7


КТП по литературе 6 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Пояснительная записка Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации),
предварительный просмотр материала

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Хорулинская средняя общеобразовательная школа им. Е.К.Федорова»


Рекомендована Утверждена

педагогическим советом приказом № ____

«_____» ______________ 2013 г. «_____» ______________ 2013г.

протокол № _____ директор _________ /Семенов В.Н./

Рабочая программа по русской литературе

учителя Николаевой Полины Дмитриевны

6 класс


2013 г.

Пояснительная записка


Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации), под редакцией В.Я. Коровиной «Литература. Программы общеобразовательных учреждений. 5-11 классы (Базовый уровень).

В системе образования и воспитания в общеобразовательных учреждениях литература занимает особое место. Обладая универсальными средствами воздействия на личность человека, литература способна целостно, системно влиять на интеллект, чувства, мировоззрение и миропонимание, общую культуру каждого, кто соприкасается с её богатствами, развивать познавательно-мыслительные способности и чувство прекрасного.

В художественных произведениях в образной форме отображён огромнейший опыт духовного развития, ценностных исканий и самовоспитания личности, познания в художественном слове-образе окружающего мира, освоение и осмысление которого необходимо для духовного, нравственного становления личности. Глубина и сила воздействия литературы на человека обусловлены тем, что усвоение художественных идей, обогащение опытом предшествующих поколений происходит в личностной форме, ибо литература как вид искусства влияет комплексно на «ум» (интеллектуальную составляющую) и «сердце» (сферу эмоций) читателя.

Мир художественного произведения представляет собой «вторичную модель реальности», в которой воссоздана целостная картина мира, отображающая социальные противоречия, сложные причинно-следственные связи, процесс самосовершенствования личности, способы постижения автором действительности.

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Курс литературы в общеобразовательной школе, наряду с другими учебными предметами, содействует решению комплекса воспитательных задач: развитию гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота своего Отечества (что соответствует задачам Программы развития школы).

Курс литературы - один из основных в школьном гуманитарном образовании. Освоение этого курса определяет уровень интеллектуального и эмоционально-нравственного развития школьника, его образного мышления, его культуры, в том числе уровень владения родным языком и искусством речи.

Изучая литературу, ученик приобретает опыт её понимания, а также опыт творческого самовыражения. В процессе обсуждения литературных произведений и работы над собственными сочинениями он учится пользоваться литературным языком как средством оформления собственных мыслей. В рамках курса литературы школьник учится также практически применять знания, полученные им в курсах родного языка и истории; работает с такими междисциплинарными, общегуманитарными категориями, как личность, культура, миф, картина мира, эстетическая и художественная ценность (что соответствует задачам Программы развития школы)

Образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионального выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессиональный выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности.

С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературы:

- осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

- формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

На основании требований нового образовательного стандарта в учебном процессе предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

- устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;

- свободному владению монологической и диалогической речью в объёме изучаемых произведений;

- научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

- отзыву на самостоятельно прочитанное произведение;

- способами свободного владения письменной речью;

- освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной

компетенциями.

Таким образом, компетентностный подход к созданию рабочей программы обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся 6 классов.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет ученику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки учеников в системе гуманитарного образования - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В образовательном стандарте второго поколения они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства предполагают формирование целостных представлений о литературе в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т.д.

Межпредметные связи.

Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения - слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Программа В.Я.Коровиной помогает достичь основной цели литературного образования в школе: знакомство учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные качества у читателя. В 6 классе ведущей проблемой курса литературы является художественное произведение и автор, характеры героев.

Главной идеей рабочей программы (вслед за программой под ред. В.Я Коровиной) является изучение литературы от русского фольклора к древнерусской литературе, от неё - к русской литературе 19, 20 веков. В конце учебного года для изучения предлагаются произведения зарубежной литературы, курс зарубежной литературы также выстроен в хронологическом порядке: от мифов древнего мира до литературы 20 века.

В программе соблюдена системная направленность. Эта идея и концентрический подход помогают учителю подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т. д.

Рабочая программа разработана на основании:

  1. Закона РФ «Об образовании»

п. 2.7, ст.32 - о разработке учебных программ;

п. 6, 7, 8, ст. 9, п.5. ст. 14 о содержании образовательных программ;

п.2.23, ст. 32 - об определении списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников;

п. 3.2, ст. 32 - о реализации в полном объеме образовательных программ.

  1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 (ред. От 19.10.2009) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 03.06.2008 № 164, от 31.08.2009 №320, от 19.10.2009 №427).

  2. Учебного плана МБОУ «Хорулинская СОШ им. Е.К.Федорова» в 2013-2014 учебном году. (Приказ Минобрнауки России от 03.06.2011 № 1994, приложение «Изменения, которые вносятся в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г.

№ 1312. Приказ Министерства образования РС(Я) № 01-16/2516 от 25.08.2011 г., приложение «Примерный учебный план для образовательных учреждений (ОУ) Республики Саха (Якутия), реализующих программы общего образования»).

Программа рассчитана на 4 часа в неделю (136 часов в год). Рабочая программа ориентирована на использование учебной хрестоматии «Литература. 6 класс. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч./ В. П. Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение, 2011 г.»

Учебно-тематический план.


№ у

р.



Наименование тем

Всего часов

В том числе

Кон-троль-ные

работы

Разви-тие речи

1

Введение.

1



2

Фольклор и литература

14

1


3

Устное народное творчество.

2



4

Древнерусская литература

4



5

Русская литература 18 века

1



6

Русская литература 19 века

44

3

6

7

Произведения русских писателей 20 века

23


2

8

Литература народов России

2



9

Зарубежная литература

25

1


10

Итоги года

2

1


11

Резерв

4




Всего:

122

6

8


Формы контроля

Промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование, устные сообщения, письменные работы, тестирование, сочинения разнообразных жанров, практикумы.

Итоговый: тест, включающий задания, проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.


Критерии оценивания знаний, умений, навыков обучающихся по литературе


Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку.

Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Балл

Степень выполнения учащимся

общих требований к ответу

«5»

1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4»

ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3»

ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка «1» не ставится.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Критерии и нормативы оценки СОЧИНЕНИЙ

Критериями оценки содержания и композиционного оформления сочинений являются:

соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность и логичность изложения;

  • правильное композиционное оформление работы.

Нормативы оценки содержания и композиции сочинений выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов. Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.

Критерии и нормативы оценки языкового оформления

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

  • богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи;

  • правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).

Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.

Сочинение оценивается двумя оценками: первая - за содержание работы и речь, вторая - за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)

При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).

При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.

Основные критерии оценки за изложение и сочинение

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

Допускаются:

I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

1.В работе допущены существенные отклонения

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые

синтаксические конструкции, встречается

неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки,

или 3 орф. и 5 пунк.,или

7 пунк. при отсутствии

орфографических (в 5 кл.-

5 орф. и 4 пунк., а также

4 грамматических ошибки

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления.

Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,

а также 7 грамматических

ошибок

Литература:

1. Полухина В. П. и др. Литература.: 6 класс.: Учеб.-хрестоматия: В 2ч./ - М.: Просвещение, 2000.

2. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 6 кл. - М.: Просвещение, 2008.

3. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 6 класс. - ООО «Кирилл и Мефодий», 2009.

4. Фонохрестоматия к учеб. «Литература. 6 кл.» (формат МР3). - М.: Аудио-школа, Просвещение, 2010.

Содержание программы

Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

Знать: о роли книги в жизни человека;

уметь: подтверждать высказывания писателей собственными примерами из прочитанных книг

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». «Легенда об Арионе»

Теория литературы. Миф.

Знать: определение понятий «миф», «мифология», «герой в древнегреческой мифологии», «кифара», «певцы-рапсоды»; время появления мифов; о фразеологизмах древнегреческого происхождения; авторов Н.А.Куна и Р.Грейвса, английского поэта и мифолога; понимать смысл мифов, образ идеального героя: мужественного, выносливого, изобретательного, уважающего волю богов; мировосприятие древнего человека, его понимание добра и зла; отличие мифа от сказки;

Уметь давать характеристику герою, анализировать его поступки

Устное народное творчество

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки - малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

Знать:

- определение понятий «фольклор», «обрядовый фольклор», виды обрядовых песен; понимать: их эстетическую и художественную ценность, как различаются песни по содержанию, характеру исполнения, ритму, мелодии;

- определение понятий «малые жанры фольклора», «пословица», «поговорка»; их отличительные особенности, «законы», по которым они строятся, средства художественной выразительности; понимать образный язык народной мудрости: прямой и переносный смысл пословиц и поговорок, афористичность, меткость и выразительность слога;

уметь:

- соотносить календарно-обрядовые песни с событиями народного календаря, анализировать их тематику

- объяснять смысл и толковать значение пословиц и поговорок, уместно употреблять их в собственной речи

Из древнерусской литературы

Русская летопись. «Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

Знать:

- определение понятий «древ-

нерусская литература», «летопись», «летописание», «летописец», «сказание», исторические сведения опринятии на Руси христианства, характерные черты литературы Древней Руси, содержание статьи учебника; понимать значение летописи в формировании всей русской литературы, насколько интересны летописи современному читателю;

уметь отличать летописные сказания от произведений устного народного творчества

Из литературы 18 века

Русские басни. Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце. «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия.

Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).

Из русской литературы 19 века

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта. «Листы и Корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народнопоэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы - помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием. «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести. «Выстрел». Образ мнимого романтика-мстителя и его критика Пушкиным. Мастерство композиции и повествования: три выстрела и три рассказа о них, переданные разными лицами и в разном освещении. Эпилог повести (из двух повестей изучается одна по выбору учителя и учащихся). «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Знать:

- факты биографии А.С. Пушкина и периоды его творчества, историю создания стихотворения, посвященного лицейскому другу, художественные особенности жанра стихотворного послания, определение понятия «эпитет»; понимать, что светлое чувство дружбы - помощь в суровых жизненных испытаниях; - определение понятий «композиция», «интонация стихотворения»; понимать чувства и переживания лирического героя, вольнолюбивый характер стихотворения;

- сюжет и героев повести Пушкина, понимать позицию Пушкина-гуманиста: простые и естественные качества - самый короткий и самый прямой путь от человека к человеку, залог дружбы и любви;

Уметь:

- определять средства художественной выразительности и их роль, находить в стихотворении признаки жанра послания, прослеживать эволюцию чувств лирического героя

- использовать «слово-образ», «контраст», «мотив неволи» при анализе стихотворения, определять поэтические средства изображения чувств лирического героя.

- анализировать роль эпиграфа («Во всех ты, душенька, нарядах хороша»), антитезы и случая в композиции повести, инсценировать эпизоды повести, передавая характер, чувства героев

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. «Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления).

Знать:

- автора, факты его биографии и творческой деятельности указанного периода, историю появления стихотворения «Тучи», определение понятий «эпитет», «художественное сравнение», «антитеза», «инверсия», «лексический повтор»; понимать: в чем поэт находит сходство своей участи с «судьбой» тучек; как меняется характер отношения лирического героя к тучам; каковы особенности композиции стихотворения, настроение и композицию стихотворения;

- определение понятий «лиро-эпическое произведение» (начальные представления), «сюжет», «тема», «композиция», «инверсия», «эпитет», «олицетворение», «аллитерация», «поэтическая интонация»; понимать сюжет, соединивший эпическое изображение событий с лирическим переживанием, основную мысль стихотворения, проникнутую глубоким философским смыслом: разрушение красоты и гармонии человека с миром природы;

Уметь:

- определять в поэтическом тексте художественные средства языка, их роль, особенности поэтических интонаций стихотворения, выразительно читать, соблюдая интонационный строй речи, эмоциональное своеобразие, личное отношение к событиям каждого эпизода стихотворения

- связно рассказывать о поэте, выразительно читать, определять художественные средства языка, указывая их роль в поэтическом тексте, отмечать особенности поэтической интонации стихотворения

Иван Сергеевич Тургенев. Рассказ о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. Юмор автора. Роль картин природы в рассказе. Портреты героев как средство изображения их характеров. И.С.Тургенев - мастер портрета и пейзажа.

Знать:

- факты биографии и творчества писателя, своеобразие цикла «Записки охотника», исторически реальные детали, изображенные в рассказе, содержание рассказа «Бежин луг»; понимать авторское отношение к героям;

- содержание рассказа Тургенева, определение понятий «пейзаж», «пейзажная зарисовка»; понимать: почему описаниям природы в рассказе уделено особое внимание;

Уметь:

- сопоставлять словесное и художественное повествование, выразительно читать текст

- связно рассказывать о героях, характерах, описывать их по иллюстрациям и воображению, выборочно пересказывать эпизоды, комментировать их

Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте. «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» - символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Знать: автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «лирика», «лирический герой», «лирический образ», «эпитет», «метафора», «олицетворение», «строфа» и др.; понимать мысль поэта о безыскусственности лирики, стремление Фета остановить мгновение и запечатлеть его в слове, понимать, какие чувства испытывает лирический герой стихотворения при восприятии картин природы;

уметь: объяснять роль восклицания, слышать музыкальный ритм поэтической речи Фета, определять средства художественной выразительности и объяснять их роль в стихотворении

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них - у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Знать: автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «лирика», «лирический герой», «лирический образ», «эпитет», «метафора», «олицетворение», «строфа» и др.; понимать мысль поэта о безыскусственности лирики, стремление Фета остановить мгновение и запечатлеть его в слове, понимать, какие чувства испытывает лирический герой стихотворения при восприятии картин природы;

уметь: объяснять роль восклицания, слышать музыкальный ритм поэтической речи Фета, определять средства художественной выразительности и объяснять их роль в стихотворении

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта. Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ - созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Знать:

- автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «сюжет», «фабула» и др.; понимать мысль писателя о тяжелейшем каторжном труде рабочих, сочувствии им автора;

- определение понятий «эпиграф», «фантастика», «пейзаж», «поэтическая интонация», «риторический вопрос», «диалог-спор», «олицетворение», «лексический повтор», «прямая речь», «фабула», «элементы фабулы» (экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог);

- определение понятий: «стопа» (двусложная, трехсложная), «дактиль», «анапест», «амфибрахий»;

Уметь:

- структурировать основные положения статьи учебника, определять размер стихотворений

- определять средства художественной выразительности, элементы фабулы, роль.

- связно рассказывать о поэте, отбирать материал в соответствии с поставленными вопросами

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования. Ирония (начальные представления).

Знать:

- автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «сказ»(начальное представление), «эпическое повествование», содержание рассказа «Левша»; понимать, как сочетается эпическое повествование (автор) с народной простотой (Платов), заковыристыми намеками (Левша) и доверительной таинственностью;

- содержание рассказа; понимать, какое отражение в сказе нашла проблема взаимоотношения народа и власти.

Уметь:

- объяснять, каково авторское отношение к героям, роль образа повествователя в сказе

- связно рассказывать о писателе, воссоздавать портрет главного героя

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Знать:

- факты биографии писателя, содержание рассказа, определение понятий «юмор», «художественная деталь», «антоним»; понимать: смысл названия рассказа;

- содержание рассказа, определение понятий «юмор», «сатира»; понимать: смысл названия рассказа;

Уметь:

- сопоставлять рассказы.

- делать наблюдения над речью героев, внешним обликом, поведением, выделяя художественные детали описания.

Произведения русских писателей 20 века

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. Душевная чистота главных героев. Авторская позиция в произведении.

Знать: автора, факты его биографии, творческой деятельности; объяснять смысл понятия «феерия»;

уметь составлять тезисный план прочитанной статьи, находить в романе яркие, необычные события, элементы фантастики, образы-символы; анализировать авторский стиль, отмечая его ритмичность, музыкальность, обилие эпитетов, метафор, сравнений и т.д.

Андрей Платонович Платонов. Слово о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное - вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Знать автора, факты его жизни и творческой деятельности, историю создания сказки-были; понимать: почему автор назвал свое произведение сказкой-былью, чем сказка Платонова отличается от народных сказок, сказок Пушкина, Ершова, Погорельского и чем напоминает «Attalea princes» Гаршина; размышления автора о непрерывности жизни, необходимости постоянного труда для ее продолжения; авторское отношение к героям повествования;

уметь отмечать сказочные и реальные моменты повествования, сравнивать сказку-быль А.Платонова с народными литературными сказками, определять их общее и отличное

Михаил Михайлович Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Образ природы в сказке-были «Кладовая солнца». Особенности композиции и смысл названия произведения. Подготовка к сочинению.

Знать:

- автора, содержание сказки-были; понимать смысл понятий «сказка-быль», «философская притча», отношение рассказчика к леснику Антипычу; смысл слов Антипыча;

- скрытый смысл прозвища Насти - «золотая курочка», авторское отношение к главной героине; понимать: что жадность, раздражение, озлобление губят душу человека, заставляя забыть о любви и добре; искупить вину перед людьми можно только добротой, любовью и щедростью;

- определение понятия «пейзаж»; понимать взаимосвязь между явлениями природы и жизнью человека; основную идею произведения: для писателя весь мир природы и человека - кладовая солнца, если сущностью этого мира являются жизнь, добро, любовь;

Уметь:

- находить в указанных эпизодах детали описания, анализировать их

- выделять сказочные и реалистические моменты повествования, анализировать предложенные эпизоды произведения, выборочно выразительно читать их и пересказывать

- находить в тексте заданные эпизоды, анализировать их с учетом поставленного вопроса; делать вывод о роли в художественном произведении описаний природы, передающих настроение человека, связанных с восприятием мира природы; природа в понимании М.Пришвина - это то, что учит человека жизни, то, чему человек при всем его могуществе и разуме должен поклоняться

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах-фронтовиках. Константин Михайлович Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...». Давид Самуилович Самойлов. «Сороковые». Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне. Обучение выразительному чтению.

Знать: авторов стихотворений, факты их биографии, творческой деятельности; понимать, о каких событиях рассказывают стихотворения, какими чувствами проникнуты произведения поэтов-фронтовиков;

уметь выразительно читать, передавая при помощи интонации сложную гамму чувств -от скорбного воспоминания до гордости за милую Родину

Виктор Петрович Астафьев. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в предвоенные годы. Самобытность героев рассказа, нравственные проблемы, юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении.

Знать:

- автора, факты его жизни и творческой деятельности, содержание рассказа; определение понятий «эпизод», «фабула»; понимать, каково авторское отношение к героям рассказа;

- определение понятий «речевые пласты языка», «диалектизмы», «поговорки»; уметь:

- находить и анализировать лингвистические особенности речи героев рассказа; понимать, почему писатель использует диалектные и просторечные слова, поговорки в своем произведении

- выборочно рассказывать о детстве героев, анализировать эпизоды, прослеживать развитие действия, отбирать наиболее яркие эпизоды, отвечать на проблемные вопросы

Валентин Григорьевич Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Отражение в повести трудностей военного времени. Нравственные проблемы рассказа. Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика. Подготовка к сочинению.

Знать: автора, содержание рассказа; понятия: «герой-повествователь», «рассказ», «посвящение», «предисловие», «приемы характеристики героя»; понимать, в каких трудных послевоенных обстоятельствах развиваются события рассказа, какие испытания выпадают на долю главного героя; уметь анализировать и сопоставлять эпизоды, делать выводы, как пейзажная зарисовка помогает понять характер героя

Понимать скрытый смысл названия рассказа, мотивы поведения Лидии Михайловны, решившей помочь мальчику; смысл посвящения и предисловия; уметь сопоставлять рассказы В.Распутина и В.Астафьева, находить черты сходства

Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе. Рассказы «Срезал». Особенности героев Шукшина. Образ «странного» героя в творчестве писателя.

Знать: содержание рассказа; понимать смысл его названия, уметь анализировать характер Глеба Капустина, подтверждать свой ответ цитатами из текста, читать по ролям заданный эпизод, интонационно передавая чувства героев рассказа

Фазиль Абдулович Искандер. Слово о писателе. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе.

Знать автора, факты его биографии, сюжет рассказа; понимать смысл названия рассказа, нравственный и философский смысл шутки учителя: как смешно и жалко может смотреться человек, не понимающий различия между тем, что он думает сам о себе и каковым является на самом деле;

уметь выражать впечатления от прочитанного, анализировать юмористические эпизоды повествования, психологический поединок двух персонажей, языковые средства иронии

Александр Александрович Блок. Слово о поэте. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...». Поэтизация родной природы. Средства создания поэтических образов.

Знать: автора, определение понятий «лирический герой», «эпитет», «художественный образ», «антитеза»;понимать, как лирика А. Блока передает трагическое мироощущение человека начала 20 века;

уметь находить в стихотворениях поэта художественные средства языка, передавать состояние души лирического героя, определять ключевые слова, характеризующие миро ощущение героя (печаль, сожаление, забота и проч.), выразительно читать стихотворения, интонационно передавая настроение и чувства лирического героя

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша». Чувство любви к родной природе и Родине. Способы выражения чувств в лирике С.А.Есенина. Обучение выразительному чтению.

Знать: автора стихотворении, определение понятии «образ», «фольклорный образ», «сравнение», «олицетворение», «аллитерация»; понимать и чувствовать незатейливость изображаемого пейзажа, чуждого ярких красок, близость стихотворений С.Есенина к произведениям устного народного творчества;

уметь по ключевым словам стихотворений определять, какие фразы показывают любовь поэта к «чахленькой местности», находить фольклорные образы, средства художественной изобразительности, определять их роль; выразительно читать стихотворения, интонационно передавая мотив грусти, определять особенности лирики С.Есенина (лиризм, напевность, мелодичность)

Анна Андреевна Ахматова, Николай Михайлович Рубцов. Слово о поэтах. А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие...». Обучение анализу стихотворения. Н.М.Рубцов «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике.

Из литературы народов России

Знать автора; понимать, как в одном развернутом сложном предложении А.Ахматова передает ощущение весеннего пробуждения природы; мир ее образов (видимых, слышимых, осязаемых, обоняемых), особенность лирики поэтессы - ассоциативность (не говорить о чувствах прямо, а только намекать на них) и доверительность;

уметь выражать впечатления от прочитанного, устанавливать ассоциативные связи, выразительно читать, передавая интонационно чувства лирического героя

Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте. «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность традициям своего народа. Великая роль книги в жизни человека.

Кайсын Кулиев. Слово о поэте. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...». Тема Родины и народа. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации.

Из зарубежной литературы

Гомер. Слово о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как героические эпические поэмы. Хитроумный Одиссей: характер и поступки.

Знать: понятие «героического эпоса» (начальные представления), признаки и отличительные особенности героического эпоса, определение понятий «гипербола», «постоянный эпитет», «гекзаметр», «античная мифология»; понимать, как сочетается в эпосе Гомера восхваление богов, поклонение им - с юмором, смехом, комизмом; значение поэм Гомера;

уметь определять в тексте средства художественной выразительности, особенности стихо творной речи, определять их роль, давать характеристику героям, анализировать их поступки; выразительно читать, интонационно передавая торжественность, плавность звучания стиха

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

Мигель Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире. «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. Народное понимание правды жизни как нравственная ценность. Образ Санчо Пансы.

Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности; понимать смысл понятий «пародия», «рыцарский роман»;

уметь сравнивать героев, выявляя их глубокое внутреннее сходство и непохожесть; соотносить содержание прочитанных глав романа со стихотворением Д.С.Мережковского «Дон Кихот» и иллюстрацией Е.Моисеенко «Ламанч»; выражать авторское отношение к героям и свое собственное

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести.

Знать: автора, сведения о его биографии и творческой деятельности; определение понятия «баллада как литературный жанр», ее отличие от былины и песни; понимать проблемы, поставленные поэтом в балладе (благородство, достоинство, честь), поступок героя;

уметь соотносить жанровые особенности повести, рассказа и баллады и определять жанр произведения;соотносить содержание баллады с иллюстрацией художника, сравнивать переводы баллады и выявлять своеобразие каждого

Проспер Мериме. Рассказ о писателе. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении.

Знать: автора, сведения о его жизни, творческой деятельности; определение понятия «новелла»; понимать смысл заглавия новеллы;

уметь рассказывать о героях, анализировать их поступки и поведение

Марк Твен. Рассказ о писателе. «Приключения Гекльберри Финна»

Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности; определение понятий «комическое», «юмористическое»; понимать смысл высказывания Э.Хемингуэя;

уметь сравнивать поведение Тома и Гека с точки зрения сходства и различия

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе. «Маленький принц» как философская сказка-притча. Маленький принц, его друзья и враги. Мечта о естественных отношениях между людьми. Вечные истины в сказке.

Теория литературы. Притча.

Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности; определение понятий «философская сказка», «притча», «символ» (начальные представления); понимать философский смысл сказки; что бывает, когда дети открывают мир взрослым, когда взрослые умеют слышать детей;

уметь определять сказочные и реальные элементы сказки

Итоговое тестирование .

Заключительный урок. Письменный ответ на вопрос «Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?». Выявление уровня литературного развития учащихся.

Требования к уровню подготовки учащихся 6 классов (базовый уровень)

должны знать:

- основные историко-культурные сведения, необходимые для адекватного понимания текста художественного произведения;

- теоретико-литературные понятия; образную природу словесного искусства;

- биографические сведения о писателях;

- содержание изученных литературных произведений;

уметь:

- ориентироваться в историко-литературном пространстве изучаемых произведений (соотносить эпоху, автора, литературное направление);

- выразительно читать (в том числе и наизусть) фрагменты текста;

- владеть различными видами пересказа (выборочный, сжатый, подробный);

- владеть навыками анализа художественного текста;

- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

- составлять план прочитанного;

- выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику герою;

- характеризовать художественные особенности текстов литературных произведений;

- выражать своё отношение к прочитанному;

- писать отзывы и другие виды творческих работ по прочитанным произведениям;

- владеть компетенциями: учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, культуроведческой, рефлексивной;

- способны решать жизненно-практические задачи: применять полученные знания и умения в собственной речевой практике.

Основные теоретико-литературоведческие понятия

- Художественная литература как искусство слова.

- Художественный образ.

- Фольклор. Жанры фольклора.

- Литературные роды и жанры.

- Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

- Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.

- Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.

- Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

Произведения для заучивания наизусть

На протяжении учебного года должно быть выучено примерно 10-12 стихотворений или отрывков из прозаических произведений.

Выбор их осуществляет учитель вместе с учениками.

А. С. Пушкин. Узник. И. И. Пущину. Зимнее утро (на выбор).

М. Ю. Лермонтов. Тучи. Листок. «На севере диком...» Утес. Три пальмы (на выбор).

Н. А. Некрасов. Железная дорога (фрагменты на выбор).

Ф. И. Тютчев. «Неохотно и несмело...». А. А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила...». Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..». А. А. Блок. Летний вечер. А. А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...» и др. (на выбор).

По теме «Великая Отечественная война»: 1-2 стихотворения по выбору учащихся (К. М. Симонов, Н. М. Рыленков, Д. С. Самойлов).

Произведения для самостоятельного чтения

Мифы, сказания, легенды народов мира.

Гомер. Илиада. Одиссея.

Русские народные сказки. Сказки народов мира.

Из русской литературы XVIII века

Из русской литературы XIX века

К. Н. Батюшков. На развалинах замка в Швеции.

Д. В. Давыдов. Партизан.

Ф. Н. Глинка. Луна. Утро вечера мудренее. Москва.

А. С. Пушкин. Жених. «Во глубине сибирских руд...». Выстрел.

К. Ф. Рылеев. Державин.

Е. А. Баратынский. Родина.

Н. М. Языков. Родина. Настоящее. Две картины.

Ф. И. Тютчев. Сон на море. Весна. «Как весел грохот летних бурь...».

А. В. Кольцов. «Не шуми ты, рожь...». Лес.

М. Ю. Лермонтов. Воздушный корабль. Русалка. Морская царевна.

А. Н. Майков. «Боже мой! Вчера - ненастье...». Сенокос. Емшан.

И. С. Тургенев. Хорь и Калиныч.

Н. А. Некрасов. Влас.

Н. С. Лесков. Человек на часах.

Л. Н. Толстой. Хаджи-Мурат.

А. П. Чехов. Беззащитное существо. Жалобная книга.

Из русской литературы XX века

К. Г. Паустовский. Бакенщик. Растрепанный воробей.


Перечень учебно-методического обеспечения.

  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 6 класс. - ООО «Кирилл и Мефодий», 2009.

  2. Зуева Т.В. Русский фольклор: Словарь-справочник - М.: Просвещение, 2005

  3. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2008.

  4. Полухина В. П. и др. Литература.: 6 класс.: Учеб.-хрестоматия: В 2ч./ - М.: Просвещение, 2000.

  5. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 6 кл. - М.: Просвещение, 2008.

  6. Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2007.

  7. Фонохрестоматия к учеб. «Литература. 6 кл.» (формат МР3). - М.: Аудио-школа, Просвещение, 2010.



Календарно-тематический план


Раздел, тема

Количество часов


дата

всего

Контр.-е

По плану

Факт. дано

1

Введение. «В дорогу зовущие». Писатели - создатели, хранители и любители книги.

1


2

Фольклор и литература - роды и жанры

1


3

Фольклор и литература - роды и жанры

1


4

Понятие мифа. Мифы и фольклор

1


5

Понятие мифа. Мифы и фольклор

1


6


Древнегреческие мифы. Боги и герои в древнегреческих мифах.

1

7

Древнегреческие мифы. Боги и герои в древнегреческих мифах.

2


8


Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла.

1

9

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла.

1


10

Мифы Древней Греции. Миф «Яблоки Гесперид»

1


11

Мифы Древней Греции.

1


12

Мифы Древней Греции.

1


13

Легенды. Легенда об Арионе.

1


14

Легенды. Легенда об Арионе.

1


15

Знакомство с Библией.

1


16

Рождество Иисуса Христа. История жизни и смерти.

1

17

«Притча О Блудном сыне» и «Притча о добром самарянине»

1


18

Тестирование


1


Древнерусская литература

19

«О повести временных лет»

1


20

«О повести временных лет»

1


21

«Сказание о белгородском киселе».

1


22

«Сказание о белгородском киселе».

1

23

Устное народное творчество.

Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни.


1


24

Пословицы и поговорки.

1

Русская литература 18 века

25

Произведения русских писателей 18 века. Русская басня. И.И.Дмитриев. Басня «Муха»

1

Русская литература 19 века

26

И.А.Крылов. Басня «Осёл и Соловей».

1


27

Басни И.А.Крылова «Листы и корни», «Ларчик».

1


28

«Баснописец, каких не было». Урок-спектакль.

1


29


А.С.Пушкин. Лицейская лирика. Стихотворение «И.И.Пущину».

1

30

А.С.Пушкин. Лицейская лирика. Стихотворение «И.И.Пущину».

1


31


Лирика А.С.Пушкина. Стихотворения «Узник» и «Зимнее утро».

1

32

Лирика А.С.Пушкина. Стихотворения «Узник» и «Зимнее утро».

1


33

Двусложные размеры стиха.

1


34

Анализ лирического произведения.

1


35

Пейзаж в поэтическом мире Пушкина

1


36

А.С.Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести.

1


37

А.С.Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести.

1


38

А.С.Пушкин. «Метель»

1


39

А.С.Пушкин. «Метель»

1


40

А.С.Пушкин. «Метель»

1


41


Р\р. Как писать отзыв

Отзыв на прочитанное произведение


1

42

Р\р. Как писать отзыв

Отзыв на прочитанное произведение


1

43


А.С.Пушкин «Станционный смотритель»

1

44

А.С.Пушкин «Станционный смотритель»

1


45

Р/р. Подготовка к сочинению по произведению А.С.Пушкина


1

46

Р/р.Написание сочинения по произведению А.С.Пушкина «Дубровский».


1

47

Контрольная работа по циклу «Повести Белкина»


1

48

М.Ю.Лермонтов «Парус»

1


49

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Туча».


1


50

Рифма в стихотворении

1


51

Стихотворная речь. Антитеза. Трехсложные размеры стиха.

1


52

Баллада. Народные баллады

1


53


Стихотворения М.Ю.Лермонтова «Три пальмы», «Листок», «Утёс».

1

54


Стихотворения М.Ю.Лермонтова «Три пальмы», «Листок», «Утёс».

1

55

Стихотворения М.Ю.Лермонтова «Три пальмы», «Листок», «Утёс».

1


56

Тема красоты и смерти в балладе «Три пальмы»

1


57


Н.В.Гоголь - человек и писатель. Рассказ «Ночь перед рождеством»

1

58

Н.В.Гоголь - человек и писатель. Рассказ «Ночь перед рождеством»

1


59

Тест по лирике М.Ю.Лермонтова.

1


60

И.С.Тургенев «Бежин луг».

1


61


И.С.Тургенев. Рассказ «Бежин луг». Характеристика мальчиков.

1

62

И.С.Тургенев. Рассказ «Бежин луг». Характеристика мальчиков.

1


63

Тест по произведению И.С.Тургенева «Бежин луг».

1


64

Ф.И.Тютчев. «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся…», «Листья».

1


65

А.А.Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Ещё майская ночь», «Учись у них - у дуба, у берёзы…»

1


66

Н.А.Некрасов. «Железная дорога».

1


67

Н.А.Некрасов. «Железная дорога».

1


68

Н.А.Некрасов. Поэма «Дедушка».

1


69

Н.А.Некрасов. Поэма «Дедушка».

1


70

Трёхсложные размеры стиха.

1


71

Н.С.Лесков. Сказ «Левша» (главы 1-4).

1


72

Н.С.Лесков. Сказ «Левша» (главы 1-4).

1


73

Н.С.Лесков. Сказ «Левша» (главы 5-10).

1


74

Н.С.Лесков. Сказ «Левша» (главы 5-10).

1


75

Н.С.Лесков. Сказ «Левша» (главы 11-20). Судьба мастера в России.

1


76

Контрольный урок по сказу Н.С.Лескова «Левша».


1

77

А.П.Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий».

1


78

А.П.Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий».

1


79


Р/р. Сочинение «Мои товарищи», «Неожиданный случай»


1

80

Р/р. Сочинение «Мои товарищи», «Неожиданный случай»


1


Произведения русских писателей 20 века

81

82

А.С.Грин. «Алые паруса».

А.С.Грин. «Алые паруса».

1

1


83


А.П.Платонов. Рассказ «Неизвестный цветок».

1

84

А.П.Платонов. Рассказ «Неизвестный цветок».

1


85

М.М.Пришвин. «Кладовая солнца».

1


86

М.М.Пришвин. «Кладовая солнца».

1


87

М.М.Пришвин. «Кладовая солнца».

1


88

М.М.Пришвин. «Кладовая солнца».

1


89

Произведения о Великой Отечественной войне. К.М.Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», Д.С.Самойлов «Сороковые».

1


90


В.П.Астафьев. Рассказ «Конь с розовой гривой».

1

91

В.П.Астафьев. Рассказ «Конь с розовой гривой».

1


92


В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой». Нравственные проблемы рассказа.

1

93

В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой». Нравственные проблемы рассказа.

1


94


В.Г.Распутин. Рассказ «Уроки французского».

1

95

В.Г.Распутин. Рассказ «Уроки французского».

1


96


В.Г.Распутин. Рассказ «Уроки французского».

1

97

В.Г.Распутин. Рассказ «Уроки французского».

1


98

Р/р.Контрольное сочинение по творчеству В..П.Астафьева и В.Г.Распутина.


1

99

Р/р.Контрольное сочинение по творчеству В..П.Астафьева и В.Г.Распутина.


1

100-

В.М.Шукшин. Рассказ «Срезал».

1


101

В.М.Шукшин. Рассказ «Срезал».

1


102

Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века. А.А.Блок. Стихотворения.

1


103

Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века. А.А.Блок. Стихотворения.

1


104

Лирика С.А.Есенина. Тема природы в стихотворениях «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша».

1


105

А.А.Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…» Н.М.Рубцов. «Звезда полей».

1

Литература народов России

106

Поэт Габдулла Тукай. Стихотворения «Родная деревня», «Книга».

1


107

Поэт Кайсын Кулиев. Стихотворения «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…»

1

Зарубежная литература

108


Гомер и его поэмы «Илиада» и «Одиссея».

1

109

Гомер и его поэмы «Илиада» и «Одиссея».

1


110

Гомер. Поэма «Одиссея».

1


111

Гомер. Поэмы «Илиада» и «Одиссея».

1


112

Гомер. Поэмы «Илиада» и «Одиссея».

1


113


Мигель де Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот».

1

114

Мигель де Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот».

1


115

Роман Мигеля де Сервантеса Сааведра «Дон Кихот».

1


116


Марк Твен «Приключения Гекльберри Уинна»

1

117

Марк Твен «Приключения Гекльберри Уинна»

1


118

Джек Лондон «Любовь к Жизни»

1


119

Джек Лондон «Любовь к Жизни»

1


120

Джек Лондон «Любовь к Жизни»

1


121-

Эрнест Сетон - Томпсон «Снап»

1


122

Эрнест Сетон - Томпсон «Снап»

1


123

Иоганн Фридрих Шиллер. Баллада «Перчатка».

1


124


Проспер Мериме. Новелла «Маттео Фальконе».

1

125

Проспер Мериме. Новелла «Маттео Фальконе».

1


126

Новелла Проспера Мериме «Маттео Фальконе».

1


127


Антуан де Сент-Экзюпери. Сказка «Маленький принц».

1

128

Антуан де Сент-Экзюпери. Сказка «Маленький принц».

1


129


Антуан де Сент-Экзюпери. Сказка «Маленький принц». Главы 10-18.

1

130

Антуан де Сент-Экзюпери. Сказка «Маленький принц». Главы 10-18.

1


131


Антуан де Сент-Экзюпери. Сказка «Маленький принц». Главы 19-27.

1

132

Антуан де Сент-Экзюпери. Сказка «Маленький принц». Главы 19-27.

1


133

Контрольный тест по теме «Зар.лит»


1


Итоги года

134

Итоговое тестирование по литературе за курс 6 класса.


1

135

Заключительный урок-игра.

1


136

Книга на лето

1

. Учебно-методическое и материально-техническое

обеспечение ( 6 класс)

Для проведения уроков русского языка и литературы имеется кабинет русского языка.

Оснащение процесса обучения русского языка и литературы обеспечивается библиотечным фондом, печатными пособиями, а также информационно-коммуникативными средствами, техническими средствами обучения, учебно-практическим и учебно-лабораторным оборудованием.


  1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):

    • Нормативные документы: Примерная программа основного общего образования по русскому языку, Планируемые результаты освоения программы основного общего образования по литературе , стандарт основного общего образования, Федеральный государственный стандарт основного общего образования (проект).

    • Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по русскому языку

    • Авторские программы по курсу литературы в 6 классе.

    • Учебник по литературе для 6 класса.

    • Учебные пособия: рабочая тетрадь, дидактические материалы, сборники контрольных работ по литературе для 6 класса.

    • Научная, научно-популярная, историческая литература.

    • Справочные пособия (словари, сборники основных правил, энциклопедии, справочники по русскому языку и литературе).

    • Методические пособия для учителя.

  2. Печатные пособия:

    • Таблицы по русскому языку и литературе для 6 классов.

    • Портреты выдающихся лингвистов, критиков.

    • Схемы по литературе по всем разделам курса 6 класса

    • Репродукции картин русской живописи для развития речи.

    • Демонстрационные карточки со словами для запоминания.

  3. Информационные средства:

    • Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания.

    • Электронная база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы.

    • Инструментальная среда по литературе.

    • Мультимедийные тренинговые, контролирующие программы по всем разделам курса литературы для 6 класса

  4. Технические средства обучения:

  • Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.

  • Персональный компьютер - рабочее место учителя

  • Экран (на штативе)

  • Мультимедиа проектор

  • Столик для проектора

  • Шкаф секционный для хранения литературы и демонстрационного оборудования

  • Стенды

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

  • Аудиторная доска.

  • Доска магнитная.

Мультимедийные пособия.

  • «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для 6 класса.

  • Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

  • Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»

  • Тестирующая программа для школьников. Кирилл и Мефодий

  • Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 8 класс.

  • Полный мультимедийный курс по русскому языку и литературе для 6 класса, 40 интерактивных уроков. Кирилл и Мефодий.

  • Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.

  • Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 6 класс.






 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал