- Учителю
- Адаптационная программа Современная литература
Адаптационная программа Современная литература
МОУ ИРМО «Максимовская СОШ»
МО гуманитарного
цикла
Протокол № _________
от «____» _______ 20 ___г.
Руководитель МО
_______ Номоконова М.П.
Согласовано
«____» ________ 20 __г.
Зам.директора по УВР
____________________
Чудинова А.Г.
Утверждаю
Приказ № _________
от «____» _______20 __г.
Директор МОУ ИРМО «Максимовская СОШ»
_____________________
Т.Л. Сушко
Адаптационная программа
«Современная литература»
по литературе
для 10-11 классов
количество часов 68 часов
год обучения первый
учитель Чудинова Алёна Геннадьевна
первая квалификационная категория
2014-2015 уч. г.
Пояснительная записка
Адаптационная программа факультативного курса «Современная литература» разработана на основе программы элективного курса «Современная литература», автор Н.Н. Глебова /Литература. 10-11 классы: сборник программ элективных курсов / сост. Г.М. Вялков.- Волгоград: Учитель, 2006. 135 с.
Цель курса «Современная литература»:
- создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей.
Задачи курса:
- воспитать читателя;
- научить обучающихся размышлять над прочитанным, извлекая из него уроки;
- помочь становлению и формированию личности.
Внесённые изменения: произошло перераспределение часов на изучение раздела № 5 «Человек и природа» (вместо 7 часов отведено 9) и изучение раздела № 6 «Человек на Земле» (вместо 13 часов отведено 11). Для более полного изучения творчества писателя Ф.Абрамова в программу включена повесть «Пелагея».
Общая характеристика курса
Цели литературного образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль литературы как школьного предмета в ряду других гуманитарных предметов.
Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижение обучающимися этого вида искусства, овладение ими навыками творческого чтения, что невозможно без продолжения этой работы за рамками школьного урока.
Разнообразие форм подачи материала повышает эффективность учебно- воспитательного процесса и его результативность, позволяет вывести обучающегося из состояния пассивности в состояние активного действия, когда резко возрастает познавательный интерес к предмету, растут качественные показатели, т.е. результативность обучения.
Актуальность курса на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что полученные знания помогают решать задачи литературного образования, связанные как с читательской деятельностью обучающихся, так и с эстетической функцией литературы. Содержание программы направлено на совместную работу обучающегося и учителя, совместную работу ума, воли, чувств, на воспитание читающего, грамотного гражданина.
Упор делается на самостоятельную творческую работу учащихся, разнообразные виды (жанры) устных и письменных работ, в частности усложненные изложения, сочинения-рассуждения, эссе, критические статьи, рецензии, страницы из дневника.
Особое внимание уделяется развитию умений дискутировать, доказывать свою точку зрения и опровергать оппонентов.
Программа курса построена на сочетании и взаимодополнении традиционных критико-литературоведческих и методических принципов: проблемно-тематическом, историко-литературного, теоретико-литературного, семиотического и деятельного.
Программа курса предусматривает самые разнообразные виды ученической деятельности: читательскую, литературно-критическую, креативно-дизайнерскую. Курс «Современная литература» способствует становлению современного, активно мыслящего, творческого читателя, позволяет ученику самому стать участником литературного процесса.
Программа представляет собой цикл занятий, посвящённых творчеству современных авторов, и опирается как на книжные, так и журнальные публикации последних десятилетий.
Особенностью текстов, включённых в программу, является то, что по своей жанровой природе это, как правило, рассказы и небольшие повести. Такие произведения удобны для текстуального анализа и позволяют сосредоточиться не только на осмыслении содержания, но и на выявлении художественного своеобразия текста.
Представленные в программе произведения принадлежат перу как совсем молодых, так и уже получивших читательское признание авторов.
Программа содержит ряд тематических разделов, каждый из которых посвящён нескольким произведениям, изучаемым текстуально.
Место курса в учебном плане. Адаптационная программа «Современная литература» в учебном плане относится к вариативной части. Данный курс рассчитан на 68 часов: 34 часа- 10 класс, 34 часа- 11 класс.
Итоговая форма контроля: сочинение по творчеству автора (на выбор учащихся)
Содержание программы
Тема 1.Введение (1 час)
Развитие художественных и идейно- нравственных традиций современной литературы XX века. Основные направления и тенденции развития. Многоплановость, жанровое многообразие.
Тема 2. «Эти непростые 30-е годы XX века» (4 часа)
Всенародная трагедия народа. Широта художественной панорамы. Глубина постижения исторических процессов. Обзор произведений, посвящённых теме коллективизации. Крушение мечты о всеобщем счастье. Тема раскрестьянивания в литературе. Понятие «совесть» в представлении главных героев.
В. Тендряков «Хлеб для собаки». Б. Можаев «Мужики и бабы» С.Залыгин «На Иртыше»
Тема 3. Годы репрессий (8 часов)
Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве. Отражение эпохи 30-40 годов в современной литературе. Судьба российской интеллигенции. Ответственность народа и его руководителей за настоящее и будущее страны. Тема памяти живых и погибшищ. Органическое единство художественного и публицистического в произведениях современных авторов. В.Дудинцев «Белые одежды».
Д.Гранин «Зубр», В.Шаламов «Колымские рассказы», О.Волков «Погружение во тьму», Г.Владимиров «Верный Руслан» , С.Довлатов «Зона»
Тема 4. «Остаться человеком в пламени войны» (15 часов)
Тема памяти живых и погибших. Тема исторической правды в рассказе Е. Носова «Костёр на ветру»
Образ молодого бойца. Г. Бакланов «Навеки- девятнадцатилетние»
Образ молодого бойца. В.Кондратьев «Сашка»
. «Написанная кровью…» К.Воробьёв «Это мы, Господи» Углубление темы Великой Отечественной войны в современной литературе.
«Написанная кровью…» К.Воробьёв «Это мы, Господи» Художественное исследование духовных истоков массового героизма народа в защите Отечества.
В.Астафьев «Прокляты и убиты» Правда о войне.
Женщина и война. В.Астафьев «Пастух и пастушка»
Женщина и война. С. Алексиевич «У войны не женское лицо»
Стихи Ю. Друниной. Героика военных будней.
«Афганская проза» С.Дышев «Да воздастся» Осмысление подвига и трагедии народа.
«Афганская проза» К.Таривердиев «Ловушка» Психологическая проза, нравственные основы личности человека в трагических коллизиях войны. Тема «Сапогами не вытоптать душу!» «Чеченская проза» А.Иванов «Вход в плен бесплатный»
«Чеченская проза» А.Иванов «Спецназ, который не вернулся»
«Чеченская проза» В.Маканин «Кавказский пленный»
А.Проханов «Чеченский блюз». Художественно- документальный жанр.
Тема 5. «Береги в себе человека» (12 часов)
Тема 5.1. Слово, необходимое России. В.Распутин «Прощание с Матёрой» (1 час)
Тема 5.2. Связь с историей, с родовыми корнями. В.Распутин «В ту землю» (1 час)
Тема 5.3. В.Распутин «Женский разговор» Пристальный интерес к сложному духовному миру человека, нравственным основам его характера. (1 час)
Тема 5.4. В.Распутин «Изба». Связь рассказа с житейской литературой. (1 час)
Тема 5.5. Образ русского человека в произведениях В. Распутина. (1 час)
Тема 5.6. Обобщающий урок по пройденным темам. Нравственная красота нашего современника. (1 час)
Тема 5.7. Рецензия на самостоятельно прочитанное произведение. С.Залыгин «Уроки правнука Вовки» (1 час)
Тема 5.8. Нравственная красота простого человека. Е.Носов «Яблочный спас» (1 час)
Тема 5.9. Нравственная красота простого человека. Е.Носов «Карманный фонарик» (1 час)
Тема 5.10. Проблема совестливости в человеке. С.Бабаян «Моя вина» (1 час)
Тема 5.11. О нравственности языком поэзии. Э.Асадов, А.Дементьев, Н. Рыленко. (1 час)
Тема 5.12. О нравственности языком поэзии. Н. Палагута, Е.Шварц, Н.Жданов. (1 час)
Тема 6. Человек и природа (9 часов)
Тема 6.1. Тема «Человек и природа». Обзор произведений. Философское осмысление проблемы- отношение человека к природе. (1 час)
Тема 6.2. Ч.Айтматов «Плаха» Образы- символы, их роль в произведении. Утверждение нравственных законов отношения человека к миру. (1 час)
Тема 6.3. В.Астафьев «Царь- рыба» Образы- символы, их роль в произведении. (1 час)
Тема 6.4. П.Краснов «Шатохи» Значение образов природы. Роль автора- рассказчика. (1 час)
Тема 6.5. С.Алексиевич «Чернобыльская молитва» Боль за родную землю. (1 час)
Тема 6.6. Ю. Щербаков «Чернобыль» Боль за родную землю. (1 час)
Тема 6.7. А.Варламов «Байкал» Экологические и нравственные проблемы современности. (1 час)
Тема 6.8. Обобщение по теме «Человек, природа и будущее цивилизации» Публицистичность и лиризм произведений. (1 час)
Тема 6.9. Обобщение по теме «Человек, природа и будущее цивилизации» Органическое единство художественного и публицистического жанра. (1 час)
Тема 7. Человек на земле (11 часов)
Тема 7.1. Ф.Абрамов «Деревянные кони» Вопрос смысла жизни. (1 час)
Тема 7.2. Ф.Абрамов «Пелагея» Трудный быт простого человека. (1 час)
Тема 7.3. «На благословенной и такой неуютной земле…» Б.Екимов «Пиночет» (1 час)
Тема 7.4. Проблема взаимоотношений человека с землёй. (1 час)
Тема 7.5. «Что там в душе человеческой?» Б.Екимов «Фетисыч» Изображение духовной и физической мощи человека. (1 час)
Тема 7.6. «Сердечное понимание мира» Б.Екимов «Пастушья звезда» Отношение к труду как к главному делу жизни. (1 час)
Тема 7.7. «Без бога, без природы, без человека- ужас» В.Астафьев «Людочка» (1 час)
Тема 7.8. Г.Бакланов «Кондратий» Человек в кругу семьи. (1 час)
Тема 7.9. «Всё во мне, и я во всём» Б.Бакин «Сын дерева» (1 час)
Тема 7.10. Рассказы Д. Баканина из книги «Страна происхождения» Проблема ответственности человека за своё жизненное поведение (проблема жизненного выбора), понятие гражданского долга, высота нравственных требований к человеку. (1 час)
Тема 7.11. Цена беспамятства. Рассказы Д.Бакина из книги «Страна происхождения» (1 час)
Тема 8. Герой нашего времени (4 часа)
Тема 8.1. Проблема поиска героя времени А.Цветков «Герой рабочего класса» (1 час)
Тема 8.2. В.Золотуха «Последний коммунист». Проблема «отцов» и «детей». (1 час)
Тема 8.3. Русская интеллигенция в испытаниях времени. С.Довлатов «Чемодан» (1 час)
Тема 8.4. Русская интеллигенция в испытаниях времени. Ю.Трофимов «Обмен» (1 час)
Тема 9. Массовая литература (3 часа)
Тема 9.1. «Игра с историей» В.Акунин «Азазель». (1 час)
Тема 9.2. М.Успенский «Там, где нас нет». Жанр фэнтэзи. (1 час)
Тема 9.3. М. Велеер «Приключения майора Звягина» Плутовской роман. Похождения ловкого авантюриста. (1 час)
Учебно- тематический план
68 часов
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающийся, прослушав курс «Современная литература», должен
знать: образную природу словесного искусства; общую характеристику развития русской литературы (этапы развития); авторов и содержание изученных произведений; основные проблемы, важнейшие идейно- нравственные произведения;
уметь: охарактеризовать и оценить главных героев, давать оценку произведениям на основе личностного восприятия и осмысления их идейно- художественного восприятия; грамотно высказывать и обосновать своё отношение к художественному произведению, выступить с сообщением или докладом на литературную тему, участвовать в беседе, диспуте по вопросам литературы, писать сочинение разных жанров, выразительно читать наизусть отдельные произведения или их фрагменты.
владеть: культурой чтения, чтобы эмоционально воспринимать и оценивать произведения разных жанров; глубоким пониманием художественных произведений, предназначенных для текстуального и обзорного изучения.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
При выполнении сочинений, исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях, выставляется оценка:
«отлично»
Содержание и речь:
-
Содержание работы полностью соответствует теме.
-
Фактические ошибки отсутствуют.
-
Содержание излагается последовательно.
-
Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
-
Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
-
В целом в работе допускается 1 содержательный и 1-2 речевых недочета.
Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая негрубая ошибка.
«хорошо»
Содержание и речь:
-
Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
-
Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
-
Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
-
Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
-
Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
-
В целом в работе допускается 2 содержательных и 3-4 речевых недочета.
Грамотность: допускается 2 орфографические и 2 пунктуационные; или 1 орфографическая и 3 пунктуационные; или 4 пунктуационные ошибки, а также 2 грамматические ошибки.
«удовлетворительно»
Содержание и речь:
-
В работе допущены существенные отклонения от темы.
-
Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
-
Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
-
Беден словарь, однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
-
Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
-
В целом в работе допускается 4 содержательных и 5 речевых недочетов.
Грамотность: допускается 4 орфографические и 4 пунктуационные; или 3 орфографические и 5 пунктуационных; или 7 пунктуационных ошибок, а также 4 грамматические ошибки.
«неудовлетворительно»
Содержание и речь:
-
Работа не соответствует теме.
-
Допущено много фактических неточностей.
-
Нарушена последовательность изложения во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.
-
Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
-
Нарушено стилевое единство текста.
-
В целом в работе допускается 6 содержательных и 7 речевых недочетов.
Грамотность: допускается 7 орфографические и 7 пунктуационные; или 6 орфографические и 8 пунктуационных; или 5 орфографических и 9 пунктуационных; или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Нормы оценок устных ответов, сообщений, докладов:
«отлично»
-
Полно и последовательно раскрыто содержание материала в объеме программы.
-
Четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, точно использованы научные термины.
-
Для доказательства использованы выводы и обобщения опытов.
-
Ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания, самостоятельно составленные примеры.
-
Материал изложен правильно с точки зрения норм литературного языка.
-
Возможны 1-2 неточности в вопросах второстепенного материала, которые исправляются с помощью учителя.
«хорошо»
-
Раскрыто основное содержание материала.
-
Правильно даны определения понятий и точно использованы научные термины.
-
Возможны ошибки в изложении выводов и обобщений из наблюдений и опытов.
-
Ответ самостоятельный.
-
Возможны неточности в вопросах второстепенного материала.
-
Допускаются 1-2 неточности в определении понятий, незначительное на-
рушение последовательности изложения и единичные неточности в языке изложения.
«удовлетворительно»
-
Содержание учебного материала изложено фрагментарно, недостаточно полно, не всегда последовательно.
-
Не дано определение понятий.
-
Не используются в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов.
-
Недостаточно глубоко и доказательно обосновываются свои суждения, не приводятся свои примеры.
-
Допускаются ошибки и неточности в использовании научной терминологии и определении понятий.
-
Допускаются ошибки в языковом оформлении изложения.
«неудовлетворительно»
-
Основное содержание учебного материала не раскрыто.
-
Не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя.
-
Допускаются грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в языковом оформлении изложения.
Нормы оценок тестовых работ.
При проведении тестовых работ по курсу «Современная литература» критерии оценок следующие:
«5» - 90 - 100 %; «4» - 78 - 89 %;
«3» - 60 - 77 %; «2»- менее 59 %.
Перечень учебно- методического обеспечения курса
Основная литература
-
В мире литературы. 10- 11 классы: учеб.для общеобразовательных учреждений гуманитарного профиля/ под ред. А.Г. Кутузова. М.: Дрофа, 2010. 251с.
-
Русская литература XX века. Хрестоматия для 11 10-11 класса: в 2 ч./сот. А.В. Бранников, Т.А. Калганов, Л.М. Рыбченкова. М.: Просвещение, 2010. 542 с.
-
Русская литература XX века: 10-11 класс: практикум: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ под ред. В.П. Журавлёва. М.: Просвещение, 2009. 224 с.
Дополнительная литература
-
Вуколов Л.И. Поговорим об истинных ценностях. М.: Просвещение, 2008. 191 с.
-
Золотусский И. Крушение абстракций. М.: Современник, 2008. 206 с.
-
Обернихина Г.А. Литературный процесс. 80-90- х годов XX века: пособие для учителя и учащихся. М.: Просвещение, 2010. 254 с.
-
Черняк М.А. Путеводитель по новейшей литературе. Серия «Филологическая мозаика».- СПб.: САГА, 2008. 260 с.
Перечень материально- технического обеспечения
-
Комплект таблиц «Теория литературы 5-11 классы»
-
Компакт-диски «Уроки литературы КиМ» (10, 11 классы)
-
Компакт-диск «Русская литература. 8-11 классы. Мультимедийная энциклопедия»
-
Компакт-диск « Хрестоматия по русской литературе»
-
Компакт- диск «Репетитор по литературе КиМ, 2011»
-
Папка с раздаточными материалами «Теория литературы 5-11 классы»
-
Портреты писателей 19- 20 век (портреты, справочные материалы)
-
Компьютер
-
Мультимедиапроектор
Календарно- тематический план
Тема занятия
Кол-во часов
Форма организации занятия
Виды контроля
Дата
Корректировка
1
Основные направления и тенденции развития современной литературы
1
Лекция
Устный опрос
2
«Так это было на Земле» (Обзор произведений, посвящённых теме коллективизации)
1
Лекция с элементами беседы
Устный опрос
3
Всенародная трагедия народа. В.Тендряков «Хлеб для собаки»
1
Лекция с элементами беседы
Устный опрос
4
Крушение мечты о всеобщем счастье Б.Можаев «Мужики и бабы»
1
Лекция с элементами беседы
Сочинение
5
Тема «раскрестьянивания» в литературе. С.Залыгин «На Иртыше»
1
Лекция с элементами беседы
Тестирование
6
Отражение эпохи 30-40 годов в современной литературе. В.Дудинцев «Белые одежды»
1
Лекция с элементами беседы
Устный опрос
7
Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве. Д.Гранин «Зубр»
1
Семинар
Тестирование
8
«…Сильней надежд мои воспоминанья». Жизнь и творчество В.Т. Шаламова «Колымские рассказы»
1
Лекция с элементами беседы
Сочинение
9
«…Сильней надежд мои воспоминанья». Жизнь и творчество В.Т. Шаламова «Колымские рассказы»
1
Деловая игра
Устный опрос
10
О.Волков «Погружение во тьму» Судьба российской интеллигенции.
1
Читательская конференция
Тестирование
11
О.Волков «Погружение во тьму» Судьба российской интеллигенции.
1
Семинар
Сообщение
12
«Белые годы в памяти не стёрты» Г.Владимиров «Верный Руслан»
1
Лекция с элементами беседы
Устный опрос
13
«Белые годы в памяти не стёрты» С.Довлатов «Зона»
1
Читательская конференция
Сочинение
14
Тема памяти живых и погибших. Тема исторической правды в рассказе Е.Носова «Костёр на ветру»
1
Лекция с элементами беседы
Устный опрос
15
Образ молодого солдата. Г.Бакланов «Навеки- девятнадцатилетние»
1
Урок- исследование
Устный опрос
16
Образ молодого солдата. В.Кондратьев «Сашка»
1
Урок- исследование
Сочинение
17
«Написанная кровью…» Повесть К. Воробьёва «Это мы, Господи»
1
Лекция с элементами беседы
Тестирование
18
«Написанная кровью…» Повесть К. Воробьёва «Это мы, Господи»
1
Лекция с элементами беседы
Устный опрос
19
В.Астафьев «Прокляты и убиты» Правда о войне
1
Лекция с элементами беседы
Устный опрос
20
Женщина и война С.Алексиевич «У войны не женское лицо»
1
Лекция с элементами беседы
Доклад
21
Женщина и война. В.Астафьев «Пастух и пастушка».
1
Читательская конференция
Устный опрос
22
Стихи Ю. Друниной
1
Читательская конференция
Устный опрос
23
«Афганская проза» С. Дышев «Да воздастся»
1
Презентация книг
Устный опрос
24
«Афганская проза» К.Таривердиев «Ловушка»
1
Презентация книг
Устный опрос
25
«Сапогами не вытоптать душу!» «Чеченская проза»А.Иванов «Вход в плен бесплатный»
1
Презентация книги
Сочинение
26
«Чеченская проза»А.Иванов «Спецназ, который не вернётся»
1
Презентация книги
Устный опрос
27
«Чеченская проза» В. Маканин «Кавказский пленный»
1
Презентация книги
Устный опрос
28
А.Проханов «Чеченский блюз»
1
Практикум
Устный опрос
29
Слово, необходимое России. В.Распутин «Прощание с Матёрой»
1
Сравнительный анализ. Практикум.
Сочинение
30
Связь с историей, с родовыми корнями. В Распутин « В ту же землю»
1
Сравнительный анализ. Практикум.
Сообщение
31
В. Распутин «Женский разговор»
1
Лекция с элементами беседы
Устный опрос
32
В.Распутин «Изба». Связь рассказа с житийной литературой.
1
Исследование
Устный опрос
33
Образ русского человека в произведениях в. Распутина
1
Письменная работа
Тестирование
34
Обобщающий урок по пройденным темам
1
Лекция с элементами беседы
Сочинение
35
Рецензия на самостоятельно прочитанное произведение. С.Залыгин «Уроки правнука Вовки»
1
Практикум
Тестирование
36
Нравственная красота простого человека. Е.Носов «Яблочный Спас»
1
Лекция с элементами беседы
Сочинение
37
Нравственная красота простого человека. Е.Носов «Карманный фонарик»
1
Лекция с элементами беседы
Устный опрос
38
Проблема совестливости в человеке. С.Бабаян «Моя вина»
1
Практикум
Устный опрос
39
О нравственности языком поэзии. Э. Асадов, А.Дементьев, Н. Рыленков.
1
Литературная гостиная
Устный опрос
40
О нравственности языком поэзии. Н. Палагута. Е.Шварц, Н.Жданов.
1
Литературная гостиная
Устный опрос
41
Тема «Человек и природа» в современной прозе. Обзор произведений
1
Лекция
Сочинение
42
Ч. Айтматов «Плаха» Образы- символы, их роль в произведении.
1
Исследование
Доклад
43
В.Астафьев «Царь- рыба» Образы- символы, их роль в произведении.
1
Исследование
Устный опрос
44
П.Краснов «Шатохи»
1
Беседа
Устный опрос
45
С.Алексиевич «Чернобыльская молитва» Боль за родную землю.
1
Читательская конференция
Сообщение
46
Ю.Щербак «Чернобыль» Боль за родную землю.
1
Читательская конференция
Сочинение
47
А.Варламов «Байкал» Экологические и нравственные проблемы
1
Лекция с элементами беседы
Устный опрос
48
Обобщение по теме «Человек, природа и будущее цивилизации»
1
Деловая игра
Доклад
49
Обобщение по теме «Человек, природа и будущее цивилизации»
1
Деловая игра
Сочинение
50
Ф.Абрамов «Деревянные кони». Вопрос смысла жизни
1
Лекция с элементами беседы
Устный опрос
51
Ф.Абрамов «Пелагея»
1
Лекция с элементами беседы
Сочинение
52
«На благословенной и такой неуютной земле…» Б.Екимов «Пиночет»
1
Лекция с элементами беседы
Доклад
53
Проблема взаимоотношений человека с землёй
1
Лекция с элементами беседы
Сочинение
54
«Что там в душе человеческой?» Б.Екимов «Фетисыч»
1
Урок- размышление
Устный опрос
55
«Сердечное понимание мира» Б.Екимов «Пастушья звезда»
1
Урок- размышление
Устный опрос
56
«Без бога, без природы, без человека- ужас» В. Астафьев «Людочка»
1
Лекция с элементами беседы
Устный опрос
57
Г.Бакланов «Кондратий» Человек в кругу семьи
1
Лекция с элементами беседы
Устный опрос
58
«Всё во мне, и я во всём» Д. Бакин «Сын дерева»
1
Лекция с элементами беседы
Тестирование
59
Рассказы Д. Бакина из книги «Страна происхождения»
1
Исследование
Устный опрос
60
Цена беспамятства. Рассказы Д. Бакина из книги «Страна происхождения»
1
Беседа
Устный опрос
61
Проблема поиска героя времени. А.Цветков «Герой рабочего класса»
1
Беседа
Устный опрос
62
В.Золотуха «Последний коммунист» Проблема «отцов» и «детей»
1
Беседа
Сочинение
63
Русская интеллигенция в испытаниях времени. С.Довлатов «Чемодан»
1
Урок- размышление
Устный опрос
64
Русская интеллигенция в испытаниях времени. Ю.Трифонов «Обмен»
1
Урок- размышление
Устный опрос
65
«Игра с историей» Б.Акунин «Азазель»
1
Беседа
Тестирование
66
М.Успенский «Там, где нас нет» Жанр фэнтези
1
Обзор с элементами беседы
Сообщение
67
М.Веллер «Приключения майора Звягина» Плутовской роман.
1
Обзор с элементами беседы
Устный опрос
68
Обобщающий урок по пройденным темам.
1
Обобщение
Сочинение
Итого: 68 часов
Примерный вариант занятий по курсу
Разработка 1 занятия (урок № 29, раздел «Береги в себе человека», 10 класс)
Тема урока: Слово, необходимое России. В Распутин «Прощание с Матёрой»
Цели: развивать критическое мышление, воображение учащихся; обучить учащихся умению анализировать эпическое произведение через изучение произведения В.Распутина «Прощание с Матёрой»
Используемое оборудование: мультимедиапроектор.
Ход урока
1. Организационный момент.
Слово учителя.
Валентин Григорьевич Распутин ( род.1937) родился в крестьянской семье. Мать - Распутина Нина Ивановна, отец - Распутин Григорий Никитич. Детство Валентин провел в деревне Аталанка (Усть - Удинский район, Иркутская область). Закончив местную начальную школу, он вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа (об этом периоде впоследствии будет создан знаменитый рассказ «Уроки французского» - 1973). После школы поступил на историко-филологический факультет (Иркутский государственный университет). В студенческие годы он стал внештатным корреспондентом молодёжной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком «Я забыл спросить у Лёшки» был опубликован в альманахе «Ангара» (1961 год).
В 1979 году вошёл в редакционную коллегию книжной серии «Литературные памятники Сибири» Восточно - Сибирского книжного издательства (Иркутск). В 1980-х годах был членом редакционной коллегии журнала «Роман - газета».
Окончив университет в 1959 году, Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве Красноярской ГЭС и магистрали Абакан - Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники «Костровые новых городов» и «Край возле самого неба».
С 1966 года Распутин - профессиональный литератор. С 1967 года - член Союза В полную силу талант писателя раскрылся в повести «Последний срок» (1970 ), заявив о зрелости и самобытности автора. Затем последовали рассказ «Уроки французского» (1973), повести «Живи и помни» (1974) и «Прощание с Матёрой» (1976).
В последние годы писатель много времени и сил отдает общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества. В 1995 г. вышли в свет его рассказ «В ту же землю»; очерки «Вниз по Лене-реке»; в 1996 году - рассказы «Поминный день»; в 1997 - «Нежданно-негаданно»; «Отчие пределы» («Видение» и «Вечером»).
В Иркутске Распутин содействует изданию православно-патриотической газеты «Литературный Иркутск», входит в совет литературного журнала «Сибирь».
2 этап урока «Эмоциональный настрой» Притча
Учитель:
Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих визирей. «О, мои подданные!» - обратился он к ним, - у меня есть для вас трудная задача. Я хотел бы знать, кто решит её. Повёл он их в сад, в углу была ржавая дверь с огромным замком. «Тот, кто откроет дверь, станет первым визирем». Одни придворные только качали головами, другие стали замок разглядывать, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не смогут открыть её. Один за другим отходили. Но один визирь внимательно осмотрел и навалился плечом на дверь. Он толкнул её и - о, чудо! - она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться все быстрее и раскрылась.
Тогда падишах сказал: «Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы».
- Как вы понимаете основную мысль текста?
- Как она поможет нам на уроке?
Учитель: «Вам сегодня тоже предстоит найти ключ от замка повести В. Г. Распутина, а ключиком будут вечные темы».
Распутин пишет о том, что старый, уходящий мир - единственная обитель святости и гармонии. Ведь действительно жителей (а точнее - в основном, жительниц) Матеры не волнуют никакие внешние проблемы, они живут в своем замкнутом мире. Именно поэтому так страшно для них проникновение внешнего, жестокого и агрессивного мира. От его воздействия Матера, подобно Атлантиде, уходит на дно.
3 этап урока. Вызов.
1. Определение темы урока.
- Предположите, почему ряд исследователей определяют повесть как мифологическую?
- Сформулируйте цель нашего урока, впишите ее в рабочую карточку.
Слово учителя.
Писатель В. Распутин в своих произведениях раскрывает такие понятия как нравственность, человечность, искренность и целеустремленность.
У каждого человека есть своя маленькая родина, тот кусочек Земли, который остается на вечную память в сердце человека. Такой «кусочек» есть и у Распутина - это родная его деревня Аталанка, которую писатель воплотил в повести «Прощание с Матёрой», где легко прочитывается ее судьба в годы строительства Братской ГЭС попавшей в зону затопления.
Матёра - это и остров, и одноименная деревня. Триста лет обживали этот уголок Земли русские крестьяне. Неторопливо, без спешки, идет жизнь на этом острове, и за те триста с лишним лет многих людей сделала счастливыми Матера. Всех принимала она, всем становилась матерью и заботливо вскармливала детей своих, и дети отвечали ей любовью. Но уходит Матера, уходит и душа этого мира.
Но однажды случилось печальное событие не только для жителей этой деревеньки, но и для самой Матёры. Надумали построить на реке мощную электростанцию. Но как это не парадоксально, остров попал в зону затопления, и всю деревню надо было переселять в новый поселок на берегу реки Ангара.
Какое же это горе для стариков. Прожив всю жизнь в родной Матере, теперь им нужно покидать свою родину, оставить все то, с чем они жили столько лет. Душа бабки Дарьи обливалась кровью, ведь в Матере не только она выросла. Это - родина ее предков, а сама Дарья считала себя хранительницей традиций своего народа. Она искренне верит, что "нам Матеру на подержание только дали… чтобы обихаживали мы ее с пользой и кормились".
А другим, чужим, неужели не понять чувство потери родного, любимого местечка на всей планете? Нет, для них этот остров всего лишь территория, зона затопления. Прежде всего, новоявленные строители попытались снести на острове кладбище, потеряв при этом все человеческое уважение не только к умершим, но и к жителям деревни, ведь это их место преклонения перед своими предками.
К великому сожалению, Матёре остались преданны лишь старики и старухи. Молодежь живет будущим и спокойно расстается со своей малой родиною. Печально, что совесть так легко испаряется, утрату которой герои Распутина связывают напрямую с отрывом человека от земли, от своих корней, от вековых традиций, от своего родного.
Писатель заставляет задуматься, будет ли человек, покинувший свою родную землю, порвавший со своими корнями, счастливым, и, сжигая мосты, покидая Матеру, не теряет ли он свою душу, свою нравственную опору?
Тяжелей всего оказывается старшему сыну Дарьи Павлу. Перед ним стоит вопрос выбора, он разрывается между двумя домами: нужно обустраивать жизнь в новом поселке, но еще не вывезена мать. Душой Павел на острове. Ему трудно расстаться с материнской избой, с землей предков. Но и восстать против переселения Павел не в силах.
С кем же остается Павел, который мечется между деревней и поселком, между островом и материком, между нравственным долгом и мелочной суетой? Он так и остается в финале повести в лодке посреди Ангары, не пристав ни к одному из берегов.
Что будет с тем гармоничным миром, который для каждого человека становится святым местом на земле. Что будет с Россией?
Надежду на то, что Россия все-таки не утратит своих корней, Распутин связывает с бабкой Дарьей, которая несет в себе те духовные ценности, которые утрачиваются с надвигающейся городской цивилизацией: память, верность роду, преданность своей земле. Берегла она Матеру, доставшуюся ей от предков, и хотела передать в руки потомков. Но приходит последняя для Матеры весна, и передавать родную землю некому. Вот и исчезло с карты Сибири целое селение, а вместе с ним - традиции и обычаи, которые на протяжении столетий формировали душу человека, его неповторимый характер.
Может возникнуть предположение о том, что Распутин против перемен. Но это ошибочное мнение. В своей повести писатель не пытается протестовать против всего нового, прогрессивного. Напротив, он заставляет задуматься о таких преобразованиях в жизни, которые бы не истребили человеческого в человеке.
Распутин убеждает, что все в силах людей. Люди способны сберечь родную землю, не дать ей исчезнуть без следа, быть на ней не временным жильцом, а вечным ее хранителем, чтобы потом не испытывать перед потомками горечь и стыд за утерю чего-то родного, близкого твоему сердцу. Да и самим быть счастливыми на своей малой родине, на которой они родились, выросли, жили и хранили свой очаг…
Учитель: А теперь я предлагаю вам поиграть в «Ассоциации». Каким вы себе представляете Петруху и Воронцова? А старух и детей? (Учащиеся выдвигают свои предположения) А теперь давайте посмотрим, какими их изобразил В. Г. Распутин. (Учащиеся находят описание героев в произведении).
4 этап урока. Осмысление содержания.
1) Композиция повести.
Композиция повести довольно расплывчата, она представлена как цепь событий, связанных, если так можно выразиться, лишь внутренним смыслом, хронологией. Все происходящее непосредственно касается Матеры, факта ее неизбежного (как подчеркивает автор) исчезновения, отсюда и все переживания ее жителей. Таким образом, композицию повести можно назвать внутренней, или смысловой: напряжение действительно нарастает, но проявляется это в постепенном осознании жителями того, что потеря Матеры неизбежна. Кульминацией является неожиданный финал, к тому же - открытый. Такое построение повествования нужно было автору, чтобы максимально приблизить в сознании читателей сюжет и персонажей к реальной жизни. То есть Распутин добавлял этим еще один штрих к общей картине своих героев, подчеркивая их «невыдуманность».
Учитель: "Работаем парами по рядам. Задание 1 ряду: «Создайте словесный портрет Клавки Стригуновой и внесите его в рабочую карту». Задание 2 ряду: «Создайте словесный портрет Жука и внесите его в рабочую карту»
Учитель: «Давайте подслушаем разговор наших героев»
2) Выразительное чтение повести «Прощание с Матёрой».
Учитель: Итак, Распутин пишет о том, что старый, уходящий мир - единственная обитель святости и гармонии. Ведь действительно жителей (а точнее - в основном, жительниц) Матеры не волнуют никакие внешние проблемы, они живут в своем замкнутом мире. Именно поэтому так страшно для них проникновение внешнего, жестокого и агрессивного мира. От его воздействия Матера, подобно Атлантиде, уходит на дно.
- Как вы думаете, у каждого героя в прошлом тяжёлая жизнь?
3) Сравнительный анализ героев.
Учитель объясняет, что работать нужно по вариантам, используя рабочие карты (Карточки содержат текст повести с выделенными «описаниями» отрицательных героев (1 вариант) и положительных (2 вариант).
-
1 задание. Прочитайте, какие глаголы использует автор, чтобы описать внутреннее состояние героев? Предположите, какую роль играют пейзажные зарисовки в повести?
-
2 задание. Опишите . Какие чувства героев показывает автор?
-
3 задание. Как герои обращаются друг к другу?
Сверим полученные выводы
(На проекторе появляется таблица).
-
Положительные герои
-
Отрицательные герои
-
Старухи и дети.
1. Клавка Стригунова.
2. Жук.
3. Воронцов.
4. Петруха.
Выводы по анализу образов.
- Изменились герои повести?
- Кто же изменился больше? Почему?
- Предположите, что было бы, если бы Матеру не нужно было затапливать?
- Над какими же проблемами заставляет нас задуматься В. Г. Распутин в повести «Прощание с Матерой»?
- А сейчас эти проблемы существуют? Значит, их можно назвать вечными! И эти вечные проблемы и мечты и надежды словно узоры вплелись в одну повесть. А нам с вам удалось их разгадать.
5 этап урока. Рефлексия
1. Учитель: Давайте подведем итоги. Для этого нам понадобятся краски. Выберите цвет, с которым у вас ассоциируется В. Г. Распутин и раскрасьте им верхнюю часть листа. А теперь выберите цвет, с которым ассоциируются герои повести и раскрасьте нижнюю часть листа. (В результате происходит метаморфоза: на листе появляются слово «ВЕЧНЫЙ» в узорах, благодаря особой технике в живописи)
- Почему писатель у вас ассоциируется с таким цветом? А герои?
- Какое слово вы увидели среди узоров рисунка?
- А что же вечно в произведениях В. Г. Распутина?
Итак, мы открыли замок произведения Распутина и увидели, что В. Распутин. позволяет каждому из вас по-своему понять многоликую реальность. Оттого она получается такой разноцветной, как ваши рисунки.
6 этап урока. Домашнее задание.
Напишите сочинение на тему: «Память есть сама жизнь».
Разработка 2 занятия (урок № 30, раздел «Береги в себе человека», 10 класс)
Тема урока: Связь с историей, с родовыми корнями. В.Г. Распутин «В ту же землю»
Да, наше общество больно, и его надо лечить.
Фазиль Искандер
Цели: сформировать умение доказывать свою точку зрения на прочитанное произведение; выявить актуальность прозы Распутина для современных читателей.
Стадия вызова Чтение стихотворения С. Куняева «Распутину».
На родине, как в космосе, не счесть
Огня и леса, камня и простора,
Все не вместишь, не потому ли есть
У каждого из нас своя Матёра,
Своя Ока, где тянет холодок
В предзимний день от влаги загустевшей,
Где под ногой еще хрустит песок
Крупнозернистый и заиндевевший…
Прощай, Матера! Быть или не быть
Тебе в грядущей жизни человечьей -
Нам не решить, но нам не разлюбить
Твоей судьбы непостижимо вещей.
Я знаю, что необозрим народ,
Что в нем, как в море, света или мути,
Увы, не счесть…. Да будет ледоход,
Да будут после нас иные люди!
Прощай, Матёра, боль моя, прощай,
Ярости, что слов заветных не хватает,
Чтоб вымолвить все то, что, через край
Переливаясь, в синей бездне тает…
Слово учителя
Слушая стихотворение, вы поняли: разговор наш сегодня о писателе В.Г. Распутине, о произведениях которого говорят много. Его называли «деревенщиком». Одни вкладывали в это определение уничижительный смысл. Другие к распутинской прозе относились и относятся с уважением, восторгаются, как А.Вознесенский:
Я в Лондон попал из сибирской распутицы,
Внушаю издателю так и сяк:
Рекомендую вам книгу Распутина,
Такой талантище, наш сибиряк.
Так ли это? Вспомним, что нам известно об этом писателе, составим кластер
Сообщение учащихся о писателе.
А.Г.Распутин родился в рабочем поселке Усть-Удав1937году. Писатель вспоминает: «Детство мое пришлось на войну и голодные послевоенные годы. Оно было нелегким, но оно, как я теперь понимаю, было счастливым. Едва научившись ходить, мы ковыляли к реке, известной всему свету, о которой слагались легенды и песни. Я верю, что в моем писательском деле она сыграла не последнюю роль: когда-то в неотмеченную минуту вышел я к Ангаре и обомлел - от вошедшей в меня красоты обомлел, от явившегося из нее сознательного и материального чувства родины». «Все это помогает понять, по мнению земляка Распутина, писателя М. Сергеева, откуда у современного горожанина, учившегося в Иркутском университете, работавшем в местных газетах, живет это доброе, неиссякаемое чувство земли, достоверность пейзажей, истинность поступков, характеров».
Интерес к книгам писателя огромен во всем мире. В прошлом году В. Распутин побывал в Китае. Один из его попутчиков рассказывает: «Валентина Григорьевича встречали как национального героя, залы были забиты до отказа, при его появлении люди вставали и кланялись», - пишет Д. Шеваров в статье «…Его и запомните».
Итак, мы знакомимся с произведением, в котором писатель продолжает говорить с нами о совести, о душе человека, о нравственности.
Беседа по рассказу
Что мы узнаем о нелегкой судьбе героини?
Составим таблицу «История жизни главной героини повести».
Работа в группах
I группа:
Как начиналась жизнь героини?
В восемнадцать лет она убежала от матери на стройку. Работала в столовой, в самом горячем месте. Она никогда не была красивой, но все считали её миловидной, доброй за блеск больших карих глаз. В столовой всегда была в центре внимания. Когда перекрывали Ангару, ее имя голубой краской было выведено на одном из кубов. Хотя выводил один, но по общему мнению. Годы и годы она крутилась в счастливой карусели работы. Сердце ее билось возбужденно. И по-деревенски замкнутая, она раскрылась, разговорилась, научилась смотреть смело, отвечать дерзко. Звали ее Пашенькой.
II группа:
Что получилось?
Дважды выходила замуж. Семья не сложилась. Детей у нее нет, есть только приемная дочь, которую растила трудно. Дочь ее не любила, а видела в ней не мать, а воспитательницу. Не стало в жизни Пашеньки ярких праздников. Разорвалась ниточка, ввязывающая героиню с дочерью и матерью.
III группа
Что есть?
Сорок лет героиня живет в городе, но никого нет поблизости. Ни к ней никто, ни она ни к кому. Все стали называть ее Пашутой, порой не зная ,имя это или фамилия. На зиму она взяла к себе свою мать Аксинью Егоровну. С героиней живет и внучка Танька, с которой как-никак посветлела ее жизнь.
Какие отношения сложились у героини с дочерью, внучкой, старенькой мамой?- Неласкова была со своей матерью. Даже то, что Пашута брала мать три зимы подряд, их не сблизило. Родство, замечает автор, с годами ушло, как с годами мелеет река без подземных вод.
Распутин сюжет своих произведений основывает на неожиданных поступках главных героев. Вспомните, в повести «Живи и помни» Настена, всю жизнь жившая заботами деревни, прячет мужа-дезертира. В рассказе «Уроки французского» учительница Лидия Михайловна играет со своим учеником на деньги. Какое неожиданное решение принимает героиня рассказа «В ту же землю», когда умерла ее мать?
Чем вызвано такое решение Пашуты? Как сама она объясняет свой поступок?
Только ли из-за отсутствия денег приняла героиня свое решение? Вспомните разговор со Стасом. Это к нему идет Пашута за помощью.
Как бы похоронили Аксинью Егоровну в деревне?
Проверка домашнего задания
Двучастный дневник
Нет, нельзя согласиться с тем,
почему героиня решила нарушить
что мать героини должна уйти общепринятые
обряды погребения.
в мир иной не так, как все.
Художественный пересказ сцены похорон
- Как ведут себя Пашута, ее внучка, Стас?
- Какую роль играет пейзаж? Сравните два отрывка из рассказа, первый-описание пейзажа во время прихода Пашуты к Стасу и второй - описание природы во время похорон.- Именно через пейзаж, на мой взгляд, дано отношение автора к героине.
Какая безысходность звучит в описании яблоньки под окном Стаса Николаевича! «…и ранней весной и поздней осенью одинакова. На нее было больно смотреть. Никак не могла затянувшаяся осень проломиться в зиму. Слишком заморилось все». Так же больно смотреть на Пашуту, кажется трудно простить и понять ее ,хотя думы героини полны горечи и отчаяния: «Почему же так жестоко устроена жизнь, почему так мало счастья отпущено человеку на земле и неужели это надолго - одиночество, стыд, разобщенность, стыд за тех, кто потерял всяческий стыд?» В сцене похорон идет снег, как бы «дарующий прощение за беззаконные действия». Да, снег-это всегда символ чистоты и надежды. И автор прощает героиню, жалеет ее, надеется на нее и верит в нее.
- Что поразило Пашуту, когда она весной пришла на могилу матери?
- Здесь героиня нашла еще два холмика. Она идет к Стасу и от него узнает, что одна могила Сереги, друга Стаса, другая - неизвестно чья. Во время этой встречи со Стасом Пашута слышит, что и Стас завещал похоронить в том же месте.
- Как вы объясните такое пожелание героя? Ведь раньше он Пашуту называл за ее решение даже сумасшедшей.
- Стас возмущен тем предательством, тем равнодушием к своему другу, тем, что вокруг царят подлость, бесстыдство, и ему теперь не нужны традиции и обычаи. С горечью герой замечает, что в этом мире правят «подлость, бесстыдство, каинство».
Рассказ В.Г .Распутина заканчивается тем, что Пашута пришла в церковь, чтобы поставить свечки на помин души рабов Божьих Аксиньи и Сергея и одну во спасение души Стаса.
- Как бы вы объяснили такой финал рассказа?
Смерть матери, запретные похороны, думается, изменили героиню. А, может быть, ее вернула к жизни внучка Танька, которая во время похорон была рядом с Пашутой, поддерживала ее: «Ты думаешь, что я неродная, а я родная…хочу быть родной. Хочу помогать тебе, хочу, чтоб ты не была одна! Мы вместе, бабушка, вместе!» Именно внучка напоминает Пашуте, что прабабушка Аксинья Егоровна была верующей, именно Танька заставляет разбираться в том, о чем Пашута боялась додумать «Одно дело - грубо, вопреки правилам, спровадить неприкаянную душу, и совсем другое - если и там у души дом родной, где ее ждут».
- Не случайно Пашута в тот вечер говорит внучке: «Крестить тебя надо…тебе жить».
- Когда читаешь заключительные строки рассказ, невольно вспоминаешь строки В.Кострова, посвященные Свиридову:
И хора сладкое согласье,
Мерцающее в звездной мгле,
Так внятно говорит о счастье,
Еще возможном на земле.
Молись и верь, земля родная,
Проглянет солнце из-за туч!
А золотые двери рая
Скрипичный отворяет ключ!
Рефлексия
В «Слове А.И.Солженицына», произнесенном при вручении премии его имени писателю В.Г. Распутину 4 мая 2000 года, дана такая оценка этому произведению «рассказ большой силы»
- В чем, по-вашему, нравственные уроки писателя В.Г. Распутина?
- Нельзя, чтоб человек оставался один. Плохо, когда он чересчур нелюдимый, не имеет в душе тепла к тем, с кем его сводит жизнь. Так, оказавшись в одиночестве, Пашута потеряла себя. Нет больше прежней Пашуты, есть некрасивая, уставшая от жизни, огрубевшая, опустившаяся женщина. - Нельзя разрушать деревню,- считает автор. Уничтожение деревни, обычаев (когда всем миром помогали человеку в беде, когда доверяли друг другу, когда на свадьбу и похороны собиралось все село) -это для писателя разрушение души народа, уклада жизни. Это потеря памяти. А без памяти ты уже и не человек.
- «Никакое общество… не сможет долго продержаться в силе и здравии, если оно откажется от вековых традиций и устоев своего народа. Это все равно что, подрубив корни, уповать на ветви».
Домашнее задание
-
Прочтите новую повесть В.Г. Распутина "Женский разговор", приготовьте сообщение.
Разработка 3 занятия (урок № 41, раздел «Человек и природа», 11 класс)
Тема урока: «Человек и природа в современной прозе»
Цель: Обратить внимание учащихся на определение ситуаций, изображенных писателями, вникнуть в их смысл, почувствовать биение авторской мысли, любовь, ненависть, тревогу писателей.
Задачи:
-
познакомить с творчеством Ч.Айтматова, произведением «Плаха», В.Астафьева, произведением «Царь- рыба»
-
развивать активную гражданскую позицию;
-
довести до философского понимания данную тему: чтобы изменить этот мир, необходимо начать с себя.
Проблема урока: Когда человек стал (становится) ЧЕЛОВЕКОМ?
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
2. Вступительное слово учителя
- Что ты ищешь, Диоген, днем с огнем? - спросили философа
афиняне.
- Я ищу человека, - ответил он.
- Кого? Меня? Его?
- Я ищу Человека, - повторил мудрец.
Английский драматург Бернард Шоу сказал: «Мы уже научились
летать в воздухе, как, птицы, плавать под водой, как рыбы, теперь
нужно научиться жить на земле, как люди».
Писателю 20 века В. Распутину принадлежит фраза: «Плохо, когда не
подготовлен своему ремеслу строитель, когда не обучен для боя воин…
Но ещё хуже, когда не состоялся человек».
Проблемный вопрос: Определите, в чем смысл этих высказываний, и какая связь между ее авторами?
Действительно, проходят годы, века, а мечта о совершенном человеке не осуществляется. Ответ на вопрос, как сохранить в себе духовную и нравственную чистоту искали многие мыслители. Сегодня я приглашаю вас в творческой мастерской присоединиться к диалогу с писателями 20 века В. Астафьевым, Б. Васильевым и нашим соотечественником Ч. Айтматовым
- Попробуйте сами сформулировать тему урока.
Запись темы урока.
Эпиграфы:
Человек - сын природы.
В.А.Сухомлинский.
Сам человек только в зеркале природы
может увидеть свое настоящее лицо.
М.Пришвин.
Быть человеком - значит чувствовать
свою ответственность.
Антуан де Сент-Экзюпери.
Эти эпиграфы не случайны, поскольку цель урока -
вместе с писателями распутать тот узел, в котором туго стянуты
воедино добро и зло, честь и бесчестие, милосердие и жестокость,
ответственность и вседозволенность.
Раскрыть, какие проблемы современности поднимают авторы. Ну и
ответить на главный вопрос: Что значит: быть на Земле Человеком?
Как жить, как мыслить, как любить и как изменить этот мир? Что
такое человек не как личность, а как часть природы?
Работа для исследования была распределена на три группы, кроме того, что вы прочитали произведения, вам необходимо было найти факты потребительского и жестокого отношения человека к природе, созвучно с темой романа, над которым вы работали, выполнить иллюстрации к роману «Человек и зверь», изготовить макет «Добро и Зло», написать эссе - обращение к современнику
- Итак, мы начинаем. По ходу работы заполняем две таблицы «Добро и зло», «Человек и зверь».
3. Первый этап. Литературное обозрение (вопросы на карточках для каждой группы)
1 группа: новелла из романа В.П.Астафьева. «Царь-рыба»
- Расскажите о Командоре, на что указывает отсутствие имени
героя?
- Как относился герой к людям, как складываются его отношения с
братом? Что является главной причиной раздора с братом?
- Какой случай из жизни Командора лежит в основе новеллы?
- Почему Командор не зовет на помощь брата. Найдите в тексте
ответ.
- За какие грехи наказывает героя Царь-рыба?
- Что заставляло Командора заниматься браконьерством?
- Сознает ли это герой?
- Какой герой противопоставлен Командору в романе?
- Чем отличается он от Командора?
Коллективное заполнение таблицы «Человек - зверь».
- Какими мы видим человека и зверя в этой новелле?
2 группа: сага о волках из романа «Плаха»
- С чего начинается повествование в романе «Плаха» ?
- На что настраивает начало романа читателя?
Примерный ответ:
Вступительная глава, знакомящая нас с семейством волков, прячущихся от грохота вертолета, от адского шума которого сотрясается степь, является и прологом к истории волчицы Акбары, и ключом ко всему повествованию.
- Как описывает автор волков их отношения к
потомству, друг другу?
- Какие средства выразительности использует автор в их описании?
Найдите в тексте
Прислушиваясь к тому, что творилось помимо воли в ее ожившей утробе, Акбара заволновалась. Сердце волчицы учащенно заколотилось - его наполнили отвага, решимость непременно защитить, оградить от опасности тех, кого она вынашивала в себе. Сейчас она бы не задумываясь схватилась с кем угодно. В ней заговорил великий природный инстинкт сохранения потомства. И тут же Акбара почувствовала, как на нее горячей волной нахлынула нежность - потребность приласкать, пригреть будущих сосунков, отдавать им свое молоко так, как если бы они уже были под боком. То было предощущение счастья. И она прикрыла глаза, застонала от неги и томно, медленно-медленно потянулась всем телом, насколько позволяло логово, и, окончательно успокоившись, снова придвинулась к своему сивогривому Ташчайнару.
- Как волки оказались в горах? Ведь волки не
живут в горах?
- Какие испытания выпали на долю волчьей стаи (часть 1 глава 3)
- Расскажите о гибели второго выводка в приалдашских степях. (2
часть, 5 гл.)
- Чем окончилась третья попытка продолжения рода? (3 часть 5-6
гл.)
- Случайно ли введены в роман волки?
- Как переводятся их имена? Символом чего является волчья пара?
Примерный ответ: Айтматов хотел показать, что с
образами волков связана в романе и проблема человечности. Волки не
просто очеловечены, они наделены высокой нравственной силой,
благородством. Именно в Акбаре и Ташчайнаре олицетворено то, что
издавна присуще человеку: чувство любви к детям, тоска по ним.
Причем они не сводятся к одному лишь инстинкту, а как бы озарены
сознанием. Глубоко человечна и высокая, самоотверженная верность
друг другу, которая определяет все поведение Акбары и
Ташчайнара.
Волки выбраны потому, что у них неистребимая сила, неиссякаемая
жизнеспособность. Они поставлены над другими обитателями природы, и
если им грозит уничтожение, то, что говорить о других
представителях природы.
- О людях Айтматов иронично восклицает: «Люди,
люди! Человекобоги!»
- Что звучит в этих словах.
Просмотр эпизода финала фильма «Плач
волчицы».
Заполнение таблицы характеристику человеку и зверю.
- Дайте характеристику человеку и зверю в этом романе.
4. Подведение итогов по первой части урока
- Посмотрите на таблицу, сформулируйте самостоятельно вывод. С
какой целью мы ее построили?
- Чем отличается по своей природе человек от зверя?
- Какой прием лежит в основе нашей работы?
- Кем возомнил себя человек?
5. Экологическое обозрение. Реализация домашнего задания
- Вам необходимо было найти факты потребительского и жестокого отношения человека к природе, созвучно с темой романа, над которым вы работали
-
1 группа: браконьерство на реках, озерах;
-
2 группа: запрещенная охота на птиц;
-
3 группа: запрещенная охота зверей;
- Только лишь жадность и алчность и жажда наживы движет человеком?
«Человек единственное животное, которое убивает ради удовольствия». Б.Шоу
- Согласны вы с писателем? Какие развлечения
придумал себе человек, наслаждаясь кровью и муками животных
6. Презентация песни Розембаума «Охота на волков»
- Как перекликается тема песни с нашей беседой?
- Какое впечатление вызвали у вас кадры?
- Что больше всего поражает?
- Еще раз обратите внимание на нашу таблицу
(Проанализировать отрицательные эпитеты в
колонке ЗВЕРЬ)
Почему природа может быть….(перечислить отрицательные эпитеты)
7. Обобщение. Составление таблицы «Добро и зло»
- Напишите по группам имена героев, разделяя их
на круг добра и зла
- Почему на плахе оказываются невиновные люди: Авдий, Бостон,
Егор, ребенок? Чего больше? Почему? (Природа обязательно отомстит
человеку за причинённый ей вред. Только неразумная, она не выбирает
объект мести, а мстит слепо: её кара падёт как на виноватых
(Базарбай, заслуживший кару), так и на невиновных (маленький
ребёнок).
- Неужели ЗЛО всесильно и непобедимо? (Зло всегда порождает только
зло)
-Каким же путем можно побороть зло?
- Почему роман Васильева кончается повествованием о Кольке, сыне
Егора? (Каждый может воспитать в себе нетерпимость ко злу,
способность открыто выражать свою точку зрения, умение найти
единомышленников. И, если большинство будет отстаивать на земле
добро, восхождение на плаху не понадобится).
8. Творческая мастерская
- Дома вы попытались образно изобразить добро, зло и составить письмо-обращение к современнику
Как это у вас получилось?
-
1 группа - защита рисунков;
-
2 группа - защита икебаны;
-
3 группа - письмо современнику
9. Выводы
- Какие проблемы ставят авторы в романах ?
- Что является источниками зла, жестокости?
- Актуальны ли эти проблемы сегодня?
- Прочитайте еще раз эпиграфы к уроку, какой эпиграф, на ваш
взгляд, более полно раскрывает содержание нашего урока?
- Ваши отзывы об уроке, что вы вынесете сегодня с этого урока?
10. Заключительное слово учителя
- Есть люди, от которых всегда идет свет и тепло. Встречаясь с таким человеком как Аким, Егор, поневоле приободряешься и вспоминаешь слова Достоевского: «Красота спасет мир». А красота - это все, что нас окружает и что нас наполняет. Eсли вы хотите изменить мир - начните с себя!
- Вы, ребята, скоро заканчиваете школу, стоите на пороге новой жизни, хочется, чтобы в дорогу вы взяли ту частичку добра, о которой сегодня говорилось на уроке. Это и будет вам лучшей оценкой за урок.
11. Домашнее задание: сочинение "Начать с себя!"
Разработка 4 занятия (урок № 51, раздел «Человек на Земле». 11 класс)
Тема урока: Вопрос смысла жизни по повести Ф.Абрамова «Пелагея»
Цель: Развитие этических (любовь к малой родине) и коммуникативных (диалогичность, коллективизм) качеств личности учащихся.
Задачи:
-
познакомить с биографией Ф.Абрамова, повестью «Пелагея»;
-
учить сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения;
-
выявить идейный смысл повести, авторское отношение к героям;
-
пополнить словарный запас учащихся словами «деревенская» проза, братина.
Оборудование: эпиграфы записаны на доске, видеофрагмент «Биография Ф.Абрамова» , раздаточный материал, словарь С.И.Ожегова.
Ход урока
Организационный момент: Доброе утро, ребята! Надеюсь, что у всех хорошее настроение, желаю всем успеха!
Слово учителя:
Нет в мире одинаковых дорог,
Хоть каждая выходит за порог
И по земле дороги разбегаются,
По-разному дороги называются.
Дороги есть короткие и длинные,
Есть дальние и краткие пути,
Но мы идём. И всё ясней с годами
Тот путь, что мы нашли среди других.
Дороги в жизни выбираем сами,
И сами же прокладываем их.
Учитель: Как вы поняли, о чём это стихотворение? (о жизни, о жизненных путях, что у каждого человека своя дорога в жизни)
Вы согласны, что мы сами выбираем свой жизненный путь? (конечно)
Скажите, пожалуйста, какое слово часто употребляется в этом стихотворении? (дороги)
* Каково лексическое значение этого слова? (место, по которому идут люди; Путь следования; Жизнь; Судьба)
* Проверим ваши предположения по словарю С.И. Ожегова. (Дорога - 1.Узкая полоска земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения. Проселочная дорога 2. Место, по которому надо пройти или проехать, путь следования. По дороге к дому 3. Путешествие, пребывание в пути. Взять еды в дорогу. 4. перен. Средства достижения какой-нибудь цели, жизненный путь. Труд - дорога к успеху.)
К слову дорога подберём синонимы (Путь, шоссе, тропа, тропинка, жизнь…)
Какие из этих слов применимы к понятию «дорога жизни»? (тропа, путь)
Слово учителя: У каждого человека, действительно, своя дорога, свой жизненный путь. Свою дорогу помогают нам определить и писатели, те, кто рассказывают о судьбах людей, о выборе человека. Сегодня мы начинаем изучать «деревенскую» прозу. В литературу периода «оттепели» «писатели- деревенщики», как их называли, вошли тихо, без шума, демонстраций и декламаций, но сделали для России очень много. Появление «деревенской» прозы было обусловлено потребностью сохранения памяти земли, спасения от забвения уходящего в прошлое многовекового уклада жизни, так как появляется эта литература в период массового переселения людей из деревни в город.
В «деревенской» прозе не просто изображается жизнь села, а решаются важнейшие проблемы человеческого бытия: взаимоотношения человека и природы, личности и коллектива, каким человек должен быть.
Яркими представителями писателей-«деревенщиков» являются В. Шукшин, В. Распутин, В. Белов.
А мы сегодня познакомимся с творчеством Фёдора Абрамова.
А творчество можно назвать дорогой, тропой? (можно) Почему?
*Как вы думаете, проживает ли писатель жизнь своих героев? (проживает, переживает за них…)
Запись на доске темы: Вопрос смысла жизни по повести Ф.Абрамова «Пелагея»
Чтение учащимися эпиграфов
Жить и сгорать у всех в обычае,
Но жизнь тогда лишь обессмертишь,
Когда ей к славе и величию
Своею жертвой путь прочертишь.
Борис Пастернак
Чтобы туча над тёмной Россией
Стала облаком в славе лучей.
Анна Ахматова
Жизнь не те дни, что прошли,
А те, что запомнились.
П.А.Павленко.
В конце урока нужно выбрать тот, который, на ваш взгляд, подойдёт к содержанию нашего урока.
Для того, чтобы поближе познакомиться с творчеством Ф. Абрамова, посмотрите видеофрагмент и постарайтесь ответить на вопросы. (вопросы даны на карточках)
-
Где и когда родился Ф. Абрамов?(1920г., с.Веркола, Архангельсая губерния)
-
Каким было детство будущего писателя? (Трудное детство, рос в многодетной семье, рано остался без отца)
-
Где воевал в годы Великой Отечественной войны? (воевал под Ленинградом, дважды ранен)
-
Как называется первое произведение Ф. Абрамова? (1958г., роман «Братья и сёстры»)
-
Назовите произведения Ф.Абрамова? («Вокруг да около», «Трава-мурава», «Последняя страда», «Деревянные кони», «Пелагея» и др.)
-
Что более всего беспокоит писателя? (сохранение русской деревни)
-
Почему, по мнению Абрамова, нужно сохранить деревню? (это прародина всего)
Учитель обращает внимание на значение приставки пра-. Пра- обозначает наиболее древний, первоначальный.
Что видел писатель, садясь на письменный стол? (свои родные места, сёла на берегу Верколы, развалины старой пекарни, где работала его героиня Пелагея)
Вы правильно ответили, что главная героиня Пелагея.
Какое впечатление произвела на вас повесть? (Произведение понравилось; было интересно; повесть очень близка нам, так как мы тоже жители деревни; читалось очень легко, на одном дыхании, было жаль Пелагею; очень поучительная повесть, показывает отношение в семье, жаль, что Алька уехала из деревни и оставила мать в одиночестве)
Составьте, пожалуйста, опираясь на текст, словесный портрет героини? Что подчеркивает писатель в Пелагее? Как он к ней относится? ("по лугу бежала босиком, как бы играючи, полоща ноги в холодной травяной росе", "по песчаной косе тоже шла ходко, почти не замечая её вязкой, засасывающей зыби", "глаза у Пелагеи были острые - кажется, это единственное, что не выгорело у печи", "ходила по знакомым с детства холмикам и веретийкам, по мызам, по старинным расчисткам, отдыхала у ручейка, у речки, всматривалась в осеннюю синеву, слушала крики журавлей, собачий лай…", "болеть не любила, была в мать - трудолюбивая..", "длинные, красивые, густые волосы в молодости.."
Где работала? Как? (в колхозе, на пекарне, но везде относилась к работе ответственно, работа в руках спорилась, любила сделать так, чтоб людям приятно было.)
Расскажите подробнее о последней работе Пелагеи и о том, как она к ней относилась?(На пекарне всегда чисто, "чтобы хлеб духовитее был, чего только она не делала : воду брала на пробу из разных колодцев, дрова смоляные, избави боже- сажа, муку требовала первый сорт, а на счёт помела и говорить нечего. Всё перепробовала: и сосну, и ёлку, и вереск". И даже перед смертью Пелагее показалось, что она стоит у раскалённой печи… Так она любила свою работу.)
Что можно сказать об отношении героини к своему мужу? (*она любила своего мужа, когда провожала на фронт, то сказала: «На меня надейся. Никому не расчесывать моих волос, кроме тебя». И так и сделала: за всю войну не разу не переступила порог клуба. * Пелагея винила себя в болезни мужа, что отдыху ему не давала.Жалела (на Руси жалеть- любить) мужа.)
Вспомните историю с жакетами, которые ей продали в сельском магазине. Что поняла Пелагея? (подавщица Окся из-под прилавка продала ей плюшевые жакеты, которые, оказалось, висят в магазине с лета. «Плюшевки все-таки у нее взяли обратно, до самого председателя дошла. Но это для неё был удар. Удар страшный. И не то её повергло в изумление, что её надули. Нет, об этом она не думала, это приняла как должное - всегда кто-нибудь кого-нибудь надувает. Покоя её не давало другое - то, что она так легко опростоволосилась, попала в ловушку к этой Оксе. Значит, говорила она себе, ты уж не в ладах с жизнью, выпала из телеги. А как же иначе?»)
Что удивило Пелагею на пекарне, когда она пришла её «попроведать»? Как называются такие слова? Приведите примеры диалектов.( Перед тем, как идти на пекарню, Пелагея сходила в баню, надела всё чистое. А что же она увидела? Пелагею удивило, поразило отношение Ульки-пекарихи к работе: у пекарни помойка, на пекарне бегает поросёнок, вонь, грязь, сарай, а не пекарня, «всё немыто, засалено, в окошке веник торчит- вот отчего весны на пекарне нету, вместо помела рогожина. Самовар нечищеный. Печь грязная. А от Улькиного виду Пелагею чуть не стошнило. Улька потная, жирная, волосы немытые блестят, будто она и век в бане не бывала». «И Пелагея, так и не присев, вышла, ей казалось, что и самовар, и рукомойник, и печь с тоской и укором смотрят на неё…») Диалекты: чаёвничать, кажись, рук ног не чую, испужались и др…
Как вы считаете, какую жизнь прожила Пелагея? Была ли она счастлива? (жизнь была трудной, дом, хозяйство, работа, больной муж - всё лежало на её плечах, но она по-своему была счастлива, так как гордилась, что у неё «самая заглавная должность на земле - она хлеб печёт, она сама жизнь делает», Пелагеягордилась своей дочерью: видная, красивая….)
В чём драма Пелагеи? Есть ли в этом её вина? (Драма Пелагеи в том, что она осталась одинокой, муж умер, Аька сбежала в город, писала редко, но Пелагея верила, надеялась что дочь приедет. Но даже на похороны Алька не приехала. А когда приехала, то всё нажитое матерью (отрезы, тряпьё, самовары и прочее добро) продала, возложила прощальные венки на могилы родителей и уехала.
Вина Пелагеи в том, что за работой она не увидела дочери, ей некогда было по душам поговорить с ней (да и в то время это было не принято), Пелагея не смогла научить Альку любить свой край, деревню, ведь она сначала и не хотела, чтобы её дочь в деревне оставалась. А Алька в этой повести оказалась неблагодарной дочерью.)
* Какими бы словами вы определили главное в Пелагее? (трудолюбивая, верная, работящая, домовитая, аккуратная, хозяйственная, не ищет лёгких путей в жизни, труженица, настоящая русская женщина, крестьянка…)
Слово учителя: Тема деревни 60 годов волновала не только писателей, но и художников. Примером может стать художник Стожаров и его натюрморт «Хлеб. Соль. Братина». Обратите внимание на репродукцию в чёрно-белом изображении (репродукции на столах у каждого ребёнка)
* Предположите, какие цвета использовал бы художник? (белый, коричневый, желтый, красный)
* Как вы думаете, натюрморт изображён красками теплых или холодных тонов?(теплых)
Что ещё создает ощущение тепла? (предметы старые, фон теплый, каравай из русской печи)
Учитель показывает репродукцию в цветном изображении.
* Совпали ли ваши предположения? (совпадают)
* Предметы изображены старые, они прожили долгую жизнь вместе с людьми. Но на натюрморте людей не изображают, а ощущается ли их присутствие? Докажите.(приподнят край занавески, хлеб разрезан, люди будто где-то рядом, предметы согреты теплом их души)
* Какой предмет, по-вашему, самый главный? (хлеб, именно русский хлеб, испечённый в печи)
* Натюрморт назван «Хлеб. Соль. Братина».А что такое братина?
(посуда, выточенная из дерева для кваса. Такая посуда применялась в крестьянских семьях, так как семьи были большими- большой ковчег. Братина - от слов «брат» (так как много родственников), «брать» (в форме утицы, чтобы было удобней брать)
* Что общего между репродукцией В.Ф.Стожарова и повестью Ф.Абрамова «Пелагея»?
Их объединяет тема деревни;
-
любовь к своему, родному;
-
время написания;
-
желание сохранить память о том, что уходит из нашей жизни.
* Как вы думаете, проявляет себя как-то будущее на картине Стожарова и в повести Абрамова? (на картине будущее- это хлеб, так как хлеб- это символ благополучия, достатка, счастья. А в повести будущее Пелагеи, её продолжение - дочь Алька, ради которой и жила главная героиня)
Ребята, объединитесь в группы так, как вам удобнее, и постарайтесь предположить, что будет с Алькой потом? (групповая работа, звучит запись песни «Отчего так в России берёзы шумят» Ответы ребят:
- Мы считаем, что Алька все-таки вернется в деревню через несколько лет, поработав в городе, она поймет, что где родился, там и пригодился;
Мы думаем, что Алька будет городским жителем, так как она стремится найти выгодное, «веселое» место работы, ей всегда нравилось развлекаться. Хотя она и трудолюбивый человек, но в деревню не вернётся, ведь и Пелагея сначала не хотела, чтобы её дочь жила в деревне.;
Мы пришли к выводу, что Алька поймет, что поступила неправильно, когда все продала (но осуждать её не надо, все имеют право на ошибку), рано или поздно у неё появится желание вернуться туда, где прошло её детство, где похоронены её мать и отец, ведь это родина, забывать корни никак нельзя. Хотелось бы, чтобы она это поняла как можно быстрее. В душе она все-таки любит свой край.
Мы думаем, что у Альки будет своя тропа в жизни, она будет похожа на свою мать трудолюбием, стремлением жить в достатке, как хотела жить Пелагея, но Алька на первое место в жизни ставит не работу, а любовь, ведь из-за любви она убегает в город. У Альки родится дочь, которой она обязательно с гордостью расскажет о бабушке.
Учитель: Спасибо, вы высказали своё предположение о будущем Альки.А у Ф. Абрамова есть продолжение повести «Пелагея» под названием «Алька», я думаю, что вы её обязательно прочтете. А я вам хотела бы зачитать отрывок из этой повести.
(учитель зачитывает отрывок о Паладьиной меже, где встречается много диалектных слов, выражается любовь к русской деревне, память жителей к Пелагее, гордость Альки, что именем её матери названа тропа….
«-У меня девушки из города жили - больно нравилась наша водица. Такой, говорят, воды, бабушка, и на свете нету. Всё вон по Паладьиной меже бегали..
По Амосовской,- поправила Алька.
А нет, по Паладьиной,- сказала Христофоровна.- То раньше Амосовской- то звали, а теперь Паладьиной зовём. Даже мы, старые, так говорим.
Паладьина межа…Межа родной матери… Не часто, ох, не часто бывает такое, когда дочь шагает тропой, которая называется по имени её матери…»)
Учитель: Давайте постараемся ответить на проблемный вопрос: чем же похожи жизненные пути Ф.Абрамова и его героини?
-
любили свой край
-
любили свою работу
-
были трудолюбивы
-
тяжёлая судьба, война
-
после себя оставили след на Земле
Учащиеся обращаются к эпиграфам, выбирают понравившееся высказывание, доказывают.
1 эпиграф: В своей жизни мы всегда делаем выбор, делать выбор- это что-то терять, идти на компромиссы, чем-то жертвовать. Пелагея в своей жизни много трудилась, кормила семью, складывала в сундуки материю для Альки, потом себя за это ругала. «И на это ушла её жизнь»?- спрашивала она себя. Но она не стремилась к славе. Это люди, односельчане оценили её жизнь, назвали тропинку, по которой она ходила на пекарню её именем. В чем-то судьба Пелагеи была жертвенной.
2 эпиграф: Проблема сохранения деревни актуальна и сегодня, очень много деревень сейчас вымирает, так как людям негде работать. Повесть Ф. Абрамова очень актуальна в наше время.
3 эпиграф: Согласны со словами Павленко. Это очень мудрые слова, так как независимо, кем ты будешь по профессии, важно, какой ты человек, каким тебя запомнят люди. Пелагею любили за её простоту, работоспособность.
Всегда запоминаются самые хорошие моменты жизни, хочется, чтобы их было больше. За трудолюбие Пелагею помнят жители деревни.
Свое мнение по уроку ребята высказывают, продолжая предложения:
-на уроке я задумался над….
я открыл для себя…
урок помог мне…
мои чувства по уроку можно выразить словом…
Домашнее задание:
Выступить в роли художников и создать обложки к произведениям Абрамова (по желанию учащихся), написать сочинение по повести «Пелагея»
Слово учителя: Благодарность за урок, оценивание деятельности учащихся.
В конце урока хотелось бы прочесть отрывок из замечательного стихотворения Р.Гамзатова «Мы все умрём, людей бессмертных нет»:
Мы все умрем, людей бессмертных нет.
И это всем известно и не ново.
Но мы живем, чтобы оставить в жизни след:
Дом иль тропинку, дерево иль слово.