7


  • Учителю
  • Урок по литературе для 11 класса «Кто я? Что я? Только лишь мечтатель. . .» (по творчеству С. А. Есенина)

Урок по литературе для 11 класса «Кто я? Что я? Только лишь мечтатель. . .» (по творчеству С. А. Есенина)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: "Урок-семинар по творчеству С. А. Есенина в 11 классе охватывает вопросы биографии поэта, его отношения к революции, религии, имажинизму. Обучающиеся работают в группах, анализируют произведения и высказывания автора по своему направлению вопросов, делают выводы с использ
предварительный просмотр материала





Цель урока: повторить и обобщить изученное по теме «Жизнь и творчество

С.А.Есенина».



Задачи урока: выявить мироощущение Есенина-поэта и Есенина- человека,

его понимание прекрасного и возвышенного;

совершенствовать умение анализировать произведения,

делать выводы на основе прочитанного текста,

развивать интерес к поэтическому слову;

воспитывать чувство любви к большой и малой родине.



Оборудование: мультимедийный проектор, гитара.



Оформление: портрет С.А.Есенина, иллюстрации Константиново и т.д.



Эпиграф урока: Быть поэтом - это значит то же,

Если правды жизни не нарушить,

Рубцевать себя по нежной коже,

Кровью чувств ласкать чужие души...

С.А.Есенин



Этапы урока:

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся и гостей.

II. Фрагмент фильма «Сергей Есенин» (Начало: песня и голос Есенина) 3мин.

III. Вступительное слово учителя.

Мы слышали голос Сергея Александровича Есенина - певца русской деревни. Запись старая, и поэтому не все разборчиво, но, наверное, главное услышали все - это сила и жизненная правда, звучащие в словах великого поэта.

Быть поэтом - это значит то же,

Если правды жизни не нарушить,

Рубцевать себя по нежной коже,

Кровью чувств ласкать чужие души...

IY. Комментарии эпиграфа.

- Как вы понимаете слова эпиграфа?

(Настоящим поэтом может быть лишь человек, способный глубоко чувствовать и любить людей, «чужие души». Он не щадит себя. Он бескорыстен.)

Y. Работа в группах по темам:

1 группа. С.Есенин и революция.

(Великая Октябрьская Социалистическая революция 1917 года - важнейшее событие XX века, которое не могло не отразиться на мировоззрении и творчестве Есенина. В автобиографии «О себе» поэт писал: «В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном». Итак, с одной стороны «всецело» на стороне октября, а с другой стороны «НО» (противительный союз).

Отсюда наша гипотеза: отношение Есенина к революции было не однозначным, а, возможно, менялось с течением времени.

С революцией Есенин связывал коренные преобразования в деревне. Мы сравнили настроение, характер лирического героя стихотворений разных лет:

а) Иные в сердце радости и боли,

И новый говор липнет на язык. ожидание нового

(«Голубень», 1916)



б) О Русь, взмахни крылами,

Поставь иную крепь! надежда

(1917)

в) Ветры, ветры, о снежные ветры,

Заметите мою прошлую жизнь.

Я хочу быть отроком светлым

Иль цветком с луговой межи. разочарование

(1919)

г) И не нужно мне лучшей удачи,

Лишь забыться и слушать пургу...

(«Не ругайтесь. Такое дело!», 1922)

противоречие в настроении

Ничего! Я споткнулся о камень,

Это к завтраму все заживет!

(«Все живое особой метой...», 1922)

д) Страну родную в край из края,

Огнем и саблями сверкая,

Междоусобный рвет раздор. горечь правды



(«Гуляй-поле», 1924)



Советскую я власть виню,

И потому я на неё в обиде,

Что юность светлую мою

В борьбе других я не увидел. обида

(«Русь уходящая», 1924)

Исходя из этого, можно выделить периоды:

1) ожидание революции (1910 - 1917);

2) воспевание революции (1917 - 1919);

3) неприятие революционных событий (1919 - 1920);

4) противоречивое отношение к революции (1921 - 1923);

5) правдивое, объективное отражение советской действительности (1924 - 1925 ).

Поездка за границу помогла Есенину понять и принять новую Родину. Он писал: «Только за границей я понял все значение русской революции, спасшей мир от безнадежного мещанства».

В 1925 году Есенин приходит к христианским добродетелям - смирению, терпению, всепрощению, хотя и с оговоркой:

Отдам всю душу октябрю и маю,

Но только лиры милой не отдам.

(«Русь советская», 1924)

Снова слышим НО! Герой-человек разграничивает себя от героя-поэта. «Лиры милой не отдам»!

Таким образом, мы пришли к выводу: отношение к революции поэта Есенина, как и героя его поэзии, меняется. Но во все времена, каким бы ни было восприятие им революции, неизменным остается отношение к родине, которое можно выразить одним словом - любовь!

(Чтение стихотворения от группы. )

2 группа. С.Есенин и имажинизм.

Вопросы, над которыми работала наша группа:

1. Почему С. Есенин вошел в группу имажинистов? (Существовало множество литературных группировок, но поэт остановился именно на имажинизме. Почему?)

2. Почему отошел от имажинизма?

Что же такое имажинизм? Имажинизм - литературное течение, главной чертой которого является образность.

Уже ранние стихотворения Есенина полны образными сплетениями:

Там, где капустные грядки

Красной зарей поливает восход,

Клененочек маленькой маленькой матке

Зеленое вымя сосет.

(1910)

Образность, провозглашенная имажинистами, близка поэзии Есенина. Теоретики и практики имажинизма: В. Шершеневич и А. Мариенгоф - увлекли Есенина пристальным вниманием к образотворчеству. В его поэзии появились сложные образы, основанные на ассоциациях:

По пруду лебедем красным

Плавает тихий закат.

(«Вот оно, глупое счастье...», 1918)

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

(«Я покинул родимый дом...», 1918)

Вывод: С. Есенина привлекло в имажинизме внимательное отношение к поэтическому образу.

Однако идеология имажинизма была чужда Есенину. Имажинисты объявили образ самоценным. Духовные и национальные начала русской поэзии не признавались. Приоритет был отдан плотскому миру. Антиэстетизм стал достоинством имажинистов. Есенин же воспринимал образ как синтез неба и земли, мистического и прозаичного, тайного и очевидного. Об этом он пишет в статье «Ключи Марии», где излагает свою философию искусства. Об этом же говорит в статье «Быт и искусство»: «У собратьев моих нет чувства родины... Нравится им только пустое акробатничество».

Вывод: формальное использование образа в поэзии заставило поэта размежеваться с имажинистами.

Вторая причина обращения С.Есенина к имажинизму в его отношении к революции. Революция, о которой так мечтал Есенин, которой он верил и отдавал свое искусство, все более и более озарялась «бешеным заревом трупов». Это пугало поэта. В то же время он не хотел возврата царско-помещичьего строя. Этот конфликт усугублялся тем, что С.Есенина не хотели издавать, его личная жизнь и быт были совершенно необустроены. Именно в этот момент имажинизм, который вроде бы находился в стороне от политики и социальных проблем, мог показаться достойным выходом для настоящего художника.

Благосклонное внимание властей, кроме того, облегчало публикацию произведений, давало возможность общаться со значительно большей аудиторией и даже обещало долгожданное решение жилищных проблем поэта.

Группа имажинистов, создаваемая А.Б. Мариенгофом, должна была ослабить устои и позиции русской творческой интеллигенции. Но она вряд ли могла рассчитывать на статус литературной, опираясь на несколько посредственных стихов лидера. Нужен был человек с литературным именем. Таким и стал для имажинистов С.Есенин.

Внешне имажинизм представлял собой литературное объединение, пропагандирующее своё пристрастие и поклонение художественному образу. Именно так считал и С.Есенин. Возможно, так же думали некоторые другие представители этой школы, не предполагая, что на самом деле имажинистам была уготована совсем другая, политическая роль - роль «ледокола» революции в русской литературе. Только этим можно объяснить заботу об имажинизме и участие в его создании людей из передовой большевистской когорты.

Организаторам и вдохновителям нового политико-поэтического течения удалось вовлечь С.А.Есенина в активную деятельность группы. Поэт много путешествовал по стране, участвовал в бесконечных дискуссиях, акциях по переименованию улиц, получал возможность широко публиковаться и пропагандировать свое творчество и даже превратился в предпринимателя, став совместно с А.Б. Мариенгофом хозяином книжной лавки и поэтического кафе «Стойло Пегаса».

Двадцатитрехлетнему поэту-бунтарю было нелегко разглядеть все хитросплетения жизни. Несмотря на то что многое в имажинизме его не устраивало (долгое время С.А.Есенин не хотел подписывать имажинистскую декларацию), он с головой уходил в новую жизнь.

1924 год был наиболее тяжелым в жизни С.А.Есенина. В октябре была напечатана одновременно в двух крупнейших журналах «Песнь о великом походе». Опубликование поэмы затрагивало революционные биографии первых людей партии: Л. Троцкого и Г. Зиновьева. Публикация накануне решающей схватки вызвала скандал и получила широкую огласку.

Сторонники Л.Троцкого увидели в С.Есенине своего врага, пытающегося исказить историю в угоду Г.Зиновьеву, поставив на один уровень колоссальный, с их точки зрения, вклад Троцкого в вооруженное восстание и создание Красной Армии с какой-то речью Г.Зиновьева.

В то же время упоминание фамилии наркомвоенмора рядом с именем Ленина было расценено Г.Зиновьевым и его сторонниками как явный акт в поддержку Л.Троцкого.

С.А.Есенин оказался между двух огней. Этой борьбы за власть в партии, как и поиска своей «козырной карты» в этой борьбе, великий русский поэт был чужд.

Вывод: поняв истинные цели имажинизма, Есенин уходит из группы.

Но жизнь страны, ее проблемы, её люди волновали Есенина.

(Чтение стихотворения от группы.)

3 группа. С.Есенин и христианство.

Духовная жизнь Есенина складывалась под влиянием священной истории и народной поэзии. Дед его был старообрядцем, человеком суровых религиозных правил, знал Священное Писание, помнил наизусть многие страницы Библии, жития святых, псалмы. Поэт вспоминал: «Дедушка пел мне старые песни... По субботам и воскресным дням... рассказывал мне Библию и священную историю».

В Спас-Клепиковской школе, где учился Есенин, он хорошо изучил церковнославянский язык, что позволило ему прочитать в оригинале «Слово о полку Игореве» и полюбить его.

Однако религиозность Есенина оказалась непрочной. Он говорил, что «В Бога верил мало. В церковь ходить не любил».

Но в ранней поэзии часто встречаются образы и сюжеты, связанные в верой:

И вызванивают в четки

Ивы - кроткие монашки.

(«Край любимый! Сердцу снятся...», 1914)

Я молюсь на алы зори,

Причащаюсь у ручья.

(«Я - пастух; мои палаты...», 1914)

...Молюсь дымящейся земле

О невозвратных и далеких.

(«Я снова здесь, в семье родной...», 1916)

И на известку колоколен

Невольно крестится рука...



...Когда звенят родные степи

Молитвословным ковылем.

(«Запели тесаные дроги...», 1916)

Схимник-ветер шагом осторожным

Мнет листву по выступам дорожным

И целует на рябиновом кусту

Язвы красные незримому Христу.

(«Осень»,1914-1916)

Чахнет старая церквушка,

В облака закинув крест.

(«Сторона ль моя, сторонка...», 1914)

В годы революции бытовало мнение, что революция - путь к возрождению Святой Руси. С Есенин тоже мечтал о конце старого света и рождении другой земли. Он приветствовал, как ему казалось, близкое появление в России «дорогого гостя», «чудесного гостя» - Христа Спасителя.

В октябрьских поэмах огромного масштаба «мечта о мужицком рае».

И даже с тайной бога

Веду я тайно спор.

(«О Русь, взмахни крылами», 1917)

И мыслил и читал я

По библии ветров,

И пас со мной Исайя

Моих златых коров.

(«О пашни, пашни, пашни», 1917-1918)

В стихотворениях последних лет:

По-смешному я сердцем влип,

Я по-глупому мысли занял.

Твой иконный и строгий лик

По часовням висел в рязанях.

(«Ты такая ж простая, как все...», 1923)

Стыдно мне, что я в бога верил.


Горько мне, что не верю теперь.


(«Мне осталась одна забава...», 1923)

Очень точно определил отношение Есенина и религии В. Ходасевич: «История С. Есенина есть история заблуждений. Идеальной мужицкой Руси, в которую верил он, не было... Он поверил, что большевистская революция есть путь к тому, что «больше революции», а она оказалась путем к непу. Он думает, что верует во Христа, а в действительности не веровал, но, отрекаясь от Него и кощунствуя, пережил всю муку и боль, как если бы веровал в самом деле. Он отрекся от Бога во имя любви к человеку, а человек только и сделал, что снял крест с церкви да повесил Ленина вместо иконы и развернул Маркса, как Библию».

Интуиция поэта вела его к духовному началу в поэзии, а требования нового времени заставляли быть атеистом. Может быть, в этом кроется трагедия поэта и человека Сергея Есенина?

(Чтение стихотворения от группы.)

YI. Опрос:

1) В чем истоки формирования поэта Есенина?

( Родное Константиново с его великолепными пейзажами; слушание народных песен, которые пела мама ( по словам поэта, не было, наверное, такой песни, которую не знала бы мама); пристрастие к чтению во время учебы в Спас-Клепиковской школе).

2) Чем объяснить, что в поэзии С. Есенина о Родине часто встречаются слова «синий» и «голубой»?

(Однажды Есенин сказал что в слове Россия есть роса, сила и что-то синее. Поэт вкладывал в эти слова свой смысл: бескрайность просторов, краски природы, высоту неба, мечту об обновленной Родине.)

3) Назовите особенности поэзии С.Есенина.

(Фольклорная основа, мелодика, автобиографичность, взаимосвязь тем.)

4) Назовите поэтов, оказавших влияние на формирование Есенина-поэта.

(А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, А.А.Блок, С.Городецкий)

5) Каково отношение Есенина к гражданской войне?

( В поэме «Анна Снегина» автор говорит об отрицании братоубийственной войны и о собственном отказе от неё:

Война мне всю душу изъела...

Я бросил мою винтовку...)

6) В 14 лет Есенин выучил наизусть произведение, в облике героя которого он находил сходство с собой. Назовите это произведение и его автора.

(Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри»)

7) Каково отношение Есенина к Ленину?

( Я счастлив тем,

Что сумрачной порою

Одними чувствами

Я с ним дышал и жил.

(«Капитан земли», 1925)

8) Назовите основные образы поэзии Есенина.

(Образ родины, березки, клена, ивы, месяца, неба, пути-дороги.)

9) Назовите первый поэтический сборник С.Есенина.

(Сборник «Радуница», 1916 год)

YII. Работа с кроссвордом.

По вертикали:

1. Название первого сборника стихотворений С.Есенина, вышедшего

в 1916 году.

2. Поэт, оказавший поддержку начинающему С.Есенину.

3. Выпускник нашей школы, художник издательства «Пашков дом»,

автор портрета С.Есенина.

4. Гостиница, где провел последние дни жизни С.Есенин.

5. Литературное течение, одним из основателей которого был С. Есенин.

6. Ведущая тема поэзии С.Есенина.

По горизонтали:

7. Прием, который используется в строках:

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

8. Как называется прием звукописи в строке:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю...»

9. Название села, родина героя-повествователя поэмы «Анна Снегина».

10. Образ, ассоциирующий у С.Есенина с родиной.



YIII. Итог урока.

- Какое впечатление произвела на вас поэзия С.Есенина? Чему научила? Над чем заставила задуматься?

В тяжелые времена Россия словно в гибели своей находила силы для спасения и возрождения. Понял это и Есенин, что судьба России по-прежнему особая: горестная и светлая. «Родные мои, хорошие! - писал он из Германии своим знакомым, - …пусть мы нищие, пусть у нас голод, холод, людоедство, зато у нас ест душа…»



Синквейн.

Сергей Александрович Есенин.

1 существительное

2 прилагательных

3 глагола

Предложение из 4 слов.

IX. Песня «Ктоя?Чтоя?»

X. Домашнее задание.

Мне осталась одна забава:

Пальцы в рот - и веселый свист.

Прокатилась дурная слава,

Что похабник я и скандалист.


Ах! какая смешная потеря!

Много в жизни смешных потерь.

Стыдно мне, что я в бога верил.

Горько мне, что не верю теперь.


Золотые, далекие дали!

Все сжигает житейская мреть.

И похабничал я и скандалил

Для того, чтобы ярче гореть.


Дар поэта - ласкать и карябать,

Роковая на нем печать.

Розу белую с черною жабой

Я хотел на земле повенчать.


Пусть не сладились, пусть не сбылись

Эти помыслы розовых дней.

Но коль черти в душе гнездились -

Значит, ангелы жили в ней.


Вот за это веселие мути,

Отправляясь с ней в край иной,

Я хочу при последней минуте

Попросить тех, кто будет со мной, -


Чтоб за все за грехи мои тяжкие,

За неверие в благодать

Положили меня в русской рубашке

Под иконами умирать.


1923





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал