7


  • Учителю
  • Рабочая программа по элективному курсу В.Ф.Чертова Слово - образ - смысл: филологический анализ литературного произведения (10 класс)

Рабочая программа по элективному курсу В.Ф.Чертова Слово - образ - смысл: филологический анализ литературного произведения (10 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала





х. Меркуловский

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Меркуловская средняя общеобразовательная школы»











«Утверждаю»

Директор МБОУ

«Меркуловская СОШ»

Приказ от __________№_____

_______________ Суковатова Н.С.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По литературе (элективный курс «Слово - образ - смысл: филологический анализ литературного произведения»)

(указать учебный предмет, курс)

Основное общее, 10 класс

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Учитель Акимова Елена Георгиевна

Программа разработана на основе

Программы элективного курса «Слово - образ - смысл: филологический анализ литературного произведения». Авторы: В. Ф. Чертов (отв. редактор), Е.М.Виноградова, Е.А.Яблоков, А.М.Антипова. (в сб. Программы элективных курсов. Литература. 10-11 классы. Профильное обучение. - 2-е изд, доработанное - М.: Дрофа, 2005).

(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)





учебный год 2014-2015

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе Программы элективного курса «Слово - образ - смысл: филологический анализ литературного произведения». Авторы: В. Ф. Чертов (отв. редактор), Е.М.Виноградова, Е.А.Яблоков, А.М.Антипова. (в сб. Программы элективных курсов. Литература. 10-11 классы. Профильное обучение. - 2-е изд, доработанное - М.: Дрофа, 2005). Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов (1 час в неделю).

Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов. Он может также найти применение при организации дополнительных за­нятий, ориентированных на подготовку к выпускному экзамену по литературе за курс средней школы или к вступительному экзамену в вуз. Навыки, которые пред­полагается выработать в процессе изучения курса, ока­жyтcя полезными как для построения устного ответа, так и для написания сочинений и других письменных работ по литературе.



ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Основная цель курса - развитие умений и навыков филологического анализа литературного произведения, полученных в 5-9 классах на основе системы знаний по теории литературы и русскому языку и расширяемых в старших классах. Данный учебный курс имеет прежде всего практическую направленность, т. е. предназначает­ся не столько для формирования круга знаний учащихся, сколько для развития их умений и навыков. В настоящее время существует большое количество пособий по теории литературы для школьников и множество изданий, в которых даются примеры анализа литературных произведений. Но без системы специальных упражнений, отрабатывающих отдельные звенья филологического анализа и их соединения в целостное рассмотрение литературного произведения, переход от теории к практике остается для учащихся очень сложной, часто неразрешимой за­дачей,

В ходе изучения русской литературы в средних и стар­ших классах внимание преимущественно сосредоточено на содержательной стороне литературного произведе­ния, на закономерностях литературного процесса и творческого пути отдельных авторов, Однако учащиеся не успевают сформировать навык самостоятельного постиже­ния глубинного смысла произведения с опорой на выявление закономерностей художественной формы, по­этому, пытаясь сформулировать свои суждения о прочи­танном, они нередко оказываются не в состоянии аргу­ментировать их на основе текста.

Курс обучения анализу литературного про изведения привлекает внимание учеников к диалектике художест­венной формы и художественного содержания и учит де­лать выводы о содержании произведения на основе вни­мательного изучения текста. При этом теория литературы и знания по русскому языку играют роль понятийного аппарата, без которого невозможно выявление законо­мерностей в художественном тексте.

Про граммы по литературе для 10-11 классов строятся на историко-литературной основе, Большой объем изу­чаемого здесь материала часто не дает учителю возмож­ности совершенствовать те навыки аналитического чте­ния, которые были получены учащимися в 5-9 классах. Поэтому самостоятельное и аргументированное отношение к произведению нередко подменяется для учеников авторитетным мнением учителя и суждениями, заимствованными из учебников и критической литературы.

Данный курс призван решить следующие задачи:

  • интегрировать знания по теории литературы, накопленные учащимися за время изучения литературы в среднем и старшем звене школы;

• систематизировать, укрепить, развить и расширить навыки анализа текста в аспекте отдельных литературоведческих категорий (тематика, проблематика, жанр, художественный метод, тропы и др.), которые должны быть сформированы в средних и старших классах;

• обучить целостному анализу литературного произведения и выявлению своеобразия его художественного содержания на основе анализа художественной формы, причем с опорой не только на знание теории литературы, но и на знания о структуре текстов разных типов и о сис­теме единиц языка, полученные в ходе изучения курса русского языка.

Итак, учебный курс «Слово - образ - смысл: филоло­гический анализ литературного произведения» должен дополнить как историко-хронологическое изучение русской литературы в старших классах (поскольку позволяет перейти от обзорного изучения литературного процесса, творчества отдельных авторов и обзорного изу­чения отдельных произведений к углубленной работе с текстом), так и обобщающе-повторительный курс русского языка в 10-11 классах (поскольку позво­лит систематизировать знания по русскому языку в про­цессе наблюдения над использованием явлений языка в художественной функции).

Концептуальной основой курса является понимание содержания художественного произведения как дина­мической системы, неотъемлемой составной частью которой выступает компетенция читателя. Количество прочитанных произведений само по себе не влияет на качественное изменение читательского опыта; без анали­тических усилий, игнорируя закономерности художест­венной формы, невозможно проникнуть в содержание произведения с должной глубиной.

Основным методологическим принципом, на котором строится учебный курс, является изучение литературного произведения не только как эстетического феномена и в контексте творчества автора и литературного процесса (на чем базируется курс литературы в старших классах средней школы), но и в единстве художественной формы и содержания. Если традиционный «школьный» путь - это движение от интуитивно воспринятого содержания к поискам того, как это содержание обнаруживает себя в тексте, то в данном случае предлагается идти от анализа формы к постижению произведения как смыслового целого.

Одной из задач литературного образования действующие программы по литературе провозглашают обучение школьника анализу литературного произведения на основе понимания специфики литературы как вида искусства. Однако в сознании учащихся знания по теории литературы и читательский опыт зачастую существуют в отрыве друг от друга.

Уровень развития абстрактного мышления учащихся старших классов и объем накопленных ими знаний по истории и теории литературы достаточны для постановки задачи обучения анализу художественного произведения в его эстетической специфике. Однако учащимся стар­ших классов часто недостает владения филологическим метаязыком, аппаратом теоретико-литературных понятий для выражения своих суждений по поводу прочитанного. Кроме того, не знание базовых понятий теории литературы, принципов филологического анализа ил и схоластическое владение ими ведут к обеднению чита­тельского опыта, к тому, что в поле зрения читающих уче­ников оказывается лишь поверхностный слой содержа­ния литературного произведения. Неразвитость аналитических навыков препятствует и развитию читательской интуиции. Таким образом, в рамках данного учебного курса учащимся предлагается «пересмотреть» прочитан­ные в прошлом произведения под новым углом зрения, на основе обобщенных знаний по теории литературы, а также научиться самостоятельно находить глубинный уровень содержания произведения и соотносить его с ли­тературным процессом. В целом задачу курса можно определить как подготовку квалифицированного читателя, умеющего работать с художественным текстом, вести филологический поиск.

Занятия в соответствии с программой курса предполагают:

• повторение теоретико-литературных понятий, изученных В 5-9 классах, углубление и обогащение понимания литературоведческих терминов с учетом нового объема знаний по истории русской литературы и с учетом расширенного круга чтения;

• углубленное изучение теоретико-литературных понятий, необходимых для изучения основного курса литературы в 10-11 классах;

• знакомство с образцами филологического анализа, опирающегося на изучаемые теоретико-литературные понятия; фрагментарное изучение образцов литературоведческих работ;

• выполнение упражнений, помогающих соотнести знание теоретико-литературных понятий с практикой филологического анализа, с целью отработки как отдельных составляющих навыка, так и навыка целостного анализа художественного текста в предложенном аспекте;

• обучение самостоятельному анализу литературно-­художественных произведений и их фрагментов в единст­ве формы и содержания;

• обучение самостоятельной аргументированной эсте­тической оценке произведения;

• выполнение учениками устных и письменных иссле­довательских работ по отдельным аспектам литературо­ведческого анализа, а также по целостному анализу про­изведений разных типов;

• написание сочинений литературоведческого характе­ра, опирающихся на знания по теории литературы и навыки самостоятельного анализа литературных произве­дений.

Отбор литературного материала для развития навыков филологического анализа определяется следующими принципами:

• выбор произведений соотнесен с требованиями феде­рального компонента государственного стандарта общего образования (полное среднее образование, профильный уровень);

• курс не ставит задачи полного повторения и целостно­го анализа всех изученных ранее литературных произведений, поэтому отбор литературного материала обусловлен необходимостью развития навыков самостоятельного анализа текста в связи с конкретными теоретико-литературными понятиями; в программу включены лишь те произведения, которые представляются наиболее «удобными» для рассмотрения тех или иных эстетических явлений; для каждого раздела программы отбираются произведения, в наибольшей степени соответствующие образовательным задачам данного раздела;

для иллюстрации теоретико-литературных понятий используются по возможности те литературные произведения, которые должны быть изучены (в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования) до 10 класса; однако в ряде случаев по необходимости привлекаются и произведения, предназначенные для изучения в 11 классе.

Структура курса определяется его целями и задачами, а также базовыми методологическими и методическими принципами. Исходя из конкретных условий, учитель может изменять порядок изучаемых тем, сохраняя при этом ведущий принцип: от анализа художественной фор­мы - К анализу содержания литературного произведе­ния. Задачи, которые ставятся в рамках данного курса, могут быть решены в разном объеме - в зависимости от степени подготовленности аудитории и возможности учебного времени.

Состав УМК:

Чертов В.Ф. Виноградова Е.М., Яблоков Е.А., Антипова А.М. Программа элективного курса «Слово - образ - смысл: филологический анализ литературного произведения» (в сб. Программы элективных курсов. Литература. 10-11 классы. Профильное обучение. - 2-е издание, доработанное. - М.: Дрофа, 2005)

Чертов В.Ф., Виноградова Е.М., Яблоков Е.А., Антипова А.М. Слово - образ - смысл: филологический анализ литературного произведения. 10-11 классы: методическое пособие. - М.: Дрофа, 2007.

Чертов В.Ф., Виноградова Е.М., Яблоков Е.А., Антипова А.М. Слово - образ - смысл: филологический анализ литературного произведения. 10-11 классы: учебное пособие. - М.: Дрофа, 2008.





Содержание элективного курса

ПЕРВЫЙ ЭТАП (10 класс)

На этом этапе учащиеся должны научиться представлять литературное произведение как эстетический фено­мен, художественная ценность которого определяется единством формы и содержания.

Введение

Задачи и принципы филологического анализа литера­турного произведения,- Многослойность содержания про­изведения. Филологический анализ как способ выявления глубинного содержания текста. Целостный анализ литера­турного произведения и анализ под определенным углом зрения (проблематика, сюжет, система персонажей и др.).

1. Художественное произведение как образ

Главные задачи. Обобщить представления учеников о соотношении художественного произведения и объек­тивной реальности, о художественном образе как специ­фической форме мышления и представления информа­ции, о формах проявления образной природы литератур­ного произведения.

Рассматриваемые проблемы и понятия. Художественная литература как вид искусства. Соотношение жизненной правды и художественного вымысла. Художественный образ. Прототип. Художественная условность. Художест­венный мир. Единство художественной формы и художе­ственного содержания. Система образов произведения (образ персонажа, образ среды, образ пространства, обра­зы предметов). Типы отношений между образами («двойничество», антагонизм и т. п.).

Задания, направленные на формирование навыков ана­лиза текста. Сопоставление документального и художест­венного текстов на сходную тему. Сопоставление реаль­ных фактов и их изображения в художественном произве­дении. Выявление в произведении образов разных видов.

Темы для обсуждения. Описание Пугачева в «Исто­рии Пугачева» и «Капитанской дочке» А. С. Пушкина. Изображение Бородинской битвы в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино». Персонажи комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» и их прототипы. Система образов в стихотворении А. С. Пушкина «Анчар». Худо­жественный мир М.Ю.Лермонтова. Художественный мир романа М .Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

2. Художественная форма

Главные задачи. Сформировать у учащихся представ­ления о необходимости анализа художественной формы для выявления глубинного содержания художественного произведения; обобщить представления о стиле как уникальной совокупности художественных средств, определяющих образную природу произведения.

Рассматриваемые проблемы и понятия. Художествен­ный стиль. Идиостиль. Метафорический характер ху­дожественного мира (пространства и времени, сюжета, образа персонажа, системы персонажей и др.). Психоло­гизм. Художественный документализм. Гротеск. Стили­зация. Пародия.

  • Задания, направленные на формирование навыков ана­лиза текста. Определение своеобразия стиля данного ху­дожественного произведения и данного автора. Обнару­жение общих художественных приемов в произведениях двух (нескольких) авторов. Выявление признаков стили­зации, пародии в произведении. Обнаружение конкрет­ных стилевых явлений (психологизм, гротеск, документализм и др.) в произведении и выявление их художествен­ной функции.

Темы для обсуждения. Своеобразие стиля М. Ю. Лер­монтова. Фольклорные традиции в «Руслане и Людми­ле» А. С. Пушкина и «Песне про царя Ивана Василье­вича, молодого опричника и удалого купца Калашнико­ва» М.Ю.Лермонтова. Признаки пародии в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Особенности психо­логизма романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего време­ни» и романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Функции снов в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Гротеск в «Истории одно­го города» М. Е. Салтыкова-Щедрина.

3. Произведение как событие рассказывания

Главные задачи. Обобщить представления учащихся о художественной речевой коммуникации, о тексте как по­среднике между автором и читателем, о роли автора и чи­тателя в создании смыслового целого, о формах взаимо­действия автора, текста и читателя.

Рассматриваемые проблемы и понятия. Произведение и текст. Автор - текст - читатель. Автор и повествователь. «Точка зрения» и речевая композиция текста. Типы по­вествования (от первого, второго, третьего лица, автобио­графическое, хроникерское, объективированное). Сказ как особый тип повествования. Образ повествователя. Адресат реальный (читатель) и условный. Модели услов­ного адресата. Типы отношений между повествователем и адресатом. Формы повествования (установка на устную или письменную речь, стандартизированные речевые жанры как способ организации повествования: дневник, эпистолярная форма, мемуары и др.). Диалог и монолог.

Задания, направленные на формирование навыков ана­лиза текста. Определение типа повествования в конкрет­ном художественном тексте. Обнаружение признаков сказа. Определение типа повествователя в его отношении к биографическому автору и образу читателя. Выявление средств создания образа повествователя. Определение модели условного адресата и выявление средств создания образа адресата. Выявление пространственного, времен­ного, идеологического и фразеологического признаков «точки зрения» в произведении. Распознавание и опреде­ление эстетической функции речевого жанра, на основе которого строится текст произведения. Определение ти­пов и роли монологов и диалогов в произведении. Темы для обсуждения. Способы повествования и чере­дование «точек зрения» в романе М. Ю. Лермонтова «Ге­рой нашего времени». Повествователь и слушатели в рас­сказе А. П. Чехова «Крыжовник». Средства создания об­раза повествователя в рассказе Л.Н.Толстого «После бала». Признаки сказа в «Левше» Н. С. Лескова. Смысл использования формы послания (письма) в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и в романе Ф. М. До­стоевского «Бедные люди». Образ адресата в послании «К Чаадаеву» А. С. Пушкина. Роль монологов и диалогов в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» и в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

4. Композиция произведения

Главная задача. Сформировать у учащихся представле­ния о композиции художественного текста как средстве организации художественного мира, выявления его рит­мической природы.

Рассматриваемые проблемы и понятия. Архитектоника текста. Композиция повествования. Способы авторского членения текста. Цикл как композиционная форма. Ретроспективная композиция. Фабульная композиция. «Вершинная» композиция в романтическом произведе­нии. Внефабульные элементы (вставные тексты [вставная новелла, повесть, песни, стихи, сны, дневники, письма и пр.], лирические отступления и т. п.). Паратекстовые элементы: заглавие, эпиграф, посвящение, предисловие, послесловие, примечания, приложения и пр. «Сильные позиции» текста.

Задания, направленные на формирование навыков ана­лиза текста. Выявление композиционных единиц текста. Выявление основного принципа членения текста и его эстетической функции. Определение признаков компо­зиции повествования в данном произведении и художест­венной роли такой композиции. Обнаружение ретро­спективной композиции. Выявление элементов сюжета и последовательности их расположения в тексте. Выявление своеобразия начала и финала произведения. Анализ пара- текстовых элементов.

Темы для обсуждения. Трехчастный замысел поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души». Закономерности членения текста на главы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Эстетический эффект организации повествования I помощью онегинской строфы в романе А. С. Пушкинм «Евгений Онегин». Членение на повести в романс М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». «Записки охотника» И. С. Тургенева как пример циклизации. Сю­жет и фабула в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашею времени». Нарушение единства действия и функции по­бочных сюжетных линий в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Проблема выделения узловых элементов фабулы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Вне- фабульные (внесюжетные) элементы в романе А. С. Пуш­кина «Евгений Онегин». Портрет главного героя в романе М. Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Интерьер в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Лирические отступ­ления в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Содержание и эстетические функции повести о капитане Копейкине в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Песни в драме А. Н. Островского «Гроза». Содержание и эстетические функции эпилога (гл. 28) в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Смысл названия поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души». Художественные функции эпиграфов в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Роль авторских при­мечаний и «Отрывков из путешествия Онегина» в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Начало и конец ро­мана А. С. Пушкина «Евгений Онегин» на фоне повест­вовательной традиции. Мотив падения в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Целостный анализ ком­позиции романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

5. Художественная речь

Главные задачи. Углубить и систематизировать пред­ставления учащихся о зависимости художественного со­держания от языковых средств, использованных в лите­ратурном тексте, об эстетической функции речи; совер­шенствовать навык обнаружения в тексте произведения языковых явлений в их эстетической функции.

Рассматриваемые проблемы и понятия. Эстетическая функция языка художественной литературы. Признаки художественной речи. Проза и поэзия. Стихотворение в прозе. Ритмическая проза. Ритмометрические характе­ристики стихотворной речи. Системы стихосложения (силлабическая, тоническая, силлабо-тоническая). Сто­на. Пиррихий, спондей. Стихотворные размеры двуслож­ные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест). Дольник. Верлибр (свободный стих). Вольный стих. Рифма, виды рифмы (мужская, женская, дактили­ческая и др.). Белый стих. Строфа. Способы рифмовки (парный, перекрестный, кольцевой и др.). Некоторые классические виды строф (катрен, терцина, октава, оне­гинская строфа). Образный потенциал поэтической речи. Изобразительно-выразительные средства языка художе­ственного произведения. Тропы и риторические фигуры (эпитет и виды эпитетов, сравнение и виды сравнений, метафора, олицетворение, метонимия, аллегория, анти­теза, оксюморон, гипербола, литота, анафора, эпифора, инверсия, градация, эвфония, аллитерация, звукоподра­жание). Гротеск. Уровни анализа языка художественно­го произведения. Языковая оппозиция. Семантическое поле. Тематическое поле. Ключевые слова текста. Имя собственное в художественном тексте. Имя персона­жа. Художественные функции стилистически окрашен­ных групп лексики (диалектизмы, просторечие, варва­ризмы, жаргонизмы, неологизмы, историзмы, архаизмы и др.). Поэтизмы. Изобразительные возможности фоне­тических и грамматических ресурсов языка. Изобрази­тельные возможности лексических и грамматических аномалий.

Задания, направленные на формирование навыков ана­лиза текста. Выявление ритмических параметров стихо­творного текста и определение их эстетической значи­мости в данном произведении. Обнаружение основных языковых оппозиций в фонетическом, лексическом и грамматическом строе стихотворного текста и фрагмента прозаического текста. Выявление ключевых слов и се­мантических полей в стихотворном тексте. Обнаружение стилистически окрашенных групп лексики и характерис­тика их роли в художественном тексте. Анализ семантики и художественных функций антропонимов и топонимов. Обнаружение тропов и риторических фигур в стихотво­рении и фрагменте прозаического текста; определение типов эпитетов, сравнений, метафор. Сравнение исполь­зования тропов одного вида в произведениях разных ав­торов. Темы для обсуждения. Прозаические басни Ж. де Лафонтена и стихотворные басни И. А. Крылова. Признаки художественной речи в «Записках охотника» И. С. Турге­нева (на примере описаний природы). Особенности языка романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин- Языковые особенности романтического стиля в стихо­творении В. А. Жуковского «Море». Особенности языки прозы Н. В. Гоголя (на примере первой главы поэмы «Мертвые души»). Анализ метрических особенностей мо­нолога «А судьи кто?..» из комедии А. С. Грибоедова «Го­ре от ума», одной строфы из романа А. С. Пушкина «Ей гений Онегин», стихотворений «Ворон к ворону летит...», «Бесы», «Мадонна» А. С. Пушкина; «И скучно и груст­но...», «Смерть поэта», «Шотландская песня» М. Ю. Лер­монтова; «Не жалею, не зову, не плачу...» С. А. Есенина и др. Выявление изобразительных средств и приемов и анализ их эстетической функции в художественных про­изведениях (стихотворения «Зимнее утро», «Осень» А. С. Пушкина; «Парус», «Сон», «Выхожу один я на доро­гу...» М. Ю.Лермонтова; «Запевка» И. Северянина; «Мой день беспутен и нелеп....» М. И. Цветаевой и др.). Линг­вистический анализ стихотворений «Пророк», «На хол­мах Грузии лежит ночная мгла...» А. С. Пушкина; «Когда волнуется желтеющая нива...» М. Ю. Лермонтова; «Фев­раль. Достать чернил и плакать...» Б. Л. Пастернака; «Не­знакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека...» А. А. Блока; «Хорошее отношение к лошадям» В. В. Маяковского и др. Лингвистический анализ отрывков из прозаических произведений (лирического отступления о птице тройке из поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»; заключительно­го монолога Катерины из драмы А. Н. Островского «Гро­за»; внутреннего монолога Раскольникова из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»; сна Николеньки Болконского из романа Л.Н.Толстого «Война и мир»; заключительной части эпилога из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» и др.).

6. Художественное содержание

Главные задачи. Сформировать у учащихся навык фор­мулировать свое представление о содержании произведе­ния в литературоведческих категориях; развить умение определять тематику, проблематику произведения, его идейно-эмоциональное содержание (образ автора).

Рассматриваемые проблемы и понятия. Художественное содержание и художественная форма. Единство содер­жания и формы. Художественное своеобразие произве­дения. Тема как предмет речи и тематика как круг отображаемых явлений. Проблематика. Типология проб­лем: нравственная, философская, социально-историче­ская проблематика (человек в его отношении к обществу, природе, универсуму; взаимоотношения поколений; че­ловек и время; человек и нация; духовные поиски, про­блемы смысла жизни). Исторически конкретные и веч­ные проблемы («сквозные темы»). Система конфликтов произведения; основной конфликт. Внешний конфликт и внутренний конфликт. Коллизия. Идейно-эмоциональное содержание произведения. Подтекст. Пафос (геро­ический, романтический, сентиментальный, идилличе­ский, трагический, иронический, сатирический и т. п.). Образ автора. Автор биографический и «конципированный». Авторский замысел и авторская позиция в произ­ведении.

Задания, направленные на формирование навыков ана­лиза текста. Определение темы данного произведения и ключевых слов, в которых она обнаруживает себя. Выяв­ление круга проблем произведения и установление их ти­пологии. Сопоставление тематики и проблематику раз­ных произведений. Обнаружение диалектики конкретно- исторического и вечного в произведении. Выявление ве­дущего конфликта произведения в его связи с проблема­тикой, событийным рядом и системой персонажей. Вы­явление системы конфликтов в произведении. Установ­ление авторской позиции по выявленной проблеме и системы авторских оценок. Обнаружение системы средств выражения авторской позиции; сопоставление прямых и непрямых средств выражения авторской пози­ции. Сопоставление позиций персонажа, повествователя и автора. Определение пафоса данного произведения (группы произведений).

Темы для обсуждения. «Вечные» темы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Философская пробле­матика творчества М.Ю.Лермонтова. Трагизм миро­восприятия лирического героя поэзии Ф.И.Тютчева. Нравственная проблематика поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души». Соотношение внешнего и внутреннего конфликтов в драме А. Н. Островского «Гроза». Роль подтекс­та в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад». Авторский за­мысел и творческая история романа Ф. М.Достоевского «Преступление и наказание». Авторская позиция и спо­собы ее выражения в романе М. Ю.Лермонтова «Герои нашего времени». Основной пафос поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души».

Итоговая работа.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Средства контроля и формы организации учебного процесса и их сочетание

Занятия в соответствии с программой курса предполагают:

  • работу с текстом;

  • сопоставительный анализ документального и художественного текстов;

  • устные и письменные формы анализа эпизода, главы, части произведения;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

  • изучение теоретико-литературных понятий, необходимых для изучения основного курса литературы в 10-11 классах;

  • анализ образной системы небольшого по объёму произведения;

    знакомство с образцами филологического анализа, опирающегося на изучаемые теоретико-литературные понятия;

  • фрагментарное изучение образцов литературоведческих работ;

    выполнение упражнений, помогающих соотнести знание теоретико-литературных понятий с практикой филологического анализа;

  • обучение самостоятельному анализу литературно-­художественных произведений и их фрагментов в единст­ве формы и содержания;

  • обучение самостоятельной аргументированной эсте­тической оценке произведения;

    выполнение учениками устных и письменных иссле­довательских работ по отдельным аспектам литературо­ведческого анализа, а также по целостному анализу про­изведений разных типов;

  • составление тезисного плана сочинения;

    написание сочинений литературоведческого характе­ра, опирающихся на знания по теории литературы и навыки самостоятельного анализа литературных произве­дений;

  • выполнение заданий тестового типа.

Итоговая работа представляет собой многокомпонентный анализ литературного произведения в соответствии с основными разделами курса:

Материалом для анализа являются рассказы писателей ХХ века.

Требования к уровню подготовки учащихся:

В в результате работы по программе курса «Слово- образ-смысл: филологический анализ литературного произведения» учащиеся должны:

  • повторить и систематизировать знания по теории ли­тературы, иметь ясные представления о значении литера­туроведческих терминов в объеме, предусмотренном про­граммой;

  • осуществлять анализ художественного произведения или группы произведений в заданном аспекте (образ пер­сонажа, сопоставительная характеристика персонажей, подсистема персонажей, художественная деталь, портрет, пейзаж, эпизод, своеобразие сюжета и композиции, ав­торская позиция и средства ее выражения, авторское от­ношение к герою, жанровое своеобразие произведения и др.), а также производить целостный анализ произведе­ний разных родов, жанров и направлений;

  • строить письменное высказывание (сочинение) на ос­нове анализа художественного произведения.

Календарно-тематическое планирование





11.09

18.09

11.09

18.09

Художественное произведение как образ.

Проблемы, понятия. Жизненная правда и художественный вымысел. Формы проявления образной природы литературного произведения. Прототип, Художественный мир.

Уметь соотносить художественное произведение с объективной реальностью. Выражать свои суждения по теме. Понимать содержание художественного произведения как динамической системы. Анализировать текст, выявлять в произведении образы разных видов. Работать с текстом.

Составление вопросов по содержанию урока.

4-7

25.09

02.10

09.10

16.10

25.09

02.10

09.10

16.10

Художественная форма: своеобразие стиля М.Ю. Лермонтова, фольклорные традиции в «Руслане и Людмиле» и «Песне про купца Калашникова» Признаки пародии.

Художественный стиль, Идиостиль. Метафорический характер художественного произведения. Психологизм. Художественный документализм. Гротеск.

Стилизация .Пародия.



Анализировать текст. Определять своеобразие стиля художественного произведения . Сравнивать два художественных произведения. Выявлять признаки стилизации, пародии в произведениях. Обнаруживать конкретные стилевые явления, выявлять их художественные функции.

Работа с текстом.

Произведение как событие рассказывания. 6 часов.

8

23.10

23.10

Художественная речевая коммуникация

Способы повествования и чередования «точек зрения в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».





Произведение и текст. Автор - текст -читатель. Типы повествования( от первого, второго, третьего лица, автобиографическое, хроникерское, объектированное) Способы организации повествования.

Определять тип повествования в конкретном художественном тексте

Распознавать и определять эстетическую функцию речевого жанра

Работа с текстом

9

30.10

30.10

Образ повествователя. Повествователь и слушатели в рассказе Л.Н.Толстого «После бала»

Тип повествователя. Средства создания образа повествователя.

Определять тип повествователя в его отношении к биографическому автору и образу читателя.

Ответы на вопросы

10

13.11

13.11

Сказ как особый тип повествования. Признаки сказа в «Левше» Н.С. Лескова.

Сказ. Признаки сказа.

Обнаруживать признаки сказа. Работать с текстом произведения.

Взаимопроверка по составленным вопросам.

11

20.11

20.11

Адресат. Образ адресата в послании «К Чаадаеву» А.С.Пушкина. Типы отношений между повествователем и адресатом.

Адресат реальный и условный. Модели условного адресата.

Определять модели условного адресата. Выявлять средства создания образа адресата. Устанавливать типы отношений между повествователем и адресатом.

Самостоятельная работа

12

27.11

27.11

Диалог и монолог. Роль монологов и диалогов в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Типы диалога и монолога.

Определять типы и роль монологов и диалогов в произведении.

Выразительное чтение.

Композиция произведения 8часов

13-15

04.12

11.12

18.12

04.12

11.12

18.12

Эстетический эффект организации повествования с помощью онегинской строфы. Содержание и эстетические функции повести о капитане Копейкине в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»и эпилога (гл.28) в романе И,С, Тургенева «Отцы и дети».

Эстетика. Онегинская строфа. Эпилог.

Выявлять основные принципы членения текста и его эстетическую функцию.

Ответы на вопросы.

16

25.12

25.12

Композиция повествования. Способы авторского членения текста. Членение на повести в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» «Записки охотника» как пример циклизации. Узловые элементы фабулы в романе «Евгений Онегин»

Цикл. Ретроспективная композиция. Фабульная композиция. Внефабульная композиция

«Вершинная»композиция

Выявлять основные принципы членения текста . Определять признаки композиции повествования и художественной роли такой композиции. Обнаруживать ретроспективную композицию.

Работа с текстами.

II ПОЛУГОДИЕ (19 недель × 1 час =19 часов)

17

15.01

15.01

Композиция повествования. Способы авторского членения текста. Членение на повести в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» «Записки охотника» как пример циклизации. Узловые элементы фабулы в романе «Евгений Онегин»

Цикл. Ретроспективная композиция. Фабульная композиция. Внефабульная композиция,

«вершинная»композиция

Выявлять основные принципы членения текста . Определять признаки композиции повествования и художественной роли такой композиции. Обнаруживать ретроспективную композицию.

Работа с текстами.

18-19

22.01

29.01

22.01

29.01

Паратекстовые элементы. Смысл названия поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». Художественные функции эпиграфов в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Роль авторских примечаний.

Паратекстовые элементы ( заглавие, эпиграф, посвящение, предисловие, послесловие и т. д.

Анализировать паратекстовые элементы .

Ответы на вопросы.

20

05.02

05.02

Целостный анализ композиции романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Композиционные единицы текста. Начало и конец произведения. Мотивы.

Анализировать текст.



Художественная речь 8 часов.

21-22

12.02

19.02

12.02

19.02

Эстетическая функция языка художественной литературы. Признаки художественной речи. Признаки художественной речи в «Записках охотника И.С.Тургенева. Особенности языка романа в стихах А.С.Пушкина. «Евгений Онегин».

Художественная речь. Эстетическая функция.

Выявлять особенности речи, ритмические параметры стихотворного текста и определять их эстетическую значимость

Выразительное чтение.

23-25

26.02

05.03

12.03

26.02

05.05

12.03

Проза и поэзия. Стихотворные размеры двусложные ,трехсложные. Рифма. Ритмическая проза. Ритмометрические характеристики стихотворной речи . Уровни анализа языка художественного произведения.

Размер стиха. Рифма. Вольный стих. Строфа. Тропы. Языковая оппозиция.

Определять размер стиха. Обнаруживать основные языковые оппозиции в фонетическом, лексическом, грамматическом строе стихотворного текста.

Самостоятельная работа с текстом .

26-28

19.03

02.04

09.04

19.03

02.04

09.04

Системы стихосложения. Изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения. Семантическое поле.

Ключевые слова текста. Стилистически окрашенные группы лексики. Поэтизмы. Антропонимы. Топонимы.

Обнаруживать ключевые слова. Производить анализ семантики и художественных функций антропонимов и топонимов. Сравнивать использование тропов одного вида в произведениях разных авторов.

Практикум.

Художественное содержание 4 часа

29-30

16.04

23.04

16.04

23.04

Художественное содержание и художественная форма. Единство содержания и формы. Проблематика. Типология проблем: нравственная, философская, социально- историческая. «Сквозные темы»

Содержание и форма. Проблемы.

Выявлять круг проблем произведения и устанавливать их типологию. Обнаруживать диалектику конкретно-исторического и вечного в произведении.

Анализ содержания произведений.

31-32

30.04

07.05

30.04

07.05

Основной конфликт. Внешний и внутренний конфликт. Коллизия. Драма А.Н.Островского «Гроза»

Конфликт. Соотношение внешнего и внутреннего конфликта.

Выявлять системы конфликтов в произведении. Устанавливать авторскую позицию по выявленной проблеме.

Работа с текстом

33-34

14.05

21.05

14.05

21.05

Образ автора. Автор биографический и «конципированный» Авторский замысел и авторская позиция в произведении. Авторский замысел и творческая история романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Основной пафос поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души».

Автор . Авторская позиция. Система средств выражения авторской позиции: прямые и непрямые.

Устанавливать авторскую позицию по выявленной проблеме. Сопоставлять позицию персонажа, повествователя и автора и устанавливать способы ее выражения. Определять пафос произведения.

Анализ произведений.

35

28.05

28.05

Итоговый урок. Повторение изученного по теме элективного курса «Слово- образ- смысл: филологический анализ литературного произведения».







Контрольно-измерительные материалы

Глава 1. Литературное произведение как образ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ





1. Проверьте, усвоены ли вами теоретические понятия, ис­пользованные в данной главе. Вставьте пропущенные термины

в помещенные ниже высказывания.

Система лингвистических знаков, форма речевого высказы­вания - это -, а смысл высказывания, его содержание, восп­ринятое читателем, - это…. Все элементы художественного произведения, нераздельно слитые с его смыслом, называются . Основные признаки художественного образа - это , ,-, - и др. Система образов произведения включает в себя об­разы времени и пространства, события, персонажей, ...., ....,-, Когда образ предмета выступает как средство создания образа персонажа, тогда говорят о принципе ..., организующем систему образов.

2. Сопоставьте фрагмент из воспоминаний Н. Некрасовой

и стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Последнее свида­ние». В чем Тургенев отступает от реального факта, известного по нескольким документальным источникам, согласно кото­рым свидетелями встречи двух писателей были З.Н. Некрасова и П.В. Анненков? Докажите, что в тургеневском стихотворе­нии в прозе перед нами развернута художественная картина, дано обобщенное художественное осмысление реальных жиз­ненных фактов (а не одного конкретного события), что в нем присутствуют художественные образы, созданные творческой фантазией автора. Как название стихотворения связано с его основной темой и центральным образом - смерти?

«Тургенев... с цилиндром в руках, бодрый, высокий, пред­ставительный, появился в дверях столовой, которая прилегала у нас к передней. Взглянул на Николая Алексеевича и застыл, пораженный его видом. А у мужа по лицу страдальческая судо­рога прошла; видимо, невмоготу ему было бороться с приступа­ми невыразимого душевного волнения... Поднял тонкую, исху­давшую руку, сделал ею прощальный жест в сторону Тургене­ва, которым как бы хотел сказать, что не в силах с ним говорить... Тургенев, лицо которого также было искажено от волнения, молча благословил мужа и исчез в дверях. Ни слова не было сказано во время этого свидания, а сколько перечувст­вовали оба!» (Тургенев И. С. Полн. собр. соч.: В 15 т. М.; Л., 1967. Т. 13. С. 650).

3. Как соотносятся приведенные ниже словарные значения

слова «образ» с понятием «художественный образ»?

Образ - внешний вид, облик.

Образ - результат познавательной деятельности субъекта, отражение в его сознании предметов, явлений объективной действительности.

Образ - обобщенное художественное отражение действи­тельности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления.

Образ - способ, средство («коренным образом», «таким об­разом»).

Образ - то же, что икона.

  1. В каких произведениях Н. В. Гоголя художественный вымысел проявляется с особой силой и яркостью?

  2. Охарактеризуйте систему образов стихотворения А. С. Пушкина «Цветок». Какие виды образов представлены в произведении? Как соотносятся эти образы с заглавным обра­зом цветка? Определите основной принцип организации образ­ной системы в данном стихотворении.

  3. Как реализуется в стихотворении А. С. Пушкина «Зим­ний вечер» (или «Зимняя дорога», «Зимнее утро») принцип па­раллелизма в построении системы образов?

  4. Какие характерные для романтической поэзии образы на­шли отражение в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Сосед»? Распределите эти образы в соответствии с центральной оппози­цией произведения «внешний мир - внутренний мир героя».

  5. Определите доминанты художественного мира сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Назовите главные образы сказки. Какие предметные образы дополняют характеристику главных героев? Какие изобразительные средства и почему преобладают в сказке?

  6. Какие характерные черты художественного мира Ф. И. Тютчева присутствуют в его стихотворении «Поэзия»? Назовите образы, смысловые оппозиции, изобразительные средства, которые встречаются и в других произведениях поэта. Можно ли утверждать, что в стихотворении «Поэ­зия» непосредственно выражена тютчевская эстетическая по­зиция?

  1. На конкретных примерах из произведений Н. В. Гоголя продемонстрируйте такие особенности художественных обра­зов, как экспрессивность, самодостаточность, неисчерпаемость и парадоксальность.

  2. Приведите примеры художественных произведений, в которых создается образ творческого процесса, изображаете состояние поэтического вдохновения.

  3. В каких произведениях литературы XX века художественный вымысел проявился с максимальной полнотой и яркостью? Чем это могло быть обусловлено?

Глава 2. Художественная форма

ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Своеобразие стиля М. Ю. Лермонтова

1. Докажите, что стремление к активному действие как одна из наиболее характерных черт лермонтовского героя (в том числе и лирического героя) находит подтверждение в ярко выраженной сюжетности - одной из стилевых доминант лермонтовского творчества.

  1. Приведите примеры произведений Лермонтова, в которых преобладает описательность.

  2. Чем объясняется особый интерес Лермонтова к внутреннему миру своего героя? Каким предстает этот мир в лирических произведениях поэта, поэмах «Мцы­ри» и «Демон», романе «Герой нашего времени»?

  3. С какой целью Лермонтов в целом ряде своих произведений использует форму исповеди героя?

  4. Почему в лермонтовском творчестве почти совсем отсутствует фантастика? Как это связано с художествен­ной концепцией поэта?

  5. Как соотносятся в творческом наследии Лермонто­ва поэзия и проза? Что преобладает?

  6. Сопоставьте ранние («Парус», «Монолог») и более поздние («И скучно и грустно», «Родина») стихотворе­ния поэта. В каком смысле можно говорить об эволюции художественного стиля Лермонтова?

  7. Как вы объясните преобладание в лермонтовской поэзии и романе «Герой нашего времени» риторичности, проявляющейся в обилии обращений, вопросов, воскли­цаний, повторов?

  8. Каково соотношение монологизма и многоголосия в творчестве Лермонтова? Что преобладает, монологизм или многоголосие (полифонизм) в поэме «Мцыри», рома­не «Герой нашего времени»?

10. Докажите, что сложная композиция в творчестве Лермонтова - один из наиболее активных элементов поэтики, характерный признак стиля поэта. Приведите примеры произведений поэта (лирических, лироэпических, эпических), в которых нарушена хронологическая последовательность в описании событий, используются романтические традиции «вершинной» композиции.

2. Художественная функция исторических документов в романе

Л. Н. Толстого «Война и мир»

1. Познакомьтесь с историей создания романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Обратите внимание на то, что писатель при воссоздании исторических событий чаще всего опирался на источники, с которыми был не согласен, вступал с их авторами в полемику: «История консульства и империи» А. Тьера, «Описание первой войны императора Александра с Наполеоном, в 1805 го­ду», «Описание второй войны императора Александра с Наполеоном, в 1806 и 1807 годах» и «Описание Отечест­венной войны в 1812 году» А. И. Михайловского-Дани­левского, «История Отечественной войны 1812 года по достоверным источникам» М. Богдановича и др. Как вы Думаете, почему Толстой в большей степени доверял свидетельствам современников описываемых в романе событий, многое использовал, например, из «Материа­лов для истории современных войн» и «Дневника парРабочая программа по элективному курсу В.Ф.Чертова Слово - образ - смысл: филологический анализ литературного произведения (10 класс)тизанских действий» Д. В. Давыдова, «Записок современника» С. П. Жихарева, других мемуарных источников?

2. В первом томе романа «Война и мир» помещен полный текст приказа Наполеона, в котором говорите» в частности, о победе французской армии при Голлабрунне, где в действительности подлинную победу одержала, по словам писателя, «горсть русских» авангард отряда Багратиона. С какой целью Толстой приводит текст данного приказа? Почему писатель никак не комментирует этот документ? Как авторское отношение к Наполеону проявляется в этом фрагменте романа (том первый, часть третья, глава XIII)? Сопоставьте текст данного приказа с аналогичным документов 1812 года, который помещен писателем в третьем томе (часть вторая, глава XXVI), а также с фрагментами записок Наполеона, сделанных им на острове Святой Елены (том третий, часть вторая, глава XXXVIII). Найдите в статье Толстого «Несколько слов по поводу книги «Война и мир» ответы на сформулированные выше вопросы.

3. Прочитайте «молитву о спасении России от вражеского нашествия» в третьем томе романа (часть первая глава XVIII), в основе которой подлинный исторический документ - «Молитва об изгнании врагов», сочиненная Ф. В. Ростопчиным. Определите художественные функции этого документа в романе. Обратите внимание на то, как воспринимает происходящее в домовой церкви Раз­умовских Наташа Ростова. Сопоставьте данный эпизод с Л прямо следующим за ним эпизодом, в котором Пьер I Безухов знакомится с открытым ему одним из братьев-1 масонов «пророчеством относительно Наполеона», выве­денным из «Откровения Иоанна Богослова» (часть пер­вая, глава XIX). Как исторические источники способствуют реализации авторской задачи - воссоздать «характер того времени»?

4. В третьем томе романа, перед описанием Бородинского сражения, которое дано большей частью в восприятии штатского человека - Пьера Безухова, Толстой приводит «диспозицию сражения», подготовленную Наполеоном (часть вторая, глава XXVII), которую писатель детально разбирает, продолжая при этом вести полемику с французскими историками, восторженно оценивавши­ми этот документ. Описание сражения завершается под­робным анализом психологического состояния Наполе­она и фрагментами из уже упоминавшихся выше его записок (часть вторая, глава XXXVIII). Сопоставьте «диспозицию» и «записки» с точки зрения использова­ния в них глагольных форм: в первом случае - «откро­ют», «двинется», «засыплет», «поставит», «должен быть готов», во втором случае - «должна была бы быть», «об­служивали бы», «провозгласил бы», «присоединил бы», «украли». Какова художественная функция данных до­кументов в третьем томе и в общей концепции романа, в стремлении Толстого каждый исторический факт объ­яснить «человечески», с учетом психологической моти­вировки?

Глава 3. Произведение как событие рассказывания

Тема для обсуждения «Особенности повествования

в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»»

  1. Сколько повествователей в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»? От какого лица ведется повествование? Почему писатель избирает «обезличенный» тип повест­вователя?

  2. Приведите примеры из текста, подтверждающие, что повествование содержит прямые характеристики пе­реживаний разных персонажей, высказывания мировоз­зренческого значения, а также имеет различную эмоцио­нально-оценочную окраску (элегическую, ироническую и др.). Можно ли говорить о близости повествователя к автору? В чем это выражается?

  3. Приведите примеры нарушения временной после­довательности в повествовании. Какова их художествен­ная функция? В чем своеобразие повествования в ретрос­пективной истории Павла Петровича (VII глава)?

  1. Как соотносятся позиции повествователя и персо­нажей? Приведите примеры введения чужого слова в речь повествователя (например, использования несобст­венно-прямой речи).

  2. Какова художественная функция диалогов в рома­не? Проанализируйте диалоги Базарова и Павла Петро­вича (X глава), Базарова и Аркадия (XXI глава), разго­воры Базарова с Одинцовой (ХУП^-XVIII главы). Дока­жите, что диалоги Базарова с Павлом Петровичем и Николаем Петровичем Кирсановыми - это диалоги-дис­куссии (разновидность публичных диалогов). Какова по­зиция повествователя в диалогических сценах?

6. Какую роль в романе играет введение сюжетных параллелизмов (параллелизм сюжетных линий Базарова и Павла Петровича Кирсанова, история любви Базарова и Одинцовой и история страсти Павла Петровича и др.) и лирических отступлений (в финале романа)? Как это поРабочая программа по элективному курсу В.Ф.Чертова Слово - образ - смысл: филологический анализ литературного произведения (10 класс)Рабочая программа по элективному курсу В.Ф.Чертова Слово - образ - смысл: филологический анализ литературного произведения (10 класс)Рабочая программа по элективному курсу В.Ф.Чертова Слово - образ - смысл: филологический анализ литературного произведения (10 класс)Рабочая программа по элективному курсу В.Ф.Чертова Слово - образ - смысл: филологический анализ литературного произведения (10 класс)могает понять диалогический характер отношений между повествователем и автором-творцом?

7. Докажите, что читатель играет важную роль в со­здании смыслового целого, является важнейшим конст­руктивным фактором повествования. Согласны ли вы с тем, что читатель превращается в соучастника непрес­танного диалога, который герой ведет с другими и с са­мим собой?

  1. Какую роль играют в романе обращения повество­вателя к читателю и обозначения типа «мы», «наш Ни­колай Петрович», «наши приятели» и т. п.?

  2. Чем отличается тип повествования в эпилоге (XXVIII глава) от повествовательной манеры романа? Как это связано с задачами выражения авторской субъ­ективности и организации читательского восприятия?

  3. Сделайте вывод об особенностях повествования в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».

Глава 5. «Художественная речь»

Вопросы для обсуждения по теме «Анализ языковых особенностей прозаического текста. Фрагмент рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг», («Картина была чудесная...»)»

1. Как вы думаете, только ли в оценочном значении употребляет И. С. Тургенев слово «чудесная» в начале описания? Выделите слова в переносном значении, ко­торые рисуют природу как живое существо. Выделите слова, которые относятся к тематическому полю тайны, неизвестного. Выделите группу слов со значением не­ точного, приблизительного восприятия, догадки, «по­лузнания». Докажите, что герой-рассказчик ощущает себя на границе обыденного и волшебного, про­странство (земли или неба) нарисовано как таинственное?

2. Выделите существительные, отражающие предметный мир картины ночи.

3. Выделите глаголы, помогающие представить картину окружающей природы не как статическую, Рабочая программа по элективному курсу В.Ф.Чертова Слово - образ - смысл: филологический анализ литературного произведения (10 класс) Рабочая программа по элективному курсу В.Ф.Чертова Слово - образ - смысл: филологический анализ литературного произведения (10 класс)Рабочая программа по элективному курсу В.Ф.Чертова Слово - образ - смысл: филологический анализ литературного произведения (10 класс)находящуюся в непрерывном движении, постоянно меняющуюся. Что именно меняется в этой картине ночной природы?

  1. Докажите, выделив лексику соответствующих тематических полей, что природа дана читателю в бога том чувственном восприятии - не только зрительном но и слуховом, обонятельном. Что слышит читатель? Как пахнет в рассказе «русская летняя ночь»?

  2. Выделите основную тематическую оппозицию в картине ночи. Выделите лексемы, которыми представле­ны поле света и поле тьмы. Докажите, что граница света и тьмы является подвижной. Покажите с помощью ци­тат наступление света и наступление тьмы. Какая фраза, стоящая в середине фрагмента, становится ключом к его образной композиции? Как художественно выражена представленная в этой фразе идея? Как ведет себя свет? Докажите, что свет может быть разным. Покажите, что тьма не является пустой, что она наполнена жизнью. Какие предметы порождаются тьмой?

  3. Как показана граница земли и неба? Является ли она строгой и четкой? Противопоставлены ли картины земли и неба?

  4. Выделите в тексте безличные предложения. Чем объяснить их относительную частотность?

  5. Какие формы глаголов (вид, время) преобладают в тексте? Чем можно объяснить использование этих форм? Образ точечного или длительного времени создает автор? Докажите, что использование глаголов в форме настоя­щего и будущего времени в необычном значении усили­вает эффект присутствия читателя в создаваемой карти­не природы.

  6. Почему в этой части текста повествователь ни разу не употребляет местоимений и глаголов со значением первого лица? Выделите предложения со значением обобщенного деятеля. Докажите, что направление вос­принимающего взгляда постоянно меняется. Проследи­те, чем обусловлено изменение направления взгляда, ка­кова последовательность смены микрокартин.

10. Докажите, что мир в этой картине предстает в

форме все расширяющегося круга. Какие слова и слово­сочетания помогают формированию этого образа?

Вспомните содержание рассказа в целом и до­вейте, что представленный в этом фрагменте пейзаж­ей образ приобретает переносное значение и может быть понят как метафора внутреннего мира мальчиков - персонажей этого рассказа.

12. Как, на ваш взгляд, языковые средства, ис­пользованные в данном фрагменте текста, служат для (создания реалистически точного или символически обоб­щенного образа природы?

Обобщите свои наблюдения, построив ответ как (микросочинение о мастерстве Тургенева в создании словесного пейзажа.

.

ИТОГОВАЯ РАБОТА

Итоговая контрольная работа может быть проведена в форме традиционного сочинения, тема которого связана с изученным материалом, однако предпочтительнее выполнение аудиторной исследовательской работы, включающей несколько заданий, проверяющих уровень сформированных навыков анализа литературного произведения в рассмотренных аспектах и попутно закрепляющих способы овладения методикой филологического анализа, предлагаемой в учебном пособии: от наблюдений над художественной формой произведения - к

интерпретации его содержания.

Учащимся предлагается художественный текст:

(1)Илья Ильич встанет утром часов в девять, иногда увидит сквозь решетку

забора мелькнувший бумажный пакет под мышкой, уходящего в должность братца, потом примется за кофе. (2)Кофе всё такой же славный, сливки густые, булки сдобные, рассыпчатые.

(3)Потом он примется за сигару и слушает внимательно, как тяжело кудахтает наседка, как пищат цыплята, как трещат канарейки и чижи. (4)Он не велел убирать их. (5) "Деревню напоминают, Обломовку", - сказал он.

(6)Потом сядет дочитывать начатые на даче книги, иногда приляжет небрежно с книгой на диван и читает.

(7)Тишина идеальная: пройдет разве солдат какой-нибудь по улице или кучка

мужиков, с топорами за поясом. (8)Редко-редко заберется в глушь разносчик и, остановясь перед решетчатым забором, с полчаса горланит: "Яблоки, арбузы астраханские" - так, что нехотя купишь что-нибудь.

(9)Иногда придёт к нему Маша, хозяйская девочка, от маменьки, сказать, что

грузди или рыжики продают: не велит ли он взять кадочку для себя, или зазовёт он к себе Ваню, ее сына, спрашивает, что он выучил, заставит прочесть или написать и посмотрит, хорошо ли он пишет и читает.

(10)Если дети не затворят дверь за собой, он видит голую шею и мелькающие, вечно движущиеся локти и спину хозяйки.

(11)Она всё за работой, все что-нибудь гладит, толчет, трёт и уже не

церемонится, не накидывает шаль, когда заметит, что он видит ее сквозь

полуотворенную дверь, только усмехнётся и опять заботливо толчёт, гладит и трёт на большом столе.

(12)Он иногда с книгой подойдёт к двери, заглянет к ней и поговорит с

хозяйкой.

(13)- Вы всё за работой! - сказал он ей однажды.

(14)Она усмехнулась и опять заботливо принялась вертеть ручку кофейной

мельницы, и локоть её так проворно описывал круги, что у Обломова рябило в глазах.

(15)- Ведь вы устанете, - продолжал он.

(16)- Нет, я привыкла, - отвечала она, треща мельницей.

(17)- А когда нет работы, что ж вы делаете?

(18)- Как нет работы? Работа всегда есть, - сказала она. - Утром обед готовить,

после обеда шить, а к вечеру ужин.

(19)- Разве вы ужинаете?

(20)- Как же без ужина? (21)Ужинаем. (22)Под праздник ко всенощной ходим.

(23)- Это хорошо, - похвалил Обломов. (24)- В какую же церковь?

(25)- К рождеству: это наш приход.

(26)- А читаете что-нибудь?

(27)Она поглядела на него тупо и молчала.

(28)- Книги у вас есть? - спросил он.

(29)- У братца есть, да они не читают. (30)Газеты из трактира берём, так

иногда братец вслух читают... да вот у Ванечки много книг.

(31)- Ужель же вы никогда не отдыхаете?

(32)- Ей-богу, правда!

(33)- И в театре не бываете?

(34)- Братец на святках бывают.

(35)- А вы?

(36)- Когда мне? (37)А ужин как? - спросила она, боком поглядев на него.

(38)- Кухарка может без вас...

(39)- Акулина-то! - с удивлением возразила она. (40)- Как же можно? (41)Что

она сделает без меня? (42)Ужин и к завтрему не поспеет. (43)У меня все ключи.

(44)Молчание. (45)Обломов любовался её полными, круглыми локтями.

(46)- Как у вас хороши руки, - вдруг сказал Обломов, - можно хоть сейчас

нарисовать.

(47)Она усмехнулась и немного застыдилась.

(48)- Неловко с рукавами, - оправдывалась она, - нынче ведь вон какие пошли

платья, рукава все выпачкаешь.

(49)И замолчала. (50)Обломов тоже молчал.

(51)- Вот только домелю кофе, - шептала про себя хозяйка, - сахар буду

колоть. (52)Ещё не забыть за корицей послать.

(53)- Вам бы замуж надо выйти, - сказал Обломов, - вы славная хозяйка.

(54)Она усмехнулась и стала пересыпать кофе в большую стеклянную банку.

Задания:

1. Определите вид эпизода.

2. Какие стороны характера героя раскрываются?

3. Как и с какой целью автор использует изобразительно-выразительные

средства?

4. Каков пафос предложенного отрывка?

5. Место эпизода в развитии сюжета и композиции.

6. Определите тему и проблему произведения, которые получили в эпизоде

своё развитие.

7. Вопросы, касающиеся роли диалога (по выбору учителя): Какую функцию

выполняет диалог (информативную, психологическую)? Когда происходит диалог?

Какие события ему предшествовали? Влияет ли участники разговора на ход

беседы? Содержатся ли комментарии повествователя, описывающего поведение

участников диалога? Каковы содержание и эмоциональные характеристики реплик

персонажей? Что меняется в их поведении и эмоциональном состоянии? Определите

тип диалога.

8.Определите тип связи в словосочетаниях: «сядет дочитывать», «начатые на

даче», «круглыми локтями», «приляжет небрежно», «локоть ее», «с удивлением

возразила», «шептала про себя», «в большую банку».

9. К какой лексической группе относятся слова «кудахтает», «горланит», «к

завтрему»?

10.Одинаково ли значение имени прилагательного «славный (-ая) в данном

контексте: « Кофе всё такой же славный»(2) и «вы славная хозяйка»(53)?

11.Какова часть речи «сквозь» (1), «под мышкой» (1), «разве» (7),

«остановясь» (8), «что-нибудь» (8),»ужель» (31), «нынче» (48), «замуж»(53)?

12.Из предложений 10 -14 выписать слово(-а) с чередующейся гласной в корне

слова.

13.Определите вид придаточных предложений 3, 10.

14.Определите тип подчинения в предложениях 3, 10.

15.Определите вид односоставных предложений: «Как нет работы»? (18), 21,

22, 26, 44, 52.

16. Укажите номера двух неполных предложений.

17. Объясните роль двоеточия в 25 предложении.

















Учебно-методические средства обучения

Основная литература:

Чертов В.Ф. Слово - образ - смысл: филологический анализ литературного произведения. 10-11 классы: методическое пособие/ В.Ф.Чертов, Е.М.Виноградова, Е.А. Яблоков, А.М.Антипова; под ред. В.Ф.Чертова.- М.: Дрофа, 2007.-190с.

Чертов В.Ф. Слово - образ - смысл: филологический анализ литературного произведения. 10-11 классы: учебное пособие/ В.Ф.Чертов, Е.М.Виноградова, Е.А. Яблоков, А.М.Антипова; под ред. В.Ф.Чертова.- 2-е издание, стереотип.- М.: Дрофа, 2008.-444 с.

Дополнительная литература:

1.Введение в литературоведение / под ред. Л. В. Чернец, 2-е изд. М., 2004.

2.Горшков А.И.Русская словесность: От слова к словесности: Учебное пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений/А.И.Горшков.-2-е изд.-М.: Просвещение, 1996.-336с.

3.Е с и н А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения./ А.Б.Есин.- 3-е изд. - М.: Флинта, Наука, 2000 - 248 с

4.Николина Н. А. Филологический анализ текста: учебное пособие. М., 2003.

5.Опыты анализа художественного текста/ Составитель Н.А.Шапиро. -М.:МЦНМО,2008.-232с.

6.Теоретическая поэтика. Понятия и определения: Хрестома­тия / Авт.-сост. Н. Д. Тамарченко. М., 2001.

7.Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика: Учеб­ное пособие. М., 1996.

8.Ф а р и н о Е. Введение в литературоведение. СПб., 2004.

9.Хализев В. Е. Теория литературы./В.Е.Хализев.- 4-е изд. М.: Академия, 2004.

10.Шпека И.И. Изучение эпизода художественного произведения на уроках в старших классах. Из опыта работы/И.И.Шпека.- М.: Чистые пруды, 2007. - 167с.

11. Шапиро Н.А. Опыты анализа художественного текста/Составитель Н.А.Шапиро. - М.: МЦНМО, 2008. - 232с

12.Элсанек А. Я. Основы литературоведения. Анализ худо­жественного произведения: Учебное пособие. М., 2001. 18.

Справочные пособия

1.Б о р е в Ю. Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопеди­ческий словарь терминов. М., 2003.

2.Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. М.: Дрофа, 2000.

3.Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин. М., 2001.

4.Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В. М. Кожевникова и П. А. Николаева. Редкол. Л.Г.Андреев, Н.И.Балашов, А.Г.Бочаров идр. -М.: Советская энциклопедия,1987.-752с.

5.Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., 1998.

www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».

www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».

www.rubricon.ru Энциклопеция «Рубрикон».

www.slovari.ru Электронные словари.

www.gramota.ru Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».

www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».

www.myfhology.ru</<font face="Times New Roman, serif"> Мифологическая энциклопедия.





































































































СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического совета

МБОУ «Меркуловская СОШ»

От 22.08.2014 года № 2

____________________

Руководитель МС









СОГЛАСОВАНО



Зам. директора по УР



__________ Камбулова Т.Л.



« 27» 08.2014 г.





























































 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал