7


  • Учителю
  • Научно-исследовательская работа на тему Говорливая моя сторонушка

Научно-исследовательская работа на тему Говорливая моя сторонушка

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Говорливая моя сторонушка.

Вика: - Тема нашей научно-исследовательской работы: «Говорливая моя сторонушка».

Анг:- проект подготовили: Кичко Ангелина, Абдышева Виктория, _______________, ученицы 9 класса МКОУ СОШ №2 г.Суровикино.

Анг:- -Цель нашего проекта: выявление особенности структуры речи казаков нашей местности, ее влияние на формирование особого диалекта Суровикинского района.

_____:-Для достижения поставленной цели нам необходимо было решить ряд задач:

Вика:-1.узнать историю своего родного края, выявить фонетические, грамматические, лексические черты местного говора;

Анг:-2.исследовать, что повлияло на формирование диалекта нашего Суровикинского района;

_____:-3. выявить, на какие несколько групп делятся диалектизмы в зависимости от особенности говора, отраженном в диалектном слове;

._____: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре…, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать»

Д.С. Лихачев.

Анг: Мы начали свою работу над проектом словами Дмитрия Сергеевича Лихачева неслучайно. Начало 21 века в России характеризуется резким падением речевой культуры, утратой исторических языковых истоков.

Вика: Проблемы падения речевой культуры сегодня актуальны и для нашего района, издавна хранившего выразительность казачьего слова.

Анг:- -Донское казачество - часть человечества,

____ его язык - достояние культуры,

Вика: его незнание - позор для потомка донского казачества.

_______:- Казачьи говоры как территориальные разновидности общенародного языка - самобытное, уникальное явление, живое свидетельство того, что стало историей русского языка и русского народа.

Вика:-Они - показатель богатства и многообразия русской речи. Ведь богатство русского языка - это, в первую очередь, богатство его синонимии, возможность один и тот же смысл передать разными способами. Диалекты как раз и дают такую возможность.

Ангелина: Диалектизм - слово или устойчивое сочетание в литературном языке, которое не входит в его лексическую систему, а является принадлежностью одного или нескольких говоров русского общенационального языка.

________: Поэтому актуальность нашего проекта основывается на необходимости выявления в нашей современной речевой деятельности малоизученных возможностей использования этнографических диалектов, используемых в разговорной речи среди жителей нашего района.

Ангелина: -В зависимости от того, какие особенности говора отражены в диалектном слове, диалектизмы делятся на лексико-фонетические (павук - паук, вострый - острый, арепей - репей),

Вика: лексико-словообразовательные (блюдка - блюдце, ),

________:собственно лексические (шабер - сосед, ),

Ангелина: лексико-семантические (угадать - узнать, бабка - знахарка, повитуха; башмак - годовалый теленок),

________: фонетические (мяшок, идуть), фразеологические («Задишканит- трава вянет»,- так говорят казаки о мастерице песни играть, то есть петь.

Вика: Особую группу составляют этнографические диалектизмы - слова, называющие понятия, характерные только для быта носителей говора. журавец , чапельник, насека, махотка, кизяки, арба, терпуга, ирьян и др.

Анг.: -Работая над проектом, мы поняли, что, проживая на богатой казачьими традициями земле, мы должны владеть двумя формами национального языка, уметь разграничивать их и варьировать свою речь в зависимости от ситуации, собеседника.

Вика:-В условиях сельской местности мы имеем большие возможности для приобщения к изучению особенностей окружающего нас донского казачьего диалекта.

Анг: - Это позволяет нам узнать историю своего края

Вика: - увидеть слова и формы, которые сохранились с древнейших времен. Применительно к нашей местности это формы местоимений 1-го и 2-го лица и возвратного в родительном, винительном падежах: МЕНЕ, ТЕБЕ. СЕБЕ.

Ангелина: Формы глаголов 3-го лица единственного и множественного числа с конечный ТЭ мягким - ИДЕТЬ , ИДУТЬ и др.

Ангелина: Исторические события в жизни казачества повлияли на формирование донского диалекта, в котором произошло смешение русских, татарских, черкесских, кабардинских слов, наложило отпечаток на развитие языка казаков, воплотившем накопленный опыт предыдущих поколений.

______: Мы заглянули в прошлое нашего казачьего края , нашего города, который основали две семьи казаков Суровикиных в 1744 году.

Ангелина: По обеим сторонам Дона жили и живут донские казаки. Казаки делились на «низевые» и «верховые». Жители станицы Суровикинская относятся к «низевым» казакам.

Вика: Надо сказать, что казаки, особенно «низевые» отличались не только по внешнему виду от исконно-русских, но и в донском говоре.

_____: Здесь приветствуют друг друга по-старому, по-казачьи:

Ангелина: «Здорово дневали! Здорово ночевали!».

Вика: Женщины приветливо обращаются друг к другу: «Ах, ты моя бОлезная, жАличка, крОмочка!».

______: Тут не скажут: «Войдите в дом», а «влезайте в курень».

Вика: Обращение писателей к разговорной народной речи, к диалектам - вот надежный путь развития словарного состава. Как paдует писателя найденное меткое, образное слово, как бы вновь открытое для себя!

Ангелина: В своих произведениях М.А.Шолохов увековечил диалектную казачью речь, используя их для обозначения бытовых реалий и как средство речевой характеристики героев, средство создания местного речевого колорита.

________: -С их помощью автор описывает донскую природу, отражает самобытность жизни казачества.

Ангелина: -Приведем некоторые примеры из произведения М.Шолохова «Тихий Дон»:

( текст на руках «В предпоследнюю турецкую кампанию»)

_________: Где же мы можем встретить такую речь? Использовать эти диалекты?

Вика: Используют диалектизмы сегодня там, где идет речь о народных обычаях и традициях. Например, повествование о свадебном обряде, о крещении ребенка в церкви, о пении казачьих песен. И диалектизмы здесь бесконечны, ярки, образны, самобытны:

Анг.: Проанализировав особенности использования диалектизмов в разговорной речи мы можем сделать следующие выводы:

Вика: Народные говоры как источник пополнения языка сегодня ставятся под сомнение. Молодые люди, живущие в различных местностях, под влиянием средств массовой информации - радио, телевидения - забывают местные слова, стесняются их употреблять в речи.

Анг.: И действительно, в хуторах и станицах все меньше встречается людей, сохраняющих в неприкосновенности язык дедов и прадедов.

______: Население пользуется большей частью диалектом, в значительной степени сближенным с литературным языком.

Вика: И если мы утратим в языке живое казачье слово, значит, со временем исчезнет и казачество в целом.

_______:- Мы же обязаны сохранить языковое наследие наших предков, потому что мы не хотим быть безродными, не помнящими рода своего и имени. Не знать языка собственных предков - позор и беда для мыслящего, уважающего себя человека.

Ангелина:- Недаром мы называем нашу сторонушку- говорливой, а значит - жив язык наших предков, и мы не дадим ему «умереть».

Вместе :- Спасибо за внимание! Будьте здоровы!



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал