7


  • Учителю
  • Урок литературы на тему Художественное своеобразие творчества С.Есенина (1 курс)

Урок литературы на тему Художественное своеобразие творчества С.Есенина (1 курс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Разработка урока по русской литературе



Группа 515, дата 13 октября 2016г., предмет: «Русская литература»

Раздел 4. Особенности развития литературы 1930-х и начала 1940-х годов. Сергей Александрович Есенин.

Тема урока: Художественное своеобразие творчества С.Есенина.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Вид урока: …

Цели урока:Обучающийся получит возможность научиться:

- обобщать и систематизировать знания о художественных особенностях лирики С.А.Есенине;

- определять смысловое значение понятия «художественное своеобразие»;

- анализировать лирическое произведение.



Познавательные УУД:

- развивать умение оформлять свои мысли в устные высказывания, проводить анализ, сравнение и обобщение;

- формировать умение постигать и определять проблему.

Коммуникативные УУД:

- формирование умения сотрудничать с одноклассниками и учителем в решении учебных задач и достижении учебной цели;

- развивать умение четко формулировать и аргументировать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания.

Регулятивные УУД:

- развитие умения постигать и формулировать тему и цели урока;

- самоконтроль и самооценка собственной деятельности на уроке.

Формирование положительных учебных мотивов, стремления свободно выражать свои мысли на уроке. Формирование осознанного выполнения учебных действий, умения выражать свое мнение в развернутых аргументированных устных высказываниях.

Формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.





Оборудование: телевизор, компьютер, доска, презентация к уроку, раздаточный материал, записи на доске, аудиозапись чтения стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…», фрагмент аудиозаписи романса на стихи С.Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…», портрет С.Есенина.

.























Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный этап

1. Проверка готовности.

2. Выбор эффективного способа, приёма концентрации внимания.

3. Наличие общей установки на урок.

Слайд 1 (презентация к уроку)



(на фоне музыки текст стихотворения)

- Как вы думаете, черты какого русского поэта мы видим в данном эпиграфе, отрывке из стихотворения Николая Брауна?



Эпиграф (Слайд 2)

В этом имени - слово «есень»

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нем от русских песен-

Поднебесье, тихие веси,

Сень березы и синь-рассвет,

Что-то есть в нем и от весенней

Грусти, юности, чистоты.

Николай Браун

1. Самоконтроль готовности.

2.Реакция на преподавателя, внимание.

3. Самоопределение:

- знаю, что буду делать;

- понимаю, хочу делать или нет;

- думаю, что могу сделать или нет.





- Русского поэта - Сергея Есенина.

Запись числа в тетради, эпиграфа к уроку:

Тринадцатое октября.

В этом имени - слово «есень»

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нем от русских песен-

Поднебесье, тихие веси,

Сень березы и синь-рассвет,

Что-то есть в нем и от весенней

Грусти, юности, чистоты.

Николай Браун

  1. Мотивация учебной деятельности обучающихся



Создает эмоциональный настрой на восприятие материала.

Слайд 3 (портрет Есенина, вопросы на восприятие его поэзии)

Сергей Есенин и его творчество, знакомо многим.

- Как вы относитесь к его поэзии?

- Какие его произведения вам нравятся больше всего и почему?

























Сам поэт сказал о себе: «Я сердцем никогда не лгу». И действительно, все его произведения очень искренни, в них звенит, радуется, тоскует, мечется, ходит по мукам сама русская душа.



Озвучивает тему и цель урока.

Сегодня нам предстоит встреча с Сергеем Есениным. Слайд 4

Раскрыть особенности творческого метода поэта, своеобразие приемов в его поэзии, богатство лирического содержания стихотворений - такова цель нашего урока по теме «Художественное своеобразие творчества С. Есенина».

Результаты вашей работы будут отражены в технологических картах, по ним же будет оценена работа на уроке.

Запишите тему урока.

Отвечают на вопросы преподавателя.

Высказывают свое мнение.



Высказывают свое мнение.

Предполагаемый ответ:

- Мне нравится любовная лирика Есенина, которая полна драматизма. И в то же время она нежная, яркая и напевная.

- На меня произвел впечатление цикл «Персидские мотивы», стихи которого окрашены в восточный колорит. Поэт создал воображаемую страну, страну мечтаний, поэтому каждое стихотворение воспринимается как что-то необыкновенное.

- А мне нравятся произведения Есенина о Родине, в основе которых - народно-поэтические образы. Примечательно, что в это понятие поэт включает и деревенскую жизнь, и описание природы, и стихи о животных. Это стихи человека, любящего все живое.









Слушают преподавателя, записывают тему урока.





  1. Актуализация знаний









































Организует проверку выполнения домашнего задания.

Каким было ваше домашнее задание? Слайд 5(д/з)





Слайд 6 (вопросы)

Какие страницы жизни поэта произвели на вас наибольшее впечатление?



Слайд 7 (о жизни поэта)

































- Кротость и бунтарство, ранимость и дерзость - эта двойственность натуры выразилась в есенинской лирике.









- Какие основные темы и мотивы лирики Есенина вы выделите? Запишите их в тетрадь, задание №1, работаете в течение 2-х минут.

Назовите основные темы и мотивы поэзии Есенина.

- Верно. Его творчество сочетает в себе множество мотивов, образов, тем, идей.

- Что вы можете сказать о роли С.Есенина в развитии русской поэзии?

































Подводит итог выполнения домашней работы.

- Действительно, судьба поэта сложная и интересная; множество путешествий, смена мест и образа жизни в сочетании с творческим подходом к осмыслению действительности обусловили богатство и разнообразие тем и мотивов лирики Есенина. Его творческий путь охватывает полтора десятилетия. Однако он необычайно насыщен художественными поисками и экспериментами.

Слайд 11 (тема урока)

Отвечают на вопросы.

Предполагаемые ответы:

- Знакомство с жизнью и творчеством поэта, основными темами и мотивами его лирики, стихотворением «Не жалею, не зову, не плачу…».

- Есенин прошел «трудный путь». Войдя в литературу в 1914 году (а из уроков истории мы знаем, что это был сложный и противоречивый период), он вместе со своей страной пережил войны и революции, которые наложили свой отпечаток на его творчество (сначала восторженно принял революцию, но оказалось, что патриархальная Россия ему ближе, и он разочаровался в результатах революции).

- Он - выходец из крестьянской семьи, человек, большую часть жизни прожил в городе, в эмоцио­нально и духовно чуждом ему мире.

- За каждым его поэтическим озарением стояла серьезная литературная работа.

Он хорошо знал русскую класси­ку, изу­чал народное искусство, собрал и записал четыре тысячи частушек, осмыслил основы народной поэти­ческой культуры, считая ее вершиной творчества.

- Но в целом творчество Есенина, как и его частная жизнь, полны противоречий и мучительных исканий. Его личность была сотка­на из противоречий: он всегда стремился к духовному покою, согла­сию с собой и людьми и одновременно был склонен к мятежности, страстности, не знающей границ.

Записывают в тетрадь свои наблюдения.

- Тема Родины и природы, любви, быстротечности человеческого бытия.

Восточные и космические мотивы, мотив странничества.





- Творчество Есенина - одна из ярких страниц истории русской поэзии, наполненная любовью к людям, красоте родной земли, проникнутая добротой, чувством постоянного беспокойства за судьбу народа и всего живого на земле.

- Поэт сумел запечатлеть свое трагическое время, наиболее остро отразив разлад, надежды, отчаяния, противоречия и заблуждения эпохи. Именно в этом состоит историческая заслуга Есенина.

- Есенин во многом предвосхитил художественные открытия мировой литературы XX века: синтез разнообразных жанров в лирике, поэме и драме, тяготение к иносказанию, притче.

- Поэт пришел со своим пониманием поэтического слова, стремился к неоднозначности поэтического образа, при этом тяготел к строй­ности и простоте.

- В своем творчестве он наиболее полно отразил различные лики своей любимой Руси - Русь бесприютную, Русь советскую, Русь уходящую, и самые разные стороны национального характера и русской души. Это и определяет роль Есенина, поэта не только национального, но и мирового значения.

  1. Первичное усвоение новых знаний Постановка цели и задач урока

Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.

Формулирует вопросы.

Об этом мы сегодня и будем говорить. Итак, художественные особенности. Как вы понимаете это словосочетание?

Слайд 12 (вопрос/определение)

Верно.

В чем, как оно проявляется?

(Вопрос/схема, проблемный вопрос, цели урока, задачи)

Правильно.

Озвучивает проблемный вопрос и цели урока.

Так в чем же заключается художественное своеобразие поэзии Есенина? - так звучит основной вопрос нашего урока.



Как нам найти на него ответ?





Вы правильно сформулировали цели нашего урока.

Мы проведем небольшую исследовательскую работу - проанализируем стихотворения Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…», вдумаемся в смысл текста, раскроем особенности творчества поэта; продолжим формировать навыки анализа художественного текста; развивать коммуникативные, исследовательские способности; воспитывать читательскую культуру.

Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:

  1. Проанализировать стихотворение по плану.

  2. Представить результаты анализа в виде устного сообщения с цитированием стихотворных строк.

Отвечают на вопросы.

Предполагаемые ответы:

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ - неповтори­мые черты и свойства того или иного литературного произве­дения, придающие ему индивидуальность и непохожесть на другие произведения.

- Художественное своеобразие часто про­является в индивидуально-авторской трактовке общих тем, мотивов, проблем и т.п.

- В наибольшей же степени художественное своеобразие произведения выяв­ляется в образной форме, в системе индивидуальных средств, приемов.

- Художественное своеобразие про­является в способах создания образа, способах выражения ав­торской позиции, в неповторимых композиционных особен­ностях, в характере изображенного мира, в организации художественной речи.

Слушают преподавателя.

Отвечают на вопрос.

Предполагаемые ответы:

Обратиться к стихотворениям поэта. Проанализировать его лирические произведения, выделить художественные приемы, характерные для его творчества.



Первичная проверка понимания

Формулирует задачи для работы в творческих группах, парах.

- Продолжим работу в творческих группах и парах.

Слайд 13 (цель для групп/схема)

- Цель работы: выделить/отметить характерные черты поэзии Есенина.

- Анализ лирического текста требует владения определенными навыками. Как правило, для этого необходимо усвоить схему анализа.

Создание вами исследовательского текста о стихотворении будет основываться на раскрытии 4х направлений.



Дает задание каждой группе и паре.



- Результаты вашей работы будут отражены в технологических картах в таблице, которую вы заполните поэтапно, задание № 2.



Аналитическая работа с поэтическим текстом, стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…»:

Выразительное чтение стихотворения.

Анализ поэтического текста по предложенному плану.

Аналитическая беседа.



- Работаем в группах в течение 5 минут.

Слайд 14

(текст стихотворения/аудиозапись)

Контролирует выполнение работы.

Презентация результатов работы.

Время. Прежде чем вы представите результаты своих исследований и запишите основные положения в соответствующие рабочие поля карты, послушаем выразительное чтение стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…» в исполнении артиста.



1-я пара

- Как вы поняли смысл этого замечательного стихотворения?













































2-я пара

- Какие картины изобразил поэт и в чем состоит особенность построения стихотворения?







































































3-я пара

Какие образы вы увидели в этом стихотворении?

























































1-я группа

- С помощью каких средств достигаются внутреннее единство и целостность стихотворения?

- Какие изобразительно-выразительные и лексико-морфологические средства использует поэт, их значение?

























































2-я группа

Какова роль в стихотворении интонационно-синтаксических фигур?









































- Сформулируйте и запишите вывод в карту, задание № 3: какое место занимает данное стихотворение в творчестве Есенина?

- На какие размышления навели вас лирические откровения поэта-Есенина?











- Результаты исследований представлены в таблице.

(результаты исследований в таблице)

Слайд 15 (опережающее задание)

Подводит обучающихся к выводу.

- Подведем итоги исследования поэтического текста: какие художественные приемы произвели на вас наибольшее впечатление, запомнились вам?

Сформулируйте и запишите их в карту, задание № 4, работаем в течение 2х минут.

Опережающее задание.

- Поможет дополнить наши выводы обучающийся, который подготовил индивидуальное сообщение: «Художественное своеобразие поэзии С. Есенина». Какие еще черты присущи лирике Есенина?

- Внимательно слушаем и дополняем ваши записи в задании № 4.

Работают в группах, в парах.



Работают с текстом, высказывают свои предположения, приводят примеры, объясняют свой выбор, анализируют художественные средства, высказывают свое мнение, формулируют выводы наблюдений.



Анализируют стихотворение, формулируют выводы наблюдений.











































Презентация результатов работы.

Аналитическая работа с текстом стихотворения.

Слушают выступления, записывают основные положения.

Отвечают на вопросы.

Предполагаемые ответы:





- Это стихотворение имеет философское содержание - размышление о жизни и предчувствие смерти. Ведущая тема - предназначение человека, его зрелый взгляд на прожитую жизнь, ее осмысление. Развивает поэт и традиционные для своего творчества мотивы: прощания с юностью, быстротечного хода времени, мотив осени жизни, увядания и предчувствия конца, мотив пути, странничества. Лирический герой пытается решить для себя проблему приятия или неприятия ухода юности, жизненных сил. И автор выводит свое решение, которое представляет основную идею стихотворения - необходимость смирения перед неизбежностью: «Все мы, все мы в этом мире тленны…» Но это смирение не угнетающее. Это приятие мира во всем его многообразии. И такое восприятие очень характерно для есенинской лирики. Как и исповедальный характер, свойственный философской лирике. Общий настрой произведения - умиротворение, монотонность, неспешность; повествование спокойно и размеренно, способствует размышлениям читателя.

- Содержание стихотворения конкретно и в то же время условно. Мы видим поэтические детали реального земного мира (белых яблонь дым, страна березового ситца, весенней гулкой ранью). И в то же время в нем присутствует символический образ розового коня (символизирует весну, радость, молодую жизнь, не воплотившиеся мечты).

Стихотворение рассказывает о том, что молодость прошла, что каждый в определенный момент подходит к порогу, где надо расстаться с прежней жизнью и по-новому отнестись к себе и миру. Это прощание с богатой на чувства и события бурной молодостью, которую поэт сравнивает с цветением яблонь. Это воспевание всего прекрасного, что было в жизни: трепетного биения сердца, душевной свежести, буйства глаз и половодья чувств, вольного общения с природой - страной березового ситца, ощущения свободы (дух бродяжий).

В основе композиции лежит принцип антитезы прошлого, настоящего и будущего. Эта антитеза присутствует в каждой строфе. Произведение построено на постепенном раскрытии темы и идеи, с кульминационным звучанием в строках - «Жизнь моя? иль ты приснилась мне?» - и развязкой в последней строфе. Два природных образа - белых яблонь дым - и - кленовая листьев медь - образуют в стихотворении кольцо. Кольцевая композиция подчеркнута и в развитии мотивов - смирения (не жалею, не зову, не плачу - будь же ты вовек благословенна), неизбежности конца (все пройдет - все мы в этом мире тленны). Таким образом, мы можем говорить, что такая композиция оправдывается его философской направленностью.

- Стихотворение необычайно экспрессивно, наполнено различными образами. Прежде всего, образ Родины - он неотделим от мировосприятия поэта, а потому мы встречаем традиционные образы берез, кленов. Значителен образ розового коня, который несет символический смысл. Это мечты лирического героя о прекрасном, несбыточном идеале. Образ природы и человека - увяданья золотом охваченный я не буду больше молодым. Человек в восприятии поэта - часть мира природы, потому жизнь человека подвержена тем же мудрым законам природы.

Лирический герой стихотворения - это сам Поэт (не случайно Есенин указывал, что его поэзия автобиографична). Он размышляет о жизни и смерти и в финале примиряется со временем. От безысходности переходит к покою и умиротворению, к примирению с природой и жизнью.

Можем сказать, что стихотворение представляет собой сплетение различных образов: аллегоричных (дух бродяжий), символичных (розовый конь), более конкретных (березы, яблони, сердце). Это помогает передать эмоциональное сочетание трепетного восприятия окружающего мира, философских метаний, обращения к личным чувствам каждого.



- Поэт использует различные средства художественной выразительности.

Стихотворению свойственна метафоричность: (увяданья золото, страна березового ситца, пламень уст, буйство глаз, половодье чувств, листьев медь), которая отражает целостное восприятие мира лирическим героем. Приблизиться к поэтическому восприятию нам помогают и сравнения (сердце, тронутое холодком, как с белых яблонь дым, словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне). Яркие эпитеты органично входят в состав метафор и сравнений (с белых яблонь, веселой гулкой ранью, дух бродяжий, утраченная свежесть, на розовом коне). Богатство эмоций отразилось в употреблении слов разной стилистической окраски: мы встречаем просторечные слова - шляться, рань, буйство - и высокую, книжную лексику - увяданье, тленны, благословенно, а также церковнославянскую форму инфинитива - процвесть. Используются в стихотворении и приемы звукописи: в строках - тленны, тихо льется с кленов листьев медь - ассонанс (звуки - э, и) и аллитерация (звуки - л, м, н) - для передачи монотонности, мягкости, текучести. Стихотворение представляет широкую цветовую гамму: белый дым яблонь, золото увяданья, медь листьев. Предполагает цвет и пламень уст и березовый ситец. Эти цвета очень традиционны для творчества Есенина. Цветовая гамма способствует передаче настроений, придает живописную одухотворенность.



- Для передачи эмоциональности в стихотворении автором используются риторические восклицания, вопросы, частые обращения (ты теперь не так уж станешь биться, сердце; дух бродяжий, жизнь моя).

В строке - не жалею, не зову, не плачу - автор применяет градацию - троекратное повторение отрицания, усиливающее взволнованность речи. Для передачи смысла использована антитеза (весенних яблонь и осеннего золота увядания). Использует прием параллелизма - буйство глаз и половодье чувств - который создает образы природы для лучшего восприятия состояния героя. Напевность, лиричность стихотворения подчеркивается рефренами - повторами (ты все реже, реже; все мы, все мы). Стихотворение очень музыкально, что вообще характерно для лирики Есенина. Эта музыкальность, напевность достигается неспешным, размеренным звучанием пятистопного хорея и довольно точными рифмами.



- В системе философских произведений поэта оно играет значительную роль, так как ярко отражает мировоззрение поэта. Особое значение оно имеет и для всего творчества, потому что в целом в есенинской лирике гораздо больше внимания уделяется теме родины и теме любви. Поэтому каждое философское стихотворение Есенина заслуживает особого внимания.



Записывают свои наблюдения.







Слушают выступление, записывают тезисы выступления по вопросу: особенности поэзии Есенина.

  1. Первичное закрепление

Возврат к теме и целям урока.

- Итак, вернемся к основному вопросу нашего урока: в чем заключается художественное своеобразие поэзии Есенина?

- Какие особенности вы запомнили? Назовите их.

Слайд 16 (проблемный вопрос/художественные особенности)





















- Говоря о музыкальности произведений поэта, нельзя не заметить, что многие стихотворения Есенина стали любимыми романсами.

Послушаем отрывок романса на стихи С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…» в исполнении Вики Цыгановой.

(аудиозапись романса)

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности.

- Молодцы. Подведем итог нашей работы. Цели и задачи, поставленные нами, выполнены? Тема раскрыта?

Отвечают на вопросы, формулируют и записывают выводы.

Предполагаемые ответы:

- глубокий лиризм

- необычайная образность

- зрительность впечатлений

- цветопись

- принцип пейзажной живописи

- народно-песенная основа

- метафоричность

- принцип психологического параллелизма

- афористичность языка

- ассоциативность

- синтаксическая стройность и простота

- автобиографичность

- диалектичность

- музыкальность (песенность)

















Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Выполнены. Раскрыта.

  1. Информация о домашнем задании

Информирует о домашнем задании.

- Запишите домашнее задание:

Выразительное чтение наизусть стихотворений С. Есенина о Родине, с элементами анализа.

Слайд 17 (д/з)

- Мы завершаем наш урок. Сдайте тетради.

Я благодарю вас за работу и хочу отметить вашу активность оценками.

Оценивает работу на уроке.

Слушают преподавателя.

Записывают домашнее задание.













Взаимооценка, самооценка.

  1. Рефлексия

Осуществляет рефлексию.

Слайд 18 (вопросы рефлексии)

- Что нового открыли для себя на уроке?

- Что было интересным?

Слайд 19 (спасибо)

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили.







Список литературы

  1. Аудиокнига: «С. Есенин. Поэзия XX века. Стихи и романсы». Серия «Школьная хрестоматия: литература». Страдиз - Аудиокнига, 2004; РАО «Говорящая книга», 2005.

  2. Владимир Валуцкий. Художественный фильм «Есенин».

  3. Газета «Литература» №3, январь, 1998г.

  4. Генералова Н.С. «Литература. Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию». Учебно-методическое пособие. - М.; Издательство «Экзамен», 2004.

  5. Журналы серии «Литература в школе», 2003 г. № 10, № 15.; 2001 г. № 6.

  6. Егорова Н. В. «Поурочные разработки по русской литературе XX века» 11 класс, I полугодие. - 4 изд., перераб. И доп. - М.; ВАКО, 2005.

  7. «Практическое пособие для учителей предметников по созданию электронных систем тестирования средствами MS Excel». Гамаюнова М.Н., Пучкова В.И. 2006 г.

  8. «Примерное поурочное планирование уроков русского языка и литературы с применением интерактивных средств обучения». Пособие для учителя. С. А. Романова. Москва. «Школьная пресса». 2005.

Приложения:

  1. Аудиозапись «Не жалею, не зову, не плачу…» (романс на стихи С. Есенина) (у автора)

  2. Презентация

  3. Тестирующая система

  4. Видеоролик (у автора)







Приложение 1

Урок литературы на тему Художественное своеобразие творчества С.Есенина (1 курс)Урок литературы на тему Художественное своеобразие творчества С.Есенина (1 курс)

Урок литературы на тему Художественное своеобразие творчества С.Есенина (1 курс)Урок литературы на тему Художественное своеобразие творчества С.Есенина (1 курс)

Урок литературы на тему Художественное своеобразие творчества С.Есенина (1 курс)Урок литературы на тему Художественное своеобразие творчества С.Есенина (1 курс)

Урок литературы на тему Художественное своеобразие творчества С.Есенина (1 курс)Урок литературы на тему Художественное своеобразие творчества С.Есенина (1 курс)

Урок литературы на тему Художественное своеобразие творчества С.Есенина (1 курс)Урок литературы на тему Художественное своеобразие творчества С.Есенина (1 курс)Урок литературы на тему Художественное своеобразие творчества С.Есенина (1 курс)

Урок литературы на тему Художественное своеобразие творчества С.Есенина (1 курс)Урок литературы на тему Художественное своеобразие творчества С.Есенина (1 курс)Урок литературы на тему Художественное своеобразие творчества С.Есенина (1 курс)

Урок литературы на тему Художественное своеобразие творчества С.Есенина (1 курс)Урок литературы на тему Художественное своеобразие творчества С.Есенина (1 курс)Урок литературы на тему Художественное своеобразие творчества С.Есенина (1 курс)Урок литературы на тему Художественное своеобразие творчества С.Есенина (1 курс)

Урок литературы на тему Художественное своеобразие творчества С.Есенина (1 курс)



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал