7


  • Учителю
  • История костюма народов Саратовской области

История костюма народов Саратовской области

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Отдел образования администрации Ал-Гайского муниципального района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 с. Александров-Гай



Название работы: «Народный костюм - это своеобразное отражение исторической памяти народа»

Автор: ГалимоваАйжан, обучающаяся МБОУ СОШ №2

Научный руководитель: Лыженкова Ольга Дмитриевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №2, рук. краевеведч. Кружка

Содержание.

  1. Введение.

  2. Народный костюм - это своеобразное отражение исторической памяти народа.

  1. Русский национальный костюм Саратовской губернии.

  2. Казахский национальный костюм прост и рационален.

  3. Путь исторического развития национального татарского костюма.

  1. Заключение.

  2. Литература.

  3. Приложение.

Введение.

На память приходят строки стихов саратовского поэта Н. Палькина:

Листаю исторические книги,

Над летописями за полночь сижу,

Исследуя деяния великих-

Во всем одно и то же нахожу.

Одни и те же пламенные мысли,

Один и тот же мудрости завет:

В служении отечеству смысл жизни.

Все остальное суета сует.

Наш Саратовский край, один из самых многонациональных регионов России, славился всегда радушием и гостеприимством. В согласии и взаимопонимании здесь живут представители множества народов, и каждая народность имеет свои традиции и культуру. Все эти народы появились под влиянием различных обстоятельств. Массу населения всех городов и уездов стали составлять русские, немецкие колонисты, украинцы, мордва, татары, чуваши, башкиры, казахи.

Мы проникаемся интересом к исконным традициям представителей разных национальностей. В многоликом современном предметном мире произведения народного искусства особенно радуют глаз своей рукотворностью. Наша культура окрашена внимательным обращением к его богатым традициям, которые широко используются в творчестве современных мастеров и профессиональных художников. На их основе сложились различные художественные промыслы.

Черты национального своеобразия, вековые традиции и мастерство ярко проявляются в народном костюме -наиболее массовом виде народного творчества, искусстве вышивки, узорного ткачества, кружевоплетения. Виды прикладного искусства нашли органическое воплощение в украшении костюма.

Данная работа представляет собой попытку описания костюмов народов, населяющих Саратовскую губернию в конце ХVІІІ - начале ХІХ века.

Выбор темы обусловлен личным интересом и восхищением именно этой формой народного искусства.

Интерес к теме привел меня к тому, что я попыталась выявить историю костюмов народов, населяющих Саратовскую губернию.

Моей целью является:

- исследование особенностей национального костюма;

- познакомиться с комплексами одежды народов Саратовской губернии на рубеже ХVІІІ - ХІХ веков.

Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:

- определить национальный состав жителей Саратовской губернии;

- выявить особенности русского, казахского и татарского национального костюма в Саратовской губернии.

Актуальность исследования:

- быстрые темпы развития мира все больше удаляют нас от наших истоков;

- мы не знаем традиций наших предков, их быта;

- решив изучить историю костюмов одежды жителей нашей области, я надеюсь глубже узнать историю нашего края, традиции, найти связь поколений.

Народный костюм - это своеобразное отражение исторической памяти народа, своего рода культурный код. По традиционному наряду можно безошибочно определить, из какой местности приехал человек. На Саратовщине на рубеже ХVІІІ - ХІХ веков сложились несколько комплексов народных костюмов. Они разделялись в зависимости от территории, на которой были распространены, а также возраста, национальности, социального статуса людей, носивших их. Несомненно, художественный облик каждого костюма индивидуален, и в то же время опирается на веками сложившиеся традиции.

Прежде чем перейти к описанию национальных костюмов, необходимо отметить, что костюмы, бытовавшие в нашей губернии, обладали ярко выраженными местными чертами. Они проявлялись в манере ношения костюма, в количестве входивших в его состав предметов, в цветовой гамме, покрое, характере украшений.

Я предположила, что материал для исследования можно найти,

- изучив необходимую литературу по данной теме;

- посетив музеи;

- получив консультации у учителей технологии, географии, истории, изобразительного искусства, руководителя краеведческого кружка нашей школы;

- воспользовавшись Интернет-ресурсами.

Условия исторического развития определили наиболее характерное разделение форм русского костюма на северный и южный. С ХVІІІ века север оказался в стороне от развивающихся промышленных центров и поэтому сохранил целостность народного быта. Именно поэтому в русском костюме северных народов национальные черты имеют глубокое отражение и не испытывают иноземных влияний.

Южный русский костюм гораздо более разнообразен по формам одежды. Частые переселения жителей из-за набегов кочевников, а позже влияние соседних народов Поволжья обусловило частую смену форм одежды и многообразие её видов.

Географическое положение Саратовской области определяет южнорусский комплекс одежды.

Русский национальный костюм Саратовской губернии.

У русской национальной одежды многовековая история. В изготовлении одежды использовали яркие цвета. Облик русского человека испокон веков ярко характеризовала одежда. Внешний образ связывал его с общепринятым эстетическим идеалом. (Рис. 1)

Женская одежда состояла из длинной рубахи с рукавами. (Рис. 2) Рубаха кроилась из прямоугольных кусков холста, а на плечи нашивались цветные «полики - прямоугольные или клиновидные вставки. Для украшения рубахи использовались и кусочки различных тканей, особенно кумачовые, которые заполнялись вышивкой. Этот способ украшения применялся с тех времён, когда кусочки заморских тканей, оставшиеся от раскроя больших одежд, нашивались как украшение. Кроме тканых, вышитых узоров, использовались разноцветные ленты, кружева, блёстки. Всё это декоративное богатство руками талантливых вышивальщиц превращалось в произведение искусства.

Рубаха использовалась во всех случаях в жизни русской женщины. Но в старинном русском костюме рубаха редко носилась отдельно, чаще всего сверху надевался сарафан, сшитый из нескольких кусков ткани, а также понева. (Рис. 3). Понева - это вид юбки, состоящих из трёх полотнищ шерстяной или полушерстяной ткани, стянутых на талии плетёным узким пояском - гаишником; её носили только замужние женщины. Понева была круглая, то есть сшитая, или распашная, состоящая из отдельных полотен. В основном, поневы были тёмно-синего, тёмно-красного, реже чёрного цвета. Тёмное поле разделялось клетками, причём размер и цвет их зависел от традиций губернии, села или деревни, где ткались поневы. Поневы делились на праздничные и будничные. Пояс - «покромка» ткался на ткацком станке из разноцветных ниток. Концы его распушивались. (Рис. 4)

Поверх рубахи и поневы надевали передник - «занавеску», завязывавшуюся сзади тесёмками - «мутозками». (Рис. 5)

Завершал ансамбль шушпан из шерстяной или холщовой ткани с очень деликатным украшением (окантовкой вышивкой красным узором). Дополнялся костюм сложным головным убором. Различались две категории головных уборов. Девичьи, оставляющие открытыми волосы и теменную часть головы, имели форму венка-обруча или повязки. Женские головные уборы были разнообразны, но все они полностью скрывали волосы, которые по народному поверью обладали колдовской силой и могли навлечь несчастья. (Рис. 6)

Именно эта деталь придавала конструкции ту или иную форму, получавшую своё завершение при помощи верхней части - своего рода чехла из кумача, ситца или бархата - Сороки; затылок покрывала прямоугольная полоса ткани - позатылень.

Мужская одежда обычно состояла из рубахи и штанов - «портов», поверх которых надевали верхнюю одежду «по сезону». Рубахи были широкими, длиной до колен, их носили на выпуск и обязательно подпоясывали поясом. Ворот соединялся тесёмками или металлическими застёжками «схватцами».

Рубахи украшали вышивками по подолу, рукавам и вороту. Это не только украшение, но, главное, вышивка была оберегом от зла, болезней и располагалась там, где открывался доступ к телу. (Рис. 7)

Верхней одеждой были свита, кафтан и шуба. Свита надевалась через голову. Кафтаны были самого различного вида и назначения: повседневные, праздничные. Обязательной частью мужского костюма был головной убор, летом - кожаный ремешок, а зимой - самые разнообразные шапки. Специфической одеждой была шуба. (Рис. 8)

Самобытной русской одеждой стала душегрея. Её шили из дорогих тканей и вышивали узорами. (Рис. 9)

Ноги обертывали онучами из белого «свойского» сукна или холста и надевали лапти, или чулки из белой шерсти и кожаные башмаки - коты.

Не последнее место в костюме занимали различные украшения. В большом количестве надевались на шею ожерелья, янтарные бусы. Большой любовью пользовались крупные серьги и более мелкие. Своеобразным украшением были нежные подвижные «пушки» - шарики, сплетённые из гусиного пуха, которые носились вместе с серьгами. (Рис. 10)

Изучив население Поволжья, я сделал вывод, что русский женский костюм менялся вследствие заимствования элементов одежды из других народностей, например, из тюркских народов - лапти, надевающиеся на любую ногу, запоны «с грудью», халатообразная и безрукавная одежда, орнаментальные мотивы в местной вышивке, платки, повязывающиеся «по-татарски». (Рис.11, 12)

Русский костюм чрезвычайно многообразен. Это и понятно. Множество этнических групп отличались друг от друга не только говором, способом строить и украшать свои жилища, обычаями, обрядами, песнями, но и одеждой.

Одна из наиболее характерных черт русской народной одежды - многослойность, которая придавала женской фигуре скульптурную монументальность. Одежда как бы лепилась из нескольких простых объёмов, и каждый её вид частично закрывался другой, выделяясь орнаментами, виднелись рукава с более мелким рисунком.

Казахский национальный костюм прост и рационален.

На протяжении веков казахская национальная одежда отличалась простотой и рациональностью. Для неё характерны общность форм для всех слоёв населения, но с определённой социальной и возрастной регламентацией. Нарядность одежде придавали отделка мехом, вышивка, украшения. Материалами для одежды были кожа. Мех, тонкий войлок, сукно, которые казахи изготавливали сами. Также одежду шили и из привозных материалов- шёлка, парчи, бархата, хлопчатобумажных тканей. (Рис. 13)

Шили шубы, тулупы, безрукавки, головные уборы, зимние шаровары из мехов и шкур домашнего скота.

Женщины носили штаны, платья с несколькими оборками внизу, надевая поверх халат или камзол. Голову покрывали платком (ураман). Женская обувь - кожаные галоши (кебис). Украшения - браслеты, кольца и накосники. (Рис. 14, 15)

Мужской национальный костюм состоял из верхней одежды - тулупа и шубы, халата и бешмета. На голове - коническая шапка или шляпа, на ногах - кожаные сапоги. Зимой они одевались на войлочные чулки. (Рис. 16)

Большое место среди материалов для казахской одежды занимала шерсть домашних животных. Её использовали в качестве утепляющей подкладки для верхнего платья и головных уборов. Многие виды одежды шили из войлока. Для его изготовления шла преимущественно белая шерсть, особенно ценным считался тонкий пух с шеи овец.

Казахи издавна умели изготовлять и грубое сукно из верблюжьей или бараньей шерсти. Лучшая ткань получалась из шерсти молодых верблюдов. Сукно из овечьей шерсти употребляли для одежды неимущие люди. Использовалось оно и там, где мало разводилось верблюдов.

Наряду с домоткаными, изготовляемыми на примитивных горизонтальных станках, ещё в древности в обиход казахов-кочевников вошли привозные атласные, шёлковые, хлопчатобумажные ткани. Основным потребителем привозных тканей была феодальная знать, основная масса казахов носили меховые, кожаные, самодельные шерстяные изделия.

Путь исторического развития национального татарского костюма.

Национальный татарский костюм прошёл длинный путь исторического развития. Костюм - наиболее яркий индикатор национальной принадлежности, воплощение понятия об идеальном образе представителей своей нации. Сливаясь с физическим обликом, он рассказывает об индивидуальных особенностях человека, его возрасте, социальном положении, характере, эстетических вкусах. В разные периоды истории в костюме сплетались моральные нормы и историческая память народа с естественным стремлением человека к новизне и совершенству.

Татарский костюм представляет собой уникальную систему народного художественного творчества, включавшую в себя изготовление тканей, сложных орнаментированных головных уборов, производство различных видов обуви, ювелирных украшений.

Наиболее ярко национальные особенности прослеживаются в женском костюме. Одежда татарских женщин имеет больше разнообразия по сравнению с мужской. Она различалась не только по функциональному назначению (сезонна, праздничная. Бповседневная0, но и по возрастному признаку (одежда девушек, молодых и старых женщин). На ней больше, чем на мужской, заметны территориальные особенности.

В число нижней традиционной женской одежды татар входят: рубаха, нижний нагрудник (кукрэча) и штаны (ыштан). Это сочетание имеет место в составе любого комплекса костюма. (Рис. 17)

Нижнюю нагрудную повязку шили из прямоугольного куска материи (фабричной или домотканой). На центральную часть повязки пришивался вышитый кусок материи или полоски яркой разноцветной ткани. Надевали кукрэкчэ под купмак и при помощи лямочек укрепляли к шее или за плечи, покрывая грудь женщины.

Одновременно с передниками в комплексе рабочего костюма женщин и девушек имели место вышитые нарукавники (жицса). Верхняя одежда татарских женщин как по составу, так и по форме имеет много общего с мужской, но часто с изменениями некоторых деталей и добавлением декоративных элементов.

Женские головные уборы делятся на уборы девичьи и замужних женщин. Девичьи головные уборы представлены в иде шапок. При их ношении волосы, заплетённые в две косы, располагались на спине и оставались открытыми или слегка прикрывались накосным украшением (тезмэ). (Рис. 18)

Традиционные головные уборы замужних женщин более разнообразны и сложны. В отличие от девичьих, уборы замужних женщин призваны были закрывать не только её волосы, но и шею, плечи, спину. Поэтому они включали в сой состав волосники различные покрывала, которые составляли основную часть комплекса головных уборов замужних женщин.

Стилю одежды соответствовали большие ажурные часто с подвесками украшения: серьги (алка), налобное ожерелье - баш хаситасе. Воротниковая застёжка - яка чылбыры, нагрудная перевязь - хасита, широкие браслеты - белазек и перстни - йвзек. Считалось, что перстни очищают руки женщины, потому их могло быть на каждой руке по несколько штук. (Рис. 19)

Обувь женская как по материалу изготовления. Так и по форме имела много общего с мужской. Наибольшей популярностью пользовалась кожаная обувь, которая рпедставлена несколькими видами: ичиги (читек), кауши (кавеш), башмачки (башмак). Отличительными чертами традиционной обуви татарских женщин является её узорность и многоцветье. Ичиги расшивались цветочно-растительным узором.

Женские камзолы шьют из добротного штофа, изнутри утепляются лисьим мехом, подол отделывается другим мехом. Камзол делается без рукавов, длиной до колен. Женская шубка шьётся из самой разнообразной ткани и мехов.

Ещё один вид верхней одежды - кесабике - жилет без рукавов, разновидность женского камзола. Иногда делался короткий рукав. Края кесабике отделываются белкой.

Мужской костюм достаточно единообразный. Костюм состоял из рубахи (кулмяк) с вшивным рукавом, короткого камзола, штанов (ыштан), которые по покрою представляют собой вариант поясной одежды «штаны с широким шагом». Их шили широкими у пояса, длиной до щиколоток, без карманов; укреплялись они на бедрах при помощи гашника (ычкыр), продетого в верхний загнутый край; покрой состоял из 3-х частей: двух штанин с клиньями и прямоугольной вставкой между ними. Для пошива нижних штанов использовалась ткань собственного производства. Поверх камзола мужчины носили длинный просторный халат (жилэн) с небольшим шалевым воротником. Его шили из полосатой ткани и подпоясывали кушаком. В холодное время носили бешметы, чикмени, крытые либо дублёные шубы. (Рис. 20)

Головным убором мужчин была четырёхклинная, полусферической формы тюбетейка (тубэтэй) или в иде усечённого конуса (кэлпуш). Праздничная бархатная тюбетейка вышивалась тамбурной, гладьевой вышивкой. Поверх тюбетейки в холодное время надевали полусферическую или цилиндрическую меховую или просто стёганую шапку (бурек), а летом войлочную с опущенными полями шляпу. (Рис. 21)

Обязательную принадлежность костюма составляет обувь. Это прежде всего чулки (оек), отличающиеся большим разнообразием как по материалу (кожаная, лыковая, валяная), так и по форме.

Заключение.

Национальная одежда - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа.

Национальный костюм - это бесценное достояние культуры народа, накопленное веками. Костюм каждого народа не является чем-то неизменным. Он развивается с учётом климата, географии и общественно-экономических условий. Кроме того, национальный костюм является неотъемлемым атрибутом народных обрядов, способствует сохранению традиций.

Погрузившись в истоки культуры народов Саратовского Поволжья, ощущаю необходимость взаимоуважения и веротерпимости в отношениях между соседями, к исконным традициям представителей других национальностей.

Россия - страна многонациональная, а потому вопросы мирного сосуществования людей, принадлежащих к различным конфессиям , всегда актуальны. Главное, что надо понимать: наша сила - в единстве.



Литература.

  1. Будур Н., Панкеев И. Круг жизни. - М: Ольма- Пресс, 1999.

  2. Ефимова Л. В. Русский народный костюм. Государственный Исторический музей. Альбом. М: Советская Россия, 1989.

  3. Земля саратовская (книга для внеклассного чтения). Саратов. Приволжское книжное изд-во, 1975.

  4. «Земля Саратовская» И. Шулльпин, 1995

  5. «История Саратовского края: с древнейших времен до 1917 года» Саратов, 2000.

  6. Курбнов Л. Ф. , Полубояринов Е. В. Саратовский край. Учебное пособие по истории родного края для уч-ся 7-8 классов. Саратов, Приволжское кн. изд-во, 1976.

  7. Мерцалова М. Н. Поэзия народного костюма. М: Молодая гвардия, 1995.

  8. «Основание Саратова. Версии и легенды» .forumcomchatka.ru

  9. «Путевые заметки о Юго-Восточной России» (1830-е гг.),К. И. Арсеньев

  10. «По Волге и Каспию» И. Шевченко-Красногорский, СПб, 1895

  11. «Русские обряды и традиции. Народная кукла» Котова А.С., СПб.: «Паритет» 2003

  12. Русские народные игры»

  13. «Твой народный костюм. Традиционная одежда русских крестьян Саратовской губернии конца XIX - начала XX века» А. А. Боровский,2002



Приложения.

Рисунок 1. Русские костюмы.



Рисунок 2. Женская длинная рубаха.



Рисунок 3. Сарафан.



Рисунок 4. Понева.

Рисунок 5 Передник.

Рисунок 6. Головные уборы женщин.

Повязка Сорока



Рисунок 7. Мужская рубаха и порты.

Рисунок 8. Верхняя одежда.

Рисунок 9. Душегрея, шубка.

Рисунок 10. Украшения, пояс.



Рисунки 11,12.

Рисунок 13. Казахский женский костюм.



Рисунки 14, 15. Украшения.

Рисунок 16. Мужской казахский костюм.

Рисунок 17. Татарский женский костюм.



Рисунок 18. Головные уборы.

Рисунок 19. Украшения.





Рисунок 20. Мужской татарский костюм.

Рисунок 21. Головные уборы.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал