- Учителю
- Урок по литературе на тему: 'Древнерусская литература. 'Поучение Владимира Мономаха' (7 класс)
Урок по литературе на тему: 'Древнерусская литература. 'Поучение Владимира Мономаха' (7 класс)
Урок
литературы
в 7 классе
Тема: «Древнерусская литература. «Поучение Владимира Мономаха».
Учитель русского языка и
литературы ГБОУСОШ№493
Кировского района
Санкт-Петербурга
Лебедева Светлана Васильевна
Древнерусская литература. «Поучение Владимира Мономаха».
Цели.
Образовательные.
-
Углубить представления учащихся о древнерусской литературе.
-
Дать понятие о возникновении христианства на Руси, письменности.
-
Ознакомить учащихся с «Поучением Владимира Мономаха».
-
Раскрыть идейно-художественное своеобразие «Поучения Владимира
Мономаха».
Развивающие .
-
Развивать навыки анализа текста и выразительного чтения.
-
Показать художественные особенности произведения
Воспитательные.
-
Воспитывать интерес учащихся к жанру древнерусской литературы.
-
Воспитывать нравственные ценности через произведения древнерусской литературы.
Ход урока.
-
Организационный момент.
-
Проверка домашнего задания (пословицы ( не менее 3) на темы : «Труд, Родина, дружба, учение»).
-
Сообщение темы и цели.
-
Появление письменности (слово учителя).
Литература Древней Руси - одна из самых древних литератур Европы, она занимает 7 веков прошлого тысячелетия (10-17 века).
Зарождение и развитие древнерусской литературы неразрывно связано с возникновением письменности. В свою очередь письменность обязана своему широкому развитию - христианству. Именно с приходом христианства связывают появление и развитие древнерусской литературы.
Говоря о древнерусской литературе, нельзя не сказать о Д.С.Лихачеве.
Дмитрий Сергеевич Лихачев
-
Почему?
( Д.С.Лихачев в труде «Великое наследие» написал, что литература создает свой мир воплощающих мир представлений современного ей общества).
-
Каково же было восприятие человека Древней Руси?
«Чувство значительности происходящего, значительности истории человеческого бытия не покидало древнерусского человека ни в жизни, ни в искусстве, ни в литературе».
Человек, живя в мире, помнил о мире в целом как огромном единстве, ощущал свое место в этом мире. Его дом располагался красным углом на восток. По смерти его клали в могилу головой на запад, чтобы лицом он встречал солнце.
Схема храма Внутреннее убранство Владимирского собора в
Киеве
Его церкви были обращены алтарями навстречу возникающему дню.
Вознесение Христа
В храме росписи напоминали ему о событиях Ветхого и Нового заветов, собирали вокруг него мир святости : святых воинов внизу, мучеников повыше; в куполе изображалась сцена вознесения Христа. На парусах сводов, поддерживающих купол, - евангелисты.
Церковь была микромиром, и вместе с тем она была макрочеловеком. У неё была глава, под главой шея барабана, плечи. Окна были очами храма (об этом свидетельствует сама этимология слова «окно»). Над окнами были «бровки».
Все в мире взаимосвязано, все значительно, все напоминает человеку о смысле его существования, о величии мира и значительности в нём судьбы человека».
XI век - век правления Владимира I Святославовича. (952? - 1015) - великий князь киевский, сын князя Святослава Игоревича и ключницы Малуши (холопки княгини Ольги).
В
ладимир I Святославович (956-1015) Владимирский собор в Киеве
С младенческих лет Владимир находился под опекой своего дяди по материнской линии Добрыни Никитича, явившегося прообразом героев русских былин.
Перун Христиане и язычники
Свержение идола Перуна
Владимир всячески преследовал христиан, которым покровительствовал его предшественник Ярополк. Будучи язычником, он одобрял и человеческие жертвоприношения. В 983 г. Владимир решил во имя славы прошлых и торжества будущих побед принести ( в очередной раз) человеческую кровь на алтарь Перуна. Жребий пал на мальчика христианина Иоанна. Отец его, Федор, желая спасти сына, перед толпой киевлян, собравшихся на холме Перуна, стал горячо обличать идолопоклонство и принесение в жертву богам человеческие жизни. Разгневанная этими речами толпа набросилась на Иоанна и Федора и растерзала их.
(Православная церковь чтит память этих русских мучеников за Веру Христову под именами Святых Федора и Иоанна). Случившееся заставило великого князя задуматься о силе и значении Веры.
В 987 г. решение отказаться от язычества и принять истинную Веру у Владимира созрело окончательно. По приглашению великого князя в Киев явились представители различных вероисповеданий : мусульмане, католики, иудеи и православные.
В 988 году Русь принимает христианство
К 988 г. по примеру бабки своей Ольги и по совету бояр Владимир принял окончательное решение: принять православную веру и окрестить весь народ русский. В том же году, с многочисленным войском, князь киевский подошел к городу Корсунь (принадлежавший Византии) и осадил его. Условием снятия осады он поставил требование, чтобы Анна, сестра византийских императоров Василия и Константина, стала его женой. По преданию, Владимир утратил зрение, едва Анна, прибывшая из Константинополя, вступила на корсуньский берег. «Излечить тебя, князь киевский, может только святое крещение», - сказала она Владимиру. Как только корсуньский епископ возложил на Владимира руки, зрение вновь вернулось к великому князю. Бояре, сопровождавшие Владимира, тотчас же последовали его примеру и приняли Святое Крещение.
С 988 г. (время правления Владимира I Святославича ) православие становится государственной религией на Руси. 1 августа - начало крещения Руси.В Киеве Владимир крестил сыновей, слуг, горожан. Он распустил свой гарем, оставив единственную жену - византийскую царевну Анну. В том же году были разрушены все языческие капища. Главный киевский идол Перун, сделанный из дерева, с золотыми волосами и серебряными усами, был бит палками и сброшен в Днепр. Приняв христианство, Владимир стал милостивым, щедрым и справедливым правителем. Именно тогда великого князя киевского прозвали в народе Красным Солнышком.
Русь во времена Владимира
Военные походы Владимира укрепили положение Древнерусского государства. Киевский князь покорил вятичей, родимичей и ятвягов; воевал с печенегами, волжской Болгарией, Византией и Польшей. Значительную роль в формировании территории Киевской Руси сыграл поход в Червенско- Перемышльскую землю, захваченную Польшей. Для организации обороны от печенегов киевский князь соорудил несколько оборонительных рубежей с системой крепостей по рекам Десне, Осетру, Трубежу, Суле, Стугне. Для защиты Южной Руси Владимир сумел привлечь кочевые племена из северной части Степи.
На самом деле Владимир был коварным политиком, в борьбе с Ярополком и при взятии Херсонеса не брезговал помощью предателей.
Однако именно при Владимире был заново укреплен и застроен каменными зданиями Киев. В целом время княжения Владимира является периодом подъема Древнерусского государства : становления феодального строя, успешных завоевательных походов, развития культуры, землевладения и ремесел.
Вернемся к нашей теме.
Письменность на Руси появилась еще до X века, до принятия ею христианства (988 г.). Ее возникновение было вызвано потребностями государства. Заключения договоров с греками и вообще отношения Руси с другими государствами требовали наличия письменности. Письменность применялась и в крупной торговле (надписи на сосудах), и в развитом ремесле (надпись на изделиях имени мастера), и в быту состоятельных людей ( письменные завещания, надписи, удостоверяющие собственность). Пользовались письменностью и некоторые простые люди, использовавшие как бумагу березовую кору (бересту). Были даже книги на бересте.
Берестяная грамота Псалтырь
Так выглядели первые книги
Непосредственно книги пришли на Русь вместе с христианством - в X веке. Первые книги были очень дорогими, потому что писались на пергаменте (очень тонко выделанной телячьей коже), переплет делался из досок. Каждый такой переплет обтягивался кожей, украшался окладом из золота и драгоценных камней. Эти книги были очень большими по размеру. Начало каждой страницы писалось с большой буквы красного цвета (отсюда поговорка - писать с красной строки).
Христианство было принято Русью из Византии. Византийцы вели активную проповедь христианства среди среди соседних народов, среди которых были и славянские - болгары и сербы.
Кириллица Кирилл и Мефодий создатели первой азбуки
Во второй половине XI века византийские миссионеры, братья Константин ( Кирилл) и Мефодий были посланы проповедовать христианство в Моравию ( на территории современной чешской республики).
Поскольку местный славянский князь хотел, чтобы проповедь велась на языке,понятном его народу,то братья позаботились о переводе с греческого языка на славянский ряда богослужений текстов (молитв, фрагментов священного писания и т.д.). Для записи своих переводов Константин разработал особую азбуку, основные принципы, которые легли позднее в основу алфавитов, которые по сей день используются сербами,болгарами и восточными славянами - «кириллица».
Работая над своими переводами, они заложили основы первого славянского литературного языка. Современные ученые называют его старославянским. Он оставался основным языком русской литературы до XVI - XVII веков. Он до сих пор остается богослужебным языком русской церкви и поэтому его называют также церковнославянским.
Кирилл и Мефодий - создатели славянской азбуки.
Жанры древнерусской литературы
-
переводные;
-
оригинальные ( с XI века)
Жанры древнерусской литературы
-
Послание
-
Патерик
-
Хождение
-
Житие
-
Летопись
-
Поучение
1. Послание
П
ослание обычно использовалось в публицистических целях, то есть было посвящено каким-либо актуальным проблемам.
Первое послание Андрея Курбского Ивану Грозному.
2. Патерик
Патерик - сборник коротких рассказов о монахах и мирских людях.
Киево-Печерский патерик.
3. Хождение
Хождение - жанр, в котором описывались всякого рода путешествия в иные земли или приключения.
"Хождение Богородицы по мукам". Богоматерь
-
Житие
Житие - описание жизни святого.
Протопоп Аввакум Петр и Феврония Муромские Сергий Радонежский
5. Летопись
Летописи - погодные (по «летам» - по «годам») записи. В летописях ученые монахи сообщали о тех событиях, которые происходили в тот или иной год.
«Повесть временных лет»
Летописание началось на Руси в XI веке. Первым летописцем был монах Киево-Печёрской Лавры Никон. Жизнь его была полна бурных событий, он активно включался в политическую борьбу против тех киевских князей, которые свои интересы ставили выше общерусских, дважды был вынужден бежать в Тмутаракань.
В конце жизни Никон стал игуменом Киево-Печёрского монастыря. Тогда-то, видимо, он и трудился над летописью .
В начале XII века монах того же монастыря Нестор составил «Повесть временных лет» - одно из замечательных произведений русской литературы.
До нас дошла эта повесть, переписанная и отчасти переработанная монахом соседнего Выдубецкого монастыря Сильвестром. «Повесть...» - плод творчества нескольких поколений летописцев. При переписывании летописей последователи неизбежно вносили какие-то добавления, поправки, а то и ошибались иногда. Кроме того, добавляли новые сведения, поскольку летописи велись строго по годам, и всё важное, что случилось за год, вносилось в летопись.
-
Поучение
Поучение - жанр, в котором излагались правила жизни, которые автор хотел донести до читателя : он поучал его.
Владимир Мономах
(1053-1125)
В многовековой литературе Древней Руси есть своя классика, есть произведения, которые мы с полным правом можем называть классическими .
Одно из классических произведений древнерусской литературы - «Поучение» Владимира Мономаха, которое входит в «Повесть временных лет».
-
Чем прославился Владимир Мономах?
Владимир-Василий Всеволодович (1053-1125), прозванный Мономах, великий князь киевский, самый замечательный из русских князей дотатарского периода нашей истории, оставивший после себя громкую славу и добрую память.
Время великокняжения Владимира было самым цветущим в истории Киевской Руси. Мономах с ранней молодости стоял на страже Русской земли: постоянно бился за неё с половцами и всеми силами старался поддержать мир между враждовавшими князьями. Он не раз созывал князей на съезды и уговаривал их прекратить междоусобные распри, не тратить сил понапрасну. Великим киевским князем он стал в возрасте 60 лет)
Вот о чём вспоминает старый монах: «Греческий царь снял со своей шеи крест, сделанный из того дерева, на котором был распят Христос, с главы - царский венец и велел принести сердоликовую чашу, из которой пил, веселясь на пирах, кесарь Август. Царь снял также ожерелье, кованое из аравийского золота. И в знак уважения велел митрополиту отвезти все дары великому русскому князю. Наречь его Мономахом и царём всея Руси».
- О чём свидетельствует запись старого монаха? Об уважении к великому князю других стран.
Время Мономаха было временем первого расцвета художественной и литературной деятельности. В Киеве и других городах строились церкви и украшались живописью; сам Мономах построил несколько церквей.
- О чем вам может рассказать имя автора «Поучения»?(Владимир - владелец мира, корень -мир - показывает принадлежность к знатному роду).
Владимир назван Мономахом по делу со стороны матери, которую наши летописи называют «греческою царевною», «грекинею» и «мономахинею», а некоторые известия не летописного характера прямо именуют Анной, дочерью императора Константина Мономаха. Есть и другое объяснение названия : будто бы он ходил на генуэзцев, занявших Тавриду, и при взятии Кафы убил в поединке генуэзского князя, за что и прозван Мономахом, т. е. единоборцем.
Итак, Владимир Мономах был не только мудрым государственным деятелем, но и писателем.
"Поучение" Владимира Мономаха сохранилось в единственном списке - оно механически включено в текст Лаврентьевской летописи 1377 года в испорченном виде ( само поучение было написано примерно в 1116).
Оно распадается на два произведения .
-
Собственно «Поучение» своим детям.
-
Послание князю Олегу Святославичу Черниговскому, в котором он оплакивает своего сына Изяславля, убитого под Муромом.
-
Чтение отрывка из «Поучения Владимира Мономаха».
-
Анализ «Поучения».
«Поучение Владимира Мономаха»
-
К какому стилю и типу речи относится «Поучение Владимира Мономаха»?
-
Какова основная идея данного текста?
-
Какие средства художественной изобразительности использовал в своем «Поучении» автор?
-
Что, по мнению Владимира Мономаха, надо делать, если какие-то из его наставлений забудутся?
-
Из абзаца, начинающегося со слов «Что умеете хорошего...» ,выпишите слово, которое называет то, что является матерью «всему дурному».
-
Какие из поучений Владимира Мономаха актуальны до сих пор?
Напишите на данную тему мини-сочинение.
-
Итоги.
-
Домашнее задание.
Прочитать «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Подготовить пересказ.
Список используемой литературы.