7


  • Учителю
  • И.С.Тургенев Бежин луг. И.С.Тургенев- мастер пейзажа, поэтизирующий природу и человека. Образ - рассказчика- охотника. Авторское отношение к персонажам.

И.С.Тургенев Бежин луг. И.С.Тургенев- мастер пейзажа, поэтизирующий природу и человека. Образ - рассказчика- охотника. Авторское отношение к персонажам.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Дата: Класс: 7 31-32 урок

Тема: И.С. Тургенев. «Бежин луг». И.С. Тургенев - мастер пейзажа, поэтизирующий природу и человека. Образ рассказчика-охотника. Авторское отношение к персонажам.

Цель урока:

содержательные:выявить своеобразие пейзажа и его роль в художественных произведениях И.С. Тургенева на основе анализа текста; определить роль изобразительно-выразительных средств в изображении пейзажа.

- деятельностные:развивать коммуникативную компетентность обучающихся; формировать информационную культуру обучающихся через работу с текстом художественного стиля;

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.







Демонстрирует слайды с картинами природы под музыку П. И. Чайковского «Июнь. Баркарола» читает стихотворение Рыленкова Н. «Все в тающей дымке…»





- Какие чувства вызывают у вас картины родной природы?

Настраиваются на урок, трое учащихся перед классом читают стихотворения под музыку.

2) Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.







Создает проблемную ситуацию:

- Мы не случайно начали наш урок так, предполагая продолжить работу над произведением, с которым познакомились на предыдущем уроке. Как оно называется и кто его автор?



- Кому посвящен рассказ?

- Чем интересны изображенные автором мальчики?



- Какая же связь между нашим началом урока и тем, о чем вы сейчас рассказали?

- Давайте мысленно перенесемся в то далекое, тургеневское время, чтобы живее представить себе то, о чем писал автор.

Любовь к природе рождалась и крепла в сердце будущего писателя именно здесь, в Спасском.



О чем нам пора уже начать разговор? Определите тему урока

Какие цели поставим?



















Рассказ «Бежин луг» Ивана Сергеевича Тургенева











Крестьянским мальчикам старой крепостнической деревни середины 19 века.











Автор и его герои любят родные места так же, как мы любим свои просторы

Речь идет о роли природы в нашей жизни и в жизни героев рассказа Тургенева

Роль пейзажа в рассказе И.С.Тургенева

«Бежин луг»- Мы познакомимся со своеобразием тургеневского пейзажа, определим его роль в рассказе, проанализируем, как писатель использует выразительные средства языка для создания картин природы.

3) Этап выявления места и причины затруднения.







-Человек с чутким сердцем, человек, любящий землю, открывает для себя много нового, интересного, постигает величие, красоту в малом, неярком, неброском. Кто-то скажет, и вы, наверное, слышали это утверждение, что за границей все красивее, лучше, чем у нас, в том числе и природа. Как тут не вспомнить высказывание К.Паустовского:

"Я никому не поверю, что есть на нашей земле места скучные и не дающие никакой пищи ни глазу, ни слуху, ни воображению, ни человеческой мысли. Только так, исследуя какой - нибудь клочок нашей страны, можно понять, как она хороша и как мы сердцем привязаны к каждой ее тропинке, роднику и даже к робкому попискиванию мелкой пичуги"

Любил свой родной край и И.С. Тургенев. Будучи охотником, он исходил десятки верст по родной земле. Тонкий наблюдатель, психолог, художник, он мастерски отобразил увиденное в слове, создавая неповторимые пейзажные зарисовки, например, в цикле рассказов "Записки охотника". Один из этих рассказов - "Бежин луг".

И.С.Тургенев был необычайно чуток к жизни природы, создавая свои пейзажные зарисовки. Приступим к их анаизу.

1. Анализ пейзажей

- С чего начинается рассказ?





- Давайте послушаем описание «прекрасного июльского дня» (стр. 178-179).









- Какое настроение создаётся при чтении?





- В какой части рассказа ещё создается жизнеутверждающее настроение?





- В каких частях рассказа располагаются данные пейзажные зарисовки?

- Как описание летнего дня и описание наступления утра перекликается с настроением охотника?















































С описания июльского дня

Слушают отрывок



Создаётся настроение бодрости и ликования, возникает радость встречи с природой

-В описании наступления утра, завершающем рассказ

Они образуют зачин и концовку произведения



Настроение бодрости и радости охотника созвучно состоянию природы в эти периоды







- Писатель создаёт описание с помощью слов, красочных эпитетов, метафор, сравнений и т.д.- образных средств.



4) Этап построения проекта выхода из затруднения.









Работа над художественно-изобразительными средствами

- У мастеров различных видов искусств есть свои изобразительно-выразительные средства. У художника - краски, ракурс, свет, у композитора - ритм, мелодия, голос. А у писателя - скажите, что?

Предлагаю вспомнить основные выразительные средства, которые возможно встретятся в эпизодах, предложенных для анализа.

Запишите в тетрадь определения, которые вы видите на слайде





Организует совместное действие детей как внутри одной группы, так и между группами: направляет на совместное выполнение задания:

- Исследовать изобразительные средства картин природы в рассказе мы будем в группах. Фрагмент рассказа каждой группе предлагается свой. Вы должны отметить в нем образные средства, использованные писателем. Задания перед вами. Приступайте.

Работа в группах по составлению таблицы «Июльский день, наступление ночи, июльская ночь, утро».





  1. Краски, цвет.

  2. Запахи, звуки.

  3. Тропы.

  4. Ощущения, чувства героя.





Работа с текстом и таблицей.

Краски

Звуки, запахи

Средства художественной выразительности (тропы)

Ощущения, чувства героя

Ваши чувства



Таблица выведена на слайде и распечатана каждой группе













Записывают в тетрадь определения тропов











































Заполняют таблицу, извлекая из текста необходимую информацию

5) Этап реализации построенного проекта.









Обращаемся к разбору картин природы в рассказе. Пока одна группа выступает, другие внимательно слушают, чтобы в заключение сделать совместный вывод по теме урока.

- Обращаемся к разбору картины ясного летнего дня. Какие образные средства преобладают? Почему?

- Но на смену дню приходит ночь Изменился ли тон рассказа?

- Почему?

- Ночь мы видим глазами обеспокоенного, встревоженного человека.

- И вот появляются первые признаки пробуждающегося утра Определить, какой изобразительный прием преобладает у Тургенева в описании пробуждения летнего утра?

- Почему для изображения пробуждающегося утра Тургенев выбрал олицетворения и метафоры?

- А для чего в описание утра введены также изобразительные, зрительные эпитеты?





















Выступление групп:

1группа. Июльский день

1. Выразительное чтение фрагмента заранее подготовленным учеником "Около полудня обыкновенно появляется: до слов то сеется едва заметный дождь".

2. В ходе исследования мы пришли к выводу, что преобладают такие изобразительные средства, как эпитеты (золотисто-серые, с нежными краями облака, прозрачные рукава синевы, легкий цвет небосклона:) в сочетании с метафорами (облака теснятся:, они проникнуты светом и теплотой). Встречаются и сравнения (подобно островам, так же лазурны, как небо..). Автор по преимуществу изображает эпитеты. Цель - отметить наиболее яркие признаки природы в один из летних дней; показать богатство красок озаренной солнцем природы и выразить свои самые сильные впечатления от нее.

2 группа. Наступление ночи

1. Выразительное чтение фрагмента заранее подготовленным учеником "Между тем ночь приближалась и росла:до слов :побледневшее небо стало опять синеть - но то уже была синева ночи"./Дополнительное задание: отбор языковых средств, характеризующих состояние охотника в сумерках./

2. В ходе исследования мы пришли к выводу, что характер и значение изобразительных средств уже иной. Цель, которая стояла перед автором, - показать не только картину наступления ночи, но и нарастание ночной таинственности, чувство нарастающей тревоги при потере дороги. Для фрагмента характерны эмоциональные, выразительные эпитеты, передающие тревожные чувства заблудившегося рассказчика. И.С. Тургенев использует сложный комплекс языковых средств: и эмоционально-выразительные эпитеты (угрюмый мрак, пугливо нырнула, странное чувство, неприятная, неподвижная сырость, было жутко:); и сравнения (ночь росла, как грозовая туча: громадными клубами надвигался мрак); и метафоры (лилась темнота, все было немо и глухо, уныло висело небо:). Автор не столько изображает природу, сколько выражает свои беспокойные чувства, которые она у него вызывает (от сгущения красок, от таинственных звуков)

3 группа.Ночь

1. Выборка предложений о торжестве и величии ночи. Зачитываются фрагменты./от слов "Картина была чудесная:до слов :мрак боролся со светом", "Я поглядел кругом:Странный, резкий :крик раздался вдруг:"

2. В ходе исследования мы пришли к выводу, что автор создает торжественные, спокойные и величавые картины природы, так как герой- повествователь нашел дорогу, увидел крестьянских детей в ночном и успокоился, почувствовал особый приятный аромат русской летней ночи. Ощущение торжественности и величавости ночи усиливается при страшных рассказах мальчиков о водяных, русалках, домовых, леших. Тургеневскую ночь мы слышим (:странный, резкий, болезненный крик: тонкий, острый хохот: слабый шипящий свист:, плеснет большая рыба, тростник слабо зашумит), видим (бесчисленные золотые звезды, тонкий язык свет, тонкое чистое небо: со всем своим таинственным великолепием, луны не было на небе), обоняем (в воздухе уже не так сильно пахло:, особенный томительный и свежий запах - запах русской летней ночи). Автор восхищается величественной красотой русской летней ночи, очаровали его и дети. Таинственным великолепием и торжественностью отличается этот фрагмент. Цель автора - через богатство красок, звуков, запахов, ощущений передать свое восхищение этим временем суток.

4 группа. Пробуждение летнего утра (стр. 205)



- Писатель привлекает в изобилии олицетворения и глагольные метафоры, куда включает также изобразительные, зрительные эпитеты.

Приводят примеры из текста









- Чтобы показать самый процесс пробуждения и оживления природы. Иные средства для данной цели были бы менее выразительны

















6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.





- А теперь сопоставьте эти описания природы, обратив внимание на то, какие ощущения преобладают утром, а какие - ночью?



- Чем вы это объясните?















Прочитав эти замечательные тургеневские описание, хочется взять в руки кисть и нарисовать чудесные картины, некоторые из вас попробовали это сделать, расскажите, почему вы изобразили именно это.





Картины наступающей ночи вызвали у художника чувство беспокойства и тревоги, а картины летнего утра и дня - чувство радости жизни.

Ночь - это неизвестность, загадка, тайна, поэтому все чувства обострены. Предметы теряют реальные очертания и кажутся огромными. Человек насторожен, поэтому он вслушивается, вглядывается.

Утром мы, как правило, расслаблены. Мы ждём от наступающего дня чего-то хорошего, радостного. Кроме того, тьма рассеивается, всё видно, нас ничто не пугает.



Защищают свои рисунки

7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.









Ребята, предлагаю вам тоже побыть творцами и нарисовать картины словом. Попробуйте составить синквейн Природа…..или Пейзаж…



















Составляют синквейн, потом зачитывают свои работы

Природа

Восхитительная, родная

Чарует, удивляет, тревожит

Писателя, его героев и читателей.

Волшебство!



8) Этап включения в систему знаний и повторения.









Слово учителя о мастерстве И.С.Тургенева-пейзажиста.

- Подведем итог. Какую же роль играет пейзаж в рассказе? В чем его значение?







- Какие настроения вызывала природа у мальчиков, сидевших у костра?





- Имеет ли какое-либо значение изображенный писателем пейзаж для построения рассказа?



















































- А почему так много картин природы в произведении?









- В чём мастерство И.С.Тургенева?



Приходят к выводу, что природа показана Тургеневым как сила, активно воздействующая и на автора, и на его героев-мальчиков







(Она «своим таинственным великолепием» предрасположила их к рассказам о непонятном и чудесном и загадочными звуками породила самое чувство страха). Таким образом, природа показана Тургеневым как сила, активно воздействующая на автора и на его героев-мальчиков.

Но она выступает в рассказе и в значении величественного и прекрасного зрелища.успокаивающего запуганное воображение детей и доставляющего им истинно эстетическое удовольствие.

Эстетический восторг, вызванный у мальчиков зрелищем высокого, усеянного золотыми звездами неба, разделяет автор.







- Пейзаж служит зачином и концовкой произведения.





-Мальчики живут в деревне. Их всегда окружает природа. Она является фоном их жизни.









- Его картины всегда верны, мы узнаём в них родную русскую природу, и вместе с тем видим любовь писателя к своей родине



9) Этап рефлексии учебной деятельности.







• Итак, какую задачу мы с вами ставили?

• Удалось решить поставленную задачу?

• Каким способом?

* Как вы оцениваете результат работы класса?

• Как вы оцениваете результаты деятельности своих групп?

Д/з

Написать сочинение «Признание в любви малой родине» подготовить сообщение о Ф. И. Тютчеве





Заполняют листы оценивания.

Отвечают на вопросы, записывают домашнее задание









 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал