7


  • Учителю
  • Урок 1 в теме Изучение пьесы М.Горького На дне

Урок 1 в теме Изучение пьесы М.Горького На дне

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Уроки литературы 11 класс

Смирнова Нина Викторовна учитель МОУ СОШ №1 им.А.С.Пушкина г.Юрьевец Ивановской области

Пьеса М. Горького «На дне» (1902г.)

Особенности жанра и конфликта в пьесе.

Цель урока: показать новаторство М.Горького как писателя-драматурга; определить составляющие жанра

и конфликта в пьесе.



Задачи: 1. Вспомнить особенности драмы как рода литературы;

2. Познакомить учащихся с историей создания пьесы;

3.Ввести в обстановку и мир героев пьесы;

4.Развитие умения внимательного прочтения списка действующих лиц

в драматическом произведении;

5.Развитие творческого мышления, умения сопоставлять, делать выводы;

6. Воспитание внимания к слову.



Тип урока: урок- исследование



Структура урока: 1. Формулирование цели и задач

2.Повторение изученного (особенности драмы как рода литературы)

3.Сообщение учителя: история создания пьесы

4.Эвристическая беседа

- анализ афиши

- анализ авторской ремарки, предваряющей 1 действие

- пути героев на «дно» (сообщения учащихся, индивидуальные задания)

-особенности конфликта: социальный конфликт, любовный конфликт

как грань социального

- философский аспект пьесы

- особенности жанра

- новаторство М.Горького-драматурга

5. Подведение итогов урока. Домашнее задание. Рефлексия.



Оборудование: текст пьесы, презентация

Методические приемы: учебный диалог, создание проблемной ситуации.



Ход урока:

  1. ОМ

Здравствуйте, ребята! Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада видеть всех вас - и учеников, и гостей - на этом уроке. Сегодня мы приступаем к изучению пьесы М.Горького «На дне».

  1. Формулирование цели и задач урока

(слайд 1) Тема первого урока по данному произведению - « Особенности жанра и конфликта в пьесе».

Ребята, как вы думаете, над какими вопросами нам сегодня предстоит размышлять, какова цель нашего урока?

(слайд 2)

Работа с тетрадью. Запись темы урока.

  1. Повторение изученного.

(слайд 3)

«Пьеса, драма, комедия - самая трудная форма литературы»,- говорил М.Горький.

Сам он вошёл в литературу как писатель-прозаик с рассказами романтическими и реалистическими, а в 1899 году роман «Фома Гордеев» принёс ему широкую известность. И тем не менее в начале 900-х годов Горький обращается к драме. Вероятно, немалую роль здесь сыграл МХТ, где Горький побывал зимой 1900 года. На сцене театра идут постановки пьес А.П.Чехова, которые стали новой страницей в истории театрального искусства. А весной, находясь в гостях у Чехова в Ялте, Горький знакомится с артистами театра. Те буквально увлекают его мыслью создать для них пьесу. И результатом знакомства становится пьеса «Мещане» (1901 год), а за ней появляются «На дне», «Дачники», «Дети солнца», «Варвары». Они и по сей день не сходят с театральных подмостков.

Но вспомним Горького: «Пьеса, драма, комедия - самая трудная форма литературы».

(слайд 4) В чём же состоит своеобразие драмы как рода литературы?

(Реализация домашнего задания)





1) Драма предназначена для постановки на сцене.

2) Авторская речь почти отсутствует, она сведена к замечаниям для актеров и постановщиков в ремарках.

3) Текст состоит из монологов и диалогов действующих лиц.

4) Пьеса членится на действия (акты) и картины (сцены).

5) В перерыве между действиями может пройти определенное время (день, два, месяц, полгода:), может смениться место действия.

6) Весь жизненный процесс в драме не изображается, он идёт как бы за сценой; автор же выхватывает из потока времени наиболее значительные, с его точки зрения, моменты, и на них сосредоточивает внимание зрителей.

7) Особая нагрузка в пьесе ложится на конфликт - острое столкновение между героями по очень существенному поводу. При этом в драме не может быть (лишних) героев - все герои должны включены в конфликт.

8) Драматическому произведению предшествует афиша - перечень действующих лиц.



  1. Сообщение учителя: история создания пьесы

Первые пьесы Горького показали, что в литературу пришёл драматург - новатор. Необычными были содержание, проблематика пьес и их герои. Откуда автором взят материал? (слайд 5) «Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром «бывших людей»… (Записать в тетрадь слова Горького)

Что это за мир - мир «бывших людей», откуда он взялся?

В девятисотые годы в России разразился жестокий экономический кризис. После каждого неурожая массы разорившихся, обнищавших крестьян бродили по стране в поисках заработка.

А фабрики и заводы тоже закрывались. Тысячи рабочих и крестьян оказались без крова и средств к существованию. Под влиянием тягчайшего экономического гнета появляется огромное количество босяков, которые опускаются на "дно" жизни. Пользуясь безвыходным положением обнищавших людей, предприимчивые владельцы темных трущоб нашли способ извлекать пользу из своих зловонных подвалов, превратив их в ночлежки, где находили приют безработные, нищие, бродяги, воры и другие "бывшие люди".

Мир таких людей и изображает Горький в пьесе.



  1. Эвристическая беседа.



Работа с афишей

(слайд 6) Первое знакомство с героями происходит через афишу. Проанализируем её. Что узнаём о героях пьесы?

Запись в тетрадь: Автор собирает под одной крышей людей разного возраста, разного социального положения. Из афиши перед нами предстают персонажи с конкретным житейским опытом, накопленным в определённой среде.

Работа с авторской ремаркой, предваряющей 1 действие пьесы.

Пьесу открывает обширная авторская ремарка (работали дома), в которой мы знакомимся с условиями жизни обитателей дна. Как изображает Горький ночлежку? Выделите детали «внешности» ночлежки, описание света, описание звуков.

Сделайте вывод: Что должен понять о героях читатель, знакомясь с физическими условиями их жизни?

Запись в тетрадь: Быт героев ужасен - общество бросило их на произвол судьбы

(слайд 7) Пути героев на дно. (Сообщения учащихся)

Как и почему герои Горького оказались на дне?

Сатин попал на "дно" после того, как отсидел в тюрьме за убийство (акт 1)

Барон разорился. Служил в казённой палате, растратил деньги; за растрату казённых денег попал в тюрьму, затем оказался в ночлежке (акт 4).

Клещ потерял работу, хотя "честный труженик", "с малых лет работал" (акт 1).

Бубнов ушёл из дома "от греха подальше", чтобы не убить жену и её любовника, лишился "своего заведения" и оказался в ночлежке, хотя сам признаётся, что "ленив", да ещё и запойный пьяница, "пропил бы мастерскую" (акт 3).

Актёр когда-то имел звучную фамилию - Сверчков-Заволжский, но не был на первых ролях (говорит, что играл в "Гамлете" могильщика), жил в нужде; начал пить, не видя выхода, - спился, "пропил душу" (акт 2). Слаб душою. Клещ сопротивляется - результат тот же.

Судьба Пепла предопределена уже при рождении: "Я - сызмальства:вор". "Воров сын". Другой дороги нет (акт 2).





Запись в тетрадь:

Причины, приводящие людей на дно разные: субъективные (лень, подлость, нечестность, слабохарактерность) и объективные - столкнулись с миром, в котором невозможно быть, так как жизнь отравлена, извращена обществом.

В начале урока мы вспомнили об узле, который организует любую драму - это конфликт. Какие типы конфликтов вы помните? (Социальный, любовный)

Поразмышляем о конфликте пьесы.

(слайд 8)

Запись в тетрадь: Социальный конфликт -

- конфликт между содержателями ночлежки и её обитателями (между властью и людьми);

- социальный конфликт каждого героя

Этот социальный конфликт вынесен за сцену, отодвинут в прошлое. Мы наблюдаем лишь результат внесценических конфликтов.

Конфликт любовный: докажите его наличие в пьесе. (слайд 9)

Почему он не является ведущим?

Запись в тетрадь: этот конфликт становится гранью социального. Он показывает, что античеловеческие условия калечат человека, и даже любовь не спасает , а ведёт к трагедии: к смерти, к увечью, убийству, каторге.

О чём говорят ночлежники?

Герои много говорят, спорят. Их разговоры и являются предметом изображения в пьесе. Столкновение идей, жизненных взглядов, борьба мировоззрений определяют основной конфликт пьесы. (слайд 10)

Поразмышляем над жанром.

(слайд 11)

Что является предметом изображения в комедии? трагедии? драме?

Комедия - жанр нравоописательный, поэтому предметом изображения является портрет общества в негероический момент его развития.

Трагедия - конфликт героя-идеолога с обществом, внешним миром, непреодолимыми обстоятельствами.

Драма - жанр, тяготеющий к исследованию философской или социально-бытовой проблематики.

Вспомните, наличие каких конфликтов мы определили в пьесе и скажите: какая перед нами драма?

Запись в тетради: жанр - социально-философская драма.





В чём заключается новаторство Горького-драматурга?

Драматург показывает мир «бывших» людей

Писатель затрагивает не только социальные, но и философские проблемы

Многоконфликтность (три типа конфликта)

Основу сюжета составляют не события, а реплики персонажей

Разобщенность героев подчеркивается организацией сценического пространства

В основе драматургического конфликта лежит не событийная острота, а столкновение точек зрения различных персонажей

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия. Оценки. Домашнее задание.

Что нового вы узнали? Чему научились? Чем урок интересен?

Какую оценку вы поставите уроку?

Учитель оценивает работу учащихся (вместе с учениками).

Домашнее задание:Роль Луки в пьесе. Выписать его высказывания о людях, о жизни,

о вере, о правде.







5





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал