7


  • Учителю
  • Упорядочивание познавательных универсальных учебных действий на уроках литературы

Упорядочивание познавательных универсальных учебных действий на уроках литературы

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Учитель русского языка и литературы Краснопёров Виталий Иванович МОУ «Закутчанская СОШ Вейделевского района Белгородской области»

Статья

Упорядочивание познавательных универсальных учебных действий на уроках литературы




Аннотация. Статья посвящена проблеме регулирования познавательных универсальных учебных действий на уроках литературы. Приводятся примеры постановки и формулирования проблемных вопросов на уроках, основанных на противоречиях, по принципу выбора правильного варианта из нескольких вариантов

Ключевые слова: познавательные универсальные учебные действия, литература, логическая операция, проблемный вопрос, противоречие.


В основе федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения лежит системно-деятельностный подход. Значимое место в документе занимают требования к результатам образования, в первую очередь, личностным и метапредметным.

Специфика предмета литература предполагает необходимость творческого поиска, проявление самостоятельности, столкновение мнений, читательские интерпретации. Активизировать учебную деятельность можно с помощью создания проблемных ситуаций и постановки проблемных вопросов и задач. А.Г.Асмолов отмечает, что действия постановки и решения проблем включают формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. С его точки зрения умение видеть проблему приравнивается к проблемной ситуации и понимается как возникновение трудностей в решении проблемы при отсутствии необходимых знаний и средств. Для формирования этого компонента существуют разнообразные задания. Это задания на умения задавать вопросы, на смысловое чтение и овладение приемами осмысления в соответствии с их целями и задачами. Умение ставить вопросы можно рассмотреть как вариант, компонент умения видеть проблему.

По мнению В.Г.Маранцмана, проблемный вопрос имеет следующие качества:

1. «Проблемный вопрос содержит, как правило, сложность, иногда выступающую в форме противоречия, не очевидно разрешимого для учеников.

2. Проблемный вопрос одновременно должен быть задачей, увлекательной для ученика, отвечать его потребностям, входить в круг его интересов и вместе с тем соответствовать природе художественного произведения, логике науки и литературе. Вопрос проблемного характера возникает как бы в точке пересечения логики науки и интересов ученика.

3.Одним из существенных качеств проблемного вопроса оказывается емкость, способность охватить не только единичный факт, а широкий круг материала. Благодаря емкости проблемного вопроса он помогает выявить общее в единичном. Проблемный вопрос, как правило, выявляет связи отдельных элементов художественного текста с общей концепций произведения» [4]

На уроке литературы проблемный вопрос и проблемная задача могут основываться на нескольких видах противоречий: противоречия как результат разноголосья читательских мнений о литературном явлении; противоречия, возникающие на стыке знания и незнания о новом литературном явлении, известного и неизвестного; противоречия, обусловленные самой диалогической природой литературы как вида искусства.

В основе проблемного вопроса могут быть противоречия. Предлагаем обучающимся два противоположных мнения критиков, литературоведов или читателей и просим защитить одну из позиций, либо определить свою, совершенно иную. Например, предлагается сопоставить мнения исследователя и школьника (отрывок из сочинения) о герое повести М.Булгакова «Собачье сердце». Мнение Т.П.Буслаковой: «Мир профессора Преображенского - это мир истинной русской интеллигенции, не случайно его прототипом был профессор Покровский, брат матери Булгакова, знаменитый московский медик. Профессор Преображенский не только исследует жизнь, но и творит чудеса, омолаживая людей, «очеловечивая» животных. В оценке самых разных персонажей он «кудесник», волшебник, творец, божество. В царстве зла он является носителем доброго. Творческого начала. Антитезу профессору Преображенскому и его ученику доктору Борменталю составляют герои, воплощающие различные стороны многоликого зла». А вот фрагмент школьного сочинения: «Преображенский - преображение. В профессоре скрыт не творец, а исследователь, который замахнулся на перевоплощение уже созданного природой. В звучании его фамилии мне слышится горькая ирония: ученый, который совершил «опыт» над самой жизнью, поставил на грань уничтожения собственное существование. Преображенский еще страшнее Шарикова…»

Материалом для создания проблемной ситуации становятся иллюстрации разных художников, различное актерское чтение одного стихотворения или фрагмента из эпического произведения, два музыкальных произведения на основе одного текста.

Противоречие может быть между различными гранями, аспектами литературного явления либо по принципу выбора из нескольких вариантов, либо по принципу «с одной стороны…», «с другой стороны…», и тогда в формулировке проблемного вопроса объединяются разные грани литературного явления:

- Если герой поэмы М.Лермонтова Калашников уверен, что он бился честно, за правду, то почему же он считает, что его поступок достоин наказания?

- Что более страшно для лирического героя Ф.Тютчева: бездна мироздания ил бездна собственной души?

Рассмотрим противоречие между разными позициями авторов по отношению к поступку, человеку. Ученики, обращаясь, к тексту, убеждаются, насколько различны точки зрения авторов произведений, и пытаются понять причины этого различия в характере события, поступка. Например, на одном уроке литературы при изучении произведения французского писателя Проспера Мериме «Маттео Фальконе» формулируется проблемный вопрос: «Дает ли Проспер Мериме оценку действиям своего главного героя Маттео Фальконе?». Отсутствуют необходимые знания, их ученики найдут в текстах произведений. На другом уроке рассматриваются в сравнении (сравнительно-сопоставительная характеристика) два произведения: «Тарас Бульба» Н.Гоголя и «Маттео Фальконе» Проспера Мериме, на котором формулируется такой проблемный вопрос: «Тарас Бульба и Маттео Фальконе вызывают наши симпатии, но почему, ведь они совершили одно из самых страшных преступлений, которое только может быть совершено человеком, - убийство?».

Возможно, противоречие между невозможностью использовать уже известные знания для объяснения определенного литературного явления и необходимостью его объяснения. Ученикам предлагается объяснить литературное явление с позиций уже известных знаний, что обнаруживает недостаточность этих знаний и необходимость поиска новых решений:

- Известно, что основа драматического конфликта - противостояние героев либо столкновение разнонаправленных чувств в душе героя в душе героя. Постарайтесь с этой позиции определить конфликт чеховской пьесы «Вишневый сад».

Таким образом, специально организованная учебная деятельность позволяет целенаправленно учить учеников ставить, формулировать проблемные вопросы или проблемные задачи и решать их.


Литература

1.Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2019.- с.9

4.Маранцман В.Г.ЧирковскаяТ.В.Проблемное изучение литературного произведения в школе.- М.: Просвещение, 1977.-206с.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал