- Учителю
- «…КРАСОТА ПОСРЕДИ ОБУГЛЕННОЙ И ЗАСЫПАННОЙ ПЕПЛОМ ЗЕМЛИ…»: ДИАЛОГИЧНОСТЬ ЗАГЛАВИЯ И ЭПИГРАФА В ПОВЕСТИ О. ЕРМАКОВА «ВАРИАЦИИ»
«…КРАСОТА ПОСРЕДИ ОБУГЛЕННОЙ И ЗАСЫПАННОЙ ПЕПЛОМ ЗЕМЛИ…»: ДИАЛОГИЧНОСТЬ ЗАГЛАВИЯ И ЭПИГРАФА В ПОВЕСТИ О. ЕРМАКОВА «ВАРИАЦИИ»
«…КРАСОТА ПОСРЕДИ ОБУГЛЕННОЙ И ЗАСЫПАННОЙ ПЕПЛОМ ЗЕМЛИ…»: ДИАЛОГИЧНОСТЬ ЗАГЛАВИЯ И ЭПИГРАФА
В ПОВЕСТИ О. ЕРМАКОВА «ВАРИАЦИИ»
Ковалев С.А.
Повесть «Вариации» (2000) для читателей, знакомых с прозой О. Ермакова, вошедшего в русскую литературу с «афганскими» произведениями («Афганские рассказы», 1989; «Знак зверя», 1992), стала подлинным откровением. Здесь писатель, прежним героям которого приходилось воевать, да воевать «не только с «духами», но и с мирными жителями, которые вдруг оборачиваются теми же «духами» <��������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������
����ием для своей повести О. Ермаков выбирает одну из музыкальных форм, «в которой тема (иногда две и более) излагается повторно с изменениями в фактуре, ладе, тональности, соотношении контрапунктирующих голосов, тембре (инструментовке) <������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������
���������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������
��и нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум [Пушкин 1995: 104].
Стоит заметить: лирическому герою Пушкина жизнь порой кажется ненужным даром, данным Творцом. Существование его зависит от тайной судьбы, неизвестной, и от этого угрожающей: она, судьба, безлична, поэтому с ней нельзя вступить в контакт, на нее нельзя повлиять. В.С. Непомнящий предполагает: «Наверное, главную роль тут все-таки сыграло внутреннее, духовное неблагополучие» [Непомнящий 1987: 69]. Действительно, в 1828 году А.С. Пушкин недоволен условиями личной жизни, он осознает, что молодость прошла и чувствует потребность положить конец душевным скитаниям, но не находит возможности. Весной того же года поэт обращается с просьбой о принятии его в действующую армию, но получает отказ, также напрасно он просится уехать за границу. Плодом столь сложного жизненного периода и стало стихотворение «Дар напрасный, дар случайный…». Эмоциональное состояние как лирического героя, так и самого Пушкина во многом созвучно переживаниям Петра Виленкина: пережив травму, он видит окружающий мир бесцветным и однозвучным.
На стихотворение, «полного самого глубокого пессимизма и откровенного богохульства» [Там же: 71], поэт получил отклик святителя Филарета:
Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.
Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, Забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум -
И созиждится Тобою
Сердце чисто, светел ум! (1829)
Стихотворение митрополита написано четырехстопным хореем с пиррихием, как «Дар напрасный, дар случайный…» Пушкина, и является антонимичным ответом, подводящим поэта к выводу: лирический герой должен направить свой взор в глубину собственной души, обратиться к Всевышнему. Однако нельзя ограничиваться только религиозной точкой зрения, так как для великого русского поэта счастье творчества тождественно вере в Бога, дар жизни - дару поэтическому. В. Вересаев считает, что для Пушкина «подлинная жизнь, подлинное горение души возможно только в творчестве, в поэзии», а искусство - ценность, стоящая «неизмеримо выше всяких других ценностей» [Вересаев 2000: 111].
Что касается названия, дающего «запев» всей рассматриваемой повести, то необходимо отметить музыкальную эрудицию автора, которая помогла ему лаконично и рационально вместить в сюжет небольшого произведения не только повествования о событиях современной жизни, но и упоминания о композиторах различных эпох и их творениях - от И.С. Баха до А. Шнитке. Поначалу кажущаяся несколько хаотичной повествовательная структура произведения постепенно приобретает логическую стройность, уводящую произведение от постмодернистских «мета-рассказов». Дело в том, что Ермаков, следуя вариационной форме, умело подвергает изменению «темы» своих героев, объединенных в скрупулезно продуманную систему: кто-то «варьируется» динамично, кто-то не претерпевает явных преобразований, а кто-то в результате интенсивного развития «растворяется», уходя из сюжетного действия. Но каждый из персонажей представляет собой образ, обладающий индивидуальным запоминающимся характером.
Главный герой повести, Петр Виленкин, с точки зрения которого представлено многое из происходящего в произведении, наделен автором особо острым «чувством музыки». Уже в детстве ожидание музыкального звучания производило глубочайшее эмоциональное впечатление на Петра: «<���������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������
С точки зрения музыки в этот момент происходит внезапная модуляция из мажора (пирушка) в минор (последствия праздника). Подтверждение этому находится и в тексте: «Напиться в свой звездный час и все похерить, всю будущность, судьбу <���������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������
�����������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������
������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������
��������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������
���������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������
������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������
���������������������������������������������������������������������������������������������������������
������������������������������
����������������������������
������������������������������
���������������������������������������
������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������
����������������������
��������������������������
�������������������������
����������������������������
���������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������
��������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������
����������������������������
�����������������������
����������������������������
���������������������������������������������������������������������������������������
��������������������������������������������������������������
��������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������
��������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������
�����������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������
�������������������������
����сов В.Н. Поэзия Бориса Пастернака. Монография. - Л.: Сов. писатель, 1990. - 368 с.
Ермаков О. Вариации // Знамя. - 2000. - № 5. - С. 56 - 102.
Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А.Н. Николюкина. - М.: НПК «Интелвак», 2001. - Стб. 849 - 850.
Лотман Ю.М. В школе поэтического слова; Пушкин, Лермонтов, Гоголь. - М. «Просвещение», 1988. - 220 с.
Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарии. - Л.: Просвещение, 1983. - 416 с.
Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г.В. Келдыш. - М.: «Советская энциклопедия», 1991. - 268 с.
Непомнящий В.С. Поэзия и судьба. Над страницами духовной биографии Пушкина. - М.: Советский писатель, 1987. - 448 с.
Пастернак Б.Л. Полное собрание сочинений: в 11 т. - М.,
2003 - 2005.
Пастернак Е. Борис Пастернак: материалы для биографии. - М.: Сов. писатель, 1989. - 670 с.
Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 17 т. - М.: Воскресенье, 1995.
Сененко О.В. «Темы и вариации» в контексте раннего творчества Б. Пастернака: поэтика лирического цикла и книги стихов: диссертация... кандидата филологических наук: 10.01.01 / Сененко Олеся Владимировна. - М., 2007. - 209 с.: ил.
Сухих И. «Мы были на войне, которой не было» // Литературное обозрение. - 1991. - № 10. - С. 54 - 57.