7


  • Учителю
  • Приложение к презентации по литературе Образ странника в сборнике С.А. Есенина Радуница

Приложение к презентации по литературе Образ странника в сборнике С.А. Есенина Радуница

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Образ странника в сборнике С.А. Есенина «Радуница».

(научно-практическая конференция)

У С.А. Есенина можно найти большое количество стихотворений, в которых затрагивается тема странничества на Руси. Я прочитала сборник стихов «Радуница», меня очень заинтересовала эта тема, и я решила обратиться к нескольким стихотворениям из сборника и попробовать сопоставить лирический образ странника с личностью поэта, почему эти стихи вызывают такой интерес у исследователей языка, просто читателей, интересующихся поэзией С.А.Есенина.(1 слайд)

Цели и задачи:

Проследить влияние православных традиций на поэзию Сергея Есенина.

Понять истоки необычайной притягательности его поэтического слова.

Выявить одну из основных черт русского национального характера (2 слайд

Методы работы:

составление картотеки цитат из стихотворений поэта

поиск по словарям религиозной терминологии (3 слайд)

Интерес к библейским темам в творчестве С. А. Есенина был заложен еще в детстве поэта.

Крестьяне всегда были очень набожными, отмечали все христианские праздники и соблюдали посты. Бабки и дед поэта не были исключением. Именно дома у бабушки Натальи Евтеевны и деда Фёдора Андреевича, на воспитание которым поэт был отдан в возрасте трёх лет, в 1898 году, будущий поэт впервые столкнулся с народным фольклором, библейскими преданиями. (4 слайд)

Бабка поэта была очень набожна, в её доме всегда собирались слепцы и странники. Вместе с бабушкой Есенин совершал паломничества в близлежащие монастыри .В пути он знакомился с легендами, сказаниями, частушками, сказками. . (5 слайд)

Сам поэт вспоминал в 1924 году: «Первые мои воспоминания относятся к тому времени, когда мне было три-четыре года. Помню: лес, большая канавистая дорога. Бабушка идет в Радовицкий монастырь, который от нас верстах в 40. Я, ухватившись за ее палку, еле волочу от усталости ноги, а бабушка все приговаривает: "Иди, ягодка, Бог счастье даст".(6 слайд)

Дед Ф. А. обучал Серёжу грамоте, рассказывал ему притчи из Святого Писания. По настоянию деда будущий поэт ходил по воскресеньям в церковь. («По воскресеньям меня всегда посылали к обедне», из автобиографии, 14 мая 1922 года).(7 слайд)

(8 слайд)Когда Есенин пошёл в Константиновское земское четырёхклассное училище в родном селе Константиново, то утренняя молитва стала обязательной - занятия начинались с «Отче наш».

Юный Есенин также часто размышлял о Боге - в одном из писем другу-земляку Г.А. Панфилову он признаётся: «...В настоящее время я читаю Евангелие и нахожу очень много для меня нового... Христос для меня совершенство… Люди, посмотрите на себя, не из вас ли вышли Христы и не можете ли вы быть Христами? Разве я при воле не могу быть Христом, разве ты тоже не пойдешь на крест, насколько я тебя знаю, умирать за благо ближнего?.. люби и жалей людей - и страдальцев, и праведников...».

(9 слайд)Ранняя лирика Есенина («Радуница», «Голубень», «Преображение») полна образами таких праведников, странников, которых любит и одновременно жалеет С.А.Есенин.

  • В шапке облачного скола,

  • В лапоточках, словно тень,

  • Ходит милостник Микола

  • Мимо сёл и деревень.

  • На плечах его котомка,

  • Стягловица в две тесьмы,

  • Он идёт, поёт негромко

  • Иорданские псалмы.

  • Злые скорби, злое горе

  • Даль холодная впила;

  • Загораются, как зори,

  • В синем небе купола.

  • Наклонивши лик свой кроткий,

  • Дремлет ряд плакучих ив,

  • И, как шёлковые чётки,

  • Веток бисерный извив.

  • Ходит ласковый угодник,

  • Пот елейный льёт с лица:

  • «Ой ты, лес мой, хороводник,

  • Прибаюкай пришлеца».

Сравнительный анализ стихотворений «Микола» и «Я странник убогий».

