7


  • Учителю
  • Рабочая программа 6 класс литература

Рабочая программа 6 класс литература

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

=[Республика Татарстан

Балтасинский муниципальный район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Карадуванская средняя общеобразовательная школа»


«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

____________ /Аюпова Г.С./

Протокол № ___

от «___» августа 2014 г.

«Согласовано»

Зам.директора по УР

____________ /Ахметова Г.Р./

«___» августа 2014 г.

«Утверждено»

Директор МБОУ «Карадуванская СОШ»

____________ /Зарипова Г.Ф./ Приказ № ___

от «___» августа 2014 г.




Рабочая программа

По русской литературе

Класс: 6

Количество часов: 70

Уровень: базовый

Учитель русского языка и литературы Мухаметшина Гулия Фидаилевна

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол № ___ от «___» августа 2014 г.



2014-2015 учебный год


Раздел I. Пояснительная записка


Рабочая программа разработана на основе:

  • Закона «Об образовании в РФ». ФЗ - 273 от 29 декабря 2012 г. (в действующей редакции);

  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования

(Приказ МО и Н РФ от 5 марта 2004г. №1089 (ред.от 19.10.2009);

  • Закона «Об образовании» РТ (в действующей редакции);

  • Примерной программы основного общего образования по русской литературе;

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих аккредитацию на 2014-2015 учебный год.(Приказ МО и Н РФ (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. №1067 г.Москва, зарегистрирован в Минюсте РФ 30 января 2013 года Регистрационный №26755);

  • Закона «Об образовании» РТ (в действующей редакции);

  • Образовательной программы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Карадуванская средняя общеобразовательная школа» Балтасинского муниципального района РТ на 2014-2015 учебный год утвержденного решением педагогического совета;

  • Учебного плана МБОУ «Карадуванская средняя общеобразовательная школа» Балтасинского муниципального района РТ на 2014-2015 учебный год, утвержденного решением педагогического совета;

  • Положения о рабочей программе МБОУ «Карадуванская СОШ».

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.


Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

-воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям культуры;

-развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи обучающихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания;

-овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением сведений по теории и истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.


Задачи:


- обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их, наряду с изучением родной литературы, к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литературы народов России;

- формирование умений сопоставлять произведения русской и родной литературы, находить в них сходные темы, проблемы, идеи, выявлять национально- и культурно-обусловленные различия;

- формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;

- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

- формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.


Программа рассчитана на 2 часа в неделю (35 рабочих недель, итого 70 часов).



Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Литература. 6 кл. В 2 ч. / авт.-сост. В. П. Полухина; под ред. В. Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2009.

























Раздел II. Содержание учебного курса


Введение. (1 час) Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.


УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольк­лора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольк­лора. Народные песни.

Пословицы и поговорки. Загадки - малые жанры устно­го народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афо­ристичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (началь­ные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.


ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Повесть временных лет», «Сказание о Кожемяке», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представления)


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Русская басня.

Иван Иванович Дмитриев. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Басня «Муха».


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы - помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зим­няя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубров­ский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровско­го против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, незави­симости личности. Романтическая история любви Владими­ра и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности инто­нации.

«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) раз­меры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о жизни писателя. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Ночь перед рождеством». Народ - созидатель духовных и материальных ценностей. Сочетание реальных и фантастических картин. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказочная форма повествования.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечат­левающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображе­нии природы. «Листья» - символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление су­деб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завеси­ла...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них - у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрас­ного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный харак­тер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообра­зом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэти­ческой речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жиз­ни поэта.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабрис­та в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. На­род - созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Свое­образие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотво­рении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закре­пление понятия). Диалог. Строфа (начальные представле­ния).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писа­теле.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его унижен­ности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чинов­никами. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представле­ния).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Родная природа в стихотворениях русских поэтов

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмот­ри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отно­шение автора к героям.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотно­шений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

Произведения о Великой Отечественной войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смолен­щины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Са­мойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа - честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности ис­пользования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героя.

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие поня­тий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Писатели улыбаются.

Василий Макарович Шукшин. Краткий рассказ о писателе «Срезал».

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная природа в русской поэзии XX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ

Габдулла Тукай. Краткий рассказ о поэте. «Родная деревня», «Книга». Тема Родины в поэзии Г.Тукая.

Кайсын Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…»


ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложе­нии Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея - борьба, преодоле­ние препятствий, познание неизвестного. Храбрость, смет­ливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей - мудрый прави­тель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» - песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе. «Дон Кихот»

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нра­вах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловеч­ный каприз. Рыцарь - герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой при­роды. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалисти­ческое воплощение.

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утвер­ждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Притча (начальные представ­ления).



Национально-региональный компонент реализуется на уроках изучения биографии и творчества А.С.Пушкина и татарского поэта Г.Тукая.









Раздел III. Учебно-тематический план.

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов всего

К/Р

Сочинение

Изложение

1

Введение.

1




2

Устное народное творчество.

1




3

Из древнерусской литературы.

2




4

Из русской литературы ХVIII века

1




5

Из русской литературы XIX века.

26

2

1

1

6

Из русской литературы XX века.

23

1

2


7

Из литературы народов России

2




8

Зарубежная литература.

11

1 (а)



9

Повторение пройденного.

3

1 (и)




Всего часов

70

5

3

1



Раздел IV. Требования к уровню подготовки обучающихся


В результате изучения литературы в 6 классе учащиеся должны


знать/понимать:

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творческого пути изучаемых писателей;

- такие теоретико-литературные понятия, как: миф, мифологический сюжет, персонаж, житие, сказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение; реальное, фантастическое, фабула, баллада; двухсложные и трёхсложные размеры стиха, строфа, роман, авторское отношение к героям; метафора, инверсия; героическая повесть, типы речи; образ рассказчика, идея произведения и авторский замысел; автобиографическая проза; повесть, художественная деталь, портрет и характер; юмор, юмористическая ситуация, деталь и её художественная роль в юмористическом произведении; цветообраз; кольцевая композиция;


уметь:

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

- определять род и жанр литературного произведения;

- выделять и формулировать тему, идею изученного произведения;

- давать характеристику героев;

- находить в тексте и характеризовать роль изобразительно-выразительных средств;

- выявлять авторское отношение к героям;

- выражать своё отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

-владеть различными видами пересказа;

- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.



Раздел V. Календарно-тематический план


№ урока

Тема урока

Содержание темы

Кол-во час.

Срок проведения

Примечание

план.

факт.

1

Литература как художественное отражение жизни


Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.


1

04.09

Устное народное творчество

2

Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни. Пословицы и поговорки.

Произведения обрядового фольк­лора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольк­лора. Загадки - малые жанры устно­го народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афо­ристичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (началь­ные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

1

08.09

Из древнерусской литературы

3

«Повесть временных лет». «Сказание о Кожемяке».


Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представления)

1

11.09

4

«Сказание о белгородском киселе»


1

15.09


Из литературы XVIII века

5

Русская басня. И. И. Дмитриев. «Муха».

Краткий рассказ о писателе-баснописце.


1

18.09


Из русской литературы XIX века

6

И. А. Крылов. Басни «Осел и Соловей», «Листы и Корни», «Ларчик».


Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

1

22.09


7

А. С. Пушкин. Страницы жизни и творчества. Стихотворение «И. И. Пущину».


Краткий рассказ о писателе. Светлое чувство дружбы - помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.

1

25.09


8

А. С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения.

Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

1

29.09


9

«Чувства добрые» в лирике А. С. Пушкина. Жанр стихотворного послания. «Зимняя дорога».

Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути. Эпитет, метафора как средства создания художественных образов в лирике А. С. Пушкина. Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

1

02.10


10

А. С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина», «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести.

Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.


1

06.10


11

А. С. Пушкин. Роман «Дубровский».


Изображение русского барства. Дубров­ский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровско­го против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, незави­симости личности. Романтическая история любви Владими­ра и Маши. Авторское отношение к героям.


1

09.10


12

Развитие понятия о композиции художественного произведения.


1

13.10


13

Подготовка к домашнему сочинению по повести А. С. Пушкина «Дубровский»».


1



16.10

14

Контрольная работа (тестирование) по творчеству А. С. Пушкина.


1

20.10


15

М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы», «Тучи». Двусложные и трёхсложные размеры стиха.


Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности инто­нации.

1

23.10


16

Антитеза как основной композиционный приём в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Листок», «На севере диком…». Особенности выражения темы одиночества. Обучение анализу одного стихотворения.

«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) раз­меры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления).


1

27.10


17

Н. В. Гоголь. «Ночь перед рождеством»

Краткий рассказ о жизни писателя. «Ночь перед рождеством». Народ - созидатель духовных и материальных ценностей. Сочетание реальных и фантастических картин. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказочная форма повествования.


1

30.10


18

И. С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бежин луг».

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

1

10.11


19

Ф. И. Тютчев. Слово о поэте. Особенности изображения природы в лирике Ф. И. Тютчева. «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся…».

Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечат­левающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображе­нии природы. «Листья» - символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление су­деб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.


1

13.11


20

А. А. Фет Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Природа как воплощение прекрасного.

Рассказ о поэте.

Стихотворения. Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрас­ного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный харак­тер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообра­зом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэти­ческой речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).


1

17.11


21

А. А. Фет. «Ещё майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. «Учись у них - у дуба, у берёзы…». Природа как мир истины и красоты.

1

20.11


22

Психологизм, гармоничность и музыкальность поэтической речи Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.


1

24.11


23

Н. А. Некрасов. Работа над стихотворением «Железная дорога». Своеобразие композиции.


Краткий рассказ о жиз­ни поэта. Картины подневольного труда. На­род - созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Свое­образие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотво­рении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закре­пление понятия). Диалог. Строфа (начальные представле­ния).

1

27.11


24

Н. А. Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Н. А. Некрасова.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабрис­та в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.


1

01.12


25

Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова.


1

04.12


26

Н. С. Лесков. Сказ «Левша». Анализ «Сказа…»«Портрет» Левши.

Краткий рассказ о писа­теле.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его унижен­ности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чинов­никами. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представле­ния).


1

08.12


27

Р/р. Изложение на тему «Левша в гостях у англичан»


1

11.12


28

А. П. Чехов. «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора.

Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).


1

15.12


29

Обобщающий урок по разделу «Произведения русских писателей XIX века»


1

18.12


30

Родная природа в стихотворениях русских поэтов.

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмот­ри, какая мгла...»;

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).


1

22.12


31

Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...».


1

25.12


Из русской литературы XX века

32-33

А. С. Грин «Алые паруса». Авторская позиция в произведении.


Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отно­шение автора к героям.


2

12.01

15.01


34

А. П. Платонов. Страницы жизни и творчества. Рассказ «Неизвестный цветок».


Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.


1

19.01


35-36

М. М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Анализ содержания сказки-были «Кладовая солнца».

Краткий рассказ о пи­сателе.

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотно­шений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.


2

22.01

26.01


37

Классное сочинение «Человек и природа в сказке -были М. М. Пришвина «Кладовая солнца».


1

29.01


38

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах-фронтовиках. К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», Д. С. Самойлов. «Сороковые» и др.

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне. Обучение выразительному чтению.


1

02.02


39

В. П. Астафьев. «Конь
с розовой гривой».


Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа - честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности ис­пользования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героя.


1

05.02


40-41

«Весело и интересно проведенный день» (нравственные проблемы рассказа Астафьева «Конь с розовой гривой»).


2

09.02

12.02


42-43

В. Г. Распутин. «Уроки французского».


Краткий рассказ о писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие поня­тий). Герой-повествователь (развитие понятия).


2

16.02

19.02


44

Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа.


1

23.02


45

Р/р. Нравственный выбор моего ровесника
(по произведениям
В. П. Астафьева,

В. Г. Распутина).

1

26.02


46

В. М. Шукшин. «Странные люди» - герои писателя. Рассказ «Срезал».


Краткий рассказ о писателе

1

02.03


47

Ф. А. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла».


Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

1

05.03


48

Контрольная работа или тестирование по творчеству Н. С. Лескова, А. П. Чехова, М. М. Пришвина, литературе о ВОВ.


1

09.03


49

Родная природа в русской поэзии XX века. А. А. Блок. Слово о поэте. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…».

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.


1

12.03

Тема № 49

50

С. А. Есенин. Слово о поэте. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Обучение выразительному чтению.

1

16.03

Темы № 50-51 пройдены объединенно, т.к.09.03 выходной день

51

А. А. Ахматова. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие…». Обучение анализу одного стихотворения.

1

19.03


52


Н. М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова.

Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

1

02.04


53

Р/р. «Мой родной дом» или «Мой любимый уголок природы» (сочинение-миниатюра).

1

06.04


Из литературы народов России

54

Г. Тукай «Родная деревня», « Книга».


Краткий рассказ о поэте. «Родная деревня», «Книга». Тема Родины в поэзии Г.Тукая.


1

09.04


55

К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…»


1

13.04


Из зарубежной литературы

56

Мифы Древней Греции. Понятие о мифе.


1

16.04


57

Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».


1

20.04


58

Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки.


1

23.04


59

Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. Хитроумный Одиссей: характер и поступки. Понятие о героическом эпосе.

Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея - борьба, преодоле­ние препятствий, познание неизвестного. Храбрость, смет­ливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей - мудрый прави­тель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» - песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).


1

27.04


60

М. Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире.

Рассказ о писателе.

1

30.04


61

«Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. Народное понимание правды жизни как нравственной ценности.


1

04.05


62

Ф. Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести.


Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нра­вах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловеч­ный каприз. Рыцарь - герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.


1

07.05


63

П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении.

Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой при­роды. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалисти­ческое воплощение.


1

11.05


64

Антуан де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка-притча.

Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утвер­ждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Притча (начальные представ­ления).


1

14.05


65-66

Антуан де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц». Маленький принц, его друзья и враги.

Административная контрольная работа.

1

18.05-

21.05


67

М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна».

«Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.

1

25.05


Повторение пройденного

68

Итоговая контрольная работа (тестирование)


1

28.05

69

Повторение и закрепление пройденного.


1


70

Итоговый урок.


1


Раздел VI. Перечень учебно-методического обеспечения


1. Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч./ В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин; под ред В. Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2009;

Список дополнительной литературы

  1. Коровина В. Я., В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс». - М.: Просвещение, 2011

  2. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим: Вопросы и задания по лит.: 6 кл. - М.: Просвещение, 1996



Электронно-образовательные ресурсы

  1. Виртуальное методическое сообщество «Кирилл и Мефодий»

  2. http://interneturok.ru/ (Видеопортал «Учителя вызывали?»)

Примерная итоговая контрольная работа (в форме теста)


1. Пословица - это :

1) краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль;

2) краткий иносказательный рассказ поучительного характера;

3) выражение насмешки.

2. Поговорка - это

1) меткое, яркое народное выражение, часть суждения без вывода, без заключения

2) вид художественного произведения

3) сказания, передающие представления древних народов о мире.

3. Назовите имя русского баснописца:

1) И.И. Дмитриев

2) В.А.Жуковский

3) А.А.Блок

4) В.М.Шукшин

4. Произведение А.С.Пушкина «Дубровский»:

1. Это повесть

2. Это рассказ

3. Это роман

4. Это новелла

5.Назовите стихотворение М.Ю.Лермонтова:

1. «Зимнее утро»

2. «Узник»

3. «И.И.Пущину»

4. «Три пальмы»

6.Назовите стихотворение А.А.Фета:

1. «Зимнее утро»

2. «Листья»

3. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

4. «Утес»

7.Назовите главных героев рассказа «Бежин луг»:

1. Автор, который повествует о событиях

2. Крестьянские дети

3. Взрослые крепостные крестьяне

4. Помещики

8. Тема стихотворения « Железная дорога» Н.А. Некрасова:

1. любовь к Родине

2. быт и нравы крестьян при крепостном праве

3. тяжелый труд крепостных

9. Какой художественный прием использует автор:

Шумят деревья весело-сухие,

И теплый ветер НЕЖЕН и УПРУГ. ( А.А.Ахматова)

10. Какой художественный приём использует автор:

С ней ШЕПЧЕТСЯ ветер, зеленые ветви лаская…

(М.Ю. Лермонтов)

11. Какой художественный приём использует автор:

Лёд неокрепший на речке студёной,

Словно как тающий сахар лежит… (Н.А. Некрасов)

12.Выберите определение, соответствующее понятию «Аллегория»:

1) построение художественного произведения;

2) чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета;

3) иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты

13. Выберите определение, соответствующее понятию: « Антитеза»

1) выражение , употребленное в переносном смысле, вместо другого слова, потому что между обозначаемыми предметами есть сходство.

2) противопоставление образов, эпизодов, картин, слов.

3) изображение одного предмета путем сравнения его с другим

14. Найдите соответствия между автором и названием произведения:

1. Н.А.Некрасов а.) «Барышня-крестьянка»

2.А.С.Пушкин б.)« Ларчик»

3. Крылов И.А. в). «Хорь и Калиныч»

4. И.С.Тургенев г). «Дедушка»

15. Назовите двусложные и трехсложные размеры стихотворений:

__ˊ___ _____

__ˊ___

__ˊ___ _____ _____

_____ __ˊ___ _____

_____ ______ __ˊ___

16. Соедините стрелками строки из стихотворений и стихотворные размеры. Определите «третий лишний»

Цитата

Стихотворный размер

Учись у них - у дуба, у березы. Кругом зима. Жестокая пора!

амфибрахий

Однажды, в студеную зимнюю пору, Я из лесу вышел; был сильный мороз

хорей

ямб





20




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал