- Учителю
- Урок внеклассного чтения.Книга Дмитрия Емеца «Таня Гроттер и магический контрабас» - пример молодёжного бестселлера
Урок внеклассного чтения.Книга Дмитрия Емеца «Таня Гроттер и магический контрабас» - пример молодёжного бестселлера
Читать бестселлеры
не только интересно, но и полезно
(Материал к уроку внеклассного чтения «Моя читательская биография»)
Книги - реки, напояющие вселенную…
Кто читает, получает душе великую пользу.
Из «Повести временных лет»
Содержание
I. Введение. О чтении в России.
1. Бестселлер - путь к повышению читательского интереса.
1.1 История возникновения бестселлера как литературного жанра.
1.2 Отношение школьников и взрослых к бестселлерам.
1.3. Статистические данные (рекомендуется провести опрос).
II. Книга Дмитрия Емеца «Таня Гроттер и магический контрабас» -
пример молодёжного бестселлера.
2.1. Впечатления о книге, особенности авторского повествования;
2.2. Композиция произведения о Тане Гроттер, актуальность поднятых
проблем.
2.3. Для бестселлера характерна не только развлекательность, но и познавательность.
III. Заключение. Удивлять и познавать - главная задача литературы нашего времени.
IV. Список использованной литературы.
Введение
За несколько лет изменилось многое. Если в середине 20-го века у родителей не было мобильных телефонов, то теперь у каждого второго школьника имеется в кармане «мобильник». Компьютеры совсем недавно были роскошью, ныне практически у каждой семьи имеется электронный друг. Если раньше страна увлекалась литературой, читала книги известных писателей, то теперь больше интересуется телевидением, Интернетом. Чтобы занять свободное время, молодое поколение читало книги, газеты. Из них ребята узнавали о том, о чём не рассказывали в школе, они зачитывались романами, в героях произведений видели себя, учились по книгам, брали пример с героев, подражали им, познавали мир. Любой образованный человек в то время читал от классики до современной литературы. В местных библиотеках, в читальном зале всегда находилось достаточное количество читателей. Все понимали: читающие люди образованнее.
В наши дни увидеть молодёжь в читальном зале с литературным произведением в руках - редкость. Библиотеки используются только для получения материала к докладам, рефератам, курсовым; библиотеки нужны лишь для поиска известных книг, рекомендуемых учителем для чтения по школьной программе. Свободное время современная молодёжь проводит у телевизора или просиживает в Интернете, посещая развлекательные сайты; иногда перелистывает модные журналы, посещает дискотеки; чтение же занимает в жизни школьников далеко не первое место.
Но все же в России остаётся литература, которую читают все от мала до велика. Это бестселлер. Интересно, как же пишут бестселлеры, чем привлекателен этот жанр литературы.
О чтении в России
Чтобы дать оценку чтению в России и выяснить, как сформировался данный жанр в литературе, пересмотрите несколько журналов «У книжной полки».
Вторая половина 90-х годов прошлого столетия ознаменовалась всплеском интереса к проблемам чтения - и не только в профессиональных, но и более широких культурных слоях. В первой половине было как-то не до того: люди жили отголосками журнального бума, невиданного ранее взлёта читательской активности, что воспринималось как естественное выражение коллективного «Я - образа» - сообщества людей, исповедующих высокие духовные ценности.
В 1994-ом и 1999 году Российская государственная библиотека, Аналитический центр Юрия Левады и в 2003 году Некоммерческий фонд «Пушкинская библиотека» провели сопоставительный анализ читательского уровня среди населения в нашей стране и пришли к таким неутешительным выводам. Вопросы опроса:
▪ какую часть общества составляют те, кого можно назвать читающей
публикой?
▪ кто постоянно читает книги и чтение является для них частью образа жизни?
▪ кто регулярно пользуется библиотеками?
▪ кто имеет дома свою, пусть небольшую, библиотеку и покупает хотя бы
сколько - то книг в год?
Чтение книг (в % к числу опрошенных)
1994 2003
Читают постоянно 49% 26%
От случая к случаю 48% 40%
Никогда 23% 34%
Как видим, постоянные читатели книг составляют четвёртую часть взрослого населения страны. Коэффициент падения за 10 лет равен - 1,5. Примерно в 1,5 раза увеличилось число тех, кто вообще не читает.
Пользование библиотеками
(в % к числу опрошенных)
1994 год 20,7 %
1999 год 18%
2003 год 17,9%
Судя по этим данным, за 10 лет существенного ухода пользователей из библиотек не произошло, объем библиотечной аудитории стабилизировался на уровне 18-20% взрослого населения, хотя и имеет тенденцию к снижению. Но изменения произошли раньше - в начале 90-х годов, когда положение с финансированием и комплектованием библиотек было критическим, менялась сама модель культуры, опровергались общепринятые культурные нормы и ценности. Если сравнивать показатели 2003 года с более ранним периодом, то коэффициент падения пользования библиотеками будет равен - 2.
Покупка книг ( в % к числу опрошенных)
1994 2003
58,8% 21%
Уменьшение числа покупателей книг за это десятилетие носит обвальный характер: коэффициент падения - 2,5. Здесь речь должна идти не только об изменении культурной нормы, каковой являлось обязательное наличие дома полок с книгами, но и о росте цен на книги при резком обнищании населения и снижения уровня жизни большей части общества. Соответственно резко уменьшился объём домашних библиотек, а эру массового книгособирательства можно считать законченной.
Наличие книг дома (в % к числу опрошенных)
1994 2003
Нет книг 24% 30%
До 100 книг 34% 37%
100-300 книг 21% 21%
300-500 книг 11% 7%
500-1000 книг 6% 3%
Итак, более четверти домов сегодня - это дома без книг, а число семей, имеющих сколько-нибудь существенные домашние собрания (свыше 300 книг), сократилось в 2 раза. Приведённая статистика достаточно красноречива: даже при очень большом желании никаких точек роста в этих ключевых показателях чтения обнаружить не удаётся. То, что произошло за последнее десятилетие, - это массовый выход населения из пространства книги и литературы. Но всё изменилось после появления первого бестселлера. Страна вновь ударилась в чтение книг.
(Рекомендуем проанализировать статистические данные первого 21 века,
начиная с 2004 года и по сей день).
Бестселлер - путь к повышению читательского интереса
История возникновения бестселлера как литературного жанра
В словаре иностранных слов так объясняется происхождение данного термина:
бестселлер - англ.bestseller-best - лучший, большой, больше всего + sell -продаваться (в ряде стран, особенно в США и Англии) - наиболее ходкая книга, изданная большим тиражом.
Таким образом, слово «бестселлер» пришло из биржевого жаргона и означает «ходовой товар». Многие говорят, что в рыночных условиях истинная цена книги определяется не качеством её содержания, а быстротой её реализации. Сегодня, оценивая книгу, нужно учитывать не только эстетические критерии «большой литературы», но и увлекательность чтения, актуальность тематики, «моду», на которую всегда отзывается общество. Вот и получается, что оценка коммерческого успеха издания становится универсальным принципом, позволяющим обозначить позицию и отношение читателя. Место на первой строчке рейтинга свидетельствует о том, что утверждающий высокое качество диплом выдан самими читателями, а ведь ради них книги и пишутся.
Конечно, в первую голову слово «бестселлер» связано с массой литературной - самые большие тиражи делает именно она. В жанровом отношении это, как правило, чтение развлекательное - триллеры и детективы, приключения и шпионаж, любовные истории и страшилки, исторические романы и научная фантастика. Вся эта продукция - вместе с потребляющей её публикой - представляет собой любопытнейший социологический феномен. Говоря о жанрах бестселлеров, упомянем ещё одну их разновидность. Это своего рода полезные жизненные советы, руководства: «Как бросить курить» или «Как стать богатым». Там, где производство чего бы то ни было поставлено на поток, непременно появится и пособие по изготовлению данного ходового товара.
В России уже вышло переводное (естественно, «с американского») пособие А. Цукермана «Как написать бестселлер». Оказывается, этому можно легко научиться. В Америке давно с успехом применяется выведенная схема расположения эпизодов и построения характеров, следуя которой каждый (или почти каждый) может смастерить книгу, обречённую на успех. Для начала нужно дать положительному герою красивое и звучное имя, а отрицательному - глухо шипящее. В главных героях читатель должен узнать себя. Украсят книгу исторические реалии, названия любимых магазинов и спорт клубов, радующие глаз описания природы. Напряжённо - трагические эпизоды следует чередовать с комическими, лёгкими. Главное - не докучать «серьёзом». Любопытно отметить, что свои положения А. Цукерман иллюстрирует примерами не из массовой, а из классической литературы. Понятно, что, как всякое явление поп - культуры, массовая литература в разжиженном, доступном и упрощённом виде адаптирует «для бедных» высокие достижения литературы «большой».
Однако бестселлер - отнюдь не только дешёвое чтиво, и надо быть редким занудой, чтобы не находить удовольствия в истинно замечательных образцах массовой литературы. В списках наиболее ходовыми книгами числятся любовные романы, фэнтези и разнообразные детективы, как отечественные (от Татьяны Устиновой до Татьяны Толстой), так и импортные (от Кэндис Бушнел до Джоан Роулинг ). Среди них немало образцов массовой литературы для интеллектуалов - книжек, которые «не стыдно открыть в самолёте» (эту цель ставил перед собой, по его собственному признанию, Борис Акунин).
Там, где практика отслеживания коммерческого успеха книги уже устоялась (в Англии, например), в книготорговых журналах еженедельно печатаются топ - листы продаж, сформированные по десяти - пятнадцати признакам (по типу издания, по жанру, по аудитории и т.д.). Это самый проверенный механизм обратной связи с читателем. Есть там и данные по книгам серьёзным, занявшим первые места в своей категории. По тиражу таким книгам с массовыми изданиями не тягаться, но на своём поле они являются бестселлерами.
В библиотеках бестселлеры являются той литературой массового спроса, что востребованы в первую очередь. Говорят, книги Донцовой даже выдают под денежный залог. Чтобы успешно решать проблему формирования библиотечного фонда, необходимо чаще проводить в профессиональной печати рейтинги книг, читательские топ-листы, графики объёма книжных продаж. Пока подобные рейтинги публикуются разве что такой специализированной газетой, как «Книжное обозрение». Когда практика отслеживания судьбы изданий на книжном рынке станет нормой, связь «писатель - читатель» осквернится. Не исключено, что тогда две подсказки библиографа, о которых шла речь вначале, сольётся в одну: книги - лауреаты литературных премий и бестселлеры будут означать одно и то же.
Отношение школьников к бестселлерам
Роль подростка в культуре двойственна. С одной стороны, он традиционно выступает объектом внимания, воздействия и контроля. Именно взрослые определяют, какой должна быть полезная детская книга и какие книги вредны ребёнку. С другой стороны - современная культура во многих отношениях складывается под влиянием подростковой культуры. В языке «взрослой», в том числе образованной, части общества сознательно и во многом демонстративно используется молодёжный сленг как знак собственной важности и продуктивности. Более модным становится подростковый стиль в современной одежде. В массовой литературе для всех групп населения успешно эксплуатируются популярные подростковые жанры - приключения, детектив, исторический роман, фэнтези. Бум популярности во всех слоях общества пришёлся на произведения о Гарри Поттере, созданные для подростков. Вот почему мы рассматриваем детское чтение не как сегментальную структуру, изолированную от «взрослой» части, но как одну из исходных точек для всей национальной культуры.
В декабре 2006 года Аналитический центр Юрия Левады совместно с Некоммерческим фондом «Пушкинская библиотека» при финансовой поддержке Федерального агентства «Роспечать» провели исследование «Чтение школьников и культурные ресурсы семьи», основанное на выборке городского детского населения, в частности, группы школьников 5-9 классов. Исследование показало, что подростковая стадия чтения отличается неустойчивостью и, к сожалению, имеет отчетливо выраженный регрессивный характер.
Во - первых, в этом возрасте снижается интенсивность чтения. Так, если среди младших школьников доля тех, кто не прочитал ни одной книги за три предшествующих опросу месяца, составила 3 %, то среди учащихся средних классов этот показатель возрос до 10% и продолжал увеличиваться в старших возрастных группах.
Во - вторых, изменяется отношение к книге: всё чаще слышно мнение о том, что чтение - скучное и никому не нужное занятие.
В - третьих, более чем в два раза увеличивается доля тех, кто не имеет дома своих книг: более 100 книг имеют дома только 11% подростков. К переходу в старшие классы число детей, не имеющих дома своих книг, быстро растёт.
Значительную часть читаемой литературы составляет, разумеется, программная литература - Пушкин, Лев Толстой, Маяковский, Тургенев, Островский … Что касается «индивидуализированной» части списка, то книгу-лидера угадать нетрудно - это серия о Гарри Поттере.
(Рекомендуем провести опрос учащихся школы, проанализировать и сравнить с выводами, которые обозначены в данной работе).
Вопросы для тестирования могут быть такими:
▪ как вы понимаете слово «бестселлер»?
▪ какие бестселлеры вам известны?
▪ поделитесь впечатлениями о чтении.
По нашим данным, современные школьники имеют представление о бестселлере и с интересом читают их. Благодаря бестселлерам молодёжь всё еще можно назвать читающей, но читающей только то, что ей интересно.
Многие ученики понимают значение слова «бестселлер», но книг этого жанра никогда не читали. К сожалению, пятая часть опрошенных даже не имеет представления о бестселлерах, что говорит о низком читательском уровне современных школьников. К сожалению, как показывает статистика и социологические опросы, читающих людей, в том числе и среди молодёжи, становится всё меньше. Одной из особенностей массового чтения является и то, что с каждым годом сокращается число посетителей библиотек и книжных магазинов. Однако бестселлеры всё ещё заставляют людей брать в руки книги.
Предлагаем обратиться к двум бестселлерам русского и зарубежного писателя: повести «Таня Гроттер» Дмитрия Емеца и «Гарри Поттер» Джоан Роулинг.
Кто не знает мальчика по имени Гарри Поттер? Такого человека в современном мире найти крайне трудно. Про Гарри Поттера написаны книги, снимаются фильмы, разработаны игры, его физиономию можно встретить на наклейках и постерах, флажках и значках, рюкзаках и пеналах и т.п. Стоит в Интернете набрать волшебные два слова - и вы много дней потратите на то, чтобы посмотреть ссылки: фэн-клубы, книги на заказ, фильмы, статьи, споры, упоминания... Гарри Поттером увлекаются не только дети, но и взрослые, независимо от национальности, половой принадлежности и вероисповедания. Во всех уголках мира идут ожесточенные дискуссии: историю о Гарри Поттере превозносят до небес, называя ее книгой тысячелетия, и порицают, обвиняя писательницу Джоан Роулинг в связях с сатанинскими группировками.
«Гарри Поттер» поразил воображение многих людей. Теперь уже ясно, что имя Джоанны Кэтлин Роулинг навсегда вошло в мировую детскую классику. Книги про Гарри Поттера переведены на 48 языков мира (включая латынь и древнегреческий), изданы в количестве 135 млн. экземпляров. В Гарри Поттера переодеваются и дети (в разных странах мира устраиваются даже чемпионаты двойников маленького волшебника), и взрослые (например, Билл Гейтс на одной из презентаций новых технологий Microsoft продемонстрировал собравшимся рекламный видеоролик, где предстал в наряде Гарри Поттера, а один голландский священник оделся в костюм волшебника и попросил детей прийти на мессу в одежде героев популярной серии). А уж Всемирная Паутина для «поттероманов» - настоящий рай: фэн-клубы и иные веб-странички, посвященные волшебному мальчику с зелеными глазами, множатся, как грибы. Но если вы думаете, что поттеромания ограничивается только вышеперечисленным, вы глубоко ошибаетесь. Влияние Гарри Поттера на человечество гораздо глубже. Людям уже недостаточно просто «играть в Гарри Поттера». Они хотят стать таким, как Гарри Поттер. Как? Очень «просто»: научившись настоящему волшебству. А именно - оккультным и магическим практикам. По образцу Школы магии и волшебства Хогвартс во многих странах создаются учебные заведения (как дистанционного, так и классического образования), где все желающие могут изучить такие предметы, как история магии, астрология, гадание, практическая магия, медитация, травология, целительство и т.д. А в NASA, говорят, всерьез подумывают о том, чтобы создать настоящие летательные метлы. Мир буквально сошел с ума из-за какой-то детской книжки... Но зададимся правомерным вопросом: действительно ли книжки про Гарри Поттера такие детские? Может быть, они есть нечто большее, чем просто очередная классическая сказка? Большее, чем очередное фэнтези? И почему у людей, прочитавших эти книги, возникает такое непреодолимое желание попробовать летать на метле не только во сне, но и наяву?
Аналогом нашумевшему мировому бестселлеру Дж.К.Ролинга о Гарри Потере в русской литературе стали книги Дмитрия Емеца о Тане Гроттер.
Книга Дмитрия Емеца «Таня Гроттер и магический контрабас» -
пример молодёжного бестселлера
Первая книга Дмитрия Емеца «Таня Гроттер и магический контрабас» интересна и занимательна. Занимательность основана на традициях устного народного творчества, которые так знакомы нам с детства. Это
▪ сказочные и былинные герои (Конёк-горбунок, Баба-Яга, братья-богатыри, старик Хаттабыч, белка, щёлкающая орешки, молодцы в красных рубахах, Белоснежка и семь гномов и др.),
▪ необычные сюжеты (лечение в магпункте, игра в драконбол, случай с замерзшим огнём и др.),
▪ волшебных предметы (огненный язык, волшебный смычок, магическое кольцо, кувшин, золотой меч и др.),
▪ чудеса (живой классный журнал, летающий контрабас и пылесос и др.),
▪ волшебные слова-заклинания, магическое число три,
▪ элементы героического эпоса (Пенелопа, титаны, циклопы, драконы и др.).
Читаешь произведение, и перед глазами возникают сюжеты знакомых с произведений из героического эпоса (подвиги Геракла), сказок («Золушка», «Метелица»). Для сюжета автор использует необыкновенные чудеса. Подростки с удивительной лёгкостью и интересом прочитают книгу, так как писатель использует подростковый и молодёжный сленг, разговорный язык, насыщенный иронией, сарказмом и остроумием, что больше сближает автора с читателями.
Современные зарисовки, реалии нашей жизни, вечные проблемы отцов и детей, учителей и учеников, проблемы дружбы, любви помогают читателю учиться на ошибках героев, более реалистично воспринимать произведение, поверить в чудеса.
Композиция первой книги Дмитрия Емеца «Таня Гроттер и Магический Контрабас» необычна и интересна своим названием, которое передаёт смысл всего произведения. Магический контрабас стал для главной героини Тани сначала родным другом, а вскоре верным помощником в борьбе со злом. Четырнадцать глав с необычными названиями заинтересовывают подростка, поддерживают его читательский интерес. В сюжетной линии произведения присутствуют два мира: с одной стороны - это мир людей, которому автор даёт название лопухоидов, а с другой - мир белой и чёрной магии - Тибидохс. Пожалуй, название для мира людей кажется нам оскорбительным, но, прочитав книгу, мы понимаем, что действительно мир, наполненный коварством и жестокостью, несправедливостью и предательством, иначе назвать трудно. Как выжить и остаться человеком в этом яростном мире? - такова одна из важных проблем поднята автором. В мире сложных человеческих отношений нелегко приходится тем, кто с раннего детства выброшен на обочину жизни.
Одна из глав называется «Баб-Ягун» (имя - аналогия Баба - Яга -фантастического друга Тани, с помощью которого она из мира людей попадает в мир магов и волшебников). Название глав содержит в себе необычные нашему сознанию слова, намекая читателю на фантастические истории и приключения, и тем самым книга приобретает всё новых и новых читателей.
Оформление книги тоже имеет немалое значение для читающих подростков. На яркой необычной обложке изображены фантастические персонажи, интригующие покупателей. Особенностью обложки считается название произведения, которое словно выгравировано золотыми буквами, что позволяет узнавать книгу среди ряда других. На фронтисписе изображена волшебная карта школы магии. Глядя на эту карту, читатель словно попадает в мир волшебства и магии. Писатель пользуется фантасмагорией, благодаря которой произведение становится ярче и интереснее. Для привлечения читательского внимания на форзаце изображены волшебные существа, взятые из сказок, древнегреческих мифов, они рассказывают о необычности сюжета и привлекают читательскую аудиторию. В центре на голубом фоне мы видим главную героиню произведения Таню, летящую на магическом контрабасе, которым десятилетняя девочка управляет с помощью волшебного смычка. Фантастические иллюстрации делают книгу привлекательной не только для подростков, но и для взрослых.
Существует такое понятие, что бестселлер - это только развлекательный жанр литературы. Не согласна с категоричностью данного утверждения. Бестселлер - достаточно серьёзная литература и рассчитана на думающего читателя. Судите сами.
В книге Дмитрия Емеца нашли отражение два мира: мир добра и зла, мир, наполненный трагедиями и счастьем. Как выжить в этом мире? Автор утверждает, что всё зависит от самого человека. Наблюдая за главной героиней Таней Гроттер, видишь, как, беззащитная и одинокая, она становится мужественной, настойчивой, терпеливой и побеждает тёмные силы зла. Кто помогает ей в этом?
Настоящие друзья (Баб-Ягун, Ванька Валялкин) помогли девочке преодолеть все испытания и стать настоящей волшебницей. Генка Бульонов (одноклассник в стране лопухоидов) и Шурасик (приобретённый друг в стране магии) стали для неё настоящим испытанием, которое научило её внимательно относиться к людям и разбираться в них. Первый предложил ограбить банк (Татьяна категорически отказалась, высмеяв Генку), другой оказался предателем (в нём девочка разочаровалась). Описывая дружбу, автор хочет сказать, что мужская дружба самая верная, потому что настоящих подруг Таня так и не встретила пока в жизни. Мнение автора попробуйте опровергнуть: среди девочек тоже есть настоящие и верные подруги.
На выбор жизненного пути огромное влияние оказывают родители. Это утверждение проходит красной нитью через всё повествование. Софья и Леопольд Гроттеры, родители Тани, сумели обезопасить дочь, подарив ей талисман Четырёх Стихий: огня, воды, воздуха и земли - в виде маленькой родинки на носу.
«Таня провела рукой по носу. Родинки, которую она столько раз проклинала, из-за которой её столько раз дразнили, родинки, отзывавшейся болью при каждом прикосновении, не было! Она исчезла, и именно её теперь Шурасик держал в своей влажной ручке… Что-то маленькое и тёмное, не крупнее рисового зерна».
Именно родинка на носу спасает Таню от трагических случайностей и обстоятельств с самого раннего детства.
Важное место в произведении отводится и учителям. Классный руководитель Ирина Владимировна проявила милосердие к ученице, взяв её на экскурсию в Оружейную палату, а толстопузый физрук Приходькин спас от нападок Таню после исчезновения в музее золотого меча. Сарданапал, Медузия (директор и завуч школы магии) бережно относились к девочке и мечтали в её лице сохранить древний род магов.
В книге Емеца освещаются проблемы современного мира
Оставшись сиротой, Таня попадает в дом приёмных родителей Дурнёвых. Писатель создаёт сатирический портрет семьи, для которой Таня стала обузой. Дядя Герман - отец семейства, он баллотируется в депутаты и поэтому не может не взять сироту в дом. Возглавляет фирму со смешным названием «Носки секонд-хенд» и комиссию «Сердечная помощь детям и инвалидам», а сам мечтает Таню отправить в детский дом или в колонию для малолетних преступников, хотя девочка таковой не являлась. У него было сто семнадцать плохих настроений. Можно представить, как относился этот папаша к девочке, которая нуждалась во внимании и заботе.
Тётя Нинель за прошедшие десять лет растолстела втрое и могла ездить только в грузовом лифте. Чтобы она протискивалась в кухню, пришлось расширять дверь. При разговоре с Таней автор отмечает в ней извиняющуюся улыбку льва. Сколько иронии, перерастающей в сарказм, слышим мы в голосе автора! Мы понимаем, что эта женщина представляет угрозу для сироты.
«Её громоздкая туша нависла над девочкой как железобетонная плита», а «шаги её были такими гулкими, что можно было решить, что сюда топает Каменный гость».
Дочь Пипа (Пенелопа), ровесница Тани, изображена отвратительной девочкой. Вспомним, когда она строит гримасы.
«Никакая гримаса, даже самая противная не была столь же противной, как её собственное лошадиное лицо (наследство от папы Германа) с мигавшими на нём круглыми рыбьими глазами (подарок от мамы Нинели)».
Показателем её умственных способностей является и тот факт, что она слово «овощ» умудрялась писать не только с мягким знаком, но и в два слова.
Итак, семья Дурнёвых соответствует своей говорящей фамилии и, как пишет автор, «вошла в справочное издание «Тысяча самых неприятных лопухоидов». Неслучайно, живя в такой семье Таня мечтает вырваться на свободу и улететь.
«Вот если бы я могла летать! Я бы открыла окно и улетела далеко- далеко отсюда, за сотни, за тысячи километров, туда, где мой папа! А крылья бы у меня были как тот лист…»
Жизнь Тани в приёмной семье - наглядный пример нашей действительности, а мудрые слова десятилетней девочки заставляют задуматься не только детей, но и взрослых:
«Некоторые родились людьми явно по ошибке.
Оттого, наверное, они такие и противные».
Писатель подчёркивает важность книг в жизни человека. Таня должна была выучить заклинания, пользуясь «Справочником Белого Мага», который существует в единственном экземпляре. Читая эти страницы, понимаем, что книги нужно беречь («Смотри береги её! Это исключительно редкая книга!.. Библиотечный джин даже пытался взять в залог мою душу», - предупреждает её Баб-Ягун).
Вернуть нужно книгу вовремя, иначе тебя ждёт проклятие. А если ты вырвешь страницы или испортишь книгу, тебя ждёт суровое наказание. Так, используя фантастический сюжет, автор создаёт своеобразную памятку, связанную с бережным отношением к книгам.
Учёба является главным трудом для подростка, и поэтому писатель обращает на это серьёзное внимание. И в мире лопухоидов, и в мире волшебников главное место занимает школа. Уроки, полученные в школах, помогают Тане справиться с трудными жизненными испытаниями. Вспомним сцену перелёта Тани из мира лопухоидов в мир волшебников. Таня не раз укоряла себя за то, что не до конца выучила отдельные заклинания, и ей приходилось опасаться за свою жизнь. Уроки, полученные от учителей, пригодились ей в борьбе с драконами и с тёмной волшебницей Чумой-дель -Торт. Если читать внимательно эпизоды, рассказывающие об учёбе в школе магии, можно извлечь для себя много полезных советов. Хорошо было, если бы в современных школах за невыученные уроки наказывали так же, как и в школе волшебства. Интересно, что с нерадивыми учениками часто расправлялся сам классный журнал, а некоторых приходилось извлекать из пасти дракона или сразу же вести в магпункт, где оказывалась первую помощь. Прочитайте книгу и узнаете о способах серьёзного наказания за невыполненные задания.
Бестселлер, созданный Дмитрием Емецем, заканчивается традиционно, как и в русской классической литературе: добро побеждает зло. В жизни же происходит несколько иначе, понятна позиция автора: в сказку, в чудо нужно верить. Человек без веры жить не может. Вера в добро окрыляет человека, делает его сильным, выносливым. Развлекая читателей, Дмитрий Емец мечтает видеть в подрастающем поколении настоящего человека, Человека с большой буквы.
Заключение
Удивлять и познавать - главная задача литературы времени. Прочитав произведения Дмитрия Емеца о Тани Гроттер и Джоан Кетлин Роулинг о Гарри Потере, понимаешь, что бестселлеры создаются для серьёзного, думающего читателя. На протяжении семи книг ребята вместе с героями взрослеем, учатся мудрости и познают смысл жизни.
Прочитайте произведения, сравните судьбы героев, тем более что в последних книгах им исполняется по восемнадцать лет. Нашумевший бестселлер о Гарри Потере считается лучшим в современном мире, для российских же подростков повесть о приключениях маленькой волшебницы Тани Гроттер ближе и понятнее, так как она соответствует нашей культуре и менталитету. Детективные и фантастические начала являются основными характеристиками жанра бестселлера. Прочитав эти книги, вновь окунёшься в мир волшебства и магии. Вместе с героями переживаешь их неудачи и победы. Герои книги-подростки, поэтому их проблемы так понятны и близки школьникам.
Список использованной литературы
-
Емец Дмитрий. Таня Гроттер и магический контрабас. Издательство «Эксмо», 2002 г..
-
Роулинг Джоан Кетлин. Гарри Поттер и философский камень. Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2001 г..
-
Словарь иностранных слов. Москва, «РУССКИЙ ЯЗЫК», 1988 г..
-
У книжной полки. Журнал для библиотек. № 1,4- 2004 г., № 4-2006 г.,
№ 1,4- 2007 г..