7


  • Учителю
  • Сочинения на основе опыта и наблюдений учащихся

Сочинения на основе опыта и наблюдений учащихся

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Сочинения на основе опыта и наблюдений учащихся.

Эти сочинения строятся на непосредственно добытом, живом знании; они могут быть и описаниями, и повествованиями, и рассуждениями, и смешанными типами. Это описание одного предмета, например берёзы, дома, железнодорожного моста, часов; сравнительные описания (у Ушинского - «Заяц и орел»); рассказы о походе, экскурсии, путешествии на основе длительных наблюдений, а зачастую и на опыте собственного труда - «Полевые работы в сентябре»; своеобразные отчеты о проделанной работе - «Как мы сажали деревья в будущем парке» и рассуждения - «Лучшая профессия» или «Почему нельзя разорять птичьи гнёзда». Бывают описания трудового процесса, напоминающие инструкцию: «Как сделать скворечник»; «Как охотники определяют, где сесвер, а где юг»; «Какие работы я выполняю в школе и дома»; «Мои игрушки» и др.

Сочинения этой группы могут быть и художественными, и «деловыми». Они могут обладать стилевыми различиями. Так, сочинение «Берёза» в «деловом» варианте содержит сведения о внешнем виде дерева, ос троении кроны, о стволе, коре, ветвях, листьях, семенах, о березовых рощах, об использовании этого дерева для пользы людей: берёзовая древесина используется в строительстве, в изготовлении деревянной утвари и мн. др. Такой вариант сочинения развивает точность выражения мысли, формирует систему знаний, расширяет выбор лексики; в целом - формирует научный стиль речи.

Эта же тема «берёза» может быть раскрыта и в эмоциональном, художественном ключе. В этом случае юный автор покажет берёзу в зимнем серебре, в инее; изобразит весеннюю берёзовую рощу в кипении молодой листвы : «Идёт, гудет зелёный шум». О летней березе расскажет как о тенистом укрытии от палящего зноя. И всего наряднее береза в нежно-золотистом осеннем наряде. Береза - любимое в народе дерево, о березе пишут стихи, слагают песни, она украшает многие картины знаменитых художников…



Требования к речи учащихся.

Развивая речь учащихся, школа придерживается ряда совершенно ясных, четко определенных характеристик речи, к которым следует стремиться и которые служат критериями оценки ученических устных и письменных высказываний.

Во-первых, это требование содержательности. Рассказ или сочинение должны быть построены на хорошо известных ученику фактах, на его наблюдениях, жизненном опыте, на сведениях, почерпнутых из книг, из картин, радиопередач. Пользуются успехом в начальных классах также сочинения на основе творческого воображения (опыт В. А. Сухомлинского, под руководством которого дети сами сочиняли прекрасные сказки, приобрел всемирную известность).

В тех же случаях, когда учащимся задается сочинение без достаточной подготовки его содержания, тексты оказываются бедными, расплывчатыми. Необходимо также учитывать возрастные возможности и интересы младших школьников: общие рассуждения', например, на тему «Лень - мать всех пороков» (одна из распространенных тем дореволюционной начальной школы) могут лишь воспитать неискренность учащихся.

Методика развития речи учащихся требует тщательной подготовки материала для рассказов, сочинений: сбора материала, его обсуждения, дополнения, отбора, выделения главного, расположения в нужной последовательности.

Вторым требованием к речи является логика речи: последовательность, обоснованность изложения, отсутствие пропусков и повторений, отсутствие чего-либо лишнего, не относящегося к теме, наличие выводов, вытекающих из содержания. Логически правильная речь предполагает обоснованность выводов (если они есть), умение не только начать, но и завершить высказывание. Логика речи определяется хорошим знанием предмета, а логические ошибки являются следствием неясного, нечеткого знания материала, непродуманности темы.

Указанные два требования касаются содержания и структуры речи; последующие требования относятся к ее языковому оформлению.

Точность речи (третье требование) предполагает умение говорящего или пишущего не просто передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства - такие слова, словосочетания, фразеологические единицы, предложения, которые передают все признаки, присущие изображаемому.



Сочинение - высшая форма проявления творческих способностей ребенка, требующая от него высокого напряжения, особенно на начальной стадии обучения.

Известно, что сочинения в 1-4 классах должны быть обучающими, т. е. на уроках подготовки и проведения сочинений нужно учить, о чем писать и как писать. Учитель обязан организовывать наблюдения, учить детей видеть и слышать мир, замечать в нем прекрасное, восторгаться и гармонией красок осеннего дня, и многообразием световых оттенков снега под лучами солнца, и звонкой песней жаворонка. К таким сочинениям нужно тщательно готовиться как учителю, так и учащимся.

Прежде всего, учитель должен определить тему сочинения, объекты для наблюдения, подобрать слова, которыми считает необходимым обогатить речь учащихся, дать конкретное задание по сбору материала для творческой работы, организовать экскурсию.

На следующем уроке обсуждаются впечатления от экскурсии, составляется план сочинения, идет работа над новыми словами; учащиеся устно составляют рассказы по плану, упражняются в предупреждении возможных стилистических ошибок.

После такой подготовки дети не будут мучительно вспоминать цитаты из прочитанного об осени. В их памяти запечатлелись краски осеннего дня, сложилось совершенно конкретное представление об этом небольшом кусочке реальной действительности.

Хорошо организованная экскурсия в лес, парк, сад может обогатить душу и сознание ребенка яркими впечатлениями, взволнует. Пусть дети внимательно присмотрятся к деревьям, приметят, какой ствол, например, у березки, какой у тополя, как расположены ветки, какого цвета листочки.

Учитель при этом сосредоточивает внимание детей на тех картинах природы, которые способны возбудить сильные чувства, вызвать эстетическое наслаждение. Он приглашает детей полюбоваться, как на фоне голубого неба выглядит группа белоствольных березок, как необыкновенно красивы тонкие веточки плакучей ивы, какой тонкий аромат издают молодые листочки тополя, какими нарядными стали плодовые деревья. Замечено, что даже слабые ученики пишут неплохие сочинения о тех явлениях и объектах природы, которые волнуют, вызывают подъем чувств.

Здесь же, на экскурсии, важно заставить детей выражать вслух свои мысли и чувства, находить точные и выразительные слова для описания увиденного. Так, услышав от детей, что небо голубое, учитель обязательно расскажет об оттенках голубого цвета и попросит затем точнее определить цвет неба над головой. Подумав, учащиеся находят более точные определения: небо сегодня нежно-голубое, светло-голубое. Вместе думают о том, как можно сказать о небе, если на нем нет ни одного облачка, и уясняют, что сегодня оно безоблачное, чистое, ясное, высокое; солнце на нем яркое, ласковое; весенний ветер нежный, ласковый, легкий, слабый, приятный; воздух теплый, прозрачный, ароматный.

Экскурсия не единственный прием подготовки к сочинению, и далеко не все темы следует готовить таким образом. Основой многих сочинений могут быть индивидуальные личные наблюдения, чтение тематических произведений, организуемые учителем.

На уроках необходимо помочь найти детям нужные слова для описания, уточнить сведения, полученные в ходе наблюдения, чтения, помочь правильно понять и осмыслить увиденное или прочитанное. Поэтому беседа, устные рассказы детей расцениваются как необходимые элементы в структуре уроков обучающего сочинения.

Детские сочинения будут действительно творческими, если их авторы научатся искать и находить самые точные и яркие слова для выражения своих мыслей.

Обращает на себя внимание и синтаксическое оформление сочинений младших школьников. В этих работах преобладают конструкции простых распространенных предложений (Наступила поздняя осень. С деревьев падают желтые листья), часто они осложняются однородными членами (Небо стало хмурое и серое. Уже улетели скворцы, грачи и жаворонки). Каждое из этих простых предложений обычно строится правильно, но целый текст нередко пестрит стилистическими погрешностями. Типичный недочет синтаксиса детских сочинений - повторение одних и тех же слов. В сочинениях о природе, например, чаще всего повторяются глаголы быть и стать.

Наступила ранняя осень. Погода стоит ветреная. Деревья стали снимать свой наряд. Некоторые птицы стали готовиться к отлету. Они стали летать стайками, стали укреплять свои крылья.

Ясно светило солнышко. Небо было чистое. И воздух был приятный. Было тихо. На дороге не было грязи.

Иногда, чтобы подчеркнуть временную завершенность действия, учащиеся употребляют наречие уже,не замечая при этом, что в связном изложении мыслей оно повторяется:

Наступила поздняя осень. Ласковое солнце уже не светит. Небо стало серое. На деревьях уже нет листьев. Трава желтая. Цветы уже повяли.

Очень много повторов местоимения я и других слов допускают учащиеся в сочинениях о себе, о своих занятиях, интересах, увлечениях:

Летом я научился плавать. Я ходил купаться на реку. Я с дедушкой ходил рыбачить. Я помогал маме мыть посуду, полы. Лето я провел хорошо.

Подобные ошибки дети, видимо, даже не замечают в своих сочинениях.

Как предупреждать стилистические ошибки указанного типа? Как научить школьников более внимательно относиться к собственной речи?

Работу по предупреждению повторов следует начинать с первых сочинений, с тех, которые составляются коллективно и записываются под руководством учителя.

Учащиеся должны твердо знать, что повторение одних и тех же слов портит речь, что язык наш необыкновенно богат, что при желании можно найти немало слов для правильной, точной и образной передачи мыслей.

Для дальнейшей систематической работы по предупреждению стилистических ошибок можно рекомендовать такие упражнения, как сопоставление двух сочинений на одну и ту же тему с последующими стилистическими выводами, редактирование сочинений, подбор лексических и синтаксических синонимов, взаимопроверка написанных работ с точки зрения стиля.

Например, вниманию учащихся предлагается два небольших сочинения, записанных на доске. Учитель просит прочесть эти работы и сказать, какая из них нравится больше и почему.

Следующая за этим коллективная переработка сочинения поможет детям практически усвоить некоторые правила стилистики, научит более критично относиться к собственным работам творческого характера.

Особенно полезна для повышения стилистической грамотности переработка сочинений, в которых необходимо заменить целые фразы их синтаксическими синонимами. Возьмем такой отрывок из сочинения:

Наступила поздняя осень. На улице стало холодно. Солнышко стало меньше греть. Дни становятся короче.

Чтобы устранить в нем повторение глагола - связки стать, необходимо предложение На улице стало холодно заменить другим: На улице холодно; На улице похолодало. То же самое следует сделать и с предложением Солнышко стало меньше греть. Работа эта для учащихся младших классов трудна, но проводить ее совершенно необходимо, в противном случае перечисленные ошибки будут повторяться в последующих работах учащихся.

Вся система работы над сочинением должна убедить учащихся в том, что лучшими считаются не те сочинения, в которых много эпитетов, сравнений и фраз, взятых из книг. Высокой оценки заслуживают такие работы, авторы которых пишут о себе и окружающей их жизни правдиво, ясно, подбирая наиболее точные слова и предложения для выражения каждой мысли.

























Урок по развитию речи для учащихся 3 класса.

Тема: Сочинение по наблюдениям.

Цель: Формирование умения выражать свои мысли и чувства об увиденном в письменной речи.

Задачи:

  • Формирование у мл. школьников умения наблюдать за изменениями в живой природе.

  • Обучение детей способам отбора языкового материала по теме наблюдения.

  • Формирование речевых умений:

- осмысливать тему и её границы;

- ставить задачу своего высказывания;

- отбирать материал в соответствии с темой и задачей высказывания;

- выбирать тип текста в зависимости от задачи высказывания;

- обучение детей самоанализу результата работы.

  • УЗ учусь писать сочинение по наблюдениям.

Подготовка к уроку

До урока учитель проводит экскурсию в парк или лес с целью организации наблюдений за изменением осеннего убранства деревьев. В ходе экскурсии выясняется:

- какие чувства испытывают дети от увиденного;

- что особенного происходит с деревьями;

- в чем проявляется волшебство осеннего леса;

- что может испытывать дерево в осеннюю пору (особое внимание уделяется рябине, так как именно она станет объектом описания на уроке).





Желательно результаты наблюдений (не только изменения природы, а главное, изобразительные средства языка, передающие чувственное восприятие наблюдаемых изменений) занести в творческие тетради в процессе экскурсии.

На уроках литературного чтения или для самостоятельного чтения предложить детям прочитать стихи, созвучные теме наблюдения и выписать в творческие тетради языковые обороты, создающие художественные образы природы (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения и др.)

Такая работа позволит создать речевой опыт учащихся. Неоходимо в прцессе её выполнения обращать внимание не только на языковые средства, но и на то, какие чувства, настроения передают они. Важно, чтобы ученик за словом «видел» образ, смысл и чувства.

Возможен вариант прочтения следующих произведений:

А. Пришелец «Последние листья»

Е.Благинина «Улетают, улетели…»

Ф. Тютчев «Лес, точно терем расписной» А.Твардовский «Плывут паутины…»

И. Соколов-Микитов «Русский лес» И.Бунин «Листопад»

А.Пушкин «Уж небо осенью дышало…» Н.Берендгоф «Осень…»





Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Постановка учебной задачи.

Урок начинается с рассматривания страницы и толкования пословицы «наблюдай, да примечай».

Детям предлагается сформулировать тему урока и УЗ, исходя из темы.

Тема урока: Сочинение по наблюдениям.

УЗ: Учусь писать сочинение по наблюдениям.

  1. Воспроизведение алгоритма.

Уч. - На какие вопросы необходимо ответить, прежде чем писать сочинение?

Дети называют вопросы, учитель записывает их на доске (такой приём позволит выйти на воспроизведение алгоритма).

Вопросы необходимо записывать по мере их поступления, а не выборочно. Варианты возможных вопросов:

- Какая тема? О чем буду писать?

- Какую цель хочу выразить в своем сочинении?

- Зачем буду писать? Что хочу рассказать?

- Какие слова потребуются, чтобы раскрыть тему и цель?

- Какой текст буду создавать?

- В какой последовательности буду выражать свои мысли и чувства?

На основании поставленных вопросов, воспроизводится алгоритм написания сочинения.

1.Выбираю тему. 1. Тема - о чём?

2.Ставлю цель. 2.Цель.

3.Отбираю словарь. 3.Словарь.

4.Рассказываю. 4.Рассказываю.

5.Пишу. 5.Пишу.

6.Проверяю. 6.Проверяю.













  1. Обсуждение темы сочинения:

(На данном уроке тема сочинения не представлена и это не случайно, поскольку одной из целей урока является обучение детей определению границ темы сочинения. Сформулировать тему сочинения помогут предметные картинки, расположенные в определённой последовательности: рябина в зеленом уборе с белыми шапочками цветов, в красно-желтом наряде с ярко-красными гроздьями ягод и обнаженная с багровыми гроздьями ягод).

Уч - Какова тема сегодняшнего сочинения?

Учашиеся могут назвать различные темы: «Осенняя рябина», «Наряд рябины осенью», «Рябина осенью».

Предложенные темы вполне возможны для сочинения, но ориентируясь на пословицу, на материалы экскурсии, на картинки и особенно их последовательность, нужно подвести детей к теме «Прощание с нарядом».

Уч- О чём может идти рассказ по этой теме?

( О том, как рябина постепенно меняла свой наряд: от зелёного - желто-красному - коричнево-серому).

Уч - Какую задачу следует решить в сочинении по этой теме?

(Выразить чувства, переживания в связи с изменением наряда рябины).

Уч - А кто может выражать свои чувства, переживания в сочинении?

(Этот вопрос очень важен с точки зрения выбора сюжета сочинения, цели, лексики, стиля, так как построение текста предполагает выражение авторской позиции. Таким образом, ученики определяют автора сочинения).

На доске появляется следующая запись:

Прощание с нарядом

рассказ рассказ рассказ

рябины наблюдателя исследователя

Коллективно выбирается один из рассказчиков.

  1. Работа по алгоритму.

В дальнейшем предлагается работа по второму варианту (рассказ наблюдателя).

Уч - Кому может рассказать наблюдатель о своих переживаниях?

Уч - Какие чувства будет выражать наблюдатель в своём рассказе?

Дети записывают слова, выражающие чувства, под каждой картинкой, ориентируясь на внешний вид и собственное воображение:

Радости, гордости, восхищения, растерянности, тревоги, печали, боли, надежды.

Уч - Какие слова будет использовать наблюдатель в своём рассказе для выражения этих чувств?

(Следует обратить внимание детей на выбор слов, отражающих чувства, переживания и задачу рассказчика).

Радост, гордость - красивый, зеленый сарафан; изумрудные листочки; белоснежные шапки цветов; прохладная тень в знойный день.

Восхищение - птица-осень; золотое, желто-красное, багряное платье; ярко-красные гроздья ягод; королева; солнечные блики; солнечные зайчики.

Тревога, печаль - пронизывающий ветер, листья-медные монетки улетели, стала холодно, одиноко.

Надежда - придет зима, укроет снегом белая пушистая шубка, белые шапочки наденут гроздья ягод.

Отобранные слова дети записывают на странице под картинками.

Уч - Какой тип текста выберете для рассказа наблюдателя и почему?

Д - Текст-повествование с элементами описания.

Уч - Что должно быть в структуре текста-повествования?

Уч - Самостоятельно продумайте сюжет и последовательность текста в зависимости от его типа.

В творческих тетрадях дети записывают свои варианты сюжета. Этот шаг в работе важен с точки зрения осмысления детьми необходимости последовательного раскрытия темы.

Возможные варианты детских работ обсуждаются в классе. Необходимо заслушать именно варианты , поэтому учителю следует заранее наметить предстоящее прослушивание.

  1. Выполнение письменной работы в черновике с последующим обсуждением отдельных сочинений.

Обращение к черновику или творческой тетради обусловлено необходимостью последующего редактирования выполненной работы. Редактирование предполагает обсуждение следующих моментов:

- раскрыта ли тема сочинения?;

- реализована ли задача высказывания?;

- правильно и точно ли выбраны языковые средства?;

- насколько последовательно выражена главная мысль сочинения?;

- соответствует ли выполненная работа выбранному ранее типу текста?

7. Выполнение работы в тетради (чистовой вариант).

8. домашнее задание.

Написать сочинение о своем любимом дереве, когда автор сочинения - само дерево (рассказ дерева).

МО - Первое задание предполагает формирование умения детей восстанавливать последовательность развития мысли в тексте, умения определять средства связи предложений в тексте, различать типы тексов, автора текста, создавать свой собственный текст.

Второе задание предполагает обучение детей находить границы предложений, соотносить главную мысль текста и заголовок, формирование умения осуществлять самопроверку выполненной работы.













































































ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Алтайская государственная педагогическая академия»

АлтГПА



Институт психологии и педагогики



Кафедра теории и методики начального образования







Контрольная работа

по курсу «Методика обучения русскому языку и

литературе»

Урок по развитию речи для учащихся 3 класса.

Тема: Сочинение по наблюдениям «Прощание с нарядом»









Выполнила: студентка 5 курса

Группы З 701 ПН

факультета начальных классов

Степаненко Ирина

Проверила: И.В. Фёдорова





Барнаул 2014





11



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал