- Учителю
- Учебные материалы для обучения сочинению по литературе по комедии А.С.Грибоедова Горе от ума
Учебные материалы для обучения сочинению по литературе по комедии А.С.Грибоедова Горе от ума
9л. «Горе от ума». Характеристика героев.
(Учащиеся дома выписали цитаты к характеристике героев. На уроке
обучаем грамотному составлению предложений.)
О Чацком.
Главный герой Чацкий -молодой человек («чувствителен, и весел, и
остёр» -Лиза; «он славно пересмеять умеет всех» -Софья),
вернувшийся после трёх лет странствований («охота странствовать
напала на него», «лечился, говорят, на кислых водах он, не от
болезни, чай, от скуки..»), мечтавший о взаимном чувстве со стороны
Софьи Фамусовой, с которой провёл детство и в которую был
влюблён.
Он и вправду трезво, хотя иногда и резко, отзывается об окружающих:
о Молчалине («Молчалин прежде был так глуп!.. /Жалчайшее
созданье!»), о Скалозубе («Хрипун, удавленник, фагот,/ Созвездие
манёвров и мазурки!»), о родственниках и общих московских знакомых
(«Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?», «А тот чахоточный, родня вам,
книгам враг, /В учёный комитет который поселился /И с криком
требовал присяг, /Чтоб грамоте никто не знал и не учился?»), и о
многих других, как видим желчно и саркастически, за что получает
оценку Софьи: «Не человек, змея» и ещё больше настраивает девушку,
увлечённую не им, против.
Наверное, Грибоедов специально даёт возможность говорить порой
жёстко своему герою, хотя и пытается дать объяснение такому
поведению: ведь Чацкий влюблён и надеется, что его возлюбленная
смотрит на окружающий мир его глазами («Ужли слова мои все колки? И
клонятся к чьему-нибудь вреду? Но если так: ум с сердцем не в ладу.
Я в чудаках иному чуду посмеюсь раз посмеюсь, потом забуду; Велите
ж мне в огонь: пойду как на обед.»). Но именно эта открытость
чувств и острота ума, честность и независимость от чьего-либо
мнения позволяет ему сказать со сцены правду о Москве, т. е. о
московском современном ему обществе:
И точно, начал свет глупеть,
Сказать вы можете, вздохнувши;
Как посравнить да посмотреть
Век нынешний и век минувший;
Свежо предание, а верится с трудом...
***
Дома новы, но предрассудки стары...
***
Что нового покажет мне Москва?
Вчера был бал, а завтра будет два.
Тот сватался - успел, а тот дал промах,
Всё тот же толк, и те ж стихи в альбомах.
Самую яркую «картину» нравов Чацкий «нарисовал» в обличительном
монологе «А судьи кто?» (Д2, яв.5)
Скорее всего от такого надоевшего однообразия, самодурства многих
дворян и «бежал» Чацкий в странствия. Почему же недостатки
российского дворянского общества «видит» только он? Автор наделяет
его не только острым умом и языком, но и такими нравственными
качествами, как честность, желанием приносить действительную пользу
(«служить бы рад, прислуживаться тошно», «Когда в делах, я от
веселий прячусь, /Когда дурачиться - дурачусь; /А смешивать два
этих ремесла /Есть тьма искусников, я не из их числа.»). Даже сам
Фамусов признает за ним немалые достоинства: «Не служит, то есть в
том он пользы не находит, /Но захоти - так был бы деловой./ Жаль,
очень жаль, он малый с головой, /И славно пишет, переводит. /Нельзя
не пожалеть, что с этаким умом...». (Хотя выдавать за него свою
дочь он, увы, не спешит. «Кто беден, тот тебе не пара», - говорит
Фамусов дочери.) А слушая его резкие словесные выпады, с ужасом
восклицает: «Ах! Боже мой!... Он карбонари!», «Опасный человек!»,
«Он вольность хочет проповедать!», «Да он властей не признает!» А
самыми последними словами Фамусова были: «Ах! Боже мой! что станет
говорить /Княгиня Марья Алексевна!»
Но как реалистичны суждения Чацкого:
Ах! К воспитанью перейдём.
Что нынче, так же, как издревле,
Хлопочут набирать учителей полки,
Числом поболее, ценою подешевле?
Не то, чтобы в науке далеки;
В России, под великим штрафом,
Нам каждого признать велят
Историком и географом! (Всоминаются сцены обучения Митрофанушки из
комедии Фонвизина «Недоросль». Неужели ничего не изменилось?)
Или суждения о страсти к заграничному: «Воскреснем ли когда от
чужевластья мод? / Чтоб умный, бодрый наш народ /Хотя по языку нас
не считал за немцев. / «Как европейское поставить в параллель / С
национальным? - странно что-то! / Ну как перевести мадам и
мадемуазель? /Ужли сударыня!!» - забормотал мне кто-то...». (Как
это похоже и на наше время! А ведь на дворе ХХ1 век!!!...) А сам
он, стало быть, другой, непохожий на всех собравшихся... «Кто
недруг выписных лиц, вычур, слов кудрявых, /В чьей, по несчастью,
голове /Пять, шесть найдется мыслей здравых, /И он осмелится их
гласно объявлять, / Глядь...», - хочется продолжить: «И объявят
сумасшедшим, потому что осмеливается идти наперекор общественному
мнению, быть самим собой. Образы-«двойники» лишь подчёркивают силу
и мужество Чацкого, но и его жизненную драму. Это образы Платона
Михайловича Горича (бывшего сослуживца, ставшего, женившись,
«мужем-мальчиком», «из жениных пажей») и Репетилова, который даже
робеет перед авторитетом Чацкого, уважает его («А у меня к тебе
влеченье, род недуга, /Любовь какая-то и страсть,/ Готов я душу
прозакласть, / Что в мире не найдёшь себе такого друга...»),
пытается привлечь в круг тайного общества, но Чацкий умеет отличить
серьёзное от фальши (Ч: «Да из чего беснуетесь вы столько?» - Р:
«Шумим, братец, шумим...» - «Шумите вы? И только?»)
В чём же причина того, что Чацкий остаётся один? Фамусов это
объясняет так: «Ученье - вот чума, учёность - вот причина» (я 21).
Лучше всех, наверное, выскажется о главном герое И.А.Гончаров в
критической статье, посвящённой комедии, «Мильон терзаний».
Какое впечатление он вызвал у меня? Поначалу мне тоже были
неприятны колкие высказывания Чацкого, и я была согласна с Софьей:
«Хоть кого смутят вопросы быстрые и любопытный взгляд».
Но чем дальше знакомишься с персонажами, узнаёшь о нравах, бытующих
в том обществе, и правилах общепринятой морали, которые установлены
не высокими нравственными законами, а людьми, имеющими высокие
чины, день, связи («Татьяне Юрьевне!» - «Я с нею не знаком.» - «С
Татьяной Юрьевной!!» - «С ней век мы не встречались./Слыхал, что
вздорная.» - «Татьяна Юрьевна!!! Известная... К Татьяне Юрьевне
хоть раз бы съездить вам.» - диалого Молчалина и Чацкого.
Далее: М: «При трёх министрах был начальник отделенья; /Переведён
сюда...
Ч: «Пустейший человек, из самых бестолковых!
М: «Как можно! Слог его здесь ставят в образец! /Читали вы?»
Ч: «Я глупостей не чтец, /А пуще образцовых.»
Или ещё раз повторим последние слова Фамусова: «Ах! Боже мой! что
станет говорить /Княгиня Марья Алексевна!»), тем больше становится
жаль Чацкого, умного и проницательного (Яв 14, Д4. Ч: «Слепец! Я в
ком искал награду всех трудов! /Спешил!... летел! дрожал! вот
счастье, думал, близко...» «Вы помиритесь с ним, по размышленьи
зрелом. /Себя крушить, и для чего! /Подумайте, всегда вы можете его
/ Беречь, и пеленать, и спосылать за делом. /Муж-мальчик,
муж-слуга, из жениных пажей, /Высокий идеал московских всех мужей.
- /Довольно!.. с вами я гржусь моим разрывом. / А вы, сударь отец,
вы, страстные к чинам: /Желаю вам дремать в неведеньи счастливом,
/Я сватаньем моим не угрожаю вам. /Другой найдётся, благонравный, /
Низкопоклонник и делец, / Достоинствами, наконец, /Он будущему
тестю равный. / Так! Отрезвился я сполна...»). Чацкого, желающего
искренне любить, служить, заниматься наукой, быть полезным
государству. И этот литературный образ становится первым в ряду
«лишних героев» .
План:
1) Черты характера, умение сказать об окружающих.
2) Реальная правда о Москве.
3) Нравственные качества Чацкого и его суждения.
4) Почему он одинок?
5) Моё впечатление о Чацком. Первый в ряду «лишних героев».
ДЗ: - написать аналогичную характеристику Молчалину;
- выучить монолог Чацкого.
К сочинению.
Примеры ввода цитат:
* Главный герой комедии Чацкий - молодой человек, вернувшийся после
трёх лет странствований; он «чувствителен, и весел, и остёр», по
словам Лизы. «Он славно пересмеять умеет всех», - заметила о нём
Софья, в которую он был влюблён и к которой так стремился: «Чуть
свет, уж на ногах? И я у ваших ног!»
* Он реально, хотя иногда и резко, отзывается об окружающих: о Молчалине («Молчалин прежде был так глуп!.. /Жалчайшее созданье!»), о Скалозубе («Хрипун, удавленник, фагот,/ Созвездие манёвров и мазурки!»), о родственниках и общих московских знакомых.
*Но именно открытость чувств и острота ума, честность и
независимость от чьего-либо мнения позволяет ему сказать со сцены
правду о Москве, т. е. о московском современном ему обществе:
Что нового покажет мне Москва?
Вчера был бал, а завтра будет два.
Тот сватался - успел, а тот дал промах,
Всё тот же толк, и те ж стихи в альбомах.
* И.А.Гончаров в критической статье «Мильон терзаний», посвящённой комедии, сказал, что
«Чацкого роль - роль страдательная: оно иначе и быть не может. Такова роль всех Чацких, Хотя она в то же время и всегда победительная.» Он пишет: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей. Он - вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу: «один в поле не воин». Нет, он воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и - всегда жертва»
И.А.Гончаров пишет в статье о ценности комедии «Горе от ума»: «Одни ценят в комедии картину московских нравов известной эпохи, создание живых типов и их искусную группировку… Другие, отдавая справедливость картине нравов, верности типов, дорожат более эпиграмматической солью языка, живой сатирой - моралью, которою пьеса до сих пор, как неистощимый колодезь, снабжает всякого на каждый день обиходный шаг жизни.»
«Комедия «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира...»
Внесценические персонажи:
1) А тётушка? Всё девушкой, Минервой? Всё фрейлиной Екатерины
Первой?
2) Д2 я1 «Кузьма Петрович! Мир ему! Что за тузы в Москве живут и
умирают!» - идеал Фамусова.
3) Максим Петрович «не то на серебре, на золоте едал; сто человек к
услугам; Весь в орденах; езжал-то вечно цугом; век при дворе, да
при каком дворе!» Д2 я2
4) Княгиня Ласова: «На днях расшиблась впух;/....Теперь ребра
недостаёт,/Так ищет для поддержки мужа» (Скалозуб)
5) Татьяне Юрьевне! (Я нею не знаком) С Татьяной Юрьевной!! (С ней
век мы не встречались./Слыхал, что вздорная.) Татьяна Юрьевна!!!
Известная... К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам.
6) Фома Фомич. М: «При трёх министрах был начальник отделенья;
/Переведён сюда...
Ч: «Пустейший человек, из самых бестолковых!
М: «Как можно! Слог его здесь ставят в образец! /Читали вы?»
Ч: «Я глупостей не чтец, /А пуще образцовых.»
7) «Ах! Боже мой! что станет говорить /Княгиня Марья Алексевна!»
(последние слова Фамусова)