7


  • Учителю
  • Урок 'Правда о войне в 'Севастопольских рассказах' Л. Н. Толстого

Урок 'Правда о войне в 'Севастопольских рассказах' Л. Н. Толстого

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого



Они защищали себя,

Они защищали Родину,

Они защищали нас,

Еще не родившихся.



Цели:

  1. Создать представление об исторической обстановке в России во время обороны Севастополя.

  2. Развивать навыки работы с художественным текстом, мышление учащихся, способность пользоваться различными источниками для получения информации, обобщать факты.

  3. На материале рассказов показать истинный героизм русских солдат и матросов в обороне Севастополя.

  4. Воспитывать интерес к истории страны, чувство патриотизма, способствовать проявлению чувств сопереживания, сочувствия, добра, отрицания насилия, неприятия зла.


Задача: показать, кто же, по мысли писателя, истинный герой севастопольской эпопеи, выявить основные приёмы изображения солдат, офицеров, сражений.


Тип урока: интегрированный (литература, история)


Форма работы: групповая


Оборудование, наглядность: Л. Н. Толстой «Севастопольские рассказы»,

слайдовая презентация.


Методические приемы организации урока:

Опережающее задание; постановка вопросов для обсуждения, подготовка докладов и сообщений, подборка репродукций по теме урока, выразительное чтение


Опережающее задание учащихся по группам:

  1. историки - готовят сообщения о событиях того времени;

  2. биографы - биографические материалы жизни Л. Н. Толстого;

  3. литературоведы - обобщение материала, выразительное чтение отрывков из текста для работы;

  4. художники - подбирают репродукции картин о Крымской войне.


Слайд 1


- Сегодняшний наш урок мне хотелось бы начать словами Л. Н. Толстого: «По долгу совести и чувству справедливости не могу молчать о зле, открыто совершающемся передо мною и влекущем за собою погибель миллионов людей, погибель силы и чести отечества». Сегодня мы продолжим наш разговор о писателе и будем говорить о его «Севастопольских рассказах». (Слайд 2) Ведь именно они сыграли решающую роль в становлении Толстого - писателя.

(Слайд 3) Эпиграфом к уроку по праву могут считаться слова: «Они защищали себя, Они защищали Родину, Они защищали нас, Ещё не родившихся»

Подумайте, каковы цели наших уроков? (После ответа учащихся - Слайды 4, 5)

В течение урока вы должны выяснить и дать ответ на вопросы: (Слайд 6)

Кто является истинным героем «Севастопольских рассказов» Л. Н. Толстого и Что такое война в понимании писателя?


Слайд 7


Справка историков: Цель внешней политики царя Николая I - вытеснение Турции из Европы. Император провозгласил Россию покровительницей православных народов (болгар, сербов), находящихся под властью султана. 21 июня 1853 года русские войска были введены в Дунайские княжества. 16 октября 1853 года Турция объявила России войну. Русская дипломатия не смогла предвидеть и предотвратить то, что на стороне Турции выступят Англия, Франция и Сардиния. Видеть Россию сильной в Европе не хотели никогда. В сентябре 1854 года войска коалиции высадились в Крыму. В октябре началась бомбардировка Севастополя. (Слайд 8) Героическая оборона длилась одиннадцать месяцев. ( Слайд 9) Подписанный в марте 1856 года в Париже мирный договор воспринимался в России как поражение. Крымская война оказалась личной трагедией Николая I: 18 февраля 1855 года он умер.


- Как Л. Н. Толстой попадает в воюющий Севастополь?


Слайд 10


Работа биографов


В 1851 году Л. Н. Толстой отправляется на Кавказ вместе с братом Николаем Николаевичем, который служил офицером-артиллеристом в действующей армии. Но военная служба не приносит ему спокойствия, он подаёт прошение об отставке и получает отказ. Когда в 1853 году началась война России с объединенными военными силами Англии, Франции и Турции, Толстой подал прошение о переводе его в действующую армию, как он сам объяснял впоследствии, «из патриотизма». Его перевели в Дунайскую армию, а позднее в Крым, в Севастополь. «Храбрый артиллерийский офицер, способный сохранять спокойствие при любых обстоятельствах, даже грозящих мучительной смертью, не суетливый, но упорный» - таким был Л. Толстой, по свидетельству очевидцев, на 4-м бастионе, который считался самым опасным местом, обстреливаемым иногда до 10 дней подряд. В Севастополь Толстой прибыл в ноябре 1854г. и оставался здесь вплоть до конца осады. Он хотел издавать «Военный листок», чтобы содействовать улучшению дел в армии и противостоять лжи об этой войне. Чтобы иметь на издание журнала деньги, в 1854 году писатель продал на своз родительский дом в Ясной Поляне. Николай I издание журнала не разрешил. В мае 1855г. Толстой был назначен командиром горного дивизиона и принимал участие в битве при Черной речке. Он не бросил литературных занятий. Здесь и были написаны «Севастопольские рассказы».


- Что же представлял собой Севастополь в тот момент, когда прибыл туда Толстой?


Слайд 11


Работа художников.


Айвазовский « Осада Севастополя»


Эпизод из жизни осажденного города во время Крымской войны (1853-1856). Айвазовский неоднократно приезжал в Севастополь, устраивал выставки своих произведений, выслушивал отзывы, консультировался с очевидцами и героями сражений. На картине городские сооружения занимают незначительную часть композиции, светлыми пятнами выделяется на изорванных утесистых берегах. Ювелирно, как на миниатюре, выписаны отдельные строения. Город одинок в своей беде. Справа - огромное, необозримое горное пространство, слева-уходящее за горизонт море. О военных действиях напоминают многочисленные взрывы, дым от которых рассеялся в небе, мачты затопленных кораблей у входа в Северную бухту, фигуры воинов.

- Дайте историческую справку о причинах и начале обороны Севастополя.


Слайд 12


  1. Историки

В сентябре 1854 года армия союзников численностью более 60 тысяч человек высадилась в Крыму и начала наступление на Севастополь - главную русскую крепость на Черном море. Город был неуязвим с моря, но практически беззащитен с суши. Пользуясь численным преимуществом, враг оттеснил армию бездарного Меньшикова. Отступая, она покинула и Севастополь. На вопрос начальника штаба Черноморского флота Корнилова, что же делать с флотом, Меньшиков нагло ответил: «Положите себе его в карман». После неудачи русских войск в сражении на реке Альме главнокомандующий князь А. С. Менщиков приказал армии отступить в глубь Крыма. Севастополь оказался уже тогда обреченным.


Слайд 13


Адмиралы В.А.Корнилов, П.С.Нахимов, В.И.Истомин взяли на себя командование Севастополем с 22 тыс. моряков и 2 тыс. орудий, снятых с судов, при поддержке населения организовали оборону. Под ураганным огнем выдерживали осаду 120-тысячной армии неприятеля. Гарнизон и население города были мобилизованы на строительство укреплений, схему которых разработали военные офицеры под руководством Э.И.Тотлебена. Защитники города затопили у входа в бухту несколько судов и преградили доступ в нее вражескому флоту.


Работа биографов.


Слайд 14


Под сильным впечатлением увиденного Л. Н. Толстой пишет письмо брату Сергею: «Дух в войсках выше всякого описания. Во времена древней Греции не столько геройства. Корнилов, объезжая войска, вместо: «Здорово, ребята!» - говорил: «Нужно умирать, ребята, умрете?» - и войска кричали: «Умрем, ваше превосходительство! Ура!..» и уже 22 тысячи исполнили это обещание. Рота моряков чуть не взбунтовалась за то, что их хотели сменить с батареи, на которой они простояли 30 дней под бомбами. Солдаты вырывают трубки из бомб. Женщины носят воду на бастионы для солдат…мне не удалось ни одного раза быть в деле, но я благодарю бога за то, что я видел этих людей и живу в это славное время».


Слайд 15


- Таким образом, Л.Н.Толстой был непосредственным участником обороны, видел, как сражаются русские солдаты, как они умирают. О них Л.Н.Толстой пишет в очерке «Как умирают русские солдаты». В одном из рассказов мы читаем: «Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский». И еще: «Герой, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен - правда». Эти люди стали героями рассказов: «Севастополь в декабре месяце», 1854 год; «Севастополь в мае», 1855 год; «Севастополь в августе», 1855 год.


Слайд 17


1. Рассказ: «Севастополь в декабре месяце»


Слайды 18 - 20


Справка историков:


В рассказе изображен момент некоторого ослабления и замедления военных действий между кровавой битвой под Инкерманом 5 ноября 1854 года и битвой под Евпаторией 17 февраля 1855 года. Сражение у Балаклавы 13 октября 1854 года сложилось в пользу русских. Сначала были сброшены с нескольких редутов турки, а затем под перекрестный огонь русской артиллерии попал элитный полк английской легкой кавалерии Iи был разгромлен. Но русское командование не использовало успех под Балаклавой. Через несколько дней произошло новое сражение, под Инкерманом. Оно началось удачными атаками русских войск против англичан. Одно время судьба сражения висела на волоске. Но на помощь англичанам вовремя пришли французы Сражение под Инкерманом закончилось поражением русских войск. Между тем успех в этом сражении заставил бы союзников снять осаду с Севастополя. Война приобрела затяжной характер.


- В рассказе «Севастополь в декабре» Толстой передал свои первые впечатления. Рассказ впервые показал России осажденный город в его величии. Автор изображал войну без прикрас, без громких фраз, сопровождавших официальные известия о Севастополе на страницах журналов и газет. Он стремится дать полную панораму войны, осознавая, что «надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский...».


Первая группа литературоведов:


Рассказ является своеобразным «путеводителем» по осажденному городу. Это особенно подчеркивается формой личного местоимения «вы» в определении лица, от которого ведется рассказ. Это и повествователь, и читатель: «Вы подходите к пристани…», «Вы отчалили от берега...», «...вы видите будничных людей, спокойно занятых будничным делом». Повествование ведется так, что читатель как бы является очевидцем, участником событий, он как будто ощущает то же, что и защитники города.

(Слайд 21) Императрица Александра Федоровна плакала, читая первый севастопольский очерк Толстого, а государь Николай I приказал «следить за жизнью молодого писателя» и даже «перевести его с четвертой батареи в более безопасное место».


Слайд 22


- Остановимся на

  1. описании фурштатского солдата ;

  2. посещении госпиталя и операционной;

  3. описании 4-го бастиона.


(«Литературоведы» анализируют и комментируют данные фрагменты рассказа.) (Слайды 23 -25)


Слайд 26


Беседа по вопросам:

  • О чем этот рассказ Толстого?

  • С кем встречается, беседует только что прибывший в осажденный город?

  • Расскажите о защитниках Севастополя.

  • В чем, на ваш взгляд, проявляется новаторство Толстого в изображении войны?

Литературоведы:


Писатель заметил множество деталей военного быта, многие из которых пришлись не по вкусу тогдашней петербургской цензуре. У боевого пехотного офицера на сапогах «стоптанные в разные стороны каблуки», старая шинель странного лиловатого цвета, в блиндаже грязная постель с ситцевым одеялом, а из узелка с «провизией», когда он отправляется на бастион, торчит «конец мыльного сыра и горлышко портерной бутылки с водкой». У армейского офицера не может быть чистых перчаток и новенькой шинели - в отличие от интендантских казнокрадов и штабных щеголей.

Справка художников:


Слайд 27


На 4-ом бастионе вместе с Львом Толстым сражались простые русские солдаты. В 1911 году первые русские операторы засняли оставшихся в живых защитников Севастополя, сохранив их лица для истории. На групповом портрете художника Тима среди участников обороны можно увидеть рядовых: Афанасия Елисеева, Петра Кошку, Федора Заику, Ивана Демченко. Сколько в их лицах решимости, отваги и грусти!


Слайд 28


- Будничная, внешне беспорядочная суета города, ставшего военным лагерем, переполненный лазарет, удары ядер, взрывы гранат, мучения раненых, кровь, грязь, смерть - вот та обстановка, в которой защитники Севастополя просто и честно, без лишних слов выполняли свой тяжелый труд. «Из-за креста, из-за названия, из угрозы не могут принять люди эти ужасные условия: должна быть другая, высокая побудительная причина,- говорил Толстой.- И эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого - любовь к родине».


Академик Е.Терле называл «Севастопольские рассказы» правдивым историческим документом, современники воспринимали их как «корреспонденции с театра военных действий». Печатались они в журнале «Современник».

А как называется жанр литературы, который предполагает документальную достоверность?

(Очерк)

- Но все-таки свое произведение он назвал рассказами. Почему?


(Потому что он показал, что такое война в ее настоящем выражении, описал не только поступки героев, но показал отличие истинного героизма от ложного).


Вывод: Автор восхищается мужеством русских людей, защищающих свою Родину. Он убежден в «…невозможности поколебать где бы то ни было силу русского народа». Но писатель не может удержаться от осуждения войны как таковой: вы «…увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем,… а увидите войну в настоящем ее выражении - в крови, в страданиях, в смерти»


Работа биографов


Слайд 29


Но чем дальше затягивалась осада, тем очевиднее ощущал Толстой внутренний разлад и неподготовленность государства к войне. «…Больше, чем прежде убедился, - записывает он в своем дневнике, - что Россия или должна пасть или совершенно преобразоваться. Все идет навыворот... Грустное положение - и войска, и государства». Как истинный патриот, Толстой готовит записку царскому правительству, в которой пишет о катастрофическом положении в армии. Но вскоре писатель убеждается в бесполезности этой меры и решает рассказать правду о Севастополе всей общественности, используя форму художественного повествования. Так появляются еще два рассказа: «Севастополь в мае» и «Севастополь в августе 1855 года».


Слайд 30


  1. Рассказ «Севастополь в мае».


Слайды 31 - 33


Справка историков:


Весной опять начались бомбардировки города. После одной из них, особенно продолжительной и ожесточенной, союзники двинулись на штурм. Французам, атаковавшим Малахов курган, удалось выйти к нему с тыла и захватить несколько домов на Корабельной стороне. Перелом в ход сражения внесла отчаянная атака роты саперов, случайно оказавшихся рядом. Подоспевшими подкреплениями неприятель был выбит с окраин города. Англичане, шедшие на штурм Третьего бастиона, были остановлены в 400 м от цели.


Слайд 34


- Толстой рисует войну как безумие, заставляющее усомниться в разуме людей. Он судит о войне с нравственной точки зрения, показывает ее влияние на человеческую мораль Наполеон ради своего честолюбия губит миллионы, а какой-нибудь прапорщик Петрушков, этот «маленький Наполеон, маленький изверг, сейчас готов затеять сражение, убить человека, сотню для того только, чтобы получить лишнюю звездочку или треть жалованья». Так в «Севастопольских рассказах» впервые в творчестве Толстого возникает «наполеоновская тема».


Вторая группа литературоведов


Толстой сосредоточивает внимание на лицах «аристократического» круга, показывая их тщеславие, которые обусловлены средой и воспитанием. Предметом анализа Толстого становятся противоречия побуждений и поступков, предрассудков и природной нравственности. Мы видим, что избалованный «аристократ» князь Гальцин оказывается способным испытать «ужасный стыд» за себя, вдруг ощутив собственную неправоту перед безмолвно выносящими свои страдания солдатами.


Слайд 35


- Остановимся на таких моментах рассказа:

  1. рассуждения о пехотных офицерах;

  2. сцена, когда офицер укоряет солдата;

  3. описание раненых;

  4. сцена перемирия;

  5. описание мальчика, собирающего цветы на поле боя среди убитых. (Слайды 36 - 39)


Слайд 40


Беседа по вопросам:

  • перечислите героев второго рассказа.

  • Как воюют офицеры и юнкера? (Калугин, Гальцин, Непшитшетский).

  • С какой целью автор создает образ десятилетнего мальчика, собирающего цветы?

  • В чем смысл противопоставления «аристократического и полуаристокрстического» офицерства и простых защитников?


- Восторгаясь героизмом солдат, Толстой основное внимание теперь уделяет выявлению несостоятельности аристократического офицерства и высших сфер военного руководства. Героизм солдат прост и обыкновенен: без позы и рисовки они обороняют свою землю, потому что не могут потерпеть иноземного насилия. Среди офицеров также есть храбрые, по-настоящему преданные родине люди. Но таких мало. Большая часть офицеров, в особенности аристократического происхождения, охвачена чувством тщеславия и самосохранения. Иные не прочь блеснуть храбростью. Но это показная бравада, объясняемая либо хвастливым молодечеством, либо желанием получить награду. Разоблачая показную смелость и ложный патриотизм офицерства, писатель использует излюбленный художественный метод «диалектики души».


Вывод: Толстой показывает правдивое изображение войны в крови и страданиях. Чтобы показать противоестественность войны, Толстой использует антитезу: мальчик и цветы в долине смерти. «И эти люди - христиане… не упадут с раскаянием вдруг на колени и со слезами радости и счастья и не обнимутся как братья? Нет! Белые тряпки спрятаны, и снова свистят орудия смерти и страданий, снова льется честная, невинная кровь и слышатся стоны и проклятия».


Слайд 41


  1. «Севастополь в августе».


Слайды 42 - 44


Справка историков:


В конце августа 1855 г. началась последняя, самая ожесточенная бомбардировка Севастополя. Это самый страшный месяц долгой осады, окончившейся падением Севастополя. 800 орудий беспрестанно громили город. Потери защитников составляли 2-3 тысячи человек в день. 27 августа начался общий штурм. После захвата господствующей высоты - Малахова кургана - дальнейшая оборона потеряла всякий смысл. Когда на Корабельную сторону приехал Горчаков, он увидел горы трупов на подступах к Малахову кургану, французское знамя на его вершине и дал приказ к отступлению. Защитники крепости оставили южную часть Севастополя, по понтонному мосту перейдя через бухту. Закончилась 349-дневная оборона.


Третья группа литературоведов


Третий из «Севастопольских рассказов» - «Севастополь в августе 1855 года» - посвящен последнему периоду обороны. Снова перед читателем будничное и тем более страшное лицо войны, голодные солдаты и матросы, измученные нечеловеческой жизнью на бастионах офицеры. Из отдельных лиц, помыслов, судеб складывается образ героического города, израненного, разрушенного, но не сдавшегося: «Почти каждый солдат, взглянув с северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимой горечью в сердце вздыхал и грозился врагам». «На дне души каждого лежит та благородная искра, которая сделает из него героя; но искра эта устает гореть ярко, придет роковая минута, она вспыхнет пламенем и осветит великие дела».


Слайд 45


Остановимся на таких моментах рассказа

  1. описание солдат;

  2. описание места битвы;

  3. рассуждения о природе подвига;

  4. описание батареи;

  5. рассказ о Мельникове, братьях Козельцовых;

  6. поведение людей;

  7. страницы описания штурма.


Слайд 46


Беседа по вопросам:

  • С какими новыми героями знакомит нас Толстой?

  • Расскажите об их судьбах.

  • Чем заканчивается рассказ? Что происходит с защитниками?


- В третьем рассказе Толстой показывает войну глазами новичка, потому что главным для него здесь является исследование души человека на войне перед опасностью. Заканчивается рассказ анализом душевного состояния солдат, вынужденных оставить после одиннадцатимесячной обороны Севастополь. Толстой и его товарищи, покидая Севастополь, плакали. Слезы боли и гнев, скорбь о погибших героях, проклятие войне, угроза захватчикам.


Слайд 47


Работа биографов:


Последний севастопольский рассказ был дописан в Петербурге, куда Л. Н. Толстой приехал в конце 1855 года уже прославленным писателем. В июле 1855г. Толстой был награжден орденом Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость», а в конце года - серебряной медалью «За защиту Севастополя». По окончании Крымской кампании получил бронзовую медаль «В память войны 1853 - 1856 годов».


Историки: Главным итогом войны было то, что Россия в целом устояла под ударами объединившихся против нее держав мира. Несмотря на серьезное военное поражение, она вышла из войны с минимальным уроном. Наиболее болезненным для России пунктом Парижского мира было положение, запрещавшее ей иметь военный флот и укрепления на Черном море.

- Писатель, преклоняясь перед народом, его выносливостью, осуждает войну как средство решения спорных вопросов между государствами. Толстой отрицал захватнические войны как состояние, чуждое человеческой природе. Война, по его мнению, ожесточает человека, убивает в нем любовь к людям, без чего немыслима жизнь. Кроме того, война лишает человека способности наслаждаться окружающим миром, природой, так как он сосредоточен лишь на самом себе и желает одного - не быть убитым. Наконец, война извращает моральные представления людей. Словом, она «есть сумасшествие», и если «люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания, как у нас почему-то принято думать».


Работа художников.


Вот так увидел лицо войны художник Василий Васильевич Верещагин, участник трех войн.


Слайд 48


Свою картину он назвал «Апофеоз войны». На раме надпись: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим».


Слайд 49


В словаре С.И.Ожегова слово «апофеоз» имеет два значения:

  1. прославление, возвеличение чего-нибудь.

  2. торжественная, заключительная сцена театральных представлений.


- В каком значении употребил слово художник?

- Какую мысль стремится передать художник?


Справка литературоведов:


«Севастопольские рассказы» произвели большое впечатление на читателей и критиков. Н. Г. Чернышевский одним из первых откликнулся на произведения Толстого. В качестве важнейшей черты дарования Толстого Чернышевский выделял умение писателя воспроизводить человеческие переживания в их развитии. Это и определило в конечном счете глубину его психологического анализа. «Особенность таланта графа Толстого, - писал критик, - состоит в том, что он не ограничивается изображением результатов психического процесса: его интересует самый процесс,- и едва уловимые явления этой внутренней жизни, сменяющиеся 434 одно другим с чрезвычайною быстротою и неистощимым разнообразием, мастерски изображаются графом Толстым». Другая «сила, сообщающая его произведениям совершенно особенное достоинство», заключается, по мысли критика, в чистоте «нравственного чувства».


Слайд 50


- А теперь подведем итог всему тому, о чем мы говорили на уроке о «Севастопольских рассказах». Кто же истинный герой Севастопольской эпопеи? Что такое война в понимании Л. Н. Толстого?


Выводы:

  1. народ и война - главная тема рассказов, и она связана с темой русского национального характера.

  2. главный герой Севастопольских событий - простой народ, правдиво показанный писателем.

  3. Война, правдиво показанная Толстым, - «в крови, в страданиях и смерти», внушает читателю мужество и стойкость, но показана она без восклицательных фраз.

  4. именно народ, массы, как считает Толстой, решают главные вопросы истории, определяют судьбу государства.

  5. Это те основные позиции, которые позднее найдут отражение в романе «Война и мир».


- Так будем же верить в Россию, будем любить ее так, как любили защитники Севастополя и как любил ее Лев Николаевич Толстой.


- Кто из русских писателей близок Толстому в таком изображении войны?


(Лермонтов в стихотворениях «Бородино» и «Валерик»)


Домашнее задание: История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе.


Литература:

  1. Л. Н. Толстой. Севастопольские рассказы.

  2. Жизнь и творчество Л. Н. Толстого. Материалы для выставки в школе

  3. История России. Конец 17-19 век. В. И. Буганов, П. Н. Зырянов. Учебник для 10 класса

  4. «Литература в школе».

  5. Лебедев Ю.В. Русская литература. Учебник для 10-го класса общеобразовательных учреждений. - М: Просвещение, 2012



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал