7


  • Учителю
  • Конспект урока русского языка и МХК по подготовке к сочинению-описанию картины (7 класс)

Конспект урока русского языка и МХК по подготовке к сочинению-описанию картины (7 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Данная методическая разработка является единственной в своем роде, поскольку подобных работ при подготовке к уроку не встречала. Выбор темы объясняется тем, что в 7 классе, на мой взгляд, подростков необходимо приобщать к культурному наследию человечества с целью успешн
предварительный просмотр материала

Урок по русскому языку и мировой художественной культуре

«Условия человеческого существования»

(подготовка к сочинению по картине)

7 класс

Учитель. Вступительное слово:

Необычное всегда более заманчиво, интригующе, удивительно, нежели традиционное проявление обыденной жизни. Человека всегда привлекало то, что выходит за рамки очевидного, что пересекает грань стандартного мышления и представления о мире. Так было, так есть и так будет всегда.

В качестве эиграфа к сегодняшнему уроку взяты слова знаменитого бельгийского художника-сюрреалиста Рене Магритта

«Мои картины демонстрируют противоположность обычному мнению о том, что мы должны писать видимый мир. Я всегда пытаюсь выйти за пределы. Все, что существует в реальности,скрывает за собой нечто другое» Рене Магритт.

Учитель: как вы понимаете это высказывание?

Ученик: этот художник размышляет о том, что он всегда выходит за пределы реальности, возможно, изображает что-то нереальное.

Учитель: Рене Магритт - это художник-сюрреалист, который стремился изобразить реальность под особым углом зрения.

Цель урока: сегодня у нас с вами урок развития речи, посвященный подготовке к сочинению-описанию картины «Условия человеческого существования», отражающей нетрадиционный взгляд на мир Рене Маргитта.





*На экране это изображение. Оно подписано так: «Условия человеческого существования» Рене Магритт (фрагмент).

Учитель: Что вы видите на этом полотне?

Ученик: на полотне можно увидеть природу: одиноко стоящее дерево среди зеленого луга, окруженного зарослями зеленых кустов, на переднем плане - дорога.

Учитель: какое впечатление производит на вас это изображение?

Ученики выражают свои мысли.

Учитель: Насколько это изображение, на ваш взгляд, отличается от реальности или, наоборот, соответствует ей?

Ученики: это полотно кажется весьма реалистичным.

Ученики: Как вы считаете, почему это полотно так называется «Условия человеческого существования»? Если затрудняетесь, можно воспользоваться словариком урока.

Ученики: возможно, условия человеческого существованияпроявляют себя в этой картине таким образом, что художник можетвидеть реальность и отражать её, возможно, в наслаждении природой, в бесконечной дороге - как символе поиска смысла жизни. Согласно словарику, к этому фрагменту картины Рене Магритт больше подойдет толкование слова «существование» в словаре Ожегова и Шведовой (№ 1 - Обстоятельство, от которого что-н. зависит). *Т.е. обучающиеся должны прийти к выводу, что, возможно, природа, может позитивно повлиять на человека.

*Изображение на экране увеличивается, и на слайде - полноценная картина Рене Магритт «Условия человеческого существования».

Учитель: это то же самое полотно. Только в первом случае мы работали с фрагментом. Какое впечатление на вас производит эта картина?

Ученики отмечают, что удивлены этим изображением.

Учитель: что необычного вы увидели в этом полотне?

Ученики: можно увидеть картину в картине, пейзаж практически полностью повторяется и за окном комнаты.

Учитель: что подсказывает вам, что на этом полотне запечатлена еще одна картина?

Ученики: теперь можно увидеть, что слева границы картины несколько заходят на шторы, внизу видны ножки от мольберта, справа - границы от первоначально увиденного нами пейзажа.

Учитель: как теперь мы с вами можем истолковать слова Рене Магритт: «Я всегда пытаюсь выйти за пределы. Все, что существует в реальности, скрывает за собой нечто другое».Какой смысл имеет это высказывание теперь?

Ученик: оно имеет не переносное, а прямое значение: его живопись выходит за пределы просто полотна, она сливается с реальностью, возможно, совершенствуя её, потому что мы не видим на самом деле, что находится за пределами этого пейзажа.

***Учитель: можно ли быть уверенным в том, что пейзаж в самом деле повторяется? (если обучающиеся к этому не придут в процессе рассуждения)

***Ученики: нет, возможно, художник что-либо дофантазировал, чтобы создать свой неповторимый образ природы.

Учитель: для описания этого полотна нам необходимо определиться с основными признаками нового текста. Какой тип текста можно выбрать?

Ученики: описание.

Учитель: какой структурой обладает текст-описание?

Ученики: вступление, основная часть, заключение.

Учитель: Какие сведения в вашем сочинении должны быть отнесены к вступлению?

Обучающиеся: Необходимо назвать полотно, имя художника, можно обозначить время его создания. Возможно, следует указать, где находится эта картина, в какой коллекции.

***Информация для справок (появляется на слайде): полотно написано в 1935 году. Рене Магритт - бельгийский художник-сюрреалист.Находится картина в национальной галерее искусств, Вашингтон. Рекомендуемые словосочетания: «Передо мной репродукция…»

Учитель: Какая информация должна быть расположена в основной части сочинения?

Обучающиеся: Здесь необходимо сказать о том, какие предметы расположены не переднем и на заднем плане. В нашем случае мы должны описать репродукцию, расположенную на переднем плане (и одновременно отражающую задний план), саму комнату, которая изображена на картине.

Учитель: Какой вы видите эту комнату? (они могут сказать, что все здесь минималистично, просто, незамысловато). Возможно, здесь недавно совсем был художник, но теперь он отошел в сторону, мы не видим его. Обращаю внимание на то, что изображенное на полотне гармонично «вливается» в пейзаж, расположенный за окном. Какую роль, по вашему мнению, играют окно и шторы в этом пейзаже?

Ученики дают разные ответы. При отсутствии подходящего ответа обращаю внимание учеников на то, что окно и шторы обрамляют, словно рамка, пейзаж за окном (при этом делая его более искусственным, чем пейзаж, изображенный на полотне: ведь он рамки не имеет, поэтому и смотрится более естественно, реалистично). Рамки имеет видимый мир, а вот воображаемый мир безграничен!

Учитель: Обращаю ваше внимание на то, что это не просто полотно, а картина в картине, и описание и средства выразительности необходимо использовать как в отношении самой репродукции, так и полотна, расположенного на переднем плане.

Учитель: Какую информацию нам необходимо расположить в заключении к этому сочинению?

Обучающийся: Мы должны высказать свое отношение к изображенному, поразмышлять над наименованием картины.

Учитель: Какой стиль мы предпочтем для текста описательного типа?

Ученик: Художественный.

Учитель: Чем отличается художественный стиль от других стилей русского языка?

Обучающиеся: Он более экспрессивен, эмоционален.

Учитель: Какие разделы науки о языке обладают экспрессивными ресурсами?

Учитель: Какие разделы науки о языке обладают экспрессивными ресурсами? (обучающиеся перечисляют все эти 5 разделов).

  • Назовите экспрессивные признаки фонетики (звукопись). Какие слова могут вам помочь передать звуковое наполнение этой картины? (тишина, в воздухе разлита неподвижность, полное молчание, не слышно ни единого звука)

Мы (приставка придает слову несколько возвышенное, философское значение - ведь мы говорим о живописи!) картину наугад, вместо того чтобы прислушиваться (доведение действия до конца) к ней. И нас удивляет, когда , который мы получаем, не откровенный.

  • Какие словообразовательные возможности художественного стиля можно увидеть в этом тексте?

  • Какие еще словообразовательные модели могут быть использованы в тексте художественного стиля? Суффиксы или экспрессивные приставки (не-до-сказ-а-нн-ость, за-тишь-е, не-по-движ-н-ость, су-мрач-н-ость, пыш-н-ость, восхищ-ени-е, один-ок-ий, рас-кид-ист-ый). Возможно использование однокоренных слов.

Учитель: Мы картину наугад, вместо того чтобы прислушиваться к ней. Как вы понимаете это высказывание?

Обучающиеся: Прислушиваться - не значит только слушать звуки, это означает - понимать замысел художника, определять место каждого художественного образа на полотне, его смысловое звучание.

Учитель: прислушайтесь к этой картине, всмотритесь в неё. Какое место в изображенном на полотне пейзаже занимает небо?

Обучающиеся: Оно занимает почта 2/3 ландшафта.

Учитель: как вы думаете, почему?

Обучающиеся: небо - это всегда свобода, полет мысли.

Учитель: каким художник изобразил небо?

Обучающиеся: оно голубое, безоблачное, глубокое. Небо изображено не только в ландшафте, расположенном за окном, но и на картине, расположенной перед ним.

Учитель: Вот как написали о небе Магритта его современники. На экране - текст. Ознакомьтесь с текстом и назовите средства выразительности, использованные в нем:

Небо с плывущими по нему облаками - настолько повседневный и употребляемый (эпитеты) образ, что сделать его "визитной карточкой" (метафора) какого-то конкретного художника кажется невозможным. Однако небо Магритта нельзя перепутать с чьим-то другим - чаще из-за того, что на его картинах оно оказывается отраженным в причудливых (эпитеты) зеркалах и огромных глазах, наполняет контуры птиц (метафора) и вместе с линией горизонта из пейзажа незаметно переходит (олицетворение) на мольберт.

Учитель: какую роль играют эти средства выразительности в данном тексте?

Обучающиеся: Они дают наиболее полное представление о художественном мастерстве Магритта, о тех образах, которые он предпочитает изображать, о тех смыслах, которые он вкладывает в свои изображения.

Учитель: Обратите внимание, что в тексте художественного стиля необходимым его элементом являются синонимы. Назовем их.

Ученики: здесь слово «небо» заменяется местоимениями и контекстными синонимами: небо - образ, «визитная карточка».

Учитель: Прислушиваясь к замыслу художника, мы видим целую галерею других образов, наполняющих шедевр Магритта. О своей картине «Условия человеческого существования» и одновременно об особенностях человеческого восприятия знаменитый сюрреалист писал так: «Перед окном, которое мы видим изнутри комнаты, я поместил картину, изображающую ту часть ландшафта, которую она закрывает. Таким образом, дерево на картине заслоняет дерево, стоящее за ним снаружи. Для зрителя дерево находится одновременно внутри комнаты на картине и снаружи в реальном ландшафте. Именно так мы видим мир. Мы видим его вне нас и в то же время видим его представление внутри себя. Таким же образом мы иногда помещаем в прошлое то, что происходит в настоящем. Тем самым время и пространство освобождаются от того тривиального смысла, которым их наделяет обыденное ».

Учитель: О каких особенностях окружающего мира говорит Рене Магритт в этом тексте?

Обучающиеся: о мире, который существует снаружи, а также о том мире, который живет в восприятии человека.

Учитель: чем отличается реальный и живущий в восприятии человека мир? Назовите имена существительные, которые Рене Магритт использует для характеристики того и другого мира?

Обучающиеся: окно, комната, картина, ландшафт (это видимый мир), прошлое, настоящее, время и пространство - это не видимый, а ощущаемый мир, мир, близкий к восприятию человека.

Учитель: чем отличаются имена существительные, характеризующие видимый и воспринимаемый человеком мир?

Обучающиеся: видимый мир более конкретен, он осязаем, а мир, воспринимаемый человеком, более абстрактен. Именно поэтому художник использует при характеристике художественного восприятия конкретные и абстрактные имена существительные, что является характерным признаком морфологического уровня художественного текста.

Учитель: Какова роль искусства в восприятии человеком окружающего мира?

Обучающиеся: оно лишает время и пространство тривиального смысла.

Учитель: что имеет ввиду Магритт, используя прилагательное «тривиальный»?

Обучающиеся: смысл, лишенный свежести и оригинальности.

Учитель: именно искусство живописи способно лишить обыденность тривиального смысла.

Искусство , которое лучше назвать (называемое) искусством подобия, может выразить в красках , вмещающую (которая вмещает )в себя только образы, которые предлагает видимый мир (предлагаемые видимым миром), подсказывает , как расположить их, чтобы выразить . (текст на доске представлен без запятых)

Учитель: расставьте знаки препинания и сделайте вывод о синтаксическом строе художественного текста. Сначала текст дается без скобок.

Ученики диктуют знаки препинания, учитель расставляет их маркером, а затем обучающиеся поясняют, почему необходимы в этом высказывании те или иные знаки препинания. (указывают на то, что в этом предложении использованы подчинительные конструкции и причастные обороты, что также характеризует особенности художественного текста.

Учитель: измените текст таким образом, чтобы придаточные предложения с союзами «которое, которые» превратились в причастные обороты, а причастные обороты - в аналогичные придаточные. Ребята изменяют текст, я обращаю внимание на то, что в сочинении это один из самых распространенных приёмов, которые можно использовать при создании текста художественного стиля.

Учитель: в своем сочинении вам необходимо выразить своё впечатление от этого полотна. Оно может содержать и ваше размышление о названии произведения: «УСЛОВИЯ человеческого существования». Как вы считаете, в чем оно заключается?

Ученики: в том, что человек способен не только увидеть реальность, но и приукрасить её, сделать её более удобной для собственного восприятия и восприятия её другими людьми, наслаждаться красотой и переносить её на полотно, сделать искусство частью человеческой жизни, а реально увиденные и всюду сопровождающие нас предметы - частью искусства.

Учитель: «Между словами и вещами можно создать новые связи и уточнить некоторые свойства языка, обычно игнорируемые в повседневной жизни», - отмечал Рене Магритт.Желаю вам удачи в вашем творческом труде, в поисках подходящих средств выразительности, новых нетривиальных смыслов и связи реальности и вымысла в вашем будущем сочинении. Пусть ваша интуиция подскажет вам, как преобразить увиденное, сделать видимый мир более привлекательным, завораживающим, волшебным!

*** Если останется время. Подводя итог сказанному, должна представить вам еще одно произведение Рене Магритта «Ключ к полям»

Учитель: Что объединяет эту репродукцию и «Условия человеческого существования?»

Обучающиеся: За окном - пейзаж с деревом (только здесь уже их несколько), зеленый луг, дорога, пейзаж не освещен солнцем. Этот ландшафт видно из окна, обрамленного кумачевыми шторами.

Учитель: Чем отличается эта репродукция от предыдущего изображения?

Обучающиеся: На этом полотне реальность за окном перекликается с изображением на стекле. Об этом свидетельствуют осыпавшиеся осколки и те фрагменты стекла, которые остались на месте. О том, что стекло осталось в оконной раме, нам говорят трещинки, которые нас и смущают.

Учитель: Как вы думаете, почему это произведение так называется?

Обучающиеся: в первом случае реальность была изображена на полотне, а теперь - на стекле, через которое человек смотрит в окно. Именно поэтому каждый видит именно то, что желает видеть. И если в первом случае реальность была закрыта полотном, то теперь художник будто бы говорит нам о том, что то, что видит человек, что он изображает - и есть истинная, неприкрытая реальность.

Учитель: Действительно, Рене Магритт утверждал, что «Именно так мы видим мир: мы видим его вне нас и в то же самое время представляем внутри себя. Тем самым время и пространство освобождаются от того, чем их наделяет обыденное сознание».



Это слово нужно поместить в словарик к уроку.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал