7


  • Учителю
  • Конструкт урока литературы 'Сопоставительный анализ стихотворений А. С. Пушкина 'Монастырь на Казбеке' и М. Ю. Лермонтова 'Крест на скале'.

Конструкт урока литературы 'Сопоставительный анализ стихотворений А. С. Пушкина 'Монастырь на Казбеке' и М. Ю. Лермонтова 'Крест на скале'.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Развитие УУД при обучении сопоставительному анализу

поэтических текстов


Сопоставительный анализ поэтических текстов - один из наиболее интересных и эффективных видов анализа, позволяющий именно в сравнении проследить и сделать наглядными особенности каждого текста, отдельно взятого. Сопоставительный анализ требует от обучающегося проявить литературоведческие и лингвистические компетенции, а также высокий уровень сформированности УУД.

Покажем, как при обучению сопоставительному анализу можно формировать универсальные учебные действия. Для сопоставительного анализа возьмем тексты А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке» и М.Ю.Лермонтова «Крест на скале».


Монастырь на Казбеке А.С.Пушкин


Высоко над семьею гор,

Казбек, твой царственный шатер

Сияет вечными лучами.

Твой монастырь за облаками,

Как в небе реющий ковчег,

Парит, чуть видный, над горами.


Далекий, вожделенный брег!

Туда б, сказав прости ущелью,

Подняться к вольной вышине!

Туда б, в заоблачную келью,

В соседство Бога скрыться мне!..

(1822)


Крест на скале М.Ю.Лермонтов


В теснине Кавказа я знаю скалу,

Туда долететь лишь степному орлу,

Но крест деревянный чернеет над ней,

Гниет он и гнется от бурь и дождей.


И много уж лет протекло без следов

С тех пор, как он виден с далеких холмов,

И каждая кверху подъята рука,

Как будто он хочет схватить облака.


О если б взойти удалось мне туда,

Как я бы молился и плакал тогда;

И после я сбросил бы цепь бытия,

И с бурею братом назвался бы я!

(1832)


Этапы урока

Формы работы

Содержание деятельности

Планируемые результаты

(УУД)


1.

Этап актуализации знаний, целеполагания.


На основании чтения и домашнего анализа стихотворений, темы урока совместное определение цели и задач урока, этапов и форм работы, выбор вида контроля

Читают стихотворения А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке» и М.Ю.Лермонтова «Крест на скале».

Вспоминают алгоритм сопоставительного анализа поэтических текстов.

Выдвигают гипотезы (при постановке цели урока).

Регулятивные

(целеполагание, планирование, выработка способов действия и вида контроля)


Познавательные

(выдвижение гипотезы)

Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, владение монологической и диалогической формами речи, умение полно и ясно формулировать свои

мысли)

Личностные

(личностное осознание поставленных целей и задач урока).


2. Организационно-

деятельностный этап


2.1.

Совместная выработка параметров для сопоставления стихотворений.


Учащиеся вырабатывают параметры для сопоставления стихотворений.


Познавательные

(выбор оснований и критериев для сравнения, анализ объектов с целью выделения признаков, построение логической цепи рассуждений, доказательство)

Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, владение диалогической формой речи, умение полно и ясно выражать свои мысли)


Регулятивные

(планирование, выработка способов действия)


Личностные

(понимание личного вклада в работу коллектива, осознание личных ошибок; понимание, над чем нужно работать)


2.2. Сопоставительный анализ: выявить черты сходства/различия двух текстов, объяснить выявленные различия (коллективная деятельность).


Учащиеся ищут черты сходства/различия двух текстов на уровне сюжета или мотива, образной системы, лексики, изобразительных средств, синтаксических конструкций.

Учащиеся объясняют выявленные различия.

2.3

Сочинение (индивидуальная работа)


Учащиеся пишут сочинение

Познавательные

(установление в работе причинно-следственных связей, выстраивание логической цепи рассуждений, доказательства, выведение следствия)

Регулятивные

(адекватное и осознанное построение письменного речевого высказывания, коррекция, контроль, прогнозирование)

Коммуникативные (умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической формой письменной речи)

Личностные

(смыслообразование)

3. Заключительный этап. Подведение итогов урока.


Учащиеся сдают работы на проверку.


Регулятивные

(оценка проделанной работы)


Сопоставительный анализ стихотворений

А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке»

и М.Ю.Лермонтова «Крест на скале» (сходство и различия):


1.Сопоставление позволяет проследить развитие одного и того же мотива (стремление «к вольной вышине») на примере произведений двух разных авторов, ярко демонстрирует неповторимость художественного мира каждого из этих поэтов.

2. Сходство этих произведений.

Несомненно сходство двух этих произведений: общность лирического сюжета, а также образные и лексические переклички и совпадения. В том и другом речь идет о стремлении лирического героя ввысь, к некоему условному идеалу. Этот идеал соотносится с горной вершиной Кавказа, а «точка отсчета» предельно низка: «ущелье», «теснина». Более того, идеал этот воплощается в художественном образе, вынесенном уже в само название и так или иначе связанном с идеей Бога. Достижение этого идеала связано с восхождением на реальную и одновременно символическую вершину и с приобщением к «божественному». Оба лирических героя безудержно стремятся к этой вожделенной вершине («Туда б, сказав прости ущелью,

подняться к вольной вышине» у А.С.Пушкина и «О если б взойти удалось мне туда» у М.Ю.Лермонтова).

В то же время оба поэта используют сослагательное наклонение («туда б», «о если б»), для обоих достижение высшей цели желанно, но почти невозможно: «далекий, вожделенный брег» у А.С.Пушкина и «туда долететь лишь степному орлу» у М.Ю.Лермонтова.

3. Различия двух сопоставляемых текстов.

Однако на этом фоне удивительных аналогий и совпадений тем более ярки и показательны различия двух сопоставляемых текстов. Они обнаруживаются уже на лексическом уровне. Образ монастыря у А.С.Пушкина рисуется мягкими, романтическими красками, с помощью архаичной лексики («реющий ковчег», «парит, чуть видный»), воплощая в себе гармонию пушкинского художественного мира. Лермонтовский же крест - символичен и в то же время предельно конкретен, он изображается с помощью разговорной, сниженной лексики и в деталях своих даже малопоэтичен: «деревянный», «чернеет», «гниет» и «гнется».

Более того, если у А.С.Пушкина монастырь «поднимается» до символической высоты библейского «ковчега», то у М.Ю.Лермонтова образ креста во второй строфе, напротив, как бы «снижается», теряет признаки «божественного»: «И каждая кверху подъята рука, как будто он хочет схватить облака». В этом стремлении возвыситься над самим собой - не пушкинская гармония, а лермонтовское непокорство.

Третья строфа продолжает, развивает этот излюбленный М.Ю.Лермонтовым мотив. Там, где для А.С.Пушкина предел духовных стремлений («в соседство Бога скрыться мне!»), для М.Ю.Лермонтова («как я бы молился и плакал тогда») - лишь начало следующего круга исканий и сомнений. Его новый идеал, воплощенный в кульминационных заключительных строках стихотворения, космичен и полон бунтарства: «И после я сбросил бы цепь бытия, и с бурею братом назвался бы я!»

Когда традиционный, восходящий, быть может, к декабристской политической символике образ «сбросить цепь» превращается в философский образ «сбросить цепь бытия», то философски переосмысленным оказывается и сам образ свободы и вольности. Однако если для А.С.Пушкина - это внутренняя свобода творческого «Я», то для М.Ю.Лермонтова - это свобода бунта, непокорства, братания с «бурей».




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал