7


  • Учителю
  • Проектная работа учащегося 'Светлогорский период жизни и творчества Юрия Николаевича Куранова'

Проектная работа учащегося 'Светлогорский период жизни и творчества Юрия Николаевича Куранова'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Вместо предисловия

Тему исследовательской работы мы обозначили как светлогорский период жизни и творчества Юрия Николаевича Куранова, русского писателя XX века и православного человека.

Цель работы: ближе познакомиться с творчеством писателя, 20 лет прожившего в городе Светлогорске, ближайшем к Янтарному приморском город, но мало известного массовому читателю.

Произведения Юрия Николаевича Куранова в городе Калининграде не издавалис, хотя именно здесь был закончен роман «Дело генерала Раевского», вызвавший много прямо противоположных откликов читателей, и здесь же в Светлогорске он завершил работу над книгой лирических миниатюр «Тепло родного очага», которая очень заинтересовала нас, и мы бы хотели попробовать дать на неё отзыв.

Собрать материалы для работы было непросто так как публикаций о Юрии Николаевиче Куранове нам удалось разыскать немного. Мы связались с информационно-туристическим центром города Светлогорска, куда Зоя Алексеевна Куранова передала материалы о Юрии Николаевиче Куранове, уезжая в Подмосковье, с городской библиотекой города Зеленоградска, много лет занимающейся изучением творчества Юрия Николаевича Куранова, но самое главное, что нам удалось связаться с вдовой Юрия Николаевича Куранова Зоей Алексеевной Курановой, у нас завялась переписка , и даже в день рождения Юрия Николаевича Куранова 5 Февраля 2009 года мы с ней встретились в библиотеке города Зеленоградска. Зоя Алексеевна приехала специально, чтобы вместе с почитателями

таланта Юрия Николаевича Куранова отметить день его рождения.

Сбор материала занял много времен, мы его собирали по крупицам. Но работа принесла большое удовлетворение её автору, и «созрело» решение организовать в школе группу единомышленников по пропаганде творчества калининградского писателя Юрия Николаевича Куранова.

Общеизвестно, что всем писателям в Светлогорске легко дышалось и талантливо писалось. По воспоминаниям вдовы Юрия Николаевича Куранова Зои Алексеевны Курановой, он чувствовал себя в Светлогорске счастливым человеком.


Часть I.

Биография Юрия Николаевича Куранова.

Юрий Николаевич Куранов родился в 1931 году в Ленинграде. Так дано было ему судьбой, что через все его детство прошел мир прекрасного. Отец его был заместителем директора Эрмитажа, мать работала в Русском музее. Любовь к живописи Юрий Куранов сохранил на всю свою жизнь. Безмятежное детство было оборвано арестом отца, который вместе с другими музейными работниками пытался препятствовать разграблению музеев большевистскими правителями. Вместе с родителями Юрий Куранов познал тяжесть бытия политических ссыльных, голод и сибирские морозы, гнёт и унижения... И в то же время вокруг были люди высокого интеллектуального уровня, люди высокой культуры, и от них он перенимал эстафету. Окончив школу, он устремился в Москву, к тому времени уже было написано много стихов. Жил у друзей, иногда приходилось ночевать и на вокзалах. Мужественно воспринимал отказы издателей. Неожиданно легко поступил в престижный ВГИК, потом в университет. Но нужны были другие учителя. Уже были написаны лирические миниатюры. Первым, кто поддержал молодой талант, был известный писатель Эммануил Казакевич, затем Вениамин Каверин. И наконец, в 1959 году в самом престижном и уважаемом журнале "Новом мире" вышли лирические рассказы. Эти рассказы тотчас перепечатала газета "Правда", и это было уже признание на государственном уровне. В 1961 году вышла книга рассказов "Лето на Севере", и была она такой яркой, такой первозданной, что по ней Куранова сразу приняли в Союз писателей. Подряд выходят его книги, включившие в себя циклы лирических миниатюр, в Москве увидели свет сборники "Белки на дороге", "Колыбельные руки", "Дни сентября", новеллы его переводятся и издаются за рубежом. Куранов становится известным и признанным мастером лирической миниатюры, продолжателем тургеневской традиции - стихов в прозе, его считает своим любимым учеником Паустовский. Проза Куранов засияла в литературе своим особым светоносным словом. Слова вмещались в упругие фразы, создавая свой радостный мир, свое глубокое ощущение жизни. Вокруг были нищета, бесправие, а здесь, в курановских новеллах, оживало сердце, природа наполнялась сочувствием и гармонией. Он сумел, как и его самый любимый писатель Александр Грин, тяжесть жизни преобразить в непрерывное чудо и каждое мгновение наполнить освежающим дыханием романтики.

Известный литературный критик Валентин Курбатов так характеризует этот этап творчества Куранова в статье "Светлый голос в сумерках" ( "Литературная Россия", 12.06.98 г.): " Куранов не прятался от жизни. Теперь я начинаю думать, что он копил свет для того, чтобы позднее встретить подступающую тьму познания достаточно защищенным и не впасть в ожесточение " при виде всего, что совершается дома", чего боялся когда-то Тургенев, спасаясь за чудом и светом русского языка. Вот и Юрий Николаевич ограждался им же и в нем, и в красоте жизни, и в спасительной силе искусства искал мужества…"

Куранов не остался в столице, он жил поначалу в Костроме, а потом на Псковщине, жил жизнью творца, жил в общении с русской природой. Там создает он свои романы "Заозерные звоны" и "Глубокое на Глубоком". Ещё одним самым любимым местом на земле становится для него Михайловское. С хранителем пушкинского заповедника Семеном Гейченко его связывала долгая дружба. В книге "Мороз и солнце", изданной в Москве в 1981 году, основной становится пушкинская тема. Куранов хочет соразмерить свои слова со словами великого поэта, попытаться в прозе воссоздать то, что было заложено в стихе. Он подхватывает поэтические строки, разворачивает их и восторгается и природой, и звуком. То, что не может сделать слово продолжает кисть. Куранов не только большой знаток живописи, он и сам пытается воспроизвести дорогие сердцу пейзажи. И ещё в одно соревнование он вступает, он хочет доказать, что слово может выразить и цвет, и мелодию. Он создает повесть по мотивам жизни костромского художника Алексея Козлова "Озарение радугой", в которой развивает свои мысли об искусстве. Перед читателем предстает не только жизнь Козлова, а история искусства, вернее, история его постижения.

Творчество Куранова все время в движении, он ищет новые формы, работает над сюрреалистическими новеллами, вновь возвращается к стиху, пишет эссе. Мысли о семье в России разворачиваются в книге "Тепло родного очага". С 1982 года он живет в Светлогорске, в тихом городке у моря, его называют "светлогорский отшельник". Однако, это не совсем так, где бы ни жил Юрий Николаевич, везде он, не страшась, вступается за справедливость, идет на конфликт с власть предержащими. Когда в начале перестройки распался Союз писателей СССР, Куранов становится одним из основателей демократического Союза российских писателей. Казалось бы, наступило его время, но по-прежнему его не издают в Калининграде, по-прежнему дозированы издания в столице. Лишь в журнале "Запад России" появляются его резкие исповедальные рассказы и сюрреалистические миниатюры.

Юрий Николаевич увлечен и российской историей, он большой знаток войны 1812 года, там, в XIX веке, он ищет корни сегодняшних событий. В 1998 году в Москве выходит его роман "Дело генерала Раевского", сразу же ставший бестселлером и вызвавший порой ожесточенные споры. Ибо это роман не только о судьбе Раевского, он о судьбах всех талантливых людей и о том, как в России оттирается и преследуется талант и правит бал серость.

Куранов закончил свои земные дни в 2001 году, прожив последние свои месяцы в страшном напряжении, борясь с тяжелой болезнью и стараясь высказать все свои сокровенные мысли. Его публичные выступления на "Днях славянской письменности" и на вечере памяти писателя Снегова надолго запомнятся калининградцам, став последним духовным завещанием Куранова.

Часть II.

Светлогорский период жизни Ю. Н. Куранова


Осенью 1982 года в живописном курортном городке под Калининградом Светлогорске поселился известный прозаик Юрий Куранов. Для калининградских писателей он не был фигурой малоизвестной. В начале 70-х г. Куранов по поручению СП РСФСР проводил здесь областное совещание молодых писателей. Среди многих рукописей он тогда отметил повесть

молодого литератора Олега Глушкина и рекомендовал обратить на него внимание. Позднее Глушкин был принят в Союз писателей и на длительное время стал руководителем этой организации.

Юрий Куранов переехал в здешние края потому, что во Пскове, где он тогда жил, отношения его не сложились с партийным активом , и обком дал местным писателям добро на выживание, известного смелыми публикациями писателя. На Псковщине известный мастер лирической прозы давно вызывал раздражение у коллег, и поручение обкома было с блеском выполнено. В Калининградской области Куранов соответственно был встречен местным партийным начальством так, что ему пришлось жить в полуизоляции, замкнуто.

В последние 20 лет жизни Куранов ушел в православную лирику.

Эта лирика отмечена стихами короткой формы, она интересна тем, что носит ярко выраженный православный характер.

Проза и стихи Куранова переведены на многие зарубежные языки, но в Калининграде за двадцать лет жизни писателя не издано ни одной книги, при наличии такого издательства, как ''Янтарный сказ''.

Порою современная критика проводит параллель между творчеством Тургенева, Бунина, Пришвина, Паустовского, Солоухина, Куранова.


Из письма Зои Алексеевны Курановой.

« А теперь о книге «Тепло родного очага».То, что напечатано в книге вышедшей в Калининграде уже после смерти Юрия Николаевича Куранова, это только часть настоящей книги, вышедшей в 1987 году в Москве в издательстве «Молодая гвардия». Реакция читателей и критики была очень бурной. Пришла масса писем, где читатели благодарили за актуальность темы, за художественные достоинства книги, но было много и противников, которые упрекали его чуть ли не за домостроевские взгляды на семью, на взаимоотношения между мужчиной и женщиной, между родителями и детьми.

Женился он на мне, провинциальной девушке, без образования, но не испорченной, он это увидел как только мы познакомились, то есть он взял кусок сырой глины, и лепил то, что ему нужно. У меня нет никакого образования, и то, что я имею под конец жизни, - заслуга Юрия Николаевича.

Он был очень образованным, умным человеком, обладал прекрасной памятью, читал и знал просто фантастически много. И прожив с ним рядом 42 года, я очень многому научилась, поняла и как бы получила образование».

Зоя Алексеевна - тот нередкий на Руси тип русской женщины, которая отдала себя всю талантливому мужу, растворилась в нем, оставаясь при этом самобытной личностью. Зоя Алексеевна бережно хранит книги своего мужа, семейные фотографии, рукописи.


Отрывок из поэмы Юрия Куранова «Зое».


Мы с тобою - две робкие птицы.

Две затепленных Богом свечи.

Мы склонили усталые лица

И на таинстве Божьем молчим.

Мы как две избяные лампады

Под святою иконой, замрем

Под христовым напутственным взглядом

Перед вечным Его алтарем.


Из письма Зои Алексеевны Курановой.

«Потом у него был счет к женщинам еще по примеру своей матери. Она была очень красивой женщиной, у нее было 4 мужа и 5 детей. Юра, после того как родители расстались, остался с отцом, ему было тогда 4 года. В 6 лет ссылка в Сибирь с родственниками отца. И мать даже не пыталась его разыскивать. Он сам ее нашел через 17 лет. И вот это все отложилось в его отношении к женщинам вообще. Но, конечно же, не только это, мы все свидетели того, что происходит сейчас с семьей, с нравами, с институтом брака, с разгулом похоти, безнравственности, с количеством брошенных беспризорных детей. И он написал об этом.

Написана книга «Тепло родного очага» была в Светлогорске. Первый рассказ ее ''Ласточкин взгляд'' считается классическим русским рассказом, очень светлым, как впрочем большая часть творчества Юрия Николаевича Его постоянно печатали во многих альманахах и сборниках советских писателей как у нас, так и за границей.

Приведу цитату Юрия Николаевича из романа ''Дело генерала Раевского''. « … неистребима в человеке порода, если она возрастала в деятельности, в накоплении разума, порядочности, сдержанности, всего, что не колеблет и не разрушает человеческую натуру изнутри. Может быть, в этом и смысл возрастания и крепости боярских, дворянских родов и поколений, которые веками выпестовываются в обществе, чтобы их из рода в род умелостях, сноровках, спайке возводились державы. Не случайно так и называется ''держава'', она держится на самых крепких, на самых достойных родах и семьях народа. Род, семья - на них веками держались государства, царства , империи».

На вопрос как Юрию Николаевичу жилось и работалось в Светлогорске ? отвечаю. Светлогорск он полюбил с первого появления в нем. Поскольку он любил очень творчество Александра Грина, то этот город напомнил ему города, созданные фантазией Грина. Он очень любил гулять по городу у моря, восхищался тихими тогда улочками, очень живописными, безлюдными. Ему в это время очень хорошо думалось. Гулять любил в сумерках, когда мало народу на улицах, очень любил осень - это его любимое время года: дожди, вид из окна своего кабинета.

Сейчас он смотрит на город с доски, и я думаю, зрелище многоэтажного города его не радует.

Здесь в Светлогорске написана книга '' Тепло родного очага'', здесь же написан роман ''Дело генерала Раевского'' ,здесь написано много религиозных стихов, цикл '' Размышления после крещения''. Юрий Николаевич был глубоко верующим человеком. Но ни одной книжки его за 20 лет в Калининграде не вышло. Печатался только в журнале ''Запад России''. Начальство ''Янтарного сказа'' решило ''не пущать'' не очень удобного для них писателя. И только после ухода Юрия Николаевича Леонид Петрович Горбенко дал деньги на книгу ''Тепло родного очага''.

Работал Юрий Николаевич так: задуманное он долго вынашивал (крупные произведения) в голове и не садился за стол, пока не было все готово. Очень важно для него было написать первое предложение. И если оно приходило в голову, он радовался, как ребенок, а потом работа шла быстро. Никогда не работал ночью.

Во время работы, да и не только, всегда звучала разная классическая музыка. Вот почему все критики всегда отмечали музыкальность его прозы. А в период с 1973 по 1975 год он почти ничего не писал, а только рисовал. После этого собралось более 100 акварелей, тоже тонких и поэтичных. Так что все в его произведениях как бы слилось и получилось содружество слова музыки и живописи, Особенно это ощущается в повести «Озарение радугой''. Когда писал, много ходил по комнате, периодически подходя к столу. Часто вскакивал из-за обеденного стола, уходил, что-то записывал и снова возвращался. Никогда не делал культа из своей работы. Я могла зайти в его комнату, что-то спросить или сказать. Он отвечал и никогда никаких упреков или нареканий. Все, что он писал, печатала на машинке я. Причем, иногда я говорила ему, что, на мой взгляд, тут немного не точно, он смотрел, иногда действительно поправлял, а иногда говорил, что надо оставить так.

Жили мы всегда бедно. Книжки выходили, но гонорары были небольшие. В жизни Юрий Николаевич был неприхотлив. Единственное, что любил, хорошую одежду. И умудрялся в то время покупать что-то хорошее в Москве, не очень дорогое. В еде был абсолютно непривередлив. Всегда говорил , что очень вкусно. Не любил большие города. При всякой возможности мы уезжали в деревню.

Когда жили в Пскове, он часто уезжал в Михайловское и жил там, много гулял. И помню, говорил, что, когда он гуляет по Михайловскому, Тригорскому, Петровскому, то всегда ощущает, что будто с ним рядом кто-то идет.

Потом у нас появилось очень хорошее место в 250 километрах от Пскова, где жили с ранней весны до зимы. Здесь он начал рисовать свои акварели. Здесь родились отдельные новеллы из ''Тепла родного очага'', роман'' Заозерные звоны'', роман рассказов, очерков ''Глубокое на Глубоком''. Этот период для Юрия Николаевича был чем-то похож на Болдинскую осень Пушкина».


Часть III.

«Мне нравится мой небогатый дом».

Мне нравится мой небогатый дом,

Его заботы грусти и лишенья,

Мне любы и нужда, и поношенья,

Которыми обставлен он кругом.

И крыша, протекающая в дождь,

Полуживые старенькие стены,

Чердак без теремка и без антенны,

А за стеной осенних клёнов дрожь.

О, бедности спасительный недуг

От жадности, от спеси, от гордыни

Да сень берёз, осенних бдений друг,-

Здесь мой приют, часовня и пустыня.

Ю.Н.Куранов.


Это стихотворение Юрия Куранова, я думаю, можно считать ключом к пониманию идеи книги лирических миниатюр ''Тепло родного очага''.

В ней отразился взгляд православного человека на жизнь, мир, семью.

Юрий Куранов пришел к вере через болезнь, когда, взмолившись, просил избавления от пристрастия к алкоголю. И с этого момента, начала 70-х годов, началась для него совсем другая жизнь.

Молился он до последнего своего часа, и даже будучи смертельно больным, говорит Зоя Алексеевна, рядом клал молитвенник.

Таинство крещения принял в 1974 году, и в том же году семья Курановых обвенчалась.

Светлогорский период жизни Юрия Алексеевича Куранова замечателен тем, что в это время им было написано много стихов духовного содержания, одно из них мы предложили в качестве эпиграфа к этой части работы.

Юрий Куранов внутренне был целомудренным человеком, стоял за крепкую семью, сам был образцом семьянина. У него одна дочь, но пятеро внуков. Последний внук Федор родился через год после смерти Юрия Алексеевича Куранова.

Конечно, писателю в жизни очень повезло в том, что рядом с ним была замечательная женщина, жена и друг, хранительница домашнего очага Зоя Алексеевна, его Муза, помощница, первый читатель и критик.

В книге ''Тепло родного очага'' отразились взгляды Юрия Куранова на семью, те идеалы, которыми он жил, поэтому в любом доме становится теплее от слова Куранова, если в нем появилась книга ''Тепло родного очага''. В самом своем последнем выступлении, вспоминает Зоя Алексеевна, он говорил о том, что главными ценностями России являются русское слово, русская культура, ее духовность.

Все рассказы, вошедшие в эту книгу, интересны, поучительны, вызывают читателя к серьезным размышлениям. В рассказе ''Ода генералу Раевскому'', который является отрывком из романа «Дело генерала Раевского», Куранов показывает генерала как человека ''с сильным характером'', ,,бесстрашного офицера, дальновидного стратега и удивительного отца, воспитавшего замечательных детей. В сражении за Смоленск кампании 1812 года генерал от кавалерии Николай Николаевич Раевский в момент решительной атаки взял с собой во главе колонны Смоленского полка шестнадцатилетнего Александра и одиннадцатилетнего Николая. Николая он вел за руку, а Александр нес знамя перед войсками. Сыновья Раевского пройдут все сражения рядом с отцом от Смоленска до Парижа. Его дочь Мария, ставшая женой генерала Волконского, который будет осужден как государственный преступник, последует за мужем в тридцатилетнюю ссылку на далекий сибирский рудник. Это тем более поразительно, что Мария вышла замуж за генерала Волконского не столько по любви, сколько из уважения к отцу и повиновения ему.

Волконский был на 17 лет старше Марии, но он был другом ее знаменитого отца. Тем возвышеннее подвиг этой замечательной женщины-христианки, призванной быть рядом с мужем в горе и радости.

Куранов убедительно показывает, в чем назначение женщины-жены: разделить судьбу своего мужа. В подтверждение этой мысли приведу цитату из другого рассказа ''Брак и любовь'': «…два человека (мужчина и женщина) становятся поистине единым существом, и каждая боль или радость одного, тысячекратно усиленные, отдаются во втором и понуждают его, забыв все нас свете: обиды, огорчения, невзгоды, болезни, опасности, - полностью принести себя другому в дар и украшение и утешение».

Это взгляд Юрия Алексеевича Куранова, православного человека и русского писателя на семью, семейные отношения, которому он следовал сам и передал читателям.


Список литературы.


  1. Куранов Юрий. Перевала. Новеллы, рассказы, повести. М., Современник, 1973.

  2. Куранов Юрий. Сердце ключей. Короткие рассказы. Эссе. Миниатюры. М., Советский писатель, 1977.

  3. Куранов Юрий. Озарение радугой. М., Детская литература, 1984.

  4. Куранов Юрий. Избранное. Рассказы и повести. М., Советский писатель, 1984.

  5. Куранов Юрий. Мороз и солнце. Лирические миниатюры и повести. М., Детская литература, 1984

  6. Куранов Юрий. Роман - газета № 14, 1987. Тепло родного очага.

  7. Дуновение дюн. Альманах. Выпуск первый. Калининград, 2004.

  8. Дуновение дюн. Альманах. Выпуск второй. Калининград, 2005

  9. Горбачёва Наталья. Переживая горечь расставанья. Калининградская правда, 9 февраля 2005 год.

8



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал