7


  • Учителю
  • Урок по литературе 'Любовная лирика А. С. Пушкина'

Урок по литературе 'Любовная лирика А. С. Пушкина'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

УРОК ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА А. С. ПУШКИНА

Оформление урока: репродукции женских портре­тов, «Пушкин у фонтана слёз». Видеосюжеты «Тригорское», «Дом № 53 на Арбате», «Ланская» (Видеоматериал собран учащимися). Рисунки поэта. Запись романса «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Фонтану Бахчисарайского дворца». Высказывания поэта о любви. Выставка книг по теме.

Цели урока: познакомить с любовной лирикой А. С. Пушкина; вызвать интерес к личности и творчеству поэта; изу­чить факты, свидетельства, точки зрения, интерпретации личности поэта; сопоставить прозрения поэта с проблемами сегодняшнего дня; создать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии (использовать при проведении урока различные наглядные пособия и ТСО; выразительное чтение).

Эпиграф:

Любви все возрасты покорны, Ее порывы благотворны...

А. С. Пушкин

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Любовь - источник поэзии.

«Что движет Солнце...» (Разговор о любви);

Любовь и поэзия - родные сестры.

Есть классический образ, применяемый к А. С. Пушкину -«солнце нашей поэзии». Сегодня на уроке пойдёт речь о том, «Что движет Солнце?»

- Что же?

«Любви все возрасты покорны, её порывы благотворны...» -утверждает поэт.

Любовь - вот что движет Солнце.

Наш урок - это праздник. Праздник поэзии. Праздник любви. Потому что любовь - это источник поэзии.


Хочу прочитать вам одно письмо. Это письмо - крик души: «Я считаю себя человеком ненужным, потому что не могу принад­лежать к отживающему поколению, так как я молод; но не весело мне принадлежать и к новому племени. Почему? Да потому, что новейшее время стремится наперекор человеческой природе стать во враждебные отношения к поэзии. Да, наперекор человеческой природе! Потому что в душе каждого человека есть клапан, отво­ряющийся только поэзией. И если этот клапан зарастет, не отво­рите его - явись хоть второй Пушкин».

- Как вы думаете, когда оно написано? Очень похоже, что на­шим современником. Однако человек, написавший это письмо в журнал «Современник», уже полтора столетий назад (1854) верно истолковал роль поэзии в жизни каждого человека- «отворять ду­шу» для лучших человеческих побуждений, для лучших человече­ских качеств.

Любовь, как и поэзия, овладевает всем существом человека, приводит в движение все силы человека, вдохновляет его на самые лучшие поступки, вызывает самые лучшие побуждения, будоражит творческое воображение.

Не случайно у Пушкина любовь и поэзия - родные сестры...

II. Анализ стихотворения «На холтж Грузии лежит ноч­ная мгла».

Любовь у Пушкина раскрывается просто и глубоко, непосред­ственно и тепло.

Гоголь писал о лирике Пушкина: «Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия; никакого наружного блеска, всё просто... всё ис­полнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; всё лаконизм, каким всегда бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове бездна простран­ства; каждое слово необъятно, как поэт...»

Давайте подтвердим слова Гоголя на примере одного из сти­хотворений - «На холмах Грузии лежит ночная мгла» (1829).

На холмах Грузии лежит ночная мгла; Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко; печаль моя светла, Печаль моя полна тобою,


Тобой, одной тобой... Унынья моего Никто не мучит, не тревожит, И сердце вновь горит и любит - оттого, Что не любить оно не может.

- Какое чувство осталось после прочтения?

История создания стихотворения (индивидуальное задание).

  • Как вы думаете, почему А. С. Пушкин переадресовал стихо­творение Наталье Николаевне? (Да потому что «сердце вновь го­рит»).

  • А теперь давайте вернёмся к словам Н. В. Гоголя. Можно ли применить его слова к этому стихотворению? Почему? Как пони­мать слова «нет наружного блеска»? (Здесь использовано очень мало выразительных средств, характерных для поэтического произведе­ния: нет красочных, ярких эпитетов, для образности используются метафоры: «лежит мгла», «сердце горит»; здесь, по выражению Гоголя, всё просто: «мне грустно и легко», «унынья моего ничто не мучит»...)

  • Да, все слова и выражения просты, но все они складываются в один музыкальный образ грустной и светлой печали. А почему, как вы думаете, печаль у Пушкина светла? (Потому что источник этой печали- любовь, а любовь у Пушкина- это жизнеутвер­ждающее чувство.)

  • Как соотносятся картины природы и душевное состояние поэта? (Шумит - горит, мгла - грусть.)

  • Почему сердце «не любить не может»?

-Какой вывод можно сделать, опираясь на слова Гоголя? (Стихотворение наполнено «внутреннего блеска».)

Итак, стихотворение волнует нас не словесной красивостью, а глубиной мысли и чувства. Чувство поэта окрашено светлой и тон­кой грустью, выражено просто, непосредственно, тепло и, как всегда у Пушкина, чарующе музыкально.

Ш. «Любовь - мелодия».

1. Прослушивание романса «На холмах Грузии лежит ночная

мгла».


Белинский: «Что это - поэзия, живопись, музыка? Или и то, и другое, и третье, слившееся в одно, где картина говорит звуками, звуки образуют картину, а слова блещут красками, вьются образами, звучат гармониею и выражают разумную речь?» Критик заметил это по поводу стихотворения «Ночной зефир», но это можно отнести к пушкинской поэзии в целом.

  1. Чайковский: «...в самом стихе... есть что-то проникающее в самую глубь души. Это что-то и есть музыка».

  2. Не случайно многие композиторы обращались к шедеврам пушкинской лирики. И вечная тема, так просто и глубоко раскрытая Пушкиным, нашла отражение в музыке.

-Какие музыкальные произведения на стихи Пушкина вам известны? («Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье», «Не пой, красавица, при мне».)

5. Сам Пушкин считал: «Из наслаждений жизни одной любви
музыка уступает. Но и любовь - мелодия» (полужирный наш. -
Л. А.).

IV. Сообщения учащихся об адресатах лирики.

- Кому же посвящал свои стихи А. С. Пушкин?

Для вас, души моей царицы, Красавицы, для вас одних Времён минувших небылицы, В часы досугов золотых, Под шёпот старины болтливой, Рукою верной я писал...

«Руслан и Людмила»

Мария Николаевна Раевская (Волконская) писала: «Как поэт, он считал своим долгом быть влюблённым во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, с которыми он встречался. В сущно­сти, он обожал только свою музу и поэтизировал всё, что видел».

1. Так, например, он поэтически преобразил волнующую ле­генду о любви.

Сообщение. В Петербурге в 1818-1820 гг. Пушкин встречался с юными сестрами Софьей и Ольгой Потоцкими. Юные Потоцкие провели детство своё на юге России. Они рассказали Пушкину ле-

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

8


Без слёз, без жизни, без любви! Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты. И сердце бьётся в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слёзы, и любовь.

Мгновенье оказывается сильнее годов. Стихотворение увеко­вечило имя А. П. Керн. Она же оставила свои «Воспоминания».

Учитель. Правда, сейчас есть статьи, авторы которых пыта­ются доказать, что это стихотворение посвящено не Керн. Напри­мер, К. П. Викторова в статье «Прощание с легендой» утверждает, что это и другие стихотворения Пушкин посвятил императрице Ели­завете Алексеевне, жене Александра I. Вы можете познакомиться с это статьёй, если заинтересуетесь историей этого стихотворения, но тогда мы вам порекомендуем познакомиться и с научной работой учащихся лицея № 5 «Стоит ли прощаться с легендой?», в которой на каждый аргумент Киры Павловны приводится контраргумент.

Действительно, а стоит ли прощаться с легендой? Так ли важ­но, кому посвящено стихотворение? Ведь самое главное то, что Пушкин умел идеализировать в своих творениях женщину.

Исследователи пушкинского творчества не раз отмечали про­тиворечие между реальной Анной Петровной Керн, которой посвя­щено стихотворение и «гением чистой красоты», представшим в лирическом произведении.

Сопоставим портрет А. П. Керн и рисунок Пушкина, изо-бражающий её.

В одном случае мы видим милую, обаятельную в своей мягко­сти и простодушии женщину с волосами цвета льна, чуть наивными глазами, полными печали.

На рисунке Пушкина в облике Керн появляются изящество и грация античных, богинь. Музыка движений, благородство черт при­даны оригиналу поэтической силой, вдохновением пушкинского чувства.


генду о печальной судьбе представительницы их знатного рода. Это предание о любви хана Керим-Гирея к похищенной княжне Потоц­кой, о том, как Зарема, любившая хана, убила Марию.

В сентябре 1820 г. на пути из Гурзуфа в Симферополь Пушкин посетил развалины ханского дворца в Бахчисарае ср Знаменитым «фонтаном слёз». Поэма «Бахчисарайский фонтан» создавалась под впечатлением петербургского рассказа: «Я прежде слыхал о ста­ринном памятнике влюблённого хана. Киселёва (Потоцкая) поэти­чески описывала его, называя «фонтаном слёз».

Этот поэтический образ запёчатлён и в стихотворении «Фон­тан любви...». (Видеозапись: на фоне песни на стихи «Фонтан люб­ви» демонстрируется картина «Пушкин у «фонтана слез». Как вариант, можно использовать эпидиаскоп для показа иллюстрации, а стихотворение выразительно прочитать.)

2. За другой поэтической легендой о любви мы отправимся с вами в Тригорское.

Сообщение на фоне видеосюжета «Тригорское». (Вместо ви­деосюжета можно показать иллюстрации.) Ранней весной 1819 г. в Петербурге у Олениных Пушкин познакомился с Анной Петров­ной Керн.

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадёжной,

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

Через 6 лет летом 1825 г, Анна Петровна неожиданно приеха­ла в Тригорское к своей тётке Осиповой, куда приезжал Пушкин, чтобы как-то скрасить своё пребывание в Михайловском. Эта встре­ча с Керн произвела на Пушкина ещё большее впечатление, чем встреча у Олениных в Петербурге.

В глуши, во мраке заточенья


Она подала ему руку, отвернув голову и улыбаясь, потому что это была честь, которой все завидовали.

Зачем твой дивный карандаш Рисует мой арапский профиль?

Рисуй Олениной черты,

В жару сердечных вдохновений

Лишь юности и красоты

Поклонником быть должен гений. Олениной посвятил Пушкин стихи: «Её глаза», «Увы!», «Язык любви болтливый», «Ты и вы», «Не пой, красавица, при мне». Он даже сватался к ней, однако этот брак не состоялся, так как против него была мать Олениной. По этому случаю Пушкин говорил, что недаром же ему светила луна с левой стороны, когда приезжал он в Приютино. Так родилось стихотворение «Приметы». А стихотво­рение «Я вас любил» - это прощание с любовью. Это стихотворение поражает силой человеческого достоинства, самопожертвования во имя любимого человека. Здесь любовь - это светлая печаль расста­вания, в которой нет и намёка на чувство обманутого собственника:

Я вас любил, любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем, Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем.

А заканчивается стихотворение молитвой о женщине: «...дай вам Бог любимой быть другим...»

А Екатерина Ушакова на вопрос Пушкина: «С чем я остал­ся?» - ответила: «С оленьими рогами». Но она простила его, и снова начались приготовления к свадьбе, которые были прерваны знаком­ством с Натальей Николаевной Гончаровой.

5. «Чистейшей прелести чистейший образец». К Гончарова.

Сообщение. Нелегко было Пушкину получить у родных со­гласия. Мать не хотела выдать свою дочь за небогатого, неблагона­дёжного человека.

6 мая 1830 г. состоялась помолвка.


Такой предстала Керн в поэтическом воображении поэта. Это ещё раз доказывает слова М. Н. Волконской, что Пушкин «поэтизи­ровал всё, что видел».

С этой историей любви связана ещё одна, не менее поэтичная. Композитор Глинка, влюбившись в дочь А. П. Керн, написал музыку на стихи «Я помню чудное мгновенье». Из одного шедевра родился второй. (Можно прослушать романс, если позволит время.) 3. Москва, 1826. Е. Ушакова.

Пушкин приехал для свидания с новым царём Николаем I. Ра­душно встречали поэта гостеприимные дома Римской-Корсаковой, Ушаковой, Урусовой.

(Видеосюжет «Дом №53 на Арбате» (1,5 мин). Видеосюжет можно заменить сообщением ученика и показом портрета Е. Уша­ковой.)

На Арбате в Москве до сих пор стоит дом, который помнит приёмы Екатерины Ушаковой, на которых с большим удовольстви­ем бывал Александр Сергеевич, увлечённый хозяйкой. На увлечение поэта Ушакова ответила преданным и самоотверженным чувством. В доме всё напоминало о Пушкине: на столе лежали его сочинения и ноты на его слова.

Когда я вижу пред собой

Твой профиль, и глаза, и кудри золотые,

Когда я слышу голос твой

И речи резвые, живые,

Я очарован...

Пушкин собирался соединить судьбу с Ушаковой, но вспых­нувшее чувство к Олениной, а потом знакомство с Натальей Нико­лаевной Гончаровой помешали этому.

4. Петербург. А. Оленина.

Сообщение. Он не так давно вернулся из ссылки. Все мужчи­ны и женщины старались оказывать ему внимание, которое всегда питают к гению...

Анета тоже захотела отличить знаменитого поэта: она подо­шла и выбрала его на один из танцев...




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал