- Учителю
- Урок литературы в 10 классе по роману И. С. Тургенева 'Отцы и дети'
Урок литературы в 10 классе по роману И. С. Тургенева 'Отцы и дети'
Урок-лекция в 10классе
Эволюция героя в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Цели урока:
- Обобщение знаний, полученных при изучении произведения. Проследить эволюцию главного героя «Отцы и дети» Евгения Базарова;
- Формировать навык анализа образа главного героя;
- Воспитывать интерес к тексту.
Методы работы:
- словесный;
Слово учителя:
Роман «Отцы и дети» начинается словами: «Что, Петр, не видать еще?» И затем появляется Евгений Базаров, продолжающий тему трагического героя писателя и являющийся типом русского героя, для которого дело жизни - преобразование русского общества. Русский герой - разрушитель во имя будущего, ему самому неясного созидания. Позитивист по убеждению, он воплощает новое сознание человека середины века. В его представлениях о человеке слышится философия Чернышевского.
Человек для него - «лягушка на двух ногах», физиологическая система. Все люди одинаковы, потому что у каждого есть сердце, легкие, печень, - вот главное убеждение Базарова. Подобно Чернышевскому, он утверждает, что нравственные категории имеют социальную природу. «Мы приблизительно знаем, отчего происходят телесные недуги; а нравственные болезни происходят от дурного воспитания, от всяких пустяков, которыми сызмала набивают людские головы, от безобразного состояния общества, одним словом. Исправьте общество, и болезней не будет» (гл.XVI)
Вопрос к учащимся.
- Кто же такой Базаров? Как он называет себя?
-Базаров - нигилист. Николай Петрович даёт определение слову нигилист - "…который ничего не признаёт". Для Павла Петровича нигилист - это, прежде всего, тот, кто "не склоняется" ни перед каким опытом. Однако люди, отказывающиеся от прошлого, по его мнению, обречены "существовать в пустоте, в безвоздушном пространстве". Аркадия, невольного возмутителя спокойствия, больше занимает не смысл того, о чем он говорит, а собственно бунтарский характер произносимых им слов.
Запись определения понятия «нигилизм»
Нигилизм - это..
- (от лат, nihil - "ничто") отрицание общеприняты: идеалов, моральных норм, культуры, форм об жизни. (Большой энциклопедический словарь)
-"безобразное и безнравственное учение, отвергаю го нельзя ощупать". (Толковый словарь В.Даля)
-"голое отрицание всего, логически не оправданный скептицизм". (Толковый словарь русского языка)
- Как относится Евгений к обществу?
Для Базарова совершенно очевидно, что русское общество больно. «…грубейшее суеверие нас душит…, наши акционерные общества лопаются единственно оттого, что оказывается недостаток в честных людях…, мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке» ( гл. X). Невежество, воровство и пьянство - вот диагноз, который новый русский герой ставит России. И берет на себя миссию исцеления ее. В Базарове просматривается общая для нового героя середины века тенденция Человекобожия. Он действительно ассоциирует себя с Богом. В разговоре с Аркадием после посещения Кукшиной он скажет, что ему нужны такие «олухи», ведь « не Богам же, в самом деле, горшки обжигать» (гл. XIX).
Причины болезни России Базаров видит во дворянстве. Главный упрек его предшествующему поколению в лице Павла Петровича Кирсанова в том, что дворяне много говорили и ничего не делали. В своих рассуждениях о высших материях, либерализме, демократизме, аристократизме, чистом искусстве, они слишком далеко ушли от действительной жизни, погрузились в мир абстрактных идей и не заметили, как изменилась реальность вокруг них. Доказывая Павлу Петровичу его нежизнеспособность, Базаров оперирует категорией народа. Народ становится главной разменной картой в споре между разночинцем и дворянином. Все, что говорит Кирсанов о народе - «он свято чтит предания, он патриархальный, он не может жить без веры», - не вызывает у Базарова сомнений. Но в то же время не вызывает и такого восторга, как у Павла Петровича, ибо Базаров знает и другой народ, грубый, невежественный, поскольку принадлежит ему, вышел из него и гордится своими мужицкими корнями («Мой дед землю пахал»). Он утверждает свою не только кровную, но и духовную связь с народом («Вы порицаете мое направление, а кто вам сказал, что оно во мне случайно, что оно не вызвано тем самым народным духом, во имя которого вы так ратуете?»)
Павел Петрович Кирсанов говорит о народе с точки зрения официальной народности. Он декларирует идею о народе, не окрашенную личным переживанием. Русский мужик ему глубоко безразличен. В деревне своего брата он живет на английский манер. Для Базарова эта тема глубоко личная. И хотя он может презирать русского мужика за его невежество, за его безобразие («… русский мужик рад самого себя обокрасть, лишь бы напиться дурману в кабаке»), но он уверен, что его миссия вызвана духом самого народа.
Здесь начинаются все противоречия Базарова. Признающий только физиологическую и социальную природу человека, он сам, не замечая того, все время оперирует категорией духа. И тогда, когда поделил людей на Богов и олухов (ведь у богов и олухов одни и те же органы, значит, их различие лежит в области духовной силы), и когда говорит о народном духе. Базаров сам того не замечает, как оказывается на зыбкой грани, отделяющей мир физической реальности от мира метафизического бытия.
- Как изменила Евгения встреча с Одинцовой?
Любовь окончательно разрушит эту зыбкую грань и поставит Базарова в неразрешимую для него ситуацию выбора.
С самого начала между Базаровым и Одинцовой немного общего. Она - "герцогиня", он - "лекарь"; она - холодная и безмятежная, он, как покажет история любви к этой женщине, - неравнодушный и страстный. В нём происходит что-то не базаровское: "что-то другое..., чего он никак не допускал". Испытание любовью становится для героя рубежным. Только любовь обнаруживает в нем глубокого в эмоциональном переживании человека, самосгорающего в своем чувстве.
В философии Тургенева любовь метафизична по своей сути.
Запись в тетрадь
Метафизичность - абстрактность, отвлеченность, умозрительность.
Она всегда подарок судьбы. И проблема человека только в том, как отнестись к этому подарку, как с ним жить. Для Базарова любовь, как и все остальное в его жизни, измерялась физиологией. «Нравится тебе женщина, старайся добиться толку; а нельзя - ну, не надо, отвернись - земля не клином сошлась» (гл.XVII) Любовь неожиданно для героя проникает в душу, изменяет его. Он чувствует, что с ним происходит то, что он всегда отрицал, над чем он всегда смеялся. Это пока вызывает в Базарове некоторую рассеянность, недоумение, что выражается в несвойственном ему поведении. Он еще смешно грозит себе кулаком, когда в нем просыпается романтическая мечтательность. Но скоро комическое для героя обернется трагическим. Базаров неизбежно оказывается в ситуации выбора. Он должен признаться: в нем появилось то, что им отрицалось как нежизнеспособное, - любовь. Это чувство поколебало мировоззренческую позицию Базарова, его мессианскую роль. Он готовился исправлять Россию, а пока что не может справиться с самим собой. Поэтому с такой злобой Базаров признается в любви Анне Сергеевне. И не случайно он во время признания стоит спиной к героине. Базаров прекрасно понимает, что его чувство безответно, или, как он говорит, «глупо», «безумно». Он сам себе со злостью признается, что не справился с ним, что оно пустило в нем корни, живет, противореча всей предшествующей логике его жизни.
Любовь изменила картину мира для Базарова. Мир оказался значительно масштабнее, чем он себе его представлял. Он не измеряется только социумом. Он - вечность. И если в рамках социума Базаров мыслил себя Богом, гигантом, то в масштабах вечности он всего лишь - «атом», «математическая точка». Ситуация выбора для Базарова заключается в том, как соединить или как разъединить две ипостаси самого себя. Это трагически невозможный выбор для героя. Позитивистское мышление Базарова не может отказаться ни от одного своего «я», ибо они существуют не как вымысел, а как факт его реального существования в мире. Все мысли Базарова, все его внутренние силы уходят на постижение новых открывшихся ему противоречий. Может быть, этим и объясняется его рассеянность, стоившая ему жизни.
Сцена смерти Базарова построена как его диалог с самим собой и с вечностью. И хотя у него, казалось бы, есть слушатель в лице Анны Сергеевны, но говорит он не с ней. Его предсмертная речь - это разрешение трагического противостояния внутри себя - так кто же я, Бог или червь, - и трагического противостояния с вечностью - «часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью… А в этом атоме, в этой математической точке кровь обращается, мозг работает, чего-то хочет тоже. Что за безобразие!» (гл. XXI)
В своем диалоге с вечностью Базаров все-таки отстаивает свое право быть героем. Но только миссия этого героя заключается совсем в другом. Не в том, чтобы перевернуть Россию, а в том, чтобы не струсить перед смертью. Базарову важно умереть, не испугавшись смерти. И тогда он только физически будет раздавлен колесом судьбы («попал под колесо») и превращен в «червяка полураздавленного». Сила же его духа будет равна силе самой вечности, с которой он окажется наравне, если не испугается.
Итоги: Трагизм Базарова - Базаров, вступая в диалог-спор, с вечной природой доказывает силу человеческого духа, равную силе самой стихии жизни.
В эпилоге романа точка зрения автора не совпадает с точкой зрения своего героя. Тургенев уверен, что, сколько бы человек ни старался поставить себя в один ряд с природой, он все равно будет ниже и слабее ее. «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не о вечном спокойствии говорят нам они, а о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной». По логике автора, человек должен признать свое бессилие перед природой и смириться с этим. Герой Тургенева не смирился.
Путь Базарова от конкретно-исторического образа героя постепенно превращается в путь мифологического героя-титана, вступающего в борьбу, как справедливо заметил критик Н.Н. Страхов, с самой матерью- природой.
Таким образом, в своеобразной тетралогии Тургенева мы обнаруживаем два типа героя, смирившегося с судьбой и бунтующего против нее, что соответствует закону равновесия всех природных сил, о чем писатель не раз говорил в своих малых прозаических жанрах.
Список используемой литературы: И.С. Тургенев «Отцы и дети» (1862)
Критико-публицистические работы :Антонович М.А. Асмодей нашего времени // Русская литературная критика 1860-х годов. - М., Просвещение, 1984. С. 204-213
Писарев Д.И. Базаров// Там же. С.213-256
Страхов Н.Н. И.С. Тургенев Отцы и дети // Страхов Н.Н. Литературная критика. - М., Современник, 1984. С.181-21