- Учителю
- Урок литературы. Тема поэта и поэзии в творчестве А. Ахматовой.
Урок литературы. Тема поэта и поэзии в творчестве А. Ахматовой.
Тема Тема поэта и поэзии в лирике А. Ахматовой.
Тип урока Комбинированный.
Цель Продолжить знакомство с лирикой А. А. Ахматовой.
Показать, как развивалась тема поэта и поэзии в творчестве А. Ахматовой.
Воспитать интерес к русской литературе, внимательное отношение к слову.
Оборудование
Портреты А. А. Ахматовой.
Видеофильм
Эпиграф Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах всё быть должно некстати,
Не так, как у людей.
А. Ахматова ( «Тайны мастерства»)
Поэт не человек, он только дух -
Будь слеп он, как Гомер,
Иль как Бетховен, глух, -
Всё видит, слышит, всем владеет…
А. Ахматова
Ход урока
I Повторение изученного материала
1. Слово учителя Среди блистательных имён поэтов серебряного века выделяется
имя Анны Ахматовой. За всю многовековую историю русской
литературы это, пожалуй, первый случай, когда женщина - поэт по
силе своего дарования ни в чём не уступила поэтам - мужчинам.
Не случайно она не жаловала слово «поэтесса» и не делала никаких
скидок на «женскую слабость», предъявляя самые высокие требова -
ния к званию ПОЭТ.
Что же позволило ей стать в один ряд с крупнейшимми лириками
ХХ века: Блоком, Есениным, Маяковским, Мандельштамом, Гумилё -
вым, Пастернаком?.. В первую очередь это предельная искренность,
отношениие к творчеству как к «священному ремеслу», теснейшая
связь с родной землёй, её историей, культурой и, безусловно,
виртуозное владение словом и безукоризненное чувство родной речи.
Я предлагаю вначале урока вспомнить о начале творческой био -
графии А. Ахматовой.
2. Беседа В. Вспомните, к какому литературному течению принадлежала
А. Ахматова? В чем его суть?
О. А. А. Ахматова была акмеисткой. Это лит. течение
генетически связано с символизмом, но противостояло его
крайностям. Акмеисты пытались заново открыть ценность человече -
ской жизни, ценность простого предметного мира, первоначальную
ценность слова. Они выработали тонкие способы передачи внутрен -
него лирического мира героя - через психологически значимый жест,
движение деталь. Манера «материализации переживаний» была
характерна для творчества А. Ахматовой.
В. Назовите единомышленников А. Ахматовой.
В. Как называются первые сборники Ахматовой?
О. «Вечер» 1912 г. и «Чётки» 1914 г.
В. Каковы темы её раннего творчества?
О. Главная тема раннего творчества - любовь. Чувство это про-
является драматически, но оно земное, лишённое мистики
и тайны.
В. Каковы особенности лирики А. Ахматовой этого период
О. Отсутствие большого количества изобразительно- вырази -
тельных средств, но неожиданные эпитеты делают её
оригинальной, своеобразной;
- изображение кульминационных моментов жизни человека
(первая встреча, последняя встреча, прощание;
- естественность, доверительность;
- использование обиходного словаря и разговорных
интонаций;
- сдержанность и строгость, внутреннее напряжение;
- отсутствие ярких красок, значит, изображение утра, вечера,
осени, зимы, ранней весны;
- приглушённая мелодичность звучания;
- малое количество прилагательных;
- в синтаксисе: простые предложения, восклицания,
Но
Это компенсируется психологизмом, особым вниманием к
деталям. О. Мандельштам считал, что «Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и богатство
русского романа Х1Х века…»
Б. Эйхенбаум писал: « Поэзия Ахматовой - сложный лирический роман.»
Каждое стихотворение, как мозаичные частицы, которые складываются в нечто похожее на большой роман.
3. Задания с деформированным текстом
II Сообщение нового материала
-
Целевая установка
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством А. Ахматовой, без которого невозможно глубоко понять не только русскую литературу, но и пути развития России в ХХ веке. Кроме того, мы должны понять, каковы особенности ахматовской лирики в «постакмеистский» период, постараемся услышать голос поэта, её понимание своего предназначения.
-
Обращение к эпиграфу урока
В. Какие слова и выражения можно считать ключом к пониманию данной темы?
-
Слово учителя
Очень скоро рамки акмеистической поэзии оказались для нее тесными. Поэзия Ахматовой развивалась в русле классической поэзии и прозы. Идеалом поэта, перед которым она преклонялась, был А.С. Пушкин с его классической ясностью, выразительностью, благородством. Чувство благоговения Ахматовой перед чудом пушкинской поэзии выразилось в стихотворении «Смуглый отрок бродил по аллеям...» из цикла «В Царском Селе» (сборник «Вечер»). Причастной к чуду Пушкина ощущает себя Ахматова, детство и юность которой прошли в Царском Селе.
Анна Ахматова писала: «Я родилась 11 (23) июня 1889 года под Одессой (Воль Фонтан). Мой отец был в то время отставной инженер-механик флота. Годовалым ребенком я была перевезена на север - в Царское Село. Там я прожила до шестнадцати
Мои первые воспоминания - царскосельские: зеленое, яркое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый
вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в царскосельскую оду»
«Отечество нам Царское Село» - не раз вспоминаются пушкинские строки во время чтения стихотворений А. Ахматовой. Образ поэта постоянно незримо присутствует в её лирике.
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни...
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни.
1911
Слово учителя
Однако прямых перекличек с пушкинскими стихами в поэзии Ахматовой почти не встретишь, воздействие Пушкина сказывалось на ином уровне - в философии жизни,
в стремлении идти наперекор судьбе, в верности поэта одной лишь поэзии, а не силе власти или толпы. Ахматовой, как и Пушкину, свойственно ощущение драматичности бытия и в то же время стремление укрепить человека и сострадать ему.
Ахматовой, как и Пушкину, свойственно мудрое приятие жизни и смерти. Стихотворение «Приморский сонет» (1958) перекликается с пушкинским стихотворением «Вновь я посетил...» (1835). «Приморский сонет», как и стихотворение Пушкина, также написан незадолго до смерти:
Здесь все меня переживет,
Все, даже ветхие скворешни
И этот воздух, воздух вешний,
Морской свершивший перелет.
И голос вечности зовет
С неодолимостью нездешней.
И над цветущею черешней
Сиянье легкий месяц льет.
И кажется такой нетрудной,
Белея в чаще изумрудной,
Дорога не скажу куда...
Там средь стволов еще светлее,
И все похоже на аллею
У царскосельского пруда. 1958г.
В. Какие философские раздумья созвучны мироощущению Пушкина?
О «Голос вечности» в стихотворении - отнюдь не аллегория: настает для человека время, когда он слышит все отчетливее. И окружающий мир, оставаясь реальным, неизбежно становится призрачным, как дорога, что ведёт «не скажу куда». Мысль о неизбежности расставания всем, что так дорого сердцу, вызывает скорбь, но чувство это становится светлым. Осознание того, что «здесь все меня переживет», порождает не озлобление, а напротив - состояние умиротворенности. Это стихотворение о стоящей у порога смерти. Но оно и о торжестве жизни, о дороге жизни, которая уходит в вечность.
Для Ахматовой характерно такое мировосприятие. По-христиански она воспринимает свой поэтический дар - это для нее величайшая Божья милость и величайшее Божье испытание, крестный путь поэта (как и для Б. Пастернака и О. Мандельштама). Через испытания, выпавшие на долю Ахматовой, она прошла мужественно и гордо. Она, как и Сын Человеческий, страдает за все человечество; и, совершив крестный путь, поэт обретает голос и моральное право говорить с современниками и с теми, кто будет жить после него:
Вечная спутница поэта - муза. Этот образ является в произведениях многих русских поэтов, в том числе и Пушкина. Анна Ахматова унаследовала его из классической поэзии . О том, как развивался он в ее поэзии небольшое сообщение подготовила
Яковлева Ксения, которая провела небольшое исследование поданному вопросу.
Мне кажется, что сама Анна Ахматова иногда занимает место музы. Окружающие её люди всегда замечали необычность, какую - то постоянную внутреннюю работу, которая происходила в душе юной девушки. Вот как говорит о юной Ахматовой Вера Веер:
«В церкви полумрак. Народу мало. Усердно кладут земные поклоны старушки-богомолки, истово крестятся и шепчут молитвы. Налево, в темном приделе, вырисовывается
знакомый своеобразный профиль. Это Аня Горенко. Она стоит неподвижно, тонкая, стройная, напряженная. Взгляд сосредоточенно устремлен вперед. Она никого не видит, не слышит. Кажется, что она и не дышит. Сдерживаю свое первоначальное желание окликнуть ее, чувствую, что ей мешать нельзя. В голове опять возникают мысли: «Какая Странная Горенко. Какая она своеобразная».
Это состояние очень тонко подметил и А. Модиьяни, который познакомился с начинающим поэтом в 1910 году во время путешествия молодой четы Гумилёвых в Париж. Об истории создания графического портрета А. Ахматовой расскажет Борисова Анна.
Итак, мы пришли к выводу, что классическая строгость и ясность стихов Ахматовой напоминают о главной традиции, которой она следует, - традиции Пушкина. До последних лет жизни она изучала творческое наследие великого поэта, написала целый ряд статей и заметок о жизни и творчестве Пушкина, которые были высоко оценены учёными. В желании сохранить бесценные традиции тоже выразился «голос поколения» Ахматовой. Отсюда интерес к природе творчества, к «тайнам ремесла».
В цикле «Тайны ремесла» Ахматова рассказала о том, как рождаются стихи:
В. Давайте попробуем понять: в чем видит Ахматова природу творчества?
Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах все быть должно некстати,
Не так, как у людей.
Когда б вы знал и, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене...
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.
1940
Задания:
-
Найдите ключевые слова и выражения, через которые можно проследить развитие авторской идеи. Какова она?
2. Я прошу обратить внимание, что все они характеризуют творчество. Чем оно явля-
ется для поэта? ( Это непредсказуемый процесс, но это и радость, и познание
окружающего мира.)
Прочитаем стихотворение «Я так молилась: «Утоли...». Какова тема этого стихотворения? Какие традиции продолжает Ахматова?
Я так молилась: «Утоли
Глухую жажду песнопенья!»
Но нет земному от земли
И не было освобожденья.
Как дым от жертвы, что не мог Учитель
Взлететь к престолу Сил и Славы,
А только стелется у ног,
Молитвенно целуя травы, -
Так я, Господь, простерта ниц:
Коснется ли огонь небесный
Моих сомкнувшихся ресниц
И немоты моей чудесной? 1913г.
Тема поэта и поэзии разрабатывается в традициях русской классической поэзии, прежде всего, пушкинской. Давайте вспомним стихотворение «Пророк».
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, -
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он ,-
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанъе.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей!»
В. Что объединяет эти два стихотворения?
О. Мысль, что поэзия - это свыше, это дар, данный Богом. Это и благословение, и обречённость на страдания. Т. е., мы можем сказать, что Ахматова наследует пушкинское видение этой темы.
Вывод
Человек становится поэтом по умыслу божию. Его дар - это и счастье, и муки, и ответственность.
Слово учителя
То, как рождаются стихи, - тайна за семью печатями. Вдохновение, умение слышать то, что другие не слышат, видеть то, что другие не видят, чуткость к биению пульса самой жизни - особый дар. Завесу над этой тайной приоткрывает поэт в своих стихотворениях.
В поэзии Ахматовой извечная тема «поэта и поэзии» и связанные с нею литературные традиции получают своеобразное преломление, соответствующее особой логике её поэтического мира. Можно провести ряд параллелей с известными стихотворениями различных поэтов на эту тему.
Многие стихотворения Ахматовой посвяшены теме творчества. В самохарактеристику лирического героя органично входит определение себя как поэта, человека,
для которого поэзия - призвание, дело, ремесло. Один из лирических циклов на эту тему «Тайны ремесла» открывается стихотворением, которое так и называется -
« Творчество» (1936).
Бывает так: какая - то истома;
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома.
Неузнанных и пленных голосов
Мне чудятся и жалобы и стоны,
Но в этой бездне шёпотов и звонов
Сужается какой - то тайный круг,
Встаёт один всё победивший звук.
Так вкруг него непоправимо тихо,
Что слышно, как в лесу растёт трава,
Как по земле идёт с котомкой лихо…
Но вот уже послышались слова
И лёгких рифм сигнальные звоночки, -
Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.
1936
Фонтанный Дом
В. С чем ассоциируется у Ахматовой творчество?
О. Творчество, по Ахматовой, - явление того же порядка, что и жизнь.
Стихи возникают из гущи самой жизни, простой и негромкой. Задача поэта - услышать их, уловить. Поэзия вырастает из сора земли, поднимая с собой человека, земное хочет быть услышанным - через поэта - и обрести бессмертие.
Как Пушкин, Державин, Шекспир, Ахматова не могла не думать о сути поэзии, судьбе поэтического слова. Поэзия Ахматовой никогда не была агитационной. Поэтическое слово - «царственное слово» обладает, по Ахматовой, большей властью над умами и сердцами людей, чем золото, власть:
Кого когда-то называли люди
Царем в насмешку, Богом в самом деле,
Кто был убит - и чье орудье пытки
Согрето теплотой моей груди...
Вкусили смерть свидетели Христовы,
И сплетницы -старухи, и солдаты,
И прокуратор Рима - все прошли
Там, где когда-то возвышалась арка,
Где море билось, где чернел утес, -
Их выпили в вине, вдохнули с пылью жаркой
И с запахом священных роз.
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор - к смерти все готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней - царственное слово.
1945
Отрывок из видеофильма
Слово учителя
Для самой Ахматовой поэзия, сознание причастности к миру вечных ценностей было спасительным в тяже годы унижений и гонений. Л. Чуковская писала: «Сознание, что и в нищете, и в бедствиях, и в горе, она - поэзия, она - величие, она, а не власть, унижающая ее, это сознание дарило ей силы переносить нищету, унижение, горе».
Во время войны на первый план выдвинулись общечеловеческие ценности: жизнь, дом, Семья, родина. Многие считали невозможным возврат к довоенным ужасам тоталитаризма. Так что идея «Мужества» не сводится к патриотизму. Духовная свобода навеки, выраженная в вере в свободу русского слова, - вот ради чего народ совершает свой подвиг.
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, Русская речь,
Великое Русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
1942
В. Какие особенности этого стихотворение вы заметили?
О. Лаконизм, аскетизм, «плакатность»
В. Кто из русских писателей тек же как и Ахматова охарактеризовал «русское слово»?
О. И. С. Тургенев в стихотворении в прозе «Русский язык».
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины ты, - один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
И. С. Тургенев
На родине творчество Ахматовой снова стало широко известно только в 80-е годы ХХ века, когда массовыми тиражами стали издаваться сборники ее стихотворений, когда вышел, наконец, из забвения ее «Реквием».
Для Ахматовой слова «Родина» и «власть» никогда не были синонимами, для нее не было выбора - уехать из России или остаться. Она считает бегство предательством. В этом не только её гражданская позиция, но и позиция поэта. ( Ведь «поэт в России больше, чем поэт»)
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.
А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.
И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час...
Но в мире нет людей бесслезней, 1922г.
Надменнее и проще нас.
В. В каком стиле написано это стихотворение? Почему?
О. Оно выдержанно в высоком стиле: старославяцизмы « не внемлю», «песен.., не дам» в значении «не буду посвящать стихов», слова «растерзание», «изгнанник» и др.
О. Это тоже пушкинская традиция: о поэте говорят как о посланнике Бога.
В. Какие противопоставления мы видим в этом произведении?
О. Противопоставляются не только уехавшие и оставшиеся. «Бросившие землю (первая строфа) и «изгнанники» (вторая строфа) - разные люди, и отношение автора к ним различно. К первым сочувствия нет. «Но вечно жалок мне изгнанник, / Как заключенный, как больной». Можно предположить, что имеются в виду, литераторы и философы, высланные из Советской России в I922г. в качестве враждебного элемента (позднейшая дата «Июль 1922», вероятно, - маскировочная: высылка состоялась в августе).
Однако судьба оставшихся, жалеющих тех, кто изгнан «Темна твоя дорога, странник, / Полынью пахнет хлеб чужой»), не лучше «Мы ни единого удара / Не отклонили от себя» Политический протест против высылки цвета русской интеллигенции сочетается с приятием собственного жребия. Исторически «Оправдан будет каждый час» мученической жизни.
III Обобщение изученного материала
Выводы
В. В каких направлениях развивается тема творчества в поэзии А. Ахматовой?
Первая метафора: поэт получает вдохновение свыше, оно представляет собой как бы внешнюю силу, нисходящую на поэта иногда даже помимо его воли. С этим образом связано и представление о «муках творчества»:
Бывает так: какая-то истома...
сравни - у А. С. Пушкина:
духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился...
Другая важная метафора: поэт способен слышать и видеть то, что другим недоступно Но если, например, в стихотворении Пушкина «Пророк» об этом говорится торжественными церковнославянскими речениями и объект созерцания получает универсальный, космический масштаб и особое духовно-мистическое измерение («И внял я неба содроганье, / / И горний ангелов полет, // И гад морских подводный ход, // И дольней лозы прозябанье»), то у Ахматовой аналогичная метафора отсылает скорее к традициям устного народного творчества:
..слышно, как в лесу растет трава,
Как по земле идет с котомкой лихо...
И, наконец, Ахматова обращается к традиционному метафорическому представлению о том, что появлению стиха в сознании поэта предшествует некоторая своя идея стиха, «живущая» в надмирном пространстве. Поэт лишь «отвечает» внешнему зову и придает законченную форму стихийному потоку таинственных «звуков» и «речей».
IV Поурочный балл
V Домашнее задание
Вы уже, наверное, обратили внимание на то, что тема поэта и поэзии в творчестве Ахматовой неразрывно связана с темой Родины. Сегодня на уроке прозвучало стихотворение «Мужество» (1942), «Не с теми я , кто бросил землю» (1922). Дома вы должны проанализировать стихотворения, относящиеся к данной теме «Мне голос был» (1917) и «Родная земля» (1961). Одно стихотворение о творчестве наизусть.