- Учителю
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для уровня среднего общего образования по литературе для обучающихся 10-11 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для уровня среднего общего образования по литературе для обучающихся 10-11 классов
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4 р.п. Лесогорск
МО «Филология»
Руководитель МО
_________Чегрецкая Т.Ю.
Протокол от «___»___2016г.
№ ___________
СОГЛАСОВАНО
Зам директора по УВР
________Калашникова М.П. «_____»___________2016г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МОБУ СОШ № 4
___________Наумова А.В.
Приказ от «___»____2016г.
№_____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для уровня среднего общего образования
по литературе
для обучающихся 10-11 классов
Предметная область: филология
Разработана
учителем русского языка и литературы
Валиулиной Аленой Витальевной,
высшая квалификационная категория
2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Литература» для уровня среднего общего образования составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (в редакциях от 20.08.2008 № 241, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);
- Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (редакция от 31.01.2012);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (редакция от 13.12.2013). Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 № 30067;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 (постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, рег. № 19993);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (в редакции Приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.01.2011 № 2, от 16.01.2012 № 16);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (редакция от 08.06.2015)
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015 № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 №253»;
- Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования на 2011-2012, 2012-2013 учебные годы», утверждённый распоряжением министерства образования Иркутской области от 12.08.2011 № 920-мр.;
- Положение «О структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ предметов и дисциплин, курсов по выбору, курсов дополнительного образования». Рассмотрено на педагогическом совете школы 29.08.2014г., утверждено приказом директора МОБУ СОШ № 4 от 02.09.2014 г. № О-67;
- Программа для общеобразовательных учреждений. Допущено Министерством образования и науки РФ, Москва, «Просвещение», 2007г.
Литература на уровне среднего общего образования - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы, позволяет обучающимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Рабочая программа по литературе сохраняет преемственность с программой уровня основного общего образования, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности обучающихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
Основными критериями отбора художественных произведений для изучения являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
− осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
− выразительное чтение;
− различные виды пересказа;
− заучивание наизусть стихотворных текстов;
− определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
− анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
− выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического со держания произведения;
− участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;
− подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;
Изучение литературы на уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей обучающихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учеников;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Основные теоретико - литературные понятия
− Художественная литература как искусство слова.
− Художественный образ.
− Содержание и форма.
− Художественный вымысел. Фантастика.
− Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм. Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ-ХХ веков.
− Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
− Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.
− Деталь. Символ.
− Психологизм. Народность. Историзм.
− Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
−Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория.
− Стиль.
− Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.
− Литературная критика
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 204 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе среднего общего образования. Согласно учебному плану школы в X классе выделяется 102 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю). В XI классе - 102 часа.
ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНИРУЕМЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Литература" на уровне среднего общего образования являются:
- поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
- сравнение, сопоставление, классификация;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей; • составление плана, тезисов, конспекта;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
В основе концепции - идея расширения спектра процессуальных читательских умений школьников, их систематизация и интеграция в комплексные итоговые умения (систему читательской деятельности), развитие читательской культуры и читательской самостоятельности в контекстуальном поле мировой культуры и диалога языков искусств.
Расширение спектра процессуальных читательских умений школьников обеспечивается:
- углубленным повторением в начале учебного года изученного в основной школе курса литературы с целью актуализации сформированных ранее читательских умений; развития рефлексии и выявления недостаточности читательского опыта для решения отдельных учебных задач;
- рассредоточенным повторением изученного ранее и изучаемого в течение учебного года с целью развития хронологических представлений учащихся; формирования контекстуального мышления читателей-старшеклассников; формирования и развития концептуального мышления на основе технологии интеллект-карт;
- ранжированием вопросов и заданий «от простого к сложному» с целью формирования потребности восполнения пробелов в метапредметных и предметных знаниях; формирования потребности в развитии процессуальных читательских умений для решения комплексных учебных задач и задач повышенного уровня сложности.
Систематизация и интеграция в комплексные итоговые умения (система читательской деятельности) обеспечивается:
- системой работы с учебником литературы как речевым произведением квалифицированных культурных читателей, литературоведов, методистов, литературных критиков;
- системой семинаров с дифференцированными темами;
- системой сочинений с дифференцированными темами;
- системой лабораторных занятий и контрольных работ.
Развитие читательской самостоятельности обеспечивается:
- системой вопросов и заданий как внутри учебных статей, так и после монографических тем;
- системой проектной и исследовательской деятельности;
- системой работы с цифровыми образовательными ресурсами, цифровыми инструментами: сайтами писателей, электронными словарями, библиотеками и другими интернет-ресурсами;
- плановым участием в конкурсах и олимпиадах по предмету.
Развитие читательской культуры в контекстуальном поле мировой культуры и диалога языков искусств обеспечивается:
- системой вопросов и заданий на установление исторических, литературных, смысловых связей произведений; взаимовлияний литератур и творческих заимствований авторов;
- интерпретацией идей в различных языках искусств (изобразительное искусство, кино, театр, музыка);
- отдельными темами семинаров;
- отдельными проектными и исследовательскими заданиями.
Таким образом, методический аппарат учебников литературы 10 и 11 классов представляет собой систему, взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты которой обеспечивают ее устойчивость, гибкость, эффективность и результативность функционирования.
Базовым компонентом этой системы являются вопросы и задания:
- ранжированные по степени сложности: простой, усложненный, сложный;
- дифференцированные по месту в учебном пространстве учебника литературы: внутри учебных статьей, после монографических блоков;
- дифференцированные по дидактическим задачам (частные и обобщающие).
Семинары, проекты, исследования как содержательные компоненты данной методической системы последовательно расширяют степень самостоятельности читательской деятельности старшеклассников.
Требования направлены на реализацию деятельностного, практико - и личностно ориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: воспроизводить содержание текста, анализировать и интерпретировать произведение, используя сведения по истории и теории литературы; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения; выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою, писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Требования к уровню подготовки обучающихся 10 класса
В результате изучения литературы на базовом уровне ученики должны знать/понимать:
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX в.;
уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения; анализировать эпизод (сцену) изученного произведения.
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать изложения по литературным произведениям;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста;
- участия в диалоге или дискуссии;
-самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры;
-определения своего круга чтения;
-понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
Требования к уровню подготовки выпускника
В результате изучения литературы на базовом уровне обучающийся должен
знать/понимать:
-содержание изученных литературных произведений;
-основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX вв.;
уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
-анализировать художественное произведение;
-анализировать эпизод (сцену) изученного произведения;
-определять род и жанр произведения;
-сопоставлять литературные произведения;
-выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
-формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
-писать изложения по прочитанным произведениям;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
-участия в диалоге или дискуссии;
-самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры;
-определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
-понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
Итоговый контроль проводится в форме зачетов, контрольных сочинений, изложений, комплексного анализа текстов, тестирования.
Критерии и нормы оценки
Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, реферат и др.). Являясь составной частью системы работы по литературе, они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.
В течение учебного года рекомендуется проводить в связи с уроками литературы следующее количество сочинений, целесообразно распределенных учителем по четвертям (полугодиям).
Объем сочинений- не менее 2,5 страниц.
Уменьшение объема сочинения против примерных норм не влияет на отметку за содержание, если оно отвечает требованиям, предъявляемым для соответствующей оценки, также как превышение объема не ведет к повышению отметки.
Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая - за грамотность.
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
-
знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
-
умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
-
понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
-
знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
-
умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
-
уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка сочинений
Сочинение - основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
-
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
-
полнота раскрытия темы;
-
правильность фактического материала;
-
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
-
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
-
стилевое единство и выразительность речи;
-
число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.
Фактические ошибки отсутствуют.
Содержание излагается последовательно.
Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.
Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
«4»
-
Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
-
Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
-
Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
-
Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
-
Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
«3»
-
В работе допущены существенные отклонения от темы.
-
Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
-
Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
-
Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
-
Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.
«2»
-
Работа не соответствует теме.
-
Допущено много фактических неточностей.
-
Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
-
Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
-
Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.
Оценка тестовых работ
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 - 100 %;
«4» - 78 - 89 %;
«3» - 60 - 77 %;
«2» - менее 59 %.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
10 КЛАСС (102 часа)
Тематический план
Содержание учебных тем
1. Введение.
Русская литература второй половины 19 века. Расцвет реализма в литературе. Общечеловеческий и национальный смысл нравственно - философской проблематики русской литературы. Глубина психологического анализа, богатство языка.
2. А. Н. Островский.
«Колумб Замоскворечья». ( Очерк жизни и творчества Александра Николаевича Островского). Город Калинов и его обитатели. Катерина и Кабаниха - два полюса Калиновского мира. Образ Катерины. Ее душевная трагедия. Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством
3. Иван Александрович Гончаров «Обломов».
Основные этапы творчества И. А. Гончарова. Общая характеристика романа «Обломов». Образ главного героя в романе»Обломов». Понятие «обломовщина». Обломов и Штольц.Ольга Ильинская - центральный положительный образ романа.
4. Иван Сергеевич Тургенев «Отцы и дети».
Этапы биографии и творчества И. С. Тургенева. Образы дворян в романе. Молодые герои романа. Базаров и Одинцова. Базаров и его родители. Базаров-нигилист. Политические и эстетические разногласия героев.
Базаров перед лицом смерти.
5. Федор Иванович Тютчев. Стихотворения.
Федор Иванович Тютчев- поэт- мыслитель, певец русской природы.
-
Афанасий Афанасьевич Фет
Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. «Даль», «Это утро, радость эта...», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...» и др.
Любовная лирика А. А. Фета. «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Певице» и др. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Импрессионизм поэзии Фета. Домашнее сочинение по лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.
7. Литература 60-70 годов. Н.Г.Чернышевский «Что делать?».
Жизненный подвиг Н.Г. Чернышевского. «Новые люди» в романе.
«Особенный человек», его жизненные принципы.
8. Николай Алексеевич Некрасов. Стихотворения. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
«Поэт мести и печали». Биографическая и творческая справка о Н.А.Некрасове. Основные темы и идеи лирики Н.А. Некрасова.
9. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Сказки. «История одного города».
«Я писатель и в этом мое призвание».Этапы биографии и творчества Салтыкова- Щедрина. Сказки М.Е. Салтыкова- Щедрина- синтез его творчества.
Обличение самодурства, произвола, обывательщины в сказках «Медведь на воеводстве», «Вяленая вобла». «История одного города» как сатирическое произведение
10. Федор Михайлович Достоевский «Преступление и наказание».
Встреча с Достоевским, мыслителем, художником и человеком. Роман «Преступление и наказание». В Петербурге Достоевского или «Лик мира сего». «Потрясенный, выбитый из колеи герой» или Раскольников среди униженных и оскорбленных. Идея Раскольникова о праве сильной личности. Преступление Раскольникова. Раскольников и «сильные мира сего». Воскрешение человека в Раскольникове через любовь.
11. Н.С. Лесков «Очарованный странник».
Художественный мир произведений Н.С.Лескова. «Очарованный странник». Идейно- художественное своеобразие произведения.
12. Лев Николаевич Толстой «Война и мир».
По страницам великой жизни. Л. Н. Толстой- человек, мыслитель, писатель. Роман Толстого «Война и мир»- роман-эпопея: проблематика, образы, жанр.
Эпизод «Вечер в салоне А. П. Шерер. Петербург. Изображение войны 1805-1807 годов. Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа. Отечественная война 1812 года.
Война - «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие» бородинское сражение. Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир». Простой народ как ведущая сила исторических событий и источник настоящих норм морали. Путь исканий главных героев Толстого. Андрей Болконский и Пьер Безухов. В чем истинная красота человека? (Наташа Ростова и княжна Марья).
«Семейная идея» в творчестве Л. Н. Толстого.
13. Антона Павловича Чехова. «Вишневый сад».
Этапы биографии и творчества А.П. Чехова.
Маленькая трилогия. Идейно- художественное своеобразие. Рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Основной конфликт в пьесе «Вишневый сад». Действующие лица и авторское отношение к ним.
14. Зарубежная литература
Иоганн Вольфганг Гете и его трагедия «Фауст»
11 КЛАСС (102 часа)
Тематический план
102
10
4
Содержание учебных тем
Литература XX века
1. Введение.
Русская литература ХХ в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них "вечных" проблем бытия.
Литература первой половины XX века
2. Обзор русской литературы первой половины XX века
Традиции и новаторство в литературе рубежа XIX−ХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи. Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. "Социалистический реализм". Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема "художник и власть".
3. И. А. Бунин
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель» Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.
Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник» Рассказы: Антоновские яблоки», «Темные аллеи». Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе "Антоновские яблоки". Исследование национального характера. "Вечные" темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.
Р/Р Сочинение по творчеству И. А. Бунина
4. А. И. Куприн
Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Гранатовый браслет» Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.
Р/Р Сочинение по творчеству А. И. Куприна
5. М. Горький
Жизнь и творчество (обзор). Рассказ «Старуха Изергиль» Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа. Пьеса «На дне». Сотрудничество писателя с Художественным театром. "На дне" как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького - драматурга. Афористичность языка.
Р/Р Сочинение по творчеству М. Горького.
6. Обзор зарубежной литературы первой половины XX века
Гуманистическая направленность произведений зарубежной литературы XX в. Проблемы самопознания, нравственного выбора. Основные направления в литературе первой половины ХХ в. Реализм и модернизм.
Б. Шоу (возможен выбор другого зарубежного прозаика)
Жизнь и творчество (обзор). Пьеса «Пигмалион» (возможен выбор другого произведения).Своеобразие конфликта в пьесе. Англия в изображении Шоу. Прием иронии. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей Чеховские традиции в творчестве Шоу.
Г. Аполлинер (возможен выбор другого зарубежного поэта)
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворение «Мост Мирабо» (возможен выбор другого произведения).Непосредственность чувств, характер лирического переживания в поэзии Аполлинера. Музыкальность стиха. Особенности ритмики и строфики. Экспериментальная направленность аполлинеровской поэзии.
7. Обзор русской поэзии конца XIX - начала XX века. Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм и их представители.
Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Обзор
Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И. Ф. Анненский, М. И. Цветаева.
Символизм
Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея "творимой легенды". Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).
В. Я. Брюсов
Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны» (возможен выбор трех других стихотворений).Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.
К. Д. Бальмонт
Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…» (возможен выбор трех других стихотворений).Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.
А. Белый
Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине» (возможен выбор трех других стихотворений).Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.
Акмеизм
Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к "прекрасной ясности", создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.
Н. С. Гумилев
Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (возможен выбор трех других стихотворений).Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.
Футуризм
Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер "нового искусства". Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация "самовитого" слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.
Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).
И. Северянин
Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава» (возможен выбор трех других стихотворений).Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.
В. В. Хлебников
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…» (возможен выбор трех других стихотворений).
Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.
Крестьянская поэзия
Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.
Н. А. Клюев.
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...»(возможен выбор трех других стихотворений)
Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.
Р/Р Домашнее сочинение по творчеству поэтов конца XIX - начала ХХ в.
8. А. А. Блок
Жизнь и творчество. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы» (возможен выбор трех других стихотворений).
Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы "страшного мира". Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле "На поле Куликовом" и стихотворении "Скифы". Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.
Поэма «Двенадцать». История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.
Р/Р Сочинение по творчеству А. А. Блока.
9. В. В. Маяковский
Жизнь и творчество.Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся»(указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой» (возможен выбор трех других стихотворений).
Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского.
10. С. А. Есенин
Жизнь и творчество.Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская»(указанные стихотворения являются обязательными для изучения).Стихотворения: «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…» (возможен выбор трех других стихотворений).
Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.
Р/Р Сочинение по творчеству В. В. Маяковского и С. А. Есенина.
11. М. И. Цветаева
Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Идешь, на меня похожий…», «Куст» (возможен выбор двух других стихотворений).
Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.
12. О. Э. Мандельштам
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «NotreDame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Невыразимая печаль», «Tristia» (возможен выбор двух других стихотворений).
Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.
13. А. А. Ахматова
Жизнь и творчество.Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля»(указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…» (возможен выбор двух других стихотворений).
Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой.
Поэма «Реквием».История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос "Реквиема". Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.
Р/Р Сочинение по творчеству А. А. Ахматовой.
14. Б. Л. Пастернак
Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь»(указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворение: «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво…» (возможен выбор двух других стихотворений).
Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка.
Роман «Доктор Живаго» (обзор). История создания и публикации романа. Цикл "Стихотворения Юрия Живаго" и его связь с общей проблематикой романа.
15. М. А. Булгаков
Жизнь и творчество.Роман «Белая гвардия» (для изучения предлагается один из романов - по выбору). История создания романа. Своеобразие жанра и композиции. Развитие традиций русской классической литературы в романе. Роль эпиграфа. Система образов-персонажей. Образы Города и дома. Эпическая широта, сатирическое начало и лирические раздумья повествователя в романе. Библейские мотивы и образы. Проблема нравственного выбора в романе. Смысл финала романа.
Роман «Мастер и Маргарита» (для изучения предлагается один из романов - по выбору).История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.
Р/Р Сочинение по творчеству М. А. Булгакова.
16. А. П. Платонов
Жизнь и творчество.Повесть «Котлован» (возможен выбор другого произведения).
Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Высокий пафос и острая сатира в "Котловане". Утопические идеи "общей жизни" как основа сюжета повести. "Непростые" простые герои Платонова. Тема смерти в повести. Самобытность языка и стиля писателя.
17. М. А. Шолохов
Жизнь и творчество.Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение).
История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. "Вечные" темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова.
Р/Р Сочинение по роману М. А. Шолохова "Тихий Дон".
Литература второй половины XX века
18.Э. Хемингуэй
Жизнь и творчество (обзор).Повесть «Старик и море» (возможен выбор другого произведения). Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля Хемингуэя.
19. Обзор русской литературы второй половины XX века
Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза. Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературеи литературах других народов России.
Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы).
20. А. Т. Твардовский
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем» (возможен выбор двух других стихотворений).
Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.
21. В. Т. Шаламов
Жизнь и творчество (обзор).Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия» (возможен выбор двух других рассказов).
История создания книги "Колымских рассказов". Своеобразие раскрытия "лагерной" темы. Характер повествования.
22. А. И. Солженицын
Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Один день Ивана Денисовича».
Своеобразие раскрытия "лагерной" темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.\
23. В. М. Шукшин (возможен выбор другого прозаика второй половины XX века)
Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный» (возможен выбор других произведений). Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.
24. В. В. Быков (возможен выбор другого прозаика второй половины XX века)
Повесть «Сотников» (возможен выбор другого произведения).
Нравственная проблематика произведения. Образы Сотникова и Рыбака, две "точки зрения" в повести. Образы Петра, Демчихи и девочки Баси. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. Мастерство психологического анализа.
25. В. Г. Распутин (возможен выбор другого прозаика второй половины XX века)
Повесть «Прощание с Матерой» (возможен выбор другого произведения).
Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести.
26. Н. М. Рубцов (возможен выбор другого поэта второй половины XX века)
Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние» (возможен выбор других стихотворений).Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова.
27. Р. Гамзатов (возможен выбор другого писателя, представляющего литературу народов России)
Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: «Журавли», «В горах джигиты ссорились, бывало...» (возможен выбор других стихотворений).
Проникновенное звучание темы родины в лирике Гамзатова. Прием параллелизма. Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве Гамзатова.
28. И. А. Бродский (возможен выбор другого поэта второй половины XX века)
Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…»)(возможен выбор других стихотворений).
Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в "заселенном пространстве".
29. Б. Ш. Окуджава (возможен выбор другого поэта второй половины XX века)
Стихотворения: «Полночный троллейбус», «Живописцы» (возможен выбор других стихотворений).
Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов. Арбат как художественная Вселенная, воплощение жизни обычных людей в поэзии Окуджавы. Обращение к романтической традиции. Жанровое своеобразие песен Окуджавы.
30. А. В. Вампилов (возможен выбор другого драматурга второй половины XX века)
Пьеса «Утиная охота» (возможен выбор другого драматического произведения).
Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.
Р/Р Сочинение «Проблематика русской литературы второй половины XX века»
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Средства обучения:
1. Мультимедийный проектор.
2. Компьютер с выходом в Интернет.
Список методической литературы для учителя:
-
О.Ю.Богданова, С.А.Леонов, В.Ф.Чертов. «Методика преподавания литературы», М., «Академия», 1999, 400 с.
-
П.Вайль, А.Генис. «Родная речь». М., «Независимая газета», 1991, 191 с.
-
И.Ф.Волков. «Теория литературы».М.,»Просвещение», «Владос», 1995, -256 с.
-
М.Г.Качурин, М.А.Шнеерсон. «Самостоятельная работа учащихся над текстом». Л., «Учпедгиз», 1960, 195 с.
-
«Краткий словарь литературоведческих терминов». М., «Просвещение», 1985, 208 с.
-
«Краткий словарь по эстетике». М., «Просвещение», 1983, 223 с.
-
Ю.В.Лебедев. Русская литература 19-го века. 10-й класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2ч. - М.: Просвещение, 2007
-
А.Н.Лук. «Учить мыслить». М., «Знание», 1975, 96 с.
-
В.Г.Маранцман. «Труд читателя». М., «Просвещение», 1986, 128 с.
-
Е.В.Попова. «Ценностный подход в изучении литературы». "Литература в школе", 1997, №
-
«Программа литературного образования. 5-11 классах» (под редакцией В.Я.Коровиной. М., Просвещение, 2007 г.
-
«Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы». М., «Мнемозина», 1999, 62 с.
-
Проектирование рабочей программы по учебному предмету. Курган, 2006, 35 с.
-
М.А.Рыбникова. «Очерки по методике литературного чтения». М., «Просвещение», 1985, 288 с.
-
Сборник «Самостоятельная работа учащихся в процессе изучения литературы» (составители Мещерякова, Соснина), М., 1979,
-
Г.К.Селевко. «Современные образовательные технологии». М., «Народное образование», 1998, 256 с.
-
«Совершенствование преподавания литературы в школе» (под редакцией Г.И.Беленького). М., «Просвещение», 1986, с.191.
-
В.Я.Стоюнин «О преподавании русской литературы», 1864.
-
В.Ю.Троицкий. «О гуманитарной концепции общего среднего образования». "Литература в школе", 1991, №3, 69-72 с.
-
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Литература. Москва, 2004, 39 с.
Список литературы для учащихся, развивающей познавательный интерес:
-
Т.Ф.Курдюмова. Литература (учебник для общеобразовательных учреждений). Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, Москва «Дрофа», 2013 г.
-
П.Басинский. «Мое любимое произведение современной литературы, или как написать рецензию». «Литература», 1996, №9.
-
Т.А.Калганова. «Сочинения различных жанров в старших классах». М., «Просвещение», 1997, 192 с.
-
Краткий словарь литературоведческих терминов». М., «Просвещение», 1985, 208 с.
-
Ю.В.Лебедев. Русская литература 19-го века. 10-й класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2ч. - М.: Просвещение, 2007
-
В.А.Чалмаев. «Русская проза 1980-2000 годов на перекрестке мнений и споров».
Перечень ЦОРов и ЭОРов
-
Русская культура в XIX веке www.hrono.ru/1800ru_lit.php Кулешов В. И. Учебное пособие. История русской литературы XIX века.
-
www.hi-edu.ru/e-books/xbook049/01/part-001.htm
-
Библиотека lib.ru
-
Словарь литературных терминов feb-web.rii/feb/slt/abc/
-
А. Б. Есин. Принципы и приемы анализа литературного произведения lib.rus.ec/b/207491/read
-
Источником комплексной информации по интересующему вас вопросу может быть Википедия ru.wikipcdia.org
-
Экранизация произведений русской и зарубежной литературы ru.convdocs.org/navigate/index-7181.html
-
Видеоматериалы по произведениям писателей и поэтов(кинофильмы, мультфильмы и записи спектаклей, лекции) можно также найти на video.mail.ru, video.yandex.ru, youtube.com и др.
-
Для знакомства с иллюстрациями к произведениям писателей и поэтов, музыкой к произведениям, а также аудио- и электронными книгами используйте поисковые системы интернета. fcior.edu.ru (интерактивные ЦОР по темам курса литературы)
-
school-collection.edu.ru</ Рубрика ≪Коллекции≫:
Зарубежная художественная литература
Аудиозаписи художественного чтения произведений русской поэзии
Аудиокниги по произведениям русских писателей XVIII-XX веков
Произведения русской литературы XVIII - начала XX веков
Здесь приводятся те ресурсы, которые относятся к курсу литературы в целом и могут быть использованы учителем на любом этапе обучения. В учебниках литературы для 10 класса даны интернет-ресурсы и цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), соответствующие конкретной теме.
12.Интерактивные ЦОР (см. на портале коллекцию по литературе).
13. Тесты ФИПИ.
ЛИСТ КОРРЕКЦИИ УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
(факт)
№ урока
Причина коррекции
Тема урока для записи в журнале
Согласовано