7


  • Учителю
  • Методическая разработка урока литературы на тему 'Петербург в романе Ф. М. Достоевского 'Преступление и наказание'

Методическая разработка урока литературы на тему 'Петербург в романе Ф. М. Достоевского 'Преступление и наказание'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала


Методическая разработка занятия урока литературы в 11 классе.

Автор-разработчик: Нистратова Светлана Евгеньевна, преподаватель русского языка и литературы, истории высшей квалификационной категории ОГБОУ СПО «Рязанский медико-социальный колледж»

I. Тема: Петербург в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Форма и тип занятия: работа в малых группах, интерактив


Место проведения: ОГБОУ СПО «РМСК», аудитория № 81 русского языка, математики, лаборатория физики


II. Хронокарта :

Продолжительность 90 мин


1. Организационный момент 2мин

2. Сообщение темы занятия. 2 мин

3. Мотивация 2 мин
4.Постановка цели занятия 2 мин

5.Обсуждение со студентом плана занятий 2 мин

6.Базовый контроль теоретического материала, актуализация опорных знаний студента по теме 10 мин

7.План и формы изучения нового материала 45мин

8. Самостоятельная работа студентов 15мин
9. Подведение итогов занятия.5 мин

10Организация рефлексии студентов 2мин

11Задание на дом 2мин


Цели:

образовательные Создание условий

  • для усвоения системы знаний, формирования умений объяснять факты на основе причинно-следственных связей, закономерностей (показать необычность изображения Достоевским Петербурга)

  • для освоения общих и соответствующих профессиональных компетенций

  • анализа пейзажа Петербурга, сцен уличной жизни, интерьера квартир героев романа, внешнего облик людей в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»


воспитательные Создание условий для

  • воспитания чувства ответственности, готовности к социальным отношениям, внимательности, аккуратности;

  • формирования целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, основанного на признании приоритетов общечеловеческих ценностей: гуманности, милосердия, сострадания, духовности, нравственности, способности к сотрудничеству уважению к жизни и здоровью человека

  • воспитания чувства любви к русской классической литературе и художественному слову;

  • умения работать в команде

развивающие Создание условий для

  • развития логического мышления;

  • проведения сопоставительного анализа;

  • умения выделять главное, существенное в изучаемом материале;

  • формирования навыков самообразования;

  • развития у студентов познавательного интереса и умения работать с текстом художественной литературы


Схема интегративных связей темы

1 .Внутрипредметные связи: история

2. Межпредметные связи: МХК


Оснащение занятия.
Наглядные пособия:

роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
- иллюстративные иллюстрации Д. Шмаринова, И.Глазунова;
-демонстративные видеофильм «Преступление и наказание» Л. Кулиджанова; аудиозапись музыкального произведения: Бетховен «Лунная соната»;

Технические средства обучения (презентация с достопримечательностями Санкт - Петербурга; ПК ; мультимедийное оборудование; раздаточный материал.

Литература для преподавателя:

Основная:

И.Н.Сухих. Учебник для 10 класса (базовый уровень) в 2-х частях. Часть 2

Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. Москва, Республика, 1994.

Кудрявцев Ю.Г. Три круга Достоевского. Издательство Московского университета, 1979.

Прохватилова С.А. Петербургский мираж. Санкт-Петербург, 1991.

Румянцева Э.М. Федор Михайлович Достоевский. Ленинград, Просвещение, 1971.

История всемирной литературы. Том 7. Москва, Наука, 1990

Великие россияне. Биографическая библиотека Ф. Павленкова. Москва, Олма-Пресс, 2004.

Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград. Энциклопедический справочник. Ленинград, Научное издательство, 1992.

Дополнительная

История всемирной литературы. Том 7. Москва, Наука, 1990

Великие россияне. Биографическая библиотека Ф. Павленкова. Москва, Олма-Пресс, 2004.

Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград. Энциклопедический справочник. Ленинград, Научное издательство, 1992.


III.Ход теоретического занятия


  1. Организационный этап

Приветствие студентов, проверка готовности к занятию, отметить отсутствующих, напоминание о правилах работы в группе


  1. Мотивационный этап. Стадия вызова.

На фоне «Лунной сонаты» Бетховена демонстрируются слайды с видами города

Литературная викторина. (Приложение 1.)

Вопросы: О каком городе идет речь? Кто авторы этих произведений?

….Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит…

...Город пышный, город бедный

Дух неволи, стройный вид

Свод небес зелено-бледный

Скука, холод и гранит…




…Нет ничего лучше Невского проспекта

По крайней мере, в Петербурге; для него он составляет все!

Чем не блестит эта улица - красавица нашей столицы!


…О, не верьте этому Невскому проспекту

Все обман. все мечта, все не то, чем кажется!

…О, город, город роковой!

С певцом твоих громад красивых,

Плененный лирой сладкострунной

Не спорю я: прекрасен ты…

В безмолвье полночи безлунной

В движенье гордой суеты!

…Начинается день безобразный-

Мутный. ветреный, темный и грязный…

2.1 Сообщение темы

Вопрос: Что объединяет эти иллюстрации? (Петербург)


Преподаватель: Тема Петербурга традиционна для русской литературы. Мы видим, что для Пушкина Петербург - воплощение петровского духа. Символ созидательных сил России. Но в его произведениях виден и противоречивый облик северной столицы. Гоголь показывает, что блеск и пышность Петербурга -лишь видимость. Близок к Гоголю и Петербург некрасовский: холодный, равнодушный, он несет человеку лишь болезни и страдания.


Студенты самостоятельно определяют тему занятия (Изображение Петербурга)

Преподаватель корректирует название темы


Преподаватель: Мы продолжаем изучать социально -психологический, философский роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» и сегодня посмотрим, каков же Петербург в изображении Ф.М. Достоевского


2.2.Постановка цели занятия

По окончанию занятия студент должен:

  • уметь логически мыслить;

  • проводить сопоставительный и рефлексивный анализ;

  • Уметь выделять главное, существенное в изучаемом материале;

  • формирования навыков самообразования;


  • знать

Особенности изображение Петербурга Ф.М.Достоевским в романе «Преступление и наказание»


  1. Обсуждение со студентами плана занятий


Преподаватель: Санкт-Петербург…Только в этом городе вы увидите уникальные памятники архитектуры.
Это один из красивейших городов мира. Его улицы, проспекты, площади набережные - подлинные произведения искусства, созданные по замыслу великих зодчих. Это город рек и каналов и связанных с ними мостов, многие из которых известны во всём мире. В нем много театров. Среди наиболее известных архитектурных сооружений Петропавловская крепость, Храм Воскресения Христова, Адмиралтейство, стройная башня которого стала символом города.
Петербург недаром называют музеем под открытым небом: в городе собрана неповторимая коллекция архитектурных шедевров сразу нескольких эпох.
Я думаю, нет человека, который бы не побывал или не мечтал побывать в этом городе. А что вы знаете об этом городе? Какой он в вашем представлении?

Стадия осмысления.

«Каков же Петербург Достоевского? Какую роль сыграл город и какое влияние оказал на судьбы героев романа "Преступление и наказание"? - эти вопросы станут сегодня нашими путеводителями по страницам романа Ф.М.Достоевского " Преступление и наказание".


3. Деятельностный этап


Вопросы:

  1. Семантический анализ. Расскажите о Раскольникове. Почему писатель дал главному герою такую фамилию? (Исследователи обращают внимание на возможность двойственного толкования фамилии Раскольникова: «Одно - исходит из толкования семантической части, как раскол - раздвоение, другое - выдвигает связь корня с расколом - раскольничеством, одержимостью одной мыслью, фанатизмом и упрямством»


  1. Каким мы видим Петербург при чтении первых страниц романа?
    «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известняк, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу..»
    Показ слайдов с иллюстрацииями к роману, выполненных художниками Шмариновым , И.Глазуновым( слайды из презентации к уроку:3,5,6,7,8).


(Бедные "серединные" улицы Петербурга Достоевского грязны, всюду извёстка, кирпич, пыль. Стоит страшная жара, духота, вонь из распивочных. Здесь можно задохнуться. Возникает какое-то чувство тесноты, усиливают это чувство непрерывно попадающиеся пьяные, кучи мусора, кирпичи. Хочется вырваться отсюда.)


3.3. Какое настроение вызывает увиденное на этих иллюстрациях?
Какие чувства у вас вызывает этот город?
(Омерзение, гнев, неприятие, жалость, ужас, сочувствие…
С первых страниц мы попадаем в город душный настолько, что трудно дышать. Это город, где страдают и мучаются бедняки: мелкие чиновники, студенты-«лохматники», женщины, отвергнутые обществом, оборванные и голодные, нищие дети.)
3.4. Для чего Достоевский использует столь подробное описание города? Только ли в качестве характеристики действия?


Чаще всего описание города используют в качестве характеристики обстановки действия, но Достоевский вносит дополнительное значение, а какое - мы узнаем, выполнив следующее задание.

3.4 .Вспомните схему анализа образа города: из каких частей она состоит?

Работа в группах (по количеству рядов): восстановите образ города у Достоевского. 4. Самостоятельная работа студентов

Задания для групповой работы.

Приложение 2.


4.1. 1группа: дайте характеристику пейзажам в романе (часть1: гл.1;часть2: гл.1; часть2: гл.2;часть2: гл.6; часть4: гл.5-6.)


2 группа: сопоставьте сцены уличной жизни (часть1: гл.1; часть2: гл.2; часть2: гл.6;часть 5: гл.5.)


3 группа: составьте описания интерьеров (часть1:гл.3 -каморка Раскольникова; часть1: глава 2 -описание кабака, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова; часть1: глава2 и часть2: глава 7-угол Мармеладовых; часть4: глава 3 -трактир, где исповедуется Свидригайлов ; часть4: глава4- комната Сони.)


Составляющие образа

Характерные признаки

1.

Пейзаж.


2.

Сцены уличной жизни.


3.

Интерьеры.


4.2. Каково значение цвета в произведении Достоевского?

4.3. Запись выводов во вторую графу таблицы



5. Подведение итогов занятия.


5.1. Что вы узнали о Петербурге Достоевского? Каким его изображает писатель?
(Город - гигант.
Узкие улицы, теснота, грязь, вонь.
Петербург Достоевского- город, где совершаются преступления, где невозможно дышать, это город униженных и оскорбленных.
Петербург Достоевского- город равнодушия, звериного любопытства, злорадной насмешки.
Петербург Достоевского- это город одиночества.
Петербург Достоевского- «город, в котором невозможно быть».)


5.2. Какую роль сыграл Петербург в судьбах героев романа?.
Петербург - своеобразный герой романа, глубоко враждебный и неприятный всему здоровому, жестокий и антигуманный. Атмосфера Петербурга - атмосфера тупика и безысходности. Судьбы людей ломаются им: люди продают себя и своих близких, как в случае с Соней Мармеладовой; покупают себе жену из бедных, чтобы потом над нею поиздеваться, как об этом мечтает Лужин; издеваются над детьми, как Свидригайлов. Только в таком городе могла родиться теория Раскольникова. В ужасающих картинах нищеты, надругательства над личностью, невыносимой духоты жизни предстает перед нами образ Петербурга, где человека подстерегают социальные и материальные тупики, порождающие трагедии. Оскорбленным и униженным нет выхода. Они задыхаются в огромном городе. (Мармеладов: «Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти?»). Безысходность - лейтмотив романа.)


Заполнение третьей графы таблицы: осмысление причин конфликта между героем и миром
Работая с текстом романа, сформулируйте вопросы относительно причин конфликта в романе: какие мысли, идеи, теории могут прийти в голову человеку, живущему в таком городе?
Начинайте со слов «Почему…?», «В связи с чем…», «Отчего?» Таким образом, вы получите вопросы вопросы третьей графы таблицы, на которые вы еще раз ответите дома.

6.Организация рефлексии студентов.
6.1..Составление синквейна «Петербург Достоевского в моем представлении».

Вывод: Пейзажные картины Петербурга, сцены уличной жизни, интерьеры «углов» создают общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, рождает безысходность, толкает на скандалы и преступления.

6.2. Выразите одним предложением, что нового вы узнали на занятии, начиная со слов: Оказывается, ……….

6.3. Оценка и самооценка деятельности учащихся на уроке.

Мишень . (Приложение 3)


7 . Задание на дом: индивидуально-дифференцированное

  • 1.Ответить на вопросы:

Какие противоречия в поведении Раскольникова вы обнаружили? Как вы объясните эти противоречия? Каковы мотивы преступления?

  • Сочинение - миниатюра: «Как изображает Достоевский столицу Российской империи?»

  • 2.Творческая работа « Петербург в изображении А.С. Пушкина и Ф.М. Достоевского».


8. Приложения

Литературная викторина. (Приложение 1.)

Приложение 2.



Составляющие образа

Характерные признаки


Пейзаж.

Темно, душно, грязно, пыль, "грязь, вонь и всякая гадость", "грязные и вонючие дворцы домов Сенной площади".
Вызывает чувство омерзения общее в описании - впечатление духоты, а у героя город вызывает чувство угнетения.
Запись: пейзаж прочно связан с образом Раскольникова, пропущен через его восприятие. Улицы города, где люди кишат, вызывают в его душе чувство глубочайшего омерзения.


Сцены уличной жизни.

- ребенок, распевающий "Хуторок";
- пьяная девочка на бульваре;
- сцена с утопленницей;
- пьяные солдаты и другие - у каждого своя судьба и каждый бьется в одиночку, но, собравшись вместе, в толпу, они забывают о горе и рады поглазеть на происходящее.
На улицах многолюдно, но тем острее воспринимается одиночество героя. Мир петербургской жизни - мир непонимания, равнодушия людей друг к другу.
Запись: от такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга «враждебно и с недоверчивостью». Между ними не может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки. От встреч с этими людьми у Раскольникова остается ощущение чего - то грязного, жалкого, безобразного и в то же время увиденное вызывает у него чувство сострадания к «униженным и оскорбленным».


Интерьеры.

Каморка Раскольникова - "шкаф", "гроб"; грязно, кругом - желтые обои.
Комната Мармеладовых - "закопченная дверь", "дырявая простыня" в качестве перегородки.
Комната Сони-"уродливый сарай".
Убогие, жалкие помещения, страх остаться без жилья не могут способствовать развитию личности героев. В этих комнатах страшно жить - в них зарождаются теории, подобные теории Раскольникова, здесь гибнут и взрослые, и дети.
Запись: интерьер петербургских трущоб создает атмосферу духоты, безысходности и обездоленности. Неприглядная картина, как будто это другой город.


Приложение 3. Оценочная мишень.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал