- Учителю
- ДОКЛАД НА ТЕМУ: 'ДЕНЕЖНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В БУРЖУАЗНОМ ОБЩЕСТВЕ (АНАЛИЗ ПОВЕСТИ «ГОБСЕК» О. ДЕ БАЛЬЗАКА) '
ДОКЛАД НА ТЕМУ: 'ДЕНЕЖНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В БУРЖУАЗНОМ ОБЩЕСТВЕ (АНАЛИЗ ПОВЕСТИ «ГОБСЕК» О. ДЕ БАЛЬЗАКА) '
ДЕНЕЖНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В БУРЖУАЗНОМ ОБЩЕСТВЕ (АНАЛИЗ ПОВЕСТИ «ГОБСЕК» О. ДЕ БАЛЬЗАКА)
МАМОНОВА Е.А
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
МОУ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №5»
САРАНСК
Образ скупца и накопителя не нов в мировой литературе. В. Шекспир в драме «Венецианский купец» и Ж. Б. Мольер в комедии «Скупой» (1668) создают образы ростовщика еврея Шейлока и скряги Гарпагона. Бальзак несомненно знал это, когда создавал своего «Гобсека», но он шёл по их пути не из желания подражать. К этому его привели живые наблюдения над жизнью буржуазного общества. Отдельные моменты его повести автобиографичны. Как и сам писатель, его герой учился на факультете права в Сорбоне и работал клерком в конторе стряпчего, где мог многое узнать из практики денежных отношений. Живое лицо, стряпчий Мервиль, в конторе которого работал будущий писатель, послужило прототипом для героя повести «Гобсек» - нотариуса Дервиля. Это умный, честный труженик, своими знаниями и трудом вызывающий симпатию окружающих его людей и читателей. Через него передаёт Бальзак рассказ о Гобсеке. Это даёт ему возможность провести резкие композиционные контрасты: миру Дервиля и Фанни Мальво, честных тружеников, противопоставлен мир графини де Ресто, Максима де Трая и Гобсека, распущенных аристократов и скупца - накопителя. Композиционному контрасту сопутствует идейный : Бальзак сталкивает две основные мысли (философские точки зрения) Гобсека и Дервиля. [6, с.72]
Вот точка зрения Гобсека: «…Из всех земных благ есть только одно, достаточно надёжное, чтобы стоило человеку гнаться за ним. Это… золото. Чтобы осуществить наши прихоти, нужно время, нужны материальные возможности и усилия. В золоте всё содержится в зародыше, и всё оно даёт в действительности.». По иному мыслит Дервиль. «Да неужели всё сводится к деньгам?»- спрашивает он себя после откровенной беседы с Гобсеком. И в его словах: «Жизнь и люди внушали мне в эту минуту ужас»- мы чувствуем, что Дервиль не принимает философию Гобсека. Его убеждение: «Честный человек должен везде сохранять своё достоинство. Унижаться из-за денег не стоит». Бальзак, реалист и обличитель отношений людей в буржуазном обществе, показывает, что основой этих отношений являются деньги. Гобсек так говорит : «Везде идёт борьба между бедными и богатыми, везде. И она неизбежна. Так лучше уж самому давить, чем позволять , чтобы другие тебя давили». Имея в руках миллионы, он давит людей, отчаянно нуждающихся в деньгах, и развлекается, глядя на их мучения. [8, с.2]
Гобсек хорошо изучил психологию людей. «А разве могут отказать в чём - либо тому, у кого в руках мешок с золотом? - говорит он Дервилю. - Что такое жизнь, как не машина, которую приводят в движение деньги ?» Гобсек говорит презрительно: ради денег они «готовы с головой окунуться в грязь». Но ведь и сам он грязными способами сколачивал себе миллионы. Он занимался ростовщичеством и брал до 500% за ссуду. Он скупал краденое, как сделал с семейными бриллиантами графини де Ресто. Он занимался спекуляцией картинами старых мастеров и всем, что ему несли должники. Он брал взятки от бывших плантаторов в Гаити при ликвидации их имущества. А его загадочные 20 лет в Ост - Индии, где он богател и разорялся, и последующие годы, когда он, по предложению Дервиля, «торговал бриллиантами или людьми, женщинами или государственными тайнами…»
Виконтесса де Гранлье ведёт себя с нотариусом Дервилем уверенно и немного снисходительно, потому что она была «по богатству и знатности одной из самых влиятельных дам Сен - Жерменского предместья», а он - безродный выходец из буржуазной среды. [7, с.62] Графиня де Ресто запуталась в долгах, перед нею встаёт возможное разорение и нищета, поэтому она боится Гобсека и разговаривает с ним заискивающе.
Вот как виконтесса решает судьбу своей дочери: богатство и знатность прежде всего. Любовь во внимание не принимается. Гобсек берёт большие проценты за деньги, данные Дервилю, его другу, десять капиталистов - друзей, разделившие Париж на сферы влияния, готовы проглотить друг друга. Дружеские отношения во внимание не принимаются. И как одинок Гобсек, хотя у него есть родные и даже наследница. Родственные чувства во внимание не принимаются. Так любовь, дружба, родственные отношения убиваются ради денег.
Завершает картину денежных отношений в буржуазном обществе мастерски нарисованная Бальзаком сцена «Графиня де Ресто в комнате умершего мужа».
Подобный случай не может восприниматься как единичный. Бальзак говорит через Дервиля : «Ужасную картину увидели бы мы, если бы могли заглянуть в души наследников, обступающих смертное ложе. Сколько тут козней, расчётов, злостных ухищрений -и всё из -за денег». Так Бальзак связывает типический характер с типическими обстоятельствами. Бальзак трезво анализирует поведение и жизненную философию Гобсека как результат социальных условий. Только в буржуазной стране в атмосфере всеобщей погони за обогащением создаётся почва для появления капиталистов - гобсеков. Так анализ и критика соединяются в творческом методе Бальзака - реалиста.
Отношения между людьми не могут основываться только на деньгах. Жизнь. Свобода. Здоровье. Бескорыстная доброта (глоток воды в пустыне, кровь для переливания умирающему, кожа для пересадки обожжённому и т. д.). Не всё покупается и продаётся. Нельзя купить и вернуть ушедшие годы, нельзя купить любовь, дружбу, здоровье. [5, с.47]
Мы имеем точные хронологические факты жизни Жан-Эстер ван Гобсека. Он родился в 1740 г. В предместье Антверпена. Национальность: мать - еврейка, отец - голландец. С десяти лет скитался, сначала в Ост - Индии, затем в Америке. Профессия : оределённой нет. «Он всё перепробовал, чтобы разбогатеть…» В 1823 г., когда начинается действие повести, ему было 73 года. Он умер в Париже 89 лет, т. е. в 1829 г., когда заканчивается действие повести. [9, с.11]
Гобсек считает себя капиталистом и оправдывает свою ростовщическую практику. «Он считает, что деньги - это товар,
который можно со спокойной совестью продавать, дорого или дешево, в
зависимости от обстоятельств. Ростовщик, взимающий большие проценты за
ссуду, по его мнению, такой же капиталист, как и всякий другой участник
прибыльных предприятий и спекуляций.» [1, с.102] Обобщение, к которому обращается Бальзак, создавая образ Гобсека, даёт ему основание для гротеска. Так появляются определения: «человек - автомат», « удав ненасытный» , « человек, обратившийся в золотого истукана» , «человек - вексель» , «фантастическая фигура, олицетворение власти золота». Таким же определением является и его фамилия Гобсек (в переводе «живоглот»).
Бальзак сначала даёт общий портрет Гобсека: «Лицо этого человека можно назвать лунным ликом, ибо его желтоватая бледность напоминала цвет серебра, с которого слезла позолота. Волосы у моего ростовщика были совершенно прямые, всегда аккуратно причесанные и с сильной проседью - пепельно-серые. Черты лица, неподвижные, бесстрастные, как у Талейрана, казались отлитыми из бронзы. Глаза, маленькие и желтые, словно у хорька, и почти без ресниц, не выносили яркого света, поэтому он защищал их большим козырьком потрепанного картуза. Острый кончик длинного носа, изрытый рябинами, походил на буравчик, а губы были тонкие…» . Затем Бальзак этот общий портрет дополняет отдельными деталями , разбросанными по ходу повествования. Он называет его «высохшим старикашкой», говорит, что у него были тонкие ноги, «голый череп, жёлтый, как старый мрамор», «густые чёрные брови», «беззубый рот» и «писклявый голос». [3, с.136]
Особое внимание Бальзак обращает на глаза - зеркало его души, его внутреннего мира.
Бальзак пишет, что у него был «удивительный, необыкновенный взгляд», «бесстрастный взгляд», «холодный взгляд», «глубокий взгляд, проникающий в самую душу». Подмечает перед смертью старика его «угасающий, тусклый взгляд», «металлический взгляд», а после смерти видит, что «его застывшие глаза устремлены на кучу золота в камине», где «лежала груда золота и серебра». Так, если судить только по глазам Гобсека, как их определяет Бальзак, то можно сказать о холодном, бесстрастном человеке, вся жизнь которого сосредоточена на страсти к золоту. «… Он берег… жизненную энергию, подавляя в себе все человеческие чувства. И жизнь его протекала также бесшумно, как сыплется струйкой песок в старинных песочных часах. Говорил этот человек тихо, мягко, никогда не горячился.» [1, с. 136]
Гобсек был скуп во всем: он берег жизненную энергию, свой голос, свои силы, свои деньги. ОН плохо питался и при случае готов был пообедать за чужой счет ,как делал у Дервиля. Он экономно топил камин, и в его комнате было сыро; он экономил на освещении, и в комнате его было темно. Значит, Бальзак рисует нам типический характер старого скряги, как по внешности, так и по поведению. Посмотрим на обстановку, которая его окружает. «Все в его комнате было потерто и опрятно, начиная от зеленого сукна на письменном столе до коврика перед кроватью…Зимою в камине у него чуть тлели головни, прикрытые горкой золы, никогда не разгораясь пламенем.» Жил он в бывшей монастырской гостинице. Это был «мрачный, сырой дом», с одинаковыми комнатами, двери которых выходили в полутемный коридор. «Дом и его жилец были под стать друг другу - совсем как скала и прилепившаяся к ней устрица.»
Бальзак трезво анализирует поведение и жизненную философию Гобсека как результат социальных условий. Только в буржуазной стране в атмосфере всеобщей погони за обогащением создается почва для появления капеталистов-гобсеков. Эти люди «любят теперь только власть и деньги ради самого обладания властью и деньгами.» [2, с.58] Сознание накопителей из купцов приобретает уродливые формы.
Увидев непомерную страсть-скупость Гобсека, Дервиль дальше уже сознательно наблюдает за ним. Он отправляется к больному ростовщику: «...мне хотелось посмотреть, до каких пределов дошла его жадность, превратившаяся на пороге смерти в какое-то сумасшествие.» Он видит, как умирающий прячет золото в камине, он входит в его кладовую. «В комнате, смежной со спальней покойного, действительно оказались и гниющие паштеты, и груды всевозможных припасов, даже устрицы и рыба, покрывшаяся пухлой плесенью. Я чуть не задохся от смрада, в котором слились всякие зловонные запахи. Все кишело червями и насекомыми. Подношения, полученные недавно, лежали вперемешку с ящиками различных размеров, с цибиками чаю и мешками кофе. На камине в серебряной суповой миске хранились накладные различных грузов, прибывших на его имя в портовые склады Гавра: тюки хлопка, ящики сахара, бочонки рома, кофе, индиго, табака - целого базара колониальных товаров! Комнату загромождала дорогая мебель, серебряная утварь, лампы, картины, вазы, книги, превосходные гравюры без рам, свернутые трубкой, и самые разнообразные редкости. Возможно, что не вся эта груда ценных вещей состояла из подарков-многие из них, вероятно, были невыкупленными закладами. Я видел там ларчики с драгоценностями, украшенные гербами и вензелями, прекрасные камчатные скатерти и салфетки, дорогое оружие, но без клейма. Раскрыв какую-то книгу, казалось, недавно вынимавшуюся из стопки, я обнаружил в ней несколько банковских билетов по тысяче франков. Тогда я решил внимательно осмотреть каждую вещь…»
Бальзак осуждает, так как ставит вопрос о смысле его жизни. Перед смертью Гобсек спрашивает Дервиля: «Куда же теперь все мое добро пойдет?» Он завещает его женщине с прозвищем «Огонёк». Зачем жил, боролся, давил людей Гобсек? Ради накопления? Но кому накопленное? - падшей женщине. Жизнь человеческая оказывается прожита бессмысленно и пусто. [4, с.116]
Бальзак вторично задает вопрос: «-Кому же достанется все это богатство? - спрашивает Дервиль и с возмущением повторяет, что ему придется отдать огромное богатство в руки какой-то «непотребной женщины». Так анализ и критика соединяются в творческом методе Бальзака-реалиста. Мы знаем, что тема золота, расточительства, скупости поднималась неоднократно в произведениях русских писателей ХIХ в., современников Бальзака. Достаточно вспомнить образы скупого рыцаря в одноименном произведении А.С. Пушкина, Плюшкина в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя или ростовщика в его «Портрете». Тема эта была вполне закономерна в литературе России, страны, переживавшей эту эпоху наступления отношений, и решалась она в произведениях русских писателей творчески индивидуально и своеобразно.
Литература:
-
Бальзак О. де. Гобсек : Заруб. классика - М.: ЭКСМО, 2012
-
Бальзак О. де. Собрание сочинений, т.5,М.,1976
-
Гербстман А.И. О.Бальзак. Биография писателя Л.1972
-
Грифцов Б. А.Как работал Бальзак. М.,1988.
-
Елизарова М. Е. Бальзак. Очерк творчества. М.,1991
-
Муравьёва Н.И. Бальзак., М.,2013
-
Моруа А. Ппометей, или Жизнь Бальзака.,М.,1970
-
Реизов Б.Г. Бальзак. Сборник статей.,М.,2013
-
Рыбак Н. Ошибка О. де Бальзака. М.,2012