7


  • Учителю
  • «Размышления о жизни, любви, природе в лирике С. Есенина» Урок литературы в 9 классе

«Размышления о жизни, любви, природе в лирике С. Есенина» Урок литературы в 9 классе

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Урок 80



Тема: «Размышления о жизни, любви, природе в лирике С. Есенина»



Цели урока:





  1. показать своеобразие любовной и философской лирики Есенина, её народно- песенную основу;



  2. развивать навыки выразительного чтения и анализа поэтических текстов;



  3. воспитывать бережное отношение к родному краю, чувство прекрасного.





^ Ход урока:



1.Вступительное слово учителя.



На прошлом уроке мы продолжили знакомство с поэтами серебряного века Мы говорили о жизни и тв-ве Есенина, своеобразии его лирики.



2^ .Проверка д/з.

-Расскажите, как прошло детство Есенина?



-Кем хотели видеть Есенина родные? (Земское училище с. Константиново, но родные хотели, чтобы он стал учителем, поэтому отдали в церковно-учительскую школу в с. Спас-Клёпики ,после которой он должен был поступить в Московский учительский институт, но этого не случилось).



-Когда, по словам Есенина, он начал писать стихи? (Лет с 9 ,но сознательное тв-во относит к 16-17 г.Некоторые стихи помещены в 1сб. «Радуница»,который выпустил с помощью поэта Клюева)



-Какие ассоциации возникают со словом Радуница ?( связано с божественным праздником Радуница, который празднуется на 9-ый день после Пасхи; радуница- радость, свет ; радуница- радуга).



-Какое значение в жизни Есенина сыграл Клюев? (с К. Есенин познакомился в Петрограде, он оценил талант Е..Между ними завязалась крепкая дружба .За ними закрепилась слава поэтов крестьянской святой Руси. Оба вошли в группу «Новокрестьянские поэты»).



-К какому лит. течению принадлежал Есенин?(Имаженизм- лит. течение, утверждающее самоценность слова-образа ,не связанного с реальностью. Но эта школа не имела под собой почвы и умерла сама собой, оставив правду за органическим образом).



-Назовите известные сборники стихов?( «Голубень», «Преображение», «Исповедь хулигана», «Стихи скандалиста», «Москва кабацкая», «Персидские мотивы»).



-Какие темы особенно часто звучат в стихотворениях Е.(Родина долгое время оставалась его ед-ной любовью ,он объясняется в любви не женщине ,а благодатной России)(Образ Родины неотделим от образа природы)



-Как писал сам поэт об этом?(Моя лирика жива одной большой любовью-любовью к Родине. Чувство Родины- основное в моём творчестве)



-Дома вы учили ст-ния Е. Послушаем



-^ Чтение «Вот уж вечер. Роса…»



-О чём это ст-ние? (Это одно из первых ст-ний Е. о простом деревенском быте. В этом мире природы человек чувствует себя как дома)



-Какие слова помогают это увидеть? Какие приёмы использует автор?(сравнения, повторы)



-Чтение «Край ты мой заброшенный»(поэт продолжает тему бедной деревенской ,но бесконечно милой сердцу богомольной Руси.14-15г.-трагическое положение деревни в годы войны ,когда природа тосковала по хлеборобу, ушедшему на фронт).



-Чтение «Разбуди меня завтра рано» (1917г. - первый отклик на Февральскую революцию. Пишет о своей доле, посвящено ожиданию чуда, неземного дорогого гостя - Христа, поэт надеется стать знаменитым поэтом)



-А как относился сам поэт к революции?(Всецело был на стороне Октября, но принимал всё по-своему, с крестьянским уклоном).



-^ Слушаем песню «Златая Русь»



-Мнение А.Солженицына о тв-ве Е.(дети зачитывают отрывок « На родине Есенина»)



3.Работа над темой урока.



Тема любви к природе, к родине естественно переплетается с темой любви к женщине .О любви Е. пишет в самых ранних своих стихах.



^ Ты поила коня из горстей в поводу,



Отражаясь, берёзы ломались в пруду.



Я смотрел из окошка на синий платок,



Кудри чёрные змейно трепал ветерок.



Мне хотелось в мерцании пенистых струй



С алых губ твоих с болью сорвать поцелуй.



Любовь в лирике Е. была и с тяжёлой страстью была заразой, чумой , была и благодатной, очищающей( «Любовь хулигана») и романтическим приключением( «Персидские мотивы»).(Звучит песня « Шаганэ…)



Но в любовной лирике обнаруживается одна общая черта: в отношениях лирического героя и любимой нет безмятежности. Его любовь или прошедшая, или несостоявшаяся, или безответная, или конфликтная.



-^ Обратимся к тексту ст-ния «Письмо к женщине» (1924г. - это исповедь поэта ,создаёт образ не только прошедшей, но и негармоничной любви)



-Чтение ст-ния.



-Каким видим лирического героя? (одинокий образ, подавленный роком событий, однако ему удаётся различить целесообразность его движения и обрести новые ценности 1часть-прошлое,2-настоящее . «дистанция времени»).



-Какие ещё мотивы присутствуют в тв-ве Е.Обратимся к ст-нию «^ НЕ ЖАЛЕЮ, НЕ ЗОВУ, НЕ ПЛАЧУ(Тема судьбы, звучит печаль ,но не трагедия ,Е. размышляет о естественном пути человека от расцвета к увяданию. У поэта определилось философское отношение к переходу из земной жизни в страну покоя .Каждый миг жизни благословен и потому драгоценен, поэтому всем стоит дорожить.



- «Отговорила роща золотая» (человеческая жизнь подчинена законам природы: и журавли улетают, и герой роняет грустные слова. 1строфа-обобщённая картина поздней осени, которая передаёт настроение лирического героя, 2-формула жизненного пути, затем -одинокий герой Параллелизм, сравнения,кольцевая композиция. Повторы не убеждают, невозможно не жалеть напрасно растраченного . «Никого не может»-безысходность. Его поэзии суждена жизнь вечная, как природе (после осени придёт весна).



-^ Послушаем, как эти мотивы можно выразить с помощью музыки (Звучат песни «Не жалею, не зову ,не плачу», «Клён ты мой опавший»)



-Какие чувства возникают, когда слушаете эту музыку?



-Природа-это вечная красота и вечная гармония мира. Нежно и заботливо природа врачует людские души .Именно так воспринимаем стихи о природе, пейзажи. Именно так возвышенно - просветлённо и благостно воздействуют они на нас.(Обратимся к картинам русских художников, фотографиям родной природы)



4.Подведение итогов урока. -В 30 лет он писал стихи о своём увядании ,но в нём был силён дух Возрождения, он гнал от себя уныние. Е. был жизнелюбом и преодолевал отчаянье. Поэзия - его спасение.



-Закончим урок высказываниями о Есенине.



(Например, высказывание Луначарского: «Есенин хотел жить как настоящий человек или не жить вовсе».

Отговорила роща золотая», анализ стихотворения Есенина

Человек - часть природы: эта истина неоспорима. Как бы ни провозглашал он себя царем природы, все равно вернется в землю, откуда, из грязи, и был сотворен Богом. Эта идея довольно часто встречается в философских произведениях разных поэтов. Не стал исключением и Сергей Есенин. Именно тема зависимости человеческой жизни от законов природы зучит в его известном стихотворении «Отговорила роща золотая» (1924), ставшим популярной песней.

Образ золотой рощи, говорящей языком берез, поразителен сам по себе, но особенно тонко и проникновенно раскрывается в этом произведении сложное психологическое состояние лирического героя. Для Есенина характерно очеловечивание природы: она словно сосредоточение человеческих чувств. А лучше всего поэту удается передать любовь к жизни.

Распространенный в народной лирической поэзии параллелизм - сопоставление природных явлений с событиями жизни человека - характерен и для этого произведения. Образ героя соотносится с образом березовой рощи на протяжении всего стихотворения:

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

А в конце подчеркивает параллелизм ярким образным выражением: «роща золотая отговорила милым языком».

По жанровым признакам это стихотворение можно считать элегией - грустным размышлением о смысле жизни человека, его истинном предназначении на этой земле. Неприкрытая грусть сквозит почти в каждой строке: роща «отговорила», журавли, «печально пролетая, уж не жалеют больше ни о ком», да и сам герой «роняет грустные слова», ведь ему не жаль «ничего в прошедшем».

Все эти слова придают стихотворению неспешную интонацию, позволяющую и читателю не только проникнуться этим состоянием, но задуматься над тем, для чего он живет на этом свете, почему каждый в мире только странник? Кроме того, неспешность, напевность этого лирического произведения (а оно давно положено на музыку и воспринимается как народная песня), усиливается пятистопным ямбом и использованием звукоподражания - аллитерацией: «В саду горит костер рябины красной».

Несмотря на «грустные» слова, становится понятно, что это вселенский закон жизни: «каждый в мире странник». Таким образом, философский план стихотворения представляют раздумья о жизни. Почему герой ничего не жалеет в прошедшем? Конечно, ему не жаль лет, «растраченных напрасно» (что вполне объяснимо), но не жаль и «души сиреневую цветь». Эта сложная во всех смыслах метафора не просто раскрывает состояние души героя, она является своеобразным символом всей поэзии Сергея Есенина.

Не случайна и реминисценция из стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» - строка «Стою один среди равнины голой». В обоих стихотворениях как будто выражены путиодиночества лирических героев: «один». Герои стремятся к синтезу с миром - соединением с равниной, пустыней и небом. Именно такие образы повторяются в обоих стихотворениях. Нужно заметить, что ощущение всемирности, восприятие себя в контексте космоса были основными мотивами русской философской лирики XIX-XX веков.

Песенность данного стихотворения Есенина подчеркивается с помощью кольцевой композиции, при этом первая строфа «Отговорила роща золотая березовым веселым языком» частично повторяется в заключении:

... что роща золота

Отговорила милым языком.

Но это не просто повторение - это своеобразный вывод: метафорическое уподобление березе, не раскрытое, а только обозначенное в первой строфе, получает свое логичное завершение в последней строфе. Подобное завершение не просто образно, оно афористично. Вообще, все стихотворение полноафоризмов: «Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник - пройдет, зайдет и вновь оставит дом»;«Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова».

Поэты довольно часто беспокоятся о судьбе своих произведений. И если кто-то мечтал, что придет в «коммунистическое далеко», а кто-то считал, что к нему «не зарастет народная тропа», то Есенин довольно пессимистично рассуждал о том, что «время, ветром разметая, сгребет их все в один ненужный ком». Однако время все расставило на свои места: творчество Сергея Есенина известно и любимо не одним поколением русских людей.

«Письмо к женщине», анализ стихотворения Есенина

Жанр письма был давно известен в прозаической форме. Как ни вспомнить знаменитый роман Жан Жака Руссо «Юлия, или Новая Элоиза». Но именно Серебряный век сделал письмо популярным в поэзии. Наверняка, многие вспомнят «Письма…» Владимира Маяковского, Сергея Есенина, позже Андрея Вознесенского и других признанных мастеров лирики.

И все-таки самым трепетным можно считать произведения, адресованные любимым женщинам. Пушкин</<font color="#000000">свои знаменитые послания Анне Керн называл посвящениями, как будто богиням, а Сергей Есенин назвал просто и буднично - «Письмо к женщине». Об анализе этого замечательного произведения и пойдет речь далее.

Литературоведы считают это послание целой поэмой и относят его к совершенно новому периоду творчества Сергея Есенина, когда переосмысливаются его взгляды на будущее страны. Несмотря на слегка интимное название (ведь письма должны быть адресованы лично кому-то, в данном случае женщине), посвящено произведение теме определения личности в эпоху исторического перелома. Но именно форма письма помогаетлирическому герою, обращаясь к любимой женщине, размышлять о прошлом и будущем и своем, и страны. Написанное в 1924 году, оно было адресовано Зинаиде Райх, по сути, единственной настоящей жене Есенина, родившей ему двух детей. Расставшись с поэтом, она стала женой режиссера Всеволода Мейерхольда и актрисой его театра.

В стихотворении можно выделить две части, которые не только разделены отточием, но и противопоставлены в содержательном и эмоциональном плане. «Тогда» и «теперь» разделяет не просто соотношение временных контрапунктов - это будто расколовшиеся половинки души героя: мучительное непонимание всего происходящего вокруг и надежда обретения смысла существования, связанного с осознанием своего «Я».

Даже построение стихотворения необычно: вольный ямб создает впечатление непосредственного рассуждения. Лесенка, разбивающая строфы, выделяет ключевые слова, концентрируя внимание читателя на самых значимых моментах.

Интересен тип героя: он подписывается под письмом «Знакомый ваш, Сергей Есенин». Но каждому ясно, что герой не поэт. Во-первых, герой он так юн, как Есенин (а Сергею в тот момент было всего 29 лет). Герой же встречает «роковое» время сложившейся личностью, которой трудно принять «новое время». Во-вторых, становится ясно, что герой далек от лирики. Поэтому он не лирический двойник автора, а своеобразное эпическое воплощение образа человека, который ищет путь «в развороченном бурей быте», но вовлечен в конфликт с «роком», «судьбой»:

Я в возрасте ином.

И чувствую и мыслю по-иному.

Герой стихотворения чувствует себя, «как лошадь, загнанная в мыле», как пассажир корабля, гибнущего в шторме, как путник, оказавшийся на краю «кручи». Он ищет понимания, сочувствия, любви, при этом сам страдает о тех, кто оказался рядом. Но не может найти поддержки, прежде всего, в любимой, ведь ее отпугнула «маета» духовных исканий, и поэтому он ей «ни капельки не нужен».

А герой, пройдя через мучения, падения, «угар», «избежал паденья с кручи» и пришел к иному мироощущению: он принял историческую закономерность поиска «новой жизни», «новой славы». Как ни странно, но он увидел в общественных преобразованиях стремление воплотить извечные ценности -«вольность и светлый труд». А такая оценка стала возможной только далеко от родины:

Лицом к лицу

Лица не увидать.

Большое видится на расстоянье.

И конечно, с большой долей самоиронии звучат слова героя о том, что теперь «в Советской стороне»он «самый яростный попутчик». Кстати, на идеологическом языке эпохи слово «попутчик» означало классовую чужеродность, политическую незрелость. И Есенин был согласен с такими определениями в свой адрес. Поэтому здесь голос лирического героя как будто старается перекрыть, заглушить и неуверенность в своем обновлении, и печаль прощания. Эти последние нотки перекликаются со знаменитыми строками Пушкина:

Как дай Вам Бог любимой быть другим.





5



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал