- Учителю
- Рабочая программа, литература 8 класс
Рабочая программа, литература 8 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Красноармейская средняя общеобразовательная школа
на заседании школьного
методического объединения
___________И.В.Сычева
Протокол № 1
от 24 августа 2015г.
Принята
на заседании
педагогического совета
Протокол №2
от 27 августа 2015 г.
Утверждена
приказом директора
______________А.С. Богуш
Приказ № 207
от 28 августа 2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ДЛЯ 8-А, Б КЛАССОВ
на 2015-2016 учебный год
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ - 68
УЧИТЕЛЬ: ФЕДОРОВА ЛАРИСА АЛЕКСАНДРОВНА
Программа разработана на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов под ред. Т.Ф.Курдюмовой (Литература: программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / Т.Ф.Курдюмова, Н.А.Демидова, Е.Н.Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф.Курдюмовой. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010)
п. Красноармейский
2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
-
Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" (п. 22 ст. 2; ч. 1, 5 ст. 12; ч. 7 ст. 28; ст. 30; п. 5 ч. 3 ст. 47; п. 1 ч. 1 ст. 48);
-
федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (п. 18.2.2);
-
федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утв. приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 (при реализации);
-
федеральным базисным учебным планом, утв. приказом Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 (при реализации);
-
порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;
-
письмом Рособрнадзора от 16.07.2012 № 05-2680 "О направлении методических рекомендаций о проведении федерального государственного контроля качества образования в образовательных учреждениях";
-
Примерным региональным положением о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) для образовательных учреждений Ростовской области, реализующих программы общего образования (приказ министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 14.07.2011 г. № 610).
Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным компонентом государственного образовательного стандарта, Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы по литературе для 5-11 классов под ред. Т.Ф.Курдюмовой (Литература: программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / Т.Ф.Курдюмова, Н.А.Демидова, Е.Н.Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф.Курдюмовой. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010), отражающей обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения по литературе.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Литература. 8 класс. В 2 частях: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений / автор-составитель Т.Ф.Курдюмова. - 13-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2013. Выбранный учебник соответствует программе и имеется в перечне учебников, утверждённых и рекомендованных МО РФ на 201-25016 учебный год, утверждённый приказами Министерства образования и науки РФ №253 от 31.03.14г. и №576 от 8.06.15г.
Согласно действующему Базисному учебному плану и годовому календарному учебному графику рабочая программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю).
7 часов отведено на проведение проверочных и контрольных работ.
По программе - 70 часов, по календарно-учебному графику МБОУ Красноармейская СОШ - 68 часов, программа будет выполнена за счет уплотнения изучения следующих тем:
п/п
Класс
Учитель
Предмет
Название разделов и тем
Кол-во
часов по
программе
Фактич.
будет проведено
1.
6-б
Федорова
Л.А.
литература
Великая Отечественная война в лирике ХХ века
5
3
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
-
Приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
-
Овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
-
Устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) - небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объёме изученных произведений;
-
Научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
-
Отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью.
Общая характеристика предмета
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания.
Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как части культуры. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы, позволяет обучающимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литератур. Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение школьников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности обучающихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
Цели обучения литературе
Главнейшая цель школы - подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности, которая может быть плодотворной лишь тогда, когда её реализует человек, осознающий роль в окружающем мире. Цель литературного образования - способствовать духовному становлению личности, формированию её нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.
Осваивая программу, ученик накапливает солидный читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства, постигает её специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим. Образование на уроках литературы идёт рука об руку с воспитанием; они в равной мере реализуются под сильнейшим воздействием эмоциональной силы художественного слова.
Цель обучения литературе: способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.
Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы. На этих уроках ученики должны:
-
сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и её месте в культуре страны и народа;
-
осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
-
освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
-
овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;
-
воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
-
использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.
Литературное образование осуществляется в три этапа:
-
первый этап - начальные классы. На данном этапе происходит знакомство не только с художественным произведением, но и с автором.
-
второй этап - средние классы. Литературное произведение в программе этих классов предстаёт и как художественное целое, и как звено в сложном процессе.
-
третий этап - десятый-одиннадцатый класс. Знакомство с курсом на историко-литературной основе.
В 8 классе ученики особенно пристально рассматривают проблему времени на страницах произведения искусства слова, и как следствие воспроизведений исторических событий в литературе. Знания, полученные на уроках истории, опыт самостоятельного чтения дают возможность серьезного знакомства с произведениями исторической тематики. Такие произведения не только рассказывают о конкретных событиях, но раскрывают взаимосвязь судьбы человека с судьбой времени. Это уже своеобразная подготовка к восприятию курса на историко-литературной основе. Понимание позиции автора, повествующего об исторических событиях, становится необходимым. Сложность связей литературы и времени демонстрируется практически каждым конкретным произведением, включенным в этот курс, начиная с былин и завершая историческими романами XX века. Широко представлена лирика, отражающая яркость эмоционального отклика художественного слова на события прошлого. Именно в лирических произведениях, обращенных к истории, активно выявляется позиция автора.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану для изучения литературы в 8 классе отводится 70 часов (2 часа в неделю), что соответствует Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской федерации.
Государственная программа по литературе, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта предусматривает 70 часов на изучение курса «Литература 8 класс».
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Содержание учебного курса
Литература и время
Литературный процесс как часть исторического процесса. История в произведениях искусства слова. Время на страницах исторических произведений. Жанровое разнообразие произведений исторической тематики. Исторические роман, повесть, рассказ; исторические пьесы, поэмы, песни; исторические мотивы в лирике.
Х.К. Андерсен «Калоши счастья» как эпиграф к изучению исторической тематики, как развернутая притча о характере связи времен между собой. Герой сказки и его путешествие в средние века. Четкость и убедительность выводов автора.
Теория. Литература и история. Эпиграф.
История в устном народном творчестве
Жанры исторической тематики в фольклоре. Причина их сохранности в памяти народной. Сюжеты и герои исторических произведений фольклора. Былины как свидетельство исторических событий.
Теория. Исторические сюжеты в народном толковании.
Историческая народная песня
Герои и сюжеты фольклорных песен на исторические темы. «Правеж». Петр Великий и Иван Грозный в песнях. «Солдаты готовятся встретить шведского короля», «Петр Первый на корабле», «Петра Первого узнают в шведском городе». Песни о Петре Великом. Художественные особенности исторических песен и ее исполнители. Слово и музыка в народной песне.
Теория. Историческая народная песня.
Народная драма
Русская народная драма как значительное явление национальной культуры. От обряда к пьесе. Народная драма как органическая часть праздничного народного быта. Постановка пьес на народных сценах. География распространения народной драмы.
«Как француз Москву брал» - героико-романтическая народная драма. Особенности народной драмы: сочетание и чередование трагических сцен с комическими. Драматический конфликт в «исторической» народной пьесе. Герои пьесы: Наполеон и Потемкин. Соединение героев разных эпох в одном произведении. Сюжет. Патриотический пафос народной пьесы.
Теория. Народная драма.
Методика. Целесообразно максимально использовать специфику устного народного творчества и поощрять в ответах как воспроизведение фрагментов изученных текстов, так и ученическую импровизацию. Песни и пьесы могут звучать на уроках в подготовленных учениками или учителем записях на видео- или аудиокассетах.
История на страницах произведений древнерусской литературы
Историческая тема в произведениях древнерусской литературы. Особенности отражения исторического прошлого в литературе средних веков.
Теория. Древнерусская литература и ее жанры.
Летопись
«Начальная летопись», «Повесть временных лет». Русская летопись как жанр исторического повествования. Отражение событий истории в летописях XI - XVII веков. Рассказ о смерти Олега в «Начальной летописи». «Повесть временных лет» как первый общерусский летописный свод. Источники повести - более ранние своды и записи.
Теория. Летопись.
Воинская повесть.
«Повесть о разорении Рязани Батыем» как воинская повесть (первая половина XIV века). События и герои на страницах повести. Евпатий Коловрат как подлинный народный герой.
Теория. Воинская повесть.
Жития святых
Жития святых как исторические повествования. Жития первых русских святых на страницах летописи. Популярность жанра жития в древнерусской литературе. Особенности изображения биографии героя в жанре жития. Роль нравственного поучения на страницах жития.
«Сказание о житии Александра Невского». Жизнь героя русской истории как канонизированного святого на страницах жития.
Б.К. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский». Элементы житийного жанра в авторской произведении XX века. Становление характера подвижника.
Теория. Житие. Художественные особенности жанра жития.
М. де Сервантес Сааведра. «Дон Кихот» (фрагменты). (Самостоятельное чтение с последующим обсуждением). Герой романа Дон Кихот и его оруженосец Санчо Панса. Пародия на рыцарский роман. Иллюзия и действительность. Дон Кихот как «вечный рыцарь».
Теория. Рыцарский роман. Пародия. «Вечный образ».
Методика. «Вечный образ» Дон Кихота широко представлен в мировом искусстве. Учителю для проведения урока необходимо подобрать соответствующий иллюстративный материал, фрагменты из кинофильмов, чтобы учащиеся могли оценить различные взгляды на один и тот же образ.
История на страницах произведений XVIII века
Жанры исторических произведений: эпические и драматические. Историческая драма и исторический герой. Я. Б. Княжнин и его пьесы на сценах русского театра. Отражение и оценка событий русской истории в научном и художественном творчестве Н.М. Карамзина. Покорение Новгорода Иваном III в «Истории государства Российского». Повесть «Марфа посадница». Образы-антиподы: Иван III и Марфа Борецкая. Художественный смысл финала повести и историческая реальность. Позиция автора.
Теория. Жанры исторических произведений. Историческая драма, историческая повесть.
Методика. Традиционно этот раздел вводится в курс как обзорная тема, но в сильном классе возможно и текстуальное изучение, например, фрагментов из «Истории государства Российского» и повести «Марфа посадница» Н. М. Карамзина. Обращение к русской живописи этого века существенно обогатит кругозор учащихся.
Историческое прошлое в литературе XIX века
Стойкость интереса читателей и писателей к историческим событиям и героям. История в произведениях классики. Массовая литература на исторические темы. Патриотическое звучание произведений исторической тематики. Яркость выражения авторской позиции в произведениях на исторические темы.
Теория. Историческая тема в русской классике.
Былины и их герои в произведениях XIX века
А. К. Толстой. «Илья Муромец», «Правда», «Курган»; С.Д. Дрожжин. «Песня Микулы Селяниновича» и др. (по выбору учителя и учеников). Былинные мотивы в разных видах художественного творчества. Герои и события в русской поэзии. Обращение А. К. Толстого к стихотворному переложению сюжетов русских былин, его восхищение цельными героическими характерами былинных богатырей. Поэтическая сила и обаяние стихотворений поэта. Устное народное творчество как источник поэзии С.Д. Дрожжина. Былинные образы в творчестве поэта. Искренность и задушевность его стихотворений. Идейное и художественное своеобразие произведений. Народный идеал и авторская позиция в каждом из произведений. Баллада как форма освоения текста древней былины.
Теория. Былина и баллада.
Методика. Возможен анализ одной-двух баллад с самостоятельными комментариями исполнителя. Особый интерес вызывает сопоставление двух произведений разных жанров с общим героем, что обогащает и углубляет представление о характере отражения жизни в искусстве.
Г. Лонгфелло. «Песнь о Гайавате» (перевод И.А. Бунина). Поэтичность индейских легенд и преданий в поэме Лонгфелло. Сюжет и герои поэмы. Образ народного героя Гайаваты. Художественные особенности изображения друзей Гайаваты. Близость героев поэмы к миру природы. Образность и красота поэтического языка «Песни о Гайавате». Совершенство перевода.
Теория. Песнь как жанр.
Внеклассное чтение В. Скотт «Айвенго» (самостоятельное чтение с последующим обсуждением). Вальтер Скотт как родоначальник исторического романа. Типы исторических романов: роман-хроника, роман-жизнеописание, биографический роман, авантюрно-исторический роман. Изображение героев и изображение эпохи. Концепция истории и человека в романе. Романтический историзм и осмысление законов развития человечества. Герой романтического исторического романа и сюжет. Айвенго и леди Ровена. Ричард Львиное Сердце и Робин Гуд как исторические герои и как персонажи романа. Пушкин о Вальтера Скотте.
Теория. Исторический роман.
Методика. Обсуждение романа, если он прочитан хотя бы частью учеников, зависит от того, насколько юные читатели увлеклись произведением и его проблематикой. Возможны выступления учащихся с краткими сообщениями о сюжете произведения, его героях.
И. А. Крылов. «Волк на псарне». Историческое событие и жанр басни. Патриотический пафос басни Крылова. Кутузов и Наполеон в аллегорическом произведении. Мораль басни и ее роль в реальных событиях отечественной войны 1812 года.
Теория. Басня на историческую тему.
А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге», Богатство исторической тематики в творчестве Пушкина. Сюжеты русской летописи в лирике поэта. Тема судьбы, рока в балладе «Песнь о вещем Олеге». Сюжет «Песни...» и сюжет летописного эпизода. Герой и его судьба. Поэтическое совершенство произведения и его музыкальное воплощение. Стихотворение «Анчар» как осмысление проблемы власти и деспотизма.
«Полтава» (фрагмент). Описание битвы и её главного героя. Образ Петра в поэме - образ вдохновителя в победе.
«Капитанская дочка». Болдинская осень 1833 года. Работа над «Историей Пугачева» и повестью «Капитанская дочка». Пугачев в историческом труде и в художественном произведении, художественное мастерство Пушкина в произведениях двух различных жанров, созданных на одном материале. Сюжет исторической повести «Капитанская дочка» и его важнейшие события. Исторические события и исторические герои на страницах повести. Пугачев как вождь народного восстания и как человек. Взгляд Пушкина на «бунт бессмысленный и беспощадный». Острота постановки проблемы. Герои исторические и герои вымышленные: Гринев и Пугачев, Гринев и Швабрин, Гринев и Маша. Становление характера Гринева. Проблема чести, долга, милосердия. Проблема морального выбора. Портрет и пейзаж на страницах исторической прозы. Роль эпиграфов в повести. Название и идейный смысл произведений («История Пугачева» и «Капитанская дочка»).
«Пиковая дама». История создания. Нравственная проблематика повести. Образ Германа. Особенности жизненной философии героя и проблема «наполеонизма». Тема денег. Фантастика в повести.
Теория. Историческая проза. Историческая повесть и исторический труд. Эпиграф.
Методика. Наблюдение за жанровым многообразием в произведениях А.С. Пушкина на исторические темы. Богатство откликов в других видах искусства.
Сюжет и фабула. Автор в историческом произведении.
М.Ю. Лермонтов. «Родина», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Лирика поэта на тему родины. Быт и нравы XVI века в поэме. Исторический сюжет и герои песни. Трагическое столкновение героев. Иван Грозный, опричник Кирибеевич и купец Калашников. Нравственные проблемы песни. Благородство и стойкость Калашникова и позиция Кирибеевича. Нравственная оценка событий автором. Связь поэмы с устным народным творчеством. Романтическое изображение природы как фона событий. «Песня...» как лироэпическое произведение.
Теория. Историческая поэма.
Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая основа и народно-поэтические истоки повести.
ХVI век южной Руси в повести Гоголя. Гоголь- мастер батальных сцен и героических характеров . Битва под Дубно. Стихийная мощь жизни народа и природы на страницах повести. Запорожская Сечь как прославление боевого товарищества, ее нравы и обычаи. Образы Тараса и его сыновей. Мастерство гоголя в изображении природы. Патриотический пафос произведения. Роль лирических отступлений в повествовании. Авторское отношение к героям.
Теория. Историческая повесть. Патриотический пафос произведения.
А. Дюма. «Три мушкетера» (самостоятельное чтение с последующим обсуждением). Авантюрно-исторические романы Александра Дюма-отца. Трансформация исторических событий и исторических героев. Мир вымышленных героев на фоне исторических обстоятельств. Увлекательность сюжетов и яркость характеров. Особенности отношения героев к жизни. Кодекс и правила поведения героев в романах Дюма. Яркость авторской позиции. Причина популярности произведений Дюма.
Теория. Авантюрно-исторический роман.
Методика. При обсуждении романа стоит сосредоточиться на вопросе: «Что дает право называть произведение А. Дюма историческим и каковы основания считать его авантюрным романом?»
А.К. Толстой. «Василий Шибанов». Подлинные исторические лица баллады - царь Иван Грозный и князь Курбский. Василий Шибанов как нравственный идеал автора.
«Князь Серебряный». Эпоха и ее воспроизведение в романе. Сюжет и его главные герои. Исторические лица - царь Иван IV Грозный, Малюта Скуратов др. вымышленные герои и их роль на страницах исторического повествования. Романтический взгляд на родную историю. Патриотический пафос повествования. Высокие нравственные идеалы автора и убедительность его позиции. Историческая точность в воспроизведении быта эпохи. Художественные особенности повествования. Роль фольклорных произведений в романе. Народная песня на страницах романа.
Теория. Исторический роман. Связь исторического романа фольклора.
М.Н. Загоскин. «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» (фрагменты). Исторические события и народные герои в романе. Патриотический пафос произведения.
Теория. Заголовок романа и его особенности.
Л.Н. Толстой. «После бала». Гуманистический пафос рассказа. «После бала» как воспоминание о впечатлениях юности. Контраст как основа композиции рассказа, раскрытия душевного состояния героя. Роль случая в жизни и судьбе человека. Образ «грациозной и величественной» Вареньки. Полковник на балу и после бала. Сцена истязания беглого солдата, значение красочных и звуковых образов при ее создании. Время и пространство в рассказе. Художественное мастерство писателя.
«Посмертные записки старца Федора Кузмича» как раздумье Льва толстого о судьбе человека. Сопоставление произведений Л.Н. Толстого «После бала» и «Посмертные записки старца Федора Кузмича» для широты представления о позиции автора.
Теория. Контраст как прием композиции.
Методика. Проведение сопоставительного анализа при изучении произведений исторической тематики для выявления позиции автора.
Интерьер и пейзаж в историческом произведении, их место в воссоздании эпохи
Быт и нравы эпохи на страницах исторического повествования. Место интерьера в воссоздании быта и характеристике нравов. Сюжет и интерьер. Познавательная и художественная роль интерьера. Интерьер как одно из важных слагаемых воссоздания исторической действительности на страницах художественного произведения. Роль и место интерьера в эпосе и в других родах литературы. Интерьер в живописи. Особенности пейзажа в описании исторического прошлого и исторических событий.
Теория. Место интерьера и пейзажа в композиции исторического произведения. Можно специально рассматривать интерьер и пейзаж в процессе изучения конкретных произведений, а можно посвятить обсуждению этим формам описания специальный урок, используя материалы изученных текстов в качестве иллюстрации.
Историческое прошлое в лирике поэтов XIX века
В. А. Жуковский. «Воспоминание», «Песня»; А. С. Пушкин. «Воспоминание», «Стансы»; Д. В. Давыдов. «Бородинское поле»; И. И. Козлов. «Вечерний звон»; Ф. Н. Глинка «Москва»; А. Н. Апухтин. «Солдатская песня о Севастополе». Обращение лирических поэтов к исторической тематике. Масштаб осмысления былого в лирике: отражение как значительных исторических событий, так и сокровенных воспоминаний, воскрешающих личный опыт поэта. Яркая индивидуальность поэтов в художественной оценке минувшего.
Теория. История в лирике.
Историческое прошлое в литературе XX века
Жанры произведений на темы истории, общность и различие. Причина их популярности. Судьба исторических жанров в современной русской литературе.
Былины и их герои в произведениях XX века. И.А. Бунин. «На распутье», «Святогор», «Святогор и Илья»; К. Д. Бальмонт. «Живая вода»; Е. М. Винокуров. «Богатырь». Былины и их герои в произведениях XX века. Трансформация образа былинного героя в произведениях XX века. Живая стихия русского фольклора в стихотворениях И. А. Бунина. Проникновенное отражение в его поэзии былинных образов. Мастерство исторических образов и совершенство языка, разнообразие и богатство ритмики стихотворений поэта. Былинные мотивы в творчестве К. Д. Бальмонта. Стихотворение «Живая вода» как обращение к «родным богатырям». Чистота и прозрачность ритма, «перезвоны благозвучий» стихотворных строк поэта.
Теория. Былины в лирике XX века.
Ю.Н. Тынянов. «Восковая персона». «Подпоручик Киже». Исторические романы и повести Тынянова. «Восковая персона» как повесть о судьбе Петра Великого и его наследия. Герои и сюжет повести. «Подпоручик Киже» - осуждение нелепостей воинской службы при Павле I. Язык и стиль, помогающий воссоздать картины русской истории.
Теория. Язык и стиль исторического повествования.
С. Цвейг. «Невозвратимое мгновенье» (Ватерлоо, 18 июня 1815 года). Исторические миниатюры «Звездные часы человечества». Мастерство батальных сцен в исторической миниатюре. Образ наполеона и отношение к нему автора.
Теория. Историческая миниатюра.
М. Алданов. «Чертов мост» (главы), «Святая Елена, маленький остров». Исторические романы и повести Марка Алданова. Родная история и история Европы в произведениях автора русского зарубежья. Тетралогия «Мыслитель». Серия исторических портретов. Блестящее изображение полководца Суворова в романе «Чертов мост». «Святая Елена, маленький остров» как завершение тетралогии. Образ Наполеона в последние годы жизни. Неразрывность связи времен как главная тема творчества М. Алданова. Активное утверждение авторской позиции в произведениях исторического цикла.
Теория. Циклы исторических романов (тетралогия, трилогия).
Б. Л. Васильев. «Утоли моя печали...» (главы). Изображение ходынской трагедии, котораяпроизошла 18 мая 1896 года во время «народного гулянья» по случаю коронации Николая П. Понимание автором и его героями причин этой трагедии. Различные пути развития России в представлении героев романа. Обыденная жизнь людей на фоне трагических страниц родной истории как расширение палитры исторической прозы. Исторические лица, изображенные в произведении (император Николай II, великий князь Сергей Александрович, Иван Каляев, Василий Иванович Немирович-Данченко). Главная героиня Наденька Олексина, ее искания. Зависимость судьбы Наденьки от происходящих событий. Смысл заглавия романа.
Теория. Исторический роман и его название.
Великая Отечественная война в литературе
Л. М. Леонов. «Золотая карета». Тема Великой Отечественной войны в произведениях послевоенных лет. Судьбы героев и их идеалы. Романтический настрой автора при создании образов героев и истолкования их отношения к судьбе человека. Драматический сюжет и драматические судьбы.
Теория. Символика названия произведения.
История на страницах поэзии XX века
В. Я. Брюсов. «Тени прошлого», «Век за веком»; 3. Н. Гиппиус. «14 декабря»; Н. С. Гумилев. «Старина», «Прапамять»; М. А. Кузмин. «Летний сад»; М. И. Цветаева. «Домик старой Москвы», «Генералам двенадцатого года»; Г. В. Иванов. «Есть в литографиях старинных мастеров...»; Д. Б. Кедрин. «Зодчие» и др. Традиционное внимание поэтов к родной истории и ее событиям. Тема прошлого как одна из главных тем лирики поэтов XX столетия. Многогранность осмысления былого поэтами серебряного века и современными поэтами. Лирические раздумья об исторических событиях, о свершениях и ошибках человечества, о произведениях искусства как свидетелях минувшего.
Теория. Роль темы прошлого в лирике XX века.
Итоги
Беседа по итогам чтения и изучения произведений исторической тематики в течение года. Произведения русской и зарубежной литературы, отражающие исторические события. Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул.
Методика. В курсе литературы 8 класса особое внимание обращено на движение времени, и при изучении всех произведений этот момент сохраняет главенствующее значение. Отсюда и особая роль обзорных тем при обращении к произведениям, которые могут впоследствии войти в читательский багаж учеников.
Тематический план
№ п/п
Название разделов и тем
Всего часов
Сроки
изучения
1
Литература и время.
2
3.09-7.09
2
Фольклор.
2
10.09-14.09
3
Древнерусская литература.
6
17.09-5.10
4
Литература XVIII века.
2
8-12.10
5
Литература XIX века.
45
5.10-14.04
6
Литература ХХ века.
8
18.04-19.05
7
Великая Отечественная война в лирике ХХ века.
5
23-30.05
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в
8-а, б классах на 2015-2016 учебный год.
1
21.12
31
РР Подготовка к изложению с элементами сочинения по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
1
24.12
32
РР Изложение с элементами сочинения по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
1
28.12
33
Лирические произведения М.Ю.Лермонтова о родине.
1
11.01
34
Исторический сюжет и герои поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
1
14.01
АРМУ
35
Быт и нравы XVI века в поэме «Песня… про купца Калашникова».
1
18.01
36
Трагическое столкновение героев поэме «Песня…про купца Калашникова».
1
21.01
37
Романтическое изображение природы в лирике М.Ю.Лермонтова.
1
25.01
АРМУ
38
Историческая основа повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».
1
28.01
АРМУ
39
Запорожская Сечь как прославление боевого товарищества, её нравы и обычаи.
1
1.02
40
Н.В.Гоголь - мастер батальных сцен и героических характеров.
1
4.02
41
Образы Тараса и его сыновей.
1
8.02
АРМУ
42
Битва под Дубно. Патриотический пафос произведения.
1
11.02
43
Мастерство Гоголя в изображении природы.
1
15.02
44
РР Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».
1
18.02
45
РР Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».
1
20.02
46
Мотивы былого в лирике поэтов XIX века. В.А.Жуковский «Песня», А.С.Пушкина «Стансы», «Анчар»
1
25.02
Моб. класс
47
Лирика Д.Давыдова, И.И.Козлова, Ф.Н.Глинки, А.Н.Апухтина.
1
29.02
48
Вн.чт. А.Дюма «Три мушкетёра».
1
3.03
АРМУ
49
Баллада А.К.Толстого «Василий Шибанов».
1
10.03
50
Эпоха Ивана Грозного в романе А.К.Толстого «Князь Серебряный».
1
14.03
51
Реальные исторические лица и вымысел на страницах романа А.К.Толстого.
1
17.03
52
Вымысел и реальность в художественном произведении.
1
28.03
53
Л.Н.Толстой «После бала» как воспоминание о впечатлениях юности.
1
31.03
АРМУ
54
Герои и их судьбы. Контраст как основа композиции рассказа.
1
4.04
55
Смысл названия рассказа Л.Н.Толстого «После бала».
1
7.04
56
РР Сочинение-миниатюра по рассказу Л.Н.Толстого «После бала».
1
11.04
57
Время и пространство в художественном тексте
1
14.04
Литература ХХ века
8
58
Былины и их герои в поэзии И.А.Бунина. «На распутье», «Святогор».
1
18.04
АРМУ
59
Былинные герои в поэзии ХХ века.
1
21.04
60
КР Итоговый тест за учебный год (с.84, Контрольно-измерительные материалы. Литература: 8 класс / сост. Н.С.Королева. - М.: ВАКО, 2011).
1
25.04
61
Образ Петра I в повести Ю.Н.Тынянова «Восковая персона».
1
28.04
Моб. класс
62
Судьба Петра Великого и его наследия в повести.
1
5.05
63
Вн.чт. М.Алданов «Чёртов мост».
1
12.05
64
Изображение ходынской трагедии в повести Б.Л.Васильева «Утоли моя печали».
1
16.05
АРМУ
65
Вн.чт. Стефан Цвейг «Невозвратимое мгновение».
1
19.05
Великая Отечественная война в лирике ХХ века
5
66
Великая Отечественная война в лирике ХХ века.
1
23.05
АРМУ
67
Великая Отечественная война в лирике ХХ века.
-
68
Л.М.Леонов «Золотая карета».
1
26.05
69
Мотивы былого в лирике поэтов ХХ века.
1
30.05
70
Итоговый урок. Рекомендация книг для летнего чтения.
-
Всего:
68
Сводная таблица по видам контроля
Форма контроля
1 четверть
2
четверть
3 четверть
4 четверть
Итого
Административ-
ный контроль
входной
полугодовой
итоговый
2 неделя сентября
7.09
4 неделя декабря
21.12
4 неделя апреля
25.04
3
Выразительное чтение наизусть
29.10
1
Изложение с элементами сочинения
24.12
1
Сочинение
20.02
1
Сочинение-миниатюра
11.04
1
2
2
1
2
7
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
-
Ученик должен знать авторов и содержание изученных художественных произведений;
-
Основные теоретические понятия, связанные с изучением исторических произведений (исторические жанры, особенности решения проблемы времени на страницах художественного произведения и др.;
-
Ученик должен уметь определять связь литературного произведения со временем; понимать сложности соотношения времени изображённого, времени, когда создано произведение, и времени, когда оно прочитано;
-
Использовать различные формы изучения художественных произведений исторической тематики: исторический комментарий, исторический документ, сопоставление изображения одних и тех же событий в произведениях разных жанров и в произведениях разных писателей;
-
Определять авторскую позицию писателя;
-
Создавать творческие работы, связанные со стилизацией текстов определённой эпохи;
-
Пользоваться различными справочными изданиями, в том числе и связанными с исторической тематикой;
-
Использовать различные виды искусства для комментирования произведений о конкретной эпохе и для сопоставления произведений разных искусств об одной эпохе.
Список литературы и материально-технического сопровождения образовательной деятельности
Для учащихся:
Литература. 8 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений в 2-х частях. М: Дрофа, 2010.
Аникин В.П. К мудрости ступенька: о русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: очерки. - М: Детская литература, 1988.
Высоцкая Е.В. Вся зарубежная литература в пересказе для школьников. - Мн.: Современный литератор, 2001.
Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. Э.Л.Безносов, Е.Л.Ерохина и др. - М: Дрофа, 1999.
Литература Дона: Хрестоматия для чтения в 8-9 классах. - Ростов н/Д: ЗАО Книга, 2005.
Русский фольклор. - М, 1985.
Для учителя:
Программа для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы / под ред. Т.Ф.Курдюмовой. - М: Дрофа, 2006.
Литература. 8 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений в 2-х частях. М: Дрофа, 2010.
Контрольно-измерительные материалы. Литература: 8 класс / Сост. Н.С.Королева. - М.: ВАКО, 2011.
Литература. 8 класс. Поурочные планы по учебнику-хрестоматии Т.Ф.Курдюмовой. - Волгоград: Учитель, 2007.
Литература. Методика и практика преподавания / Н.И.Барабаш. - Ростов н/Д: Феникс, 2003.
Практикум по литературе: 8 класс. / О.Г.Черных - М.: ВАКО, 2010.
Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Н.В.Егорова. - М: Вако, 2005.
Средства обучения
-
Компьютер;
-
Мультимедиапроектор;
-
СD - ROM: Русская литература.
Русская литература от Нестора до Маяковского
Русская поэзия 17-20 вв.
Пушкин в зеркале двух столетий.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия;
-
презентации к урокам;
-
папки-накопители;
-
комплект портретов русских писателей и писателей xx века.
Интернет-ресурсы
matyuhin-songs.narod.ru - песни на стихи русских и
зарубежных поэтов (А. Пушкина, М. Лермонтова, М. Цветаевой, А.
Ахматовой, О. Мандельштама, И. Бродского, С. Есенина, Н. Рубцова,
Г. Лорки и др.) в исполнении Александра Матюхина
gold.stihophone.ru - архив образцов искусства
художественного чтения. Голоса великих русских поэтов в mp3:
Мандельштама, Ахматовой, Есенина, Маяковского, Бунина, Блока,
Бродского. Профессиональное актёрское исполнение известных артистов
театра и кино
public-library.narod.ru - Публичная электронная библиотека.
Произведения А.Блока, М.Булгакова, Н.В.Гоголя, А.Гриневского
(Грина), И.А.Гончарова, Ф.М.Достоевского, С.Есенина, М.Ю.Лермонтова
А.С.Пушкина, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева,
А.А.Фета, А.П.Чехова
www.feb-web.ru - Фундаментальная электронная библиотека
«Русская литература и фольклор» - полнотекстовая информационная
система по произведениям русской словесности, библиографии, научным
исследованиям и историко-биографическим работам. Произведения
А.С.Пушкина, К.Н.Батюшкова, А.С.Грибоедова, Е.А.Боратынского,
Ф.И.Тютчева, И.А.Гончарова, Н.В.Гоголя, С.А.Есенина,
М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, М.А.Шолохова, А.П.Чехова. Фонотека
(романсы, песни)
Методы и приемы обучения
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- индивидуальный устный опрос;
- фронтальный опрос;
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
- написание сочинений;
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение;
- различные виды пересказа;
- заучивание наизусть стихотворных текстов;
- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
Виды деятельности учащихся на уроке
• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
• сравнение, сопоставление, классификация;
• самостоятельное выполнение различных творческих работ;
• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
• составление плана, тезисов, конспекта;
• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Формы контроля
-
подготовка и защита рефератов, проектов по литературе,
-
тест;
-
проверочная работа с выборочным ответом;
-
комплексный анализ текста;
-
публичное выступление по общественно-важным проблемам;
-
зачётная система по некоторым темам курса.
-
классное и домашнее сочинение по изученному произведению;
-
устное высказывание на заданную тему;
-
ответ на проблемный вопрос.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
-
знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
-
умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
-
понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
-
знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
-
умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
-
уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4» ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью. Допускается 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Примечание
По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка сочинения
Указанный объем сочинений является примерным, потому что объем ученического текста зависит от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся. их общего развития и почерка.
Сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая - за соблюдение орфографических и пунктуационных норм. Первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число языковых ошибок и стилистических недочетов.
Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (Нормы оценки знании, умений и навыков учащихся по русскому языку). Содержание и речевое оформление оценивается по следующим критериям:
Отметка "5" ставится, если: 1) содержание работы полностью соответствует теме; 2) фактические ошибки отсутствуют; 3) содержание излагается последовательно; 4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления; 5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета. 1 грамматическая ошибка.
Отметка "4" ставится, если: 1) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); 2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; 3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; 4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен; 5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В работе допускается не более 2 недочетов и содержании, не более 3-4 речевых недочетов, 2 грамматических ошибок.
Отметка "3" ставится, если: 1) в работе допущены существенные отклонения от темы; 2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности; 3) допущены отдельные нарушения последовательности изложения; 4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление; 5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.
Отметка "2" ставится, если: 1) работа не соответствует теме; 2) допущено много фактических неточностей; 3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану; 4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними. часты случаи неправильного словоупотребления. нарушено стилевое единство текста.
В работе допущено 6 недочетов в содержании, до 7 речевых недочетов и до 7 грамматических ошибок.
Примечание: 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки "4" на одну, а для отметки "3" на две единицы. Например, при оценке грамотности "4" ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2. 2-2-3; "3" ставится при соотношениях: 6-4-4. 4-6-4, 4-4-6. При выставлении отметки "5" превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям сочинение написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях (Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку).
Приложения
Приложение №1
Административная контрольная работа по литературе (входной контроль)
Фамилия, имя____________________________________ Класс________________
1 вариант
Задание 1
По имени и отчеству определите фамилию писателя
а) Александр Сергеевич
б) Михаил Юрьевич
в) Николай Алексеевич
г) Лев Николаевич
д) Афанасий Афанасьевич
Задание 2
Что такое басня?
А) народное эпическое сказание в основном о богатырях,
Б) небольшой стихотворный рассказ нравоучительного характера,
В) эпическое произведение большой формы,
Г) иносказательное описание предмета или явления
Задание 3
Соотнесите название произведения и его автора:
1. «Бедная Лиза» а) Пушкин А.С.
2. «Дубровский» б) Тургенев И.С.
3. «Ася» в) Распутин В.П.
4. «Песня о Соколе» г) Лермонтов М.Ю
5. «Мцыри» д) Горький М.
6. «Уроки французского» е) Карамзин Н.М.
7. «После бала» ж) Толстой Л.Н.
Задание 4
Как называется родовое имение М. Ю. Лермонтова?
а) Михайловское,
б) Тарханы,
в) Великие Сорочинцы,
г) Карабиха
Задание 5
Кто из русских писателей подсказал Н.В. Гоголю сюжет комедии «Ревизор»?
а) А. Пушкин
б) М. Лермонтов
в) И.С.Тургенев
г) В. Жуковский
Задание 6
</ Кто не является героем рассказа В.Распутина «Уроки французского»?
а) Лидия Михайловна
б) директор
в) Птаха
г) Хлестаков
Задание 7
Как зовут главного героя повести А. Пушкина «Дубровский»?
а) Виктор
б) Владимир
в) Иван
г) Александр
Задание 8
Из какого произведения взят эпиграф: « На зеркало неча пенять, коли рожа крива»?
а) «Ася»,
б) «Дубровский»,
в) «Мцыри»,
г) «Ревизор»
Задание 9
Назовите годы жизни А.С.Пушкина
А) 1799-1837
Б) 1788-1824
В) 1814-1841
Г) 1809-1852
Задание 10
Назовите жанр произведения М.Ю.Лермонтова «Мцыри»
А) роман
Б) повесть
В) былина
Г) поэма
Административная контрольная работа по литературе (входной контроль)
Фамилия, имя____________________________________ Класс________________
2 вариант
Задание 1
По имени и отчеству определите фамилию писателя
А) Николай Васильевич
Б) Михаил Юрьевич
В) Лев Николаевич
Г) Виктор Петрович
Д) Антон Павлович
Задание 2
Что такое былина?
А) эпическое произведение большой формы
Б) иносказательное описание предмета или явления
В) народное эпическое сказание в основном о богатырях
Г) небольшой стихотворный рассказ нравоучительного характера
Задание 3
Соотнесите название произведения и его автора:
1. «Снегурочка» а) Н.С.Лесков
2. «Уроки французского» б) А.Н.Островский
3. «Хирургия» в) М.Ю.Лермонтов
4. «Барышня-крестьянка» г) В.П.Распутин
5. «Ревизор» д) А.С.Пушкин
6. «Мцыри» е) А.П.Чехов
7. «Левша» ж) Н.В.Гоголь
Задание 4
Как называется родовое имение Н.В.Гоголя?
а) Михайловское,
б) Тарханы,
в) Великие Сорочинцы,
г) Карабиха
Задание 5
Назовите жанр произведения А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
а) элегия
б) ода
в) баллада
г) рассказ
Задание 6
Кто не является героем комедии Н.Гоголя «Ревизор»?
а) Ляпкин-Тяпкин
б) Городничий
в) Скотинин
г) Хлестаков
Задание 7
С кем сражался Мцыри, герой произведения М.Лермонтова, на воле?
а) с тигром
б) с барсом
в) с гепардом
г) со львом
Задание 8
Из какого произведения взят эпиграф: « На зеркало неча пенять, коли рожа крива»?
а) «Ася»
б) «Дубровский»
в) «Мцыри»
г) «Ревизор»
Задание 9
Что предпринял Дефорж, оставшись закрытым в комнате с медведем (А.С.Пушкин «Дубровский»)?
а) позвал на помощь
б) спрятался
в) застрелил медведя
г) убежал через окно
Задание 10
Назовите годы жизни М.Ю.Лермонтова
А) 1799-1837
Б) 1788-1824
В) 1814-1841
Г) 1809-1852
Приложение №2
Итоговый тест за 1 полугодие
Приложение №3