- Учителю
- Школьная олимпиада по литературе. 9 класс
Школьная олимпиада по литературе. 9 класс
Школьная олимпиада по литературе. 9 класс
1.Прочитайте стихотворение Е.Баратынского:
Шуми, шуми с крутой вершины,
Не умолкай, поток седой! -
Соединяй протяжный вой
С протяжным отзывом долины!
Я слышу: свищет аквилон,
Качает елию скрыпучей,
И с непогодою ревучей
Твой рев мятежный соглашен.
Зачем с безумным ожиданьем
К тебе прислушиваюсь я?
Зачем трепещет грудь моя
Каким-то вещим трепетаньем?
Как очарованный стою
Над дымной бездною твоею -
И, мнится, сердцем разумею
Речь безглагольную твою.
Шуми, шуми с крутой вершины,
Не умолкай, поток седой!
Соединяй протяжный вой
С протяжным отзывом долины!
-
Какова тема стихотворения? (2 б.) Назовите его основные образы (по 0,5 б. за факт)
-
Как изменяется художественное пространство стихотворения? (4 б.)
-
Какими выразительными средствами создаётся образ водопада? (по 0,5 б. за факт)
-
Каковы особенности звучания стихотворения? Меняется ли звучание стихотворения? Обоснуйте свой ответ. Прокомментируйте непривычное, устаревшее произношение слова скрыпучая. (4 б.)
-
Проанализируйте композицию стихотворения. Какими средствами она создаётся? Как построение стихотворения связано со смыслом? (6 б.)
-
Найдите повторы. Какую роль они играют в стихотворении? (2 б.)
1.7. Стихотворение впервые опубликовано в 1821 году. Через шесть лет, в сборнике 1827 года, Е. Баратынский произвел существенную правку, а в издании 1835 года снял заглавие - «Водопад». Пятая-двенадцатая строки стихотворения первоначально выглядели так:
Я слышу грохот вод твоих:
Свистя, сливает ветр порывный
Свой вопль глухой и заунывный
С однообразным шумом их.
С каким-то смутным ожиданьем
В их говор вслушиваюсь я,
Куда-то вдаль душа моя
Летит надеждой и желаньем.
Изменена была и 16-я строка. Вот ее первоначальный вид:
Музыку важную твою.
- Почему, на ваш взгляд, Е.Баратынский отказывается от названия? (1 б.)
- Как правка изменяла смысловые оттенки стихотворения? Как изменились состояние лирического героя и сам пейзаж? (2 б.)
1.8. Определите поэтическую идею стихотворения. (2 б.)
2. Определите, на кого написаны следующие пародии. Объясните свой выбор. Определите, какие черты поэтики спародированы. (1 б. + по 0,5 б. за факт)
2.1.
Ода вздорная Ι
Как если я того достоин,
Скажи мне, о Сатурнов сын!
Почто оставил ты чертоги
И глубину ревущих вод?
Отверз уста правитель моря -
Стократ сильняе стала буря,
И океан вострепетал,
Леса и горы затрещали,
Брега морские затряслися,
И устрашился сам Зевес.
«Твоею лирой насладиться
Я вышел из пучинных недр;
Поставь Фебанские ты стены
На мразных северных брегах;
Твои великолепны песни
Подобны песням Амфиона;
Не медли, зижди новый град
И украси храм музам пышно
Мусией, бисером и златом», -
Он рек - и скрылся в бездне вод.
2.2. Любезный читатель! Сколь приятно и умилительно сердцу видеть дружбу двух сердец любящих. Всей чувствительной натурой своей бедная старушка любила серенького козлика; знайте же, грубые сердцем, что и крестьянки чувствовать умеют.
Но увы! Сколь часто неблагодарность, сия змея, на груди человеческой отогретая, свивает себе гнездо в душах существ обожаемых.
Сей серенький козлик был склонен более к опасностям жизни бурной, нежели к прелестям мирного существования селянина на лоне сладостной Натуры под кущами зеленых садов, среди цветущих дерев и приятного ручейков лепета.
В чаще непроходимых дубрав нашел наш серенький козлик погибель свою от острых когтей и зубов косматого чудовища лесов Гиперборейских - серого волка. Лишь в знак любезной памяти дружбы и умиления сердечного оставило оное чудовище бедной старушке, горькие слёзы в тиши ночной проливавшей, рожки да ножки существа, столь горячо любимого и столь печально погибшего.
1803
2.3. Напишите для словаря литературоведческих терминов статью «ПАРОДИЯ». (3 б.)
3.Из какого произведения взяты отрывки (конец произведения) (max 6 б. - по 0,5б. за факт: автор, название произведения):
3.1. Козаки живо плыли на узких двутрульных челнах, дружно гребли веслами, осторожно минали отмели, всполашивая подымавшихся птиц, и говорили про своего атамана.
3.2. - Сейчас расскажу тебе: дай собраться с мыслями и памятью. А ты запиши: может быть, кому-нибудь пригодится.
И он рассказал ему, что здесь написано.
3.3. В тот же день […], не полюбопытствовав взглянуть на Петербург, обратно поехала в деревню...
3.4.- Боже мой, Боже мой! - сказала […], схватив его руку; - так это были вы! И вы не узнаете меня?
[…] побледнел... и бросился к ее ногам...
3.5. Причем не позабыл, по прежней привычке своей, утащить старую подошву от сапога, валявшуюся на лавке.
3.6. Потом он примолвил, несколько подумав:
- Да, жаль беднягу... Черт же его дернул ночью с пьяным разговаривать!.. Впрочем, видно, уж так у него на роду было написано!..
Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений.
3.7. […] Вот злонравия достойные плоды!
3.8. [...] Приехавший по именному поведению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе. Он остановился в гостинице.
3.9. Но последствия их оправдали; грозные посещения, пожары и грабежи прекратились, дороги стали свободны. По другим известиям узнали, что […] скрылся за границу.
3.10.- Ага, - сказал […], - да у вас, кажется, дело совсем уже слажено...
Читатели избавят меня от излишней обязанности описывать развязку.
3.11. Скучно на этом свете, господа!
3.12. И я дал мальчишке пятачок и не жалел уже ни о поездке, ни о семи рублях, мною истраченных.
4.Напишите размышления на тему «Мои любимые поэтические строки» (4 б.)