7


  • Учителю
  • Уроки 10-11. Отечественная война 1812 года в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Бородинское сражение в романе.

Уроки 10-11. Отечественная война 1812 года в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Бородинское сражение в романе.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Занятия № 10-11

Отечественная война 1812 года в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

Бородинское сражение в романе.

Цели:

  1. воспитательная:

  • воспитание любви к вдумчивому чтению произведений русской литературы, внимательного отношения к слову;

  • воспитание патриотизма, чувства национальной гордости за славные дела предков, героическое прошлое нашего народа;

  1. образовательная:

  • создание условий для формирования представления об Отечественной войне 1812 года;

  • обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе исследования романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» по теме занятия;

  1. развивающая:

  • совершенствование навыков работы с текстом, умения анализировать прочитанное;

  • предоставление возможности для раскрытия творческого потенциала студентов;

  • формирование умения проводить поиск информации в источниках разного типа;

  • формирование собственной позиции по обсуждаемым проблемам.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Вид урока: урок-практикум.

Методические приёмы: беседа по вопросам, пересказ текста, выразительное чтение текста, просмотр эпизодов из художественного фильма, сообщения студентов.

Прогнозируемый результат:

  • знать художественный текст; страницы истории по теме занятия;

  • уметь находить самостоятельно материал по теме и систематизировать его.

Оборудование: тетради, художественный текст, компьютер, мультимедиа, презентация, художественный фильм.



Ход урока

I. Организационный этап.

II. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

  1. Слово преподавателя.

Народ, по Льву Толстому, превращается в толпу и теряет чувство простоты, добра и правды, когда лишается исторической памяти, а значит, и всех культурных, нравственных традиций, которые вырабатываются тысячелетиями его истории. Проблема исторической памяти особенно полнозвучно должна звучать в наше нелегкое время.

В истории России много блестящих страниц, которыми мы гордимся. Одна из них - это победа нашего народа в Отечественной войне 1812 года над Наполеоном. Это событие оценили не только историки, но и великий русский писатель Лев Николаевич Толстой.

  1. Обсуждение темы и целей урока.

III. Совершенствование знаний, умений и навыков.

  1. Слово преподавателя.

В ходе работы над романом «Война и мир» Лев Николаевич использовал подлинные исторические документы - приказы, распоряжения, диспозиции и планы сражений.

Вводя в своё повествование подлинные документы, позаимствованные в трудах историков или найденные в архивах, Толстой, как правило, не меняет в их тексте ни одного слова. Но все они служат одной цели - глубокому раскрытию роли исторических лиц, ставших действующими лицами «Войны и мира».

Характеризуя свою работу над документальными источниками, писатель указывал: «Везде, где в моём романе говорят и действуют исторические лица, я не выдумывал, а пользовался материалами…»



  1. Сообщение студента. Историческая справка о войне 1812 года.



  1. Анализ текста.

  • Как характеризует Толстой войну, начавшуюся в 1812 году?

«...Началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Война - преступление. Толстой не делит сражающихся на нападающих и обороняющихся. «Миллионы людей совершали друг против друга такое бесчисленное количество злодеяний, которого в целые века не соберет летопись всех судов мира и на которые, в этот период времени, люди, совершавшие их, не смотрели как на преступления».

  • Какова же причина этого события?

  • Как относилась французская армия к своему императору?

Восторженное обожание окружало Наполеона. «На всех лицах этих людей было одно общее выражение радости... и восторга и преданности к человеку в сером сюртуке...» Его сопровождают «восторженные крики», перед ним скачут «замиравшие от счастья, восторженные... егеря», он кладет подзорную трубу на спину «подбежавшего счастливого пажа». Здесь царит одно общее настроение. «Люди самых разнообразных характеров и положений в обществе» одинаково подчинены одному стремлению, выражением которого («ярлыком») является этот человек в сером сюртуке. Все эти люди лишились свободы, ими движет одно желание.

  • О чем мечтают во французских войсках?

О дворцах в Москве, о землях в Индии. Это - единство, рожденное стремлением к грабежу, к захватам.

  • Чтение эпизода «Переправа через Неман».

Что сделали польские уланы при переправе? - Они переплыли реку, не отыскивая брода. Полковник, «старый человек», «как мальчик», просил разрешения переплыть реку на глазах императора. Лошадь - и та замялась у реки, но полковник «злобно толкнул» ее. В воде у улан проснулся инстинкт самосохранения. В воде «было холодно и жутко... Уланы цеплялись друг за друга...» Но они «гордились тем, что они плывут и тонут в этой реке под взглядами человека, сидевшего на бревне и даже не смотревшего на то, что они делали».

Влекомые единой жаждой обогащения, жаждой грабежа, потерявшие внутреннюю свободу, солдаты и офицеры французской армии искренне верят, что Наполеон ведет их к счастью.

  • Ждали ли русские войны и как готовился к войне царь?

Да, «все ее ожидали». Но «ничего не было готово» к ней, «общего плана действий не было... Общего начальника над всеми армиями не было...» Толстой осуждает бездействие Александра и его придворных. Все их стремления «были направлены только на то, чтобы... приятно провести время, забыть о предстоящей войне».

Царь танцует с Элен, а в это время на Россию нападает враг. Александр пишет Наполеону письмо, начинающееся словами: «Государь, брат мой», хотя этот брат уже нарушил братскую договоренность в Тильзите. Наполеон тоже пишет письмо «брату» Александру о том, что не хочет войны, фактически уже начав ее.

Война только началась, а все окружение царя уже вступает в соревнование за то, чтобы извлечь из нее побольше выгод.

  • Каким Наполеон предстал перед Балашовым? Зачитайте его внешность.

«Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшемся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивавших жирные ляжки коротких ног... Белая пухлая шея его резко выступала из-за черного воротника мундира...» Внешность довольно непривлекательная. Но надо признать, что таким нам известен Наполеон и по портретам

  • Какова манера речи у Наполеона?

У него с языка не сходит слово «я»: «Я все знаю», «я могу сделать», «моя дружба», «я выгоню», «мое дело». Он не дает возможности высказаться собеседнику. «Ему... нужно было говорить одному самому, и он продолжал говорить с тем красноречием и невоздержанием раздраженности, к которому так склонны балованные люди»; «...Чем больше он говорил, тем менее он был в состоянии управлять своею речью».

  • Чтение эпизода «Николай Ростов на войне».

  • Как теперь понимает Николай Ростов смысл войны?

Николай понял, что война - это не серия героических подвигов, а прежде всего особый быт. И он любил этот быт.

  • Как же возникает то, что называют подвигом, за что выдают награды?

Толстой показывает, как по инициативе Николая Ростова павлоградцы атаковали французских драгун и как Ростов взял в плен одного из них.

  • Почему Ростов решил атаковать французов?

Он «сам не знал, как и почему он это сделал... Он видел, что драгуны близко, что они скачут, расстроены; он знал, что они не выдержат, он знал, что была только одна минута, которая не воротится, ежели он упустит ее». Именно тот, кто чувствует такую минуту, и решает исход дела. Николай Ростов почувствовал ее, - и бой выигран. Ростов был убежден, что будет наказан за своевольство, т. е. за нарушение военного плана, но он был награжден. И это еще раз убеждает: планы - ничто, а инстинкт минуты - все. Военный опыт выработал в нем умение мгновенно разбираться в ситуации, выработал это чутье человека, который, полезен в армии.

  • Чувствовал ли себя Николай героем, считал ли он, что совершил подвиг во имя отечества?

Нет, он с удивлением спрашивал себя: «Так только-то и есть всего то. что называется геройством? И разве я это делал для отечества?»

  • Что почувствовал Николай после того, как ударил французского драгуна?

«В то же мгновение, как он сделал это, все оживление Ростова вдруг исчезло».

  • Что поразило его в раненном им враге?

«Лицо его, бледное и забрызганное грязью, белокурое, молодое, с дырочкой на подбородке и светлыми голубыми глазами, было самое не для поля сражения, не вражеское лицо, а самое простое комнатное лицо». Он увидел не врага, а человека. Инстинкт борьбы уступил место инстинкту любви к человеку.

  • Что нашел князь Андрей в русской армии

Полную неразбериху, отсутствие единого руководства.

  • Какое новое чувство и когда охватило Андрея?

«Пожар Смоленска и оставление его были эпохой для князя Андрея. Новое чувство озлобления против врага заставляло его забывать свое горе».

  • Как князь Андрей теперь относится к людям?

«...Он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними... Но добр и кроток он был только со своими полковыми, с Тимохиным и т. п. ...как только он сталкивался с кем-нибудь из своих прежних, из штабных, он тотчас опять ощетинивался: делался злобен, насмешлив, презрителен». Он не любил людей прежнего своего мира. Он приобщился к новому миру, миру солдат.

  • Принял ли этот мир князя Андрея?

</ Да, «в полку его называли наш князь, им гордились и его любили». Солдаты любят князя Андрея; а царю было противно все его существо, и в свете князя Андрея называли гордецом. Вспомните, что о нем говорила Перонская: «Терпеть не могу... и гордость такая, что границ нет... Смотрите, как с дамами обращается...» («Он дамам к ручке не подходит»). К этому миру и сам Болконский испытывает отвращение. «Все, что связывало его воспоминания с прошедшим, отталкивало его...» Только воспоминания о родных Лысых Горах были дороги ему.

  • Слово преподавателя.

В то время как князь Андрей, Ферапонтов, солдаты, жители Смоленска прониклись общим чувством ненависти к врагу, чувством непосредственным, не вызванным никакими соображениями, - в петербургском высшем обществе; это чувство никем не овладело. В Петербурге были созданы два кружка: кружок Анны Павловны жил прежней жизнью: Бонапарт - враг, мечтали здесь о поражении Наполеона. Другой кружок - кружок Элен - отстаивал точку зрения: мир с Наполеоном на любых условиях.

  • Верил ли Кутузов в благоприятный для России исход войны?

Да. У Кутузова был своего рода оптимистический фатализм. Он твердо верил в победу России и говорил князю Андрею, что французы, как в прежнюю кампанию турки, будут лошадиное мясо есть.

  • Как эта кутузовская уверенность повлияла на князя Андрея?

Князь Андрей после свидания с Кутузовым «вернулся к своему полку успокоенный насчет общего хода дел и насчет того, кому оно вверено было».

Толстой не отрицает роли личности вообще. Он утверждает, что военный или политический руководитель может принести пользу, если постарается внушить свою веру в благоприятный их исход массам. Вспомним, какое влияние на солдат и офицеров имело пребывание на поле боя Багратиона во время Шенграбенского сражения: «Начальники, с расстроенными лицами подъезжавшие к князю Багратиону, становились спокойнее, солдаты и офицеры весело приветствовали его и становились оживленнее в его присутствии и, видимо, щеголяли перед ним своею храбростью». Мы это называем руководством моральным состоянием войск. Толстой не отрицает сознательного воздействия Кутузова на дух армии.

  • Откуда же эта сила веры и прозрения Кутузова?

От его связи с национальным духом. «А главное, - думал князь Андрей, - почему веришь ему, это то, что он русский... На этом же чувстве, которое более или менее смутно испытывали все, и основано было то единомыслие и общее одобрение, которое сопутствовало народному, противному придворным соображениям, избранию Кутузова в главнокомандующие». Кутузов родствен всему народу; не случайно так часто повторяется слово «отец» в применении к Кутузову. Придворные круги из понятия «народ» Толстым исключаются.

  • Как реагирует Кутузов на сообщение князя Андрея о смерти старика Болконского?

«Он обнял князя Андрея, прижал его к своей жирной груди и долго не отпускал от себя. Когда он отпустил его, князь Андрей увидал, что расплывшиеся губы Кутузова дрожали и на глазах были слезы». Позже он сказал князю Андрею: «Помни, что... я тебе не светлейший, не князь и не главнокомандующий, а я тебе отец». Ему хотелось бы сбросить с себя тяжесть чинов, званий, а быть просто отцом для всех. Это выражается и в его внешнем облике.

  • Каким увидел князь Андрей Кутузова?

Кутузов, «тяжело расплываясь и раскачиваясь, сидел на своей бодрой лошадке». Слезая с лошади, «он вынул левую ногу из стремени, повалившись всем телом, и, поморщившись от усилия, с трудом занес ее на седло, облокотился коленкой, крякнул и спустился на руки к казакам и адъютантам, поддерживавшим его». Ничего от гарцующего на коне героя-полководца. Время руководства тяжело Кутузову.

  • Слово преподавателя.

Любимые толстовские герои в войне с Наполеоном хотят найти что-то великое, что должно открыть им правду.

  • С каким чувством едет Пьер в армию?

«Он испытывал теперь приятное чувство сознания того, что все то, что составляет счастье людей, удобства жизни, богатство, даже самая жизнь, есть вздор, который приятно откинуть в сравнений с чем-то...» Пьер еще не знает этого чего-то. Но он знает, что на пути к нему надо отказаться от того вздора, который составляет счастье обывателей. «Его не занимало то, для чего он хочет жертвовать, но самое жертвование составляло для него новое радостное чувство».



  1. Бородинское сражение.

  • Хотели ли начальники обоих войск сражения при Бородине?

Толстой утверждает, что, «давая и принимая Бородинское сражение, Кутузов и Наполеон поступили непроизвольно».

  • В восприятии какого героя показано нам Бородинское сражение?

Толстой избрал для этой роли Пьера. Он - штатский, а потому менее привязан к определенному месту боя.

  • Что казалось Пьеру странным?

«Кавалеристы идут на сраженье и встречают раненых, и ни на минуту не задумываются над тем, что их ждет, а идут мимо и подмигивают раненым. А из этих всех 20 тысяч обречены на смерть...» Жизнь и здоровая радость встречает смерть и муки и не желает думать о том, что все преходяще. Это закон природы. Пьер ждет, что здоровые веселые люди, идя в бой, будут думать о смерти. Но жизненная сила более могуча, чем сила смерти. Пьера охватывает чувство торжественности.

  • Что сказал Пьеру солдат, стоявший за телегой?

«Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва». Пьеру эти слова показались неясными по смыслу, но он понял все то, что хотел сказать солдат.

  • Когда Пьер еще яснее понял слова солдата о том, что «всем народом навалиться хотят»?

Когда он увидел мужиков, работающих на будущем поле сражения. «Вид этих работающих на поле сражения бородатых мужиков с их странными неуклюжими сапогами, с их потными шеями и кое у кого расстегнутыми косыми воротами рубах, из-под которых виднелись загорелые кости ключиц, подействовал на Пьера сильнее всего того, что он видел и слышал до сих пор о торжественности, значительности настоящей минуты».

Приближается минута, когда должна окончательно выявиться сущность каждого человека, определиться цена его жизни.

  • Что думал о предстоящем сражении князь Андрей?

«Он знал, что завтрашнее сражение должно было быть самое страшное изо всех тех, в которых он участвовал

  • Во что же верит князь Андрей? Каковы его соображения об исходе завтрашнего сражения?

Он считает, что сражение это будет выиграно. Успех его не зависит, по мнению князя Андрея, «ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа», а зависит «от того чувства, которое есть во мне, в нем, - он указал на Тимохина, - в каждом солдате». В это могучее нравственное чувство, объединяющее людей, которые испытывают одно горе, верит князь Андрей.

  • Что говорит о войне Андрей?

Война - это «самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это, и не играть в войну. Надо принимать строго и серьезно эту страшную необходимость». Князь Андрей не говорит о справедливых и несправедливых войнах. Война - вообще преступление. «Цель войны - убийство, орудия воины - шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии; обман и ложь, называемые военными хитростями.

  • Чтение описания картины, открывшейся восхищенному взору Пьера.

Свет «с золотым и розовым оттенком», «дальние леса... точно высеченные из какого-то драгоценного желто-зеленого камня», «золотые поля и перелески», «солнце, брызнувшее из-за туч, и этот туман, пронзенный молниями выстрелов», - все это возбуждает в Пьере чувство, которое он заметил раньше и на лице князя Андрея, и на лицах солдат и ополченцев. Начало сражения рисуется Толстым торжественными красками. «На всех лицах светилась теперь та скрытая теплота... чувства, которое Пьер замечал вчера и которое он понял совершенно после своего разговора с князем Андреем». Это - самое начало сражения. Торжественность предстоящего дня разжигает теплоту патриотизма. Пьер рад, что испытываемое им испытывают все. Он вырван из своего одиночества, он чувствует себя частью общего.

  • Какое выражение лица у Пьера в первые часы Бородина?

Он все время улыбается. Это и улыбка застенчивости (он чувствует себя лишним на поле боя в своем штатском костюме), и улыбка радости. «С улыбкой, не сходившею с его лица, он оглядывался вокруг себя»; «с бессознательно-радостной улыбкой... смотрел на то, что делалось вокруг него».

  • Какое впечатление производил на окружающих Пьер? Как отнеслись к нему солдаты?

Сначала все раздражены, а потом тоже смотрят на него с улыбкой - «чувство недоброжелательного недоуменья к нему стало переходить в ласковое и шутливое участие». Сначала солдаты увидели в Пьере просто любопытствующего барина, и они неодобрительно покачивали головами, глядя на него. Но потом почувствовали в Пьере что-то внушающее им уважение.

  • Что удивляло солдат в Пьере?

Прежде всего его, как они думали, храбрость. Он «прохаживался по батарее под выстрелами так же спокойно, как по бульвару».

  • Как стали его называть солдаты?

«Наш барин», - так же как князя Андрея в его полку называли «наш князь». Пьер чувствует свое родство с этим миром, и люди этого мира считают его своим.

  • Просмотр эпизода из фильма «Пьер на батарее Раевского».

  • Что особенное почувствовалось Пьеру на батарее Раевского?

«...Здесь чувствовалось одинаковое и общее всем, как бы семейное оживление». Смех и веселье выражали не легкомыслие перед лицом смерти, а нервное напряжение людей, радостно чувствовавших, что они сообща, по-семейному делают какое-то великое, полезное дело. С каждой минутой сражения все сильнее и сильнее разгорался в людях внутренний огонь. Пьер чувствовал, что и в его душе «точно так же» разгорается этот огонь.

Но как-то незаметно, на каком-то невидимом рубеже это торжественное чувство затухает, и на смену ему приходит ужас.

  • Какие два впечатления сильно повлияли на эту смену настроения Пьера?

Сначала - смерть молоденького офицера. «Вдруг что-то случилось: офицерик ахнул и свернувшись сел на землю, как на лету подстреленная птица». Затем - взрыв ящиков с зарядами: «Вдруг страшный толчок откинул Пьера назад, на землю. В то же мгновение блеск большого огня осветил его, и в то же мгновенье раздался оглушающий, зазвеневший в ушах гром, треск и свист». Если раньше внимание Пьера было сосредоточено на разгоравшегося внутреннего огня, то теперь этот оглушительный взрыв заставил его оглянуться вокруг себя. Война открывается ему, наконец, во всем ее ужасе. Склонный к резким сменам настроения, Пьер уже «не помнил себя от страха». Он бежит сначала на батарею, а потом, увидев, что она занята французами, - под гору, спотыкаясь на убитых и раненых, которые, казалось ему, ловят его за ноги».

  • Чтение эпизода.

Толстой нагнетает атмосферу ужаса. «Молоденький офицерик сидел в луже крови»; «краснорожий солдат все еще дергался, но его не убирали»; «...из того семейного кружка, который принял его к себе, он не нашел никого». Теперь ничто не оправдывает эту бойню. Пьер видит «изуродованные страданием лица». Ему приходит в голову мысль: «Нет, теперь они оставят это, теперь они ужаснутся того, что они сделали!»

  • Слово преподавателя.

Ко второй половине первого дня сражения Кутузов пришел к выводу о победе русских войск, а Наполеон - к выводу о своем поражении. Но сражение продолжалось, теперь уже без всякого смысла. Оно превратилось, в изображении Толстого, в бессмысленную бойню.

  • Чтение эпизода «Описание положения, в котором находился полк князя Андрея».

«Полк был двинут вперед... на тот промежуток между Семеновским и курганною батареей, на котором в этот день были побиты тысячи людей и на который во втором часу дня был направлен усиленно-сосредоточенный огонь из нескольких сот неприятельских орудий»; «Не сходя с этого места и не выпустив ни одного снаряда, полк потерял здесь еще третью часть своих людей».

  • На что были направлены все силы князя Андрея и людей его полка?

«Все силы его души точно так же, как и каждого солдата, были бессознательно направлены на то, чтоб удержаться только от созерцания ужаса того положения, в котором они были».

  • Чтение эпизода «Смерть Болконского».

Последние мысли князя Андрея: «Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух...» Раненный в живот, он «рванулся в сторону», - это был порыв к жизни, порыв к тому, чего он раньше не понимал, к счастью простого наслаждения жизнью и любовью к ней.



  1. Вывод.

  • Какая же армия победила в Бородинском сражении?

Внешнее впечатление, как показывает Толстой, таково, что никто не победил. Но все же Толстой признает победу за русскими. «Не та победа, которая определяется... тем пространством, на котором стояли и стоят войска, а победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии...»

  • Какое значение придает Толстой Бородинскому сражению?

Он считает, что следствием его было «бегство Наполеона из Москвы... погибель 500-тысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую в первый раз под Бородином была наложена рука сильнейшего духом противника». День Бородина, по мысли Толстого, - день торжества русского духа. Эту мысль Толстой - историк и философ - проводит во всех главах, где говорит о Бородинском сражении. Но вторая мысль, которая вырастает из художественного описания сражения, - это столь же дорогая Толстому мысль о жестокости, бесчеловечности - войн, о том, что Войны возможны только из-за «помрачения» человеческого разума. Просветленному же разуму, по мнению Толстого, становится ясна правда; эта правда - в любви ко всем людям, в любви даже к врагам.



IV. Информация о домашнем задании.

1. Чтение текста.

- Кутузов и Наполеон.

2. Сообщение. Историческая справка о Наполеоне.

3. Сообщение. Историческая справка о Кутузове.

V. Подведение итогов.

VI. Рефлексия.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал