- Учителю
- Поурочные планы по литературе 9 класс 'Лирический герой поэзии Лермонтова'
Поурочные планы по литературе 9 класс 'Лирический герой поэзии Лермонтова'
лирический герой поэзии лермонтова.
темы лермонтовской лирики
Цели: охарактеризовать лирического героя поэзии Лермонтова; рассмотреть основные темы его лирики.
Ход урока
I. Работа по теме урока.
- Вы познакомились дома с различными стихотворениями Лермонтова. Какую же характеристику можно дать его лирическому герою?
1. Составление таблицы «Лирический герой поэзии Лермонтова».
Тезис
Комментарии
Это романтический герой, отличающийся внутренней цельностью
Переходит из произведения в произведение, проходит через все творчество («Парус», «Воздушный корабль», «Пленный рыцарь», «Гусар»)
Он одинок
От одиночества невозможно избавиться, герой противостоит миру, толпе, Богу
Свобода для него - абсолютная ценность
Идеал свободы недостижим, но он готов заплатить за нее даже жизнью («Мцыри»)
Погружен в безысходное разочарование, необыкновенно близок к природе
«И скучно и грустно…» - мировая скорбь, вызванная неудовлетворительным устройством мира, где нет места могучей личности.
В стихах - темы океана, гор, леса, плавания, одинокого странствия, туч, одинокого листа («Тучи», «Утес», «Парус», «Выхожу один я на дорогу…» и др.)
Романтический герой всегда ярко представляет романтическое двоемирие
Чем хуже земная жизнь, тем сильнее устремление к небу, к потустороннему идеалу, к Богу
В реалистической лирике («Бородино», «Смерть Поэта» и др.) переживает враждебное отношение к власти
Власти дается точная социальная характеристика; лирический герой любуется русской природой; характеры перестают быть односторонне героическими
2. Лекция учителя с элементами беседы «Темы лермонтовской лирики».
1) Трагическая судьба Поэта в лирике Лермонтова.
В лирике Лермонтова мы находим основные темы русской поэзии XIX в.: поэта и поэзии, природы, любви. Но за ними скрывается другая тема - заветная, та, которую внушала Лермонтову его «идея-страсть»: тема смерти и тема «другого мира».
- Что в поэзии Лермонтова близко вам? В чем неповторимость поэтического голоса Лермонтова? Каковы тайны его поэзии? Почему так «мрачна» душа поэта?
Чтение и анализ стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен…».
- Ответил ли поэт на наши недоумения? Какая часть стихотворения вам ближе (оно ведь так контрастно!)? Оправдан ли «железный стих, облитый горечью и злостью» в завершении стихотворения?
Вот оно, назначение поэзии! Вот она, главная тема Лермонтова.
Это тема вечная - назначение поэзии, призвание поэта. Вслушайтесь в лермонтовского «Поэта». Удивлены? Наверное, после «железного стиха» эта страница у Лермонтова неизбежна.
стихотворение «Поэт» завершается строками, в которых звучит вопрос: «Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?» И Лермонтов ответил на него стихотворением «Пророк».
Трагична и неожиданна «развязка» «Пророка». И все-таки последнее слово осталось за Поэтом, как бы ни «гнала» толпа «его свободный, смелый дар»: «Погиб Поэт! Невольник чести…»
Чтение и разбор стихотворения «Смерть Поэта» (с определением микротем стихотворения: «Смерть Поэта», «Поэт и светское общество», «Убийца», «Суд»).
Учитель. Да, это своеобразный реквием Пушкину! Но обратите внимание на заглавие: вместо имени - слово «Поэт», причем с прописной буквы!
Каким стихотворением Лермонтова можно было бы подытожить наши размышления о поэте, прочтя эти строки как «автопортрет»?
Да, лермонтовским «Парусом». Как вы прочли завершающие строки, «бурю», которой жаждет парус?
Мы слышим ораторский пафос «судьи и гражданина» и - элегию реквиема в его стихах.
Поэт, считает Лермонтов, должен служить народу, но сделать свой божественный дар «игрушкой золотой» или выставить его на продажу - постыдно для избранника высших сил:
Пускай толпа растопчет мой венец:
Венец певца, венец терновый!..
Пускай! Я им не дорожил…
Что остается поэту? Уход из «этого» мира и присоединение к хору светил: «И звезды слушают меня, лучами радостно играя». Или безнадежная, но славная война с поколением, обществом, миром людей; обличение и месть - посредством «железного стиха, облитого горечью и злостью», поэтического «клинка, покрытого ржавчиной презренья».
- Попробуем определить идеалы Лермонтова. Что ж, «он, мятежный, просит бури…» Казалось бы, как просто и однозначно!
Вслушаемся теперь в трагическое пророчество Лермонтова, в его отроческое стихотворение «Предсказание». (Лермонтову всего-то 16 лет, и в этом «мятежном» возрасте крайности и неизбежны, и извинительны.)
Чтение стихотворения.
И вновь - Пушкин и Лермонтов, мучительная тема «пугачевщины» - «русского бунта, бессмысленного и беспощадного».
2) Тема природы.
6. А теперь вслушайтесь в иные, может быть, и знакомые строки: «Когда волнуется желтеющая нива…», «Выхожу один я на дорогу…».
Чтение стихотворений.
Так мы с вами подошли ко второй ведущей теме лермонтовской лирики - теме природы.
- Почему эти стихотворения так завораживают?
- Как создает поэт проникновенную элегию слияния с мирозданием?
- Почему исчез «железный стих», сменившийся противоположным - трепетно лиричным, музыкальным?
3) Тема любви в поэзии Лермонтова.
Русский философ В. Соловьев указал на «миражность» как на важнейший признак любовной лирики Лермонтова.
Не любви ищет поэт, а «иное в любви». Отрицание - вот реакция поэта на чувство, живущее в нем «сейчас»: «Оно [любовь], как чумное пятно…», «Все, что любит меня, все погибнуть должно», «Мне грустно, потому что я тебя люблю…», «Нет, не тебя так пылко я люблю…».
Условие истинной любви - отсутствие возлюбленной; родней не близость, а даль: «дальний отзвук дальних гор», «бедный призрак лучших лет». Любить стоит только невозможное - тот идеал, что в прошлом («огонь угаснувших очей»), или тот, что в будущем («бесплотное виденье»).
Идеал поэту является в снах. И не о земной страсти грезит он, а о любви абсолютной - той, которая может исполниться лишь в посмертном сне: Я б желал навеки так заснуть…
…
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
О любви мне сладкий голос пел…
Чтение стихотворений «Поцелуями прежде считал…», «Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…» и др. по выбору учащихся.
II. Итог урока.
Домашнее задание: по сборникам избранной лирики подобрать стихотворения, где ведущей является тема родины; выбрать цитаты для работы по этой теме.
образ россии в лирике М. Ю. Лермонтова
Цели: обзор осмысления темы родины в ранней и поздней лирике Лермонтова; обучение анализу стихотворения.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока.
1. Выступления учащихся.
2. Слово учителя.
Вам не показалось, что идеальные образы Лермонтова слишком абстрактны, витают в облаках? Входит ли в его поэзию отчий край, где поэту и его лирическому герою суждено жить?
Россия в поэзии Лермонтова… Сравните его стихотворения, посвященные родине.
В ранней лирике:
- родина - земля, давшая жизнь и страдание («Смерть»);
- ощущение дисгармонии («Монолог»);
- образ идеальной романтической отчизны («Отрывок»);
- отрицание той России, «где стонет человек от рабства и цепей» («Жалобы турка»);
- обращение к историческому прошлому России («Кто видел Кремль в час утра золотой…»).
В образах простых людей Лермонтов открывает новый источник веры в Россию.
3. Анализ стихотворений.
1) «Прощай, немытая Россия».
- В чем секрет особенной мощи, пронзительности восьми строк этого стихотворения?
- Проанализируйте эпитет «немытая Россия».
- Какую черту империи автор отмечает как главную?
- Какие качества стихотворения сближают его с эпиграммой?
2) «Родина».
- Сравните предыдущее стихотворение с совершенно иным произведением Лермонтова о России, с его «Родиной».
- как встретили вы первую строку стихотворения? Ведь она равна всему стихотворению.
- Какой ритм придал поэт последующим строкам? Почему так неторопливы и величавы, раздольны строки «Родины»?
- Соотнесите первую строку со стихотворением в целом. Что произошло с лермонтовской формулой «странная любовь»?
До Лермонтова ни один поэт не определял так свою любовь к Родине, да к тому же так настойчиво, прибегнув к краткому, но вдруг обретающему особый смысл служебному слову… Вы заметили это? Да, лермонтовское «но»!
После войны на Кавказе (1840 г.) Лермонтов перестал поэтизировать войну в любых обличиях, оценил все самое непритязательное в исконной России, из которой его выпроводили. Об этом - «Родина» (1841 г.), начатая возражением тем, кто подозревал Лермонтова в отсутствии любви к отчизне. Он уже не противопоставляет идеализированное прошлое настоящему, как в эпических произведениях, открывших ему путь в литературу («бородино», «Песня про царя Ивана Васильевича…»), хотя новая, без патетики любовь к родине еще непривычна и поэт сам называет ее «странною». Тема официальной России предстает в традиционных поэтических формулах: «слава, купленная кровью», «темной старины заветные преданья». О русской деревне Лермонтов рассказывает при помощи прозаизмов, вплоть до «говора пьяных мужичков».
В устах автора четырежды звучит слово «люблю» и один раз слово «любовь», есть и фактические их синонимы: «С отрадой, многим незнакомой», «смотреть до полночи готов». И только две негативные эмоции в одной фразе: «Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, дрожащие огни печальных деревень». Причем оказывается, что автор и это любит. Деревни печальные, да свои, родные, о ночлеге человек вздыхает, но в деревне его найдет…
«Родина» - образец чистого, не осложненного отвлеченными рассуждениями и риторикой приятия наличной жизни - такой, какова она есть. В последней части стихотворения Лермонтов естественно и легко переходит с тяжеловатого шести- и пятистопного ямба на самый привычный - четырехстопный.
II. Итог урока.
Мы оценили «странную любовь» поэта к Родине в контрастности обращенных к ней стихотворений; отметили бескомпромиссность отповеди «Прощай, немытая Россия» и простодушие любви, непосредственность слияния лирического «я» поэта с просторами России в образах и ритмике «Родины».
«Чета белеющих берез» стала поэтическим символом России, точно найденным Лермонтовым; любовно написанный образ крестьянской Руси обнаруживается в зримых бытовых приметах.
Домашнее задание:
1) стихотворение «Родина» наизусть;
2) подготовить комментарии к истории создания стихотворений «Когда волнуется желтеющая нива…» (1837 г.), «Выхожу один я на дорогу…» (1841 г.);
3) индивидуальное задание: история создания стихотворения «Ветка Палестины».
философская лирика лермонтова.
тема взаимоотношений человека и природы
Цели: продолжить обучение анализу стихотворений; дать понятия «пейзажная миниатюра», «философская лирика», «медитация».
Ход урока
I. Работа по теме урока.
1. Вступительное слово учителя.
В романтической поэзии очень актуальна проблема, включающая вопросы о человеке и природе, месте человека в мире, о соотношении природного и культурного начал в жизни человека.
Для лирики Лермонтова характерен жанр пейзажной миниатюры, а пейзаж часто переходит в философские размышления о жизни, в медитацию. Образы природы часто аллегоричны и символичны, в них раскрывается мир лирического героя.
Наконец, тема природы часто ассоциируется с темой родины. Это также очень характерно для лирики Лермонтова.
2. Чтение наизусть стихотворения «Родина» (домашнее задание).
3. Работа над стихотворением «Ветка Палестины».
1) Выступление учащегося об истории создания стихотворения. (См. Лермонтовская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1981.)
Вопрос о датировке этого стихотворения Лермонтова остается открытым. Однако содержание стихотворения в сопоставлении с контекстом жизни Лермонтова заставляет предположить, что наиболее вероятная дата - февраль 1837 г.; после создания «Смерти Поэта» Лермонтову грозила опала, и он искал помощи у А. Н. Муравьева (писатель-мемуарист), который ходатайствовал за него перед А. Н. Мордвиновым, управляющим III отделением.
«Когда же возвратился домой, нашел у себя его записку, в которой он опять просил моего заступления, потому что ему грозит опасность. Долго ожидая меня, написал он, на том же листке, чудные стихи «Ветка Палестины», которые по внезапному вдохновению исторглись в моей образной при виде палестинских пальм, привезенных мною с Востока…» - писал А. Н. Муравьев.
По воспоминаниям Э. А. Шан-Гирей, пальмовая ветка была подарена Муравьевым Лермонтову и хранилась в «ящике под стеклом».
2) Выразительное чтение стихотворения «Ветка Палестины» и беседа по его содержанию.
- Какие вопросы задает герой пальмовой ветке? Помогают ли они понять его душевное состояние?
- Ветка - поэтический символ. Как вы его понимаете?
- Известно, что восточные мотивы в русской поэзии связаны с провозглашением стойкости и личного мужества. Можно ли утверждать это на примере данного стихотворения?
3) Анализ стихотворения.
Учитель. Конкретная ситуация в этом стихотворении отражена в образах христианской новозаветной мифологии. Они предопределены местом написания стихотворения и устойчивыми символами Священного Писания и религиозной обрядности. С пальмовыми ветвями и восклицаниями «осанна!» («спасение!») встречали Христа при въезде его в Иерусалим; в Иордане крестился Иисус (отсюда эпитет «чистых» в значении «освященных истинной верой»); с образами «мира и отрады» сопряжены евангельские представления о прощении и спасении. Этим христианским мотивам сопричастен образ «божьей рати лучшего воина», терпящего страдания, духовно непреклонного, твердого в вере.
За «судьбами» ветки пальмы, людей встает судьба поэта, и обращение к ветке обретает характер обращения к себе. Вопросы скрывают и одновременно приоткрывают путь душевному беспокойству поэта, причем сквозь интимность и уединенность общения проступает христианская заинтересованность («Скажи…», «Поведай…»). Поэт, в отличие от благостного мира образной, пребывает в ином - тревожном - бытии, он не знает «мира и отрады» и по контрасту с веткой («заботой тайною хранима») - беззащитен. Вопросы, адресуемые ветке, проясняют причины самоуглубленности и заостряют внимание на тягостном душевном состоянии поэта, угадывающего в «историях» ветки, пальмы и людей превратности своей предстоящей судьбы.
Лермонтов переводит мифологию в философско-психологический план и придает стихотворению символическое звучание, благодаря которому в нем совместились идеальные порывы души с предощущением новых катаклизмов, повлекшим ноты тоски и грусти. Рядом с этими мотивами отчетливо слышны иные: как бы ни был поэт подавлен ожидаемыми гонениями, образы ветки и «воинов с безоблачным челом» живут в нем, ибо «мир и отрада» достигаются жертвами, и покоя достоин лишь тот, кто с честью выдерживает удары судьбы.
4. Чтение и анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива».
Беседа по его содержанию.
- Какое душевное состояние переживает лирический герой? С чем это связано?
- Является ли картина природы целостной? Почему она представлена в виде разрозненных сюжетов?
- Какие строчки являются главными в стихотворении? Как в них подчеркивается особая ценность слияния с природой и вместе с тем - временность этого состояния души?
Учитель. Зрелый Лермонтов, вопреки многим своим произведениям, в ряде стихотворений утверждает гармонию и на земле, и на небесах…
«Когда волнуется желтеющая нива…» (1837 г.) - одно из них. Оно разделено на строфы (5-6-стопный ямб), но синтаксически они не изолированы, а составляют одно 16-строчное разветвленное сложноподчиненное предложение. Хотя 3 первые строфы объединены анафорой «Когда…», говорится в стихотворении о разных временах года: «желтеющая нива», «малиновая слива» - осень, «ландыш серебристый» - весна, «зеленый листок» - скорее начало лета. То есть ощущение жизни, описываемое Лермонтовым, приходит к нему независимо от времени года, но художественное сообщение о нем подготавливается постепенно. С первой же строфы, по меткому замечанию академика М. Л. Гаспарова, начинается одушевление неодушевленного: нива «волнуется», слива «прячется», ландыш «кивает головой», ключ «играет и лепечет». эпитеты «смутный сон», «таинственная сага» (древняя песня), «мирный край» - дематериализованы. В I строфе дан один момент времени, во II - временной разнобой, в III - временных указаний нет, все обобщено. Таким образом, в первых трех строфах (придаточные с «Когда…») речь идет о «мире», постепенно одушевляемом и индивидуально воспринимаемом. В центре последней строфы (главная часть предложения, начинающаяся с «Тогда…») - «Я и Бог».
Впервые прозвучало слово «тревога». Теперь движение поэтической мысли идет в обратном направлении, от души к мирозданию: ближний мир - земля, дальний - небеса. Снятие тревоги приводит к утверждению в мироздании прекрасного и совершенного. Последний стих наделен 4-стопным ямбом, весомым при его краткости. И мы словно уходим из мира внешнего, углубляемся во внутренний.
5. Чтение и анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу…» (1841 г.).
Учитель. В стихотворении «Выхожу один я на дорогу…» осуществилась мечта Лермонтова - слияние со всем мирозданием. Ночной пейзаж конкретизируется как горный, кавказский («кремнистый путь»). Одиночество героя - это и реальный штрих (ночью на дороге никого нет), и символ: человек один на один с миром, а «кремнистый» путь - жизненный путь. Мироздание спокойно, величественно и прекрасно. «Сиянье голубое» - свет от луны, от него и путь «блестит». Но «сиянье» несет и символический смысл. На его фоне состояние души героя кажется мрачным, хотя он ни о чем не жалеет, ничего не ждет. Однако это не равнодушие к жизни. Герой ищет «свободы и покоя»! Таких, как в окружающем его мире. Даже «пустыня внемлет Богу, и звезда с звездою говорит». В мироздании нет одиночества.
Поэт хотел бы стать спокойным и вечным, как природа, не потеряв при этом своего «я». Это мечта, фантастика, но слияние с миром словно происходит реально.
В стихотворении неземные звуки обретают воплощение в «сладком голосе», поющем про любовь всегда, «весь день, всю ночь». Вечнозеленым в этой мечте становится склоняющийся, шумящий (у него свои звуки) над поэтом дуб. Вечный покой обретает смысл вечной жизни.
Описанием природы стихотворение и начинается, и заканчивается. Но теперь природа очеловечена, а человек, отрешившийся от суеты, естественен, природен. Гармония побеждает дисгармонию.
Гармония и в стихосложении произведения. В нем 5-стопный хорей выделяет цезуры, небольшие паузы, членящие строку на 2 части. Они не тормозят лирическое высказывание, а, наоборот, облегчают «дыхание» звучащего текста.
II. Итог урока.
Домашнее задание:
1) стихотворение «Выхожу один я на дорогу...» наизусть;
2) подготовить анализ стихотворений «Дума» и «Как часто пестрою толпою окружен…».