- Учителю
- «ЖИВАЯ РУССКАЯ ГОРЯЧАЯ ДУША» В «ЗАПИСКАХ ОХОТНИКА» И. С. ТУРГЕНЕВА
«ЖИВАЯ РУССКАЯ ГОРЯЧАЯ ДУША» В «ЗАПИСКАХ ОХОТНИКА» И. С. ТУРГЕНЕВА
… Ибо что такое культура,
как не измерение, накопление и
сохранение ценностей.
Д. Мережковский
Если мы хотим достигнуть
какой-нибудь цели воспитанием,
то должны прежде сознать эту цель.
К.Д. Ушинский
Урок литературы в школе «Лицей» направлен на передачу нравственных и умственных начал от одного поколения к другому. Мы стремимся к тому, чтобы ученик приобретал не только знания, но способы работы с тем или иным материалом, те человеческие качества, которые могли бы служить залогом приобретения им любых необходимых знаний или способов деятельности, когда это ему понадобится.
Актуальнейшей задачей считаю преодоление отчуждения учащихся от литературы и как учебной дисциплины и как искусства. Это отчуждение - знак не только педагогический, сколько социальный. Равнодушие, отчужденность от культуры, безразличие к общественной жизни А.С. Пушкин считал самым позорным фактом русской жизни. Трагической называл «судьбу племени, лишенного гражданского самосознания», И.С. Тургенев.
Наша задача - педагогическая и гражданская - строить это сознание, показывать его созидательную силу, обращаясь к национальным истокам, общечеловеческим ценностям.
Образцом гражданского поведения, национальной славы, гордости является И.С. Тургенев, именно поэтому свои сегодняшние проблемы, задачи мы стремимся решать на уроках, посвященных изучению жизни и творчества этого писателя. И одним из действенных способов понимания является позиционный анализ текста, который позволяет не только строить мировоззренческую позицию, определенные личностные качества, но и поднимает уровень обученности, прочность ЗУН, познавательные интересы, т.е. все то, что называют качеством образования.
ТЕМА:
«ЖИВАЯ РУССКАЯ ГОРЯЧАЯ ДУША»
В «ЗАПИСКАХ ОХОТНИКА» И.С. ТУРГЕНЕВА
ЦЕЛЬ: Ощутить себя русским человеком, помочь войти в мир национальной культуры и взять ответственность за ее сохранение - каждому ученику.
ЗАДАЧИ: выделение проблематики цикла, уяснение авторской позиции; соотнести тургеневский взгляд на «вечные ценности» со своим; развивать речь, овладевая всем богатством «великого могучего русского языка».
ПЛАН УРОКА
-
Поколение, которое ищет свои корни, должно обратиться к Тургеневу (рассказы учащихся и учителя о «родословном древе», о семейных реликвиях, связанных с писателем).
-
«Записки охотника» - портрет русского народа, «собранье пестрых глав» того, чем гордится и что тревожит автора.
-
И.С. Тургенев - духовный лидер своего времени, позволяющий и нам обрести себя.
«Записки охотника» - не литература, а жизнь. Они заставили (в свое время) общество пересмотреть свои взгляды в пользу человечности.
ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ:
I.
«Русская, правдивая, горячая душа»
в «Записках охотника» (1847-1852)
Ивана Сергеевича Тургенева
Я вижу трагическую судьбу племени, великую общественную драму в отсутствии гражданского самосознания… готовности смирить со злом.
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора… Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу.
И.С. Тургенев
II.
И.С. Тургенев «Записки охотника» (1847-1852)
Нужно постоянное общение со средою, которую берешься воспроизводить; нужна правдивость неумолимая в отношении к собственным ощущениям; нужна свобода, полная свобода воззрений и понятий - и, наконец, нужна образованность, нужно знание!
Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни - есть величайшее счастье для литератора, даже если истина не совпадает с его собственными симпатиями.
Разве по капле дождя узнаешь, что делается в облаке?
Д. Гранин «Зубр»
Представляя культурно-исторический проект «История моей семьи в истории моей страны», мы рассказывали о своих родителях, бабушках и дедушках, рисовали родословное древо - тянули ниточку кровной связи через целое столетие, пытаясь дойти до корней, до основания.
Но ведь и русская литература с того и начинала, с обращения к истокам: помните первые слова летописи: «Откуда есть и пошла русская земля… «.
Сегодня я предлагаю вам обратиться к своим духовным корням - тропой к ним может статьи наш урок литературы:
«Живая русская горячая душа» в «Записках охотника»
Ивана Сергеевича Тургенева.
Вступлением в него будут рассказы учащихся об истории семейных альбомов и библиотек.
Олег: «Я спросил папу о Тургеневе, а он из семейного архива достал портрет писателя. Это был старинный снимок, не фотография даже, а литография - рисунок, отпечатанный с камня. На картоне была подпись, сделанная черной тушью. Все указывало на древность семейной реликвии. Но как она попала в наш альбом? История эта связана с моим прадедушкой. Он был адъютантом Колчака, потом директором Омской железной дороги. После репрессий новой власти против тех, кто поддерживал прежних властей, он пропал без вести в застенках ИКВД. Долгие годы воспоминания обо всем, что было с ним связано, оставались семейной тайной. Теперь уже трудно восстановить обстоятельства жизни прадедушки, но вот эта литография вдруг стала для меня мостиком в прошлое, в культуру, в мир семьи Бессоновых. Почему этот снимок оказался сохраненным? Что он значит? Что ценил мой прадед в творчестве И.С. Тургенева?
«Я понять тебя хочу,
Смысла я в тебе ищу… «.
С этими мыслями я начинаю чтение «Записок охотника».»
Валя: «У нас дома очень много книг, многие из них куплены моей мамой еще до моего рождения. Она покупала их для меня. Я люблю читать и очень благодарна родителям за то, что есть библиотека домашняя, что есть возможность в любую минуту взять книгу И.С. Тургенева, радоваться жизни, понимать больше.
Эту перекличку поколений, связь с прошлым, со временем я обнаруживаю и в истории моей семьи, точнее, библиотеки. У меня хранится том из собрания сочинений И.С. Тургенева, отпечатанный в 1898 году, т.е. спустя 15 лет после смерти писателя. Эта книга «пережила» моих прабабушку, прадедушку, чтобы сегодня соединить меня с миром родных мне людей. Прадед был священником, его дети учились в семинарии. Революция разметала семью по всей стране. Но книга все-таки сохранилась в Казани, где брат дедушки преподавал в университете. Его ли эта книга или увез он ее из родного дома - я не знаю. Но открывая страницы, чувствую всегда волнение, как при встрече с близким человеком. Именно таковым я считаю И.С. Тургенева, потому что он знает многое из того, чем я живу. «Живой, самый нужный, близкий нам человек… он видит и слышит нас, потому что мы любим то, что и он здесь любил… и не мог разлюбить там.» (Д.С. Мережковский).»
Россия и Тургенев, природа и Тургенев, любовь и Тургенев, молодежь и Тургенев, Тургенев и мы…
«Записки охотника» - первая книга о России «живых душ», живой природы.
Разве по капле дождя узнаешь,
что происходит в облаке?
Цикл (гр) круг,
Группа произведений, сознательно объединенных автором по жанрам, тематике, идейному принципу.
Очерк - описание портрета, пейзажа.
Рассказ - повествование.
«Записки охотника» - единение не внешнее, а внутреннее, «собранье пестрых глав» (А.С. Пушкин), рисующее русский характер.
«ЗАПИСКИ ОХОТНИКА»
Бежин луг
Певцы
Ермолай и мельничиха
Бирюк
Живые помощи
Бурмистр
ТЕМЫ, ПРОБЛЕМЫ
Человек и природа
Что такое искусство
Крепостное право
Чувство долга и милосердие
Тема судьбы
Развращающее влияние крепостного
права
«Записки охотника» - переворот в общественном сознании; подняты те темы и проблемы, которые требовали скорейшего разрешения.
«Живые мощи» (1874)
-
нетленое тело святого (пер. смысл) кости
Какие черты характера обнаруживает автор в своей героине? Как выражает свое отношение?
Пейзаж
Портрет
Диалог, монолог
История жизни (сюжет
АВТОР композиция - сон
Название
Эпиграф
? Кто же Лукерья: «богом убитая» или «икона»?
В названии заложено притивопоставление, ……, который заложен в тексте, особенно в портрете:
«икона»
«живое человеческое существо»
«мумия»
«не безобразное, красивое»
«полумертвое существо»
«жалость стиснула»
«древняя статуя»
«не мог не подивиться»
«бронза лица»
«весело, без охов и вздохов»
«металлические щеки»
«Светлые и мертвенные»,
«Темные веки, опушенные золотистыми ресницами»,
«Заблистали во тьме»,
«Чудное что-то мелькнуло в ее глазах»
«Слабый, медленный, сиплый, как шелест болотной осоки»
«Словно испарялся», «тихо, слабо»,
«Прошептала едва слышно»,
«Бедный, усиленный, как струйка дыма»,
«Едва слышный»
СИЛА ДУХА - НЕМОЩЬ
Пафос рассказа: всесилие человека, героизм, стойкость духа.
? Каждый ли может преодолеть себя, противостоять обстоятельствам и жить в согласии с собой? Что дает силы?
Как дополняет наше представление о русском народе рассказ «Бирюк»?
Каков смысл названия?
Заложено ли авторское отношение?
Главный герой - Фома Кузьмич, лесник, «которого боятся, как огня», отец семейства, кормит двух маленьких детей, совершает непонятный, с первого взгляда, поступок.
«Я человек подневольный, с меня взыщут.»
«Убирайся к черту со своей лошадью.»
Намерение одно, а поступок иной, почему?
Как автор готовит героя к такому решению?
-
пейзаж
-
описание избы, детей, Бирюка
-
описание вора, диалог с ним Бирюка
-
прямые авторские замечания: «редко приходилось видеть такого молодца»; «удивил ты меня … ты, я вижу, славный малый.»
ЧУВСТВО ДОЛГА - МИЛОСЕРДИЕ
Автор голосом рассказчика одобряет и удивляется непредсказуемости героя, победе человечности.
И.С. Тургенев не просто описывает крестьян, он заглядывает им в душу, что же видит? Много: Человека! Но автор не идеализирует картину, чем отличаются от предыдущих герои рассказа «Бурмистр»?
Заложено ли в названии отношение автора к героям, событиям? Первоначально - «Порода»?
Каково отношение рассказчика к помещику Пеночкину? «Неохотно к нему едешь.»
Какой эффект достигает автор, используя прием опровержения?
Герой о себе
ОБРАЗ ПЕНОЧКИНА
Рассказчик о герое
Пеночкин о герое
ОБРАЗ БУРМИСТРА
Рассказчик о герое
Комизм возникает от несоответствия желания казаться просвященным настоящей дикости и варварства в отношении к людям. Суть характера проявляется в столкновении ВНЕШНЕГО и ВНУТРЕННЕГО.
Авторский замысел, позиция по отношению к проблеме крепостного права обнаруживается особенно зримо в редакторской правке. Например:
( - добавлено, - зачеркнуто).
«Он не хотел отпустить меня без завтрака.»
«На английский манер.»
Туфли «небольшие красивые»
«китайские желтые»
«Г-н Пеночкин встал, живописно сбросил с себя плащ и вышел из коляски,
приветливо оглядываясь кругом» - «озираясь.»
«Промолвил он с приятной улыбкой, обращаясь ко мне, дружески коснувшись
рукой до моего колена, и снова уставился на камердинера.»
«Говорил он с расстановкой» «голосом мягким и приятным».
Обращение «Эй, Василий» - «Эй, кто там?»
«Говорить что ли не умеете?» «Языков у вас что ли нет?»
«Да не бойся, дурак.»
«Признаюсь, в тот день я на охоте больше думал об удобствах и выгодах оброчного устройства, чем о тетеревах.»
«Мы отправились на охоту.»
Человеческие типы в «Записках охотника» показаны неоднозначно, это «разное» отношение к русскому народу зафиксировано и в эпиграфах к уроку.
Русский мир автор увидел во всех его противоречиях:
ЛЮБОВЬ ТАЛАНТ СИЛА ЧУВСТВО ДОЛГА МИЛОСЕРДИЕ
ЖЕСТОКОСТЬ БЕССЕРДЕЧИЕ ГОРДЫНЯ СЛАБОСТЬ
И.С. Тургенев поставил вопрос о сущности народа, его возможностях, будущем. Что же для нас является главным в русском человеке? Что изменилось за полтора столетия? Стало ли больше добра, милосердия, таланта? Признали бы нас соотечественниками тургеневские герои, автор? Что может изменить (изменяет) людей, укрепляет или разрушает их души?
Уважение, признание ценности своих духовных корней, национальной культуры.
И.С. Тургенев помогает на этом пути самопознания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Речь по поводу открытия памятника А.С. Пушкину
Открытие памятника - дань любви. Когда народ может предъявить искусство - тогда он может претендовать на место в истории.
Литература - звучащая, человеческая, мыслящая душа. Пушкин - средоточие русской жизни. И потому каждый вновь выучившийся грамоте, неизбежно станет его чтецом, тем самым докажет, что подобно Пушкину стал более русским и более образованным, более свободным!…
То же самое можно сказать и о И.С. Тургеневе: читая Тургенева, становишься более русским, более образованным, более свободным.
ПОСЛЕ УРОКА…
В. Складчиков: «Если бы не было этого урока, я прошел бы мимо великого человека и настоящего мужчины.»
Н. Таранина: «Самое главное я поняла - я русский человек (несмотря на стиль одежды, досуг) в душе, этого никто отнять не может.»
А. Тюрихина: «»Записки охотника» - учебник жизни. И.С. Тургенев - источник культуры, ее возвращения.»
Н. Ашпина: «Раньше И.С. Тургенев был для меня певцом природы, а теперь стал мне еще дороже как человек, пытающийся спасти Родину, избавить от крепостного права людей.
А мы сегодня хотим только одного: чтобы нас никто и ничем не беспокоил. Нас нельзя назвать даже Обломовыми - он был лучше нас… «
С. Осинцева: «Я открыла Тергенева-психолога. Он понимает и показывает людей такими, какие они есть на самом деле (особенно в трудную минуту.»
В. Федюкова: «Если ты родился русским, это еще не означает, что ты поистине таков, нужно «строить себя» всю жизнь. «Записки охотника» показывают именно русский характер и русскую душе.»
О. Бессонов: «Тургенев писал не для того, чтобы выжить, это было способом существования его русской души, его мыслей и чувств.»
М. Колесова: «Я открыла для себя не мир крестьян XIX века, а мир моих современников, таких разных, часто совсем не таких, какими кажутся… «
М. Корнилова: «Мое собственное «русское начало» сразу же нашло отклик в душе этого человека. Через знакомство с его биографией: детством, воспитанием - я получила представление о его человеческом облике. Я поняла, что этот писатель очень близок мне своими идеалами, жизненными принципами.»
С. Мехов: «Я перевоплощался в его героев. Смогу ли я нести крест такой жизни? Жизни Бирюка, Лукерьи… Особенно меня поразила Лукерья. Она - святая!!! «Записки охотника» - лучший учитель и воспитатель.»
К. Шангин: «До урока я считал эти рассказы просто интересными историями, теперь понимаю, что это слово о русском человеке русского писателя, вся жизнь которого - служение на благо России.»
9