7


  • Учителю
  • исследовательская работа по литературе ученицы 7 класс

исследовательская работа по литературе ученицы 7 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Районные литературно-краеведческие чтения                                                       «Хранить прошлое, открывать будущее…»  Исследовательская работа:«Боец, поэт, военный корреспондент К.Симонов»Неизвестные факты биографии  Хуснутдинова Клара Илшат
предварительный просмотр материала

Районные литературно-краеведческие чтения «Хранить прошлое, открывать будущее…»

Исследовательская работа:

«Боец, поэт, военный корреспондент К.Симонов»

Неизвестные факты биографии

Хуснутдинова Клара Илшатовна

МОБУ СОШ с. Камышлытамак Бакалинского района РБ, 7 класс

Научный руководитель Хуснутдинова Гуля Турсунбековна





2015

СОДЕРЖАНИЕ

I. ВВЕДЕНИЕ стр.

1 .Значение темы войны в русской литературе. 3

  1. Цели и задачи реферата. 3

  2. Использованные в исследовании методики. 3

  3. Обзор литературоведческих работ по истории вопроса. 3

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Симонов - военный корреспондент 4

  2. Симонов и Пудовкин. Сценарий фильма «На старой смоленской дороге» 4 3. Симонов. О стихотворении «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины» 6

4. 9 декабря 1941-го года - впервые на радио прозвучало стихотворение «Жди меня» 9

5. Симонов и его отношение к Сталину. 10

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты исследования 11


IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 12

1. Значение темы войны в русской литературе

В истории России было множество различных войн, и всегда они неизбежно приносили беды, разруху, страдания, человеческие трагедии, независимо от того, были они объявлены или начаты подло исподтишка. Две непременные составляющие любой войны - это трагедия и слава.

Тема войны - неиссякаемый трагический источник сюжетов для произведений. Пока существуют честолюбивые и негуманные люди, не желающие остановить кровопролитие, земля будет раздираться снарядами, принимать все новые невинные жертвы, орошаться слезами. Цель всех писателей и поэтов, сделавших своей темой войну - заставить одуматься будущие поколения, показав во всей неприглядности и мерзости это бесчеловечное явление жизни.

2. Цели исследования.

В своем исследовании я выделила следующие цели:

- заинтересовать личностью писателя;

- удивить фактами его биографии.

3. Использованные в исследовании методики.

Для достижения поставленных целей мной использованы следующие методики:

  • отбор библиографии,

  • изучение биографии поэта,

  • анализ художественных текстов,

4. Обзор литературоведческих работ по истории вопроса.

В своей работе я опираюсь на воспоминания самого автора. Наиболее значимыми для меня при выполнении исследования стали работы , содержание которой определил сам автор - «о жизни военного корреспондента и о людях войны, увиденных его глазами», цикл стихотворений «С тобой и без тебя» и документальные фильмы о К. Симонове, интернет-ресурсы.



Введение

С каждым днём мы отдаляемся от даты Великой Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне1941-1945 годов, но это не даёт нам право забыть о тех, кто подарил всем нам сегодняшнюю светлую жизнь. Я считаю, что тема Великой Отечественной войны актуальна и сегодня своими уроками истории. Мы, учащиеся, имеем возможность узнать об этом событии через литературу, через творчество поэтов и писателей. Вся литература в годы Великой Отечественной войны, по меткому выражению А.Толстого, была «голосом героической души народа». Лозунг «Все силы - на разгром врага» писатели относили и к себе. Помимо чисто литературной деятельности они сражались и с оружием в руках. Более 1000 человек из писательской организации ушло на фронт. 500 из них были награждены орденами и медалями, 18 стали героями Советского Союза, 275 мастеров слова не вернулись с поля боя. Среди этих защитников страны был и талантливый русский поэт, лауреат многих государственных премий и наград Константин Симонов.

Основная часть

Изучив биографию Константина Симонова, прочитав его замечательные поэтические творения, я пришла к выводу, что Великая Отечественная война стала несгораемой героической страницей в его творческой биографии.

Всё утро 22 июня 1941 года Константин Симонов писал стихи. До двух часов дня он не знал, что началась война. Он не подходил к телефону и не включал радио, а потому не слышал и не мог слышать выступление Молотова, которое передавали в 12 часов 15 минут.

23 июня Симонов командирован в армейскую газету. Вечером того дня он в наркомате обороны - получал документы и обмундирование. В дневнике Симонов пишет: «Шинель была хорошо пригнана, ремни скрипели, и мне казалось, что таким я всегда и буду. Не знаю, как другие, а я в эти первые два дня настоящей войны был наивен, как мальчишка». Известному поэту, драматургу и журналисту Константину Симонову в 1941 году 25 лет.

Симонов ведёт дневник все годы войны - это нечастое явление. Дневники на фронте, особенно в первую половину войны, запрещены. Симонов знает об этом. Дневник хранит в сейфе главного редактора газеты «Красная звезда», своего друга Давида Ортенберга.

В 1943 году секретарь московского парткома партии Щербаков закажет Симонову сценарий фильма о Москве 41-го года. Симонов хотел, чтобы фильм ставил режиссёр Пудовкин. Он дал Пудовкину почитать свой дневник 41-го года. Пудовкин сказал, что специальный сюжет не нужен, он будет делать фильм на основе симоновских дневников. Они вместе написали сценарий и назвали его «На старой смоленской дороге».

24 июня Симонов уезжает из Москвы в Минск. В Москве вечером абсолютно темно. На вокзале где-то горят синие огни. Симонов пишет: «Первые признаки неразберихи и беспорядка - чёрный вокзал, толпы людей. Непонятно, когда, куда и какой идёт поезд. Какие-то решётки, через которые не пускают. Вагоны в поезде на Минск почему-то дачные».

Симонов пишет: «В вагоне ехали, главным образом, командиры, возвращавшиеся из отпусков. Казалось, что половина Западного округа была в отпуску. Я не понимал, как это случилось. Впрочем, не понимаю этого и до сих пор».

26 июня Симонов слез с поезда в городе Борисове. Дальше, к Минску, поезда уже не идут. Симонов пишет: «Три часа метались по городу в поисках какой-нибудь власти. После долгих поисков мы с артиллерийским капитаном поймали пятитонку и поехали по Минскому шоссе искать хоть какое-нибудь начальство. Над городом крутились самолёты, была отчаянная жара и пыль. Возле госпиталя я увидел первых мёртвых. Они лежали на носилках и без носилок. Поехали обратно в город. Немецкие самолёты гонялись за машинами. Я плюхнулся прямо в пыль в придорожную канаву. В городе была уже паника. По городу шли и бежали неизвестно куда какие-то люди. За городом по пыльной дороге на восток шли машины, двигались пешком люди. Теперь все направлялись только в одну сторону - на восток».

28 июня Минск оставлен войсками Западного фронта. Симонов - корреспондент «Известий» командирован в армейскую газету 3-его Западного фронта. Но эта 3-я, так же, как и 4-я, и 10- я Армии уже окружены юго-западнее фронта.

Симонов уже неделю в поисках штаба Западного фронта. Перемещается на попутных машинах. Воронки от бомб в стороне от дорог за телеграфными столбами. Беженцы пробирались там стороной. Немцы, приспособившись к этому, бомбили как раз там, по сторонам дороги.

Симонов пишет: «Шли старики, которых я никогда не видел: с пейсами и бородами, в картузах ещё с прошлой войны. Шли усталые, рано постаревшие еврейские женщины. И дети, дети, дети… Детишки без конца». Штаб западного фронта в тот момент под Могилёвым, в лесу, в палатках. Здесь Симонов увидел маршалов Ворошилова и Шапошникова. Ворошилов лично допрашивал сбитого немецкого лётчика. Симонов пишет: «Это был первый немец, которого я видел на войне. Этот первый немец был событие».

Симонов работает в газете в Могилёве. Он часто сам развозит газеты в те части, которые сможет найти. По дороге по одному, по два попадаются грязные оборванные люди, совершенно потерявшие военный вид окруженцы.

На просёлочной дороге Симонова останавливает невесть откуда взявшийся милиционер. Он спрашивает, что ему делать с этими бредущими одиночками: отправлять куда-нибудь или собирать вокруг себя. Симонов говорит, чтоб он их собирал, пока не появится какой-нибудь командир. Милиционер остаётся на дороге, рядом, на обочине, сидят двое, вырвавшиеся из окружения.

В тот же вечер в политотделе штаба фронта Симонов прочёл речь Сталина, записанную на слух радистами. Это было сталинское обращение к народу 3 июля, начинавшееся знаменитыми словами: «Товарищи, граждане, братья и сёстры, бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои».

В дневнике Симонов комментирует выступление Сталина: «Первое. Эта речь давала понять, что немцами захвачена огромная территория и что опасность крайняя. В сводках Совинформбюро об этом не говорилось». «Теперь,- пишет Симонов,- стало легче, оттого что это было сказано вслух.

Второе. Мы поняли, что наши надежды, что где-то готовится могучий удар, что немцев погонят не сегодня, так завтра - мы поняли, что это плоды фантазии. И надо забыть, что мы слишком долго готовились к совсем другому - победоносному началу войны».

Симонов пишет в дневнике 41-го года: «Слова «друзья мои» в сталинской речи, помню, тогда тронули до слёз».

Через 20 лет в комментариях к дневнику 41-го года Симонов продолжает тему «Сталин и начало войны». Все прошедшие годы ему не даёт покоя вопрос: почему Сталин не желал верить в то, что война начнётся летом 41-го года. «Я допускаю, - пишет Симонов, - что Сталин считал, что с ним, с исторической фигурой такого масштаба, Гитлер не посмеет решиться на то, на что он решился раньше с другими». Симонов продолжает: «В случае со Сталиным сказалось влияние разлагающей личность неограниченной власти. Он мнил себя способным планировать историю».

Именно этот симоновский комментарий - главная причина запрета на публикацию его дневников 41-го года под названием «Сто суток войны». Они должны были увидеть свет в журнале « Новый мир» в 1966 году. «Сто суток войны» напечатаны не будут.

Симонов в это время обладатель одного из самых громких имён в советской литературе. Его стихи знают не только по книгам, всю войну они публикуются в газетах. Это невероятная известность. В 1966-ом по поводу своей книги «Сто суток войны», которую считал лучшей, Симонов рискнул обратиться в высочайшую партийную инстанцию. Он не получил не только поддержки, но и вообще какого-либо ответа.

К Симонову в Могилёв приезжает бригада из «Известий». В её составе поэт Сурков и фотокорреспондент Трошкин. Симонов в это время уже отчётливо формулирует свои впечатления первых двух недель войны: «У меня было такое чувство, что уже ничего тяжелее в жизни я не увижу. Мне и сегодня кажется, что так оно и есть».

Одна из поездок известинской бригады в Смоленск: «По дороге, усталые и пыльные, заехали в какую - то деревеньку, зашли в избу. На широкой лавке сидит старик, одетый во всё белое: белую рубаху, белые порты, с седой бородой. Старуха усадила нас на лавку рядом со стариком и стала поить молоком. Зашла соседка. Старуха у неё спросила:

- А Дунька всё голосит?

- Голосит, - сказала соседка.

- У неё парня убили, - объяснила старуха. Вдруг открылась дверь, и мы услышали, как в соседнем дворе пронзительно кричит женщина. Старуха сказала:

- Все у нас на войне. Все сыны на войне. И внуки на войне. А немцы сюда скоро придут? А?

Мы сказали, что не знаем. Хотя чувствовали, что скоро. А старик всё сидел и молчал. И мне казалось, пишет Симонов, что если бы он мог, он умер бы, вот сейчас, глядя на нас, людей в красноармейской форме, и не дожидаясь, пока в его избу придут немцы. А что они придут сюда, глядя на его лицо, мне казалось, что он уверен. Он качал своей столетней головой, как будто твердил:

- Да, да. Придут, придут».

Симонов в дневнике пишет: «Я потом написал об этом стихотворение и посвятил его Алёше Суркову:

Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,

По мертвому плачущий девичий крик,

Седая старуха в салопчике плисовом,

Весь в белом, как на смерть одетый, старик.

На дорогах женщины поили нас молоком, крестили и, как-то сразу перестав стесняться, что мы военные и партийные, говорили нам: «Спаси вас, господи. Пусть вам Бог поможет». И долго смотрели нам вслед. Это дневник. А это стихи:

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,

Как шли бесконечные, злые дожди,

Как кринки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди...»

Симонов пишет: «У ополченцев под Могилёвым одна винтовка на троих. Топор, вилы и лопата также считаются оружием». Начальник главного политического управления Советской Армии Епишев 19 ноября 1966 года напишет по поводу книги Симонова «Сто суток войны»: «Новая книга Симонова является глубоко ошибочной, недостойной советского писателя. Она может нанести серьёзный вред патриотическому воспитанию нашей молодёжи, искажённо показывая подвиг нашего народа во имя защиты завоеваний Октября».

Симонов перед смертью завещал развеять свой прах на том поле под Могилёвым, где в июле 41-го насмерть стоял полковник Кутепов.

И Кутепов, и Гаврюшин, и Хоршев, которых Симонов хорошо знал, погибнут в окружении. Немцы пойдут на Смоленск и возьмут его в самом конце июля. Симонов в это время будет несколько дней в Москве. Он переходит из «Известий» в «Красную звезду». В эту короткую паузу ему предложено написать несколько стихотворений для газеты. Симонов пишет «Жди меня». В дневнике Симонов отмечает: «Первым читателем «Жди меня» был Лёва Кассиль. Он сказал мне, что стихотворение, вообщем, хорошее, хотя немного похоже на заклинание». Но такое заклинание совершенно оправданно для воюющего мужчины в страшном 41-ом году.

Симонов после короткого пребывания в Москве, где пишет своё знаменитое стихотворение «Жди меня», выезжает под Ельню, где идут ожесточённые бои. Снова на фронт.

В 1960-е годы Симонов предложил собрать и опубликовать воспоминания москвичей, которые были свидетелями событий в Москве и вокруг Москвы жесточайшей осенью 41-го года. На самом высоком уровне Симонову это делать запретили. Симонов пишет: «16 октября 1941-го года по радио в утренней сводке Совинформбюро сообщается: «За истёкшие сутки положение на Западном фронте ухудшилось». После этого радио замолкает.

В Москве началась паника. Элита, штабисты, актёры, учёные бежали из Москвы. Она продолжалась три дня. 16 октября Сталин из Москвы не уехал. Факт пребывания Сталина в Москве - единственный случай, когда культ личности играет позитивную роль, потому что информация о том, что Сталин не покинул столицу, обнадёживала в том смысле, что люди, гибнущие за Москву, не чувствовали себя окончательно брошенными растерянной властью. Эффект Сталина - это лишь капля в море стойкости, воли и жертвенности, проявленных рядовыми людьми при защите Москвы. Победа под Москвой будет стоить нам 926 тысяч 244 человек безвозвратных потерь. Это почти миллион».

Симонов возвращается в Москву с Северного фронта в день начала контрнаступления - 5 декабря. Он пишет: «Пробыв в Москве всего час, я уже почувствовал, что её, действительно, никогда не отдадут».

9 декабря Симонов должен был прочитать по радио несколько военных стихотворений. В их числе ещё не напечатанное «Жди меня». Он безбожно опаздывал на радио. Когда прибежал, диктор читал уже третье из четырёх отобранных для передачи стихотворений. Оставалось только «Жди меня». Симонов пишет: «Я жестами показывал диктору, что буду читать сам. Потянул у него лист со стихотворением. Ему оставалось только объявить, что «Жди меня» будет читать автор. Сам не помню, как я тогда прочёл его:

Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет - повезло!

Не понять не ждавшим, им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой -
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Зимой 41-го он хотел, чтобы она слышала, что он жив. Чтобы слышала его живой голос.

Симонов Серовой:

Я здесь ни с кем тоской делиться не хочу,
Свое ты редко здесь услышишь имя.
Но если я молчу - я о тебе молчу,
И воздух населен весь лицами твоими.

Симонов Серовой:

Кем стала ты? Моей или чужой?
Отсюда сердцем мне не дотянуться...
Прости, что я зову тебя женой
По праву тех, кто может не вернуться.

За годы войны Симонов был в командировках и на Северном фронте, и на Южном. Он был в Сталинграде. Он видел встречу с союзниками на Эльбе и штурм Берлина. Он присутствовал в Карлсхорсте при подписании капитуляции. У него не было поводов испытывать стыд за себя на войне. Война была коротким временем совпадений его личной веры с общей верой и с государственной идеологией. После войны было 34 года совсем другой жизни. В день своего 50 - летия Симонов скажет: «Не всё в моей жизни я делал хорошо, я это понимаю. Не всегда был на высоте, на высоте гражданственности, на высоте человеческой. Бывали в жизни вещи, о которых я вспоминаю с неудовольствием. Когда я не проявлял ни достаточной воли, ни достаточного мужества. Я это помню».

В своей последней работе, которая написана за полгода до смерти и называется «Глазами человека моего поколения», Симонов скажет о времени довоенных и послевоенных репрессий: «Это время, которое, если быть честным, нельзя простить не только Сталину, но и никому. В том числе, самому себе».

В 1966-ом году Симонов пишет индивидуальное письмо против реабилитации Сталина, а в 73-ем подписывает коллективное письмо против Солженицына. Но в 74-ом, когда летит из Испании, в руках своей переводчицы увидит «Архипелаг ГУЛАГ» и скажет: «Вам не дадут провезти. Давайте мне». Провёз. В Москве вернул.

Симонов против издания «Доктора Живаго» Пастернака, но пробивает публикацию булгаковского «Мастера и Маргариты».

И все годы думает и пишет о Сталине и его времени. Это огромный симоновский труд по преодолению собственных заблуждений. Но главное, Симонов помогает и решает житейские проблемы бывшим фронтовикам: больницы, квартиры, протезы, очки, неполученные награды…

К счастью, его никогда не называли крупным советским поэтом. Он был просто Симонов. Это большая литературная удача.

Свой лучший цикл литературной лирики «С тобой и без тебя», начатый в 41-ом, Симонов заканчивает в 54-ом году.

Упрёки поздно на ветер бросать.

Не бойся разговоров до рассвета.

Я просто разлюбил тебя. И это

Мне не даёт стихов тебе писать.

Заключение

Первое моё знакомство с творчеством Константина Симонова произошло благодаря стихотворению «Жди меня». Мне захотелось больше узнать о поэте.

В руки мне попала книга «Сто суток войны». У ней есть подзаголовок «Неизвестные факты». В ней Симонов рассказывает, какой увидел войну.

Систематизировав результаты наблюдений, я пришла к следующим выводам по теме исследования: отважный русский писатель - боец К.Симонов своим творчеством внёс большой вклад в Победу. И не только творчеством - с оружием в руках завоевывал нам наше светлое будущее. Долг каждого современного молодого человека- знать заслуги героев перед народом, равняться на них, великих сынов нашей Отчизны.

Я считаю, что по книге Симонова «Сто суток войны» нужно изучать историю Великой Отечественной. Ведь она написана очевидцем и непосредственным участником тех трагических героических лет.

Особенно актуально это сегодня, когда предпринимаются попытки исказить историю войны, а то и переписать её заново, стереть из памяти молодого поколения великий подвиг нашего народа.

Литература

 

Смоленск: Русич, 1999. - 576 с.

 

М.: Художественная литература, 1982. - 558 с.

 

М.: Советский писатель, 1990 г., - 720 стр.

. С тобой и без тебя. Стихотворения

, 2009 г. - 282

Документальный фильм из цикла «Исторические хроники». Константин Симонов. Автор М. Жукова. 2005

Константин Симонов. Стихи о любви, о войне.

12



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал