стихосложения: сти­хотворный размер. Обогащение знаний о ритме, рифме, строфе.

  • Общее и национально-специфическое в лите­ратуре.

Основные виды деятельности по освоению литературных произведений и теоретико-литературных понятий

  • Осознанное, творческое чтение художествен­ных произведений разных жанров.

  • Выразительное чтение художественного текс­та.

  • Различные виды пересказа (подробный, крат­кий, выборочный, с использованием образных средств языка или цитат из текста).

  • Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

  • Заучивание наизусть стихотворных и прозаи­ческих текстов.

  • Анализ и интерпретация произведения.

  • Сопоставление произведений русской и род­ной литературы на основе общности тематики, проблематики и жанра, выявление национально обусловленных различий.

Самостоятельный перевод фрагментов русско­го художественного текста на родной язык.

Составление планов прочитанных произведе­ний.

Написание изложений с элементами сочине­ния.

Написание сочинений по литературным про­изведениям и на основе жизненных впечатлений.

Целенаправленный поиск информации на ос­нове знания ее источников и умения работать с ни­ми.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

На этом этапе на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).


Формы обучения в классно-урочной системе:

  • парная и групповая работа, обучение в малых группах, разноуровневое обучение;

  • интегрированные уроки;

  • игровые формы обучения;

  • индивидуальные образовательные траектории освоения программы для одарённых детей в условиях урока.

Формы контроля в 8 классе:

  • тесты;

  • подробный и выборочный пересказ отрывка из текста,

  • сочинение на литературную тему, сочинение-рассуждение на морально-этическую тему;

  • проверочная работа с выбором ответа;

  • индивидуальный контроль (карточки);

  • комплексный анализ текста


№ п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка на уч-ся, ч.

Из них:

Теоретическая часть

Контрольные работы, тесты

Развитие речи

Внеклассное

чтение

Сочинения

Работа с текстом,

урок-концерт

1.

Введение. Художественная литература как искусство слова.

1

1

2

Устное народное творчество

1

1

3.

Древнерусская литература

7

6


1


1

4.

Русская литература 19 века

47

36

2

6

1

6

5

Литература 20 века

38

22

2

7

2

3

6

Литература народов России

1

2

7

Зарубежная литература

5

5


1

8

Итоговые уроки

2

2


ИТОГО

102

77

4

15

3

11

Календарно - тематический план

урока



Содержание учебного материала

Основные виды деятельности, которыми должен овладеть учащийся

Тип урока и вид контроля

Вид контроля и формы организации учебной деятельности

Виды самостоятельной работы

1 четверть

1

Введение. Художественная литература и научная литература. Художественная литература и другие виды искусства.


Знать: понятие художественный образ. Уметь: выделять литературу из ряда других видов искусств.


Вводный

Фронтальный и индивидуальный опрос.

Конспектирова-ние

Устное народное творчество

2

Исторические и обрядовые песни. РК.

Знать и уметь различать исторические и обрядовые песни.

Слово учителя, выразительное чтение вслух

Чтение и анализ песен

Тезисные записи лекции учителя.


Древнерусская литература



3

Из древнерусской литературы. «Поучение Владимира Мономаха».


Знать содержание произведения, уметь толковать его.

Слово учителя, чтение, беседа

Устный опрос.


Работа с книгой

4

Развитие речи. Сочинение адаптированного текста поучения

Уметь сочинять поучение в жанре древнерусской литерат.

Урок развития речи

5

«Сказание о Борисе и Глебе». Христианские мотивы жертвенности, смирения.


Знать: древнерусский текст в современном переводе; особенности характера героя древнерусской литературы; уметь:

выразительно читать фрагменты произведений древнерусской литературы;

характеризовать героя; выявлять характерные для произведений древнерусской литературы темы, образы и приемы изображения человека.


Лекция, беседа, работа с книгой

Устный и письменный опрос.

Составление плана пересказа

6

«Житие Сергия Радонежского». Жанр жития. Отражение в житии представления о нравственном эталоне. Иерархия ценностей православного человека в "Житии…".


Урок усвоения новых знаний

Комментирован-ное чтение, записи в тетради основных

тезисов.

Составление плана пересказа

7

«Житие Сергия Радонежского».Характер Сергия: трудолюбие, жертвенность ,кротость, беззаветное служение родине, крепкая вера.


Комбинированный

8

Б.К.Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский ». Исторический смысл дела великого «созерцателя» и «деятеля». Историческая судьба России и судьба Сергия Радонежского.

Комбинированный

Ответы на вопросы, аналитическое чтение.

Работа с книгой

9

Урок внеклассного чтения. «Праведник и пророк». А.И.Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор».

Знать определение «притча», текст произведения, основные события жизни писателя, историю создания рассказа, понимать идейный смысл рассказа.

Урок внеклассного чтения

Русская литература 19 века

10

А.С.Пушкин . «К Чаадаеву», «К морю». РК.

Знать: основные этапы жизни и творчества поэта

Уметь: читать, анализировать, интерпретировать поэтический текст, заучивать наизусть.

Беседа с элементами анализа

Индивидуальный и фронтальный опрос.

Определение темы, идеи, настроения, размера стих-я.

11-12

«Во глубине сибирских руд». Дружба поэта с декабристами. Своеобразие авторского понимания проблемы рабства и тирании как проявление общемирового зла

Комбинированный

Выразительное чтение

Нахождение средств художественной выразительности

13

Любовная лирика. « Не пой, красавица, при мне» « К…»

Беседа с элементами анализа

Выразительное чтение наизусть Характеристика героев, ответы учащихся на вопросы.

Запись тезисов. Совершенствова-ние навыков самостоятельной исследователь-ской работы

14


Стихотворение «Анчар».

Беседа с элементами анализа

Фронтальный опрос.

анализ прозаического текста.

15

Развитие речи. Сопоставительный анализ стихотворений «Во глубине сибирских руд» и «Ответ из Сибири».

Уметь сопоставлять лирические стихотворения, уметь выдерживать сочинение в одном стиле, уместно использовать цитаты.

Урок развития речи

Работа с классом

Сопоставительный анализ поэтического текста.

16

Внеклассное чтение. А. С. Пушкин «19 октября», «И. И. Пущину».


Беседа с элементами анализа

Сообщения учащихся, взаимоопрос

Устный рассказ

17

А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Историческая основа повести. Особенности композиции. РК.

Знать: текст художественного произведения.

Уметь: воспринимать текст литературного произведения;

выразительно читать фрагменты произведений рус­ской литературы первой половины XIX в.;

характеризовать героя русской литературы первой по­ловины XIX в. делать выводы об особенностях художественного ми­ра, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя.

Уметь обдумывать тему, ставить перед собой вопросы, определять основную мысль сочинения.

Семинар

Характеристика героев, ответы учащихся на вопросы.

Запись тезисов. Совершенствование навыков самостоятельной исследователь-ской работы

18

Гринёв его роль в произведении, формирование характера и взглядов.

Рассказ учителя, работа по учебнику, комментированное чтение

Фронтальный опрос.

анализ прозаического текста.

19

В Белогорской крепости. Гринев и Швабрин. Проблемы чести и долга, человеческого достоинства.

Беседа,

обучение устному рассказу

взаимоопрос


Самостоятель-ный анализа текста.

20

Четыре встречи Гринева и Пугачева.

Рассказ учителя, работа по учебнику, комментированное чтение

Сообщения учащихся

Устный рассказ

21

Изображение народной войны и ее вождя.

Комбинированный

Индивидуальная, коллективная работа.

Анализ отдельных глав. Запись тезисов.

22

Образ Маши Мироновой. Душевная красота и сила героини.

Комбинированный

Составление словесных портретов.

Подготовка к сочинению

23

Развитие речи. Проблемы чести и долга, человеческого достоинства в романе «Капитанская дочка». Фольклорные мотивы. Подготовка к домашнему сочинению

Урок развития речи

Контроль выразительности письменной речи

Выражение собственного мнения

24

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина, тест.

Знать текст произведения, понимать особенности жанра и композиции.

Обобщающий, урок контроля

Индивидуальные выступления

Подготовка к выразительному чтению.

Творческ. самостоятельное чтение.

25

Урок внеклассного чтения. А.С.Пушкин «Маленькие трагедии».

Знать текст произведения и выразительно читать.

Урок внеклассного чтения

Анализ текста

Работа с дневником читателя

26

М.Ю.Лермонтов как выразитель общественных настроений эпохи после поражения восстания декабристов «Молитва».

Знать: основные мотивы лирики, содержание текстов

Уметь: выразительно читать, анализировать поэтический строй, читать наизусть.

Слово учителя, элементы беседы

Фронтальный и индивидуальный опрос

конспектирование Составление хронологической таблицы.

27

«Мой демон», «Ангел». Демонический мотив в тв-ве поэта.


Беседа с элементами анализа

Индивидуальные выступления

Подготовка к выразительному чтению.

Творческое самостоятельное чтение.

2 четверть

28

«И скучно, и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю». Трагический разрыв связей, тоска по утраченной гармонии.


Беседа с


Анализ стихотворения

элементами анализа

29

Поэма «Мцыри». Воплощение в образе Мцыри основных черт романтического героя.

Знать: содержание поэмы;

Уметь: читать выразительно, наизусть, анализировать тему, идею, находить художественно- выразительные средства .


Беседа с элементами анализа

Выразительное чтение

Сообщения учащихся.

30

Анализ Ι части. Стремление к свободе, жажда борьбы, протест сильной, цельной личности Особенности проявления свободолюбия героя. РК.

Комбинированный

Составление словесных портретов.

Подготовка к сочинению

31

Анализ ΙΙ части Трагическая разъединённость Мцыри с миром людей как отличительная особенность романтического героя.

Комбинированный

Письменный анализ

Использование критической литературы.

32

Анализ ΙΙΙ части Сцена сражения Мцыри с барсом. Фольклорная основа.

Комбинированный

33

Развитие речи. Классное сочинение по поэме «Мцыри».

Урок развития речи

Контроль выразительности письменной речи

Выражение собственного мнения

34

Н.В. Гоголь-писатель - сатирик. «Ревизор» как социальная комедия. История создания. « Ревизор в театре и кино»

Знать: историю создания комедии, признаки комедии как драматического жанра; содержание повести, понятие «маленький человек»

Уметь: читать по ролям, работать с текстом, диалогами, монологами пьесы, создавать развёрнутые характеристики героев обобщать, делать выводы, давать развёрнутый ответ


Лекция с элементами беседы

Выступление уч-ся.

Составление тезисов.

35

Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в пьесе.

Слово учителя с элементами беседы

Анализ драматического произведения


36

Хлестаков. Хлестаковщина как социально-нравственное явление

Комбинированный


37

Страх перед ревизором как основа развития комедийного действия.

38

Смех- единственное «честное, благородное лицо комедии». Речевые характеристики персонажей.

Комбинированный

Подготовка к сочинению

39

Развитие речи. Роль эпизода в драматическом произведении (на примере элементов сюжета и композиции комедии «Ревизор» Н. В.Гоголя)

Беседа, самостоятельная работа

40

Развитие речи. Классное сочинение по пьесе «Ревизор»

Урок развития речи

Защита сочинения

Как выразить свое мнение о прослушанном

41

Н.В.Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе.РК.

Знать: обстоятельства жизни Гоголя в Петербурге в 30-е г.г., творческую историю повести её сюжет, уметь оценивать интонации рассказчика при обрисовке взрослого человека, «вечного титулярного советника» в начале повести.

Комбинированный

Запись лекции

Хронологическая таблица

42

Мечта и реальность в повести «Шинель». «Значительное лицо»- обобщающий тип чиновника высшего ранга.

Комбинированный

Анализ текста. Литературный портрет

Чтение критической литературы

43

Внеклассное чтение. Н.В.Гоголь «Коляска».


Урок внеклассного чтения

Проверка умения излагать мысли в устной форме.

Работа с дневником читателя

44

И.С.Тургенев. Жизнь и творчество. «Как хороши, как свежи были розы»

Стихотворение в прозе

Подтекст, символика

Работа с учебником, анализ, чтение

Выразительное чтение

Определение основных мотивов стих-я в прозе

45

«Роза», «Сон», «Памяти Вревской». Художественное своеобразие стихотворения в прозе.

Комбинированный

тестирование

Дополнительное чтение

46

Н.А.Некрасов «Железная дорога».Фактичес. основа стихотворения.

Знать: основные этапы жизни Некрасова, содержание лирики.

Уметь: выразительно читать, находить художественно-выразительные средства.

Комбинированный

Фронтальный и индивидуальный опрос, чтение и анализ стихотворений.

Сообщение на тему «Новизна некрасовской лирики»

47

Картины тяжёлого труда народа. Представление о народе как о создателе всех духовных и материальных ценностей.РК.

Комбинированный

Анализ лирич. произведения

Критики о стих.

48

Внеклассное чтение. «Песня Ерёмушке», «Тройка» Любование красотой и юностью, горькие раздумья о безрадостной доле крестьянской девушки.

Комбинированный

Выразительное чтение.

Анализ лирического текста.

3 четверть

49

Л.Н.Толстой: страницы биографии. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика

Знать: содержание рассказа, особенности построения.

Уметь: определять особенности композиции.


Работа с учебником, анализ, чтение

Тестирование. Ответы на вопросы.

Заполнение таблицы.

50

Рассказ «После бала». Мысль автора о моральной ответственности человека.

Комбинированный

Ответы на вопросы

Работа с текстом

51

Развитие речи. Классное сочинение по рассказу «После бала» «Утро после бала»

Урок развития речи

Самостоятельная работа

Сопоставление героя в разных ситуациях.

52

Внеклассное чтение. Л.Н.Толстой. Рассказ «Люцерн»

Знать биографию автора и произведение, определять идейное содержание рассказа.

Урок внеклассного чтения

Взаимоопрос

Комментирован-ное чтение.

53

А.П.Чехов Рассказ «Крыжовник». Столкновение мечты и действительности.

Знать: основные этапы жизни писателя, сюжет, персонажи.

Уметь: определять основную идею.


Работа с учебником, анализ, чтение

Комментирован-ное чтение,

Записи в тетради основных тезисов.

54

Три мнения-впечатления о герое рассказа и объективность авторской позиции.

Комбинированный

Составление плана.

Ответы на вопросы. Умения сравнивать и сопоставлять.

55

Внеклассное чтение. Рассказ «Смерть чиновника». РК.

Урок внеклассного чтения

Оценивание творческой работы.

Знания и умения сопоставлять образы и делать обобщения.

56

Обобщающий урок по литературе ΙXX века

Знать тексты произведений литературы 19 века и их героев.

Обобщающий урок, тестирование

Контрольное тестирование

Самостоятельная работа

Русская литература 20 века

57

В.Г.Короленко «Последний луч» Из сибирского цикла.


Знать: основные этапы жизни писателя, сюжет, персонажи

Уметь: определять основную идею

Работа с учебником, анализ, чтение

Выразительное чтение фрагментов. Характеристика героев.

Составление хронологической таблицы

58

Л.Н.Андреев «Предстояла кража»


Комбинированный

Оценка умений анализировать текст, языковые особенности в речевой характеристике героев.

Знакомство с содержанием произведений.

59

М.М.Булгаков «Собачье сердце».

Знать: содержание, сюжет, персонажи

Уметь: определять основную идею, делать обобщения, выводы


Лекция с элементами беседы

Взаимоопрос

Работа над тезисами.

60

Тема интеллигенции: сохранение традиций культуры и духовности (образ профессора Преображенского).

Комбинированный

Тест


Чтение и анализ

61

Непредсказуемость научных опытов, ответственность учёных за свои открытия

Комбинированный

Фронтальный опрос

Чтение и анализ

62

Роль наследственного и социального в человеке, попытки перевоспитания Шарикова.

Комбинированный

Тест

Портрет героя

63

Зловещая роль Швондера и подобных ему в формировании характера и поведения Шарикова.

Слово учителя, чтение, анализ

Взаимоопрос

Подготовка к сочинению

64

Развитие речи. Сочинение по повести М.Булгакова «Собачье сердце»


Знать приемы сатиры, уметь анализировать повесть.

Урок развития речи

Сочинение-рассуждение

Умение обобщать и систематизировать материал.

65

А.Т.Твардовский Поэма по бойца «Василий Тёркин». История создания

Знать: содержание всей поэмы,

Уметь: определять основную идею, давать развёрнутый ответ, читать выразительно и наизусть.