(11 слайд)Детские воспоминания о странниках нашли свое отражение в стихотворениях Микола и «Я странник убогий». В стихотворении «Микола» мы можем видеть образ странника-юродивого. У него нет своего постоянного дома, он живет подаянием и нигде не задерживается подолгу. Он принадлежит миру некоей антикультуры, противостоящей и привычной обустроенному быту большинства людей, и быту тех, кто официально посвятил себя богу, уйдя служить в монастыри и церкви. Но одновременно он опирается на нравственные ценности христианства. По ее дорогам «в шапке облачного скола, в лапоточках, словно тень», ходит милостник Микола. Он идет по селеньям и пустырям, мимо сел и деревень, он «гуторит» с богом, он идет туда, где зовут его люди, попавшие в беду:

Высоко стоит злотравье,

Спорынья кадит туман:

«Помолюсь схожу за здравье

Православных христиан».

Юродивые на Руси - божьи люди, они святы, им верят, обидеть юродивого - большой грех. Микола - не бездельник - он божий человек, получивший задание от Господа - «помолиться за опустевший, вытерзанный народ».. Микола - и христианин, и старик - лесовик, который разговаривает с птицами и зверями на их зверином языке.

В каждом таком страннике призывает поэт увидеть бога, но в то же время Николай Чудотворец у Есенина просто Микола. К этому образу обращается и Николай Рерих в своей картине «Святой Никола»

(12 слайд)

Вся природа находится в единении со странником - ветки плакучих ив, сопровождающие Миколу, сравниваются с шелковыми чётками, береста, которой утирается калик - с мягким рушником.

(13слайд)

И хотя Микола обременён тяжёлой котомкой, он поёт и не думает о земном. И хотя он встречал злые скорби и горе, они позади - впереди божественный рассвет. Рощи также отмечены божественным знаменем - они «заневестилась», они чистые, одеты в белые платья. В стихотворении вообще можно отметить преобладание белого, эпитеты «белый» применяются и к пене, которой умывается Микола, и к туче-бороде. Также обилие белого возвещает нам о грядущей зиме, которая наступает в 4-ой части стихотворения. Однако зима не страшна Миколе - (в отличии от лесных жителей-тварей, которых он предупреждает о наступающих холодах грядущей) она несёт лишь спокойствие и красоту. Зима также возвещает о грядущей весне, она связана с ожиданием посева, с молодой рожью.

Образ Миколы можно отождествить с одной из картин Нестерова «Старец»(1923) - поздняя осень, старец с белой бородой, в лаптях.

(14 слайд)

Как известно, в народном крестьянском календаре Николин день празднуют дважды: Никола вешний и Никола студеный. В зимний Николин день рассыпали по снегу рожь, чтобы спасти ее от бесснежной зимы. Отмечают 6 (19) декабря. Николай Чудотворец (Угодник Божий, Миколай Милостивый, Никола) на Руси почитался наравне с Иисусом Христом и Богородицей, превыше всех других святых.

В северных губерниях Европейской России существовал обычай закалывать в честь Николая Угодника бычка-«микольца», которого специально три года откармливали всей деревней. Мясо бычка частично передавалось в церковь «для св. Николы», частично съедалось во время коллективного пиршества, устраивавшегося в этот день мужчинами

Пирогами встречали день Николы и зиму потчевали.

(15 слайд)

Поговорки и приметы

Коли зима до Николина дня след заметёт, дороге не стоять. Коли на Михайлов день зима закуёт, то на Николу раскуёт. Перед Николой иней - овсы хороши будут. Иней на Николу (также: о святках, на Крещенье) - к урожаю. Если иней будет раньше Миколы зимнего, то надо сеять раньше ячмень, если после Миколы - позже . Какой день в Миколу Зимнего, такой и в Миколу Летнего .Никола весенний (летний) - 22 мая</<font face="Belwe Cn BT, serif">.

(16 слайд)

Тема странника продолжается в стихотворении «Я странник убогий..» Он очень похож на «Миколу». Если в первом стихотворении время года - зима, то во втором наконец-таки наступает долгожданная весна, снег тает и слышатся «ухлюпы трясин». Если реплики Миколы относятся к конкретным людям, животным, то восклицания молодого странника риторические - «послухайте, люди!». Почему же странник молодой? Об этом ясно говорят деепричастия и глаголы, описывающие действия лирического героя, «покоюся», «ложуся», «пою» спать в траве на дороге мирным сном, петь о Боге может лишь молодой человек, живущий в единении с природой, влюблённый в неё. Если Микола разговаривал с Богом, вел беседы с рощами, то юный странник предпочитает более тесные, телесные контакты - у него «на сердце лампадка/а в сердце Иисус». (17 слайд)

А что если предположить, что убогий странник - это обновлённый Микола, который с весной помолодел, окунувшись в котёл с горячим молоком? Тогда всё встаёт на свои места - и Микола, и странник - одно целое, один человек.

(18 слайд)

Следует подчеркнуть ту особенность, которая отличала религиозность Есенина В традиционном христианстве бог «над нами», у Есенина он находится «впереди»: Царствие Божие должно осуществиться не на небесах, но в реальной земной жизни, в будущем.

Его калики, что «проходят деревнями», поют стих о «сладчайшем Иисусе», они живут в гармонии со всем миром божьим, но не каждому дано понять их:

Вынимали калики поспешливо

Для коров сбереженные крохи.

И кричали пастушки насмешливо:

«Девки, в пляску! Идут скоморохи!».

Богомолки - старухи и девушки, - идут на канон туда, где на вратах надпись: «Успокою грядущих ко мне». Они идут помолиться, посмотреть, счастливы ли люди на земле, и сам лирический герой, двойник поэта, выходит в путь «смиренным иноком иль белобрысым босяком»:

Глядя за кольца лычных прясел,

Я говорю с самим собой:

Счастлив, кто жизнь свою украсил



Бродяжной палкой и сумой.

Этот путь начинается с рождением, он равен жизни. Бродяжья Русь идет к «другим берегам», она ищет окно в божий терем, к престолу кроткого Спаса. Это религиозное устремление - уход от горя, поиск счастья, слуги божьи ищут «звонкий мрамор белых лестниц», который «протянулся в райский сад».

Хотелось бы обратить внимание еще на 2 стихотворения этого цикла.

«Не ветры осыпают пущи…» и «Шёл господь пытать людей в любови»

(19 слайд)В первом стихотворении происходит перенесение Иисуса на землю его матерью, Богородицей, его очеловеченье: «…Она несёт для мира снова распять воскресшего Христа»; «А под пеньком голодный Спас». Эпитеты «распять», «голодный», ясно говорят нам о том, что Иисус снова вернулся на Землю, он снова человек, он снова может страдать, испытывать голод и боль. Есенин, возвращая своего Иисуса на Землю и очеловечивая его, приближает его к народу - «помазуемый богом стучит берестяной клюкой», «выходил он нищим на кулижку».

(20 слайд)Он одевает его в одежды странника, нищего, для того, чтобы испытать людей, о чём ясно говорит первая строчка второго стихотворения.

В первом стихотворении присутствуют местоимения первого лица, Есенин помещает себя и Христа в один мир, одну ситуацию. Во втором же стихотворении присутствует только старик и Господь. Но предметы - клюка, пейзаж - пеньки, лес(«в елях» и «в дуброве») в обоих стихотворениях аналогичны. Старик и Господь меняются местами - если в первом стихотворении Господь сам под пеньком, то во втором - дед сидит на пеньке. Есенин, местоимение «я» в первом стихотворении меняется местами с Иисусом. А если предположить, что все они находятся в других ролях, все меняют друг с другом местами. Таким образом, Есенин оказывается Иисусом-странником.

Поэт представляет себя в роли нового Иисуса Христа:

Я... иду...

С головой, как керосиновая лампа, на плечах.

Ваших душ безлиственную осень

Мне нравится в потемках освещать.

Мне нравится, когда каменья брани

Летят в меня, как град рыгающей грозы,

Я только крепче жму тогда руками

Моих волос качнувшийся пузырь

Вывод.

В стихах «Радуницы» складывается особый есенинский «антропоморфизм»: животные, растения, явления природы очеловечиваются поэтом, образуя вместе с людьми, связанными корнями и всем своим естеством с природой, гармоничный, целостный, прекрасный мир. Образ Есенина различен - это и образ странника, и герой, будто вплетенный в канву природы, воспринявший христианские идеи, и поэт-пророк, одетый в божественные одежды..

1.Важной чертой национального характера, которую отобразил Есенин, является религиозность русского народа. Религиозность русского народа проявляется в неудовлетворенности всем относительным и поиске абсолютного добра, устремленности к бесконечному.

2.Ведущее место Есенин отводит искусству: «Будущее искусство расцветет... как некий вселенский вертоград, Возрождение искусства - главная веха на пути к совершенному обществу.

3.В искренности лирики Есенина тайна колоссальной популярности поэта, Есенин стоял перед своим народом с предельно обнаженным сердцем. Не было той золотинки счастья или той капли печали, которыми он не поделился бы со своим читателем. Русский человек предстает перед другими народами с широко распахнутой душой, открытый и откровенный.

5.Самозабвенная любовь к России помогла стать Есенину великим национальным поэтом и paскрыть русскую душу . По творчеству Есенина можно судить об основных качествах русского народа.















 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал