- Учителю
- Рабочая программа по литературе 8 класс к учебнику Коровиной
Рабочая программа по литературе 8 класс к учебнику Коровиной
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: B.R Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под редакцией В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2008.
Авторская программа в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого, в неё включены для изучения произведения, не предусмотренные Госстандартом:
-
«Шемякин суд» (из древнерусской литературы);
-
К.Ф. Рылеев «Смерть Ермака»;
-
М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» (отрывок);
-
С.А. Есенин «Пугачев»;
-
И.С. Шмелев «Как я стал писателем».
Вышеперечисленные произведения авторской программы могут быть использованы для чтения и обсуждения на уроках внеклассного чтения.
Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, учебник-хрестоматию для 8 класса, обеспечивающие процесс обучения.
Виды контроля:
-
промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменение лица); выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода; составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного; составление сравнительной характеристики по заданным критериям; викторина, игра.
-
итоговый (за полугодие): сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода; тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания; творческий зачет, Защита проектов.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Учащиеся должны знать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма - роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, сонет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).
Учащиеся должны уметь:
-
видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
-
обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
-
видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
-
комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;
-
различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;
-
определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;
-
сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;
-
выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;
-
осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;
-
видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;
-
находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;
-
сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
-
выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;
-
сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;
-
редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.
Распределение учебных часов по разделам программы
По программе всего 70 часов (2 часа в неделю).
Введение - 1 ч
Устное народное творчество - 3 ч
Из древнерусской литературы - 2 ч
Из литературы XVIII века- 3ч
Из литературы XIX века - 30 ч
Из литературы XX века - 18 ч
Из зарубежной литературы - 8 ч
Повторение изученного материала в 8 классе - 4 ч
Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе
Учебник:
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 8 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2011.
Дополнительная литература:
-
И.В.Золотарёва, Т.А.Крысова. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. М.: «Вако», 2011г.
-
Н.В.Егорова. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы. М.: «Вако», 2011г.
-
Н.С.Королева, Г.Н.Мошенская. Открытые уроки литературы.5-9 классы. М.: «Вако», 2010г.
-
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. - М.: Азбуковник, 1999.
-
С.Б.Шадрина. Поурочные планы по учебнику В.Я.Коровиной. 8 класс: в 2-х частях. Волгоград «Учитель», 2012.
Электронные пособия:
Литература 8класс. Фонохрестоматия. Электронное пособие на CD - ROM / Сост. В.Я. Коровина. М.: Просвещение, 2011.
Произведения для заучивания наизусть
Исторические песни. О Пугачеве, Ермаке (на выбор).
А.С.Пушкин. «Капитанская дочка» (отрывок).
М.Ю.Лермонтов. «Мцыри» (отрывок по выбору учащихся».
Н.В.Гоголь «Ревизор» (монолог одного из героев на выбор).
Л.Н.Толстой. «После бала» (отрывок на выбор).
А.Т.Твардовский «Василий Теркин» (отрывок на выбор).
О Родине и родной природе (2-3 стихотворения на выбор).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
Тема урока
ЗУН
Дата проведения по плану
Дата проведения фактическая
Примечание
ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
1
Русская Литература и история
Знать: понятие «художественная литература»; понимать характерные черты русской литературы, Интерес писателя к историческому прошлому, историческим судьбам всего человечества
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (3 ч)
2
Исторические песни «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен»
Знать: определение понятий «народная песня», «историческая песня», особенности этого жанра, виды народных песен, роль народной песни в русском фольклоре;
уметь определять жанровые особенности исторических народных песен, роль в них художественных средств
3
Лирические песни «В темном лесе», «Уж ты, ночка, ты, ноченька, темная...», «Породила меня матушка...», «Вдоль по улице метелица метет...»
Знать виды народных песен, их тематику;
уметь объяснять особенности лирических песен, своеобразие жанра частушки, роль народных песен в художественной литературе, отличать лирическое и эпическое начало в песне, своеобразие поэтического языка, многозначность поэтического образа, оценивать исполнение народных песен (Ф. Шаляпин и С. Лемешев «Ноченька», Н. Обухова и Ж. Бичевская «Матушка моя, что во поле пыльно?..»
4
Предания как исторический жанр русской народной прозы
Знать: определение понятия «предание», его жанровые особенности;
уметь: раскрывать особенности содержания и художественной формы предания, сопоставлять предания с народными сказками, определять сходное и отличное
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч)
5
«Житие Александра Невского»
Знать: определения понятий: «летопись» «житие»; уметь: объяснять смысл понятия «духовная литература», раскрывать идейно-художественное своеобразие произведения через образ главного героя, Александра Невского, соотносить события далекого прошлого с днем сегодняшним, сравнивать «Житие ...» с былинами, фольклорной лирикой, обрядовой народной поэзией
6
Урок внеклассного чтения. «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века
Знать: определение сатирической повести, ее содержание, жанровые особенности;
уметь находить приемы сатирического изображения, жанровые особенности сатирической повести
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (3ч)
7
Д.И.Фонвизин и его время. Панорама действующих лиц. Элементы классицизма в комедии
Знать: автора, факты его жизни и творческой деятельности, его место в развитии драматургии и театра; историю создания пьесы и ее сценическую судьбу, определение понятия «классицизм»; Действующих лиц, сюжет комедии;
уметь обосновывать основную идею пьесы на основе анализа текста и подтекста, объяснять основной конфликт, находить в пьесе черты классицизма (единство места, времени, действия, «говорящие» фамилии, резкое разграничение героев на «положительных» и «отрицательных»)
8
Назначение человека, его роль в жизни общества. Уроки Стародума
Уметь: анализировать текст, называть персонажей, выражающих авторскую оценку, объяснять, как каждый из них оказывается в поместье Простаковой; давать характеристику героям, определяя особенности речи «положительных» персонажей, оценивать новый, просветительский взгляд писателя на
9
Простакова: «госпожа бесчеловечная», «презлая фурия» или заботливая мать?
Уметь: объяснять новаторство Д.И. Фонвизина - драматурга, выражающееся в многогранности характеров главных персонажей «Недоросля» - Простаковой и Митрофанушки, в отступлении от традиций классицизма, объяснять причину нравственного краха Простаковой, победу реализма в ее изображении, уметь анализировать ключевые сцены комедии
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX века (30 ч)
10
И.А.Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз»
Знать: Сведения о жизни и творчестве И.А.Крылова; историческую основу и содержание басен; теоретико-литературные понятия эзопов язык, аллегория, мораль. Понимать: аллегорический смысл басен. Уметь: выразительно читать басни, вести беседу по прочитанным произведениям
11
К.Ф.Рылеев. Дума «Смерть Ермака»
Знать: сведения о жизни и творчестве К.Рылеева; характерные особенности жанра думы; содержание думы. Понимать: тему и идею произведения, отношение автора к герою. Уметь: выразительно читать думу; сопоставлять литературные произведения друг с другом.
12
А.С.Пушкин. «История Пугачевского бунта»
Знать: историческую основу и содержание «Истории Пугачевского бунта». Уметь: пересказывать текст, давать сравнительную характеристику исторического труда Пушкина и современных данных о восстании; сопоставлять произведение Пушкина с народной исторической песней.
13
Тема русской истории в творчестве А.С.Пушкина. Замысел создания романа «Капитанская дочка»
Знать: творческую историю романа «Капитанская дочка»;
понимать, чем был вызван интерес Пушкина к эпохе Екатерины II;
уметь определять тематику романа, сопоставлять художественный текст с историческим трудом писателя, объяснять отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания по «Истории Пугачева»
14
Формирование характера Петра Гринева
Понимать: особенности жанра, роль эпиграфов;
уметь выделять сцены, рисующие формирование личности рассказчика до «неожиданных происшествий», имевших большое влияние на всю его жизнь и приведших к серьезным изменениям и потрясениям
15
Проблемы чести, достоинства, нравственного выбора в романе АС. Пушкина «Капитанская дочка»
Понимать: особенности жанра, роль эпиграфов;
уметь выделять сцены, рисующие формирование личности рассказчика до «неожиданных происшествий», имевших большое влияние на всю его жизнь и приведших к серьезным изменениям и потрясениям.
Понимать, что самостоятельная жизнь Гринёва - это путь утраты многих иллюзий, предрассудков, обогащение его внутреннего мира;
уметь анализировать текст, оценивая непрерывную цепь испытаний чести героя и человеческой порядочности, давать сравнительную характеристику героям
16
Маша Миронова - нравственный идеал А.С.Пушкина
Понимать: отношение автора и других действующих лиц к героине;
уметь анализировать текст художественного произведения, оценивая высокие духовные качества Маши, ее близость к народу, объяснять роль эпиграфов, народных песен в раскрытии характера героини, глубины ее натуры, силы любви, способности к большому и глубокому чувству; объяснять смысл названия романа
17
Тема «русского бунта» и образ Пугачева
Уметь: объяснять, как изображен восставший народ в романе, отношение автора к проблеме народного восстания, как к «бунту, бессмысленному и беспощадному», масштаб и сложность личности Пугачева, роль Пугачева в жизни героя; сравнивать изображение Пугачева в «Капитанской дочке» и в «Истории пугачевского бунта», сравнивать Пугачева и Екатерину II;
оценивать сложность и противоречивость человеческого облика Пугачева, мотив превращения в создании образа Пугачёва, пришедший из фольклора
18
«Капитанская дочка» - поэтическое завещание Пушкина. Судьба человеческая и судьба народная в романе. Историческая правда и художественный вымысел. Точность и лаконизм пушкинской прозы
Знать, почему роман «Капитанская дочка» называют поэтическим завещанием Пушкина; как соотносится в произведении историческая правда и художественный вымысел; понимать: особенности жанра, идейно-художественное содержание романа, место обычного человека в великих исторических событиях;
уметь: находить и объяснять приметы романа в его композиции, смысл эпиграфов, различать историческую правду и художественный вымысел, анализировать роль пословиц и поговорок, пейзажа, деталей в описании событий и в раскрытии характеров героев; объяснять связь описания картин природы с развитием сюжета
19,20
Уроки развития речи.
Сочинение по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Уметь: обдумывать тему, ставить перед собой вопросы, определяющие ход рассуждения, определять основную мысль сочинения в соответствии с заданной темой, составлять план сочинения и следовать логике данного плана при написании работы, фиксировать свои мысли, читательские переживания, обосновывать свою точку зрения, строить развернутое высказывание, соблюдая нормы литературного языка
21
Повесть «Пиковая дама» как вершина пушкинской прозы
Знать: историю создания повести, понимать: ее нравственную проблематику, особенности жизненной философии героя,
уметь: сравнивать «Пиковую даму» с другими произведениями пушкинской прозы; объяснять художественное своеобразие повести, тайны стиля (строй фразы, особенности лексики, темп повествования), различие в музыкальной интерпретации и исполнительских стилях сменой исторических эпох и психологической зависимостью исполнителя от своего времени
22
Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. Своеобразие сюжета и композиции поэмы «Мцыри»
Понимать, что значил Кавказ для Лермонтова-человека, Лермонтова-поэта; Лермонтова-офицера;
знать: факты жизни и творчества поэта, связанные с Кавказом, историю создания поэмы, ее сюжет, понимать тему и идею произведения;
уметь выявлять структурные особенности поэмы, объяснять связь эпиграфа с темой и идеей, роль монолога в раскрытии внутреннего мира героя
23
Судьба свободолюбивой личности в поэме
Понимать духовный мир, мысли и чувства героя, трагические противоречия между огромными силами его души и жизненными обстоятельствами; замысел автора; выявлять способы и средства раскрытия образа главного героя поэмы (пейзаж, портрет, деталь, изобразительно-выразительные средства); уметь давать характеристику литературному герою
24
Своеобразие поэмы «Мцыри» как романтической поэмы
Знать: черты романтизма как литературного направления, определение понятия;
уметь: выявлять черты романтизма в поэме «Мцыри», объяснять ее своеобразие особенностями романтизма, проявившимися в поэме, оценивать лирически приподнятый язык поэмы, определять стихотворный размер
25
Урок развития речи. Анализ эпизода из поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
Уметь определять границы эпизода в произведении, его тему, насколько он важен в раскрытии темы всего произведения, его роль в композиции, давать характеристику персонажу, проследить развитие его чувств, оценивать особенности речи, определять роль изобразительно-выразительных средств в эпизоде
26
Н.В. Гоголь -писатель-сатирик. История создания комедии «Ревизор» и ее первой постановки
Знать: факты жизни и творческой деятельности Н.В. Гоголя, исторические события, отраженные в комедии, творческую и сценическую истории пьесы, реакцию на нее зрителей и императора Николая I, противоречивые оценки пьесы современниками; понимать идейный замысел комедии; уметь объяснять отношение современников и императора к пьесе Н.В.Гоголя
27
«Ревизор» как социальная комедия
Знать: содержание комедии, понимать ее сюжет, черты общественного строя России первой половины 19 века, обстоятельства, приведшие чиновников к их роковой ошибке; уметь подтверждать примерами из первого действия пьесы повсеместность произвола и беззакония властей, изображенных Гоголем, почувствовать нарастание страха, стремительность развития первого действия, определять завязку действия комедии
28
Хлестаков и хлестаковщина
Уметь анализировать поступки, поведение, характер Хлестакова в различных ситуациях; оценивать речь героя, отражающую особенности его характера и взаимоотношения с другими персонажами; объяснять роль пятого действия в раскрытии истинного лица Хлестакова;
уметь сопоставлять разноречивые оценки Хлестакова, высказывать свою точку зрения; понимать, что такое хлестаковщина
29
Образ города и тема чиновничества в комедии. Сатирическая направленность произведения
Уметь: объяснять композицию пьесы, понимать роль «миражной интриги», называть средства создания образа Петербурга («страхоточивого города), объяснять значение «немой сцены», ее символический смысл, композиционную роль, сочетание комического с драматическим; оценивать язык комедии, авторское отношение к изображаемому; использовать в своей речи выражения, ставшие «крылатыми»
30
Основной конфликт пьесы и способы его разрешения. Силы обличения социального зла в комедии
Уметь делать обобщенные выводы о героях комедии, объяснять: конфликт и сюжет художественного произведения, как в действии драматического произведения обнаруживаются особенности характеров героев, отношение драматурга к изображаемой им жизни; сравнивать сюжеты драматического и эпического произведений, определять композиционные элементы комедии, наблюдать над речью действующих лиц, выделять слова и выражения персонажей, характеризующие их, определять роль ремарок в пьесе.
31
Урок контроля по произведениям А.С.Пушкина «Капитанская дочка», М.Ю, Лермонтова «Мцыри», Н.В. Гоголя «Ревизор»
Знать: содержание изученных произведений, теоретико-литературные понятия;
уметь: узнавать героя по портрету, интерьеру, детали, характеристике, реплике; анализировать прочитанные произведения, оценивать поступки героев, их речь; создавать собственное высказывание по конкретной речевой ситуации
32
«Шинель» -одна из петербургских повестей
Знать: обстоятельства жизни Н.В. Гооля в Петербурге в 30-е годы, творческую историю повести, её сюжет; уметь оценивать интонации рассказчика при обрисовке взрослого человека, чиновника, «вечного титулярного советника» в начале повести, изменение стиля повествования от комического до патетического, приводить примеры, анализировать речь персонажей, при выразительном чтении отразить стилистические полюсы смешного и страшного
33
Гуманистический смысл повести «Шинель»
Уметь: анализировать текст повести, делать выводы об изменениях в портрете, поведении, речи, настроении Башмачкина с появлением шинели; оценивать отношение автора к изображаемому, роль «значительного лица» в истории Акакия Акакиевича, роль художественной детали и фантастики в повести; сопоставлять литературные произведения, выявлять общие мотивы, темы и своеобразие каждого из них;
уметь выражать свое отношение к героям и событиям
34
Н.С. Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений»
Знать: автора, содержание рассказа; уметь выявлять нравственные проблемы, объяснять смысл эпиграфа, названия рассказа; определять роль художественной детали в создании художественного образа
35
Л.Н.Толстой как поборник суровой правды жизни. Рассказ «После бала». Социально- нравственные проблемы
Знать: факты жизни и творческого пути писателя, историю создания рассказа, его содержание; понимать: тему и идею рассказа, гуманистический пафос рассказа; уметь характеризовать героев и их поступки.
36
Особенности композиции рассказа. Автор и рассказчик в произведении
Знать: тему и идею рассказа;
уметь: определять раскрытия жизненных противоречий и позиций писателя, значение элементов сюжета композиции, изобразительно-выразительных средств, художественных деталей для характеристики Героев в разных ситуациях, роль антитезы как способа построения рассказа; выявлять авторское отношение к героям, давать характеристику персонажам рассказа с учетом отношения автора; определять нравственные свойства личности Ивана Васильевича (главные в его поведении)
37
Урок внеклассного чтения. Нравственные проблемы повести Л.Н. Толстого «Отрочество»
Понимать проявления возрастных особенностей героя, определять художественные средства изображения переходного возраста, отрочества героя, роль бытовых картин, сцен природы в повести, мысли и чувства героя, его отношение к окружающему миру; уметь объяснять истоки гуманизма Л.Н.Толстого (становление внутреннего духовного мира человека, развитие его души)
38,39
Урок развития речи. Пейзажная лирика поэтов второй половины 19 века. Ф.И. Тютчев, А.А Фет
Уметь: выразительно читать стихотворение, подчеркивая эмоциональный пафос, объяснять состояние души лирического героя, чувство родной земли в пейзажной лирике; определять роль изобразительно- выразительных средств в раскрытии идеи произведения
40
А.П. Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье
Знать: автора, факты его жизни и творческой деятельности, содержание рассказа, его тему; уметь выявлять философский смысл рассказа, понимать конфликт между течением жизни в чеховском мире и Любовью;
выявлять отношение автора к герою, роль пейзажа в рассказе
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (18 часов)
41
И.А. Бунин. Рассказ «Кавказ»
Знать автора, факты его жизни и творческой деятельности, содержание рассказа;
уметь: определять тему рассказа, оценивать особенности бунинской прозы и бунинского историзма; объяснять роль пейзажа произведения, его связь с настроением героев, сопоставлять произведения, раскрывающие одну проблему
42
А.И. Куприн. Рассказ «Куст сирени». Основная сюжетная линия рассказа и его подтекст
Знать автора, факты жизни и творчества писателя, сюжет рассказа; выявлять нравственные проблемы произведения, определять его художественную идею; уметь давать сравнительную характеристику героев, собственную оценку изображенного, оценивать позицию автора
43
Урок внеклассного чтения.
Певец света - М. Горький. «Явление босяка» в рассказе «Челкаш». Герои и их судьбы
Знать историю создания рассказа, его содержание, героев; понимать тему, идею рассказа, смысл конфликта между Челкашом и Гаврилой; каким представляется автору счастье;
уметь давать сравнительную характеристику главным героям, определять, что роднит героев при всем несходстве характеров, что отличает друг от друга, определять роль композиции и пейзажа в раскрытии характеров героев, их поступков и настроения, находить изобразительно-выразительные средства, используемые автором для описания портретов действующих лиц и окружающей их природы
44
С.А. Есенин «Пугачев» - поэма на историческую тему
Знать: автора, факты его жизни и творческого пути, историю создания поэмы «Пугачев», подход поэта к изображению вождя восстания; понимать оценку бунта Пугачева Есениным;
уметь: объяснять роль эпитетов, сравнений, олицетворений, метафор, повторов в тексте поэмы, сопоставлять образ предводителя восстания в разных произведениях
45
И.С.Шмелев. Рассказ «Как я стал писателем»
Знать автора, факты его жизни и творческой деятельности; понимать сложный путь творчества писателя;
уметь определять жанр произведения, сопоставлять художественное произведение с мемуарами и дневниками
46
Урок внеклассного чтения.
М.А. Осоргин. Своеобразие рассказа «Пенсне»
Знать:автора, факты его жизни и творческой деятельности, содержание рассказа; понимать авторский замысел; уметь определять реальное и фантастическое в рассказе, анализировать изобразительно-выразительные средства языка, используемые писателем для описания необычной «жизни» вещей, определять их роль в произведении
47
Урок внеклассного чтения.
Писатели улыбаются
Знать историю журнала «Сатирикон»; как строится юмористическое произведение; понимать юмористическое освещение исторических событий в произведении;
Уметь: определять художественные средства, создающие юмористический или сатирический эффект, отличать плоскую и не умную шутку от настоящего юмора
48
Художественное своеобразие рассказов Н.Тэффи «Жизнь и воротник» и
М. Зощенко «История болезни»
Знать факты жизни и творческой деятельности писателей; уметь: отмечать афористичность, краткость речи, завершенность фразы, ироничное отношение к слабостям человека в рассказе Н. Тэффи, сочетание проникновенных и правдивых чувств в рассказе М.Зощенко, понимать абсурдность происходящего в сатирических произведениях
49
А.Т. Твардовский - поэт-гражданин. История создания поэмы «Василий Теркин»
Знать факты жизни и творческого пути писателя, историю создания поэмы «Василий Теркин», композицию поэмы;
понимать ее сюжет, который складывался по мере хода всенародной войны, соотношение жизненной правды и художественного вымысла, тему исторической памяти
50
Поэма «Василий Теркин» -книга про бойца и для бойцов
Знать содержание глав,
уметь анализировать, как автор создает живой и убедительный народный характер, какими средствами поэт подчеркивает предельную степень обобщенности в образе героя, своеобразное воплощение черт русских богатырей
51
Композиция и язык поэмы«Василий Теркин». Героика и юмор в поэме
Понимать жанрово-стилевые и сюжетно- композиционные особенности поэмы;
уметь находить в поэме сочетание героики и юмора, объяснять, что придает законченность поэме, роль авторских отступлений, стилевое многообразие поэмы, включение лирических глав; уметь находить сходство и различие между автором и его героями
52
Урок внеклассного чтений.
А.Платонов. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение»
Знать факты жизни и творческой деятельности писателя, содержание рассказа, его сюжет, определять смысл названия рассказа, уметь анализировать текст, объясняя состояние человека, вернувшегося с войны, столкнувшегося с трудными обстоятельствами мирной жизни, чувства жены героя и его детей, переживших тяготы войны; наблюдать за языком писателя, объяснять его отношение к изображенному
53
Стихи и песни о Великой Отечественной войне
Знать автора стихотворений, композиторов, положивших стихи на музыку; уметь объяснять тематику стихотворений, их музыкальность, простоту сюжета, объяснять жанр лирической песни, сопоставлять фронтовые песни с песнями народными, стихотворения о войне, написанные в военные годы и в мирное время
54
В.П.Астафьев. Автобиографичность рассказа «Фотография, на которой меня нет»
Знать: автора, факты его жизни и творческой деятельности; сюжет рассказа, его героев;
уметь определять основную мысль рассказа (непреходящая историческая память народа), отмечать непринужденность живых интонаций народной русской речи, определять художественную роль отступлений; понимать человеческие характеры и взаимоотношения между людьми
55
Урок внеклассного чтения.
Б.Л.Васильев. рассказ «Экспонат №». Проблема истинного и ложного в рассказе
Знать автора, факты его биографии и творческой деятельности, содержание рассказа; уметь определять тему и основные мотивы произведения, анализировать характеры героев, роль художественно-выразительных средств, деталей для раскрытия внутреннего мира героев
56
Урок развития речи.
Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение о Великой Отечественной войне
Уметь написать отзыв на самостоятельно прочитанную книгу, обосновать свой выбор, определить тему, идею произведения, объяснить, как тема раскрывается (через сюжет, особенности построения, характеры персонажей), как выражается авторское отношение в произведении, определить художественные достоинства произведения
57
Урок внеклассного чтения.
Испытание на истинную человечность в рассказе Г.К. Паустовского «Телеграмма»
Знать историю создания рассказа, его содержание, героев;
понимать: трагизм положения Насти;
уметь выделять и формулировать тему, идею рассказа; сравнивать художественное произведение с мемуарами; объяснять, как воображение писателя изменило, углубило факты действительности, раскрыло их сущность, как в рассказе выражено отношение автора к героям; оценивать роль композиции и детали в раскрытии психологии действующих лиц.
58
Художественное своеобразие лирики Н.Рубцова («По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...»)
Знать автора, факты его жизни и творческой деятельности; «видеть» творческий почерк поэта;
уметь анализировать произведение, находить и определять роль литературных приемов и средств, используемых автором для выражения чувств
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (8 часов)
59
У. Шекспир. «Ромео и Джульетта», конфликт любви и семейной вражды
Знать автора, факты его биографии и творческой деятельности; понимать обстановку, в которой разыгрывается действие пьесы (экзотика средневековой Италии, родовая вражда); уметь объяснять особенности жанра, основной конфликт, роль монологов-исповеданий , метафоричность речи героев, определять эпизоды, наиболее значимые для понимания идеи трагедии, делать выводы об утверждении бесценности и вечности любви
60
У. Шекспир. Сонеты Шекспира -«богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г. Белинский)
Уметь: определять темы прочитанных сонетов, роль метафор и сравнений в художественном тексте, определять стихотворный размер;
понимать иносказательность языка сонетов, богатство выражения человеческих
61,62
Ж.-Б.Мольер «Мещанин во дворянстве»
Знать автора, факты его биографии и творческой деятельности; сюжет и содержание комедии; уметь выделять и формулировать тему, идею комедии; выразительно читать произведение
63,64
Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера»
Знать автора, факты его биографии и творческой деятельности, содержание произведения; уметь пересказывать, объяснять отношение автора к изображенному, понимать переносный смысл использованных бытовых деталей
65,66
Вальтер Скотт. «Айвенго» как исторический роман
Знать: автора и факты его биографии и творческой деятельности, содержание произведения;
понимать: историческое время, изображенное в романе, поступки героев; уметь: выявлять своеобразие исторического романа, сопоставлять его с романом А.С. Пушкина «Капитанская дочка», оценивать сплетение в романе истории и вымысла, сочетание правды истории и фантазии
Повторение (4 ч)
67,68
Уроки контроля.
Защита проектов
Уметь выполнять проекты на темы:
1. История «пугачевского бунта» и «Капитанская дочка» А.С.Пушкина: правда и вымысел.
2. «Ревизор» на русской сцене: история сценических вариантов.
3. Очерк Л.Н. Толстого «Николай Палкин» и рассказ «После бала».
4. Образ Пугачева в фольклоре и произведениях А.С. Пушкина, С.А.Есенина.
5. Тема «меленького человека» в «Станционном смотрителе» А.С. Пушкина и «Шинели» Н.В.Гоголя.
6. В. Скотт «Айвенго» и А.С. Пушкин «Капитанская дочка»: черты жанровой близости и расхождения.
7. Перекличка эпох: Ж.Б. Мольер «Мещанин во дворянстве» и «Уроки дочкам» И.А. Крылова.
8. Собирательный образ русского солдата в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин».
9. Народные песни в русской литературе
69,70
Итоговые уроки