Лекция с элементами беседы

Беседа по вопросам. Выступления уч-ся

Чтение, анализ отдельных эпизодов.

66

«Тёркин- кто же он такой?». Воплощение в образе Василия Тёркина лучших качеств воина и типичных черт русского национального характера.


Комбинированный

Составление тезисного плана


67

Фольклорная основа образа Тёркина. Тема единства поколений. Народность языка. Юмор в поэме.

Практическая работа с текстом

Опрос - беседа. Коллективный анализ

Работа с учебником.

68

Автор и его герой в поэме. Мастерство А.Т.Твардовского.

Комбинированный

Выступление уч-ся по заданию

Вводно - ориентировочная беседа.

69

Обобщающий урок по поэме

Обобщающий, самостоятельная работа

тестирование

Подготовка к сочинению

70

Развитие речи. Письменная работа по поэме «Василий Тёркин»

Знать текст и сюжет произведения, уметь цитировать поэму.

Урок развития речи

Сочинение-описание

Василий Теркин - национальный герой

71

Развитие речи. Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М. Исаковского, Б.Окуджавы, А.Фатьянова, Л.Ошанина.

Уметь выразительно донести идею музыкальных произведений разных авторов.

Литературно-музыкальная постановка

Выразительное чтение, защита презентаций, ис-полнение песен

Декламация


72

Марина Цветаева «Красною кистью рябина зажглась…», «Моим стихам, написанным так ран». Вера поэта в торжество истинной поэзии

Знать: основные моменты судьбы М.Цветаевой

Уметь: выразительно читать стихи

Слово учителя, чтение, анализ

Выразительное чтение

Конспектирова-ние

73

Стихотворение «Москве». Обращение к Москве как к хранительнице русской истории, как к символу России.

Комбинированный

Выступления уч-ся.

Выполнение заданий к тексту

74

Б.Л.Пастернак «Снег идёт». Простота и точность в создании поэтической картины снегопада.

Знать: основные моменты судьбы Б.Пастернака.

Уметь: выразительно читать стихи


Слово учителя, чтение, анализ

Нахождение использованных художественных средств.

Самостоятельный анализ

75

«Заморозки». Средства художественной выразительности, создающие картину раннего осеннего утра

Комбинированный

Используемые художественные средства

Самостоятель-ный анализ

76

«Быть знаменитым некрасиво…»Мысль о необходимости прожить жизнь достойно.

Комбинированный

Комментированное чтение.

Выявить авторскую позицию.

77

Развитие речи. Обучение анализу лирического произведения. М.Цветаева «Моим стихам..». Психологизм изображения чувств в лирике Цветаевой

Знать: план анализа лирического стихотворения.

Уметь: производить анализ стихотворения.

Урок развития речи

Анализ лирического произведения

Самостоятельная работа.

78

С.А.Есенин. Жизнь и творчество. Певец России.


Изучение нового материала

Фронтальный опрос, выразительное чтение.

Составление хронологической таблицы.


4 четверть

79

В.М.Шукшин «Обида». Обличение грубости, казённого отношения к человеку.


Слово учителя, чтение, анализ

Сообщения уч-ся.

Анализ эпизода.

80

Психологически точное изображение тончайших движений человеческой души.

Комбинированный

Составление плана

Проанализиро-вать эпизод. Выявить авторскую позицию.

81

Внеклассное чтение. Рассказы В.М.Шукшина

Знать: основные моменты жизни В.М.Шукшина

Уметь: читать и анализировать прочитанное произведение


Урок внеклассного чтения.

Фронтальный опрос.

Выявить авторскую позицию. Записать самостоятельные выводы.

82

Развитие речи. Перевод на родной язык фрагмента текста. РК.

Урок развития речи

Работа со словарем

Перевод текста

83

А.И.Приставкин. Повесть «Ночевала тучка золотая». Трагедия народов России в годы тоталитаризма.

Знать: содержание повести, способы создания портрета главных героев

Уметь: давать характеристику героям, сравнивать персонажи


Лекция с элементами беседы

Фронтальный опрос

Конспектирование

84

Два брата Кузьмёныши..Равнодушная жестокость взрослых и детский протест

Комбинированный

Беседа, сообщение уч-ся.

Анализ эпизодов сопоставление образов

85

Общность судеб русских переселенцев и согнанных со своих земель чеченцев.


Комбинированный

Индивидуальный опрос

Умение анализировать и сопоставлять.

86

Мотив общности людей, всечеловеческого братства, милосердия и всепрощения Призыв к Правде, Добру, Справедливости.

Комбинированный

Фронтальный опрос. Выступления уч-ся.

Умение анализировать и сопоставлять.

87

Идея сохранения памяти как необходимое условие сохранения национального самосознания. Повесть «Ночевала тучка золотая»- есть факт сопротивления безжалостности, бесчеловечности. РК.

Беседа

Беседа - опрос по отдельным эпизодам романа. Тестирование по изученному материалу.

Подготовка к письменной работе

88

Развитие речи. Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение о Вов. «Великая Отечественная война в литературе XX века» (произведение по выбору учащегося).

Уметь составлять план сочинения- отзыва и отбирать материал для письменных размышлений.

Урок развития речи

сочинение

Мое мнение

89

Внеклассное чтение. Тема войны в современной прозе. Г.Я.Бакланов «Навеки девятнадцатилетние».

Знать автора, факты его биографии и творческой деятельности, содержание рассказа, уметь анализировать поступки героев.

Урок внеклассного чтения

Фронтальный и индивидуальный опрос.

Работа с дневником читателя

90

К.Г.Паустовский. Зарубки на сердце.

Знать проблему текста, уметь анализировать поступки героев.

Изучение новой темы

Комментирован-ное чтение

Размышления о прочитанном


91

Развитие речи. Отзыв о рассказе «Зарубки на сердце»

Уметь писать отзыв о худ. произведении

Урок развития речи

Письменная работа

Самостоятельная работа

92

Особенности стиха В.В.Маяковского.

Знать: особенности стихосложения Маяковского.

Уметь: выразительно читать стихи Маяковского

Изучение новой темы

Выразительное чтение, чтение наизусть

Подбор цитат, характеризующих героев.

93

Внеклассное чтение. Тема милосердия в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского»

Уметь находить проблему текста.

Урок внеклассного чтения.

Беседа

Работа в группах


94

Обобщающий урок по литературе XX века

Знать тексты произведений литературы 20 века и их героев.

Обобщающий, тестирование

Тестирование


Самостоятельная работа

Литература народов России

95

Г.Тукай. «Родной земле», «Родной язык». Патриотический лиризм стихотворений. РК.

Знать: произведения народов России

Уметь: определять общность тем и идей, находить своеобразие


Слово учителя, работа с текстом

Комбинированный

Выразительное чтение

Анализ и сопоставление

Зарубежная литература

96

У.Шекспир «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира

Знать: понятие «драмы», «трагедии», «основной конфликт»

Уметь: объяснять особенности жанра, роль монологов,, определять эпизоды, наиболее яркие для понимания идеи трагедии.


Лекция, беседа, работа с книгой

97

Судьба влюблённых в мире несправедливости и злобы. Смысл финала трагедии

Комбинированный

98

Дж.Свифт «Путешествие Гулливера».Сатирическое изображение пороков и слабостей современного Свифту общества

Знать автора, факты его биографии и творческой деятельности, содержание произведения, уметь пересказывать, объяснять отношение автора к изображаемому.

Комбинированный

99

Личные качества Гулливера: Простак и философ, авантюрист и доброжелатель

Комбинированный

100

Внеклассное чтение. Э. По. Рассказы. Жанр фантастической новеллы в зарубежной литературе.

Знать произведение и его автора, определение «новелла».

Урок внеклассного чтения

101

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Подведение итогов года. Рекомендации по летнему чтению.

Уметь подводить итоги, составлять план выступления.

Итоговый урок

102

Резервный урок. Защита рефератов.

Уметь составлять план реферата, отбирать материал для работы, выступать перед аудиторией.


Критерии оценивания учащихся

Система оценивания устного ответа:

При оценке устных ответов следует руководствоваться следующими основными критериями в пределах программы.

Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (8-11кл.); свободное владение монологической литературной речью.

Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются две неточности в ответе.

Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, не недостаточным умением пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.

Критерии оценки письменных работ

Основными формами проверки речевого развития учащихся являются сочинения. Это комплексные работы, с помощью которых проверяются различные стороны языковой и речевой подготовки учащихся:

  • коммуникативные умения, т.е. умения раскрыть тему высказывания, передать основную мысль, изложить материал последовательно и связно, найти для него соответствующую композиционную и языковую форму;

  • языковые навыки или соблюдение в речи норм литературного языка;

  • навыки правописания - орфографические и пунктуационные.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, то есть за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм.

Таблица . Критерии оценивания сочинений

Содержание *

Речевое оформление

Грамотность

соответствие содержания работы заявленной теме; полнота раскрытия темы; наличие фактических ошибок;

последовательность изложения

разнообразие лексики и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число речевых недочетов

Число допущенных ошибок: орфографических; пунктуационных; грамматических


Ошибки и недочеты в сочинениях

Следует различать понятия «ошибка» и «недочет». Ошибка - это нарушение требований к правильности речи, нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим «так сказать нельзя». Недочет - это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это неправильно», недочет - с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано». Другими словами, недочет - это скорее не ошибка, а некоторая шероховатость речи.

Речевые недочеты свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор слов и выражений задаче речи. Выбранные им языковые средства неточно передают мысль или искажают ее, не раскрывают отношения автора к описываемым фактам, не соответствуют стилю изложения. Речевыми недочетами можно считать:

- повторение одного и того же слова;

- однообразие словарных конструкций;

- неудачный порядок слов;

  • различного рода стилевые смешения.

Ошибки в содержании сочинений

Ошибки в содержании сочинения показывают, что ученик не овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения. Фактические ошибки

искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат.

Логические ошибки

-нарушение последовательности в высказывании;

-отсутствие связи между частями сочинения и между предложениями;

-неоправданное повторение высказанной ранее мысли;

-раздробление одной микротемы другой микротемой;

-несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей;

-неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица.

Речевые ошибки

К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые, в свою очередь, делятся на семантические и стилистические.

К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:

  • употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;

  • неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например: учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;

  • нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;

  • употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно;

  • пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);

  • стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная черта характера; приближался все ближе и ближе;

Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:

  • неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кити было два парня: Левин и Вронский;

  • неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи, например: Рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей;

  • смешение лексики разных исторических эпох;

  • употребление штампов.

Речевые ошибки в построении текста:

  • бедность и однообразие синтаксических конструкций;

  • нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед;

  • стилистически неоправданное повторение слов;

  • неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи, например: Иванов закинул удочку, и она клюнула;

  • неудачный порядок слов.

Грамматические ошибки

Грамматические ошибки - это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.

Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.

Разновидности грамматических ошибок

  • Словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т.п.). Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические.

  • Морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичанины; спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок; ложит и т.д.)

  • Синтаксические

а) Ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении, например: браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;

б) ошибки в структуре простого предложения:

- нарушение связи между подлежащим и сказуемым, например: солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны;

- нарушение границы предложения, например: Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке;

- разрушение ряда однородных членов, например: настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн;

- ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, например; причалившая лодка к берегу; На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени;

- местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего, например: Кусты, они покрывали берег реки;

- пропуски необходимых слов, например: Владик прибил доску и побежал в волейбол.

в) ошибки в структуре сложного предложения:

- смешение сочинительной и подчинительной связи, например: Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами;

- отрыв придаточного от определяемого слова, например: Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе;

г) смешение прямой и косвенной речи;

д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например: терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная.


Нормы оценивания сочинений

  1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

  2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше нормы, то при оценке работ следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

  3. Первая оценка (содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема сочинения, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно


Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 - 100 %;

«4» - 78 - 89 %;

«3» - 60 - 77 %;

«2»- менее 59 %.


Оценка дополнительных заданий


При оценке выполнения дополнительных заданий отметки выставляются следующим образом: -

"5" - если все задания выполнены;

- "4" - выполнено правильно не менее ¾ заданий;

- "3" - за работу в которой правильно выполнено не менее половины работы;

-"2" - выставляется за работу в которой не выполнено более половины заданий.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал