7


  • Учителю
  • Учебная исследовательская работа по литературе Любовная лирика С. Есенина

Учебная исследовательская работа по литературе Любовная лирика С. Есенина

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 924

Учебная исследовательская работа по литературе Любовная лирика С. Есенина

Учебная проектная работа по теме:

« Любовь в жизни и творчестве С.А.Есенина. »





Авторы работы:

Каракалова Виктория Евгеньевна

Кодякова Ксения Сергеевна

ученицы 11 класса



Научный руководитель: Мещерякова Наталья Александровна

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ №924













Москва

2016



Содержание учебной проектной работы :

1.Введение (обоснование выбора темы работы, актуальность учебной проектно-исследовательской работы, объект и предмет исследования, цель и задачи исследования, методы исследования) стр1-3

2. Основная часть « Любовь в жизни и творчестве С.А.Есенина. »

2.1 Страница первая . "Ты поила коня из горстей в поводу..." стр 4-5

2.2 Страница вторая. "Литературная визитка (Подруга...)" стр 5-6

2.3 Страница третья. "Литературная визитка (Первая...)" стр 6-9

2.4 Страница четвёртая. "Литературная визитка (Любимая.... " стр 10-11



2.5 Страница пятая. "Литературная визитка (Дорогая...) " стр 12-13

2.6 Страница шестая. "Литературная визитка (Хорошая...)" стр 13-15



2.7 Страница седьмая. "Литературная визитка (Простая...) стр 15- 16

2.8 Страница восьмая. "Литературная визитка ( Желанная...) " стр 16- 17



2.9 Страница девятая. "Литературная визитка ( Милая...) " стр 17-20





3.Заключение (выводы)...................................................................стр 21-22

4. Приложения (практическая часть)...........................................стр 22 -32

5.Список использованной литературы и интернет-ресурсов...стр 32-34





















1.Введение

Руки милой - пара лебедей -

В золоте волос моих ныряют.

Все на этом свете из людей

Песнь любви поют и повторяют.

С. Есенин.

Обоснование актуальности учебной проектной работы

Поэзия настоящих больших мыслей и чувств всегда подлинно народна, всегда покоряет наши сердца суровой правдой жизни, неугасимой верой в Человека.

Чем «крупнее» художник, масштабнее его творчество, самобытнее талант, противоречивее его эпоха, тем труднее порой современникам оценить истинный вклад поэта в духовную жизнь нации, раскрыть все грани его дарования.

Актуальность данной работы заключается в необходимости современного прочтения любовной лирики поэта, в которой каждый из нас найдёт что-то свое близкое и родное.

Считаем, что данный учебный проект можно использовать в качестве учебного материала на уроках литературы в 9-11 классах, а также в качестве материала для проведения виртуальной экскурсии или лекции по представленной нами теме. Поскольку вопросы по творчеству С. Есенина представлены в тестах ЕГЭ по литературе, а сама любовная лирика представлена в КИМах достаточно редко, мы взяли на себя смелость разработать фрагмент части В по предложенной теме нашего проекта.







Цель учебной проектно- исследовательской работы:

выяснить, как чувства к женщине влияли на творчество С. Есенина; показать искренность любовной лирики поэта.





Задачи учебной проектно-исследовательской работы:

  • узнать, кто являлся адресатами любовной лирики С. Есенина

  • проследить, как чувства к женщине влияли на творчество С.Есенина

  • познакомиться с особенностями творческого метода поэта

  • провести анкетирование учащихся старших классов, преподавателей образовательного учреждения и родителей по предложенной теме



Методы исследования:

теоретические

  • анализ и синтез

  • сравнение

  • обобщение



стихотворений , входящих в любовный цикл лирики С.Есенина



практические:

  • экскурсия в музей-квартиру Сергея Есенина

  • посещение Московского художественного академического театра музыкально-литературная композиция «Серебряный век.»

  • художественные фильмы "Есенин", "Поэт", "Спасите мою душу"



2.Основная часть « Любовь в жизни и творчестве С.А.Есенина. »





С. А. Есенин известен как поэт, воспевший красоту русской природы и любовь к женщине. Любовная лирика С. Есенина своеобразна -в ней прослеживается и лихой хулиган, который впрочем чист сердцем и готов возложить на алтарь любви всё, что ни попросят . Как ни у кого другого, тема любви звучит у поэта очень ярко, завораживающе и, в большинстве случаев, печально.

"Я сердцем никогда не лгу..."-сказал о себе С. Есенин. И действительно, его произведения на редкость пронзительно искренни. Нежную, яркую и напевную лирику С. Есенина невозможно представить без темы любви. В разные периоды жизни и творчества поэт своеобразно чувствует и переживает это прекрасное, возвышенное чувство и в то же время горькое чувство. Его любовная лирика полна драматизма: от первого юношеского чувства к сложным душевным переживаниям. Она никогда не была оторвана от общих настроений и размышлений, владевших поэтом, она всегда была обусловлена его общественными взглядами, которые властно накладывали свой отпечаток на его стихи. Вся лирика С. Есенина непрерывно связана с темой любви, она словно не существует без этого высокого чувства, обращённого ко всему мирозданию. Поэтическая душа не могла не пылать страстью, не восхищаться, не любить.

Особенность любовной лирики Есенина в том, что она показывает две стороны чувства: счастье и следующие за ним грусть и разочарование. Любвеобильный поэт посвящал стихи многим женщинам, каждая из ни была для него неповторимой, поэтому по-особому звучит и каждое стихотворение.



Страница первая . "Ты поила коня из горстей в поводу..." (1910)



Учебная исследовательская работа по литературе Любовная лирика С. Есенина





О любви С. Есенин пишет уже в самых ранних своих стихотворениях, истоки которых - в песенном русском фольклоре "Подражание песне","Ты поила коня из горстей в поводу...":



Ты поила коня из горстей в поводу,

Отражаясь, березы ломались в пруду.



Я смотрел из окошка на синий платок,

Кудри черные змейно трепал ветерок.



Мне хотелось в мерцании пенистых струй

С алых губ твоих с болью сорвать поцелуй.



Но с лукавой улыбкой, брызнув на меня,

Унеслася ты вскачь, удилами звеня.



В пряже солнечных дней время выткало нить.

Мимо окон тебя понесли хоронить.



И под плач панихид, под кадильный канон,

Все мне чудился тихий раскованный звон.

(1910)



Любовь к женщине -лишь акцент в проявлении чувства любви ко всему земному, любимая представляется в образе природы: "Зацелую до пьяна, изомну, как цвет",а природа олицетворена: "Выткался на озере алый цвет зари"(1910)



Выткался на озере алый цвет зари.

На бору со стонами плачут глухари.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

Только мне не плачется - на душе светло.

Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог,

сядем в копны свежие под осенний стог.

Зацелую допьяна, изомну, как цвет,

хмельному от радости пересуду нет.

Ты сама под ласками сбросишь шелк фаты,

унесу я пьяную до утра в кусты.

И пускай со звонами плачут глухари,

есть тоска веселая в алостях зари.

(1910)

В лирике этого периода стилизованы все элементы стиха, и авторское "Я" неизбежно воспринимается как традиционное "Я"народной лирической песни.









Страница вторая. "Литературная визитка (Подруга...)"

Сергей Есенин и Анна Сардановская.

Учебная исследовательская работа по литературе Любовная лирика С. ЕсенинаУчебная исследовательская работа по литературе Любовная лирика С. ЕсенинаУчебная исследовательская работа по литературе Любовная лирика С. Есенина

Читая книгу Бориса Грибанова «Женщины, которые любили Есенина», мы узнали, что ещё до отъезда во второклассную школу Сергей Есенин подружился с сестрой своего товарища Анной Сардановской . В жизненном и творческом пути Есенина Анна Сардановская сыграла не только самую первую «женскую роль»,но и являлась тем поэтическим зерном, из которого в дальнейшем вызрела основная ветвь есенинской любовной лирики.

А. Сардановская внучатая племянница священника села Константинова Ивана. Она обладала прекрасным голосом, отличалась пением в церковном хоре. Каждое лето А. Сардановская приезжала к своему родственнику вместе с матерью, братом и сестрой.

Когда впервые встретились и познакомились С. Есенин и А. Сардановская, неизвестно. Но есть воспоминание сестры Сардановской - Серафимы, относящееся к 1907-1908 гг.: " Наш дедушка священник Иван Яковлевич жил в селе Константиново в отдельном доме около церкви. Там, у дедушки, я познакомилась с Серёжей Есениным, который почти каждое утро прибегал к нам. Был он в особой дружбе с Анютой , дружил и со мной." Это была детская дружба подростков, которая продолжалась на протяжении пяти лет. Это первая любовь поэта- Аня Сардановская. Приезжая летом из Спас-Клепиково в родное село, он часто встречался с ней. Константиновские старожилы вспоминают, как «Однажды летним вечером Анна и Сергей, раскрасневшиеся, держа друг друга за руки, прибежали в дом священника и попросили бывшую там монашенку разнять их руки: «Мы любим друг друга и в будущем даём слово жениться. Разними нас. Пусть, кто первый изменит и женится или выйдет замуж, того второй будет бить хворостом». Так 9 лет они клятвенно обещали пожениться, когда вырастут. Но Аня первой вступила в брак. Приехав из Москвы и узнав об этом, Есенин написал письмо, уговорив ту же монашенку передать его Анне, которая после замужества жила в соседнем селе. Монашка, отдавая письмо, спросила: «Что Серёжа пишет?». Анна с грустью сказала: «Он, матушка, просит тебя взять пук хвороста и бить меня, сколько у тебя сил хватит».

Спустя несколько лет в стихотворении «Мой путь» Есенин вспоминает этот эпизод своей юности:

В пятнадцать лет

Взлюбил я до печёнок

И сладко думал,

Лишь уединюсь,

Что я на этой,

Лучшей из девчонок,

Достигнув возраста, женюсь.



Можно предположить, что образ юной Сардановской и общение с нею навеяли мотивы создания таких стихотворений, как : «За горами, за жёлтыми полями…», опубликованное впервые в 1916 году, и стихотворение «Зачем зовёшь», относящееся к 1911-1912 годам, а также "Под венком лесной ромашки", "Тёмна ноченька, не спиться", "Хороша была Танюша", "Низкий дом с голубыми ставнями":

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда,-

Слишком были такими недавними

Отзвучавшие в сумрак года.



До сегодня еще мне снится

Наше поле, луга и лес,

Принакрытые сереньким ситцем

Этих северных бедных небес.



Восхищаться уж я не умею

И пропасть не хотел бы в глуши,

Но, наверно, навеки имею

Нежность грустную русской души.



Полюбил я седых журавлей

С их курлыканьем в тощие дали,

Потому что в просторах полей

Они сытных хлебов не видали.



Только видели березь да цветь,

Да ракитник, кривой и безлистый,

Да разбойные слышали свисты,

От которых легко умереть.



Как бы я и хотел не любить,

Все равно не могу научиться,

И под этим дешевеньким ситцем

Ты мила мне, родимая выть.



Потому так и днями недавними

Уж не юные веют года...

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда

( 1924)

Чист, непосредствен образ лирического героя этих стихов. Ничто пока не омрачает его взора, «васильками светится» его сердце. Таинственно влечёт и манит его «девичья красота».

Страница третья. "Литературная визитка (Первая...)"

Сергей Есенин и Анна Изряднова





Учебная исследовательская работа по литературе Любовная лирика С. ЕсенинаУчебная исследовательская работа по литературе Любовная лирика С. ЕсенинаУчебная исследовательская работа по литературе Любовная лирика С. Есенина





"У меня было три тысячи женщин!" -- похвастался как-то Сергей Есенин приятелю. На недоверчивое "Вятка, не бреши!" заулыбался: "Ну, триста. Ну, тридцать". Его нельзя было не любить…

В 1912 году семнадцатилетний деревенский мальчик Сережа Есенин, красивый, как вербный херувим, приехал покорять Москву и вскоре устроился работать в типографию Сытина корректором. В своем коричневом костюме и ярко-зеленом галстуке он выглядел по-городскому: не стыдно и в редакцию зайти, и с барышней познакомиться. Но редакции его стихи печатать не хотели, а барышни смеялись над его говором, галстуком и независимыми манерами. Только курсистка Аня, Анна Изряднова, также служившая корректором у Сытина, сумела в мальчишке, который был моложе ее на четыре года, увидеть настоящего поэта. Как она его понимала! Как она любила его!

Анна стала его первой женщиной. Сергей почувствовал себя взрослым мужчиной, мужем. В снятой ими комнате у Серпуховской заставы и начинается есенинская семейная жизнь.

Работа, дом, семья, Анна ждет ребенка, и на поэзию уже сил и времени не хватает. Для вдохновения Сергей уезжает в Крым. Один. Вернулся полный впечатлений и вдохновения. Он бросил работу и целыми днями писал стихи. Анна не перечила и ничего не требовала от него. Просто любила. Ему же было так удобно.

В декабре 1914 года Есенин отвез жену в роддом. Страшно гордился, когда родился сын. К возвращению Анны из больницы отмыл комнату до блеска, приготовил обед. 19-летний отец с удивлением вглядывался в крошечное личико сына, отыскивая в нем свои черты, и никак не мог налюбоваться. Назвал малыша Георгием, Юрочкой.

Радость закончилась быстро. Детский плач, грязные пеленки, бессонные ночи. Через три месяца С. Есенин уехал в Петроград: то ли в поисках успеха, то ли просто сбежал от семейного счастья. Почти целый год мотался туда-сюда. Но ни любовь Ани, ни ребенок не смогли его удержать. Материально помогал, когда мог. Но вскоре завертела столица, закружила. "Ах, самородок из Рязани! Ах, новый Кольцов!" -- говорили о нем.

И стал модный поэт в литературных салонах нарасхват. Всегда находились желающие выпить с гением. Наверное, тогда тихий отрок, воспевающий золотую Русь, и превратился в кабацкого хулигана…

Я положил к твоей постели

Полузавядшие цветы,

И с лепестками помертвели

Мои усталые мечты.

Я нашептал моим левкоям

Об угасающей любви,

И ты к оплаканным покоям

Меня уж больше не зови.

Мы не живем, а мы тоскуем.

Для нас мгновенье красота,

Но не зажжешь ты поцелуем

Мои холодные уста.

И пусть в мечтах я все читаю:

«Ты не любил, тебе не жаль»,

Зато я лучше понимаю

Твою любовную печаль.

(1912-1913)



Страница четвёртая. "Литературная визитка (Любимая...). "

Сергей Есенин и Зинаида Райх "Куда несёт нас рок событий?.."



Учебная исследовательская работа по литературе Любовная лирика С. ЕсенинаУчебная исследовательская работа по литературе Любовная лирика С. ЕсенинаУчебная исследовательская работа по литературе Любовная лирика С. Есенина





Однажды летом 1917 года Есенин с приятелем зашли в редакцию газеты "Дело народа", где Сергей познакомился с секретаршей Зиночкой. Зинаида Райх была редкая красавица. Таких он еще не видел.

Умная, образованная, окруженная поклонниками, она мечтала о сцене. Уж как он уговорил ее поехать с ним на Север?!

Они обвенчались в маленькой церквушке под Вологдой, искренне веря, что будут жить долго, счастливо и умрут в один день. Вернувшись, поселились у Зинаиды. Ее заработка хватало на двоих, и она старалась создать Сереже все условия для творчества.

Есенин был ревнив. Выпив, становился просто невыносим, устраивая беременной жене безобразные скандалы. Он любил по-русски: сначала бил, а потом валялся в ногах, вымаливая прощение.

В 1918 году семейство Есениных покинуло Петроград. Зинаида поехала в Орел к родителям рожать, а Сергей вместе с другом снял в центре Москвы комнатенку, где зажил по-холостяцки: попойки, женщины, стихи…

Дочь родилась в мае 1918 года. Зинаида назвала ее в честь матери Сергея -- Татьяной. Но когда жена с маленькой Танечкой приехали в Москву, Сергей их встретил так, что уже на следующий день Зинаида уехала обратно. Потом Есенин просил прощения, они мирились, и опять начинались скандалы. После того как он избил ее, беременную вторым ребенком, Зинаида сбежала от него к родителям окончательно. Сын был назван Костей в честь села Константиново, где родился Есенин.

Впоследствии Зинаида стала актрисой в театре знаменитого режиссера Всеволода Мейерхольда. В октябре 1921 года Есенин и Зинаида официально развелись, она вышла замуж за Мейерхольда.

Знаменитый режиссер воспитывал Костика и Танечку, а Есенин в доказательство любви к детям носил их фотографию в нагрудном кармане.

"Письмо к женщине" является обращением к бывшей возлюбленной. Это стихотворение было написано в 1924 гг., хотя события, о которых вспоминает поэт, происходили в 1919 гг.. Разрыв с Зинаидой Райх положил начало новому периоду любовной лирики поэта. Их отношения вступили в горестную фазу драматических переживаний, и они хлынули в стихи. Композиционно в этом произведении можно выделить две части: в первой лирический герой вспоминает прежние времена, когда он мучительно не понимал смыл происходящего, во второй показано обретение героем смысла существования:

Вы помните,

Вы все, конечно, помните,

Как я стоял,

Приблизившись к стене,

Взволнованно ходили вы по комнате

И что-то резкое

В лицо бросали мне.

Вы говорили:

Нам пора расстаться,

Что вас измучила

Моя шальная жизнь,

Что вам пора за дело приниматься,

А мой удел -

Катиться дальше, вниз.

Любимая!

Меня вы не любили.

Не знали вы, что в сонмище людском

Я был, как лошадь, загнанная в мыле,

Пришпоренная смелым ездоком.

.......................................................

(1924)









Страница пятая. "Литературная визитка (Дорогая...) "

Сергей Есенин и Айседора Дункан. "Я искал в этой женщине счастье..."

Учебная исследовательская работа по литературе Любовная лирика С. ЕсенинаУчебная исследовательская работа по литературе Любовная лирика С. ЕсенинаУчебная исследовательская работа по литературе Любовная лирика С. Есенина

Айседора Дункан не говорила по-русски, Есенин не понимал по-английски. Но это не мешало их любви.

Однажды великую американскую балерину Айседору Дункан, приехавшую в 1921 году в Россию, пригласили на творческий вечер… Она вошла летящей походкой, сбросила шубку и расправила складки шелкового хитона. Танцовщица была похожа на ожившую статую античной богини. Ей налили "штрафной" стакан вина. Она подняла глаза от бокала и увидела Его. Он начал читать стихи. Айседора не понимала ни слова, но не могла оторвать от него взгляда. А он декламировал, глядя только на нее. Казалось, что в комнате больше никого нет. Закончив читать, Есенин спустился с возвышения и попал в ее объятия.

"Изадора! Моя Изадора!" -- Есенин опустился перед танцовщицей на колени. Она поцеловала его в губы и произнесла: "За-ла-тая галава, за-ла-тая га-ла-ва". Это была любовь с первого взгляда, кипучая страсть, ураган. И не важно, что Айседора почти не говорила по-русски, а Сергей не знал английского. Они понимали друг друга без слов, потому что были похожи -- талантливы, эмоциональны, бесшабашны..

С той памятной ночи Есенин переехал в квартиру Айседоры. Есенинские друзья-поэты с удовольствием ходили в этот гостеприимный дом, хотя никак не могли поверить, что гуляка и сердцеед искренне полюбил женщину, которая почти в два раза старше его. А он, глядя, как Айседора танцует для него, теряя голову, шептал: "Моя, моя навеки!"

Балерина с мировым именем была богата и готова все отдать, только чтобы ее любимый Есенин был счастлив. Кутежи, шампанское, фрукты, подарки. Она оплачивала все.

Но уже через несколько месяцев есенинская страсть угасла и начались скандалы. В пьяном угаре он кричал: "Дунька, пляши". И она танцевала перед ним и его собутыльниками, без слов показывая и свою любовь, и унижение, и гордость, и негодование. Она видела, что ее любимый спивается, и, чтобы спасти его, решила увезти за границу.

В мае 1922 года Есенин и Дункан зарегистрировали брак и уехали сначала в Европу, затем в Америку.

Но там он из великого поэта стал просто мужем Дункан. От этого злился, пил, гулял, бил, потом каялся и объяснялся в любви.

Друзья Айседоры были в ужасе от ее семейной жизни.

-- Как ты позволяешь так с собой обращаться?! Ты -- великая балерина! есенин сергей любовь женщина

Айседора оправдывалась: "Он болен. Я не могу его бросить. Это все равно что бросить больного ребенка".

В Советской России ему было очень тяжело, а без России -- невозможно. И чета Есениных -- Дункан вернулась обратно. Она чувствовала, что брак разваливается, безумно ревновала и мучилась. Отправившись на гастроли в Крым, Айседора ждала там Сергея, который обещал вскоре приехать. Но вместо него пришла телеграмма: "Я люблю другую, женат, счастлив. Есенин".

Этой другой стала его поклонница Галина Бениславская.

Но пожалуй, его любовь к Айседоре Дункан -самое яркое и противоречивое чувство в судьбе поэта . До сих пор не все могут понять, что привлекло совсем молодого русоволосого красавца в уже зрелой женщине Айседоре. Результатом отношений с известной танцовщицей стал цикл стихотворений "Москва кабацкая". "Я искал в этой женщине счастья, а нечаянно гибель нашел", - восклицает поэт.

Почему же возникает «Москва кабацкая»? С. Есенин отвечает на этот вопрос так: « Я это видел, я это по-своему пережил, я должен был рассказать это в стихах.»

Поэтичность и нежность сменил озлобленный цинизм, цинизм как защитная реакция, как отчаяние. Любовь низведена до плотской, до животной потребности, но в конце стихотворения- жалобное раскаяние : «Дорогая, я плачу,…прости…прости.»





Страница шестая. "Литературная визитка (Хорошая...)"

"Верная Галя" ( 1925 г.)

Сергей Есенин и Галина Бениславская.



Учебная исследовательская работа по литературе Любовная лирика С. ЕсенинаУчебная исследовательская работа по литературе Любовная лирика С. ЕсенинаУчебная исследовательская работа по литературе Любовная лирика С. Есенина



Так беззаветно, как любила Галина, редко любят. С. Есенин считал ее самым близким другом, но не видел в ней женщину. Ну чего ему не хватало?! Стройная, зеленоглазая, косы чуть не до полу, а он не замечал этого, о своих чувствах к другим рассказывал.

Галина оторвала его от Дункан, старалась отвадить и от друзей-собутыльников, ждала ночами у двери, как верная собака. Помогала чем могла, бегала по редакциям, выбивая гонорары. И телеграмму в Крым Айседоре дала она же. Галина считала его своим мужем, он же говорил ей: "Галя, вы очень хорошая, вы самый близкий друг, но вас я не люблю…" Есенин приводил в ее дом женщин и тут же ее утешал: "Я сам боюсь, не хочу, но знаю, что буду бить. Вас не хочу бить, вас нельзя бить. Я двух женщин бил -- Зинаиду и Изадору -- и не мог иначе. Для меня любовь -- это страшное мучение, это так мучительно".

Галина все ждала, когда же он увидит в ней не только друга. Но так и не дождалась. В 1925 году он женился… на Сонечке Толстой.

После смерти С.А.Есенина, потеряв смысл жизни, Галина Бениславская оказалась в психиатрической клинике. Она так и не смогла смириться с потерей единственного "друга",покончив жизнь самоубийством. Похоронили её рядом с Есениным,на памятнике начертали слова: "Верная Галя".

Сергей Есенин посвятил Бениславской несколько стихотворений, одно из самых ярких - это "Собаке Качалова":

Мой милый Джим, среди твоих гостей

Так много всяких и невсяких было.

Но та, что всех безмолвней и грустней,

Сюда случайно вдруг не заходила?

Страница седьмая. "Литературная визитка (Простая...)"

Сергей Есенин и Августа Миклашевская.



Учебная исследовательская работа по литературе Любовная лирика С. ЕсенинаУчебная исследовательская работа по литературе Любовная лирика С. ЕсенинаУчебная исследовательская работа по литературе Любовная лирика С. Есенина

- В августе 1923 г. произошла встреча Августы Миклашевской с Сергеем Есениным, в то время как его брак с Айседорой Дункан уже близился к распаду. В том году состоялась их помолвка. Она " могла пойти за ним всё равно куда", но его скандальные истории отпугивали её, и брачный контракт не состоялся, "сердце подчинилось разуму". Цикл лирических стихов" Любовь хулигана", начатый буквально на следующий день после их знакомства, - один из самых проникновенных в поэзии Есенина. Цикл состоял из семи стихотворений: " Заметался пожар голубой...", "Пускай ты выпита другим...", "Ты такая ж простая, как все...", "Дорогая, сядем рядом...", "Мне грустно на тебя смотреть...", "Ты прохладой меня не мучай ...", "Вечер чёрные брови насопил...".

Любовь к этой женщине была целительной для больной и опустошенной души поэта. Одухотворенное чувство к Милашевской просветляет, возвышает и вдохновляет Есенина на творчество, заставляет снова и по-новому поверить в значимость идеального чувства :

Пускай ты выпита другим,

Но мне осталось, мне осталось

Твоих волос стеклянный дым

И глаз осенняя усталость.

О, возраст осени! Он мне

Дороже юности и лета.

Ты стала нравиться вдвойне

Воображению поэта.

Я сердцем никогда не лгу

И потому на голос чванства

Бестрепетно сказать могу,

Что я прощаюсь с хулиганством.

Пора расстаться с озорной

И непокорною отвагой.

Уж сердце напилось иной,

Кровь отрезвляющею брагой.

..................................................

(1923)

Удивительно, но тема любви стала одной из основных именно в тот период, когда поэт начал величать себя хулиганом. В цикле стихов "Любовь хулигана" отчетливо слышатся мотивы мимолетности любви, ее недолговечности, но при этом чувство описывается как очень яркий момент в жизни, ради которого человек готов на все. Поэт использует вульгарную, грубую лексику, даже порой нецензурную. Несмотря на это, стихотворения этого периода полны чувства, глубокой боли, в них слышен крик души, жаждущей любви, потерянной и запутавшейся в житейской рутине.



Страница восьмая. "Литературная визитка ( Желанная...). "

С. Есенин и Шаганэ Нерсесовна Тальян





Учебная исследовательская работа по литературе Любовная лирика С. ЕсенинаУчебная исследовательская работа по литературе Любовная лирика С. Есенина



В зимние месяцы 1924/25 гг., когда Есенин жил в Батуми, он познакомился там с молодой женщиной, тогда учительницей русского языка - Шаганэ (Шагандухт) Нерсесовной Тальян (в замужестве Тертерян), они несколько раз встречались, Есенин подарил ей свой сборник с дарственной надписью. Но с его отъездом из Батуми знакомство оборвалось, и в последующие месяцы он никаких усилий к его возобновлению не прилагал, хотя имя Шаганэ вновь возникло в стихах, написанных в марте, а потом в августе 1925 г.



«Как-то в декабре 1924 года я вышла из школы и направилась домой. На углу я заметила молодого человека выше среднего роста, стройного, русоволосого, в мягкой шляпе и в заграничном макинтоше поверх серого костюма. Бросилась в глаза его необычная внешность, и я подумала, что он приезжий из столицы»



... На следующий день, уходя из школы, я опять увидела его на том же углу. Было пасмурно, на море начинался шторм. Мы поздоровались, и Есенин предложил пройтись по бульвару, заявив, что не любит такой погоды и лучше почитает мне стихи. Он прочитал «Шаганэ ты моя, Шаганэ...» и тут же подарил мне два листка клетчатой тетрадочной бумаги, на которых стихотворение было записано. Под ним подпись: «С. Есенин».

«Когда Есенин встречал меня в обществе других мужчин, например, моих коллег-преподавателей, то подходил сам, знакомился с ними, но уходил обязательно со мной. Всегда приходил с цветами, иногда с розами, но чаще с фиалками. Цветы сам очень любил». Одним из высших достижений любовной лирики Есенина является его знаменитый цикл «Персидские мотивы». В нем отразились впечатления от поездки поэта в Азербайджан.. Есенина интересуют различные оттенки и варианты любовного чувства: ревность, грусть, любовное томление, измена, любовные ласки.

В этом сборнике появляется лирический образ прекрасной персиянки, в чьих глазах герой «увидел море, полыхающее голубым огнем». Женский образ «Персидских мотивов» собирательный. Все героини цикла - Шаганэ, Гелия, Лала - прекрасны и удивительны, так же, как и их родина. Загадочная страна Персия привлекает Есенина и необычностью нравов, и экзотичностью природы, и загадочностью женщин. Но, восхищаясь удивительной Персией, лирический герой не перестает тосковать по родине. Поэтому в стихотворениях цикла появляется еще один образ - «рязанских раздолий»:

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Потому, что я с севера, что ли,

Я готов рассказать тебе поле,

Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Потому, что я с севера, что ли,

Что луна там огромней в сто раз,

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий.

Потому, что я с севера, что ли.

Я готов рассказать тебе поле,

Эти волосы взял я у ржи,

Если хочешь, на палец вяжи -

Я нисколько не чувствую боли.

Я готов рассказать тебе поле.

Про волнистую рожь при луне

По кудрям ты моим догадайся.

Дорогая, шути, улыбайся,

Не буди только память во мне

Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Там, на севере, девушка тоже,

На тебя она страшно похожа,

Может, думает обо мне…

Шаганэ ты моя, Шаганэ.

(1924)

Несмотря на разъедающую душу тоску, лирический герой всеми силами пытается погрузиться в любовь и с помощью нее возродиться очищенным и обновленным.Почему именно в объятиях персиянки хочет забыться лирический герой? Герой видит в персидских женщинах загадочность, некую неизведанную магическую власть. Это сказочные существа, чаровницы, способные заколдовывать.





Страница девятая. "Литературная визитка"( Милая...).



Сергей Есенин и Софья Толстая.



Учебная исследовательская работа по литературе Любовная лирика С. ЕсенинаУчебная исследовательская работа по литературе Любовная лирика С. ЕсенинаУчебная исследовательская работа по литературе Любовная лирика С. ЕсенинаУчебная исследовательская работа по литературе Любовная лирика С. Есенина





Софья Толстая - еще одна несбывшаяся надежда Есенина создать семью. Она была младше Есенина на 5 лет. В начале 1925 года поэт познакомился с внучкой Льва Толстого Софьей. Как и большинство интеллигентных девиц того времени, она была влюблена в поэзию Есенина и немножко в самого поэта. 29-летний Сергей робел перед аристократизмом и невинностью Софьи. Однажды летом в липовой аллее в парке к ним подошла цыганка:

-- Эй, молодой, красивый, дай денежку, судьбу узнаешь!

Есенин рассмеялся и достал деньги.

-- Свадьба у тебя скоро будет, кучерявый! -- рассмеялась цыганка.

Кольцо на счастье вынул попугай незадолго до его женитьбы на Софье Андреевне. Шутя, Сергей подарил это кольцо ей. Это было простое медное кольцо очень большого размера, и носить такое кольцо было трудно. Но Софья Андреевна смяла его и носила между двумя своими кольцами. Красоты от этого кольца не было никакой, однако она проносила его много лет, как заветный есенинский талисман.

В июле 1925 года состоялась скромная свадьба. Сонечка была готова, как и ее знаменитая бабушка, посвятить всю жизнь мужу и его творчеству.

Все было на удивление хорошо. У поэта появился дом, любящая жена, друг и помощник. Софья занималась его здоровьем, готовила его стихи для собрания сочинений. И была абсолютно счастлива.

А Есенин, встретив приятеля, отвечал на вопрос: "Как жизнь?" -- "Готовлю собрание сочинений в трех томах и живу с нелюбимой женщиной". Любовь Софьи к Есенину была нелегкой. Эта женщина редкого ума и широкого сердца внесла в тревожную кочевую жизнь Сергея Есенина свет и успокоение. Но, видимо, было уже поздно. В конце декабря Есенин сбежал из Москвы в Ленинград, не сказав ни слова ни жене, ни друзьям.

"Потом я встретила Сергея. И поняла, что это большое и роковое. Как любовник он мне совсем не был нужен. Я просто полюбила его всего. Остальное пришло потом. Я знала, что иду на крест, и шла сознательно, потому что ничего в жизни не было жаль. Я хотела жить только для него. Я себя всю отдала ему. Я совсем оглохла и ослепла, и есть только он один. Если вы любите меня... то я прошу вас ни в мыслях, ни в словах никогда Сергея не осуждать и ни в чем не винить. Что из того, что он пил и пьяным мучил меня. Он любил меня, и его любовь все покрывала. И я была счастлива, безумно счастлива... Благодарю его за все, и все ему прощаю. И он дал мне счастье любить его. А носить в себе такую любовь, какую он, душа его родили во мне, - это бесконечное счастье".

Есенин продолжал жить жизнью, где всегда находилось место пьяным кутежам и любовным интрижкам с поклонницами. Одно из последних стихотворений Есенина «Видно, так заведено навеки».





"Что случилось? Что со мною сталось? Каждый день я у других колен", -- писал он о себе. И отчего-то чувствовал свою скорую смерть:

"Я знаю, знаю. Скоро, скоро,

Ни по моей, ни чьей вине

Под низким траурным забором

Лежать придется так же мне".

Это писал 30-летний красавец, недавно женившийся на обожавшей его милой и умной девушке, поэт, чьи сборники разлетались прямо из типографии.

Все кончилось 28 декабря 1925 года в ленинградской гостинице "Англетер". Сергея Есенина нашли повесившимся на веревке от чемодана. Рядом было письмо, написанное кровью: "До свиданья, друг мой, до свиданья…"

Все его жены, кроме Айседоры, которая была в Париже, присутствовали на похоронах. Галина Бениславская застрелилась на могиле Есенина.

3.Заключение:

Такое количество женщин, сыгравших свою немаловажную роль в судьбе Сергея Есенина, вероятно, было предопределено свыше, ведь не будь их, возможно, и не состоялась бы та прекрасная любовная лирика Есенина, которой и по сегодняшний день восторгаются ценители Поэзии с большой буквы. И видимо, осознавая всё это, поэт пишет своё " много женщин меня любило, да и сам я любил не одну...". Каждая любовная история в жизни поэта - это любовная лирика Есенина из тех же уст, но под новым углом, это ещё одна дверь в бесконечный мир вселенской любви. Посему не стоит воспринимать Есенина лишь как "поэта деревни", ведь любовная лирика Есенина также способна восхищать и возвышать душу, даруя ей настоящее счастье.

Женщин, любивших его, было много, а любви в его жизни было мало. Сам Есенин объяснял это так: "Как бы ни клялся я кому-либо в безумной любви, как бы я ни уверял в том же сам себя, -- все это, по существу, огромнейшая и роковая ошибка. Есть нечто, что я люблю выше всех женщин, выше любой женщины, и что я ни за какие ласки и ни за какую любовь не променяю. Это -- искусство…"

Выводы:

  • Творчество Сергея Есенина - отражение его жизни, его взглядов, его чувств.



  • Любовь к женщине, в которой чувственное начало всё больше просветляется и уравновешивается началом духовно-нравственным, сливается с внутренне преображённым чувством любви к Родине, природе, ко всему живому, к жизни в целом. Любовь помогает острее чувствовать жизнь, углубляется её философское звучание. Любовь для Есенина не только разлука, боль, страдания, но и радость, и полёт, и источник творчества.



  • Любовная тема в его стихотворениях звучит по-разному: от поэтичности и нежности до озлобленности и цинизма, но всегда предельно искренне.



  • Философичность любовной лирики- стихи о любви, написанные в последние годы жизни, проникнуты ненавистью и презрением ко всяческого рода неправде в человеческих отношениях, к расчетливому женскому лукавству, к любви без тепла, без верности, без чести.



  • Перо поэта обессмертило имена женщин, о которых мы бы вряд ли сегодня вспоминали.

































Приложение 1 (анкетирование)

В ходе учебной проектно-исследовательской работы было проведено анкетирование среди учащихся 9-11 классов, учителей и родителей.

В опросе приняли участие 60 человек, которым было предложено ответить на такие вопросы, как:

Основополагающий вопрос "Всегда ли Поэт в России больше чем поэт? "

Учащиеся 9-11 классов



Учителя













Родители



Проблемный вопрос Согласны ли вы с утверждением, что «С. Есенин -Дон Жуан»?

Учащиеся 9-11 классов









Учителя



Родители

Учебный вопрос : Знаете ли вы адресатов любовной лирики С.Есенина?





Учащиеся 9-11 классов









Учителя



Родители



Учебный вопрос Как вы оцениваете акт самоубийства Г. Бениславской на могиле С. Есенина?

Учащиеся 9-11 классов



Учителя







Родители







Практическая часть- задания ЕГЭ по литературе

ЧАСТЬ 2

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8 - В12; С3, С4.

Письмо к женщине



Вы помните,

Вы все, конечно, помните,

Как я стоял,

Приблизившись к стене,

Взволнованно ходили вы по комнате

И что-то резкое

В лицо бросали мне.



Вы говорили:

Нам пора расстаться,

Что вас измучила

Моя шальная жизнь,

Что вам пора за дело приниматься,

А мой удел -

Катиться дальше, вниз.



Любимая!

Меня вы не любили.

Не знали вы, что в сонмище людском

Я был, как лошадь, загнанная в мыле,

Пришпоренная смелым ездоком.



Не знали вы,

Что я в сплошном дыму,

В развороченном бурей быте

С того и мучаюсь, что не пойму -

Куда несет нас рок событий.



Лицом к лицу

Лица не увидать.

Большое видится на расстоянье.

Когда кипит морская гладь,

Корабль в плачевном состоянье.



Земля - корабль!

Но кто-то вдруг

За новой жизнью, новой славой

В прямую гущу бурь и вьюг

Ее направил величаво.



Ну кто ж из нас на палубе большой

Не падал, не блевал и не ругался?

Их мало, с опытной душой,

Кто крепким в качке оставался.



Тогда и я

Под дикий шум,

Но зрело знающий работу,

Спустился в корабельный трюм,

Чтоб не смотреть людскую рвоту.

Тот трюм был -

Русским кабаком.

И я склонился над стаканом,

Чтоб, не страдая ни о ком,

Себя сгубить

В угаре пьяном.



Любимая!

Я мучил вас,

У вас была тоска

В глазах усталых:

Что я пред вами напоказ

Себя растрачивал в скандалах.



Но вы не знали,

Что в сплошном дыму,

В развороченном бурей быте

С того и мучаюсь,

Что не пойму,

Куда несет нас рок событий...

. . . . . . . . . . . . . . .



Теперь года прошли,

Я в возрасте ином.

И чувствую и мыслю по-иному.

И говорю за праздничным вином:

Хвала и слава рулевому!



Сегодня я

В ударе нежных чувств.

Я вспомнил вашу грустную усталость.

И вот теперь

Я сообщить вам мчусь,

Каков я был

И что со мною сталось!



Любимая!

Сказать приятно мне:

Я избежал паденья с кручи.

Теперь в Советской стороне

Я самый яростный попутчик.



Я стал не тем,

Кем был тогда.

Не мучил бы я вас,

Как это было раньше.

За знамя вольности

И светлого труда

Готов идти хоть до Ла-Манша.



Простите мне...

Я знаю: вы не та -

Живете вы

С серьезным, умным мужем;

Что не нужна вам наша маета,

И сам я вам

Ни капельки не нужен.



Живите так,

Как вас ведет звезда,

Под кущей обновленной сени.

С приветствием,

Вас помнящий всегда

Знакомый ваш

С. Есенин (1924)



В8. Определите жанр стихотворения "Письмо к женщине"





а) мадригал

б) элегия

в) ода

г) послание



В9.Обращаясь к любимой, лирический герой стихотворения использует фразу" И что-то резкое в лицо бросали мне.". Как называется этот приём?

В10. Укажите название стилистического приёма, заключающегося в использовании одинаковых гласных звуков, усиливающего выразительность художественной речи и рассчитанного на слуховое восприятие образа

Любимая!

Я мучил вас,

У вас была тоска

В глазах усталых:

Что я пред вами напоказ

Себя растрачивал в скандалах

В11. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в первой строфе данного стихотворения.

1) риторическое восклицание

2) метафора

3) инверсия

4) сравнение

5) анафора

В12. Укажите размер (без указания стоп), которым написано стихотворение С.А. Есенина.





Для выполнения заданий С3 и С4 используйте бланк ответов №2.

Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём - 5-10 предложений).

Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения.

Выполняя задание С4, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

С3. В чём, по вашему мнению, секрет музыкальности и эмоциональной выразительности есенинского стихотворения?

С4. Кто из русских поэтов обращался к жанру любовного послания и в чём их произведения созвучны стихотворению С.А. Есенина?



Ответы

В8 -послание

В9-метафора

В10-ассонанс

В11- риторическое восклицание

метафора

анафора

В 12- ямб



Список использованной литературы:

  1. Автобиографии // Есенин С. А. собр. Сочинений в 5 тт. том 5 - М.: 1968 С. 7-26

  2. Азадовский К. «Последняя ночь» // Звезда 1995 №9 С. 127 - 139

  3. Базанов о Есенине // Русская литература 1974 №4 С. 19-35

  4. Березарк И. Штрихи и встречи - Л.: 1928 С. 41 - 52

  5. Бланкоф Ж. Неизвестные автографы С. Есенина // Наше наследие 1990 - №3 С. 15-19

  6. Белоусов В. Г. Персидские мотивы (о стихах С. Есенина) - М., 1968

  7. Варшавский Л. Г. Хомчук Н. И. К биографии поэта. З. Райх и С. Есенин // Русская литература - 1976 №3 С. 160 - 170.

  8. Васильева Г. Есенин и Айседора // Мир женщины 1997 №3 С. 28 - 30

  9. Воспоминания о Сергее Есенине - М.: 1965

  10. «…Горько видеть жизни край». С. Есенин и С. Толстая // Наше наследие 1995 №34 С. 59 - 69

  11. Дункан И. Мандугал А. Р. Айседора и Сергей: фрагменты книги // ЛГ - досье 1993 №4 С. 3

  12. Дюранти У. Сергей Есенин и Айседора Дункан в «Стойле Пегаса» // Русь - 1994 №11 С. 115 - 116

  13. Есенин-Вольпин А. С. Есенина она любила, но меня любила больше // Литературная газета. 1996 - 24 января - (№4) С. 6

  14. Есенин С. Воспоминания родных - М.: 1985

  15. Есенин С. А. в воспоминаниях современников в 2 тт./ вступ. Статья сост. А. А. Козловский - М.: Худ. литер. 1987

  16. Жарова А. Имя тонкое растаяло как звук // Мир женщины - 1998 №4 С. 15 - 17

  17. Жизнь Есенина: Рассказывают современники /сост. С. П. Кошечкина - М.: Правда 1988.

  18. Зайцев п. Н. Из воспоминаний о встречах с поэтом // Литературное обозрение 1996 №1 С. 15 - 22

  19. Коробов В. Шесть женщин С. Есенина // Москвичка - 1998 №№5 - 10

  20. Лескова Н. Девушка в белой накидке// Труд-7 - 2001 - 19 июля С. 10

  21. Наумов Е. И. С. Есенин. Жизнь и творчество М - Л.: Просвещение 1965

  22. Прокушев Ю. Л. Юность Есенина - М.: Московский рабочий 1963.

  23. Сергеев А. Ты такая ж простая как все. А. Миклашевская и С. Есенин. Встреча, любовь, разлука. // Земля нижегородская - 1995 - 10 июня С. 13

  24. Силов В. Без купюр: Есениана // Литературная Россия 1997 №33 С. 10

  25. Сидорина Н. «Знак того что вместе нам сгореть (женщины в жизни С. Есенина) // Россия молодая - 1994 10 - 12 С 88 - 91

  26. Холщевников В. Е. Стихотворение и поэзия - Л.: 1991 С. 247 - 255





Интернет-источники:

  1. О творчестве - Есенин Сергей Александрович www.sesenin.ru

  2. Сергей Есенин, биография, жизнь и творчество ser-esenin.ru/

  3. «Знакомый ваш Сергей Есенин» eseninmuseum.ru/portfolios/esenin

  4. Творчество С. Есенина www.museum-esenin.ru/tvorchestvo

  5. Поэзия С. Есенина - лирическая исповедь, его биография www.litra.ru/

6. yuristov.Narod.Ru/esenin.Htm

7. music.Lib.Ru/s/shtajn_igorx_anato/alb8.Shtml esenin.Ru/

8. www.Cnso.Ru/litera/lit19.Html.

Источники иллюстраций

1.Фотографии Есенина Сергея Александровича -Яндекс картинки

2. Фотографии Анна Алексеевна Сардановская- - https://yandex.ru/

3. Фотографии Анна Изряднова-https://yandex.ru/

4. Фотографии Зинаида Райх-https://yandex.ru/

5. Фотографии Айседора Дункан-https://yandex.ru/

6. Фотографии Галина Бениславская.- https://yandex.ru/

7. Фотографии Августа Миклашевская.- https://yandex.ru/</

















29



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал