7


  • Учителю
  • Конспект интегрированного урока на тему 'Общая характеристика русской и мировой литературы 19 века. Романтизм и реализм в искусстве'

Конспект интегрированного урока на тему 'Общая характеристика русской и мировой литературы 19 века. Романтизм и реализм в искусстве'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Конспект интегрированного урока

по теме: «Общая характеристика русской и мировой литературы 19 века. Романтизм и реализм в искусстве.»



Цель: формирование художественной культуры и интересов учащихся. Дать представление об основных литературных направлениях русской литературы в первой половине 19 века, выявить их основные особенности. Знакомство учащихся характеристикой литературы 19 века.

Тип урока: урок знакомства с новым материалом.

Оборудование: мультимедийная установка

Ход урока:

  1. Организационный момент (приветствие, проверка присутствующих, объявление темы, цели урока);

  2. Изучение нового материала:

  1. Рассказ учителя о русской и мировой литературы 19 века.

  2. Рассказ о романтизме в искусстве:

1. Романтизм - одно из крупнейших направлений в мировом искусстве конца XVIII -начала XIX веков.

В изобразительном искусстве романтизм ярче всего проявляется в живописи и графике, меньшее его проявление мы можем наблюдать в скульптуре и архитектуре. Выдающимися представителями романтизма в изобразительном искусстве были русские живописцы-романтики. В своих картинах они демонстрировали дух свободолюбия, активного действия, страстно и темпераментно призвали к проявлению гуманизма.

Работы, относящиеся к романтизму, стали появляться в России уже в 1790-х годах. Мы с вами познакомимся с художниками В.А. Тропининым и О. Кипренским.

- Василий Андреевич Тропинин стремился к живой непринужденной характеристике человека, выраженной через его портрет. Портрет сына (1818), «Портрет А.С.Пушкина» (1827), «Автопортрет» (1846) поражают не портретным сходством с оригиналами, а необыкновенно тонким проникновением во внутренний мир человека.

Необычайно интересна история создания «Портрета Пушкина». По обыкновению своему, для первого знакомства с Пушкиным Тропинин пришел в дом Соболевского на собачьей площадке, где тогда жил поэт. Художник застал его в кабинете возившимся со щенками. Тогда же и был, видимо, написан по первому впечатлению, которое так ценил Тропинин, маленький этюд. Долгое время он оставался вне поля зрения преследователей. Только почти через сто лет, к 1914 году, его опубликовал П.М. Щекотов, который писал, что из всех портретов Александра Сергеевича он «наиболее передает его черты…. голубые глаза поэта здесь наполнены особенного блеска, поворот головы быстр, и черты лица выразительны и подвижны». «Портрет А.С.Пушкина» на экране.

- Какое настроение?

- Как изображен А.С. Пушкин?

- Какой колорит? Что такое колорит?

- К какому жанру можно отнести? Какие жанры вам известны?

Сообщение ученика о О.Кипренском.

На экране «Портрет Пушкина».

- Какое настроение?

- Как изображен А.С. Пушкин?

- Какие особенности в изображении писателя на этом портрете вы можете отметить?

- Чем отличаются эти два портрета?

Итак, самыми значительными достижениями русского романтизма являются работы в жанре портрета. Ярчайшие и лучшие примеры романтизма относятся к раннему периоду. Задолго до его путешествия в Италию, в 1816 году, Кипренский, внутренне готовый к романтическому мировоплощению, увидел новыми глазами картины старых мастеров. Темный колорит, фигуры, выделенные светом, горящие краски, напряженная драматургия оказали на него сильнейшее воздействие. «Портрет отца», несомненно, создан под впечатлением от Рембрандта. Но у великого голландца русский художник взял лишь внешние приемы. «Портрет отца»- произведение абсолютно самостоятельное, обладающее собственной внутренней энергией и силой художественной выразительности. Отличительная особенность альбомных портретов - живость их исполнения. Здесь нет картинности - мгновенная передача увиденного на бумагу создает неповторимую свежесть графического выражения. Поэтому изображенные на рисунках люди кажутся нам близкими и понятными.

Романтизм в России существовал с конца XVIII столетия и по 1850-е годы. В русском искусстве не прервалась на 1850-х годах. Открытая романтиками для искусства тема состояния бытия развивалась позднее у художников «Голубой розы». Прямыми наследниками романтиков были символисты. Романтизм в чистом виде - это явление западноевропейского искусства. В русской музыке XIX в. от Глинки до Чайковского черты классицизма сочетались с чертами романтизма, ведущим элементом являлось яркое, самобытное национальное начало. Романтизм в России дал неожиданный взлет тогда, когда это направление казалось уже отошедшим в прошлое. Два композитора XX в., Скрябин и Рахманинов, вновь воскресили такие черты романтизма, как безудержный полет фантазии и задушевность лирики. Поэтому XIX в. называют веком музыкальной классики.

Музыка России при всей ее салонной изящности и строгой приверженности традициям профессионального инструментального, в том числе сонатно-симфонического письма, зиждется на неповторимом ладовом колорите и ритмическом строе русского фольклора. Одни - широко опирается на бытовую песню, другие - на оригинальные формы музицирования, а третьи - на старинную модальность древнерусских крестьянских ладов.

Начало XIX в. - это годы первого и яркого расцвета жанра романса. До сих пор звучит и радует слушателей скромная искренняя лирика Александра Александровича Алябьева ( 1787-1851). Он писал романсы на стихи многих поэтов, но бессмертными являются «Соловей» на стихи Дельвига, «Зимняя дорога», «Я вас люблю» на стихи Пушкина.

2. Реализм в музыке.

В узком смысле слова понятие "реализм" означает конкретно-историческое направление в искусстве 19 века, провозгласившее основой своей творческой программы соответствие правде жизни.

"Родоначальником реализма в музыке", по определению В. В. Стасова, был и А. С. Даргомыжский. Стасов отмечал также выдающийся вклад М. П. Мусоргского. Русские композиторы обогатили реалистическое направление новым кругом образов, связанных как с повседневной жизнью народа.

- Сообщение ученика о М.П.Мусоргском.

А теперь послушаем произведение М.П. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке». Во время слушания обратите внимание на настроение произведения: каково оно? Везде ли одинаково? Как меняется?

III) Итог урока

- Что такое романтизм? Реализм? Когда появились?

- С какими композиторами мы сегодня познакомились? Какое произведение послушали?

- С какими художниками познакомились? Какие картины рассмотрели?

IV) Домашнее задание



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал