7


  • Учителю
  • Разработка по русскому языку 10 класс 'Сопоставление - помощник при написании сочинения на ЕГЭ'

Разработка по русскому языку 10 класс 'Сопоставление - помощник при написании сочинения на ЕГЭ'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Сопоставление – познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов и являющаяся одним из распространённых методов познания. Итогом сопоставления является установление того общего, что присуще двум или нескольким объектам, а это может
предварительный просмотр материала

Сопоставление - познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов и являющаяся одним из распространённых методов познания. Итогом сопоставления является установление того общего, что присуще двум или нескольким объектам, а это может стать основой для постижения закономерностей и законов. С другой стороны, приём сопоставления помогает выявить существенные отличия сравниваемых объектов, что позволяет создать проблемную ситуацию. Также с помощью сопоставления выявляются качественные и количественные характеристики предметов, создаются их обобщения или классификации.

Сопоставление разных объектов способствует лучшему пониманию качеств каждого из сравниваемых объектов. Сопоставление возможно выполнять параллельно и последовательно.

В. Стоюнин считал сравнительный метод одним из самых развивающих в педагогическом деле: "выгода ... сравнения обнаруживается уже в том, что вы имеете возможность заставить самого ученика наблюдать и работать". Сравнительный анализ двух произведений или отрывков был излюбленным приемом в практике известного педагога. Идею произведения, внутреннюю связь его частей методист предпочитал раскрывать, сопоставляя тематически близкие произведения. Специфические особенности литературы он также выяснял с помощью сравнения, сопоставляя стихотворение "Лес" Кольцова с научным описанием леса.

Перенесённая в методику мысль «Всё познаётся в сравнении» приобретает глубокое содержание.

Так, работая над частью С, ученики должны выявить проблему более крупно, это должен быть не просто частный случай, описанный в тексте. Текст - это иллюстрация к размышлениям о проблеме. Именно сопоставление разных текстов одной тематики помогает увидеть и сформулировать проблему общо, крупно. Кроме того, эта работа является основой для написания сочинения.

Текст 1

И вот появился в моей жизни Павлик. У дворовых и у школьных ребят навсегда засело в памяти, что в нашей паре я был ведущим, а Павлик - ведомым. Это осталось с той поры, когда я «вводил Павлика в свет» - сперва во дворе, потом в школе, где он оказался на положении чужака.

На самом деле душевное превосходство было на стороне Павлика. Моё долгое приятельство с Митей не могло пройти бесследно: я привык к известному моральному соглашательству, а прощение предательства немногим отличается от самого предательства. Павлик не признавал сделок с совестью, тут он становился беспощаден. Нам было лет по четырнадцать, когда я на своей шкуре испытал, насколько непримиримым может быть мягкий, покладистый Павлик.

Я неплохо знал немецкий, домашних заданий никогда по этому предмету не готовил, но однажды настал и мой черёд, когда Елена Францевна ни с того ни с сего вызвала меня к доске, будто самого рядового ученика, и велела читать стихотворение.

- Какое стихотворение? Меня же не было в школе, я болел.

на стала листать классный журнал.

- Совершенно верно, ты отсутствовал, а спросить у товарищей, что задано, не догадался?

И я нашёл выход. О домашних заданиях я спрашивал у Павлика, а он, наверное, забыл.

Я так и сказал Елене Францевне с лёгкой усмешкой, призывая и её отнестись к случившемуся юмористически.

- Встань! - приказала Павлику немка. - Это правда?

Он молча наклонил голову, и я тут же понял, что это неправда. Как раз о немецком я его и не спрашивал.

Елена Францевна, забыв обо мне, перенесла свой гнев на Павлика, а он слушал её, по обыкновению, молча, не оправдываясь и не огрызаясь.

Когда, довольный и счастливый, я вернулся на своё место, Павлика не оказалось рядом. Я оглянулся: он сидел через проход позади меня, и у него были холодные, пустые глаза.

- Ты чего это? Не стоит из-за этого дуться, ну покричит и забудет.

Он молчал и глядел мимо меня. Какое ему дело до Елены Францевны, он и думать о ней забыл. Его предал друг. Спокойно, обыденно и публично, средь бела дня, ради грошовой выгоды предал человек, за которого он, не раздумывая, пошёл бы в огонь и в воду.

Почти год держал он меня в отчуждении. Все мои попытки помириться так, «между прочим», успеха не имели. Ничего не получалось - Павлик не хотел этого. Не только потому, что презирал всякие обходные пути, мелкие уловки и хитрости - прибежище слабых душ, но и потому, что ему не нужен был тот человек, каким я вдруг раскрылся на уроке немецкого. (По Ю. Нагибину)*

Текст 2

Песня о друге


Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а - так,
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош,-
Парня в горы тяни - рискни!
Не бросай одного его,
Пусть он в связке в одной с тобой -
Там поймешь, кто такой.

Если парень в горах - не ах,
Если сразу раскис и - вниз,
Шаг ступил на ледник и - сник,
Оступился - и в крик,-
Значит, рядом с тобой - чужой,
Ты его не брани - гони:
Вверх таких не берут, и тут
Про таких не поют.

Если ж он не скулил, не ныл,
Пусть он хмур был и зол, но - шел,
А когда ты упал со скал,
Он стонал, но - держал,
Если шел за тобой, как в бой,
На стоял хмельной,-
Значит, как на себя самого,
Положись на него. (В. Высоцкий)



Критерии для сопоставления

Текст 1

Текст 2

Художественная форма

Проза, очерк

Лирика, стихотворение

Тип речи

повествование

рассуждение

Стиль речи

Художественный

Художественный

Ключевые слова

Друг, предал, отчуждение, помириться

Друг, положись

Тема

Дружба, настоящая дружба, предательство друга

Настоящий друг, верный

Проблема (вопросы, которые волнуют автора)

Кто такой настоящий друг? Возможно ли простить предательство друга? Как отличить настоящего друга?

Кто такой настоящий друг, товарищ? Как не ошибиться в выборе друга?

Идея (основная мысль)

Настоящий друг не предаст, нельзя простить предательство друга

Настоящий друг тот, на которого можно положиться

Аргументы, иллюстрирующие проблему

Погорельский «Черная курица», Пушкин «Пущину», «25 октября», Гоголь «Тарас Бульба», Короленко «В дурном обществе» и т.д

Критерии для сопоставления

Текст 1

Текст 2

Художественная форма

Тип речи

Стиль речи

Ключевые слова

Тема

Проблема (вопросы, которые волнуют автора)

Идея (основная мысль)

Аргументы, иллюстрирующие проблему

Критерии для сопоставления

Текст 1

Текст 2

Художественная форма

Тип речи

Стиль речи

Ключевые слова

Тема

Проблема (вопросы, которые волнуют автора)

Идея (основная мысль)

Аргументы, иллюстрирующие проблему

П А М Я Т К А

План сопоставительного анализа текстов.

1.Найти тему, объединяющую тексты.

2.Выразить основную мысль текстов.

3.Прокомментировать проблему, выдвинутую авторами, приводя как собственные аргументы, так и извлеченные из исходных текстов.

4.Выразить свое отношение к основной мысли текстов.

5.Определить стиль и тип данных текстов.

6.Разбить текст на части, определить средства связи частей.

7.Составить план каждого текста.

8.Указать средства связи предложений в текстах.

9.Отметить ключевые слова.

10. Подчеркнуть предложения, которые можно использовать как эпиграф к данным текстам или подобрать свой эпиграф.

11.Указать языковые средства и определить их роль в раскрытии идеи.

Сопоставительный (сравнительный) анализ текстов можно проводить параллельно и последовательно.

При последовательном анализе отдельно разбираем каждый текст, а потом находим их сходства и различия.

Параллельный же анализ подразумевает одновременную работу с текстами.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал