7


  • Учителю
  • Рабочая программа по литературе 9 класс ГОС

Рабочая программа по литературе 9 класс ГОС

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Кучугуровская СОШ»





Рассмотрено «Утверждаю»

на педагогическом директор школы

совете от _________________ Архипова Н.М.

«___» ________ 20____г. приказ № ___ от «___»_____20____г.

















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Литература

9 класс













Разработала: Деева О.Н.

учитель литературы, I КК

























2016 г.

  1. Пояснительная записка



Рабочая программа представляет собой нормативно-управленческий документ МКОУ «Кучугуровская СОШ», характеризующий систему организации образовательной деятельности учителя литературы Деевой О.Н. по учебному курсу «Литература» в 9 классе на базовом уровне.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

- Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 г.;

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- Приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

- Приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

-Приказа департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 №760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

-Приказа департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 30.08.2013 № 840 «О внесении изменения в приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 № 760»;

- Примерной программы основного общего образования по литературе;

- Авторской программы по литературе В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина, И.С.Збарского, В.П.Полухиной;

- Образовательной программы основного общего образования, учебного плана, годового календарного графика МКОУ «Кучугуровская СОШ» по осуществлению образовательной деятельности в 2016-2017 учебном году.

Содержание рабочей программы структурируется на основе учебника Коровиной В.Я., Журавлева В.П., Коровина В.И., Збарского И.С. «Литература. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2012» (Рекомендован Министерством образования и науки РФ).

Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребности в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже - вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развить их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.



Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.



Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы, развитие эмоционального восприятия обучающихся, анализ прочитанного художественного произведения, развитие потребности в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже - вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.



Общая характеристика предмета



Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.









Место предмета в учебном плане



Программа рассчитана на 3 часа в неделю, всего 102 часа (34 недели).

Согласно базисному плану изучение предмета включает: 8 часов развития речи (из них 6 сочинений), 3 часа внеклассного чтения, 5 контрольных работ.



Учебно-тематический план



Формы контроля



«В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века?» (на примере произведений А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого

и А.П.Чехова - по выбору учащихся).



4 четверть

Контрольная работа

по русской прозе 20 века.



Контрольная работа

по русской поэзии 20 века.



Контрольная работа

итоговая.







Содержание тем учебного курса

Введение

Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Литература как искусство слова (углубление представлений).

Древнерусская литература

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Слово как жанр древнерусской литературы.

Русская литература XVIII века

Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе.

«Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень».

Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Сентиментализм (начальные представления).

Шедевры русской литературы XIX века

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» - пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана - пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Баллада (развитие представлений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров, «Мильон терзаний»), Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» - противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» - роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления. Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна - нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика - В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика - А. А. Григорьев; «почвенники» - Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства» Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои. Особенности композиции. Печорин - «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский). Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Расстались мы, но твой портрет...», «Есть речи - значенье...» (1824), «Предсказание», «Молитва», «Нищий», «Я жить хочу! Хочу печали...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Мертвые души» - история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков - «приобретатель», новый герой эпохи. Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора - от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя - положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви - воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» - жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению.

Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л.Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя. (Автобиографическая трилогия Л. Толстого предлагается для самостоятельного прочтения учащимися по индивидуальным заданиям учителя.)

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа «Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе 19 века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

Литература XX века

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Из русской прозы XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость - основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика, Прием гротеска в повести.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе.

Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Притча (углубление понятия).

Из русской поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии 20 века. Штрихи к портретам.

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России - главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок) и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте.

«Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

Романсы и песни на слова русских писателей XIX-XX веков

А. С. Пушкин. «Певец»; М. Ю. Лермонтов. «Отчего»; В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукою...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); Е. А. Баратынский. «Разуверение»; Ф. И. Тютчев. «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое...»); А. К. Толстой. «Средь шумного бала, случайно...»; А. А. Фет. «Я тебе ничего не скажу...»; А. А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь...»; К. М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Н. Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

Из зарубежной литературы

Античная лирика

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом, Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах - знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). «Гамлет» - «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии). «Фауст» - философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» - ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Итоговый смысл великой трагедии - «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Философско-драматическая поэма.





  1. Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе

В результате изучения литературы ученик должен:

знать/понимать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творческого пути А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя;

- изученные теоретико-литературные понятия;

уметь:

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

- определять род и жанр литературного произведения;

- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;

- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

- выявлять авторскую позицию;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- владеть различными видами пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения - только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).



3. Календарно-тематическое планирование по литературе в 8 классе



1





4

«Слово о полку Игореве». Часть вторая. Сон и «Золотое слово» Святослава. Часть третья. Плач Ярославны. Бегство Игоря. Концовка и «слава».

1





Русская литература 18 века (9)

5

Характеристика русской литературы 18 века. Классицизм. М.В.Ломоносов. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния».

1





6

М.В.Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

1





7

Р.р. «Ода на день восшествия…». М.В.Ломоносов о русском языке. Басни М.В.Ломоносова.

1





8

Гай Валерий Катулл. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»). Квинт Гораций Флакк. «К Мельпомене» - источник традиции «памятников».

1





9

Г.Р.Державин. «Властителям и судиям».

1





10

Г.Р.Державин. «Памятник». Сравнительный анализ «памятников».

1





11

В.ч. А.Н.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» - важный этап развития общественной мысли в России.

1





12

Н.М.Карамзин: писатель и историограф. Сентиментализм. «Бедная Лиза».

1





13

«Бедная Лиза». Внимание писателя к внутреннему миру героев. Роль пейзажа. Влияние сентиментальных повестей Н.М.Карамзина на произведения русской литературы.

1





14

Р.р. Подготовка к сочинению «Литература 18 века в восприятии современного читателя» (на примере одного - двух произведений).

1





Шедевры русской литературы 19 века (54)

15

Общая характеристика русской литературы 19 века. Поэзия 19 века. Понятие о романтизме.

1





16

В.А.Жуковский. «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Отношения романтика к слову. «Море».

1





17

В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы.

1





18

А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга.

1





19

А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Особенности композиции комедии.

1





20

Комедия «Горе от ума»: проблематика и конфликт.

1





21

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума».

1





22

Чацкий в системе образов комедии «Горе от ума».

1





23

Общечеловеческое значение образов комедии «Горе от ума».

1





24

Преодоление канонов классицизма в комедии «Горе от ума». Язык комедии Грибоедова. Обучение анализу эпизода драматического произведения (по комедии «Горе от ума»).

1





25

Р.р. И.А.Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии И.А.Гончарова «Горе от ума».

1





26

А.С.Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина.

1





27

А.С.Пушкин. Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения родине. Тема свободы и власти в лирике А.С.Пушкина. «К морю». «Анчар».

1





2 четверть

28

Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С.Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…». «Я вас любил: любовь еще быть может…». «Сожженное письмо». Адресаты любовной лирики поэта.

1





29

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. «Пророк». «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы».

1





30

Контрольная работа по лирике начала 19 века, комедии «Горе от ума» А.С.Грибоедова и лирике А.С.Пушкина.

1





31

«Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко.

1





32

«Моцарт и Сальери» как часть цикла «Маленькие трагедии». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей. Их нравственные позиции в сфере творчества.

1





33

«Евгений Онегин». История создания». Замысел и композиция. Жанр романа в стихах. Сюжет. Система образов. Онегинская строфа.

1





34

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути.

1





35

Татьяна Ларина - нравственный идеал А.С.Пушкина. Татьяна и Ольга.

1





36

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.

1





37

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа «Евгений Онегин». Роль лирических отступлений в романе.

1





38

Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.

1





39

Р.р. Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, Ф.М.Достоевский. Подготовка к домашнему сочинению по роману «Евгений Онегин».

1





40

М.Ю.Лермонтов: жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике поэта. «Парус». «Когда волнуется желтеющая нива…». «И скучно и грустно…».

1





41

Образ поэта-пророка в лирике М. Ю. Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой...». «Есть речи - значенье...». «Молитва». «Я жить хочу! хочу печали...». «Смертьпоэта». «Поэт». «Пророк».

1





42

Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова и послания к ним. «Нищий». «Нет, не тебя так пылко я люблю...». «Расстались мы, но твой портрет...»

1





43

Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова.

«Предсказание», «Дума». Тема России и ее своеобразие. «Родина». Характер лирического героя поэзии Лермонтова

1





44

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Век Лермонтова в романе. Сложность композиции.

1





45

Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч». Печорин как представитель поколения.

1





46

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань».

1





47

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Княжна Мери». «Фаталист».

1





48

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.

1





3 четверть

49

Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина.

1





50

Р.р. Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Роман в оценке В. Г. Белинского

и в современном литературоведении. Подготовка к сочинению.

1





51

Контрольная работа по лирике Лермонтова, роману «Герой нашего времени».

1





52

Данте Алигьери: слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер.

1





53

Н.В.Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород»: проблематика и поэтика первых сборников. Комедия «Ревизор». «Мертвые души». Замысел, история создания.

1





54

Система образов помещиков в поэме «Мертвые души».

1





55

Обучение анализу эпизода по поэме «Мертвые души».

1





56

Образ города в поэме «Мертвые души».

1





57

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы.

1





58

«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Соединение комического и лирического начал. Образ автора. Поэма в оценке В. Г. Белинского.

1





59

Р.р. Подготовка к сочинению по поэме «Мертвые души».

1





60

Ф.М.Достоевский: страницы биографии. Повесть «Белые ночи».

1





61

«Белые ночи»: сюжет произведения, типы героев. Психологизм повести.

1





62

А.Н.Островский: начало творческого пути. Комедии «Банкрот» («Свои люди - сочтемся!»), «Бедность- не порок».

1





63

«Бедность- не порок». Патриархальный мир на грани распада. Проявление этого распада в отношениях близких родственников, в отношениях, связанных с любовью и браком.

1





64

Л.Н.Толстой - создатель автобиографической трилогии. «Детство». «Отрочество». «Юность». Герой и рассказчик в повести. Глава V «Правила».

1





65

Глава X «Экзамен истории». Обзор содержания глав XI-XXIX. Глава XXXI «Comme il faut». Анализ глав «Университет», «Кутеж», «Новые товарищи», «Я проваливаюсь».

1





66

Р.р. Формирование личности юного героя повести, его нравственное развитие. Духовный конфликт героя с окружающей его средой, борьба с собственными недостатками.

1





67

А.П.Чехов: этапы творческого пути. «Смерть чиновника». «Тоска». Тема одиночества человека в мире.

1





68

Р.р. Подготовка к сочинению. «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века?» (на примере произведений А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого

и А.П.Чехова - по выбору учащихся).

1





69

В.ч. Беседа о стихах Н. А. Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии. Развитие представлений о жанрах лирических произведений.

1





Литература 20 века (26)

70

Штрихи к портретам писателей.

1





71

И.А.Бунин. Тематика цикла «Темные аллеи». Рассказ «Темные аллеи».

1





72

Рассказ «Темные аллеи». Композиция. Характеристика героев. Нравственная

проблематика рассказа.

1





73

Поэзия начала XX века: общая характеристика. Творчество А.А.Блока. «О, весна без конца и без краю...». «Ветер принес издалёка...»

1





74

«Ушла. Но гиацинты ждали...». «В ресторане». «О доблестях, о подвигах, о славе...». Трагедия поэта в «страшном мире». «Как тяжело ходить среди людей...». «О, я хочу безумно жить...»

1





75

Известные стихотворения C.А.Есенина. Страницы биографии поэта. «Вот уж вечер. Роса...». Стихотворения о Родине: «Гой ты, Русьмоя родная...», «Край ты мой заброшенный...»

1





76

Народно-песенная основа лирики Есенина. «Отговорила роща золотая...». «Не жалею, не зову, не плачу...». «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..». «Разбуди меня завтра рано...»

1





77

В.В.Маяковский: страницы биографии. Стихотворения «А вы могли бы?..», «Нате!», «Послушайте!»

1





78

В.В.Маяковский. «Послушайте!». «Люблю» (отрывок из поэмы)

1





4 четверть

79

М.А.Булгаков: страницы биографии. «Собачье сердце».

1





80

Композиция повести «Собачье сердце». Действующие лица и рассказчики. Соотношение сюжетных элементов. Роль зеркальных сцен. Проблематика повести.

1





81

М.И.Цветаева: страницы биографии. «Красною кистью...». «Моим стихам, написанным так рано...».

«Идешь, на меня похожий...». «Бабушке».

1





82

Стихотворения, посвященные поэтам: «Имя твое - птица в руке...», «О муза плача, прекраснейшая из муз!..». Стихотворения, посвященные Москве и России: «Москва! Какой огромный...», «Родина».

1





83

А.А.Ахматова: страницы биографии. Стихотворения о любви: «Дверь полуоткрыта...», «Сероглазый король», «Сказал, что у меня соперниц нет...». Стихотворения о поэзии: «Песня о песне», «Муза».

1





84

Стихи А.А.Ахматовой о судьбе России: «Молитва», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Не с теми я, кто бросил землю...»

1





85

Н.А.Заболоцкий. Проблема внешней и внутренней красоты в стихотворениях «О красоте человеческих лиц», «Некрасивая девочка», «Старая актриса».

1





86

Человек и природа в стихотворениях Н. А. Заболоцкого. Песни на стихи Н. А. Заболоцкого.

1





87

М.А.Шолохов: страницы биографии. Рассказ «Судьба человека».

1





88

«Судьба человека». Душевная стойкость и «незаметный» героизм русского человека. Художественные особенности произведения: автор и рассказчик; роль пейзажей и портретных зарисовок.

1





89

Б.Л.Пастернак. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. «Красавица моя, вся стать...». «Перемена». «Весна в лесу». Философская глубина лирики Пастернака.

1





90

А.Т.Твардовский: страницы биографии. Стихотворения о родине и природе: «Урожай», «Весенние строчки», «Матери», «Станция Починок».

1





91

«Я убит подо Ржевом». Темы бессмертия воинского подвига, ответственности оставшихся в живых за судьбу страны.

1





92

А.И.Солженицын. «Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе.

1





93

Образ праведницы в рассказе «Матрёнин двор». Трагизм судьбы Матрёны. Нравственный смысл рассказа-притчи.

1





94

Контрольная работа по русской прозе 20 века.

1





95

Романсы и песни на слова русских писателей 19-20 веков.

1





96

Контрольная работа по русской поэзии 20 века.

1





97

Романсы и песни на слова русских писателей 19-20 веков (продолжение).

1





Из зарубежной литературы (6)

98

Уильям Шекспир: слово о поэте и драматурге. Гуманизм эпохи Возрождения. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен).

1





99

В.ч. Трагизм любви Гамлета и Офелии. Одиночество Гамлета в его конфликте с «расшатавшимся веком». Гамлет как вечный образ мировой литературы.

1





100

Иоганн Вольфганг Гёте: слово о писателе. Эпоха Просвещения. «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен).

1





101

Трагизм любви Фауста и Гретхен. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Фауст как вечный образ мировой литературы.

1





102

Итоговая контрольная работа.

1









  1. Перечень учебно-методического обеспечения

1.Литература для учителя:

1. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5 - 11 классы (базовый уровень). Под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просещение, 2012.

2. Беляева Н.В., Ерёмина О.А. Уроки литературы в 9 классе. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2011.

3. Беляева Н.В. Литература. Проверочные работы. 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных организаций.- М.: Просвещение, 2014.

4. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. - М.: ВАКО, 2016.



2.Литература для учеников:

1. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. / под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение», 2012.

2. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 9 класс. / В.Я.Коровина, И.С.Збарский, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2012.

3. Диски, презентации, плакаты, раздаточный материал по литературе для 9 класса.



3.Интернет-ресурсы:

nsportal.ru

alleng.ru

uroki.net

metodsovet.su

proshkolu.ru

pedsovet.ru

festival.1september.ru

5ballov.qip.ru

gramma.ru

litera.claw.ru

world-art.ru

russkay-literatura.ru

igrali.narod.ru



4.Материально-техническое обеспечение состоит из:

- проектора

- ноутбука

- экрана

- МФУ





Литература



1. Беляева Н.В. Литература. Проверочные работы. 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных организаций.- М.: Просвещение, 2014.

2. Беляева Н.В., Ерёмина О.А. Уроки литературы в 9 классе. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2011.

3. Вялкова Г.М. Рабочие программы по литературе. 5 - 9 классы (по программе под ред. В.Я.Коровиной). - М.: Планета, 2011.

4. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. - М.: ВАКО, 2016.

6. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. / под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение», 2012.

7. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5 - 11 классы (базовый уровень). Под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просещение, 2011.

8. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 9 класс. / В.Я.Коровина, И.С.Збарский, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2012.











































</<br>


Итоговая контрольная работа

Тест

Вариант 1

1. Укажите НЕВЕРНОЕ высказывание:

А) Литература - искусство слова.

Б) Проза - жанр литературы.

В) Драма - род литературы.

2. В какой строке указаны жанры только устного народного творчества?

А) сказка, поговорка, элегия

Б) пословица, былина, загадка

В) повесть, скороговорка, роман

3. «Слово о полку Игореве»- это

А) фольклорное произведение

Б) название летописи

В) произведение древнерусской литературы

4. Чувственное восприятие мира соответствует:

А) классицизму

Б) сентиментализму

В) романтизму

5. Комедия относится к:

А) лирике

Б) драме

В) эпосу

6. Комедия А.С.Грибоедова называется:

А) «Бедная Лиза»

Б) «Горе от ума»

В) «Недоросль».

7. Определите жанровую принадлежность произведения «Евгений Онегин»:

А) комедия

Б) поэма

В) роман в стихах



8. Г.Р. Державина и А.С. Пушкина сближает стихотворение:

А) «Памятник»

Б) «Воспоминания в Царском Селе»

В) «Зимнее утро».

9. Не относится к «Повестям Белкина» А.С.Пушкина:

А) «Барышня-крестьянка»

Б) «Выстрел»

В) «Дубровский».

10. Какое из произведений написано не М.Ю.Лермонтовым?

А) «Мцыри»

Б) «Горе от ума»

В) «Герой нашего времени»

11. «…Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела…»

Какое художественное средство использовано автором?

А) аллегория

Б) сравнение

В) антитеза.

12. Кто из героев романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» называет себя «нравственным калекой»?

А) Грушницкий

Б) Печорин

В) Вернер

13. Какой наказ дал отец Чичикову (Н.В. Гоголь «Мертвые души»)?

А) «береги копейку»,

Б) «верно служи Отчизне»,

В) «береги честь смолоду»

14. Кого Гоголь называет «прорехой на человечестве» (Н.В. Гоголь «Мертвые души»)?

А) Манилова

Б) Плюшкина

В) Собакевича

15. А.П.Чехов - писатель:

А)19 века

Б) 20 века

В) конца 19-начала 20 века.

16. Период начала 20 века в искусстве называют:

А) «золотой век»

Б) «серебряный век»

В) «бронзовая эпоха»

17. Какие художественные средства выразительности использованы в строке С.Есенина: «Отговорила роща золотая…»

А) гипербола и метафора

Б) олицетворение, эпитет, инверсия

В) олицетворение и инверсия

18. Главного героя рассказа М. Шолохова «Судьба человека» зовут:

А) Андрей Гуськов

Б) Андрей Соколов

В) Андрей Болконский



19. Жанр произведения Булгакова «Собачье сердце»:

А) Юмористическая повесть

Б) Сатирическая повесть

В) Сатирический роман



20. По мнению профессора Преображенского, разруха поселяется:

А) В сердцах людей

Б) В головах людей

В) В домах людей



Вариант 2

1. Укажите ВЕРНОЕ высказывание:

А) Литература - наука о красноречии.

Б) Сонет - жанр драмы.

В) Поэзия - жанр литературы

2. В какой строке указаны жанры только устного народного творчества?

А) сказка, поговорка, считалка

Б) пословица, былина, эпиграмма

В) повесть, скороговорка, роман



3. Что лежит в основе сюжета комедии «Горе от ума»?

А) любовная интрига

Б) конфликт «века нынешнего» и «века минувшего»

В) дуэль между Чацким и Фамусовым

4. В каком литературном направлении в качестве идеала изображалась мирная идиллическая жизнь на лоне природы?

А) классицизм

Б) сентиментализм

В) романтизм

5. Рассказ как жанр относится к:

А) лирике

Б) драме

В) эпосу

6. «Светлана» - это произведение

А) М.В. Ломоносова

Б) В.А. Жуковского

В) Г.Р. Державина

7. Повесть Н.М. Карамзина называется:

А) «Бедная Лиза»

Б) «Бедная Маша»

В) «Несчастная Лиза»

8. Как Онегин узнает о любви Татьяны?

А) ему рассказал Ленский

Б) из письма Ольги

В) из письма Татьяны

9. Кто из русских поэтов был учителем А.С.Пушкина?

А) М.Ю.Лермонтов

Б) Г.Р.Державин

В) В.А.Жуковский

10. Не относится к «Повестям Белкина» А.С.Пушкина:

А) «Барышня-крестьянка»

Б) « Евгений Онегин»

В) «Метель».

11. Печорин - герой произведения

А) М.Ю. Лермонтова

Б) Н.В.Гоголя

В) И.С.Тургенева

12. «Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..»

Какие художественные средства использованы автором?

А) аллегория и метафора

Б) сравнение и эпитет

В) эпитет и инверсия.

13. Кому посвятил Ю. Лермонтов стихотворение «Смерть Поэта»?

А) Державину

Б) Пушкину

В) Чаадаеву

14. У кого была привычка с первых же минут знакомства говорить собеседнику «ты» и обзывать разными обидными словами (Н.В. Гоголь «Мертвые души»)?

А) у Собакевича

Б) у Ноздрева

В) у Плюшкина

15. Кто имел «страстишку к картишкам» (Н.В. Гоголь «Мертвые души»)?

А) Ноздрев

Б) Собакевич

В) Плюшкин

16. Н.А.Некрасов - писатель:

А) 19 века

Б) 20 века

В) конца 19-начала 20 века.

17. Период начала 20 века в искусстве называют:

А) «золотой век»,

Б) «серебряный век»,

В) «бронзовая эпоха».

18. «Краткость - сестра таланта» - это слова:

А) А.П.Чехова

Б) В.В.Маяковского

В) С.А.Есенина

19. Автор «Стихов о Прекрасной Даме» -

А) А.Ахматова

Б) М.Цветаева

В) А.Блок

20. Главного героя рассказа М.Булгакова «Собачье сердце» зовут:

А) пёс Тузик

Б) Полиграф Шариков

В) Афанасий Бульдогов







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал