7


  • Учителю
  • Разработка урока литературы в 10 классе на тему «Повесть Н.В.Гоголя «Шинель»: проблематика и гуманистический пафос произведения».

Разработка урока литературы в 10 классе на тему «Повесть Н.В.Гоголя «Шинель»: проблематика и гуманистический пафос произведения».

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Разработка урока литературы в 10 классе на тему

«Повесть Н.В.Гоголя «Шинель»: проблематика и гуманистический пафос произведения».

Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №2 им. М. В. Фрунзе» г.Красноперекопска Опанащук Эльвира Владимировна.

Цели:

  • познакомить учащихся с историей создания повести,

  • проанализировать произведение в соответствии с рассматриваемой в нём проблемой «маленького человека»,

  • раскрыть гуманистический пафос повести;

  • развивать интерес к творчеству Гоголя.

Оборудование: текст повести, иллюстрации Саввы Бродского к повести.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

  1. Литературная викторина.

  1. Где происходит действие повести?

  2. Когда родился главный герой?

  3. Почему главного героя назвали Акакием?

  4. Какую должность занимал Башмачкин?

  5. Какое жалованье получал герой?

  6. Как звали портного в повести?

  7. Как называлась игра, в которую играли сотрудники департамента?

  8. Где с Акакия Акакиевича сняли шинель?

  9. Какое имущество осталось после смерти Башмачкина?

  10. В каком месте стал появляться призрак покойного чиновника?





  1. Мотивация учебной деятельности.

Существует такое крылатое выражение, которое приписывают Ф.М.Достоевскому: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели». Достоевский якобы обронил эту фразу в беседе с французским литератором Эженом де Вогюэ. В действительности слова принадлежат самому Вогюэ. Ими французский критик указывал на истоки творчества Достоевского, Толстого, Тургенева. И в этом Вогюэ абсолютно прав: гуманистические традиции русской литературы наряду с произведениями Пушкина заложила именно гоголевская повесть. Обратимся к анализу повести.





  1. Восприятие нового материала.

  1. Сообщение учащегося. История создания повести «Шинель».

  2. Задания учащимся.

  1. Выделите в тексте повести смысловые части и озаглавьте их, составив таким образом план произведения.

  2. Литературовед Борис Эйхенбаум заметил одну интересную особенность творчества Гоголя: у писателя сюжет сокращается до минимума, события большинства произведений можно передать буквально одним-двумя предложениями. Зато существенную роль играют различные «мелочи», которыми пересыпано изложение истории: каламбуры, авторские рассуждения, описания даже просто перечисления забавных имён. Приведите из текста повести примеры таких внесюжетных элементов.

  3. Укажите, от чьего лица ведётся повествование в произведении.

  4. Определите, как относится рассказчик к своему герою. В чём выражается это отношение?

  5. Определите роль рассказчика в произведении. Составьте цепочку чувств, которыми вы прониклись к герою повести.





трагедия





Раскаяние, грусть









сопереживание

Смех

Сочувствие (грабёж)

Презрение





«я брат твой»

Жалость

  1. Найдите в тексте, как описаны внешность, мысли и поступки Башмачкина. Процитируйте эти описания. Письменно составьте на их основе сжатую характеристику героя.

  1. Слово учителя.

Бащмачкин представляет собой тип «маленького человека», сложившийся в русской литературе в 1820-1830-е годы. Первым образом маленького человека стал Самсон Вырин из повести А.Пушкина «Станционный смотритель». Гоголь продолжил традиции Пушкина в изображении маленького человека. Найдите общее и отличное в изображении Самсона Вырина и Акакия Акакиевича. Чего больше: общего или отличного?

  1. Задания учащимся.

  1. Проиллюстрируйте цитатами из текста отношение окружающих к «маленькому человеку» Акакию Акакиевичу.

  2. Итак, мы наблюдаем, как люди и мир жестоки к маленькому человеку, между ними возникает конфликт. Среди исследователей творчества Гоголя существует мнение, что значительное лицо воплощает собой государство и переводит конфликт повести в плоскость противостояния маленького человека и государства. Подтвердите или опровергните это мнение.

  3. В конце повести в реальный ход событий внезапно вторгается фантастика. Найдите элементы фантастического в тексте.

  4. Определите, зачем Гоголю нужно было «фантастическое окончание» повести. (Правосудие- нечто из разряда фантастики в тогдашней России.)

  5. Литературоведы говорят о гуманистическом пафосе повести. Укажите, в чём заключается этот пафос. Какой цели добивался Гоголь, рисуя злоключения чиновника?

Проблемный вопрос.

Повесть Гоголя трактовали неоднозначно. Если одни критики видели в ней социальную трагедию «маленького человека», то другие - религиозную драму измельчавшего человека, который запутался душой в мелочах. Например, А.Григорьев в статье «Гоголь и его последняя книга» дал впечатляющую оценку Башмачкина: «Наконец, в образе Акакия Акакиевича поэт начертал последнюю грань обмеления Божьего создания до той степени, что вещь, и вещь самая ничтожная, становится для человека источником беспредельной радости… волос становится дыбом от злобно-холодного юмора, с которым следится это обмеление…»

Какая точка зрения близка вам и почему? Аргументируйте свой ответ (дискуссия учащихся).

Можно ли объединить эти мнения?

Приведите примеры произведений, в которых раскрывается трагедия «маленького человека».

  1. Применение знаний, умений, навыков.

Работа с репродукциями. Слово учителя.

В цикле цветных линогравюр художник Савва Бродский но-новому прочёл классическое произведение. Открывается цикл изображением, на котором по бесконечной и холодной планете в чёрной пустоте бежит крошечный человечек. Вдоль его пути рассыпаны оловянные пуговицы с символами государственной власти - двуглавыми орлами. Человечек бежит по полю шинели.

Беседа с учащимися:

  • Рассмотрите все гравюры и выделите главные мотивы, найденные художником.

  • Почему, на ваш взгляд, Бродский избрал именно эти мотивы (одиночества, зеркала и шинели)?

  • Придумайте названия к гравюрам.

  • Совпадает ли ваше представление о герое и его судьбе с художественным видением Саввы Бродского?

  • Можно ли сказать, что Бродский исказил прочтение повести Гоголя?





  1. Подведение итогов урока.

Сформулируйте своё отношение к повести Гоголя «Шинель», аргументируйте своё мнение.





  1. Д/З: написать сочинение-комментарий к высказыванию немецкого писателя Томаса Манна: «Со времён Гоголя русская литература комедийна, - комедийна из-за своего реализма, от страдания и сострадания, по глубочайшей своей человечности, от сатирического отчаяния, да и просто по своей жизненной свежести…»







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал