7


  • Учителю
  • Сценарий литературного праздника к юбилею Н. В. Гоголя.

Сценарий литературного праздника к юбилею Н. В. Гоголя.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Литературный праздник «В гостях у Н.В. Гоголя».

Цель:

Расширить кругозор учащихся с жизненным и творческим путём Н.В.Гоголя.

Задачи:

- услышать новые сведения о личности Н.В.Гоголя;

- выразительно прочесть отрывки из произведений;

- развивать эстетический вкус учащихся;

- продолжить формировать навык работы в группах;

- активизировать умственную и творческую деятельность.

Оформление:

компьютерная презентация, песни, художественные панно с видами природы.



Слово учителя.

Россия… Многострадальная наша Родина… Современные школьники, будущее нашей страны! У Н.В. Гоголя замечательный юбилей! Для нас всех важно то, что Н.В.Гоголь изобразил в литературе те стороны жизни, которые до него считались уделом «низких» жанров в искусстве. Продолжая дело, начатое А.С.Пушкиным, он обогатил литературный язык, максимально приблизив его к разговорному. Он наметил черты, характерные для великой русской литературы.

1 ведущий:

С ранних лет маленький Гоголь «прижимался» к людям, искал их сочувствия, участия, чтобы изгнать из сердца страшную пустыню. Так и его герои понимают, что в борьбе со злом необходимо единение всего доброго и светлого. Он бичевал социальное зло, видел в нем источник несовершенства и дал этому источнику название - «пошлость». В европейских языках этого названия не существует, впервые в обиход его ввёл Н.В.Гоголь.

2 ведущий:

Никто ещё не раскрыл загадки Н.В. Гоголя. Он как бы зовёт, а когда подходишь к нему, то отводит глаза. Он смеётся над глупым, смешным и страшным, но его смех полон печали, так как Добро и Зло часто соседствуют в душе одного человека. Писатель учит нас распознавать зло, а для этого нужно быть самому душевно чистым и чутким. Через постижение красоты человек поднимается к добру.

1 ведущий:

Имя Николая Васильевича Гоголя стало известно в русской литературе сразу после выхода в свет сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Гоголь погружает нас в атмосферу украинского села, чтобы мы ясно представили себе беленые украинские хаты-мазанки, чтобы очаровать нас песенной украинской речью, познакомить с бытом и обычаями украинского народа». «Они изумили меня! - писал о «Вечерах…» А.С. Пушкин. - Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!»

2 ведущий:

«… Нельзя иначе устремить общество… к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости…» - писал Н.В.Гоголь. Писатель хотел преобразовать общество путем морального возрождения каждой личности. Все лучшие свойства национального характера он находит в народной среде. Он придумывал все самое смешное, он писал: «О, смех великое дело! Ничего больше не боится человек так, как смеха… Боясь смеха, человек удерживается от того, от чего бы не удержала его никакая сила».

1 ведущий:

Детство и юность Н.В.Гоголя прошли в Украине, здесь зародилась в нем любовь к украинскому фольклору. В этом мире таинственные силы природы и мифологии любовно служат человеку. Даже черти здесь не страшны и не лишены нравственности. Гоголевская фантастика вызывала очистительный смех, откровенный, смелый, невиданный демократизм. Н.В. Гоголь сказочно преподносит нам поэзию народной жизни в повести «Ночь перед рождеством».

Кукольное театрализованное представление показывают учащиеся школы №2.

2 ведущий:

Волшебная ночь не оставила равнодушными ни художников, ни поэтов. Взгляните на полотна А.И. Куинджи, который посвятил свои картины теплым украинским ночам, полным звезд и сияния таинственного серебряного месяца. (Демонстрируются репродукции картин «Украинская ночь, «Вечер на Украине», «Лунная ночь на Днепре», «Ночное» и т.д.) Строчки его произведений, словно песни, подслушанные им на вечорках. Гоголь писал: «Моя радость, жизнь моя! Песни! Как я вас люблю …»

Звучит музыка «Нич яка мисячна…»

1ведущий:

Какое же настроение создают эти картины? Лирическое, таинственное, задушевное. Какая-то умиротворенность проливается в душу, обнимает ее теплом и сладкой тишиной. Кажется, будто слышишь трещание кузнечиков, мягкий шепот листьев, аромат цветущих трав и деревьев тихую нежную мелодию… Украинская ночь вдохновила на чудесные строки А.С. Пушкина:

Тиха украинская ночь.

Прозрачно небо. Звезды блещут.

Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух. Чуть трепещут

Сребристых тополей листы.

Луна спокойно с высоты

Над Белой Церковью сияет

И пышных гетманов сады,

И старый замок озаряет.


Давайте попробуем услышать звуки, увидеть цвета, почувствовать запахи… в повести «Майская ночь…», отрывок из повести читает ученик 5А класса лицея № 8 Должников Иван.


2 ведущий:

Сегодня мы перелистаем страницы еще одной повести Н.В.Гоголя «Сорочинская ярмарка». В ней переплетается поэтическое, фантастическое, реальное и карнавальное повествование. Давайте вместе с писателем полюбуемся природой в повести «Сорочинская ярмарка». Ведь в ее начале звучит настоящий гимн красоте. Мы посетим Украину, увидим чудные пейзажи,. Атмосфера чуда создается при помощи художественного слова Гоголя.


Отрывок из повести «Сорочинская ярмарка» (описание природы) читает ученица 7 А класса Белова Елизавета


1 ведущий:

Реальная жизнь, к сожалению, устроена не только по законам добра и красоты. Гоголь-художник вглядывается в окружающий мир, и его беспокоит бездуховность,внутренняя разобщенность людей и страшное одиночество человека.. В стиле «Вечеров…» написаны повести «Вий» и «Тарас Бульба». Характерной особенностью повести «Тарас Бульба» является то, что героическое в ней сплетается с трагическим и комическим.


2 ведущий:

В «Петербургских повестях» тема раздробленности общества и одиночества человека приобретает тоже трагическое звучание. Обманчивость внешнего блеска столичной жизни, ее мнимое великолепие, эпиграфом ко всему петербургскому циклу можно поставить слова: «О, не верьте этому Невскому проспекту… Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!»

1 ведущий:

Подмена подлинных ценностей приводит к разрушению личности человека. Колежский асессор Ковалев в повести «Нос» постоянно задирает нос перед окружающими и становится жертвой «чиномании». «Нос» отделяется от Ковалева и покидает своего хозяина. Поиски своего «носа», погоня за ним и чудесное его возвращение являются основой фантастического сюжета повести. Фантастика Гоголя имеет глубокий смысл: в мире вместо человека начинают действовать его фикции.

Отрывок из повести «Нос» читает ученик 7 класса гимназии № 2 Нишонов Владислав

1 ведущий:

С детства Н.В.Гоголь любил театр, сам рисовал декорации, выступал в роли режиссера-постановщика и комедийного актера, особенно хорошо ему удавались роли стариков. Н.В.Гоголь ценил театр как такой вид искусства, который имеет особенно большое воспитательное значение. «Театр - великая школа, глубоко его назначение…», - писал Гоголь. Он требовал от исполнителей ролей доносить идею, содержание пьесы, он понимал, что это такая кафедра, с которой «можно много сказать миру добра». Желание создать комедию с «солью» и «злостью» нашло свое творческое разрешение в комедии «Ревизор».


Учащиеся 8-9 классов школы № 7 инсценируют действие 4, явление 12-15 из комедии «Ревизор».


2 ведущий: Очищающая сила смеха в комедии «Ревизор» возбуждала в зрителях негодование против «уклонения общества от прямой дороги». В этом состоит и смысл эпиграфа к комедии: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» Каждый зритель должен был увидеть себя в зеркале гоголевского смеха и ощутить в себе «ревизора», т.е. голос собственной совести.

Мы снова приглашаем вас в театральную мастерскую, давайте посмотрим, как учащиеся 8 класса гимназии №1 инсценируют действие 4, явление 12-13 из комедии «Ревизор».


1 ведущий:

Н.В.Гоголь вспоминал: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».


Еще раз мы смотрим инсценирование действия 4, явления 12,13,14 из комедии «Ревизор», только в исполнении учащихся школы № 6.


2 ведущий:


Потом была поэма «Мертвые души», которая показало картину морального упадка помещичьего класса в России. А у Н.В.Гоголя были годы скитаний и размышлений… Была попытка написать второй том «Мертвых душ»… Но великий писатель почувствовал безжизненность и фальшь написанного, поэтому уничтожил свое произведение.


Отрывок из поэмы «Мертвые души» читает ученица 10а класса Боровских Екатерина.


1 ведущий.

Гоголь повторял, что в храм искусства нельзя входить неопрятно одетым. Оттого и создания Н.В.Гоголя - строения совершенной архитектуры. Оттого и поются его строки, выпиваются из души, идут к душе и приходят. Поклонимся за это Н.В.Гоголю и примем его уроки с благодарностью. Сам писатель как-то сказал: «Знаю, имя мое после меня будет счастливее меня…» и оказался прав. Верим в Россию, в нашу Родину, как в нее верил Николай Васильевич Гоголь.


Стихотворение Н.А.Некрасова «На смерть Гоголя» читает ученица 11А класса Шикир Анастасия.

Слово учителя.

Н.В.Гоголь - писатель-реалист, который запечатлел нравственный облик современного общества в образах так емко, что они приобрели нарицательное значение, пережив породившую их эпоху. Писатель очень стремился воплотить прекрасное в современную ему жизнь. В письме к матери он написал: «Нужно сильно потрясти детские чувства, и тогда они надолго сохраняют все прекрасное».


Ученик. «Завещание».

«Благодарю вас много, друзья мои. Вами украсилась много жизнь моя. Считаю долгом сказать вам теперь напутственное слово: не смущайтесь никакими событиями, какие ни случаются вокруг вас. Делайте каждый свое дело, моляся в тишине. Общество тогда только поправится, когда всякий частный человек займется собою и будет жить как христианин… Все придет тогда в порядок, сами собой установятся тогда правильные отношения между людьми, определятся пределы законные всему. И человечество двинется вперед».



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал