- Учителю
- Урок 'Роль пейзажа в батальных сценах романа Л. Н. Толстого 'Война и мир'
Урок 'Роль пейзажа в батальных сценах романа Л. Н. Толстого 'Война и мир'
Тема урока: Роль пейзажа в батальных сценах романа Л.Н.Толстого «Война и мир»
Тип урока: Объяснение нового материала
Вид урока: Исследование
Цель урока: Образовательная - закрепление навыков самостоятельного анализа
произведения, выявление роли пейзажа в романе.
Воспитательная - воспитание любви к природе в процессе изучения
художественного произведения.
Развивающая - создание условий для развития умения высказывать
собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её.
Обеспечение урока: запись фильма С.Бондарчука «Война и мир»
ХОД УРОКА.
-
Вступительное слово.
Рассмотренные картины природы, как и большинство пейзажей Толстого, связаны с образами главных героев. Но не только они важны для понимания романа.
Центр романа - военные сцены, а кульминация его - Бородинское сражение, решившее исход войны 1812 года. Именно здесь стремление народа отстоять Отечество сплотило всё лучшее в нём, вызвало небывалый подъём мужества и патриотизма.
2.Основная часть.
1. - Что вы знаете о Бородинском сражении из истории? (Ответ ученика)
Россия одержала нравственную победу над врагом. В романе «Война и мир» народ становится главным героем Бородинского сражения. И хотя в повествовании о Бородине пейзаж занимает мало места, значение его существенно.
Зачитываем отрывок т.3, ч.2, гл.30.(«Панорама Бородинского поля»)
- Почему мы видим поле сражения глазами Пьера Безухова?
( Перед сражением панораму Бородинского поля видит Пьер, духовно слившийся с народом в этот грозный и торжественный час. Пьер замирает «от восхищения перед красотою зрелища» - вся местность покрыта войсками и дымом выстрелов, но «косые лучи яркого солнца…кидали на неё в чистом утреннем воздухе пронизывающий с золотым и розовым оттенком свет и тёмные, длинные тени. Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого-то драгоценного жёлто-зелёного камня, виднелись своею изогнутою чертой вершин на горизонте…Ближе блестели золотые поля и перелески».)
Природа торжественна и великолепна. Праздничны и ярки краски: золотой цвет, дважды повторенный в описании, соседствует с розовым и жёлто-зелёным. Строй речи, неспешный, с причастиями, обособленными определениями, подчеркивает значительность момента. И ради этого автор даже несколько нарушает приземлённую подлинность факта: вся местность покрыта дымом выстрелов, но воздух чист, и лучи солнца кидают тёмные, длинные тени.
-Как вы думаете, почему Толстой так поступает?
( Надо оттенить величественность предстоящего события и пейзаж выполняет эту роль)
Зачитываем отрывок: «Над Колочею…стоял туман, который тает, расплывается и просвечивает при выходе яркого солнца и волшебно окрашивает и очерчивает всё виднеющееся сквозь него. К этому туману присоединялся дым выстрелов, и по этому туману и дыму везде блестели молнии утреннего света…».
Туман делает местность волшебной. Слово, которое использовано при описании святочного катания, когда чувства Николая достигли душевного апогея. Там чувства Николая - здесь всего народа, поднявшегося на небывалую высоту патриотизма и самоотверженности.
В этом небольшом описании природы дважды используется глагол блестеть.
Слова блик, блестящий, по наблюдениям критиков, особенно любимы Толстым, потому что передают его восхищение жизнью, оптимистические воззрения на мир. А здесь момент не только восхищающий художника, но и предопределяющий победу над врагом.)
Ученики делают записи наблюдений в карточке.
Зачитываем отрывок «На батарее Раевского»
( Рассказывая о Бородинском сражении, о самом горячем его участке - батарее Раевского, Толстой ещё раз упоминает о природе: «Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел огонь, за разгоранием которого следил Пьер». Пейзаж передает настрой народа, он, как величавый и торжественный аккомпанемент, подчёркивает его героизм.)
- Какова композиционная роль данного описания?
( Картины природы выделяют сцены боя как вершинные, кульминационные, высвечивают мысль романа о величии и праведности борьбы за свободу Родины.)
Запись наблюдений в карточке.
Просмотр отрывка фильма «Война и мир» С.Бондарчука («Бородинское сражение»)
- На какие моменты обращает внимание режиссёр? Насколько соответствует описание пейзажа в романе Л.Толстого и в фильме С.Бондарчука?
(Режиссёр использует крупный план от которого переходит к показу героев. Создаётся впечатление масштабности и значимости предстоящего события. В целом и в романе, и в фильме пейзаж выполняет значительную роль).
И ещё одна деталь пейзажа, помогающая понять отношение Толстого к войне и миру.
Идёт к концу освободительная борьба русского народа, французы отступают. Позади сражение под Красным. Кутузов поздравляет солдат с «победой совершенной», благодарит их. Но «чувство величественного торжества соединяется у него с «жалостью к врагам и сознанием своей правоты»: « - А вот что. Братцы. Я знаю. Трудно вам. Да что же делать! Потерпите: недолго осталось. Выпроводим гостей. Отдохнём тогда…Вам трудно. Да всё же вы дома; а они - видите до чего дошли, - сказал он, указывая на пленных. - Хуже нищих последних. Пока были они сильны. Мы их не жалели, а теперь и пожалеть можно. Тоже они люди. Так, ребята?».
И «ребята» именно так, великодушно, по-человечески относятся к пленным. Пленного француза Мореля кормят кашей, отогревают возле костра. И это подлинное братство простых людей кажется автору здоровым и прекрасным.
И эту мысль сопровождает пейзаж.
Зачитываем отрывок т.4, ч.4, гл.9.
-Какие художественные средства использует автор в этом маленьком описании?
( Снова олицетворение, снова метафоры: звёзды разыгрались, перешёптывались хлопотливо. Небо как бы приблизилось к земле. Стало простым и близким - рядом долгожданный мир.
Земля, люди созданы для счастья. Толстой верит в это, верит в победу разума и справедливости. И пейзаж его гимн миру, братству людей на земле. Вместе с предыдущей сценой это маленькое описание снимает напряженность повествования, как бы готовя к развязке, и в композиции романа занимает свое место.)
Итак, мы рассмотрели описания аустерлицкого неба, берёзовой рощи и дуба, лунной ночи в Отрадном, зимний пейзаж святочного катания, картины природы в главах о бородинском бое и после сражения под Красным. Подметили особенности изобразительных средств: тонкий психологизм и в связи с этим приём олицетворения; объёмность, стереоскопичность картин природы, изображение её в движении, звуках, красках, с игрой света и теней; различие эмоциональных оттенков стиля - то вдумчиво-глубокого, то романтически-приподнятого, то реалистически-точного, то торжественно-величавого, то шутливо-обыденного.
Каждая картина природы играет немалую композиционную роль: намечает повороты в судьбах отдельных героев или даже всего народа, подчеркивает значимость определённых эпизодов романа.
Пейзажи Толстого наполнены большим идейным смыслом, передают в той или иной степени его философию:
природа прекрасна, человек - неотъемлемая часть её, он должен постигать красоту, величие и смысл природы, искать в жизни достойные цели, среди которых борьба во имя мира, справедливости, единства и счастья народа и Родины - самая высокая и чистая.
( итоговые записи на карточках о роли пейзажей в романе Толстого (5-7 мин.)
Учитель зачитывает из дневника Толстого.
«Смотрел, подходя к Овсянникову, на прелестный солнечный закат…и подумал…это один из вечных миров, который прекрасен, радостен и который мы не только можем, но должны сделать прекраснее и радостнее для живущих с нами и для тех, кто после нас будет жить в нём».
Домашнее задание:
-
Выучить наизусть отрывок описание пейзажа из романа «Война и мир» на выбор.
-
Выписать цитаты к образам Кутузова и Наполеона.
-
Подготовить сообщение «Кутузов и Наполеон - два нравственных полюса романа»
Примерное заполнение карточки учеником.
Картины природы
Средства художественной
выразительности
Место в композиции
Идейные функции
Небо Аустерлица
Эпитеты
В жизни Андрея намечается перелом, новый поворот сюжета
Осуждение войн, эгоистических стремлений, призыв к идеалам добра.
Описание берёзовой рощи и дуба
Олицетворение
Метафоры
Цветопись
Изменения в жизни героя, который нашёл свой путь
Природа помогает Андрею обрести веру в жизнь, найти своё место в жизни.
Лунная ночь в Отрадном
Эпитеты
Контраст
Соединение судеб Андрея и Наташи. Пейзаж усиливает эмоциональную настроенность.
Показана душевная высота героев.
Катание в святочную ночь
Эпитеты
Глаголы движения
Соединение Николая и Сони, изменения в сюжете, новые ходы.
Природа возвышает человека над будничностью.
На Бородинском поле
Эпитеты
Цветопись
Победа над врагом предопределена
Подчёркивается величественность события.
На батарее Раевского
Метафоры
Сравнение
Кульминационный момент в сражении и в жизни народа
Праведность борьбы за свободу Отечества
После битвы под Красным
Олицетворение
метафоры
Подготовка к развязке
Снимается напряжённость повествования.