- Учителю
- Конкурсная работа по теме 'Православие'
Конкурсная работа по теме 'Православие'
Д Е П А Р Т А М Е Н Т О Б Р А З О В А Н И Я
И С О Ц И А Л Ь Н О-П Р А В О В О Й З А Щ И Т Ы Д Е Т С Т В А
А Д М И Н И С Т Р А Ц И И Г О Р О Д А Н И Ж Н Е ГО Н О В Г О Р О Д А
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 43
ул. Строкина, дом 2, г. Нижний Новгород, 603138, тел./факс (831) 297-40-98, 297-40-71 e-mail: schooln43@inbox.ru
Четвертый Всероссийский детский творческий конкурс
«Святые заступники Руси»
Смиренный воин
святой великомученик Георгий Победоносец
Чудо мужественности и победоносности
Выполнила - ученица 8-Б класса
Осина Елена
Учитель - Иванова И.Л.
Нижний Новгород
2010
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
«Какова цель жизни христианина? Её можно представить так: жизнь христианина есть повторение земной жизни Христа. Это рождение, проповедь, «Осанна» и «Распни», Фавор и Голгофа. И если христианин все выдержит, как выдержал Христос, его ждет Воскресение, жизнь в Вечности», - я прочитала это в книге, и это осталось в памяти. Когда я узнала о конкурсе, эти слова вспомнились. Я подумала: «Святой великомученик Георгий удостоился этой Вечной жизни».
В нашей семье всегда почитали Георгия Победоносца. С торжественной приподнятостью произносят его имя. С возрастом я стала осознавать почему.
За его святые молитвы о нас, христианах, за его незримое покровительство нам, россиянам.
Георгий Победоносец - мужественный воин и доблестный защитник Отечества, готовый к состраданию и прощению. История жизни святого - пример стойкости и твердости характера, преданности христианской вере.
Родился будущий святой во II веке в Риме. Когда он вырос, поступил на службу в римское войско, проявил себя и был поставлен императором Диоклетианом на высокую должность. Но не знал царь, что Георгий вырос в благочестивой христианской семье. Однажды, услышав бесчеловечный приговор об истреблении христиан, сердце молодого воина не выдержало, воспламенилось состраданием. Он обличил императора в жестокости и несправедливости и смело объявил себя христианином. Георгия подвергли жестоким пыткам (обсыпали негашеной известью, мучили каленым железом, били до крови воловьими жилами). Георгий переносил всё терпеливо (за то и был признан мучеником). В отчаянии император приказал отрубить юноше голову. Это произошло в 303 году.
Я знаю, что на Руси образ Георгия Победоносца получил великое почитание. В честь святого написаны житие, иконы, возведены храмы. «Чудо Георгия о змие» - так называется древнерусская повесть. Его изображение было на старинных деньгах, есть и на современных. Орден святого Георгия - одна из 3-х высших государственных наград царской и современной России. Изображение великого воина Христова на гербе Российской Федерации и на гербе города Москвы. Георгий Победоносец - покровитель не только нашей столицы, но и моего родного города Нижнего Новгорода, ведь как основатель Москвы (Юрий (Георгий) Долгорукий), так и основатель Нижнего носят одинаковое имя - Георгий - в честь святого.
Основатель нашего города Георгий Всеволодович также был мужественным и храбрым воином, отдавшим жизнь за спасение земли Русской и веры Православной от порабощения монголо-татарами. Он тоже причислен церковью к лику святых. Поэтому над центральной башней Нижегородского кремля находится икона благоверного князя-основателя нашего города. И в нашем приходском храме великомученицы Татианы на Автозаводе есть икона Георгия Всеволодовича. А в городе есть храм в честь Георгия Победоносца при Академии МВД.
Почитают святого воина и за помощь русским в войне с фашистами. Я глубоко убеждена, что даже сам День Победы пришелся в 1945 году на 9 мая неслучайно. Задолго до Великой Отечественной войны церковное празднование великомученика было установлено 6 мая. Как раз в первые майские дни наступило затишье на фронтах Второй мировой. А в последнее время стало известно, что маршал Георгий Константинович Жуков считал Святого Георгия своим Небесным покровителем.
В нашей домашней библиотеке есть 12 томов «Жития святых» известного толкователя - богослова Димитрия Ростовского.
Святитель Димитрий Ростовский с детства любил посвящать свободное время чтению душеполезных книг. Повзрослев, он принял монашеский постриг. Стал сам писать богословские книги.
Я заметила, что Димитрий Ростовский рассказывает о житие святых очень подробно, стараясь не упустить даже малейших тонкостей. Конечно, он понимал, что святые исполнены Духа Божьего и стремился сохранить этот Дух, рассказывая о их подвиге. Заметила я и другое: святитель «позволяет» собственный комментарий при пересказе, и оттого повествование получается живым. С этой точки зрения очень любопытно житие Георгия Победоносца.
Безусловно, в житие святого Георгия в первую очередь поражают мучения, которым подверг его император римский Диоклетиан, жестокий, бесчеловечный мучитель и губитель христиан. Но при чтении жития видно, что святитель Димитрий детально выписывает не зверства Диоклетиана, не мучения и чудеса исцеления святого Георгия, а состояние присутствующих при мучениях, и прежде всего императора-нечестивца*.
Как человек верующий во Христа, святитель Димитрий не видит в чудесах исцеления ничего необычного и сверхъестественного. Но зачем он пытается привлечь внимание читателей к состоянию злодейственного императора? Так, при описании Диоклетиана он постоянно использует слова «изумился», «удивился». Кажется, они не вяжутся с образом «мучителя» и его пособников. «Изумившись таким словам святого… Царь же от удивления не мог придти в себя… При виде этого чуда воины пришли в великий ужас и недоумение… Слуги и народ, присутствующие при этом, пришли в ужас и удивление… Царь с удивлением сказал… Удивился царь и весь синклит его… До каких пор, Георгий, будешь ты удивлять нас деяниями твоими…»
Чему они удивляются? Тому, что после жестоких мучений тело святого за одну ночь исцелялось? Да, для безбожников, а именно для Диоклетиана и его приближенных идолопоклонников, не знавших «Бога живаго», Его милости, долготерпения и человеколюбия, происходящее кажется невозможным. Но разве это удивительно для тех, кто знает, что Господь милостив и человеколюбив, и по своей милости Он помогает в трудных ситуациях?! Снова стоял святой воин и призывал Господа: «Когда пришли слуги..., то нашли святого вопреки ожиданию, невредимым, живым, здоровым и разрешенным от уз. Он стоял с лицом светлым, простирал руки к небу и благодарил Бога за все Его благодеяния».** Нам, христианам, не удивительно, что Господь исцелял тяжелобольных, воскрешал мертвых. И здесь нам понятно то, что не понятно Диоклетиану: великомученик Георгий становился не просто здоров телом, он становился бодрее духом. Вот слова самого святого: «Не думай, о царь, что я не обращаю внимания на муки, благодаря человеческому умышлению. Нет, я спасаюсь призыванием Христа и Его силы. Уповая на Него, по таинственному Его научению мы ни во что считаем муки… Он ведает, что ваша злоба ничего не достигнет, и научил Своих слуг не бояться убивающих тело, так как они не могут убить душу».
Из жития, составленного Димитрием Ростовским, видно: все чудо мужественности и победоносности Георгия состоит в том, что люто мучимый святой подкреплялся и исцелялся молитвой. «Не оставь меня, Владыко, за мои грехи, чтобы не сказали мои враги: «Где Бог его?» Покажи силу Твою и прославь имя Твое во мне, непотребном рабе Твоем. Пошли мне ангела, хранителя меня недостойного, - Ты, претворивший пещь вавилонскую в росу и сохранивший твоих отроков невредимыми, ибо Ты благословен во веки. Аминь».
Именно так составляя житие святого Георгия Победоносца, Димитрий Ростовский разоблачает «могущество» Диоклетиана, его бессилие перед силой Божьей, перед могуществом Его. Закончим же наши размышления словами святого: «О… царь,.. царство, которым ты теперь наслаждаешься - непостоянно, суетно и быстро погибнет, а вместе с ним гибнут и его кратковременные наслаждения. И никакой пользы не получают те, кто обольщен ими. Ничто из этого не может ослабить моего благочестия, и никакие муки не устрашат душу мою и не поколеблют ума моего».
Будем верить в то, что Господь совершит и ещё больше чудес, ведь ими и верой нашей прославляется имя Его.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Аминь.
*- слова из Жития святого, составленного Димитрием Ростовским.
** - Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Месяц апрель., М., «Прогресс»,
1997.