- Учителю
- Рабочая программа театральной студии Маска (в рамках внеурочной деятельности обучающихся 5 класса)
Рабочая программа театральной студии Маска (в рамках внеурочной деятельности обучающихся 5 класса)
на педагогическом совете школы
протокол от 31.08.2015 №___
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ
с. Стегаловка
Востриков И.Е.___________
Приказ от 31.08.2015 №___
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
полное наименование образовательной организации (в соответствии с лицензией): Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Стегаловка Долгоруковского муниципального района Липецкой области
полное название учебного предмета, курса: театральная студия «Маска»
класс, в котором изучается учебный предмет, курс: 5
Ф.И.О. педагога, разработавшего рабочую программу: Клейменова Елена Николаевна
учебный год: 2015/2016
Рассмотрено на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла
«___»_____________2015 г. Протокол № _____________________
Руководитель ШМО _______________________________________________________________________ _______________
(Фамилия, имя, отчество) (подпись)
-
Пояснительная записка
Будущее ближе к нам, чем принято думать. Оно совсем рядом - плачет, смеётся, ставит вопросы, заставляет страдать, радоваться и плодотворно жить. Это будущее - наши дети…
Они взрослеют быстро, но самостоятельно и плодотворно жить смогут, если мы сегодня поможем развиться из способностям и талантам. Талантливые люди - главное богатство общества. Каждый ребёнок талантлив по-своему. Искусство призвано помочь развить в нём это качество. Работа над художественным словом в театральной студии, сценическая игра, встречи с интересными людьми, актёрами, посещение театра - всё это будет способствовать формированию творческой личности, самовыражению, приобретению навыков публичного поведения, решению характерологических конфликтов, снятию психологического напряжения.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству.
Педагогическая целесообразность данного курса для обучающихся обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства
Цель: Формирование творческой индивидуальности обучающихся
Задачи:
-
Создавать благоприятную эмоциональную атмосферу общения обучающихся, их самовыражения, самореализации, позволяющей «найти себя» поверить в свои силы, преодолеть робость и застенчивость
-
Формировать умения и навыки сценической культуры поведения
-
Прививать любовь к театру как многомерному и многоликому жанру искусства
-
Развивать интерес к сценическому искусству, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление, чувство ритма и координацию движения, речевое дыхание и дикцию
-
Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками, навыки коллективной творческой деятельности, ответственное отношение к результатам своей работы и работы всего коллектива
Организационные условия реализации программы
Программа составлена на 35 часов (1 час в неделю), рассчитана на 1 год обучения и предназначена для обучающихся 11-13 лет. В студию принимаются дети по интересу, без предъявления специальных требований, по заявлению родителей.
Реализация программы проводится в соответствии в основными педагогическими принципами:
-
принцип системности (предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении)
-
принцип дифференциации (предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям)
-
принцип увлекательности (учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся)
-
принцип коллективизма (способствует развитию разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу)
-
принцип междисциплинарной интеграции (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика)
-
принцип креативности (предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности) .
Технологическую основу программы составляют следующие технологии:
-
групповые
-
игровые
-
индивидуальное и проблемное обучение
-
педагогика сотрудничества
Реализации этих технологий помогают следующие формы:
-
Теоретические и практические занятия
-
Индивидуальные, групповые, коллективные
-
Театральные игры
-
Беседы
-
Тренинги
-
Экскурсии в театр
-
Спектакли
-
Праздники
Методы:
-
Репродуктивный
-
Иллюстративный
-
Проблемный
-
Эвристический
-
Наблюдение
-
Упражнение
-
Поощрение
-
Объяснение
-
Личный пример
На теоретических занятиях даются основные знания, раскрываются теоретические обоснования наиболее важных тем, используются данные исторического наследия и передового опыта в области театрального искусства и жизни в целом.
На практических занятиях изложение теоретических положений сопровождаются практическим показом самим преподавателем, даются основы актерского мастерства, культуры речи и движений, проводятся игровые, психологические и обучающие тренинги. Во время занятий происходит доброжелательная коррекция. Педагог добивается того, чтобы все участники пытались максимально ярко и точно выполнить задание.
На индивидуальных занятиях работа проводиться с детьми в количестве от 1 до 3 человек.
Материально-техническое обеспечение
-
Музыкальный центр
-
Музыкальная фонотека
-
МД и СД- диски
-
Костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок
-
Элементы костюмов для создания образов
Ожидаемые результаты
К концу года занятий обучающиеся:
Имеют понятие:
-
О театре и его видах
-
Об элементарных технических средствах сцены
-
Об оформлении сцены
-
О нормах поведения на сцене и в зрительном зале
Умеют:
-
Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене
-
Образно мыслить
-
Концентрировать внимание
-
Ощущать себя в сценическом пространстве
Приобретают навыки:
-
Общения с партнером
-
Элементарного актёрского мастерства
-
Образного восприятия окружающего мира
-
Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители
-
Коллективного творчества
Учебно-тематический план
6 |
15.10 |
Работа над артикуляцией и знакомство с нормами орфоэпии. Речевая гимнастика «Скороговорки», «Памятник пословице» |
7 |
22.10 |
Работа над дикцией и развитием внимательности. Игры со словами «Логориф», «Отгадай слово!», «Летает, не летает!» |
8 |
29.10 |
Работа со словом и умением мыслить нестандартно. Игра «Новый характер у старой сказки» |
9 |
13.10 |
Сценические этюды на воображение: «Необычная декламация», «Необычный гимн» |
10 |
20.11 |
Освоение предлагаемых сценических заданий. Игра «Рекламный ролик» |
11 |
27.11 |
Освоение предлагаемых обстоятельств. Игра «Киножанры» |
12 |
3.12 |
Освоение сценического пространства. Игры «Звукоподражатели» |
13 |
10.12 |
Работа над образом. Игра «Войди в образ». |
|
|
Ритмопластика (6 часов) |
14 |
17.12 |
Тренировка ритмичности движений. Игры «Походка», «Превращение» |
15 |
24.12 |
Совершенствование осанки и походки. Ритмическая игра «Я правильно двигаюсь» |
16 |
14.01 |
Развитие воображения и умения работать в остром рисунке («в маске»). Игры «Маски», «Оживление предметов», «Имитация», «Тени» |
17 |
21.01 |
Работа над образом. Анализ мимики лица. Прически и парики. Игры «Знакомство», «Зеркало» |
18 |
28.01 |
Театральный тренинг. Игры «Звукооператор», «Театральный режиссер» |
19 |
4.02 |
Имитация поведения животного. Игра «Великие укротители» |
|
|
Театральная игра (15 часов) |
20 |
11.02 |
Знакомство со сценарием сказки "Золотой ключик"( По мотивам сказки А.Толстого) Обмен впечатлениями. (Пересказ детьми сюжета пьесы с целью выявления основной темы, главных событий и смысловой сути столкновений героев.) |
21 |
18.02 |
Выразительное чтение сказки по ролям. Деление на логические отрывки. (Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли: внешние данные, дикция).) |
22 |
25.02 |
Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения, особенностей поведенияперсонажей. |
23 |
03.03 |
Воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов. Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением. |
24 |
10.03 |
Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением. |
24 |
17.03 |
Подбор музыки. Разучивание песен и танцев |
26 |
7.04 |
Коллективное изготовление декораций, костюмов. |
27 |
14.04 |
Отработка сцен спектакля. |
28 |
21.04 |
Отработка сцен спектакля. |
29 |
28.04 |
Отработка сцен спектакля. |
30 |
5.05 |
Отработка сцен спектакля. |
31 |
12.05 |
Генеральная репетиция. Оформление сцены. Подготовка афиш, программок, билетов. |
32 |
19.05 |
Премьера спектакля |
33 |
26.05 |
Праздник первого спектакля. Анализ выступления. |
34 |
|
|
35 |
|
|
Использованная литература
-
Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. - М.: ВАКО, 2006. - 272 с.
-
Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. - СПб.: Речь, 2006. - 125 с.
-
Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М.: Просвещение,1986. -176 с.
-
Гурков А.Н. Школьный театр.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 320 с.
-
Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного возраста. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 280 с.
-
Ткачева Е.М. Пьесы. - М.: ВЦХТ ( "Репертуар для детских и юношеских театров"), 2008. - 176 с.
-
Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности : Программа и репертуар. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. - 160 с.