7


  • Учителю
  • Программа по литературе 6 класс

Программа по литературе 6 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 105»


СОГЛАСОВАНО

Методическим советом

МАОУ «СОШ № 105»

Протокол № __________

от « » __________ 2013г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ «СОШ № 105»

Легошина А.С. _____________


От « « ___________2013г.


Рабочая программа

по литературе

6 класс



Учитель: Санникова Наталья Николаевна

1 Квалификационная категория


2013 - 2014 учебный год




Пояснительная записка


Программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2010 года в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

базисным учебным планом общеобразовательных учреждений РФ, утверждённым Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004, № 1312; Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утверждённым Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, № 1089;

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор сочинений.

Данная программа разработана на основе примерной программы под редакцией Т. Ф. Курдюмовой.

Рабочая программа по литературе 6 класс составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5 - 11 классы (базовый уровень)» в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования. Она включает три раздела: пояснительную записку; цели обучения, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам. Учебник «Литература» (в 2-х частях), автор Т.Ф. Курдюмова. Дрофа 2007

Общая характеристика учебного предмета.

Литература как учебный предмет обладает огромным воспитательным потенциалом, дающим учителю возможность не только развивать интеллектуальные способности учащихся, но и формировать их ценностно-мировоззренческие ориентиры, которые позволят им адекватно воспринимать проблематику произведений отечественной классики, т.е. включаться в диалог с писателем. Приобщение к «вечным» ценностям, исповедуемым литературной классикой, является одним из главных направлений школьного литературного образования и способствует постановке таких его приоритетных целей, как:

  • воспитание духовно развитой личности, испытывающей потребность в саморазвитии и внутреннем обогащении, расширении культурного кругозора и реализации накопленного духовного опыта в общественной практике;

  • формирование гуманистического мировоззрения, базирующегося на понимании ценности человеческой личности, признании за нею права на свободное развитие и проявление ее творческих способностей;

  • формирование основ гражданского самосознания, ответственности за происходящее в обществе и в мире, активной жизненной позиции;

  • воспитание чувства патриотизма, любви к Отечеству и его великой истории и культуре, а также уважения к истории и традициям других народов;

  • развитие нравственно-эстетического подхода к оценке явлений действительности, стремления к красоте человеческих взаимоотношений, высокие образцы которых представлены в произведениях отечественной классики;

  • приобщение к творческому труду, направленному на приобретение умений и навыков, необходимых для полноценного усвоения литературы как учебной дисциплины и вида искусства.

Основной целью литературного образования в 6 классе является изучение понятия «герой художественного произведения». Часто герой-подросток - активный и равноправный участник событий на страницах произведений. В центре анализа - герой. Материал в планировании расположен по литературным темам, что обеспечивает последовательность изучения литературных явлений, обобщения, закрепления и развития литературных знаний.

Весь корпус литературного материала скомпонован вокруг центральной проблемы 6 класса - «Герой-подросток на страницах литературных произведений». Подробно изучаются произведения, включенные в «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» и предназначенные для обязательного изучения на базисном уровне среднего (полного) общего образования. Реализация принципа вариативности в изучении литературы заключается в расширении списка писательских имен и произведений для обзорного изучения, расширяющих читательский кругозор обучающихся, позволяющих глубже осознать основные закономерности историко-литературного процесса, множественность литературно-художественных стилей. Дальнейшее освоение теоретических понятий происходит на материале, адресованном герою. Теоретические понятия: портрет, характер, автобиографическая проза и др. связаны с раскрытием образа героя. С целью преодоления недостаточной сформированности навыков владения художественным словом в раскрытии мысли школьников большое внимание уделяется читательскому комментарию изучаемого произведения, формирующему самостоятельность мышления обучающихся, навыки коррекции стилистических недочетов в письменной и устной речи, умение употреблять с наибольшей художественной выразительностью слова, формы слов, определять их порядок, видеть отношения между ними.

В 6 классе продолжается формирование умения осознанного чтения произведений разных жанров, умения выявлять авторскую оценку и выражение собственного отношения к изображаемому в произведении.

Проблемный анализ содержания произведения имеет целью приобщение детей к нравственно - этическому и философскому опыту человечества.

В курсе литературы 6 класса представлены все три рода: эпический, лирический и частично драматический.

Произведения эпического характера - небольшие по объёму рассказы и повести классиков русской и зарубежной литературы 19 и 20 вв. Большинство из них - произведения о сверстниках, их духовной жизни, нравственном выборе в непростой жизненной ситуации.

Лирика представлена стихотворениями А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и тематическими блоками «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 и 20 веков» и стихами русских поэтов о Великой Отечественной войне.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа рассчитана на 68 часов( 2 часа в неделю).


Учебно-тематический план


Содержание

Кол-во часов

Герой-подросток в мире художественного слова

2

История человечества в произведениях литературы

5

Русская классическая литература XIX века.

35

Приключения и путешествия в литературе

4

Литература 20 века

20

Резерв

2

ИТОГО

68


Содержание тем учебного курса


Герой в мире художественного слова(2 ч.).

Герой художественного произведения. Герой художественного произведения как главное действующее лицо сюжета. Главные герои русского народного эпоса- былинные богатыри. Герой художественного произведения как организатор событий сюжета. «Разновозрастный отряд» героев художественных произведений. Подросток - герой художественных произведений. «Золотое детство» и «пустыня отрочества» (Лев Толстой) в художественной литературе. Представления учеников об отрочестве. Знаменитые писатели и великие люди в отрочестве: их жизнь, их попытки творчества.


История человечества в произведениях литературы (5 ч.).

Герой как организатор событий сюжета. Разнообразие участников событий и их роль в развитии сюжета.

«На заставе богатырской». События на краю родной земли. Герои былин - атаман Илья Муромец, податаман Добрыня Никитич и есаул Алёша Попович на заставе богатырской. Поединок Ильи Муромца с «нахвальщиком». Связь героя с родной землёй и его победа. Подвиг богатыря - основа сюжета былины. Сила, смелость, решительность и отсутствие жестокости как характерные качества героев былин. Прозаический пересказ былины и его особенности. Герои былин в других видах искусств.

Теория литературы. Герой былины. Портрет героя былины.

Александр Николаевич Островский. «Снегурочка» (сцены). А.Н. Островский как создатель русского национального театра. Пьеса «Снегурочка» - «весенняя сказка», по определению автора. Идеальное царство берендеев и юная героиня этой пьесы в стихах.

Теория литературы. Пьеса-сказка в стихах (драматическая поэма в стихах).


Русская классическая литература XIX века (35 ч.).

Незабываемый мир детства и отрочества Василий Андреевич Жуковский. «Кубок». «Лесной царь». Годы учёбы в благородном пансионе. Жуковский - автор баллад. Тематика и герои его баллад. Смелость, благородство, бесстрашие юных герое баллад. Трагические события баллады «Лесной царь». Школа рыцарской доблести и сюжеты баллад Жуковского. Роль метафоры в загадках.

Теория литературы. Баллада. Герои и события баллады. Загадка в стихах.

Сергей Тимофеевич Аксаков. «Детские годы Багрова-внука». «Буран». Читатель-подросток а автобиографическом произведении (фрагмент из «Детский годов Багрова- внука»). Гимназические годы подростка. Герой произведения как читатель.

«Буран» как одно из самых ярких описаний природы в русской литературе 18 века. Художественные особенности картины бурана. Человек и стихия в этой зарисовке.

Теория литературы. Пейзаж и приёмы его воспроизведения в прозаическом произведении. Герой литературного произведения как читатель.

Иван Андреевич Крылов. «Два мальчика». «Волк и Ягнёнок». Школа жизни подростка в баснях Крылова. Басня «Два мальчика» Федюша и Сеня как герои, представляющие два типа поведения. Осуждение эгоизма и отсутствия чувства благодарности у Федюши. Басня «Волк и Ягнёнок». Мораль взаимоотношений сильного и слабого в мире людей и зверей. Обличение несправедливости, жестокости, наглого обмана в басне. Суровые уроки басен Крылова и их мораль. Басни Крылова в восприятии юного читателя.

Теория литературы. Мораль в басне.

Владимир Фёдорович Одоевский. «Отрывки из журнала Маши». «Пёстрые сказки» В. Ф. Одоевского. Повести, рассказы и другие жанры прозы, объединённые в этом сборнике. Дневник Маши («Отрывки из журнала Маши»). Сюжет и особенности повествования. Дневник и его автор. Герои и героини дневника Маши.

Теория литературы. Дневник как жанр художественного произведения.

Портрет героя литературного произведения

Герой литературного произведения и описание его внешности.

Александр Сергеевич Пушкин. «К сестре». «К Пущину» (4 мая). «Послание к Юдину». «Товарищам». Годы учения великого поэта. Лицей. Учителя и товарищи отроческих лет. Тема юношеской дружбы в ранней лирике Пушкина и в последующие годы. Послание близким, друзьям и родным. Оптимизм и радостное чувство от общения с близкими людьми. Совершенство и лёгкость формы пушкинских посланий. Стихотворение «Товарищам» как гимн школьной дружбе.

Теория литературы. Гимн.

Михаил Юрьевич Лермонтов. «Утёс». «Листок». «Панорама Москвы». Эпиграммы. «Утёс», «Листок» - стихотворения, которые ярко воплощают тему одиночества. Эпиграммы как жанр, способствующий острой постановке нравственных вопросов. «Панорама Москвы» - патриотическая картина родной столицы, созданная в ученическом сочинении поэта.

Теория литературы. Эпиграмма.

Иван Сергеевич Тургенев. «Бежин луг». Природа и быт российской лесостепи в «Записках охотника». «Бежин луг» - один из самых популярных рассказов сборника. Мальчики: Павлуша, Илюша, Костя, Ванечка, Федя- герои рассказа. Мастерство портретных характеристик. Групповая характеристика героев. Сравнительная характеристика рассказчиков. Утверждение богатства духовного мира крестьянских детей. Поэтический мир народных поверий в их рассказах. Легенды, мифы, сказки, предания, поверья, былички. Их различие. Отличие быличек от сказок. Особенности диалога в рассказе. Выразительность сцены у костра и её инсценировки. Картины природы и их связь с рассказами мальчиков. Речевая характеристика героев.

Теория литературы. Былички.

Речевая характеристика героев

Герой художественного произведения и его речь. Место речевой характеристики в обрисовке героя художественного произведения.

Иван Захарович Суриков. «В ночном»

Суриков и тематика его произведений: быт деревни, народное творчество. «Бабушкины сказки» в ночном. Отличие этих сказок от историй, которые прозвучали у речки Снежить в рассказе Тургенева.

Теория литературы. Определение жанра стихотворения: рассказ в стихах или лирическое произведение?

Николай Алексеевич Некрасов. «Школьник»

Тема детства в лирике Некрасова: «Крестьянские дети», «Школьник». Тяга к знаниям и упорство как черта характера подростка.

Теория литературы. Сюжет в лирическом произведении. Речевая характеристика героев.

Лев Николаевич Толстой. «Отрочество»(главы). «Отрочество» как часть автобиографической трилогии писателя. «Пустыня отрочества», сменяющая в трилогии картины «золотого детства». Отрочество Николеньки Иртеньева. Николенька и его окружение: семья, друзья, учителя. Формирование взглядов подростка. Его мечты и планы.

Теория литературы. Автобиографическая трилогия.

Фёдор Михайлович Достоевский. «Мальчики» (фрагмент романа «Братья Карамазовы»). Герои фрагмента. Глубина сопереживания автора при рассказе о судьбах своих героев.

Теория литературы. Эпизод в художественном произведении.

Антон Павлович Чехов. «Каникулярные работы институтки Наденьки №», «Хамелеон», «Толстый и тонкий». Юношеские рассказы Чехова. Рассказы о подростках. «Каникулярные работы институтки Наденьки №». Комментарий к творчеству Наденьки. «Хамелеон», «Толстый и тонкий». Смысл заголовков. Юмор сменяет сатира. Герои сатирических рассказов. Особенности композиции. Художественная деталь в рассказах. Говорящие фамилии и говорящие характеристики героев.

Теория литературы. Герой и сюжет. Поступок героя и характер. Герой и его имя.

Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда»). Отрочество героя в главах повести «Детство Тёмы». Годы учёбы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать. Жестокое нравственное испытание в главе «Ябеда». Предательство и муки совести. героя.

Теория литературы. Диалог в прозе. Место речевой характеристики в обрисовке героя художественного произведения.


Путешествия и приключения в литературе (4 ч.).

Далёкое прошлое человечества на страницах художественных произведений (беседа по материалам самостоятельного чтения). Интерес читателей к событиям и приключениям в жизни героев прошедших времён. Научная достоверность, доступная времени создания произведения, художественная убедительность изображения. Обзор произведений, прочитанных на уроках истории и внеклассного чтения (Рони - старший. «Борьба за огонь», Д Эрвильи. «Приключения доисторического мальчика»). Природа и человек в произведениях о доисторическом прошлом. Т.Х.Уайт «Свеча на ветру»

Теория литературы. Богатство литературы для детей и юношества. Жанры исторической прозы: повесть, роман, рассказ.

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Марк Твен и его автобиографические повести. «Приключения Гекльберри Финна» как вторая часть автобиографического повествования. Странствия Гека и Джима по полноводной реке Миссисипи. Гек и Том стали старше: становление изменение характеров. Диалог в повести. Мастрество Марка Твена - юмориста. Природа на страницах повести.

Теория литературы. Юмор.

Жюль Верн. «Таинственный остров». Жюль Верн и 65 романов его «необыкновенных путешествий». «Таинственный остров» - одна из самых популярных «робинзонад». Герберт - юный герой среди взрослый и товарищей по несчастью. Роль дружбы и дружеской заботы о младшем в романе великого фантаста. Названия героев и имена героев.

Теория литературы. Научно-фантастический роман. Жюль Верн как создатель жанра научно-фантастического романа.

О. Уайльд. «Кентервильское привидение». Рассказы и сказки О. Уальда. Рассказ «Кентервильское привидение» как остроумное разоблачение мистических настроений и суеверий. Ирония и весёлая пародия как способ борьбы писателя против человеческих заблуждений. Юные герои и воинствующие Кентервильское привидение, их забавный поединок и победа юных героев. Остроумная и доброжелательная концовка «страшной» истории.

Теория. Пародия.


Литература XX века (20 ч.).

Юный читатель XX века. Чтение и образование. Роль художественной литературы в становлении характера и взглядов подростка. Литература XX века и читатель XX века. Любимые авторы. Путь к собственному творчеству. М. Эндэ. «Бесконечная книга» - путешествие мальчика Бастина по стране под названием Фантазия. «Бесконечная книга» в багаже читателя. «Бесконечная книга» и чтение.

А.И.Куприн «Чудесный доктор»

А. А. Блок. «О доблестях, о подвигах, о славе..», «О весна, без конца и без края..» Отражение высоких идеалов в лирике поэта.

И. А. Бунин. «Детство», «Сказка», «Первый соловей», «Канарейка». Мир воспоминаний в мире творчества. Лирический образ живой природы. Голос автора в строках стихов.

К. Д. Бальмонт. «Золотая рыбка», «Как я пишу стихи». Совершенство стиха поэта. Близость фольклорным образам. Лирика Бальмонта и её воплощение в музыке многих композиторов.

Б. Л. Пастернак. «Июль»

Теория литературы. Творчество читателя- исполнителя стихов и прозы.

А. Т. Аверченко. «Смерть африканского охотника». Герой рассказа и его любимые книги. Мечты юного читателя о судьбе африканского охотника и реальность.

Посещение цирка и встреча с цирковыми артистами. Разочарование увлечённого любителя приключенческой литературы. Эпилог рассказа. Смысл заголовка.

Теория литературы. Эпилог. Смысл названия.

М. Горький «Детство» (фрагмент). Изображение внутреннего мира подростка. Активность авторской позиции.

Теория литературы. Авторская позиция.

К. Г. Паустовский. «Повесть о жизни» (главы «Гардемарин», «Как выглядит рай»). Цикл автобиографических повестей писателя. «Далёкие годы» как первая из шести частей повести «Повести о жизни». Глава «Гардемарин». Встреча героя с гардемарином. Благородство поведения гардемарина. Прав ли автор, утверждая, что «жалость оставляет в душе горький осадок»? Игра в свой флот. «Как выглядит рай» в автобиографической повести. Мастерство пейзажа в прозе писателя. Главы повести как этапы рассказа о становлении характера.

Теория литературы. Роль пейзажа в прозе.

А. С. Грин. «Гнев отца». Преданность сына отцу - путешественнику. Как возник сюжет и название рассказа. Комизм сюжета. Благородство и чуткость отношения взрослого к сыну.

Теория литературы. Слово в рассказе.

Ф. А. Искандер. «Детство Чика» («Чик и Пушкин»). Герой цикла рассказов по имени Чик. Увлекательная игра со словом в прозе Искандера. Важность главы «Чик и Пушкин» как описание пути юного читателя к постижению тайны собственного творчества. Поединок тщеславия и творческой радости от игры на сцене. Яркость изображения характера героя. Герой и автор.

Теория литературы. Инсценировка.

Великая Отечественная война в лирике и прозе.

Лирические и прозаические произведения о жизни и подвигах подростков в годы Великой Отечественной войны: Б. А. Лавренев «Разведчик Вихров»; К. М. Симонов. «Мальчишка на лафете», «Сын артиллериста»; Е. К. Винокуров. «В полях за Вислой сонной..»; песни военных лет; «Моя Москва» (стихи М. Лисянского, музыка И. Дунаевского).

Теория литературы. Быстрота отклика искусства на события жизни. Изображение героизма и патриотизма в художественном произведении.

Итоги

Чтение и обсуждение классических произведений юношеской литературы. Важнейшие проблемы в жизни подростка.

Тема защиты природы в литературе XX века. Произведения М. М. Пришвина и В. В. Бианки. Книга Б. Андерсена «Простите, где тут природа?», созданная по письмам ребят Дании.

Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул.


















Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса


В результате изучения литературы ученик должен знать:

- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

- основные теоретико-литературные понятия основные теоретические понятия, предусмотренные программой: фольклор, устное народное творчество; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления), баллада, литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); автобиографичность литературного произведения (начальные представления).


уметь:

• выразительно читать эпические произведения за героя и за автора;

• сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;

• сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;

• перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, ситуации, жизни;

• видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;

• определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;

• сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги);

• сочинять юмористический рассказ (или его фрагмент) по заданной модели;

• использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и др.);

• создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, журналы, автобиографии и т.п.;

• отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении.

Нормы оценки знаний умений и навыков учащихся по литературе

Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.

Объем сочинений должен быть примерно таким: в 5 классе - 1 -1,5 тетрадные страницы, в 6 классе-1,5-2, в 7 классе - 2-2,5, в 8 классе - 2,5-3, в 9 классе - 3-4, в 10 классе - 4-5, в 11 классе - 5-7.

Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5-8-ом и 10 дней в 9-11- ых классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая - за грамотность. В 5-9-ых классах первая оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая - к русскому языку.

Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

2.Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

3.Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.

4.Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

5.Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи.

6.Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.

В соответствии с этим:

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, свободное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.

Однако допускается одна-две неточности в ответе.

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.


Оценка сочинений

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка «5» ставится за сочинение:

глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.

Отметка «4» ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовательное изложение содержания;

написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.

Отметка «2» ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Отметка «1» ставится за сочинение:

совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли; содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2».

Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 - 100 %;

«4» - 78 - 89 %;

«3» - 60 - 77 %;

«2»- менее 59%.


Учебно-методическое обеспечение

  1. Программа «Литература. 5-11 классы». - М.: Дрофа, 2006. - 96 с. (Курдюмова Т.Ф.)

  2. Курдюмова Т.Ф. Литература 6 класс в 2-х ч. - М.: Дрофа, 2008.

  3. Курдюмова Т.Ф. Литература 6 класс. Методические рекомендации для учителя. - М.: Дрофа, 2007. - 160 с.

4) Литература. 6 класс. Поурочные планы по учебнику Т.Ф. Курдюмовой. Авт.-сост. О.А.Финтисова.- М.: Дрофа, 2007.

5)Литература в 6 классе Урок за уроком. Турьянская Б.И.-М.: «Русское слово», 2005

6)Нестандартные уроки по литературе 5-9 класс.- В.: «Учитель», 2004

Интернет-ресурсы:




Календарно-тематическое планирование



№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата


Герой в мире художественного слова (2ч)

1

Герой художественного произведения

1

2-6 сентября

2

Герои былин и сказок.

1


История человечества в произведениях литературы(5ч.)

3

Былины и их герои в живописи и музыке.

1

9-13 сентября

4

Драма как род литературы .А.Н. Островский как создатель русского национального театра

1

5

«Снегурочка»-пьеса-сказка в стихах. Идеальное царство берендеев

1

16-20 сентября

6

Могучий мир природы и юная героиня - Снегурочка.

1

7

Р.Р.Сочинение-рассуждение.

1

23-27 сентября


Русская классическая литература XIX века(35ч.)


8

В.А. Жуковский - лирик. Тематика и герои его произведений .

1

9

В.А. Жуковский. Баллада «Кубок».

1

30.09-04.10

10

Мир детства и отрочества в автобиографических произведениях писателей 19 века.

1

11

С.Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука».

1

7-11 октября

12

Главы из повести С.Т.Аксакова, посвященные учению детей.

1

13

Анализ очерка «Буран» .

1

14-18 октября

14.

Пейзаж. Мир природы вокруг нас.

1

15

И.А.Крылов «Два мальчика»

1

21-25 октября

16

И.А.Крылов «Волк и ягненок»

1

17

Выразительное чтение басни наизусть.

1

28.10-01.11

18

В.Ф. Одоевский «Отрывки из журнала Маши». Особенности повествования. Дневник и его автор. Герои.

1

19

Портрет героя художественного произведения.

1

11-15 ноября

20

В.Ф. Одоевский. «Пестрые сказки». Различные жанры прозы, объединенные в сборнике

1

21

Р.Р.Сочинение.

1

18-22 ноября

22

Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина «К сестре», «К Пущину», «Товарищам».

1

23

Тема одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «На севере диком стоит одиноко...», «Утес»

1

25-29 ноября

24

Тема красоты и беззащитности мира живой природы в стихотворении «Три пальмы». «Панорама Москвы» - патриотическая картины родной столицы, созданная в ученическом сочинении поэта.

1

25

Р.Р.Сочинение.

1

2-6 декабря

26

И.С. Тургенев. «Бежин луг». Мастерство портретных характеристик рассказа.

1

27

И.С. Тургенев. «Бежин луг». Картины природы как естественный фон рассказов мальчиков.

1

9-13 декабря

28

И.С. Тургенев. «Бежин луг». Картины природы как естественный фон рассказов мальчиков. (продолжение темы)

1

29

Речевая характеристика литературных героев.

1

16-20 декабря

30

РР Сочинение по теме «Бежин луг» И.С. Тургенева

1

31

Н.А. Некрасов. Тема детства в произведении «Крестьянские дети».

1

23-27 декабря

32

Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети». Яркость изображения крестьянских детей

1

33

Герой художественного произведения и его имя.

1

13-17 января

34

Л.Н. Толстой. «Отрочество» как часть биографической трилогии писателя

1

35

Формирование взглядов подростка, его мечты и планы в автобиографическом произведении Л.Н. Толстого «Отрочество»

1

20-24 января

36

Ф.М. Достоевский. «Мальчики» (фрагмент романа «Братья Карамазовы»).Герои эпизода.

1

37

Ф.М. Достоевский. «Мальчики». Глубина сопереживания автора при рассказе о судьбах своих героев

1

27-31 января

38

Герои сатирических рассказов А.П. Чехов «Хамелеон», «Толстый и тонкий». Смысл заголовков, особенности композиции. Говорящие фамилии героев

1

39

Рассказы А.П. Чехова «Хамелеон», «Толстый и тонкий».Особенности композиции, художественная деталь.

1

3-7 февраля

40

Рассказы А.П. Чехова «Хамелеон», «Толстый и тонкий».Особенности композиции, художественная деталь (продолжение темы)

1

41

РР Сочинение по рассказам А. П. Чехова

1

10-14 февраля

42

Н.Г.Гарин-Михайловский «Детство Темы». Поступок героя и характер.

1


Приключения и путешествия в литературе(4ч.)

43

Т.Х. Уайт. «Свеча на ветру»

1

17-21 февраля

44

Марк Твен. Автобиографическая «Приключения Гекельберри Финна». Природа на страницах повести

1

45

Жюль Верн. «Таинственный остров». Роль дружбы и дружеской заботы о младшем в романе.

1

24-28 февраля

46

О. Уайльд. Рассказ «Кентервильское привидение» как остроумное разоблачение мистических настроений и суеверий. Герои рассказа.

1


Литература XX века(20 ч.)

47

А.Т. Аверченко. «Смерть африканского охотника». Герой рассказа и его любимые книги.

1

3-7 марта

48

А.И.Куприн «Чудесный доктор».

1

49

М. Горький. «Детство» (фрагмент). Изображение внутреннего мира подростка.

1

10-14 марта

50

М. Горький. «Детство». Активность авторской позиции.

1

51

А.С. Грин «Гнев отца». Преданность сына отцу-путешественнику.

1

17-21 марта

52

К.Г. Паустовский. «Повесть о жизни». Цикл автобиографических повестей писателя

1

53

Ф.А. Искандер. «Детство Чика» («Чик и Пушкин»). Яркость изображения характера героя. Герой и автор.

1

1-4 апреля

54

Два рассказа о постановке.

1

55

И.А. Бунин. «Детство», «Первый соловей». Мир воспоминаний в мире творчества. Лирический образ живой природы.

1

7-11 апреля

56

Родная природа в стихах русских поэтов.А.А. Блок. «Ветер принес издалека...», «Полный месяц встал над лугом...». Отражение высоких идеалов в лирике поэта

1

57

Родная природа в стихах русских поэтов.А.А. Блок. «Ветер принес издалека...», «Полный месяц встал над лугом...». Выразительное чтение наизусть.

1

14-18 апреля

58

Творческая работа по лирике А.Блока

1

59

К.Д. Бальмонт. «Золотая рыбка», «Как я пишу стихи». Совершенство стиха поэта. С.Есенин «Поет зима-аукает…»

1

21-25 апреля

60

Б.Л. Пастернака. «Июль». Необычность мира природы в стихах поэта. Н.А.Заболоцкий «Я воспитан природой суровой»

1

61

Лирические и прозаические произведения о жизни и подвигах подростков в годы Великой Отечественной войны

1


62

Лирические и прозаические произведения о жизни и подвигах подростков в годы Великой Отечественной войны. К.Симонов «Сын артиллериста»

1

28.04-08.05

63

Песни о Великой Отечественной войне.

1

12-16 мая

64

РР Сочинение по теме «Литература Великой Отечественной»

1

65

Герой художественного произведения и автор.

1

19-23 мая

66

РР Итоговое сочинение.

1


Резерв-2 ч.

Итого-68 ч.


26-30 мая




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал