7


  • Учителю
  • Конспект урока «К простоте возвращаться – зачем?»

Конспект урока «К простоте возвращаться – зачем?»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Толстикова Н.А., учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №7, г. Черногорск, Республика Хакасия.



Конспект урока «К простоте возвращаться - зачем?»

( « Сложности» поэтического мира З.Н.Гиппиус», 11 класс.)



Методология:

Тип урока-урок изучения нового материала ( по В.В.Гузееву).

Форма учебного занятия- практикум ( два урока)

Задачи:

1.Образовательные: совершенствовать навыки филологического анализа поэтического текста.; формировать навыки сопоставления образов поэтического текста и образов произведений живописи художников-авангардистов.

2. Развивающие: развивать креативные способности и аналитические навыки; работать над развитием учебно-познавательных, коммуникативных компетенций обучающихся.

3. Воспитательные: приобщать обучающихся к духовной культуре, вечным общечеловеческим ценностям на основе прочтения и осмысления поэтических произведений З.Н.Гиппиус.

Оформление учебного занятия: учащиеся работают в группах ( четыре группы).

На доске портреты З.Н.Гиппиус, на экране - текст стихотворения « Сложности».

На столах обучающихся разложены тексты стихотворений: « Все кругом», «Комиссар»,

« Знайте!». « Улицы. Фонарь. И я», « Домой».

Технология: личностно- ориентированное обучение( арт-технология).

В структурировании урока основополагающими являются следующие принципы:

- принцип преемственности и актуализации имеющихся у обучающихся знаний о поэтическом тексте;

- принцип интеграции: живопись( репродукции картин А.М.Родченко « Побеждающее Красное», В.В.Кандинский « Композиция №7», Л.С.Попова « Пространственно-силовое построение»,А.А.Осмеркин « Натюрморт с черепом ».

Данному уроку предшествует урок « Портрет поэта», на котором учащиеся знакомятся с биографией З.Н.Гиппиус, мировоззрением поэтессы, обзорно знакомятся с творчеством.

Ход урока. 1. Интрига.

Учитель. Посмотрите, пожалуйста, на портреты З.Н.Гиппиус. Утонченная и обворожительная, эпатажная и экстравагантная, …но, к сожалению, не понятая современниками, не разгаданная нами, потомками. Почему?

Учащиеся говорят, что поэзия З.Н.Гиппиус сложна, порой, непонятна, ее нужно « расшифровывать».

Учитель ( или подготовленный ученик) читает стихотворение « Сложности»:

К простоте возвращаться- зачем?

Зачем -я знаю, положим.

Но дано возвращаться не всем.

Такие , как я, не можем.

Сквозь колючий кустарник иду,

Он цепок. Мне не пробиться…

Но пускай упаду,

До второй простоты не дойду,

Назад -нельзя возвратиться

- Давайте попытаемся понять поэтический мир , в котором жила Муза поэтессы, который Зинаида Николаевна трепетно оберегала от глаз случайных, попытаемся понять

« сложности» этого мира, и тогда, может быть, нам удастся открыть для себя великую поэтессу Серебряного века.

2.Опора на прошлый опыт ( воспоминание).

Учитель. Пусть отправной точкой для нас будет пространство и время, в которое жила поэтесса. Назовите, пожалуйста, поэтов, которые отразили в своих произведениях свое время.

Учащиеся называют А.С.Грибоедова( « Горе от ума»), А.С.Пушкина (« ЕвгенийОнегин»),

М.Ю.Лермонтова (« Дума»), А.А. Блок ( Двенадцать»)…Далее обучающиеся делают вывод о том, что время- главный сквозной образ в литературе.

3.Формирование образа.

Учитель. А сейчас обратимся ко времени и пространству, в котором жила поэтесса.

Давайте прослушаем стихотворение «Все кругом», написанное в 1904 году, когда Зинаиде Николаевне было 35 лет. Обратите внимание на то, что это пример авангардной поэзии

(читает подготовленный ученик., текст произведения у каждого учащегося) , попытаемся выразить свои чувства , а также « нарисовать» образ времени.

Следует эмпирическое чтение, «вчитывание». Прием: учащиеся работают с поэтическим пространством стихотворения, фиксируя чувства, ассоциации, мысли, пытаются создать образ времени. Возможно заполнение таблицы: в первой графе- чувства,ассоциации, мысли, а во второй - цитаты.

« Все кругом»

Страшное, грубое, липкое, грязное,

Жестко тупое, всегда безобразное,

Медленно-рвущее, мелко-нечестное,

Скользкое, стыдное, низкое, тесное,

Явно-довольное, тайно-блудливое,

Плоско-смешное и тошно-трусливое,

Вязко, болотно и тинно застойное,

Жизни и смерти равно недостойное,

Рабское, хамское, гнойное.черное,

Изредка серое, в сером упорное,

Вечно лежачее, дьявольски косное,

Глупое, сохлое, сонное, злостное,

Трупно-холодное, жалко-ничножное,

Непереносное, ложное,ложное!

Но жалоб не надо; что радость в плаче?

Мы знаем, мы знаем: все будет иначе.

1904 год.

Учащиеся отмечают,что произведение вызывает чувство отчаяния.,боли, хочется глотнуть свежего воздуха. Автор воссоздает буржуазно- мещанскую среду; лирический герой-автор страдает, не принимает всего происходящего: время «страшное», « ложное», « хамское», « трупно-холодное», « тайно-блудливое», «грязное».

Оно давит , душит героя. Экспрессия стихотворения настолько сильна, что в воображении рисуются сюрреалистические образы времени- монстра.

Так задыхаться от своего времени будет в последние годы жизни А.А.Блок, но надежда

( как всегда у большого поэта) есть , и последние строки оптимистичны: «… Мы знаем, мы знаем: все будет иначе.», поэтому стоит жить.

4. Анализ.

Аналитическое прочтение стихотворения. Исследование через синтез.

Учитель предлагает дифференцированное задание:

1. Найти поэтические « сложности» поэзии З.Н.Гиппиус: смысловое ядро стихотворения, образ лирического героя, автора, тропы, стилистические фигуры, композицию, жанр.

2.Учащимся, которые любят рисовать, учитель предлагает при помощи цвета показать состояние лирического героя, автора ( прием синестезии).

При ответе учитель предлагает использовать попс-формулу ( прием, помогающий развить монологическую речь: позиция, обоснование, пример, суждение).

На данном этапе мыслительная деятельность является одновременно исследовательской, научной, художественной.

Учащиеся отмечают, что произведение необычно: напоминает поизведения Д.Хармса (ОБРИУТ-ы) ,экспрессивные эпитеты помогают автору выразить тему текста, последние строки выводят на проблематику; стихотворение состоит из прилагательных и наречий,это поток чувств, монолог автора, который слит с лирическим героем; в стихотворении нет привычной композиции, она размыта; по своему жанру напоминает сонет. Две последние строчки- вывод.

Выступают учащиеся -художники.

Учитель.З.Н.Гиппиус истово верила в революцию 1917 года. даже занялась политической деятельностью, но с началом красного террора разочаровалась в происходящем.

Учащимся предлагается аналитическое прочтение стихотворений: 1 группа- «Комиссар», 2 группа-« Улица. Фонарь. И я.», 3 группа- « Домой», « Как он».

Учитель предлагает выразить свои чувства, ассоциации, найти поэтические «сложности»:

« Комиссар».

Комиссар! Комиссар!

Отрастил ты брюхо.

Оттого-то наш народ

Душит голодуха.

Комиссар! Комиссар!

Эй. Не зарывайся.

Не спасет тебя ЧЕ-Ка,

Сколько ни старайся.

Комиссар! Комиссар!

Нам с тобой не внове.

Мы теперь -не дураки,

Попил нашей крови.

Комиссар! Комиссар!

Трусишь, милый? Вольно!

Наших баб нацеловал,

А теперь-довольно.

Комиссар! Комиссар!

Пуля- много чести.

На веревке повиси,

На своей невесте! ( 1919г)

Учащиеся. 1 группа.Учащиеся обращают внимание на экспрессивный повтор, метафору: («веревка-невеста» ); антитезу ( в контексте): «пуля-честь»; жанр стихотворения- частушка, так любимый народом жанр, поэтому стиль речи- разговорный: «отрастил ты брюхо, душит голодуха. попил нашей крови, не зарывайся.» В тексте много восклицательных предложений- это голос народа, его , несмотря ни на что, не заглушить. В нем и смелость , и дерзость, и вызов власти. С народом сливается лирический герой и сам автор.

Учитель. Если брать стихотворения З.Н.Гиппиус этого периода, то в них сформулировано поэтическое кредо поэта: « сердце, как игла».Стихотворения пронизывает внутренняя сила , устремленность к идеалу, безуспешные поиски истины.Особенно пронзительно этот мотив звучит в стихотворении «Улица. Фонарь .И я.».

Читает ученик.

Улица. Фонарь .И я.

Под фонарем круг.

В круге ,со мною, друг

А друг-это я сам.

Светит фонарь.

Часы бегут.

Простор. Уют.

Я. Круг. И фонарь.

1926год.

Учащиеся.2 группа. Кажется, что отчаяние от происходящего вокруг достигло апогея, даже голод можно пережить, если есть вера ( учащиеся вспоминают стихотворения: «Рай», « Знайте!»,- написанные в 1918 году), но у лирического героя-автора сил-то и нет, он задыхается. В этом стихотворении нет ни одного эпитета, только существительные

( констатация фактов), местоимения ( сам герой) и один глагол: « часы бегут», время неподвластно власти, оно идет. Жизненный круг замкнулся: в нем только герой да свет фонаря как высший свет. Конечно, это стихотворение было навеяно стихотворением большого друга З.Н.Гиппиус.

Учитель. В этом же 1926 году поэтесса эмигрирует в Париж.

На происходящее вокруг откликались не только поэты, очень активно отражали происходящее художники, особенно авангардисты. Давайте убедимся в этом.

На экране репродукции художников: А.М.Родченко « Побеждающее Красное», В.В.Кандинский « Композиция №7», Л.С.Попова « Пространственно-силовое построение»,А.А.Осмеркин « Натюрморт с черепом ».

Учащимся предлагается всмотреться в репродукции , выразить свои чувства, подумать над тем, как при помощи цвета и образов художник рассказал о времени и себе в этом времени.

Учитель предлагает учащимся еще одно задание: найти репродукцию, которая бы отразила идейный смысл вашего стихотворения, а стихотворения «Все кругом» предлагается 3 группе. Каждая группа должна защитить свое решение.

Учащиеся. Стихотворение « Все кругом» идейно близко репродукции В.В.Кандинского « Композиция №7», а также репродукции Л.С.Поповой « Пространственно-силовое построение»; стихотворение « Комиссар» созвучно репродукции А.М.Родченко

« Побеждающее Красное» ( красное доминирует, но половину этого красного круга покрыла тень), стихотворение « Улица. Фонарь. И я» по проблематике созвучно с репродукцией А.А.Осмеркина « Натюрморт с черепом ».

Учитель. К сожалению, и в эмиграции, несмотря на большую общественную работу: З.Н.Гиппиус руководила интеллектуально-литературным обществом « Зеленая лампа», …но все-таки поэтесса не нашла своего идеала, той истины, к которой стремилась. В этом трагедия Серебряного века.

Одно из последних произведений поэтессы звучит как приговор( читает учитель или ученик):

« Домой».

Мне о земле

болтали сказки:

« Есть человек. Есть любовь».

А здесь -

Лишь злость. Личины. Маски.

Ложь и грязь. Ложь и кровь.

Когда предлагали мне родиться-

Не говорили, что мир такой.

Как же

Я мог

Согласиться ?

Ну , а теперь- домой!

Домой! (1938г)

Учащиеся 3 группы.

В этом стихотворении мы обратили внимание на еще одну сложность поэтессы: лирический герой- мужчина, навеное, потому, что стихи «неженственны», в них так много боли, страданий, часто они напоминают плачи, приговоры. Сложность поэзии еще ив том, что произведения философские по содержанию Повтор « домой» иносказателен: дом там, где ты любим, у Творца. Там гармония, истина бытия. Здесь же чаша боли и страданий испита до дна.

У З.Н.Гиппиус стихотворения многожанровые: есть произведения- молитвы( « Как он»), в них программа жизни, тот идеал, к которому стремилась поэтесса:

Преодолеть без утешенья,

Все пережить и все принять.

И в сердце даже на забвенье

Надежды тайной не питать,-

Но быть, как этот купол синий,

Как он , высокий и простой,

Склоняться любящей пустыней

Над нераскаянной землей. 1938 г.

5. Действие.

Учитель.Такому талантливому поэту, конечно, было чему научить молодых поэтов, для которых Зинаида Николаевна была легендой.В течение многих лет в эмиграции З.Н.Гиппиус проводила у себя дома в Париже знаменитые «Воскресники», на которые приглашала знаменитых поэтов и писателей.

Заранее подготовленная группа учащихся представляет инсценировку такого «Воскресника». Участвуют обучающиеся, которые сами пишут стихи. Диалог З.Н.Гиппиус с начинающими поэтами составляют учащиеся, они же готовят интерьер.

Стихи учащихся:

Грачев Иван, студент ХГУ.

Одиночества люди боятся.

К одиночеству люди стремятся.

Одиночество-это борьба.

Одиночество-это судьба.

***

Моя жизнь-это только игра,

Моя жизнь есть ирония и мгла,

Моя жизнь экибаны букет.

Моя жизнь без тебя только бред.



Дьякова Ольга, студентка ТУСУР.

Спасибо ,Господи, за небо голубое,

За звезды ясные,что вижу перед сном.

За выбор , что всегда передо мною,

За теплый и уютный дом.

Особенно за то, что я могу любить!

И пусть моя любовь неразделима…

За то, что я могу любимой быть…

Пусть даже я его и не любила…



Струкова Ольга, студентка ФСГУ.

Тишина, паром усталый.

Золотистая заря.

Берег будто бы хрустальный,

И колеблется вода.

Солнца луч, лучи рассвета,

Светом все озарено,

Может, это и край света,

Но до края далеко.

Небо тонет в этой речке,

Золотом горят леса,

Что-то слепит очень сильно

Мысли, чувства и глаза.

Свет пронзает наши души,

И повсюду огоньки,

Это лучики-улыбки

Исчезающей зари.

Учитель. Если бы нам удалось переместиться в пространстве и времени, то З.Н.Гиппиус была бы довольна такими потомками.

6. Проповедь.

Мы с вами говорили о талантливом поэте Серебряного века З.Н.Гиппиус, для анализа вам были предложены философские стихи. Может быть, они покажутся вам мрачноватыми, щемящими сердце и душу( кстати, любимый писатель Зинаиды Николаевны Ф.М. Достоевский), но , страдая, поэтесса стремилась внушить другим надежду, завещала жить со светлой душой, мечтать , верить, и в этом черпать силу:

Апельсинные цветы.

Оберегайтесь, убегайте

От жизни легкой пустоты

И прах земной не принимайте

За апельсинные цветы.

Поверьте, встречи нет случайной,-

Как мало их средь суеты!

И наша встреча дышит тайной.

Как апельсинные цветы.

Вы счастья ищете напрасно,

О, вы боитесь высоты.

А счастье может быть прекрасно,

Как апельсинные цветы.

Любите смелость нежеланья,

Любите радости молчанья,

Неисполнимые мечты,

Любите тайну нашей встречи,

И все несказанные речи,

И апельсинные цветы.

1897год.

8. Рефлексия. Учащиеся с учителем подводят итог урока, говорят о том, удалось ли им преодолеть « сложности» поэтического мира З.Н.Гиппиус и открыть для себя безгранично талантливого поэта.

9. Домашнее задание.

1.Записать все « сложности», которые удалось тебе найти в поэзии З.Н.Гиппиус.

2. Творческое задание. Его предлагается выполнить на выбор:

а). написать сочинение -эссе « Все кругом»( о нашем времени);

б). представить себя художником-авангардистом и нарисовать портрет нашего времени.













.« Декадентская Мадонна или белая Дьяволица», урок литературы по творчеству З.Н.Гиппиус.11 класс.

Начало урока.Интрига.

Учитель:

- О Зинаиде Николаевне много писали, спорили, дискутировали. Больше того, она часто становилась « притчей во языцах», так как была « вызывающе не как все».

И.А.Бунин называл ее « прекрасным ангелом», А.А.Блок- «единственной», Н.И.Венгеров - « белой Дьяволицей», символисты- «декадентской Мадонной», а Троцкий-« последней ведьмой в русской литературе, чертовой куклой».

Так кто же она, З.Н.Гиппиус? Какой она останется у Вас в памяти?



Опора на прошлый опыт учащихся (воспоминание).

Урок « Изобразительно-выразительные средства русского языка». 5 класс.

Каждому ученику дается осенний листок.

Учитель:

- Перед нами обычный осенний листок, который подарила нам волшебница по имени Осень. Напишите, пожалуйста, в таблице ,с чем Вы можете сравнить осенний листок: листок- кораблик, монетка, парус…

После обсуждения работ учащихся привожу отрывок из эссе В.П.Астафьева

« Падение листа». В этом произведении осенний лист сравнивается с человеческим сердцем.

Произведение с философским подтекстом, заставляет учащихся размышлять о смысле человеческой жизни.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал