7


  • Учителю
  • УРОК НА ТЕМУ «РАСПРОСТРАНЕННЫЕ И НЕРАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

УРОК НА ТЕМУ «РАСПРОСТРАНЕННЫЕ И НЕРАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

УРОК НА ТЕМУ «РАСПРОСТРАНЕННЫЕ И НЕРАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ» (8 класс)

Общая задача урока - вывести ребят на самостоятельное определение различий между распространенными и нераспространенными предложениями, дать практически почувствовать художественную функцию данных типов предложения в письменной речи.

I этап у р о к а: конструирование высказываний по заданной схеме, осмысление учащимися роли второстепенных членов предложения в конкретизации мысли и в передаче различных настроений.


Классу дается основа: Лес шумел. Надо распространить данную основу по схеме

Ученики читают свои варианты: Мрачный лес глухо шумел. Весенний лес взволнованно шумел. И т. д.

Учитель просит записать общий вариант предложения и поставить напротив него знак вопроса:

Пустой лес печально шумел. ?

2. Аналогичное задание с заданной основой: Озеро замерло.

Схема та же. Варианты учеников: Прекрасное озеро тихонько замерло. Вечернее озеро покорно замерло. И т. д.

Общий вариант предложения:

Замерзшее озеро грустно замерло. ?

3. Теперь обращаем внимание на вопросы, вынесенные на поля.

- Проанализируйте общие примеры. Что изменилось в этих предложениях по сравнению с их же нераспространенным вариантом?

Ответы учащихся: «Появляется более конкретная картина»; «Язык ярче рисует образ леса, озера»; «Появилось настроение».

- Какое?

- Грустное, печальное, тоскливое.

Учитель просит определить настроение в тех распространенных предложениях, которые составили сами учащиеся. Идет небольшое устное обсуждение.


II этап у р о к а: формирование умения так использовать в собственной речи второстепенные члены предложения, чтобы с их помощью реализовывать свой авторский замысел. Развитие способности учащихся точно передавать настроение своего высказывания.

По той же отработанной схеме составить свои распространенные предложения с любой основой. Каждый желающий ученик может задать всему классу свою основу и настроение, которое несет его высказывание. Остальные учащиеся пробуют уже не только по заданной основе, схеме, но и определенному настроению построить свое высказывание. Таким образом, задача усложняется.

Ученик дает основу: Собака запрыгала (настроение радостно-взволнованное).

Варианты восьмиклассников: Соскучившаяся собака весело запрыгала. Лохматая собака радостно запрыгала. И т. д. «Авторский» вариант: Довольная собака с лаем запрыгала.

Второй ученик читает свою основу: Небо покраснело (тревожное настроение). Варианты, звучащие в классе: Грозное небо внезапно покраснело. Предгрозовое небо зловеще покраснело. «Авторский» вариант: Будто расколовшееся небо странно покраснело.

Важно обсудить с ребятами, какой из прочитанных вариантов наиболее удачен и почему.


III этап урока: закрепление темы на уровне текста; анализ роли нераспространенных предложений в художественном тексте.

1. Учитель дает классу основы из отрывка повести А. С. Пушкина «Пиковая дама» и просит, распространив данные основы, соединить их в тексте, который бы мог быть связан с самой повестью, а мог бы быть абсолютно произвольным.

Все было тихо.

Пробило 12.

Он был спокоен.

Карета подъехала и остановилась.

Люди побежали.

Раздались голоса.

Дом осветился.

Он окаменел.

Учитель отмечает, что при необходимости можно включить в текст предложения и с другими, заранее не заданными, основами.

2. Через некоторое время ученики читают свои варианты:

«Все было совершенно тихо, как на дне глубокого колодца. Где-то далеко глухо пробило двенадцать. От стены дома отделился странный призрак, зловеще темнеющий на фоне лунного света. С виду он был совершенно спокоен, двигался уверенно и плавно. Роскошная карета с тройкой прекрасных лошадей подъехала к тому же дому и стала. Кто-то вышел из нее и быстро прошел внутрь особняка. Вдруг дом осветился тысячью огней, весь будто наполнился шумом. Кругом раздались испуганные громкие голоса, даже крик. Люди с искаженными, страшными лицами побежали, словно от огня, кто куда. Призрак, удовлетворенно глядя на все это, стоял посреди улицы. Казалось, он окаменел».

«Все было абсолютно тихо, когда Германн решился наконец войти в спальню графини. Неожиданно, будто ножом полоснуло, пробило двенадцать часов ночи. Спрятавшись за старую портьеру, Германн стал спокоен, как застывшая мумия. Он слышал, как к дому подъехала, гулко гремя по мостовой, карета и остановилась у самого парадного. Внезапно кругом послышался ужасный топот. Куда-то бежали взволнованные люди, раздались громкие голоса. Весь дом осветился ярким светом, слепящим глаза. У Германна перехватило дыхание, от сильного испуга он словно окаменел».

3. После небольшой устной оценки услышанных вариантов учитель читает пушкинский текст. Приведем его:

• Время шло медленно. Все было тихо. В гостиной пробило двенадцать; по всем комнатам часы одни за другими прозвонили двенадцать,- и все умолкло опять. Германн стоял, прислонясь к холодной печке. Он был спокоен; сердце его билось ровно, как у человека, решившегося на что-нибудь опасное, но необходимое. Часы пробили первый и второй час утра,- и он услышал дальний стук кареты. Невольное волнение овладело им. Карета подъехала и остановилась. Он услышал стук опускаемой подножки. В доме засуетились. Люди побежали, раздались голоса, и дом осветился. В спальню вбежали три старые горничные, и графиня, чуть живая, вошла и опустилась в вольтеровы кресла. Германн глядел в щелку: Лизавета Ивановна прошла мимо него. Германн услышал ее торопливые шаги по ступеням ее лестницы. В сердце его отозвалось нечто похожее на угрызение совести и снова умолкло. Он окаменел.

Как мы видим, практически все основы, с которыми работали учащиеся на уроке, так и остаются в авторском варианте нераспространенными; кроме того, здесь достаточное количество предложений с очень небольшим числом второстепенных членов (условно они выделены курсивом). Почему? Какова роль этих нераспространенных предложений в ткани художественного текста? Восьмиклассники по-разному отвечают на заданный вопрос:

«Нераспространенными предложениями Пушкин рисует состояние героя - состояние напряженной готовности».

«Внутреннее напряжение Германна возрастает после ключевой фразы: Невольное волнение овладело им, когда в тексте следует целый ряд нераспространенных предложений, отражающих восприятие, обостренное страхом и волнением. Герой слышит звуки подъезжающей кареты, людских шагов и голосов - и каменеет».

«Германн вовсе не испытывает напряжения, поскольку Пушкин прямо говорит: Он был спокоен. Это мы, читатели, ощущаем то нагнетание напряженности, ожидание чего-то страшного, что действительно создается во многом нераспространенными предложениями».

После всех высказанных мнений учитель предлагает ребятам попробовать написать дома рассказ, миниатюру или эссе, используя только нераспространенные предложения, попытаться передать с их помощью определенное состояние героя, ту или иную атмосферу повествования.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал