- Учителю
- Материал к уроку по творчеству С. Есенина
Материал к уроку по творчеству С. Есенина
Стихотворение С.А.Есенина «Береза» отличается от бунинского. Попробуем разобраться. Произведение относится к ранней лирике поэта и датируется 1913 годом, напечатано оно было год спустя в журнале « Мирок» под псевдонимом Аристон.
Период написания стихотворения связан с тем временем, когда 18-летний Есенин жил в Москве. Находясь вдали от родного Константинова, поэт не мог не испытывать чувства тоски по родным местам, поэтому ему вспоминались отчий дом, родная природа.
В стихотворении С.Есенина образ березы связан с волнующими и яркими воспоминаниями детства. Во второй строфе стихотворения автор пишет «под моим окном». Такое личное откровение делает образ березы милым и понятным не только автору, но и читателям.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром. ‹1913›
Почему же С.Есенин обратился к образу березки? Существует несколько точек зрения.
Некоторые исследователи утверждают, что поэт в душе был язычником, и береза для него явилось символом духовной чистоты и возрождения. Поэтому в сложный период жизни, будучи оторванным от родных мест, поэт искал точку опоры в своих воспоминания, представляя, как выглядит его любимица-березка. Как можно не любоваться этим деревом в тот момент, когда она сбрасывает золотую листву, когда в серебристом инее стоит, склонив ветви, и когда снова одевается в новый зеленый наряд. Береза красива в любое время года!
Кроме того, следует заметить, что березу Есенин отождествлял с молодой женщиной, красота которой таится в милом и простом облике. И в этом нет ничего удивительного, так как в русском фольклоре береза считается женским деревом. Береза - символ радости, гармонии и утешения.
Прекрасно зная русские поверья, С.Есенин знал, что если березе поведать о наболевшем, на душе станет легче.
Таким образом, в березе соединились несколько образов: Родины, девушки, матери. Именно поэтому стихотворение вызывает разнообразную гамму чувств: грусть, радость, восхищение.
Но все же для автора произведение, скорее, грустное. В нем автор прощается с детством, с родным селом, с радостным и беззаботным временем.
Обратимся к главному образу стихотворения - березке. Ее поэт изображает так, что она похожа на красивую снежную королеву: «белая», «принакрылась снегом», «на пушистых ветках…распустились кисти снежной бахромой». Но и вокруг нее завораживающая своей умиротворенностью картина: «сонная тишина», «горят снежинки в золотом огне», «заря, лениво…обсыпает». В этой тихой прелести прослеживается образ зимы, он синонимичен образу смерти и смертной тоски. Отсюда и ощущение грусти, печали. Так автор хотел показать закономерность увядания женской красоты. Конечно, береза ассоциируется с горделивой русской девушкой. Но в контраст с увяданием Есенин умело подчеркивает и прелесть, утверждая, что красота березки расцветает особенно в морозные дни.
Возвратный глагол «принакрылась» подчеркивает не только одухотворенность, но и цельность, и значительность образа русского дерева. Олицетворение, использованное поэтом, позволяет читателю заметить, что береза сама принакрылась снегом, а не мороз использовал свою силу. Поэтому и кисти «распустились белой бахромой» тоже сами. И вот он, яркий образ - красавица, отдыхающая «в сонной тишине», причем, красавица богатая: ведь принакрылась снегом она, «точно серебром», кисти украшены белой бахромой, которая использовалась только представительницами высшего общества, а снежинки в наряде березы горят «в золотом огне».
В сюжетной линии стихотворения сочетаются динамика (появление новых описательных признаков березы) и статика (постоянство в изображении картины тишины), однако можно выделить и кульминационный момент. Это третья строфа, где словесное рисование достигло своего апогея, максимального великолепия:
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
В этих строчках красоту дерева подчеркивает еще и то, что вокруг нее все горит «в золотом огне».
Стихотворение достаточно гармонично, несмотря на то, что поделено на четыре строфы. Первое эмоциональное впечатление постепенно сменяется проникновением в тайну существования дерева. Береза, оказывается, живет внутренней жизнью. Она сама из себя творит чудо: в ней таится природная сила, способная обычный пейзаж превратить в сказочно-прекрасный. Третья строфа стихотворения начинается союзом и, имеющим в поэтическом контексте особый смысл: естественное продолжение лирического повествования, объединение всего произведения в единое целое, указание на последовательность смены описываемых картин. В третьей строфе расширяются пространственные границы изображения, определяется место березы в окружающем мире. В последней строфе главная роль отведена заре, внимание которой еще более выделяет березу среди окружающей действительности:
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Поражает также переливы цветов, их тонкая нюансировка, переход одного цвета в другой, их смешение и образование на их основе нового цвета. Есенин, рисуя картины природы, всегда называет цвета, в которые она окрашена. Это он делает для того, чтобы читатели могли лучше представить то, о чём он пишет. Есенин сравнивает опушенные снегом кисточки берёзовых веток с белой бахромой. Поэт дважды сравнивает снег с серебром, но при этом использует разные приёмы: в первой строфе, когда берёза принакрылась снегом, точно серебром - сравнение, а в последних строках стихотворения, когда заря обсыпает ветки новым серебром, тоже есть сравнение, но оно как бы скрыто. Поэт не говорит, что заря обсыпает ветки снегом, точно серебром. Он сразу называет снег серебром, надеясь на нашу догадливость. Это скрытое сравнение - метафора. Поэт пишет, что снежинки горят в золотом огне. Здесь употреблено слово горят в переносном смысле. Это слово часто употребляется в переносном значении. Мы говорим, например, глаза горят. Снежинки не могут, конечно, гореть, как дрова. А под выражением золотой огонь поэт подразумевает свет зари. Зимой небо озаряется не так ярко, как летом. Долго стоит берёза в сонной тишине - от утренней зари до вечерней. Именно так, нам кажется, надо понимать слова - обходя кругом. Сначала заря была на востоке, а затем - на западе. Также Есенин называет зарю ленивой, это потому, что зимой заря начинается позже, чем летом, будто ленится встать пораньше. И горит она не так ярко, как летом, как будто ей лень озарять небо. Несмотря на небольшой объем произведения, язык его богат, обладает народностью. Таким образом, все любимые цвета (белый, серебристый, золотой) Есенин использовал в стихотворении «Береза».
Итак, стихотворение С.А.Есенина мощно и ярко изображает русскую природу. Мы не только любуемся частичкой русской природы, но и восхищаемся всей русской землей.
Есенин был убежден, что именно он является выразителем истинно русской песенной души, подлинной, «природной» России, и он сердито говорил Маяковскому, что Россия - его, а не Маяковского. Россия Есенина, так же как и Россия Тютчева, Блока, - это во многом поэтический миф (сюда уходит корнями и последующая трагедия лирического Есенина, не выдержавшего столкновения мечты и реальности). Для молодого Есенина крестьянская Россия - воплощение рая. Русь в ранних стихах Есенина празднична, лишена конфликтов, расписана под православный лубок, лирический герой ощущает себя в ней вполне безмятежно. Главное место в поэтическом мире Есенина занимают месяц, звезды, животные и птицы, деревенская изба, голубые поля... Природа у поэта священна и описывается часто в ранней поэзии как божественный храм.